Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МАГИСТРАНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МАГИСТРАНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРЫ / СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднева Татьяна Ивановна

В силу целого ряда объективных причин (старение педагогических кадров, запрос на новый тип преподавателя) становится востребованным педагогическое образование, непрерывность которого обусловлена спецификой и особенностями педагогической деятельности. Качество подготовки кадров для образовательной среды определяется способностями к интеграции педагогической и научной деятельности, что доказано исследователями. Характер профессиональных задач в любой сфере деятельности в современных условиях отличается обилием ситуаций неопределенности, что требует особой культуры мышления. В статье доказывается на основе отличия педагогической деятельности от научной необходимость формирования у магистров направления «психология и педагогика профессионального образования» методологической культуры как особой формы педагогического сознания. Для проникновения в суть теоретического педагогического знания необходимо занимать определенную методологическую позицию, овладев научными способами понимания педагогических процессов. В ходе формирования методологической культуры магистров происходит понимание значимости теоретико-методологической базы, на основе которой проводится всесторонний анализ проблемы, обосновываются концептуальные идеи, находятся образовательные технологии и даются методические рекомендации. В статье обращается внимание на определение логики педагогического исследования и уровня его методологии адекватно методологии педагогической науки, которая служит теоретическим обоснованием педагогической деятельности. Обращается внимание на то, что высокий уровень профессиональной готовности педагога определяется наличием методологической грамотности, которая способствует получению достоверного нового научного знания о педагогических процессах, механизмах и содержании. Представлен опыт их научной подготовки, его осмысление позволило разработать концепцию формирования методологической культуры, доминанту которой представляет дисциплина «Методология и методы организации научного исследования». Каждый из четырех этапов организации представлен алгоритмами методологических характеристик, в совокупности определяющими логику научного поиска. В соответствии с данной концепцией осуществляется подготовка педагогов-исследователей на уровне магистратуры и аспирантуры в Самарском национальном исследовательском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF DEVELOPING THE METHODOLOGICAL CULTURE OF MASTER DEGREE STUDENTS

Due to a number of objective reasons (the aging of pedagogical personnel, a request for a new type of lecturer), pedagogical education becomes in demand, the continuity of which is due to the specifics and peculiarities of pedagogical activity. The quality of training for the educational environment is determined by the ability to integrate pedagogical and scientific activities, which is proved by researchers. The nature of professional tasks in any sphere of activity in modern conditions is distinguished by abundance of situations of uncertainty, which requires a special culture of thinking. The article proves, on the basis of the difference between pedagogical activity and scientific activity, the need for master degree students to form the «psychology and pedagogics of professional education» course of methodological culture as a special form of pedagogical consciousness. For gaining an insight into the essence of theoretical pedagogical knowledge, it is necessary to take a certain methodological side, having mastered the scientific methods of understanding pedagogical processes. In the course of masters' methodological culture formation, the importance of the theoretical and methodological base is understood, on the basis of which a comprehensive analysis of the problem is carried out, conceptual ideas are substantiated, educational technologies are found and methodological recommendations are given. The article draws attention to the definition of pedagogical research logic and the level of its methodology adequately to the pedagogical science methodology which serves as a theoretical justification for pedagogical activity. Attention is drawn to the fact that a high level of a lecturer's professional readiness is determined by the availability of methodological literacy which contributes to obtaining reliable new scientific knowledge about pedagogical processes, mechanisms and content. The experience of their scientific preparation is presented, the understanding of which made it possible to develop the concept of the formation of a methodological culture, the dominant of which is the «Methodology and methods of organizing scientific research» discipline. Each of the four stages of the organization is represented by algorithms of methodological characteristics that as a whole determine the logic of scientific search. In accordance with this concept, lecturer-researchers are trained at the level of master's and postgraduate studies at Samara National Research University.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МАГИСТРАНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-2-125-43-50 EDN: AUROIS

Татьяна Ивановна Руднева

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики профессионального образования ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева». 443086, г. Самара, Московское шоссе, д. 34 rudneva.07@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5777-4950

