Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕКИЙ МОНИТОРИНГ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / PEDAGOGICAL MONITORING / RESEARCH CULTURE / CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябчиков А. А., Петровская М. В., Свиридов А. Н.

Анализ функционирования военных вузов свидетельствует, что одним из ведущих критериев подготовки будущего офицера выступает не только его способность к воспроизведению полученных компетенций в профессиональной деятельности, но и готовность проявлять творчество, получать новые знания о себе, мире, профессии. Поэтому высшее военное образование сегодня ориентировано на развитие творческих, исследовательских возможностей курсантов, их способности к использованию научных основ организации всех видов военно-профессиональной деятельности. Статья посвящена одному из аспектов формирования и развития исследовательской культуры будущего офицера - организации педагогического мониторинга за данным процессом. Авторами рассматриваются теоретико-методические аспекты организации педагогического мониторинга развития исследовательской культуры курсантов. Статья предназначена для преподавателей и научных сотрудников военных вузов, адъюнктов и соискателей ученой степени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябчиков А. А., Петровская М. В., Свиридов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL MONITORING OF THE DEVELOPMENT OF THE RESEARCH CULTURE OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

An analysis of the functioning of military universities indicates that one of the leading criteria for the training of a future officer is not only his ability to reproduce the acquired competencies in professional activities, but also his readiness to show creativity, receive new knowledge about himself, the world, and the profession. Therefore, higher military education today is focused on the development of the creative, research capabilities of cadets, their ability to use the scientific foundations of organizing all types of military professional activities. The article is devoted to one of the aspects of the formation and development of the research culture of the future officer - the organization of pedagogical monitoring of this process. The authors consider the theoretical and methodological aspects of organizing pedagogical monitoring of the development of the research culture of cadets. The article is intended for teachers and researchers of military universities, adjuncts and applicants for the degree.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

УДК 378

Теоретико-методические аспекты организации педагогического мониторинга развития исследовательской культуры курсантов военных вузов

Theoretical and methodological aspects of the organization of pedagogical monitoring of the development of the research culture of cadets of military universities

Рябчиков А.А., Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), aryabchikoff@yandex.ru

Петровская М.В., Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), mariana_g@mail. ru

Свиридов А.Н., Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), sas36@mail.ru

Ryabchikov А., MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh), aryabchikoff@yandex.ru

Petrovskaya M., MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh), mariana_g@mail. ru

Sviridov A., MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh), sas36@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.011

Ключевые слова: педагогичекий мониторинг, исследовательская культура, курсанты военных вузов. Keywords: pedagogical monitoring, research culture, cadets of military universities.

Аннотация. Анализ функционирования военных вузов свидетельствует, что одним из ведущих критериев подготовки будущего офицера выступает не только его способность к воспроизведению полученных компетенций в профессиональной деятельности, но и готовность проявлять творчество, получать новые знания о себе, мире, профессии. Поэтому высшее военное образование сегодня ориентировано на развитие творческих, исследовательских возможностей курсантов, их способности к использованию научных основ организации всех видов военно-профессиональной деятельности. Статья посвящена одному из аспектов формирования и развития исследовательской культуры будущего офицера - организации педагогического мониторинга за данным процессом. Авторами рассматриваются теоретико-методические аспекты организации педагогического мониторинга развития исследовательской культуры курсантов. Статья предназначена для преподавателей и научных сотрудников военных вузов, адъюнктов и соискателей ученой степени.

Abstract. An analysis of the functioning of military universities indicates that one of the leading criteria for the training of a future officer is not only his ability to reproduce the acquired competencies in professional activities, but also his readiness to show creativity, receive new knowledge about himself, the world, and the profession. Therefore, higher military education today is focused on the development of the creative, research capabilities of cadets, their ability to use the scientific foundations of organizing all types of military professional activities. The article is devoted to one of the aspects of the formation and development of the research culture of the future officer - the organization of pedagogical monitoring of this process. The authors consider the theoretical and methodological aspects of organizing pedagogical monitoring of the development of the research culture of cadets. The article is intended for teachers and researchers of military universities, adjuncts and applicants for the degree.

Введение. На современном этапе развития отечественной образовательной системы одним из ее значимых структурно--функциональных компонентов является оценивание

результативности, эффективности, «полезности» образования, то есть система педагогического мониторинга качества образования [4].

