Научная статья на тему 'Формирование методологической культуры аспирантов -будущих преподавателей-исследователей'

Формирование методологической культуры аспирантов -будущих преподавателей-исследователей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методологическая культура / семинар-погружение целенаправленного формирования методологической культуры аспирантов / methodological culture / seminar-immersion of purposeful formation of methodological culture of graduate students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитрий Владимирович Качалов

В современных условиях развития общества, образования, научного знания проблема формирования методологической культуры аспирантов будущих преподавателей-исследователей приобретает особую значимость и становится одной из важнейших задач высшего образования в подготовке кадров высшей квалификации. Задачи в контексте формирования методологической культуры аспирантов будущих преподавателей-исследователей направлены на развитие обогащение знаний в многообразии современных научных подходов и концепций, необходимых для самостоятельной научно-исследовательской работы; формирование глубокого интереса к научно-исследовательской деятельности как необходимой в преподавательской деятельности, как профессионально-педагогической ценности. Решение указанных задач позволит разрешить противоречие между потребностью образовательной практики в гарантированном достижении методологической культуры будущими преподавателями, преподавателями-исследователями и настоятельной потребностью в определении методов, средств и условий формирования искомого личностного качества; между сложностью процесса формирования методологической культуры аспирантов будущих преподавателей-исследователей и недостаточной разработанностью условий ее формирования в сложившейся образовательной практике; между возросшей потребностью в преподавателе, способном осуществлять научно-педагогическое исследование и недостаточным методологическим обеспечением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of methodological culture of graduate students future teachers-researchers

The problem of formation of methodological culture of graduate students future teachers-researchers acquires special significance and becomes one of the most important tasks of higher education in the training of highly qualified personnel in modern conditions of development of society, education, scientific knowledge. The tasks are aimed at developing the enrichment of knowledge in a variety of modern scientific approaches and concepts necessary for independent research work; formation of a deep interest in research activities as necessary in teaching as a professional and pedagogical value in the context of the formation of the methodological culture of graduate students future teachers-researchers. The solution of these tasks will allow resolving the contradiction between the necessity for educational practice to ensure the achievement of methodological culture by future teachers, research teachers and the urgent necessity to determine methods, means and conditions for the formation of the desired personal quality; between the complexity of the process of forming the methodological culture of graduate students of future research teachers and the lack of elaboration of the conditions for its formation in the current educational practice; between the increased need for a teacher capable of carrying out scientific and pedagogical research and insufficient methodological support.

Текст научной работы на тему «Формирование методологической культуры аспирантов -будущих преподавателей-исследователей»

УДК 378.01 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_101

Дмитрий Владимирович Качалов

г. Екатеринбург

Формирование методологической культуры аспирантов -будущих преподавателей-исследователей

В современных условиях развития общества, образования, научного знания проблема формирования методологической культуры аспирантов - будущих преподавателей-исследователей приобретает особую значимость и становится одной из важнейших задач высшего образования в подготовке кадров высшей квалификации. Задачи в контексте формирования методологической культуры аспирантов - будущих преподавателей-исследователей направлены на развитие обогащение знаний в многообразии современных научных подходов и концепций, необходимых для самостоятельной научно-исследовательской работы; формирование глубокого интереса к научно-исследовательской деятельности как необходимой в преподавательской деятельности, как профессионально-педагогической ценности.

Решение указанных задач позволит разрешить противоречие между потребностью образовательной практики в гарантированном достижении методологической культуры будущими преподавателями, преподавателями-исследователями и настоятельной потребностью в определении методов, средств и условий формирования искомого личностного качества; между сложностью процесса формирования методологической культуры аспирантов будущих преподавателей-исследователей и недостаточной разработанностью условий ее формирования в сложившейся образовательной практике; между возросшей потребностью в преподавателе, способном осуществлять научно-педагогическое исследование и недостаточным методологическим обеспечением.

Ключевые слова: методологическая культура, семинар-погружение целенаправленного формирования методологической культуры аспирантов.