Средства формирования методологической культуры магистрантов — будущих педагогов

Аннотация. В силу целого ряда объективных причин (старение педагогических кадров, запрос на новый тип преподавателя) становится востребованным педагогическое образование, непрерывность которого обусловлена спецификой и особенностями педагогической деятельности. Качество подготовки кадров для образовательной среды определяется способностями к интеграции педагогической и научной деятельности, что доказано исследователями. Характер профессиональных задач в любой сфере деятельности в современных условиях отличается обилием ситуаций неопределенности, что требует особой культуры мышления. В статье доказывается на основе отличия педагогической деятельности от научной необходимость формирования у магистров направления «психология и педагогика профессионального образования» методологической культуры как особой формы педагогического сознания.

Для проникновения в суть теоретического педагогического знания необходимо занимать определенную методологическую позицию, овладев научными способами понимания педагогических процессов. В ходе формирования методологической культуры магистров происходит понимание значимости теоретико-методологической базы, на основе которой проводится всесторонний анализ проблемы, обосновываются концептуальные идеи, находятся образовательные технологии и даются методические рекомендации. В статье обращается внимание на определение логики педагогического исследования и уровня его методологии адекватно методологии педагогической науки, которая служит теоретическим обоснованием педагогической деятельности. Обращается внимание на то, что высокий уровень профессиональной готовности педагога определяется наличием методологической грамотности, которая способствует получению достоверного нового научного знания о педагогических процессах, механизмах и содержании.

Представлен опыт их научной подготовки, его осмысление позволило разработать концепцию формирования методологической культуры, доминанту которой представляет дисциплина «Методология и методы организации научного исследования». Каждый из четырех этапов организации представлен алгоритмами методологических характеристик, в совокупности определяющими логику научного поиска. В соответствии с данной концепцией осуществляется подготовка педагогов-исследователей на уровне магистратуры и аспирантуры в Самарском национальном исследовательском университете.

Ключевые слова: магистры; ситуации неопределенности; педагогическая деятельность; научная деятельность; педагогическая культура; методологическая культура; методологическая грамотность

Для цитирования: Руднева Т. И. Средства формирования методологической культуры магистрантов — будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2 (125). С. 43-50. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-43-50. https://elibrary.ru/aurois.

© Руднева Т. И., 2022

METHODOLOGYAND TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION

Original article Tatiyana I. Rudneva

Doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory and methodology of professional education, FSAEI HE «Samara national research university named after academician S. P. Korolev». 443086 Samara, Moskovsky Highway, 34

rudneva.07@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5777-4950

Means of developing the methodological culture of master degree students

Abstract. Due to a number of objective reasons (the aging of pedagogical personnel, a request for a new type of lecturer), pedagogical education becomes in demand, the continuity of which is due to the specifics and peculiarities of pedagogical activity. The quality of training for the educational environment is determined by the ability to integrate pedagogical and scientific activities, which is proved by researchers. The nature of professional tasks in any sphere of activity in modern conditions is distinguished by abundance of situations of uncertainty, which requires a special culture of thinking. The article proves, on the basis of the difference between pedagogical activity and scientific activity, the need for master degree students to form the «psychology and pedagogics of professional education» course of methodological culture as a special form of pedagogical consciousness.

For gaining an insight into the essence of theoretical pedagogical knowledge, it is necessary to take a certain methodological side, having mastered the scientific methods of understanding pedagogical processes. In the course of masters' methodological culture formation, the importance of the theoretical and methodological base is understood, on the basis of which a comprehensive analysis of the problem is carried out, conceptual ideas are substantiated, educational technologies are found and methodological recommendations are given. The article draws attention to the definition of pedagogical research logic and the level of its methodology adequately to the pedagogical science methodology which serves as a theoretical justification for pedagogical activity. Attention is drawn to the fact that a high level of a lecturer's professional readiness is determined by the availability of methodological literacy which contributes to obtaining reliable new scientific knowledge about pedagogical processes, mechanisms and content.

