Научная статья на тему 'Формирование и развитие методологической культуры научных и научно-педагогических кадров в системе МВД России'

Формирование и развитие методологической культуры научных и научно-педагогических кадров в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методологическая культура / методология / культура / научно-исследовательская деятельность / научно-педагогические кадры / methodological culture / methodology / culture / research activity / scientific and pedagogical personnel

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Татьяна Викторовна

Актуальность: необходимость формирования методологической культуры исследователя в сфере образования является одним из актуальных направлений профессионального развития. Повышенные требования к профессиональной деятельности и личности исследователя определяют специфику организации профессионального образования. Постановка проблемы: современная подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в адъюнктуре системы МВД России основывается на целевом подходе, который четко определяет связь направления подготовки с научной или научно-педагогической профессиональной деятельностью. Поскольку кандидаты к поступлению в адъюнктуру имеют высшее профильное образование и владеют сформированной системой знаний, умений, навыков, а также определенным уровнем компетентности, то обучение в адъюнктуре уместно рассматривать как процесс их профессионального развития. В процессе подготовки адъюнктов в системе МВД России происходит их становление как исследователей, развитие у них соответствующих личностных качеств, которыми должен обладать исследователь, а также формирование высокого уровня методологической культуры исследователя. Мы полагаем, что формирование и развитие методологической культуры адъюнкта происходит поэтапно и представляет собой результат его личной мыслительной переработки методологических знаний в требования к содержанию научно-исследовательской деятельности. Цель исследования: на материалах теоретических и эмпирических исследований проанализировать общий уровень методологической культуры и уровни ее проявления у адъюнктов 1-х, 2-х, 3-х курсов Академии управления МВД России. Методы исследования: теоретический анализ научных источников, опрос, статистическая обработка результатов исследования и качественный анализ полученных данных. Инструмент реализации опроса методика Я. Г. Поляковой «Самооценка методологической культуры педагога» и диагностическая карта «Умею ли я учиться?». Исследование построено на результатах опроса 61 адъюнкта, из них 19 адъюнктов 1 -го курса, 18 2-го курса и 24 3-го курса, соответственно. Результаты и ключевые выводы: в результате эмпирического исследования было установлено, что общий уровень методологической культуры по результатам самооценки на разных курсах отличается. Так, на 1 -м курсе чуть выше среднего (60 баллов), на 2-м курсе выше среднего (68 баллов), на 3-м курсе высокий (74 балла). У адъюнктов 1-го курса еще недостаточно сформированы компоненты методологической культуры. Их базовые знания методологии имеют по большей части фрагментарный характер. На 2-м курсе уровень сформированности методологической культуры исследователей повышается за счет приобретения необходимых научных знаний и профессиональной компетентности. Научный процесс приобретает привлекательность, что в значительной степени усиливает мотивацию к научной деятельности. К третьему году обучения адъюнкты (50 %) испытывают очень высокую потребность в исследовательской деятельности, а интерес к новым знаниям, в том числе к публикациям и выступлениям по исследуемой проблематике как источнику знаний не снижается. Их уровень владения комплексом научных методов выше среднего, в связи с чем они могут применять их в соответствии с целью и предметом исследования. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают наше предположение о том, что формирование и развитие методологической культуры адъюнкта происходит поэтапно и представляет собой результат его личной мыслительной переработки методологических знаний в требования к содержанию научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Development of Methodological Culture of Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Relevance: the need to form a methodological culture of a researcher in the field of education is one of the relevant areas of professional development. The increased requirements for the professional activity and personality of the researcher determine the specifics of the organization of vocational education. Problem statement: modern training of highly qualified scientific and scientific-pedagogical personnel in the adjunct system of the Ministry of Internal Affairs of Russia is based on a targeted approach, which clearly defines the connection of the direction of training with scientific or scientific-pedagogical professional activity. Since candidates for admission to the adjunct have higher specialized education and possess a wellformed system of knowledge, skills, skills, as well as a certain level of competence, it is appropriate to consider training in the adjunct as a process of their professional development. In the process of training adjuncts in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, their formation as researchers takes place, the development of their corresponding personal qualities that a researcher should possess, as well as the formation of a high level of methodological culture of a researcher. We believe that the formation and development of the adjunct’s methodological culture takes place in stages and is the result of his personal mental processing of methodological knowledge into requirements for the content of research activities. The purpose of the study: to analyze the general level of methodological culture and the levels of its manifestation in adjuncts of the 1st, 2nd, 3rd courses of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the materials of theoretical and empirical studies. Research methods: theoretical analysis of scientific sources, survey, statistical processing of research results and qualitative analysis of the data obtained. The survey implementation tool is L.G. Polyakova’s methodology “Self-assessment of a teacher’s methodological culture” and the diagnostic card “Do I know how to study?” The study is based on the results of a survey of 61 adjuncts, of which 19 are 1st-year adjuncts, 18 are 2nd-year adjuncts and 24 are 3rd-year adjuncts, respectively. Results and key conclusions: as a result of an empirical study, it was found that the overall level of methodological culture according to the results of self-assessment at different courses differs. So, in the 1st-year slightly above average (60 points), in the 2nd year above average (68 points), in the 3rd-year high (74 points). The 1st-year adjuncts have not yet sufficiently formed the components of methodological culture. Their basic knowledge of methodology is mostly fragmentary. In the 2ndyear, the level of formation of the methodological culture of researchers increases due to the acquisition of the necessary scientific knowledge and professional competence. The scientific process becomes attractive, which greatly enhances the motivation for scientific activity. By the third year of study, adjuncts (50 %) have a very high need for research activities, and interest in new knowledge, including publications and speeches on the subject under study as a source of knowledge does not decrease. Their level of proficiency in a complex of scientific methods is above average, and therefore they can apply them in accordance with the purpose and subject of the study. The results obtained in the course of the study confirm our assumption that the formation and development of the methodological culture of the associate takes place in stages and is the result of his personal mental processing of methodological knowledge into requirements for the content of research activity.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие методологической культуры научных и научно-педагогических кадров в системе МВД России»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Михайлова Татьяна Викторовна,

кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: mtvpsk2015@yandex.ru

Научная специальность: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

УДК 37

Дата поступления: 27 августа 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 23 октября 2023 г.

Tat'yana Viktorovna Mihajlova,

Candidate of Psychology,

Deputy Head of the Department of Psychology,

Pedagogy and Organization of Work with Personnel,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: mtvpsk2015@yandex.ru

Scientific Specialty:

5.8.7. Methodology and technology

of vocational education

Формирование и развитие методологической культуры научных и научно-педагогических кадров в системе МВД России

Formation and Development of Methodological Culture of Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация

Актуальность: необходимость формирования методологической культуры исследователя в сфере образования является одним из актуальных направлений профессионального развития. Повышенные требования к профессиональной деятельности и личности исследователя определяют специфику организации профессионального образования.

Постановка проблемы: современная подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в адъюнктуре системы МВД России основывается на целевом подходе, который четко определяет связь направления подготовки с научной или научно-педагогической профессиональной деятельностью. Поскольку кандидаты к поступлению в адъюнктуру имеют высшее профильное образование и владеют сформированной системой знаний,

Abstract

Relevance: the need to form a methodological culture of a researcher in the field of education is one of the relevant areas of professional development. The increased requirements for the professional activity and personality of the researcher determine the specifics of the organization of vocational education.

Problem statement: modern training of highly qualified scientific and scientific-pedagogical personnel in the adjunct system of the Ministry of Internal Affairs of Russia is based on a targeted approach, which clearly defines the connection of the direction of training with scientific or scientific-pedagogical professional activity. Since candidates for admission to the adjunct have higher specialized education and possess a well-formed system of knowledge, skills, skills, as well as a certain level of competence, it is appropriate

умении, навыков, а также определенным уровнем компетентности, то обучение в адъюнктуре уместно рассматривать как процесс их профессионального развития. В процессе подготовки адъюнктов в системе МВД России происходит их становление как исследователей, развитие у них соответствующих личностных качеств, которыми должен обладать исследователь, а также формирование высокого уровня методологической культуры исследователя. Мы полагаем, что формирование и развитие методологической культуры адъюнкта происходит поэтапно и представляет собой результат его личной мыслительной переработки методологических знаний в требования к содержанию научно-исследовательской деятельности.