Понятие «мониторинг», несмотря на свою относительную научную «молодость», может быть отнесено к категории достаточно изученных педагогических явлений. В настоящее время существует большое количество авторских трактований рассматриваемой дефиниции. Так, Т.А. Стефановская определяет данный процесс как диагностику, оценку и прогнозирование состояния образовательного процесса; отслеживание его результатов и перспектив развития. Ю.А. Конаржевский рассматривает педагогический мониторинг как форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности образовательной системы и ее отдельных элементов [цит. по 9]. Аналогичной точки зрения придерживаются В.А. Мокшев и В.М. Полонский. Наиболее четкое определение педагогического мониторинга, на наш взгляд, дает А.С. Белкин, понимающий его как «процесс непрерывного научно-обоснованного,

диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения» [2].

Различные классификации педагогического мониторинга рассматривают его: по масштабу целей образования как стратегический, тактический и оперативный; по этапам обучения как входной, промежуточный и итоговый; по временной зависимости как ретроспективный и предупредительный; по охвату объектов наблюдения как локальный, выборочный и сплошной; по формам организации как индивидуальный, групповой и фронтальный, что позволяет в зависимости от частных задач исследования использовать его разнообразные формы.

Исследованиям проблем педагогического мониторинга посвящены работы В.И. Андреева,

B.П. Беспалько, И.А. Гальмуковой, В.Г. Горб, М.Б. Гузаирова, В.ЛЛ. Исакова, В.А. Кальней, Н.Р. Кругловой, А.И. Кукуева, А.Н. Майорова, И.А. Макуха, Н.В. Тропниковой, С.Л. Фоменко,

C.Е. Шишова и др. Применительно к сфере военного образования также рассматриваются некоторые аспекты педагогического мониторинга. Так, К.С. Леницкий и М.Х. Карычев определяют педагогический мониторинг

качества подготовки специалистов в военном вузе как «педагогическую систему регулярного сбора, хранения, обработки информации о состоянии и развитии профессиональней компетентности будущего военного специалиста, обеспеченную целостной совокупностью контрольно-измерительных материалов для оценки уровня сформированности составляющих ее компонентов» [7]. Их исследование дополняет В.Н. Герасимов и отмечает, что основной целью педагогического мониторинга в военном вузе «является получение педагогической информации диагностико-прогностического, личностно-

целесообразного, педагогически-

коммуникативного, интегративного, социально-нормативно-обусловленного характера» [3]. Однако, большинство подобных работ посвящены проблеме педагогического мониторинга в военном вузе в целом, без конкретизации предметной области.

Формирование исследовательской культуры у обучающихся и мониторинг ее развития являются одной из задач современного образования [1;5;11 и др.], в том числе и военного, как отражение потребностей формирования у будущих специалистов проективных компетенций, обеспечивающих творческую реализацию профессиональных функций, построение перспективных траекторий профессионального и личностного развития. В этой связи представляется интересным и актуальным рассмотрение проблемы организации педагогического мониторинга развития исследовательской культуры курсантов в образовательном пространстве военного вуза.

Методология исследования. Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составили: концептуальные положения системного, субъектно-личностного, культурологического, деятельностного подходов; социологические, психологические и

педагогические концепции, раскрывающие различные аспекты проявления культуры личности, в том числе исследовательской культуры; исследования, отражающие сущность педагогического мониторинга, основы психолого-педагогической диагностики, принципы построения образовательного процесса с позиций андрогогики.

Результаты исследования. Анализ научно-методических работ (А.С. Белкин, В.Г. Горб, В.Л. Исаков, К.Э. Казарьянц, Н.Р. Круглова, О.Е. Пермяков, Е.В. Сергеева, А.И. Субетто, Н.В. Тропникова и др.) и педагогический опыт дали возможность представить мониторинг развития

исследовательской культуры курсантов военных вузов как структурно-функциональную систему.

Целевой компонент определяется требованиями ФГОС и Квалификационными требованиями к подготовке военных специалистов в части, касающейся формирования исследовательских компетенций.