The experience of their scientific preparation is presented, the understanding of which made it possible to develop the concept of the formation of a methodological culture, the dominant of which is the «Methodology and methods of organizing scientific research» discipline. Each of the four stages of the organization is represented by algorithms of methodological characteristics that as a whole determine the logic of scientific search. In accordance with this concept, lecturer-researchers are trained at the level of master's and postgraduate studies at Samara National Research University.

Keywords: master degree students; situation of uncertainty; pedagogical activity; scientific activity; educational culture; methodological culture; method competence

For citation: Rudneva T. I. Means of developing the methodological culture of master degree students. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(2): 43-50. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-43-50. https://elibrary.ru/aurois.

Введение

Оценка качества специалиста с точки зрения работодателя представляется интегративной характеристикой: это не только профессиональные умения, но и личностные свойства, что предполагает студентоцентрированную ориентацию образовательного процесса. Уровень образованности современного специалиста определяется с позиции компетентностного подхода: по наличию способности решать проблемы различной сложности, затрудняющие профессиональную деятельность [Бондаревская, 2000; Горячев, 2012].

Установлено, что учебные дисциплины вносят различный вклад в формирование компетенций.

Важным становится процесс принятия специалистами обоснованных решений. Однако в современных условиях нестабильности такие решения приходится принимать в ситуациях неопределенности, что предполагает особую чувствительность к имеющимся в профессиональной задаче противоречиям, высокий уровень саморегуляции и саморефлексии [Руднева, 2014].

Выборка исследования

Выборку исследования представляют магистры, обучающиеся по программе «Психология и педагогика профессионального образования». Сочетание педагогической и научной деятельности составляет специфику их труда. Педагогиче-

ская деятельность как совокупность задач, обусловленных противоречиями в освоении процессов (обучение, образование, воспитание, развитие), требует педагогической культуры для реализации функций, задаваемых педагогической системой (организаторская, проектировочная, конструктивная, коммуникативная, гностическая) [Кузьмина (Головко-Гаршина), 2002]. Объектом педагогического мышления становится личность, а его предметом — педагогическая проблема, решение которой будет способствовать развитию этой личности.

Деятельность в педагогической системе (педагогическая деятельность) востребует определенные личностные свойства: педагогическую целеустремленность, педагогическую интуицию, педагогический такт, педагогическое воображение [Руднева, 2008]. Научная деятельность, в отличие от педагогической, реализуется в сфере науки, что требует иных способностей для достижения цели — поиска нового знания (заметим, что ситуации неопределенности не всегда разрешаются выбором решения путем анализа типичных ситуаций).

Деятельность в сфере науки требует методологической культуры, особой формы педагогического сознания для осмысления профессиональных проблем в нормах научного знания [Загвя-зинский, 2008; Краевский, 2005]. Требуются определенные личностные свойства: рефлексия, критичность, аргументированность, доказательность, ответственность.

Приходим к выводу: для разрешения магистрами педагогических проблем в ситуации неопределенности необходимо усиление научной подготовки в двух направлениях — организация научной работы обучаемых и освоение ими способов получения научного знания для разрешения педагогических проблем [Профессиональное образование ... , 2016; Руднева, 2017]. Научная работа связана с научной информацией и видами научного текста. Магистранты овладевают способностями к написанию аннотации, отзыва, рецензии, научной статьи.

Итак, предметом научной деятельности становится получение нового научного знания, что будет способствовать успешной педагогической деятельности. Научная подготовка ориентирована на формирование готовности находить способы решения педагогических проблем в контексте реальной профессиональной деятельности, проектировать программу исследования на основе предположения, получать доказательный эмпи-

рический материал с учетом имеющегося педагогического опыта и грамотно представлять его научным текстом [Методология и методы ... , 2008; Методология педагогического исследования ... , 2006].

