УДК 159.92
Шарипова Ф.Р.
магистрант, направление: специальное (дефектологическое) образование, профиль: Логопедия Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье раскрыты особенности содержания, формы, методы формирования описательной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Цель представленного в статье исследования- разработать программу, экспериментально проверить эффективность разработанной программы развития описательной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В ходе исследования применялся как теоретический метод: анализ психологической, педагогической, лингвистической, методической литературы по теме исследования, так же эмпирический метод: наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования, беседа, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контроль за эффективностью программы, математический анализ полученных данных.
Ключевые слова: задержка психического развития, описательная речь, приемы развития описательной речи, словарный запас.
Проблема формирования описательной речи детей старшего дошкольного возраста в настоящее время является предметом внимания многих ученых: педагогов, лингвистов, психологов. Это связано с тем, что для успешного обучения в школе требуется умение составлять рассказы, в частности описательного характера. Описательная речь играет огромную роль в развитии высших психических функций детей, в их социализации, в формировании их личности. В связи с этим обучать рассказыванию детей необходимо уже в дошкольном возрасте.
Описательная речь - достаточно сложный вид монологической речи даже для детей с нормотипическим развитием, а для детей с задержкой психического развития (ЗПР) требуется специальное обучение, благодаря которому дошкольники учатся составлять полное и последовательное описание. Владение описательной речью повышает уровень общего развития детей с ЗПР, который необходим для овладения коммуникацией [2]. В.А. Киселева отмечает, что именно способность составлять описательные рассказы у детей с ЗПР оказывается наиболее несформированной, однако, несмотря на пониженную обучаемость, дети могут использовать помощь взрослого, а также переносить полученные знания и умения в другие ситуации [1].
Исследование проводилось на базе специального коррекционного дошкольного учреждения и включало в себя три этапа: констатирующий; обучающий (формирующий); контрольный.
Были обследованы 20 дошкольников, имеющих задержку психического развития. На констатирующем этапе исследование состояния описательной речи началось с индивидуальных обследований речи, позволяющие оценить уровень понимания обращенной речи. Затем проводилась обследование речи, в ходе которого был выявлен уровень лексического запаса дошкольников с импрессивной и экспрессивной речи. Так же оценивался умения использовать лексические средства в самостоятельной речи, умения составлять рассказ-описание. Для проведения исследования были использованы методики: С.М. Валявко, Г.В. Чиркиной и Т.А. Ткаченко, так как они наиболее подходящие для детей с задержкой психического развития: доступный материал, простота применения, удобство в обработке результатов.
Дошкольникам предлагаются картинки для обследования существительных, глаголов, прилагательных, которые обозначают пространство, величину, цвет и форму, а также притяжательных и относительных прилагательных, наречий, личных и притяжательных местоимений, предлагалось подобрать антонимы, обобщающие слова, самостоятельно составить предложения по картинке и со словом, подобрать прилагательные к существительному, добавить слова к незаконченному
предложению. Так же предлагались предметы (кукла, яблоко и машина) и опорная схема. Оценка осуществлялась в баллах.
Констатирующий этап эксперимента показал (диаграмма 1), что для 20% детей с ЗПР характерен средний уровень развития. У дошкольников наблюдается преобладание пассивного словаря над активным, трудности актуализации слов, подбора антонимов и обобщающих понятий, дети строят простые предложения, допускают ошибки при подборе прилагательных к существительному, слов к незаконченному предложению; рассказ-описание изобилует грамматическими ошибками, недостаточен по объему, так как не передаются все основные характеристики объекта, отсутствуют языковые средства, требуется помощь экспериментатора.
У остальных детей (80% детей с ЗПР) наблюдался низкий уровень развития. Эти дети испытывают значительные трудности при назывании многих глаголов, существительных, прилагательных и наречий, их лексический запас не соответствует возрасту, дети не умеют подбирать антонимы, называть обобщающие слова, строят короткие неразвернутые предложения, пропуская одного из главных членов предложения, неправильно согласовывают прилагательные с существительными, неправильно подбирают слова к незаконченному предложению, рассказ-описание сводится к перечислению признаков.
Таким образом, в экспериментальной части представленной работы бала поставлена цель - обучение детей навыкам описательной речи. Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1) Развитие словарного запаса и грамматического строя;
2) Развитие умения согласовывать слова в предложениях;
3) Развитие умения выделять в объектах характерные, существенные признаки, группировать, соединять их, обозначая словами;
4) Развитие умения соотносить свое описание с рассматриваемым объектом;
5) Формирование умения планировать высказывание;
6) Формирование последовательного и логичного повествования [3].
Коррекционная работа с экспериментальной группой проводилась по специально разработанной коррекционно-развивающий программе совместно с воспитателем, учителем дефектологом. Детям предлагалось составлять рассказ, используя детали на липучке: последовательно рассказывая, ребенок прикреплял ту или иную деталь к доске с изображением описываемого предмета. Для составления рассказов-описаний детям предлагались не только детали на липучках, но и наглядный план для составления рассказов. А в подготовительной работе в процессе занятий использовались дидактические игры. Так как речевые возможности детей с ЗПР ограничены, для формирования описательной речи по одной лексической теме проводились 2 занятия, на которых дети учились описывать определенные предметы.
Контрольная группа так же проходила обучение, по стандартному учебному плану ДОУ. После обучающего эксперимента было проведено повторное обследование описательной речи. Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уровни развития связной описательной речи дошкольников на контрольном этапе
Экспериментальная Контрольная
группа группа
человек % человек %
Высокий 1 10 0 0
Средний 8 80 2 20
Низкий 1 10 8 80
Диаграмма 1.
Результаты обследования описательной речи дошкольников с ЗПР в констатирующим эксперименте.
Диаграмма 2.
Результаты обследования описательной речи дошкольников с ЗПР в контрольном эксперименте.
Результаты, представленные в таблице, показывают, что в экспериментальной группе положительные сдвиги в овладении навыком описательной речи наблюдается. Контрольный этап эксперимента показал, что проведенная коррекционно-развивающая работа по развитию описательной речи была эффективной, так как у детей экспериментальной группы результаты выше,
чем в контрольной группе. Высоким уровнем развития стали обладать 10% детей экспериментальной группы. Они набрали 23 балла. Эти дошкольники владеют большим запасом лексических средств, как в пассивном, так и в активном запасе, знают много обобщающих понятий, антонимов, могут составлять развернутые грамматически правильные предложения, составлять рассказ-описание, который точно и полно отражает основные свойства предмета, его назначение, в рассказе присутствует логико-смысловая организации текста, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики.
Средний уровень описательной речи стал характерен для 80% детей экспериментальной группы. У этих детей наблюдается преобладание пассивного словаря над активным, трудности актуализации слов, подбора антонимов и обобщающих понятий, дети строят простые предложения, допускают ошибки при подборе прилагательных к существительному, слов к незаконченному предложению; рассказ-описание изобилует грамматическими ошибками, недостаточен по объему, так как не передаются все основные характеристики объекта, отсутствуют языковые средства, требуется помощь экспериментатора.
Таким образом, в результате проведенного исследования поставленные задачи были решены, разработанная нами программа коррекции описательной речи у дошкольников с задержкой психического развития является достаточно эффективной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных у детей с экспрессивной алалией и задержкой языкового развития. -М.:КАРО, 2016.
Лебединская К.С. Задержка психического развития/ Хрестоматия. Детская патопсихология.-М., 2000. -С. 50.
Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М.:Компенс-центр, 2013, 198с.