Цель исследования: на материалах теоретических и эмпирических исследований проанализировать общий уровень методологической культуры и уровни ее проявления у адъюнктов 1-х, 2-х, 3-х курсов Академии управления МВД России.

Методы исследования: теоретический анализ научных источников, опрос, статистическая обработка результатов исследования и качественный анализ полученных данных. Инструмент реализации опроса - методика Л. Г. Поляковой «Самооценка методологической культуры педагога» и диагностическая карта «Умею ли я учиться?». Исследование построено на результатах опроса 61 адъюнкта, из них 19 адъюнктов 1 -го курса, 18 - 2-го курса и 24 -3-го курса, соответственно.

Результаты и ключевые выводы: в результате эмпирического исследования было установлено, что общий уровень методологической культуры по результатам самооценки на разных курсах отличается. Так, на 1 -м курсе - чуть выше среднего (60 баллов), на 2-м курсе -выше среднего (68 баллов), на 3-м курсе - высокий (74 балла). У адъюнктов 1-го курса еще недостаточно сформированы компоненты методологической культуры. Их базовые знания методологии имеют по большей части фрагментарный характер. На 2-м курсе уровень сформированное™ методологической культуры исследователей повышается за счет приобретения необходимых научных знаний и профессиональной компетентности. Научный процесс приобретает привлекательность, что в значительной степени усиливает мотивацию к научной деятельности. К третьему году обучения адъюнкты (50 %) испытывают очень высокую потребность в исследовательской деятельности, а интерес к новым знаниям, в том числе к публикациям и выступлениям по исследуемой проблематике как источнику знаний не снижается. Их уровень владения комплексом научных методов - выше среднего,

to consider training in the adjunct as a process of their professional development. In the process of training adjuncts in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, their formation as researchers takes place, the development of their corresponding personal qualities that a researcher should possess, as well as the formation of a high level of methodological culture of a researcher. We believe that the formation and development of the adjunct's methodological culture takes place in stages and is the result of his personal mental processing of methodological knowledge into requirements for the content of research activities.

The purpose of the study: to analyze the general level of methodological culture and the levels of its manifestation in adjuncts of the 1st, 2nd, 3rd courses of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the materials of theoretical and empirical studies.

Research methods: theoretical analysis of scientific sources, survey, statistical processing of research results and qualitative analysis of the data obtained. The survey implementation tool is L.G. Polyakova's methodology "Self-assessment of a teacher's methodological culture" and the diagnostic card "Do I know how to study?" The study is based on the results of a survey of 61 adjuncts, of which 19 are 1st-year adjuncts, 18 are 2nd-year adjuncts and 24 are 3rd-year adjuncts, respectively.

Results and key conclusions: as a result of an empirical study, it was found that the overall level of methodological culture according to the results of self-assessment at different courses differs. So, in the 1st-year - slightly above average (60 points), in the 2nd year - above average (68 points), in the 3rd-year - high (74 points). The 1st-year adjuncts have not yet sufficiently formed the components of methodological culture. Their basic knowledge of methodology is mostly fragmentary. In the 2nd-year, the level of formation of the methodological culture of researchers increases due to the acquisition of the necessary scientific knowledge and professional competence. The scientific process becomes attractive, which greatly enhances the motivation for scientific activity. By the third year of study, adjuncts (50 %) have a very high need for research activities, and interest in new knowledge, including publications and speeches on the subject under study as a source of knowledge does not decrease. Their level of proficiency in a complex of scientific methods is above average, and therefore they can apply them in accordance with the purpose and subject of the study. The results obtained in the course of the study confirm our assumption that the formation and development of the methodological culture of the associate takes place in stages and is the result of his personal mental processing of methodological knowledge into requirements for the content of research activity.