Результаты исследования

Модернизация и реформы образования требуют постоянного мониторинга качества подготовки специалистов, способных к проведению исследования на трех уровнях: теоретическом, эмпирическом, методологическом. Овладение методологией (учением о научном методе познания) разного уровня происходит в процессе обучения дисциплине «Методология и методы организации научного исследования».

Овладение алгоритмами построения методологических характеристик позволяет определить концепцию научного поиска. Направление профессиональной подготовки (психолого-педагогическое) определяется спецификой научного исследования (в сфере педагогической науки), обусловленного методологией педагогической науки (теоретическое знание о построении педагогической деятельности на основе нового знания о причинной обусловленности процессов обучения, образования, воспитания, развития).

Включенность в процесс поиска нового знания разных категорий специалистов (преподаватели-практики, методисты, руководители педагогических систем, методологи) предъявляет особые требования к уровню их методологической культуры для достижения сравнимости результатов проводимых ими исследований [Шипилина, 2011; Юдина, 2013].

На первом этапе магистранты психологи-педагогического направления овладевают методологическим тезаурусом (методология, методология научной деятельности, методология педагогической науки, методология педагогического исследования, методологическая грамотность, методист, методолог, ученый). В ходе осмысления сути понятий решается задача о сопоставлении уровней методологии как учения о научном методе познания (философский, общенаучный, частно-научный, технологический) с уровнями исследования (теоретический, эмпирический, методологический) [Загвязинский, 2015; Краевский, 2001].

На втором этапе осваивается алгоритм представления проблемы педагогического исследования: доказательство ее соответствия педагогической науке; описание ее характеристик с точки

зрения принципа историзма, что предполагает генезис изучения проблемы на основе анализа специальной научной литературы; подтверждения актуальности (важности) и необходимости изучения проблемы (социальный аспект актуальности), востребованности ее изучения в современных условиях (социальный аспект актуальности); потребности практики в изучении в связи с отсутствием механизмов ее разрешения на данных уровнях (практический аспект актуальности). В совокупности представляются аргументы о важности проведения педагогического исследования для разрешения сложившихся в педагогических процессах противоречий.

На третьем этапе научной подготовк магистранты ищут доказательства корректности формулировки темы исследования: уточняются объект науки (педагогический процесс с указанием выборки исследования), научная область и научная специальность (общая педагогика, профессиональное образование и т. д.), предмет педагогической науки (закономерности формирования личности) — педагогические условия в виде совокупности педагогических средств (формы, методы, принципы, подходы, технологии). В итоге объект исследования требует теоретического уровня исследования, а предмет исследования — сбора эмпирического материала [Стратегии современного ... , 2017]. Тема исследования (предмет обсуждения) включает процесс (объект исследования), порождающий проблемную ситуацию, и предполагаемые средства ее разрешения (предмет исследования) с установкой на результат в виде заданной личностной характеристики. Обсуждаются возможные алгоритмы формулирования темы: педагогический процесс ^результат ^ выборка (формирование профессиональной компетентности специалистов дополнительного образования); средства ^ процесс ^ результат ^ выборка (региональный подход к формированию правовой культуры специалистов технического профиля); процесс ^ выборка (профессиональная подготовка специалистов железнодорожного транспорта).

На четвертом этапе научной подготовки магистров рассматриваются пути разрешения возникших противоречий: определяется цель исследования (теоретическая разработка проблемы в виде уточнения ключевых понятий, конкретизация научного представления о педагогическом процессе — объект исследования); проводится проверка выдвинутых предположений в виде уточнения условий, отбора средств, представле-

ния авторской системы — предмет исследования; заявляется гипотеза как способ выражения противоречия в виде теоретической конструкции — утверждение проблемы, догадка, предположение, научное обоснование.

С целью научного обоснования и подтверждения гипотезы дается последовательность действий (задачи исследования) для разрешения обозначенных противоречий: конкретизируется научное представление о педагогическом процессе; определяются суть и структура результативной личностной характеристики; отбираются педагогические средства адекватно структуре результативной характеристики; проектируется система в виде совокупности элементов.