Dmitry Vladimirovich Kachalov

Yekaterinburg

Formation of methodological culture of graduate students - future teachers-researchers

The problem of formation of methodological culture of graduate students - future teachers-researchers acquires special significance and becomes one of the most important tasks of higher education in the training of highly qualified personnel in modern conditions of development of society, education, scientific knowledge. The tasks are aimed at developing the enrichment of knowledge in a variety of modern scientific approaches and concepts necessary for independent research work; formation of a deep interest in research activities as necessary in teaching as a professional and pedagogical value in the context of the formation of the methodological culture of graduate students - future teachers-researchers.

The solution of these tasks will allow resolving the contradiction between the necessity for educational practice to ensure the achievement of methodological culture by future teachers, research teachers and the urgent necessity to determine methods, means and conditions for the formation of the desired personal quality; between the complexity of the process of forming the methodological culture of graduate students of future research teachers and the lack of elaboration of the conditions for its formation in the current educational practice; between the increased need for a teacher capable of carrying out scientific and pedagogical research and insufficient methodological support.

Keywords: methodological culture, seminar-immersion of purposeful formation of methodological culture of graduate students.

Методологическая культура рассматривается как результат подготовки кадров высшей научной квалификации. Формирование методологической культуры аспирантов являет собой необходимость в силу того, что обладая методологической культурой, будущий преподаватель-исследователь приобщается к методологическому знанию, учится мыслить, учитывая эти знания и на этой основе в дель-нейшем осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный поход в решении исследовательских задач. Для преподавателя-исследователя важным является владение арсеналом исследовательских методов (конструирование, проектирование, моделирование, мысленный эксперимент, педагогическая импровизацию), владение потенциалом культуры исследовательской деятельности (умения аргументировать научные исследования, концепции; осуществлять куль-туро-исследовательское осмысление и интерпрета-

цию научных изысканий); методологической ориентации на принцип объективности, системности, единства теории и практики.

Существуют противоречия между достаточной степенью разработанности вопросов методологической культуры и отсутствием общепринятого определения понятия; между необходимостью формирования методологической культуры аспирантов будущих преподавателей-исследователей и недостаточной разработкой методологических основ ее формирования; между наличием значительного количества методов и недостатком методик, организационных форм, позволяющих повысить уровень методологической культуры аспирантов будущих преподавателей-исследователей. Разрешение данных противоречий позволит расширить научные представления о процессе формирования методологической культуры аспирантов будущих преподавателей-исследователей.

Проблема формирования методологической культуры аспирантов будущих преподавателей, преподавателей-исследователей с позиции изучения понятия «методологическая культуры» связывается с поиском содержательного его наполнения и сущностных характеристик.

Исследователи определяют данное понятие с различных сторон, так, М.А. Капшутарь рассматривает методологическую культуру как компонент профессиональной культуры и раскрывает ее через ценностное сознание, системные знания в области методологии научного познания, подчеркивает на сфор-мированность умения проектировать, осуществлять и оценивать процесс научного поиска [6, С. 64.].

С позиции структурных компонентов методологическая культура рассматривается П.И. Пидка-систым как умение анализировать собственную научную деятельность, способность к научному обоснованию и критическому осмыслению, способность и готовность к творческому применению определенных концепций, форм и методов познания [9].

Под углом зрения методологической культуры как культуры субъекта, исследователи определяют данное понятие как совокупность общеметодологических знаний (логика научного познания, методология творческого, познавательного процесса, методы научного познания и т.п.), методологических требований к исследовательскому процессу и правил их применения [10; 1].

Осуществляя анализ методологической культуры как педагогического феномена Е.В. Бондарев-ская связывает ее с готовностью личности к осуществлению методологической деятельности, с овладением практико-ориентированной методологией, в которых запечатлены средства и методы рефлексии, анализ, оценка и самооценка явлений и событий, поиск и выбор моделей и вариантов организации деятельности [2, С. 105 ].

По мнению В.В. Краевского, методологическая культура личности - это культура мышления, основанная на методологических знаниях, а необходимой частью данной культуры является рефлексия [8, С. 10].

