Научная статья на тему 'Супервизия как метод практической подготовки студентов педагогического вуза'

Супервизия как метод практической подготовки студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
супервизия / практическая подготовка / студенты педагогического вуза / классное руководство / тематическая сессия / supervision / practical training / pedagogical university students / classroom management / thematic session

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Людмила Павловна Качалова, Любовь Геннадьевна Светоносова, Дарья Викторовна Кудряшова

В статье раскрывается проблема применения супервизии в практической подготовке студентов педагогического вуза. Авторами статьи супервизия рассматривается как метод сопровождения студентов педагогического вуза в их практической подготовке к производственной (педагогической) практике в аспекте изучения и анализа конкретных случаев воспитательной деятельности классного руководителя. Супервизия в практической подготовке будущего классного руководителя выполняет ряд важных функций (обучающую, поддерживающую, консультирующую, экспертную), повышающих уровень готовности студентов педагогического вуза к реализации воспитательной деятельности классного руководителя. Разработанная авторами статьи тематическая сессия «Классное руководство» для практической подготовки студентов педагогического вуза к производственной (педагогической) практике содержит теоретический и практический блоки. Содержание теоретического блока тематической сессии направлено на овладение студентами педагогического вуза основами нормативно-правовой базы профессиональной деятельности классного руководителя, знаниями об эффективных формах, методах и приемах воспитательной деятельности классного руководителя, специфике разработки сценариев воспитательных мероприятий для учеников разного возраста и критериях оценки эффективности результатов воспитательной деятельности классного руководителя. Практический блок тематической сессии подразумевает работу студентов педагогического вуза в малых группах по изучению и анализу конкретных случаев из воспитательной практики классного руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Людмила Павловна Качалова, Любовь Геннадьевна Светоносова, Дарья Викторовна Кудряшова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supervision as a method of practical training of pedagogical university students

The article reveals the problem of using the supervision in the practical training of students of a pedagogical university. The authors of the article consider supervision as a method of accompanying pedagogical university students in their practical preparation for the pedagogical practice in the aspect of studying and analyzing specific cases of educational activity of a class teacher. Supervision in the practical training of the future class teacher performs a number of important functions (teaching, supporting, consulting, expert) that increase the level of students’ readiness to implement the class teacher educational activities. The thematic sessionClassroom management” developed by the authors of the article for the students’ practical preparation for pedagogical practice contains theoretical and practical blocks. The content of the thematic session theoretical block is aimed at mastering the basics of the class teacher professional activity, knowledge about effective forms, methods and techniques of the class teacher educational activity, the specifics of developing scenarios of educational activities for students of different ages and criteria for evaluating the effectiveness of the results of the class teacher educational activity. The practical block of the thematic session implies the work of students of a pedagogical university in small groups to study and analyze specific cases from the educational practice of the class teacher.

Текст научной работы на тему «Супервизия как метод практической подготовки студентов педагогического вуза»

11. Processnyj podhod [Process approach], URL: http://www.kpms.ru/Process_appoach (Accessed 06.05.2023).

12. Smirnova I.V. Ponjatie kriticheskogo myshlenija v sovremennoj pedagogicheskoj nauke [The concept of critical thinking in modern pedagogical science]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2015, no. 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22783 (Accessed 04.05.2023).

13. Starovojtova D.A. Sushhnost' i soderzhanie metodologicheskoj refleksii pedagoga [The essence and content of methodological reflection of the teacher]. Jaroslavskijpedagogicheskij vestnik [YaroslavlPedagogical Bulletin], 2014, no. 1, vol. II: Psihologo-pedagogicheskie nauki [Psychological and pedagogical sciences], pp. 33 -37.

14. Titova E.V. Metodologicheskaja kul'tura uchashhihsja [Methodological culture of teachers]. URL: http://www.kpinfo.org/activities/research/methseminar/122-methseminar251011 (Accessed 10.05.2023).