Поиск нового научного знания осуществляется методами исследования в сфере педагогической науки: для познания реальности используется педагогическое наблюдение; для определения меры — диагностические методы; для регистрации поведения — праксиометрические методы; для обработки эмпирического материала — количественные и качественные методы; для интерпретации полученных результатов — структурный и генетический способы. Методы и последовательность их применения задают логику исследования [Полонский, 2006].

На пятом этапе научной подготовки магистров доказывается значимость полученных результатов относительно поставленной цели исследования. Так, теоретический результат выражается внесением изменений в педагогическую науку относительно педагогического процесса (объект исследования) за счет уточнения, дополнения, углубления, преобразования. В совокупности это составляет содержательный результат исследования. Его практический результат выражается внесением в педагогическую практику изменений, повышающих ее качество (предмет исследования): развито, внедрено, апробировано, достигнут определенный уровень.

При рассмотрении методологической основы исследования магистры обращаются к теориям, представленным совокупностью идей о преобразовании педагогических процессов (теории деятельности, теории педагогических систем, теории педагогической деятельности, теории ценностей, теории качества); к концепциям в виде исходных позиций для достижения цели (непрерывное образование, разноуровневое образование, содержание образования); к методологическим подходам в виде принципиальных позиций исследователя, определяющих его стратегию (ре-

гуляторы поиска). При определении базы исследования акцентируется внимание на исследовательском опыте изучения педагогической проблемы, уточняется база проведения эксперимента [Руднева, 2013].

Сомнения относительно ценности исследования устраняются при ответе на вопрос «какие результаты получены впервые?» Источники научной новизны представляются, во-первых, неоднозначностью трактовки понятий в педагогике, включением в ее тезаурус новых категорий; во-вторых, неоднозначностью в определении результативной характеристики как цели организации педагогического процесса; в-третьих, неоднозначностью педагогических средств и способов их интеграции в систему.

В результате достоверность результатов исследования подтверждается соответствием методологии исследования методологии педагогиче-

ской науки, его проведением на теоретическом и практическом уровнях, возможностью повторения эксперимента, объемом выборки и личным участием в исследовании. Достоверность полученных результатов достигается методологической грамотностью исследователя, представляющей собой совокупность методологических характеристик, задающих логику научного поиска [Деятельность преподавателя ... , 2009].

В ходе изучения дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» решаются педагогические задачи [Руднева, 2017; Средства оценки ... , 2016]: на определение сути ключевых понятий, на доказательство и сравнение точек зрения, на разработку программы исследования. Магистранты обращаются к самооценке уровня сформированности методологической культуры [Таблица 1].

Таблица 1

Карта оценки сформированности методологической культуры

Вычленение проблемы по критериям всеобщности, историчности, новизны, консерватизма Вычленяет проблему по всем критериям Вычленяет проблему по двум критериям Вычленяет проблему по одному критерию Называет проблему

Доказательство важности проблемы социальной востребованностью слабой разработанностью в науке, запросом практики Доказывает важность проблемы для общества, науки и практики Приводит слабые аргументы для доказательства важности проблемы Важность проблемы подтверждает в одном аспекте Доказательства важности проблемы носят обыденный характер (ненаучный)

Доказательство корректности формулировки темы указанием 1) на объект исследования; 2) предмет как аспект педагогического процесса; 3) результативную характеристику процесса Корректность темы доказывается всеми критериями в полном объеме Для доказательства корректности темы прибегает ко всем критериям, но не в полном объеме Пытается доказать корректность темы ссылкой на подобные темы исследований Затрудняется в доказательстве корректности темы исследования, ждет наводящих вопросов

Определение объекта исследования в соответствии с объектом педагогической науки Определяет объект исследования в виде педагогического процесса, реализуемого в педагогической системе Определяет объект исследования в виде реализуемого в педагогической системе процесса, специфика которого указывает на объект, смежный с педагогикой Определяет объект исследования в виде педагогического процесса без его соотнесения с объектом педагогической науки Определяет объект исследования на основе анализа подобных исследований, что может не соответствовать конкретной специальности педагогической науки