в связи с чем они могут применять их в соответствии с целью и предметом исследования. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают наше предположение о том, что формирование и развитие методологической культуры адъюнкта происходит поэтапно и представляет собой результат его личной мыслительной переработки методологических знаний в требования к содержанию научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: методологическая культура; методология; культура; научно-исследовательская деятельность; научно-педагогические кадры.

Keywords: methodological culture; methodology; culture; research activity; scientific and pedagogical personnel.

Вклад науки и научных исследований в жизнь каждого человека и общества в целом значим и непрерывно растет. Обсуждение вопросов о связи науки с культурой всегда было актуально и продолжается до сих пор. Отдельные ученые рассматривают науку как «системный элемент культуры». Так, по мнению академика B.C. Стёпина, «...основания науки предстают особым звеном, которое одновременно принадлежит внутренней структуре науки и ее инфраструктуре, определяющей связь науки с культурой» [9, с. 206]. С другой стороны, предпринимались попытки опровергнуть социальность самой культуры, высказывались предположения о том, что культура — это «естественно-историческое проявление жизни». В своей работе Р.Ф. Корень дает следующее определение культуры — «...это системообразующая энергоинформационная система, целью функционирования которой является создание новых, более совершенных систем управления и новых параметров, по которым производится управление поведением живых систем, а также защита сложных внутренних структур живых систем от внешних неблагоприятных воздействий» [4]. Под культурой также понимается «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [3, с. 44]. Стоит отметить, что определений данному понятию существует множество, причем каждое является уникальным и раскрывает различные стороны этого многогранного явления.

Глубина освоения конкретным исследователем багажа методологии проявляется в субъективном уровне владения методологической культурой [8]. Формирование методологической культуры исследователя является одним

из актуальных направлений профессионального развития. Необходимость ее формирования в сфере образования определяется социокультурной ситуацией, сложившейся в современной России. Повышенные требования к профессиональной деятельности и личности исследователя определяют специфику организации профессионального образования.

Содержательно методологическая культура исследователя включает следующие компоненты:

— знания о методологии и методике организации и осуществления научного исследования;

— умения и навыки по владению способами и приемами изучения явлений, процессов и объектов, относящихся к гуманитарным и юридическим наукам, а также готовность их эффективно применять;

— способность создавать новые методологические конструкции.

Не менее важным для формирования методологической культуры являются индивидуально-психологические особенности личности исследователя.

Так какими же чертами должен обладать исследователь? Проанализируем взгляды ряда известных ученых. Так, обращаясь к исследователям, П.Л. Капица указывал на следующие их личностные качества: «интуицию, четкое и конкретно-логическое мышление, эрудицию, независимость мышления, нетривиаль-ностъ подхода к явлениям жизни, инициатива» [2, с. 64, 81, 135]. К.Э. Циолковский считал, что «основными чертами личности ученого-исследователя должны быть: хорошая память, умение сосредоточиться, научная фантазия, интеллектуальная независимость, самостоятельность мышления, увлеченность, страстность, одержимость в науке, настойчивость» [10]. К ведущим качествам личности ученого-исследователя И. П. Павлов относил: «научную последовательность, прочность познания азов науки

и стремление идти от них к вершинам человеческих знаний, сдержанность, терпение, готовность и умение делать черновую работу, терпеливо накапливать факты, научную скромность, готовность отдать науке всю жизнь» [1, с. 3—5]. В свою очередь С. П. Королёв отмечал такие черты исследователя, как «ясная цель, упорство, жажда познания, целеустремленность» [7, с. 26].