15. Tupilko O.V. Formirovanie metodologicheskoj kul'tury uchitelja v professional'noj dejatel'nosti. Dis. kand. ped. nauk [Formation of methodological culture of a teacher in professional activity. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Krasnojarsk, 2006. 185 p.

16. Hodusov A.N. Formirovanie metodologicheskoj kul'tury uchitelja. Dis. d-ra ped. nauk [Formation of methodological culture of the teacher. Dr. Sci. (Pedagogy) diss.]. Moscow: MPGU, 1997. 423 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Д.В. Качалов, доктор педагогических наук, доцент, профессор, ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

D.V. Kachalov, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Ural State University of Railway Engineering, Ekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected].

УДК 378 Б01: 10.52772/25420291_2023_2_106

Людмила Павловна Качалова, Любовь Геннадьевна Светоносова, Дарья Викторовна Кудряшова

г. Шадринск

Супервизия как метод практической подготовки студентов педагогического вуза

В статье раскрывается проблема применения супервизии в практической подготовке студентов педагогического вуза. Авторами статьи супервизия рассматривается как метод сопровождения студентов педагогического вуза в их практической подготовке к производственной (педагогической) практике в аспекте изучения и анализа конкретных случаев воспитательной деятельности классного руководителя. Супервизия в практической подготовке будущего классного руководителя выполняет ряд важных функций (обучающую, поддерживающую, консультирующую, экспертную), повышающих уровень готовности студентов педагогического вуза к реализации воспитательной деятельности классного руководителя. Разработанная авторами статьи тематическая сессия «Классное руководство» для практической подготовки студентов педагогического вуза к производственной (педагогической) практике содержит теоретический и практический блоки. Содержание теоретического блока тематической сессии направлено на овладение студентами педагогического вуза основами нормативно-правовой базы профессиональной деятельности классного руководителя, знаниями об эффективных формах, методах и приемах воспитательной деятельности классного руководителя, специфике разработки сценариев воспитательных мероприятий для учеников разного возраста и критериях оценки эффективности результатов воспитательной деятельности классного руководителя. Практический блок тематической сессии подразумевает работу студентов педагогического вуза в малых группах по изучению и анализу конкретных случаев из воспитательной практики классного руководителя.

Ключевые слова: супервизия, практическая подготовка, студенты педагогического вуза, классное руководство, тематическая сессия.

Lyudmila Pavlovna Kachalova, Lyubov Gennadievna Svetonosova, Daria Viktorovna Kudryashova

Shadrinsk

Supervision as a method of practical training of pedagogical university students

The article reveals the problem of using the supervision in the practical training of students of a pedagogical university. The authors of the article consider supervision as a method of accompanying pedagogical university students in their practical preparation for the pedagogical practice in the aspect of studying and analyzing specific cases of educational activity of a class teacher. Supervision in the practical training of the future class teacher performs a number of important functions (teaching, supporting, consulting, expert) that increase the level of students' readiness to implement the class teacher educational activities. The thematic session "Classroom management" developed by the authors of the article for the students' practical preparation for pedagogical practice contains theoretical and practical blocks. The content of the thematic session theoretical block is aimed at mastering the basics of the class teacher professional activity, knowledge about effective forms, methods and techniques of the class teacher educational activity, the specifics of developing scenarios of educational activities for students of

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 106_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2542-0291

different ages and criteria for evaluating the effectiveness of the results of the class teacher educational activity. The practical block of the thematic session implies the work of students of a pedagogical university in small groups to study and analyze specific cases from the educational practice of the class teacher.

Keywords: supervision, practical training, pedagogical university students, classroom management, thematic session.

К будущим учителям, сегодняшним студентам педагогических вузов предъявляются серьезные требования со стороны общества: соответствие Профстандарту педагога, высокий уровень профессиональной компетентности, готовность к решению множества профессиональных задач, владение методикой преподаваемого учебного предмета, знание основ воспитательной деятельности классного руководителя, самое главное, - умение применить теоретические знания в практической деятельности.