Исследовательская культура как один из индикаторов исследовательской компетенции представляет собой интегративное качество личности, отражающее активность личностной позиции, направленность и компетентность в организации исследовательского поиска, и обеспечивающее познание и использование новых научных основ, закономерностей, принципов выполнения и совершенствования всех видов будущей военно-профессиональной деятельности. К основным задачам педагогического мониторинга развития исследовательской культуры курсантов военных вузов следует отнести:

- исследование факторов формирования исследовательской культуры курсантов;

- оценку уровня сформированности исследовательской культуры курсантов на различных этапах профессиональной подготовки;

- выявление индивидуальной и групповой динамики показателей отдельных компонентов исследовательской культуры курсантов;

- прогнозирование эффективности развития как отдельных показателей исследовательской культуры курсантов, так и феномена в целом;

- оценку эффективности научно-методического обеспечения развития исследовательской культуры курсантов.

Субъектный компонент определяет субъекты педагогического мониторинга развития исследовательской культуры. К ним относятся: курсанты - члены военно-научных секций, преподаватели и научные руководители военно-научных секций, Советы молодых ученых, Центры организации научной работы (научно-исследовательские отделы) военного вуза, военно-научный комитет Вооруженных Сил РФ и др.

Методический компонент объединяет методы и методики оценки исследовательской культуры курсантов. Решение проблемы формирования и развития исследовательской культуры курсанта предполагает ее оценку с помощью совокупности критериев и показателей.

Определяя структурную организацию исследовательской культуры курсанта военного вуза в виде трех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, можно

выделить соответственно их критерии и показатели:

- мотивационно-ценностный компонент (критерий - направленность личности курсанта на исследовательскую деятельность; показатели -интерес к исследованию, ценностное отношение к исследованию);

- когнитивно-операциональный компонент (критерий - исследовательская компетентность; показатели - знания об исследовании, способах, средствах и методах познания; умения и опыт исследовательской деятельности);

- креативно-рефлексивный компонент (критерий - исследовательские качества личности курсанта; показатели - творческая активность; самооценка и самоконтроль исследовательской деятельности).

Переход от абстрактных критериев к конкретным показателям осуществляется с помощью количественных и качественных эмпирических индикаторов (методик). Эти методики должны быть не только объективными, достоверными и надежными, но и предполагающими удобство сбора, обработки и интерпретации полученных данных. Среди методик, позволяющих оценить степень сформированности отдельных компонентов исследовательской культуры курсантов в процессе педагогического мониторинга, можно рекомендовать:

- анкеты «Самооценка готовности к научно-исследовательской деятельности», «Изучение готовности к экспериментально-исследовательской деятельности», «Самооценка исследовательских умений», «Самооценка информационных знаний, умений, навыков», «Самооценка актуального состояния научно-исследовательской культуры студента», «Доминирующий мотив научно-исследовательской деятельности», «Факторы формирования научно-исследовательской культуры студентов» (С.И. Брызгалова) [10];

- тест «Внутренняя творческая среда» (А.Б. Ванганди);

- тест «Оценка уровня творческого потенциала личности» (В.И. Андреев);

- тест «Карта педагогической оценки и самооценки способностей к инновационной деятельности» (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова);

- тест «Оценка способности к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина).

Деятельностный компонент определяет этапы педагогического мониторинга развития исследовательской культуры курсантов. Каждый этап характеризуется системой последовательных действий:

- подготовительный этап включает в себя разработку критериев и показателей исследовательской культуры курсантов, подбор педагогического и психологического диагностического инструментария, составление алгоритма (программы) мониторинга с уточнением его цели и задач, субъектов и объектов исследования, периодичности сбора информации, ответственных лиц за исполнение и др.;

- диагностический этап предполагает количественно-качественную оценку актуального уровня сформированности исследовательской культуры курсантов и ее отдельных компонентов. Результаты интегрируются в базы данных, позволяющие анализировать и систематизировать информацию. Рекомендуется формирование индивидуального электронного портфолио научной деятельности курсанта;

- интерпретационный этап включает анализ полученных результатов, оценку степени соответствия достигнутых показателей установленным критериям развития исследовательской культуры и их рефлексию;

- прогностический этап предполагает разработку рекомендаций дальнейшего развития исследовательской культуры курсантов, составление индивидуальных планов профессионального развития курсантов в сфере научно-исследовательской деятельности.