Вычленение предмета исследования в соответствии с предметом педагогической науки Вычленяет предмет исследования в соответствии с закономерностями педагогической науки Вычленяет предмет исследования, исходя из эмпирического опыта, что может повторить уже известный результат исследования данной проблемы без получения дополнитель- Вычленяет предмет исследования на основе анализа материалов, подобных ему, не соотнося с предметом педагогической науки Вычленяет предмет исследования, который не соответствует предмету педагогической науки

ного эффекта

Постановка цели исследования в соответствии с актуальностью проблемы и указанием на результат научного поиска В цели исследования обозначается теоретический и практический результат научного поиска В цели исследования обозначается один из его результатов В цели исследования дается обобщенный результат, что не указывает на его теоретическую и практическую значимость Цель исследования подменяется его задачами

Представление задач исследования в логике решения педагогических задач Последовательность задач исследования отражает его концепцию с элементами новизны Последовательность задач исследования позволяет понять концепцию научного поиска без четкого представления его новизны Нарушена последовательность задач исследования, что не позволяет увидеть его концепцию и новизну Содержание задач исследования подменяется задачами получения теоретических знаний о проблеме

Построение гипотезы исследования: определение ее вида При построении гипотезы ориентируется в равной мере на ее функции (описательная, объяснительная, прогностическая), которые обусловлены целью и задачами исследования При построении гипотезы ориентируется на ее функции, которые содержательно представлены не в равной мере, что может нарушать логику исследования При построении гипотезы ориентируется на одну из ее функций, что не дает возможности увидеть концепцию научного поиска Гипотеза представляется рабочим вариантов в виде предположения, не выражающего соотношений между причиной и следствием

Оценивание результатов исследования по критерию значимости Теоретический результат исследования представляется относительной новизной, устойчивостью полученных результатов, что свидетельствует о глубине разработки проблемы, значимости результатов для практики (ценностная сторона результата) Теоретический результат исследования представляется доказательством важности полученных материалов для практики (содержательная сторона результата) Теоретический результат исследования подтверждают факты достижения результата другими исследователями (объектная сторона результата) Перечисляются характеристики новизны без указания их вклада в научное знание

Уровень Высокий Достаточный Низкий Нулевой

В итоге оценка преподавателем результатов освоения учебной дисциплины производится в соответствии с представленными магистрантами проектами квалификационной работы.

Заключение

Для изучения актуальных проблем современного образования и проведения педагогического исследования магистранты должны приобретать методологическую культуру в ходе всего учебного процесса с доминирующей учебной дисциплиной «Методология и методы организации научного исследования». Методологическая грамотность формируется в процессе освоения алгоритмов построения методологических характеристик, отражающих концепцию научного поиска.

При освоении дисциплины решается совокупность образовательных задач: магистрантами приобретается арсенал методов педагогического исследования, рассматриваются техники прове-

дения констатирующего и формирующего экспериментов, разрабатывается программа исследования, определяется уровень его методологии. Различные виды практических заданий способствуют формированию способностей, отражающих специфику научной деятельности и ее отличие от педагогического труда, способностей к критическому осмыслению педагогических задач и абстрактного мышления, способностей выявлять и формулировать актуальные научные проблемы, способности к оценке результатов научного поиска.

Виды научного исследования предъявляют особые требования к исследователю. Так, фундаментальные научные исследования требуют глубокого теоретического анализа педагогических процессов; прикладные научные исследования требуют решения экспериментальных задач на основе изучения педагогического опыта. Вне зависимости от вида научного исследования достоверность прогнозируемого результата обеспе-

чивается методологической культурой исследователя.

Библиографический список

1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личност-но-ориентированного образования. Ростов-на-Дону : Изд-во РДПУ, 2000. 153 с.