Значительную роль в практической подготовке студентов педвузов занимает производственная (педагогическая) практика, в процессе прохождения которой создаются условия вхождения в педагогическую профессию и первых профессиональных проб в ней. На производственной практике будущие учителя сталкиваются со многими вопросами: «Как познакомиться с учениками класса, в котором я буду вести уроки?», «Что делать, если на моем уроке возникнет конфликт?», «Какое воспитательное мероприятие мне провести? Как его правильно назвать и какую форму его проведения мне выбрать?» Это далеко не полный перечень проблемных вопросов, которые на производственной (педагогической) практике решает будущий учитель. За разрешением проблемных вопросов студент обращается к учителю или классному руководителю, который реализует методическое сопровождение будущего педагога. В данном случае учитель (классный руководитель) выполняет роль наставника студента педвуза, во взаимодействии с которым он использует такие методы, как: беседа, консультирование, инструктаж, анализ продуктов деятельности будущего учителя. Однако для усиления практической подготовки студентов педвуза возможно применение метода су-первизии.

Супервизия как метод взаимодействия между специалистами одной профессии широко используется в психотерапии. Однако в настоящее время ввиду эффективности супервизию стали применять в образовательной сфере, как правило, в процессе наставничества более опытным педагогом менее опытного, начинающего.

Цель исследования заключается в изучении супервизии как метода практической подготовки студентов педагогического вуза. Задачи исследова-ния:1) проанализировать понятие «супервизия» в психо лого-педагогических источниках, 2) раскрыть функции супервизии в практической подготовке студентов педагогического вуза, 3) разработать тематическую сессию «Классное руководство» для практической подготовки студентов педагогического вуза к производственной (педагогической) практике.

На первом этапе нашего исследования мы провели анализ понятия «супервизия» в психолого-педагогических источниках. Понятие «супервизия» определяется исследователями по-разному. С.И. Поздеева дает широкое понимание феномену супер-визии, считая, что она представляет собой способ реализации наставничества в практике вхождения в профессию [11]. Еще более широко трактует понятие «супервизия» Г.П. Синицына. По ее мнению, су-первизия представляет собой общепризнанный метод образования, повышения квалификации и повышения качества работы специалистов в сфере помогающих профессий [13]. Тем самым автор подчеркивает, что супервизия в большей степени относится к методам обучения и повышения качества работы специалистов помогающих профессий. Супервизор-ство как процесс профессиональной деятельности супервизора состоит в сопровождении профессионального развития специалиста путем интенсивности его взаимодействия с супервизором. Г.В. Залев-ский трактует супервизию как особый вид практики, которая реализует контрольную, образовательную и консультативную функции, направленные на повышение качества и эффективности всех известных психологических практик или использование психологических знаний, умений и навыков в работе с людьми (в образовании, здравоохранении, социальной службе, управлении и бизнесе) [5;6]. Автором подчеркивается, что практика супервизии проникает во все сферы жизни, понимается как распространение психологических знаний, ценностей и опыта для образования и помощи людям не только в их профессии.

Как процесс педагогического сопровождения, направленный на субъектов, уже имеющих опыт практической деятельности, но нуждающихся в профессиональной помощи и поддержке суперви-зия рассматривается Е.В. Яковлевым [15]. Тем самым исследователь акцентирует внимание не сколько на метод взаимодействия специалистов одной профессии, сколько на оказание помощи субъекту деятельности. В данном случае нуждающимися в помощи могут быть ученик, молодой учитель, студент - будущий учитель.

В.В. Бойко в понимании сущности супервизии уделяет внимание ее психотерапевтической функции для специалиста помогающей профессии (или типа «человек-человек»). Исследователь утверждает, что супервизия - эффективный способ профилактики эмоционального выгорания специалистов (педагогов в том числе), интенсивно работающих с людьми, направленный на активизацию и выработку их личных ресурсов [1].