При обобщении высказываний ученых-исследователей можно выделить следующие личностные качества, являющиеся важными для успеха в научной работе: высокий интеллект, эрудиция, прекрасные аналитические способ-

ности, способность максимально концентрировать внимание на решаемых проблемах, терпение, упорство, увлеченность и т. д.». Однако приведенный перечень нельзя считать полным, так как научные исследования многогранны. Здесь важно учитывать, какие из личностных качеств проявляются в научно-исследовательской деятельности и, соответственно, являются маркерами уровня проявления методологической культуры субъектом деятельности. Данный подход позволил выделить компоненты методологической культуры деятельности [5, с. 189-198] (рис. 1).

Оценочно-прогностический:

• способность к прогнозированию относительно результатов развития исследуемых процессов, уже начавшихся или предполагаемых

Оценочно-критический:

* способность оценивать научную правдоподобность и методологическую корректность собственных выводов или выводов, сделанных другими субъектами деятельности

Рационально-алгоритмический:

• способность эффективно действовать в соответствии с имеющимися инструкциями алгоритмических предписаний, а также разрабатывать и использовать собственные алгоритмические предписания для стандартизации последующей деятельности в схожих условиях

Поисково-эврнстнчсски й:

* способность рационально организовывать поисковую деятельность по решению нестандартных ситуаций, опираясь на систему эвристических приемов п эвристические идеи методологических принципов

Интуитивно-творческий:

■ способность к творческим открытиям, к нахождению нестандартных решений стандартных и нестандартных проблем

Коммуникативный:

• способность к установлению коммуникаций при взаимодействии с другими субъектами деятельности

Терминологическая грамотность:

■ способность к пониманию и применению общенаучных, профессиональных и методологических терминов

Рис.1. Компоненты методологической культуры деятельности

Таким образом, можно заключить, что методологическая культура исследователя — это «сложное интеллектуальное, социально-психологическое образование, такая степень развития его методологической и методической дисциплины мышления и практического действия, которые позволяют ему выявлять природу и сущность социальных феноменов, значение и смысл нормативных правовых актов, их роль в организации и управлении жизнедеятельностью общества» [6].

Мы исходим из предположения, что в процессе подготовки адъюнктов в системе МВД России происходит их становление как исследователей, развитие у них соответствую-

щих личностных качеств, которыми должен обладать исследователь, а также формирование у них высокого уровня методологической культуры исследователя.

Анализ общего уровня методологической культуры исследователя основывался на результатах самооценки степени выраженности соответствующих знаний, умений и личностных качеств адъюнктов 1-х, 2-х, 3-х курсов Академии управления МВД России. Испытуемым предлагалось ответить на 10 вопросов (тест «Самооценка методологической культуры педагога» по методике Л. Г. Поляковой) и оценить по 9-балльной шкале на основе самооценки степень выраженности знаний, умений и лич-

ностных качеств у себя, а также заполнить диагностическую карту «Умею ли я учиться?». Диагностическая карта представлена двенадцатью основаниями для самооценки, где рекомендовалось по 3-балльной шкале оценить: уровень развития своих склонностей и возможностей; профессионально-педагогической направленности личности; владение формально-логическим мышлением; умение пользоваться каталогами, справочниками, библиографией; умение составлять аннотацию, библиографию, рецензии; умение в целях своего самосовершенство-

вания эффективно использовать достижения науки и техники, и т. д. В исследовании принял участие 61 респондент, из них 19 — адъюнкты 1-го курса, 18 — 2-го курса и 24 — 3-го курса соответственно.

Результаты самооценки свидетельствуют о том, что 16 адъюнктов 1-го курса в равных значениях (42 %) обладают высоким и выше среднего уровнями методологической культуры и только 3 человека из опрошенных оценили свой общий уровень методологической культуры как средний (11 %) и низкий (5 %) (рис. 2).

2; 11%

1; 5%

3; 42%

8; 42%

Низкий Средний Выше среднего Выеокий

Рис. 2. Результаты самооценки общего уровня методологической культуры адъюнктов 1-го курса

При ответах на вопросы первокурсники указали, что испытывают достаточно высокую потребность в исследовательской деятельности и способны написать статью, выступить с докладом на конференции, но при этом ниже среднего оценили свои способности назвать основные методологические принципы исследования и степень их применения. Большинство опрошенных также указали, что не имеют достаточного опыта в организации какого-либо эксперимента. На среднем уровне респонденты оценили свои способности: формулировать суть исследуемой проблемы; определять цель, объект, предмет; выдвигать рабочую гипотезу и ставить задачи исследования; использовать методы математической обработки. Способность формировать научные дискурсы, отстаивать свое мнение по тому или иному спорному вопросу, проблеме и т. д. респонденты оценили чуть выше среднего.