Анализ приведенных определений методологической культуры позволяет говорить о том, что это интегративное качество личности, основанное на культуре мышления, ценностно-смысловом принятии общеметодологических знаний, включающая знание логики научного познания, методологии творческого, познавательного процесса, методов научного познания и процессный характер которых воплощен в средствах и методах рефлексии, анализе, соблюдении методологических требований к исследовательскому процессу. Примем за основу определение, в котором методологическая культура - это высокий уровень усвоения методологических знаний и умений, принятие методологических норм и идей на личном уровне, методологическая рефлексивность.

Обращаясь к структурным компонентам методологической культуры, исследователи выделяют с позиции процессного подхода: а) способность осуществлять методологический анализ внешних объектов и явлений; б) способность осуществлять методологический анализ собственных знаний и умений; в) способность осуществлять методологическую рефлексию [11].

Как целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование А.Н. Ходусов рассматривает методологическую культуру через включенность в нее мыследеятельности в режиме методологической рефлексии (понимание); а с позиции внутреннего плана сознания интегральной индивидуальности [16, С. 118].

Точка зрения Е.В. Титовой на структуру методологической культуры связывается с включением в ее состав совокупности установленных и принятых сообществом норм осуществления соответствующих видов деятельности, подчеркивается, что методологическая культура личности - это следование установленным и принятым нормам осуществления деятельности и представления её результатов [14].

В качестве важнейшего компонента методологической культуры личности выделяется освоения субъектом общих методологических основ творческого характера, собственно креативность мышления [7, С. 51].

В логике структурного состава методологическая культура также включает 1) методологические знания, интеллектуальные умения, связанные с переработкой усваиваемой информации; 2) умение выделить и сформулировать исследовательскую проблему; 3) умение осуществлять ценностную рефлексию профессионально-педагогической деятельности [15, С. 25].

Раскрывая структуру методологической культуры аспирантов - будущих преподавателей-исследователей мы выделяем компоненты:

- методологические знания - знание методологии педагогического исследования, методологически и методически обосновывать эти знания в образовательном и опытно-поисковом процессе. Методологическое знание выступает в двух формах: дескриптивная (знание структуры научного знания, закономерностей научного познания); пре-скриптивная (рекомендации и правила осуществления научной деятельности) [5];

- методологическая рефлексия - умение анализировать собственную научно-исследовательскую деятельность осуществлять отбор и оценку интеллектуального средства, позволяющего выйти в рефлексивную позицию и осознать свои познавательные средства и адекватность их применения. Это постоянный критический анализ и оценка процесса и результата собственной научно - исследовательской деятельности, деятельности других исследовательских контекстов с позиций научных, методологических, логических и гуманитарных

критериев качества исследований) [13, С. 34]. Целью указанного компонента является проектирование дальнейшей исследовательской работы на основе рефлексивного позиционирования;

- диалектическое мышление - мысленное конструирование нового способа разрешения противоречий, умение, сравнивать, анализировать, обобщать педагогические факты с научной точки зрения; находить причинно-следственные связи и закономерности; уметь рассуждать, аргументировать; способность обнаружить и проанализировать противоречия в процессе исследования объекта) [3, С. 5-14]; способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и применению определенных концепций, форм и методов познания [12];

- культуро-исследовательский компонент связан со стремлением аспирантов будущих преподавателей-исследователей к поиску культурных смыслов педагогических явлений и образцов поведения; эвристичность мышления; умение выделить и сформулировать педагогическую проблему, определить варианты ее решения в соответствии с ценностными ориентирами образования; в содержании данного компонента значительное место отводится методологическому поиску, способность к порождению новых идей в конкретных проблемных ситуациях [34, С. 49].

Учитывая содержательную характеристику методологической культуры аспирантов, в процессуально-содержательном аспекте включающую: знания регулятивов в осуществлении организации и методики осуществления научного исследования; навыки и умения (гносеологические); способность эффективно применять умения для изучения конкретных объектов; способность исследователя создавать новые методологические и методические регулятивы, необходима целенаправленная деятельность по их овладению.

В качестве одной из организационных форм в данном аспекте является семинар-погружение «Методология и культура исследовательской деятельности». Под семинаром погружением понимается преподавание одного предмета циклами в течение нескольких часов, дней, недель.

Внедрение семинара-погружения в структуру образовательного процесса осуществлялось в процессе формирования методологической культуры аспирантов на базе Уральского государственного университета путей сообщения. В исследовании приняли участие 48 аспирантов.