И.В. Лях определяет понятие «супервизия» как специфическую форму официального профес-

сионального взаимодействия специалиста и супервизора, супервизора и супервизора, которая осуществляется в целях повышения эффективности работы специалиста, повышения качества оказания услуги, развития профессии, соответствующей науки, и профессионального сообщества в целом [10]. Автор в своем определении понятия «супервизия» подчеркивает, что взаимодействие между супервизором и супервизируемым носит официальный характер, когда супервизор является назначенным для супервизии другого специалиста. Супервизия необходима для совершенствования профессиональной деятельности супервизируемого.

Нельзя не согласиться с мнением С.А. Жит-вай, которая считает супервизию методом личностного и эмоционального роста, подготовки и повышения квалификации педагогов, тем самым подчеркивая универсальность супервизии как метода передачи знаний и опыта от одного специалиста другому [4].

Множественность определений понятия «супервизии» означает, что общепризнанного определения данного понятия в настоящее время нет. Принимая во внимание мнения выше перечисленных исследователей, мы под супервизией будем понимать способ реализации наставничества через краткосрочное и/или пролонгированное обучение начинающих педагогов решению профессиональных задач, возникающих в их профессионально-педагогической деятельности [12]. Применительно к практической подготовке студентов педвуза супер-визию можно рассматривать как метод практической подготовки будущих педагогов, построенный на интенсивном групповом и индивидуальном взаимодействии супервизируемых с супервизором с целью повышения их готовности к реализации профессиональных функций в процессе производственной (педагогической) практики и, в целом, в практической педагогической деятельности.

На втором этапе нашего исследования мы обратились к изучению функций супервизии в практической подготовке студентов педагогического вуза. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что супервизия в практической подготовке студентов педагогического вуза выполняет ряд функций [3; 7; 8; 9;14]. Формирующая функция супервизии направлена на понимание и принятие задач практической педагогической деятельности будущим учителем в целом и производственной (педагогической) практики в частности, а также повышение уровня готовности студентов педагогического вуза к качественному выполнению функций учителя и классного руководителя.

Поддерживающая функция супервизии заключается в разъяснении неизбежности противоречивых ситуаций практической педагогической деятельности будущего учителя, ценности как позитивного, так и негативного опыта взаимодействия с субъектами образования, в превентивной помощи по преодолению переживаний будущих профессиональных трудностей.

108

Консультирующая функция супервизии состоит в объяснении множественности задач практической педагогической деятельности будущего учителя и вариантов их целесообразного решения на основе творческого подхода к ним.

Экспертная функция супервизии направлена на оценивание решений супервизируемыми предлагаемых им для обсуждения конкретных случаев из практической деятельности учителя / классного руководителя.

Коллектив авторов (М.В. Алексеева, С.В. Ва-улин, Т.В. Уласень, К.А. Якунин) описывает следующие методические приемы супервизии педагогического процесса, как: наблюдение, анализ, обсуждение, обратную связь, рекомендации [2]. Их можно применять и практической подготовке студентов педвуза. Наряду с перечисленными приемами супервизии существует прием анализа конкретного случая. В данном методическом приеме анализу подвергается конкретный случай из педагогической практики. Его анализируют супервизи-руемые, каждый из которых предлагает свое видение ситуации и ее решения, супервизор оценивает решения и выбирает из них наиболее правильный и педагогически целесообразный. Работа с данным приемом может проводиться как индивидуально, так и в группе супервизируемых.