Результативный компонент характеризует актуальное состояние исследовательской культуры и ее динамику. Результат мониторинга - объективная и своевременная информация о количественно-качественных характеристиках исследовательской культуры курсантов.

Взяв за основу построения иерархии уровней формирования исследовательской культуры курсантов идеи системного подхода, можно выделить:

- непродуктивный уровень исследовательской культуры, характеризующийся неустойчивой внешне заданной мотивацией к исследовательской деятельности, разрозненными знаниями о научных исследованиях, элементарными репродуктивными исследовательскими умениями;

- малопродуктивный уровень исследовательской культуры, характеризующийся осознанной потребностью курсанта в исследовательской деятельности, достаточными знаниями о сущности исследовательской деятельности, по-прежнему в большей степени репродуктивными исследовательскими умениями, ограниченной творческой активностью, недостаточной

готовностью к самостоятельному поиску новых решений в стандартных ситуациях проведения исследования;

- продуктивный уровень исследовательской культуры, характеризующийся высокой мотивацией и результативностью исследовательской деятельности, полнотой, глубиной методологических и мировоззренческих знаний, их мобильностью, развитостью профессионально важных качеств исследователя (инициативность, самостоятельность, целеустремленность, критичность, рефлексивность, креативность и др.).

Степень сформированности

исследовательской культуры курсантов и ее отдельных показателей можно повысить, если при организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности будут интегрированы личностные и социальные факторы [6], фасилитирующие личностно-культурную идентификацию будущего офицера. В качестве рекомендаций по оптимизации научно-исследовательской деятельности в военном вузе, которые будут способствовать положительной динамике исследовательской культуры курсантов и могут быть оценены с точки зрения их эффективности в ходе педагогического мониторинга, можно предложить:

- расширить перечень форм организации научной деятельности за счет проблемных групп, дискуссионных клубов, междисциплинарных лабораторий, тренинговых групп и групп социологического мониторинга и т.п.;

- разработать Положение о конкурсе на звание «Курсант-исследователь» и реализовать его в образовательном процессе;

- организовать для курсантов младших курсов в виде факультатива «Школу молодого исследователя», раскрывающую особенности военно-научных исследований, алгоритмы подготовки научных публикаций, методы работы с научной литературой, с проведением мастер -классов «Публичное выступление», «Как научиться отвечать на вопросы», «50 оттенков ораторского искусства» и т.п.;

- включать активных членов военно-научных секций в организационный комитет конференций в целях формирования не только культуры проведения исследования, но и культуры его презентирования;

- планировать участие курсантов в мероприятиях ко Дню российской науки с целью формирования ценностного компонента исследовательской деятельности, поднятия престижа научных исследований в рамках

личностного роста и вклада в обороноспособность страны [8].

Заключение. Благодаря оперативности, систематичности, доступности и объективности педагогический мониторинг является одним из средств не только изменения информационного пространства военного вуза, но и принятия управленческих решений, с помощью которых процесс формирования будущего военного специалиста становится прогнозируемым и эффективным. Содержательно и процессуально педагогический мониторинг тесно связан с процессом совершенствования качества подготовки курсантов в целом и отдельных элементов и направлений этой подготовки, в том числе подготовки военного специалиста-исследователя.

Имея инвариантные характеристики, мониторинг развития исследовательской

культуры курсантов обладает своими специфическими особенностями,

обусловленными образовательной средой военного вуза, ее материальными и субъектными параметрами, требованиями к исследовательской компетентности военных специалистов.

Таким образом, педагогический мониторинг развития исследовательской культуры курсантов в военном вузе как система и как процесс представляет собой эффективный инструмент получения объективной информации, ее анализа, интерпретации, прогноза, коррекции и выработки мер и рекомендаций по совершенствованию исследовательской компетенции будущих офицеров, позволяющий эффективно

осуществлять отбор и подготовку научно -исследовательских кадров в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

Литература:

1. Абдигалиева Б.Т. Важная роль мониторинга в научно-исследовательских работах молодых ученых [Электронный ресурс] / Б.Т. Абдигалиева, Ж.Х. Жантлесов // Молодой ученый. - 2017. - № 28(162). - С. 11-14. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/ 162/44868/

2. Белкин А.С. Педагогический мониторинг образовательного процесса / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, С.Н. Силина. Шадринск. - Исеть, 1998. -47 с.