Перед внедрением семинара-погружения проведен начальный диагностический срез, который показал недостаточный уровень методологической культуры, что предопределило разработать структуру, содержание, процессуальное наполнение семинара погружения.

Семинар-погружение предусматривает ознакомление аспирантов с важнейшими вопросами, которые касаются теоретических принципов организации научных исследований, их подготовку к

осуществлению деятельности преподавателя, преподавателя-исследователя; формирование владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и методологией научных исследований, информационными технологиями, уметь использовать в работе все новое, что появляется в науке и практике.

Функционально семинар-погружение направлен на создание условий формирования у аспирантов навыков и умений культуры самостоятельной организации индивидуальной исследовательской работы, повышения эффективности научной деятельности. При этом необходимо и обязательно научно-методическое обеспечение, которое осуществляется на каждом этапе.

Семинар-погружение «Методология и культура исследовательской деятельности» вводился поэтапно:

- первый этап - аналитический - связан с выяснением представлений аспирантов о научно-исследовательской деятельности, методологии научного поиска, пониманием культуры исследования, методологической культуры;

- второй этап - ориентировочно-ознакомительный - погружение в «калейдоскоп» научных трудов классиков теории методологии;

- третий этап - дидактический - включает цикл занятий, раскрывающий методологию научного поиска, ознакомление аспирантов с современными концепциями научного творчества, с основами методологии научного познания и методикой научных исследований, методики научно-исследовательской деятельности. Практическая часть служит практико-ориентированным погружением в проблему формулирования цели исследования, формулирования гипотезы, выдвижения задач, построения программы исследования, структурирования исследования.

Практико-ориентированный блок дидактического этапа семинара-погружения ориентирован на формирование умения осмысливать исследовательские задачи, профессионально-педагогические задачи, осуществлять их методологический анализ, исследовать выявленные противоречия, определять пути их решения на основе методологических знаний, осуществлять методологическую рефлексию преподавательской и научно-исследовательской деятельности.

Программно-методическое сопровождение ориентировано на содержание дисциплины «Методология педагогического исследования». Раскрываются методы исследования, их классификация; структура методологии научно-педагогического исследования; формализация компонента структуры методологии научно-педагогического исследования; черты методологи научного анализа; факторы методологии научного подхода к исследованию; проблема приведения теоретического знания к фактам: (интерпретация, верификация и фальсификация теоретических положений); методика научного исследования.

Процессуально методическое сопровождение включает практическую часть, которая сосредоточена на выполнении научно-исследовательских заданий. Таковыми заданиями в нашем исследовании явились: задания терминологического осмысления, аналитические задания (аналитическое конспектирование), задания на преобразование и разработку научного текста, задания интеллектуально-творческого исследовательского характера, задания учебно-практической интерпретации предметного характера, задания научно-исследовательского методологического и экспериментального характера (теория и практика) и другие.

В аспекте формирования методологической культуры аспирантов приведем несколько примеров заданий: например, соотнести исследовательские действия (описание, объяснение, прогнозирование) и их характеристики (Мысленное конструирование направлений дальнейшего изучения объекта или явления; Информация о названии объекта или явления, его строении, существенных признаках; Информация о связях и отношениях объектов и явлений, причем о таких связях и отношениях, которые имеют устойчивый характер). Методологическая культура формировалась и за счет заданий, направленных на формирование умений формулировать отдельные мысли текста в другой стилистической и синтаксической формах; формулировать резюме по прочитанному материалу; составлять опорные графические, логические, содержательные схемы с текстовыми пояснениями; освоение умений использования знаний для решения исследовательских задач; развитие умений самопознания и саморазвития. Например, на основе изучения темы «Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика» ответить на вопросы: Какова логика организации введения научной работы? Как формулируются научные противоречия? Каковы этапы конструирования проблемы исследования? Каковы критерии обоснованности научной гипотезы?

По окончании каждой темы и выполненного задания обязательно вводится фаза рефлексии: самооценка и рефлексия собственных действий; выход за пределы имеющегося знания и обращению к прогнозированию порождения нового методологического знания и повышения уровня методологической культуры.