На третьем этапе исследования в целях интенсификации и повышения качества подготовки будущих учителей к прохождению производственной (педагогической) практики по классному руководству мы разработали тематическую сессию «Классное руководство». Ее цель состоит в создании условий для практической подготовки студентов педагогического вуза к производственной (педагогической) практики по классному руководству с использованием метода супервизии. Задачи тематической сессии «Классное руководство» состоят в вооружении знаниями о нормативно-правовой базе воспитательной деятельности классного руководителя, ознакомлении с эффективными формами, методами и приемами воспитательной деятельности классного руководителя, раскрытии специфики разработки сценариев воспитательных мероприятий для учеников разного возраста и критериями оценки эффективности результатов воспитательной деятельности классного руководителя. Теоретический блок тематической сессии «Классное руководство» предполагает проведение лекций, круглых столов и интерактивных бесед со студентами педагогических вузов. Наряду с теоретическим блоком тематической сессии «Классное руководство» предусмотрен и практический блок, который нацелен на изучение и анализ конкретных случаев из практической педагогической деятельности классного руководителя.

В течение пяти дней до начала производственной (педагогической) практики обучающиеся включаются в работу тематической сессии, раскрывающей особенности осуществления классного руководства в общеобразовательной школе. Для

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023

реализации данной идеи мы предлагаем организовать работу студентов педвуза в малых группах (57 человек). Малой группе супервизируемых предлагается для обсуждения и дальнейшего ими решения конкретный случай из практической педагогической деятельности классного руководителя. Каждый из участников малой группы анализирует представленный случай, ищет причины поведения его субъектов и приходит к соответствующему заключению. В коллективном обсуждении каждый участник тематической сессии описывает свое понимание случая, при этом ему задаются проясняющие вопросы. Супервизор в свою очередь анализирует позицию каждого из супервизируемых и предлагает свою точку зрения на данный конкретный случай. Он также дает рекомендации каждому участнику супервизии. В завершении обсуждения конкретного случая подводятся его результаты. Таким образом, ежедневно малым группам будут предлагаться новые конкретные случаи из практической педагогической деятельности классного руководителя. Кроме того, обучающимся будет предоставлена возможность индивидуальной су-первизии по анализу конкретного случая из имеющегося их педагогического опыта. Таким образом, студенты педагогического вуза с помощью супер-визии смогут на основе детального анализа разных конкретных случаев практической педагогической деятельности классного руководителя осознать ее

специфику и будущие профессиональные трудности, связанные с ее реализацией в процессе производственной (педагогической) практики.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что супервизия является невостребованным, но прогрессивным ресурсом в аспекте усиления практической подготовки студентов педагогического вуза. Она представляет собой метод практической подготовки будущих педагогов, построенный на интенсивном групповом и индивидуальном взаимодействии супервизируемых с супервизором с целью повышения их готовности к реализации профессиональных функций в процессе производственной (педагогической) практики и, в целом, в практической педагогической деятельности. Супервизия выполняет обучающую, поддерживающую, консультирующую и экспертную функции, обеспечивая осознанное и целостное представление о практической педагогической деятельности классного руководителя, понимание ее диалектичности и сложности, актуализацию внутренних ресурсов личности студентов педагогического вуза для решения предстоящих задач воспитательной деятельности классного руководителя. Реализация тематической сессии «Классное руководство» в образовательном процессе педагогического вуза будет способствовать усилению практической подготовки студентов педагогического вуза к производственной (педагогической) практике по классному руководству.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении / В.В. Бойко. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 474 с. -Текст : непосредственный.

2. Использование методических приемов супервизии в педагогическом процессе / С.В. Ваулин, Т.В. Уласень, К.А. Якунин, М.В. Алексеева. - Текст : электронный // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - № 2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-metodicheskih-priemov-supervizii-v-pedagogicheskom-protsesse (дата обращения: 12.05.2023).

3. Данильченко, С.Л. Наставничество в практико-ориентированном педагогическом образовании: из опыта работы ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова» / С.Л. Данильченко. - Текст : электронный // Гуманитариум. - 2018. - № 1 (6). -С. 20-28. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32398254&ysclid=l5v5by1jn5820967455 (дата обращения: 03.05.2023).