Анализ диагностической карты свидетельствует, что только 42 % опрошенных высоко оценивают свои возможности и проявляют склонность к исследовательской деятельности, а выбор направления подготовки был сделан осознанно. Из 12 оцениваемых оснований к наиболее низкому уровню развития были отнесены: владение формально-

логическим мышлением; умение работать с базами данных и прикладными программами; умение пользоваться каталогами и справочниками; умение составлять библиографию и рецензию; владение речевыми средствами общения.

Таким образом, мы полагаем, что у адъюнктов 1-го курса еще недостаточно сформированы компоненты методологической культуры. Их базовые знания методологии имеют по большей части фрагментарный характер. Первокурсники еще слабо ориентируются в современных научных подходах, не умеют выделять приоритетные из них; зачастую испытывают затруднения при выборе темы исследования, формулировании его цели, определении объекта и предмета исследования; слабо ориентируются в научных публикациях по теме исследования. При изучении учебной и специальной литературы опираются на репродуктивное мышление, механически конспектируя и воспроизводя материал. Научные источники прорабатывают без определенного плана, без учета цели и предмета исследования. Имея затруднения в составлении плана и программы исследования, молодые исследователи не представляют прогнозируемый результат, что снижает мотивацию к научно-

му поиску. Как следствие, они действуют «наугад», подчас стихийно, четко не представляют результаты исследования и не способны критически анализировать собственную научно-исследовательскую деятельность.

По результатам самооценки адъюнктов 2-го курса высоким и выше среднего уровнями методологической культуры обладают 8 (44 %) и 6 (33 %) человек из числа опрошенных, соответственно (рис. 3).

1; 6%

3; 17%

8; 44%

6; 33%

I Низкий Средний ■ Выше среднего Высокий

Рис. 3. Результаты самооценки общего уровня методологической культуры адъюнктов 2-го курса

Мы полагаем, что второй год обучения является важным этапом научного и профессионального становления адъюнкта как исследователя. Так, 11 респондентов (61 %) отметили, что они испытывают очень высокую потребность в исследовательской деятельности, а также интерес к новым знаниям, к анализу, изучению научной литературы. Из числа опрошенных 7 человек (39 %) высоко оценивают свою способность к формулированию сути исследуемой проблемы, предмета, объекта, гипотезы. Владение методами исследования (тестирование, анкетирование) также заметно улучшилось, что отметили 10 (56 %) опрошенных, 12 (67 %) адъюнктов высоко оценили свою способность к использованию методов математической статистики.

Анализ диагностической карты адъюнктов 2-го курса свидетельствует, что 15 (83 %) адъюнктов из числа опрошенных высоко оценивают свои возможности и проявляют склонность к исследовательской деятельности, убеждены в правильности выбора направления подготовки. По сравнению с показателями оценки первокурсников, все 12 оцениваемых показателей у второкурсников практически равномерно распределены по уровню развития — средний и высокий (2,3-2,9).

Резюмируя, мы полагаем, что у адъюнктов 2-го курса уровень сформированное™ методологической культуры повышается за счет приобретения необходимых научных знаний и профессиональной компетентности. Научный процесс приобретает привлекательность, что в значительной степени усиливает мотивацию

к научной деятельности. По мере получения специальных знаний и навыка работы с научными материалами, они начинают выделять инновационные идеи, научные подходы, которые в дальнейшем внедряются в научные изыскания. Результаты исследования проходят апробацию, и молодые ученые постепенно переходят к их внедрению на различных методологических семинарах, научно-практических конференциях.