2. Волков Б. С. Методология и методы психологического исследования / Б. С. Волков, Н. В. Волкова,

A. В. Губанов. Москва : Академический проект, 2010. 384 с.

3. Горячев М. Д. Профессиональная подготовка педагогических кадров (ретроспективный анализ) // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 5 (96). С. 21-26.

4. Деятельность преподавателя вуза: основы профессионализма : учебное пособие для вузов. Самара : Самарский университет, 2009. 380 с.

5. Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень : Изд-во ТюмГУ 2008. 118 с.

6. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., испр. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. Москва : Издательский центр «Академия», 2015. 208 с.

7. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. Москва : Академия, 2005. 400 с.

8. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности / ред. В. В. Краевский,

B. М. Полонский : сборник научных статей. Москва : РАО, 2001. 444 с.

9. Кузьмина Н. В. (Головко-Гаршина). Предмет акмеология. 2-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург : Политехника, 2002. 189 с.

10. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие / под редакцией Н. М. Борытко. Москва : Академия, 2008. 320 с.

11. Методология педагогического исследования: программа курса для слушателей дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» / сост. Т. И. Руднева. Самара : Универс-групп, 2006. 28 с.

12. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики : монография / Т. И. Руднева, В. В. Левченко, Н. В. Соловова, Н. Б. Стрекалова. Самара : Самарский университет, 2013. 164 с.

13. Полонский В. М. Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы : сборник научных статей, материалы Всероссийского семинара по методологии. Москва : ИТИП, 2006. 252 с.

14. Профессиональное образование: инновационные стратегии : сборник научных материалов / под

общ. ред. Т. И. Рудневой. Сызрань : Ваш Взгляд, 2016. 280 с.

15. Профессиональная деятельность в ситуациях риска : коллективная монография / Т. И. Руднева, М. Н. Овсянникова, А. В. Огородников. Сызрань : Ваш Взгляд, 2014. 323 с.

16. Руднева Т. И. Педагогика профессионализма : учебное пособие для вузов. Самара : Универс групп, 2008. 216 с.

17. Руднева Т. И. Научно-исследовательская работа магистра : учебное пособие. Сызрань : Ваш Взгляд, 2017. 78 с.

18. Средства оценки качества обучения : учебное пособие / Т. И. Руднева и др. Самара : Изд-во Самарского университета, 2016. 100 с.

19. Стратегии современного высшего образования : монография. Сызрань : Ваш Взгляд, 2017. 234 с.

20. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учебное пособие для аспирантов и магистров по направлению «Педагогика». 3-е изд., стереотип. Москва : ФЛИНТА, 2011. 208 с.

21. Юдина О. А. Методология педагогического исследования. Оренбург : ОГУ, 2013. 141 с.

Reference list

1. Bondarevskaja E. V. Teorija i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovanija = Theory and practice of person-oriented education. Rostov-na-Donu : Izd-vo RDPU, 2000. 153 s.

2. Volkov B. S. Metodologija i metody psiholog-icheskogo issledovanija = Methodology and methods of psychological research / B. S. Volkov, N. V Volkova, A. V. Gubanov. Moskva : Akademicheskij proekt, 2010. 384 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Goijachev M. D. Professional'naja podgotovka pedagogicheskih kadrov (retrospektivnyj analiz) = Professional training of teachers (retrospective analysis) // Vest-nik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 5 (96). S. 21-26.

4. Dejatel'nost' prepodavatelja vuza: osnovy profes-sionalizma = Activities of a university teacher: fundamentals of professionalism : uchebnoe posobie dlja vuzov. Samara : Samarskij universitet, 2009. 380 s.

5. Zagvjazinskij V. I. Prakticheskaja metodologija pedagogicheskogo poiska = Practical methodology of pedagogical search. Tjumen' : Izd-vo TjumGU, 2008. 118 s.

6. Zagvjazinskij V. I. Metodologija i metody psi-hologo-pedagogicheskogo issledovanija = Methodology and methods of psychological and pedagogical research : uchebnoe posobie dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. 2-e izd., ispr. / V. I. Zagvjazinskij, R. Atahanov. Moskva : Izdatel'skij centr «Akademija», 2015. 208 s.