4. Житвай, С.А. Супервизия как метод сопровождения деятельности педагогов / С.А. Житвай. - Текст : электронный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 6 (63). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/superviziya-kak-metod-soprovozhdeniya-deyatelnosti-pedagogov (дата обращения: 04.05.2023).

5. Залевский, Г.В. Супервизия: практика в поисках теории / В.Г. Залевский. - Текст : электронный // СПЖ. - 2008. - № 30. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/superviziya-praktika-v-poiskah-teorii (дата обращения: 12.05.2023).

6. Залевский, Г.В. Супервизия: основания классификации, концепции и модели / В.Г. Залевский. - Текст : электронный // СПЖ. - 2000. - № 13. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/superviziya-osnovaniya-klassifikatsii-kontseptsii-i-modeli-soobschenie-3 (дата обращения: 08.05.2023).

7. Педагогическое супервизорство: теоретический анализ / Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова, Т.А. Колосовская, Л.Г. Светоносова. - Текст : электронный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. -2022. - № 3 (55). - С. 54-58. - URL: http://vestnik.shgpi.edu.ru/journal/issue/view/23/Vestnik_3%2855%29_2022 (дата обращения: 1.05.2023).

8. Качалова, Л.П. Супервизия как прогрессивный ресурс формирования профессиональной компетенции педагогов : монография / Л.П. Качалова, Л.Г. Светоносова. - Курск : Университетская книга, 2022. - 101 с. - Текст : непосредственный.

9. Кирилина, И.В. Практическая подготовка студентов педвуза: традиции и инновации / И.В. Кирилина, М.А. Ку-вырталова. - Текст : электронный // Время науки = The Times of Science. - 2016. - № 4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/prakticheskaya-podgotovka-studentov-pedvuza-traditsii-i-innovatsii (дата обращения: 12.05.2023).

10. Лях, И.В. Полимодальная супервизия: практика для практиков / И.В. Лях. - Текст : электронный // Семья в XXI веке : сб. материалов междунар. эксперт. симпозиума (28 нояб.- 2 дек. 2013 г.). - Новосибирск : Манускрипт, 2013. -URL: https://www.supervis.ru/nro-books/2013-2 (дата обращения: 15.05.2023).

11. Поздеева, С.И. Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества / С.И. Поздеева. - Текст : электронный // Ped.Rev. - 2019. - № 6 (28). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestnaya-deyatelnost-i-otkrytaya-professionalizatsiya-pedagoga-kak-kontseptualnye-osnovy-nastavnichestva (дата обращения: 03.05.2023).

12. Светоносова, Л. Г. Супервизия как педагогическое условие процесса формирования профессиональной компетенции начинающих педагогов / Л. Г. Светоносова, А. А. Ли. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10, № 4. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN422.pdf (дата обращения: 11.05.2023).

13. Синицына, Г.П. Возможности супервизии в усилении практической подготовки педагогов / Г.П. Синицына. -Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - URL: https://science-educationru/ru/article/view?id=21663 (дата обращения: 11.05.2023).

14. Сухова, Е.И. Роль супервизии в формировании профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования / Е.И. Сухова, Н.Ю. Зубенко. - Текст : электронный // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-supervizii-v-formirovanii-professionalnyh-kompetentsiy-bakalavrov-psihologo-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.05.2023).

15. Яковлев, Е.В. Супервизия как педагогический феномен / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Текст : непосредственный // Вестник ЧГПУ. - 2015. - № 10. - С. 9-13.

REFERENCES

1. Bojko V.V. Jenergija jemocij v obshhenii [The energy of emotions in communication]. Sankt-Peterburg: Piter, 2004. 474 p.

2. Vaulin S.V., Ulasen' T.V., Jakunin K.A., Alekseeva M.V. Ispol'zovanie metodicheskih priemov supervizii v pedagog-icheskom processe [The use of methodological methods of supervision in the pedagogical process]. Smolensky medicinskij al'manah [SmolenskMedical Almanac], 2016, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metodicheskih-prie-mov-supervizii-v-pedagogicheskom-protsesse (Accessed 12.05.2023).