Результаты самооценки адъюнктов 3-го курса свидетельствуют о том, что высоким и выше среднего уровнями методологической культуры обладают 14 (58 %) и 8 (34 %) человек из числа опрошенных, соответственно (рис. 4).

К третьему году обучения адъюнкты (50 %) по-прежнему испытывают очень высокую потребность в исследовательской деятельности, интерес к новым знаниям (в частности, к публикациям и выступлениям по исследуемой проблематике как источнику знаний) не снижается. Их уровень владения комплексом научных методов — выше среднего, в связи с чем они могут применять их в соответствии с целью, заданиями, предметом исследования. На 3-м курсе адъюнкты имеют осознанную мотивацию и развитую способность к познанию.

Анализ диагностической карты адъюнктов 3-го курса свидетельствует, что 21 (88 %) адъюнкт из числа опрошенных высоко оценивают свои возможности и проявляют склонность к исследовательской деятельности. Они способны выдвигать новые идеи и реализовыватъ их на практике.

Рис. 4. Результаты самооценки общего уровня методологической культуры адъюнктов 3-го курса

Таким образом, 3-й курс является для адъюнкта этапом осознанного научного поиска. На данном этапе должны быть сформированы системные методологические знания; обоснована научная новизна исследования; аргументирована логика исследования; результаты исследования должны характеризоваться новизной и практической значимостью. Безусловно, высокий уровень методологической культуры адъюнкта будет способствовать его саморазвитию и научной зрелости.

Результаты проведенного исследования показали, что общий уровень методологической культуры по результатам самооценки на разных курсах отличается. Так, на 1-м курсе — чуть выше среднего (60 баллов), на 2-м курсе — выше среднего (68 баллов), на 3-м курсе — высокий (74 балла).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, прослеживается положительная динамика по отдельным показателям от 1-го к 3-му курсу (рис. 5).

Показатели, раскрывающие общий уровень методологической культуры:

1) потребность что-то исследовать;

2) способность экспериментально проверить научную идею;

3) способность четко формулировать научную проблему, гипотезу, объект и предмет исследования;

4) степень владения методами исследования;

5) способность разработать анкету;

6) способность использовать методы математической статистики;

7) участие в организации какого-либо эксперимента;

8) умение выделить основные методологические принципы исследования и способность их применить;

9) способность написать статью, выступить на конференции;

10) способность вести научные дискуссии, отстаивать свою позицию по спорному методологическому вопросу.

Рис. 5. Сравнительный анализ средних показателей по курсам

При этом важно отметить, что на формирование и развитие структурных компонентов методологической культуры личности оказывают опосредованное влияние и иные условия, обуславливающие уровни выражения методологической культуры исследователя. К их числу можем прежде всего отнести: поощрительное отношение государства к науке и научным работникам; ведомственные условия, создаваемые в вузе; образовательный процесс с его методологической направленностью.

Подводя итоги данной работы, следует отметить следующее:

1. Формирование и развитие методологической культуры адъюнкта происходит постепенно и представляет собой не что иное, как результат его личной интеллектуальной переработки методологических знаний в требования к содержанию научно-исследовательской деятельности.

2. Способности к формированию личностной методологической культуры у каждого

адъюнкта различны. В этой связи с определенной степенью условности можно выделить различные уровни ее выражения: высокий, средний и низкий.

3. Методологическая культура и уровни ее проявления определяются многими факторами, среди которых важное место занимают как внутренние (личностные) условия, так и внешние (общие социальные) условия.

Проведенное исследование и анализ полученных результатов позволил нам прийти к выводу, что методологическая культура исследователя является сложным образованием, без владения которой он вряд ли будет способен преодолеть барьеры неизвестности, возникающие при разрешении каких-то конкретных познавательных ситуаций на уровне проблемы. И чем динамичнее в своем существовании становится общество, тем большую ценность обретает данный вид культуры исследователя.

Список литературы:

1. Анохин П. К. Иван Петрович Павлов. Жизнь, деятельность и научная школа. Москва; Ленинград: Изд-во и 2-я тип. изд-ва Акад. наук СССР, 1949 (Москва). 404 с.

