препаратов в дерматологической практике// Российский журнал кожных и венерических болезней. 2011; 1: 20-5.
5. Иванов С.В., Львов А. Н., Миченко А. В. Атопический дерматит и психические расстройства: психосоматические соотношения [Электронный ресурс]// Медицинский научно-практический журнал «Лечащий врач» Режим доступа: http://www.lvrach.ru/2009/10/10842112/ (дата обращения 05.05.2016).
6. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматические расстройства у детей. - Спб.: Речь, 2005. - 400 С.
7. Скрипки Ю.К. Клиническая дерматовенерология, руководство для врачей/ под ред. акад. РАМН Ю.К. Скрипкина, проф. Ю. С. Бутова, Изд: ГЭОТАР - Медиа, 2009г, 928 С.
8. Фокина Р.А. Атопический дерматит: этапы развития классификационных форм // «Сибирский медицинский журнал» вып. № 52 / том 22/ 2007 С. 13-15.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Клейменова Мария Васильевна
Магистрант, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России
АННОТАЦИЯ:
Данная статья посвящена проблеме формирования и развития связной речи детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. Цель представленного в статье исследования — обосновать выдвинутую теорию, разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на формирование связной речи путем использования специальных упражнений и заданий по выбранным методикам. В ходе квалификационного исследования применялся как теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, так и эмпирические методы: наблюдение за детьми, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент, контроль за эффективностью проводимых коррекционных развивающих мероприятий и оценка полученных результатов.
ABSTRACT:
This paper issues the coherent speech formation and development of pre-school children with delayed mental development. The purpose of presented research is to validate the offerd theory, to establlish and test remedical education efficiency designed to coherent speexh formation by using paticular exercises and tasks according chosen methodology. The theoretical (psycho-pedagogical literature analysis) and empirical (monitoring of children, indicative experiment, learning experiment, correctional developing events efficiency controlling evaluation of impact) approaches were used.
Ключевые слова: задержка психического развития, связная речь, принципы коррекционной работы, приемы развития связной речи
Key words. Delayed mental devellpement, coherent speech, correction work principles, coherent speech development tactics.
Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. [1] Известно, что особое место в развитии познавательной деятельности и совершенствовании устной речи детей данных категорий занимает формирование связной речи. Владение связной речью повышает уровень общего развития детей с ЗПР, который необходим для овладения коммуникацией. [3] В связи с недостаточной эффективностью технологий развития связной речи, проблема её формирования у детей с задержкой психического развития является актуальной. Научная новизна исследования состоит в том, что на основе методической литературы, с учетом уровня развития связной речи и психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития, разработаны индивидуально-дифференцированные направления и специальная методика коррекционной работы, позволяющая дошкольникам с ЗПР формировать связную речь в процессе игры с большим количеством наглядного материала и системой поощрений.
Исследование для магистерской диссертации проводилось на базе специального коррекционного
дошкольного учреждения и включало в себя три эксперимента: констатирующий; обучающий (формирующий); контрольный.
Были обследованы 20 дошкольников, имеющих задержку психического развития. При комплектовании экспериментальной и контрольной группы учитывался возраст (5-6 лет) и однотипный характер клинической формы задержки психического развития. Констатирующее исследование состояния связной речи дошкольников началось с индивидуальных ознакомительных бесед. Затем проводилось обследование речи, в ходе которого был выявлен уровень понимания обращенной речи; владеет ли ребенок умением связно высказываться. Также оценивался лексико-грамматический строй речи, словарный запас, смысловая и эмоциональная сторона предложений.
Для проведения исследования были использованы адаптированы методики, описанные в работах: Н.Ю. Бариковой, О.С. Ушакова, В.П. Глухова.
Всего детям было предложено 6 заданий: составление предложения по пяти простым сюжетным картинкам; составление предложения по трём предметным картинкам; пересказ знакомого текста;
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4 (49), 2018 составление рассказа по серии сюжетных картинок по Лурии; составление рассказа на близкую детям тему (устное сочинение); завершение рассказа по готовому началу (с опорой на картинку). Для оценки результатов заданий были введены параметры по баллам: 1 балл — с заданием не справились даже с помощью, 2 балла — задание выполнили, но с помощью наводящих вопросов, 3 балла — задание выполнили самостоятельно. Таким образом, было выявлено три уровня сформированно-сти связной речи: высокий (III), средний (II), низкий (I).