Проведенный нами семинар-погружение как одна из форм формирования методологической культуры аспирантов будущих преподавателей-исследователей в его теоретическом и практическом

аспектах служит ориентиром в приобретение опыта самостоятельной организации индивидуальной исследовательской работы; овладение технологиями организации научно-исследовательской деятельности; способствует развитию у аспирантов способностей к самообразованию, освоению культуры определения осознанной методологической позиции научного исследования.

Подтверждением данного утверждения является фактологичность, выраженная в продвинутом уровне сформированности методологической культуры аспирантов будущих преподавателей исследователей: знание методологии педагогического исследования демонстрируют 57%, умеют методологически и методически обосновывать эти знания в опытно-поисковом процессе 63%: повысился уровень методологической рефлексии - аспиранты умеют анализировать собственную научно-исследовательскую деятельность - 69%; проявляют активность в осуществлении критического анализа и оценки процесса и результата собственной научно - исследовательской деятельности; приобрели опыт диалектического мышления -умеют мысленно конструировать способ разрешения противоречий, сравнивать, анализировать, обобщать педагогические факты с научной точки зрения; находить причинно-следственные связи и закономерности - 63%; демонстрируют способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и применению определенных концепций, форм и методов познания - 59%.

Методологическая культура - это интегратив-ное целостное образование, в котором отчетливо просматриваются методологические знания, методологическая рефлексия, диалектическое мышление, мыследеятельность в режиме методологической рефлексии.

В целом можно утверждать, что эффективное повышение уровня методологической культуры возможно при условии гармоничного сочетания теоретической и практической подготовки, включенности аспирантов в интенсивный режим погружения научно-исследовательских методологических заданий общекультурного, общенаучного, профессионально-педагогического характера.

Полученные в ходе работы выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы и проецируется на педагогическое сопровождение формирования методологической культуры аспирантов будущих преподавателей-исследователей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Балаховский, А.А. Методологические рекомендации для повышения качества научного исследования и подготовки к защите : учеб.-метод. пособие / А.А. Балаховский. - Москва, 2010. - Текст : непосредственный.

2. Бондаревская, Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения формирования педагогической культуры / Е.В. Бондаревская. - Текст : непосредственный // Формирование педагогической культуры будущего учителя. - Ростов-на-Дону : РГПИ, 1989. - Текст : непосредственный.

3. Веракса, Н.Е Диалектическое мышление и творчество / Н.Е. Веракса. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 5-14 .

4. Дроничева, Р.М. Методологическая культура и аспекты обучения / Р.М. Дроничева, Г.А. Иващенко. - Текст : электронный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). - Санкт-Петербург : Свое изд-во, 2018. - С. 49. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14352/ (дата обращения: 04.05.2023).

5. Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии / В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов. - Москва : Изд-во МГУ, 1983. - 165 с. - URL: https://psychlib.ru/mgppu/ZMv-001/ZMV-001.HTM#$p1 (дата обращения: 14.04.2023). - Текст : электронный.

6. Капшутарь, М.А. Значимость методологической культуры в контексте формирования профессиональной культуры аспиранта медицинского вуза / М.А. Капшутарь. - Текст : непосредственный // Системная интеграция в здравоохранении. - 2020. - № 3 (49). - С. 62-67.

7. Кочергин, А.Н. Методологическая культура специалиста в условиях научно-технической революции / А.Н. Ко-чергин. - Текст : непосредственный // Проблемы методологической культуры ученого. - Новосибирск : Изд-во Ново-сиб. гос. ун-та, 1986. - С. 5-1.

8. Краевский, В.В. Методология педагогики : пособие для педагогов-исследователей / В.В. Краевский. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 244 с. - Текст : непосредственный.

9. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва : Педагогическое общество России, 2006. - 608 с. - Текст : непосредственный.

10. Проблемы методологической культуры ученого. - Новосибирск, 1986. - Текст : непосредственный.

11. Процессный подход. - URL: http://www.kpms.ru/Process_appoach (дата обращения: 06.05.2023). - Текст : электронный.

12. Смирнова, И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке / И.В. Смирнова. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22783 (дата обращения: 04.05.2023).