2. Кедров Ф.Б. Капица: жизнь и открытия / пер. с рус. М. Фрадкин; ред. Дж. Крауфут. Москва: Мир, 1984.199 с.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. Москва: Academia, 2005.173 с.

4. Корень Р. В. Философские исследования концепта «культура» // Человек и культура. 2013. №3. С. 1-17. URL: https://e-notabene.ru/ca/article_824.html (дата обращения: 01.10.2023). DOI: 10.7256/23061618.2013.3.824.

5. Красин М. С. Методологическая культура личности: структурный анализ, компонентный состав и основные направления развития в системе среднего общего образования // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 4 (48). С. 189-198.

6. Михалкин Н. В. Методология и методика научного исследования: учеб. пособие. Москва: Российский государственный университет правосудия,2017.272 с.

7. Романов А. П., Губарев В. С. Конструкторы:^ С.П. Королеве, М.К Янгеле, В. П. Глушко]. Москва: Политиздат, 1989.365 с.

8. Симакова Т. А. Методологическая культура как основа научно-исследовательской деятельности молодого ученого //

References:

1. Anohin P.K Ivan Petrovich Pavlov. Zhizn', deyatel'nost' i nauchnaya shkola. Moskva; Leningrad: Izd-vo i 2-ya tip. izd-va Akad. nauk SSSR, 1949 (Moskva). 404 s.

2. Kedrov F. B. Kapica: zhizn' i otkrytiya / per. s rus. M. Fradkin; red. Dzh. Kraufut. Moskva: Mir, 1984.199 s.

3. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Peda-gogicheskij slovar': dlya studentov vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. 2-e izd., ster. Moskva : Academia, 2005.173 s.

4. Koren' R. V. Filosofskie issledovaniya koncep-ta "kul'tura" // Chelovek i kul'tura. 2013. № 3. S. 1—17. URL: https://e-notabene.ru/ca/arti-cle_824.html (data obrashcheniya: 01.10.2023). DOI: 10.7256/2306-1618.2013.3.824.

5. Krasin M. S. Methodological culture of an individual: structural analysis, components and main development directions in the system of secondary education // Vestnik of Lobachevs-ky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. 2017. № 4 (48). S. 189-198.

6. Mihalkin N. V. Metodologiya i metodika nauch-nogo issledovaniya : ucheb. posobie. Moskva: Rossijskij gosudarstvennyj universitet pravo-sudiya. 2017. 272 s.

7. Romanov A. P., Gubarev V.S. Konstruk-tory: [O S.P. Koroleve, M.K. Yangele, V.P. Glushko]. Moskva: Politizdat, 1989. 365 c.

8. Simakova T. A. Metodologicheskaya kul'tura kak osnova nauchno-issledovaterskoj deyatel'nosti molodogo uchenogo 11 Novalnfo. 2015. № 31. URL: https://novainfo.ru/article/3180 (data obrashcheniya: 28.06.2023).

Моуа1пЛ). 2015. № 31. Ьарв^/поуашЛ). ги/агИс1е/3180 (дата обращения: 28.06.2023).

9. Стёпин В. С. История и философия науки : учеб. 3-е изд. Москва: Академический Проект; Трикста, 2011. 423 с.

10. Циолковский К. Э. Гений среди людей. Москва: Мысль, 2002. 542 с.

9. Styopin V. S. Istoriya i filosofiya nauki : ucheb. 3-е izd. Moskva: Akademicheskij Proekt; Triks-ta, 2011.423 s.

10. Ciolkovskij K.E. Genij sredi lyudej. Moskva: Mysl', 2002. 542 s.

Для цитирования:

For citation:

Михайлова Татьяна Викторовна. Формирование и развитие методологической культуры научных и научно-педагогических кадров в системе МВД России // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 3 (3). С. 38—46.

Mihajlova Tat'yana Viktorovna. Formation and Development of Methodological Culture of Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2023. № 3 (3). P. 38-46.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.