Полученные результаты исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР доказывают, в обеих группах преобладает низкий и средний уровень развития связной речи (Диаграмма 1). Чаще всего дети с ЗПР допускали грубые лексико-грамматические ошибки, такие как неправильный порядок слов в предложении, отсутствие согласования определения с определяемым словом. Дети были не в состоянии составить описательный рассказ или рассказ из собственного опыта. У дошкольников с ЗПР при составлении рассказа-описания предлагаемого предмета отмечались нарушения как внутреннего (смыслового), так и внешнего (формально-языкового) плана конструирования высказываний. В словаре детей обеих групп преобладали простые существительные и глаголы. Таким образом, в экспериментальной части представленной работы была поставлена цель — научить детей формировать и воспроизводить грамотно построенные, законченные, смысловые и эмоциональные, структурированные высказывания, состоящие из ряда логически связанных предложений. Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. Научить дошкольников с ЗПР строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью;
2. Научить объединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств;
3. Уточнять и обогащать предикативный словарный запас дошкольников с ЗПР, в том числе посредством использования монтессори-материала;
4. Формировать у детей навык отбора адекватных лексических и грамматических средств;
5. Развивать у детей мотивацию связно высказываться;
6. Научить соблюдать структуру определённого типа текста, позволяющую достичь поставленной цели. [4]
Коррекционная работа с экспериментальной группой проводилась по специально отобранным методикам совместно с воспитателем, учителем-логопедом, учителем-дефектологом и включала в себя 2 групповых занятия в неделю. Для подбора методических заданий по формированию связной речи использовались методические работы Т.А.Ладыженской, О.С.Ушаковой, Ф.А.Сохина, А.М.Леу-шиной, М.М.Алексеевой, а также специалистов в области логопедии Т.Б.Филичевой, Е.М.Мастюко-вой, Н.С.Жуковой, Г.В.Чиркиной, Г.А.Ткаченко.
Обучение осуществляется поэтапно и включало следующие основные виды работы: формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; обучение развернутому описанию предмета; закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно практических действий; подготовку к обучению сравнительному описанию предметов. Все занятия проходили в игровой форме, с большим количеством наглядного материала, включая игрушки монтессори.
Поскольку при отсутствии успехов в обучении следует не фиксировать ребенка на его неудачах, а, наоборот, выражать твердую уверенность - скоро получиться, [2] к успехам ранее неуспешного ребенка привлекалось внимание других детей.
Контрольная группа так же проходила обучение, по стандартному учебному плану ДОУ. После обучающего эксперимента было проведено повторное обследование связной речи. Полученные результаты приведены в таблице 1.
Дети экспериментальной До После Дети контрольной До После
группы группы
Алина I II Артём II II
Боря II II Антон I II
Федя I II Андрей III III
Лев III III Тимур I II
Марс I II Лена II II
Катя II II Миша I I
Леша I II Рома II II
Эдик I II Юра II II
Яна II III Эрик I II
Ярик II III Элина II III
Таблица 1. Уровни сформированности связной речи дошкольников с ЗПР до и после обучающего эксперимента.
Диаграмма 1.
Результаты обследования связной речи дошкольников с ЗПР в констатирующем эксперименте.
экспериментальная группа
ii iii
Диаграмма 2.
Результаты обследования связной речи дошкольников с ЗПР в контрольном эксперименте.
экспериментальная группа
Результаты, представленные в таблице, показывают, что в экспериментальной группе положительные сдвиги в овладении навыком связной речи наблюдаются у 60% детей, в контрольной группе только у 40%. При сравнении диаграммы 1 и диаграммы 2 заметны результаты овладения детьми различными видами связной речи. Количественно изменились группы детей, показавших низкий, средний и, что особенно важно, высокий уровни развития связной речи.
Таким образом, в результате проведенного исследования подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, поставленные задачи решены, доказано их соответствие цели исследования. Результаты проведённого исследования показали, что разработанная нами система коррекции связной речи у дошкольников с задержкой психического развития является достаточно эффективной.
Список литературы
1. Лебединская К.С. Задержка психического развигия./Хрестоматия. Детская патопсихология. -М., 2000. - С.50.
2. Леонова Н.А. Изучение мотивационной сферы младших школьников // Начальная школа. -2008. - № 2. - С. 6-7.
3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний возраст). М.: Владос, 1997.-307 с.
4. Ульенкова, Ульяна Васильевна. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов по специальностям "Специальная психология", "Специальная дошкольная педагогика": доп. УМО вузов РФ / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. - 176 с. - (Высшее профессиональное образование).
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА _С ПОМОЩЬЮ АРТ-ТЕРАПИИ_
Пек Екатерина Анатольевна
магистрант 1 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психологическое консультирование в образовании» ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет»
г. Южно-Сахалинск, РФ Кутбиддинова Римма Анваровна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет»
г. Южно-Сахалинск, РФ
Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.
В.А. Сухомлинский