13. Старовойтова, Д.А. Сущность и содержание методологической рефлексии педагога / Д.А. Старовойтова. - Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1, т. II: Психолого-педагогические науки. -С. 33 -37.

14. Титова, Е.В. Методологическая культура учащихся / Е.В. Титова. - URL: http://www.kpinfo.org/activities/research/methseminar/122- methseminar251011 (дата обращения: 10.05.2023). - Текст : электронный.

15. Тупилко, О.В. Формирование методологической культуры учителя в профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / О.В. Тупилко. - Красноярск, 2006. - 185 с. - Текст : непосредственный.

16. Ходусов, А.Н. Формирование методологической культуры учителя : дис. ... д-ра пед. наук / А.Н. Ходусов. -Москва : МШУ, 1997. - 423 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Balahovskij A.A. Metodologicheskie rekomendacii dlja povyshenija kachestva nauchnogo issledovanija i podgotovki k zashhite: ucheb.-metod. posobie [Methodological recommendations for improving the quality of scientific research and preparation for defense]. Moscow, 2010.

2. Bondarevskaja E.V. Teoretiko-metodologicheskie voprosy izuchenija formirovanija pedagogicheskoj kul'tury [Theoretical and methodological issues of studying the formation of pedagogical culture]. Formirovaniepedagogicheskoj kul'tury bu-dushhego uchitelja [Formation of the pedagogical culture of the future teacher]. Rostov-na-Donu: RGPI, 1989.

3. Veraksa, N.E Dialekticheskoe myshlenie i tvorchestvo [Dialectical thinking and creativity]. Voprosypsihologii [Questions ofpsychology], 1990, no. 4, pp. 5-14 .

4. Dronicheva R.M., Ivashhenko G.A. Metodologicheskaja kul'tura i aspekty obuchenija [Methodological culture and aspects of learning]. Aspekty i tendencii pedagogicheskoj nauki: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, ijul' 2018 g.) [Aspects and trends of pedagogical science]. Sankt-Peterburg: Svoe izd-vo, 2018, pp. 49. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14352/ (Accessed 04.05.2023).

5. Zinchenko V.P., Smirnov S.D. Metodologicheskie voprosy psihologii [Methodological issues of psychology]. Moscow: Izd-vo MGU, 1983. 165 p. URL: https://psychlib.ru/mgppu/ZMv-001/ZMV-001.HTM#$p1 (Accessed 14.04.2023).

6. Kapshutar' M.A. Znachimost' metodologicheskoj kul'tury v kontekste formirovanija professional'noj kul'tury aspiranta medicinskogo vuza [The importance of methodological culture in the context of the formation of the professional culture of a graduate student of a medical university]. Sistemnaja integracija v zdravoohranenii [System integration in healthcare], 2020, no. 3 (49), pp. 62-67.

7. Kochergin A.N. Metodologicheskaja kul'tura specialista v uslovijah nauchno-tehnicheskoj revoljucii [Methodological culture of a specialist in the conditions of the scientific and technological revolution]. Problemy metodologicheskoj kul'tury uchenogo [Problems of methodological culture of the scientist]. Novosibirsk: Izd-vo Novosib. gos. un-ta, 1986, pp. 5-1.

8. Kraevskij V.V. Metodologija pedagogiki: posobie dlja pedagogov-issledovatelej [Methodology of pedagogy]. Cheboksary: Izd-vo Chuvash. un-ta, 2001. 244 p.

9. In Pidkasistogo P.I. (ed.) Pedagogika: ucheb. posobie dlja studentov ped. vuzov i ped. kolledzhej [Pedagogy]. Moscow: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2006. 608 p.

10. Problemy metodologicheskoj kul'tury uchenogo [Problems of methodological culture of the scientist]. Novosibirsk, 1986.

11. Processnyj podhod [Process approach]. URL: http://www.kpms.ru/Process_appoach (Accessed 06.05.2023).

12. Smirnova I.V. Ponjatie kriticheskogo myshlenija v sovremennoj pedagogicheskoj nauke [The concept of critical thinking in modern pedagogical science]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2015, no. 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22783 (Accessed 04.05.2023).