3. Danil'chenko S.L. Nastavnichestvo v praktiko-orientirovannom pedagogicheskom obrazovanii: iz opyta raboty GBOU PO «SPK im. P.K. Men'kova» [Mentoring in practice-oriented pedagogical education: from the experience of Pedagogical College named after P.K. Menkov]. Gumanitarium [Humanities], 2018, no. 1 (6), pp. 20-28. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=32398254&ysclid=l5v5by1jn5820967455 (Accessed 03.05.2023).

4. Zhitvaj S.A. Supervizija kak metod soprovozhdenija dejatel'nosti pedagogov [Supervision as a method of supporting the activities of teachers]. Lichnost', semja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii [Personality, family and society: questions of pedagogy and psychology], 2016, no. 6 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/superviziya-kak-metod-so-provozhdeniya-deyatelnosti-pedagogov (Accessed 04.05.2023).

5. Zalevskij G.V. Supervizija: praktika v poiskah teorii [Supervision: practice in search of theory]. SPZh [UOJ], 2008, no. 30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/superviziya-praktika-v-poiskah-teorii (Accessed 12.05.2023).

6. Zalevskij G.V. Supervizija: osnovanija klassifikacii, koncepcii i modeli [Supervision: bases of classification, concepts and models]. SPZh [UOJ], 2000, no. 13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/superviziya-osnovaniya-klassifikatsii-kontseptsii-i-modeli-soobschenie-3 (Accessed 08.05.2023).

7. Kachalova L.P., Kolmogorova I.V., Kolosovskaja T.A., Svetonosova L.G. Pedagogicheskoe supervizorstvo: teoretich-eskij analiz [Pedagogical supervision: theoretical analysis]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2022, no. 3 (55), pp. 54-58. URL: http://vest-nik.shgpi.edu.ru/journal/issue/view/23/Vestnik_3%2855%29_2022 (Accessed 1.05.2023).

8. Kachalova L.P., Svetonosova L.G. Supervizija kak progressivnyj resurs formirovanija professional'noj kompetencii pedagogov: monografija [Supervision as a progressive resource for the formation of professional competence of teachers]. Kursk: Universitetskaja kniga, 2022. 101 p.

9. Kirilina I.V., Kuvyrtalova M.A. Prakticheskaja podgotovka studentov pedvuza: tradicii i innovacii [Practical training of pedagogical university students: traditions and innovations]. Vremja nauki = The Times of Science, 2016, no. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskaya-podgotovka-studentov-pedvuza-traditsii-i-innovatsii (Accessed 12.05.2023).

10. Ljah I.V. Polimodal'naja supervizija: praktika dlja praktikov [Polymodal supervision: practice for practitioners]. Semja v XXI veke: sb. materialov mezhdunar. jekspert. simpoziuma (28 nojab.- 2 dek. 2013 g.) [Family in the 21st century]. Novosibirsk: Manuskript, 2013. URL: https://www.supervis.ru/nro-books/2013-2 (Accessed 15.05.2023).

11. Pozdeeva S.I. Sovmestnaja dejatel'nost' i otkrytaja professionalizacija pedagoga kak konceptual'nye osnovy nastavnich-estva [Joint activity and open professionalization of a teacher as the conceptual foundations of mentoring]. Ped.Rev [Ped.Rev], 2019, no. 6 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestnaya-deyatelnost-i-otkrytaya-professionalizatsiya-pedagoga-kak-kontseptualnye-osnovy-nastavnichestva (Accessed 03.05.2023).

12. Svetonosova L.G., Li A.A. Supervizija kak pedagogicheskoe uslovie processa formirovanija professional'noj kompetencii nachinajushhih pedagogov [Supervision as a pedagogical condition of the process of formation of professional competence of novice teachers]. Mir nauki. Pedagogika i psihologija [The world of science. Pedagogy and psychology], 2022, vol. 10, no. 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN422.pdf (Accessed 11.05.2023).