7. Kraevskij V V. Metodologija pedagogiki: novyj jetap = Methodology of pedagogy: a new stage / V. V Kraevskij, E. V. Berezhnova. Moskva : Akademija, 2005. 400 s.

8. Pedagogicheskaja nauka i ee metodologija v kontekste sovremennosti = Pedagogical science and its methodology in the context of modernity: sbornik nauch-nyh statej / red. V. V. Kraevskij, V M. Polonskij. Moskva : RAO, 2001. 444 s.

9. Kuz'mina N. V. (Golovko-Garshina). Predmet ak-meologija = Acmeology Subject 2-e izd., ispr. i dop. Sankt-Peterburg : Politehnika, 2002. 189 s.

10. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovanija = Methodology and methods of psychological and pedagogical research : uchebnoe posobie / pod redakciej N. M. Borytko. Moskva : Akademija, 2008. 320 s.

11. Metodologija pedagogicheskogo issledovanija: programma kursa dlja slushatelej dopolnitel'noj obra-zovatel'noj programmy «Prepodavatel' vysshej shkoly» = Methodology of pedagogical research: course program for students of the additional educational program «Teacher of Higher Education» / sost. T. I. Rudneva. Samara : Uni-vers-grupp, 2006. 28 s.

12. Metodologicheskie podhody k issledovaniju problem v oblasti professional'noj pedagogiki = Methodological approaches to research problems in the field of professional pedagogy : monografija / T. I. Rudneva, V. V Levchenko, N. V. Solovova, N. B. Strekalova. Samara : Samarskij universitet, 2013. 164 s.

13. Polonskij V M. Metody pedagogicheskih issle-dovanij: sostojanie, problemy, perspektivy = Methods of pedagogical research: state, problems, prospects : sbornik nauchnyh statej, materialy Vserossijskogo seminara po metodologii. Moskva : ITIP, 2006. 252 s.

14. Professional'noe obrazovanie: innovacionnye strategii : sbornik nauchnyh materialov = Professional education: innovative strategies: a collection of scientific materials / pod obshh. red. T. I. Rudnevoj. Syzran' : Vash Vzgljad, 2016. 280 s.

15. Professional'naja dejatel'nost' v situacijah riska = Professional activities in risk situations : kollektivnaja monografija / T. I. Rudneva, M. N. Ovsjannikova, A. V. Ogorodnikov. Syzran' : Vash Vzgljad, 2014. 323 s.

16. Rudneva T. I. Pedagogika professionalizma = Pedagogy of professionalism : uchebnoe posobie dlja vuzov. Samara : Univers grupp, 2008. 216 s.

17. Rudneva T. I. Nauchno-issledovatel'skaja rabota magistra = Master's research work : uchebnoe posobie. Syzran' : Vash Vzgljad, 2017. 78 s.

18. Sredstva ocenki kachestva obuchenija = Training quality assessment tools : uchebnoe posobie / T. I. Rudneva i dr. Samara : Izd-vo Samarskogo universi-teta, 2016. 100 s.

19. Strategii sovremennogo vysshego obrazovanija = Strategies for modern higher education : monografija. Syzran' : Vash Vzgljad, 2017. 234 s.

20. Shipilina L. A. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskih issledovanij = Methodology and methods of psychological and pedagogical research of modern higher education : uchebnoe posobie dlja aspirantov i magistrov po napravleniju «Pedagogika». 3-e izd., stereotip. Moskva : FLINTA, 2011. 208 s.

21. Judina O. A. Metodologija pedagogicheskogo is-sledovanija = Methodology of pedagogical research. Orenburg : OGU, 2013. 141 s.

Статья поступила в редакцию 24.02.2022; одобрена после рецензирования 17.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted on 24.02.2022; approved after reviewing 17.03.2022; accepted for publication on 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.