13. Starovojtova D.A. Sushhnost' i soderzhanie metodologicheskoj refleksii pedagoga [The essence and content of methodological reflection of the teacher]. Jaroslavskijpedagogicheskij vestnik [YaroslavlPedagogical Bulletin], 2014, no. 1, vol. II: Psihologo-pedagogicheskie nauki [Psychological and pedagogical sciences], pp. 33 -37.

14. Titova E.V. Metodologicheskaja kul'tura uchashhihsja [Methodological culture of teachers]. URL: http://www.kpinfo.org/activities/research/methseminar/122-methseminar251011 (Accessed 10.05.2023).

15. Tupilko O.V. Formirovanie metodologicheskoj kul'tury uchitelja v professional'noj dejatel'nosti. Dis. kand. ped. nauk [Formation of methodological culture of a teacher in professional activity. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Krasnojarsk, 2006. 185 p.

16. Hodusov A.N. Formirovanie metodologicheskoj kul'tury uchitelja. Dis. d-ra ped. nauk [Formation of methodological culture of the teacher. Dr. Sci. (Pedagogy) diss.]. Moscow: MPGU, 1997. 423 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Д.В. Качалов, доктор педагогических наук, доцент, профессор, ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: lada7.54@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

D.V. Kachalov, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Ural State University of Railway Engineering, Ekaterinburg, Russia, e-mail: lada7.54@mail.ru.

УДК 378 Б01: 10.52772/25420291_2023_2_106

Людмила Павловна Качалова, Любовь Геннадьевна Светоносова, Дарья Викторовна Кудряшова

г. Шадринск

Супервизия как метод практической подготовки студентов педагогического вуза

В статье раскрывается проблема применения супервизии в практической подготовке студентов педагогического вуза. Авторами статьи супервизия рассматривается как метод сопровождения студентов педагогического вуза в их практической подготовке к производственной (педагогической) практике в аспекте изучения и анализа конкретных случаев воспитательной деятельности классного руководителя. Супервизия в практической подготовке будущего классного руководителя выполняет ряд важных функций (обучающую, поддерживающую, консультирующую, экспертную), повышающих уровень готовности студентов педагогического вуза к реализации воспитательной деятельности классного руководителя. Разработанная авторами статьи тематическая сессия «Классное руководство» для практической подготовки студентов педагогического вуза к производственной (педагогической) практике содержит теоретический и практический блоки. Содержание теоретического блока тематической сессии направлено на овладение студентами педагогического вуза основами нормативно-правовой базы профессиональной деятельности классного руководителя, знаниями об эффективных формах, методах и приемах воспитательной деятельности классного руководителя, специфике разработки сценариев воспитательных мероприятий для учеников разного возраста и критериях оценки эффективности результатов воспитательной деятельности классного руководителя. Практический блок тематической сессии подразумевает работу студентов педагогического вуза в малых группах по изучению и анализу конкретных случаев из воспитательной практики классного руководителя.

Ключевые слова: супервизия, практическая подготовка, студенты педагогического вуза, классное руководство, тематическая сессия.

Lyudmila Pavlovna Kachalova, Lyubov Gennadievna Svetonosova, Daria Viktorovna Kudryashova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shadrinsk

Supervision as a method of practical training of pedagogical university students

The article reveals the problem of using the supervision in the practical training of students of a pedagogical university. The authors of the article consider supervision as a method of accompanying pedagogical university students in their practical preparation for the pedagogical practice in the aspect of studying and analyzing specific cases of educational activity of a class teacher. Supervision in the practical training of the future class teacher performs a number of important functions (teaching, supporting, consulting, expert) that increase the level of students' readiness to implement the class teacher educational activities. The thematic session "Classroom management" developed by the authors of the article for the students' practical preparation for pedagogical practice contains theoretical and practical blocks. The content of the thematic session theoretical block is aimed at mastering the basics of the class teacher professional activity, knowledge about effective forms, methods and techniques of the class teacher educational activity, the specifics of developing scenarios of educational activities for students of

BECTHHK mAflPMHCKOrO rOCYAAPCTBEHHOTO ™ 106_nEAAromqECKOro YHHBEPCHTETA. № 2 (58) 2023_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.