13. Sinicyna G.P. Vozmozhnosti supervizii v usilenii prakticheskoj podgotovki pedagogov [The possibilities of supervision in strengthening the practical training of teachers]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2015, no. 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21663 (Accessed11.05.2023).

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 110_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2542-U291

14. Suhova E.I., Zubenko N.Ju. Rol' supervizii v formirovanii professional'nyh kompetencij bakalavrov psihologo-pedagog-icheskogo obrazovanija [The role of supervision in the formation of professional competencies of bachelors of psychological and pedagogical education]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development], 2013, no. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-supervizii-v-formirovanii-professionalnyh-kompetentsiy-bakalavrov-psi-hologo-pedagogicheskogo-obrazovaniya (Accessed 11.05.2023).

15. Jakovlev E.V., Jakovleva N.O. Supervizija kak pedagogicheskij fenomen [Supervision as a pedagogical phenomenon]. Vestnik ChGPU [Herald of CSPU], 2015, no. 10, pp. 9-13.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Л.П. Качалова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, зав. кафедрой педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].

Л.Г. Светоносова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].

Д.В. Кудряшова, студентка 2 курса Гуманитарного института, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

L.P. Kachalova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department Chair of the Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].

L.G. Svetonosovа, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].

D.V. Kudryashova, 2nd year student, Humanities Institute, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_111

Александра Игоревна Михайлова г. Шадринск

Комнаты ed-escape в подготовке будущих педагогов к цифровизации образования

Статья является частью диссертационного исследования, она посвященная актуальной на сегодняшний день теме повышению цифровых компетенций у будущих специалистов педагогических ВУЗов, через использование комнаты ed-escape. В статье автором выделены преимущества геймификации в высшем профессиональном образовании. Научное исследование рассматривает, как комната ed-escape может быть использована в качестве эффективного инструмента для формирования цифровых компетенций у будущих педагогов. Автор статьи описывает практическое применение комнаты ed-escape со студентами бакалавриата 3 курса по направлению «Дошкольное образование». Подробно раскрыты алгоритмы внедрения геймифицированных комнат ED-Escape в профессиональное образование, описаны результаты практического использования комнаты ed-escape среди будущих педагогов. Сделан вывод о том, что такой подход является эффективным, и способствует формированию цифровых компетенций у будущих педагогов.

Ключевые слова: геймификация в образовании, комната ed-escape, цифровые компетенции, студенты, преподаватели.

Alexandra Igorevna Mikhailova

Shadrinsk

Ed-escape rooms in preparing future teachers for the digitalization of education

The article is devoted to the urgent topic of increasing digital competencies among future specialists of pedagogical universities through using the ED-Escape room. The author highlights the advantages of gamification in higher professional education. The scientific research examines how the ED-Escape room can be used as an effective tool for the formation of digital competencies among future teachers. The author describes the practical application of the ED-Escape room with 3rd year undergraduate students in the field of training "Preschool Education". The algorithms of introduction of gamified ED-Escape rooms into vocational education are disclosed in detail, the results of practical use of the ED-Escape room among future teachers are described. It is concluded that this approach is effective and contributes to the formation of digital competencies among future teachers.

Keywords: gamification in education, ED-Escape room, digital competencies, students, teachers.

В современных условиях цифровые технологии становятся все важнее и шире применяются в различных областях жизни, включая образование. В связи с этим возникает необходимость в подготовки будущих педагогов к цифровизации образования. Подготовка к цифровизации образования определяются как навыки, знания и умения, необходимые для

эффективного использования цифровых технологий в различных сферах жизнедеятельности.

В образовании подготовка к цифровизации образования имеет важное значение, так как это способствует не только повышению квалификации педагогов, но и подготовке студентов к осознанному и эффективному использованию цифровых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.