3. Герасимов В.Н. Педагогический мониторинг в вузе: сущность, структура, содержание / В.Н. Герасимов, Д.Н. Евгеньев // Философия образования. -2013. - № 6(51). - С. 204-214.

4. Горб В.Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии / В.Г. Горб; Ин-т междунар. связей. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. - 385 с.

5. Дьячков А.А. Особенности организации мониторинга навыков исследовательской деятельности учащихся / А.А. Дьячков // Профессиональное развитие педагога / Материалы II Международной НПК (Иркутск, 25-30.05.2017 г.); под ред. М.Г. Голубчиковой, О.А. Лапиной, С.А. Харченко. -Иркутск: Аспринт, 2017. - С. 288-289.

6. Кукуев А.И. Педагогический мониторинг личностно-ориентированного образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кукуев Александр Иванович. - Ростов н/Д, 2001. - 329 а

7. Леницкий К.С. Мониторинг оценки качества подготовки будущего специалиста в военном вузе как педагогическая система / К.С. Леницкий, М.Х. Карычев // Национальные приоритеты России. - 2014. -№ 2(12). - С. 162-171.

8. Рябчиков А.А. Современные проблемы организации военно-научной работы курсантов в военном вузе: коллективная монография / А.А. Рябчиков, М.В. Петровская, А.В. Николаев // Профессиональная подготовка субъектов образовательного процесса в современном вузе; отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2020. - С. 251-260.

9. Фоменко С.Л. Педагогический мониторинг образовательного процесса как проблема педагогической теории и практики: практикоориентированная монография / С.Л. Фоменко. - Екатеринбург: УГПУ, 2014. - 137 с.

10. Чернова Н.В. Формирование научно-исследовательской культуры студентов вуза: учебное пособие / Н.В. Чернова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: САФУ, 2016. - 119 с.

11. Шмачилина-Цибенко С.В. Педагогический мониторинг выявления сформированности исследовательской культуры старшеклассника [Электронный ресурс] / С.В. Шмачилина-Цибенко // Концепт. - 2013. - № 8. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2013/13166.htm

References:

1. Abdigalieva B.T. The important role of monitoring in the research work of young scientists [Electronic resource] / B.T. Abdigalieva, J.Kh. Zhantlesov // Young scientist. - 2017. - № 28(162). - S. 11-14. - Access mode: https://moluch.ru/archive/ 162/44868

2. Belkin A.S. Pedagogical monitoring of the educational process / A.S. Belkin, V.D. Zhavoronkov, S.N. Silina. Shadrinsk. - Iset, 1998. - 47 p.

3. Gerasimov V.N. Pedagogical monitoring in a university: essence, structure, content / V.N. Gerasimov, D.N. Evgeniev // Philosophy of Education. - 2013. - № 6 (51). - S. 204-214.

4. Gorb V.G. Pedagogical monitoring at the university: methodology, theory, technology / V.G. Hump; Institute of International connections. - Yekaterinburg: Publishing House Ural. University, 2003. - 385 p.

5. Dyachkov A.A. Features of the organization of monitoring the skills of student research activities / A.A. Dyachkov // Professional development of the teacher / Materials of the II International NPK (Irkutsk, May 25-30, 2017); under the editorship of M.G. Golubchikova, O.A. Lapina, S.A. Kharchenko. - Irkutsk: Asprint, 2017. - S. 288-289.

6. Kukuev A.I. Pedagogical monitoring of personality-oriented educational process: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Kukuev Aleksandr Ivanovich. - Rostov n / a, 2001. - 329 p.

7. Lenitsky K.S. Monitoring the assessment of the quality of training of a future specialist in a military university as a pedagogical system / K.S. Lenitsky, M.Kh. Karychev // National Priorities of Russia. - 2014. - № 2 (12). - S. 162-171.

8. Ryabchikov A.A. Modern problems of the organization of military scientific work of cadets at a military university: collective monograph / A.A. Ryabchikov, M.V. Petrovskaya, A.V. Nikolaev // Vocational training of subjects of the educational process in a modern university; open ed. A.Yu. Nagornova. -Ulyanovsk: Zebra, 2020. - S. 251-260.

9. Fomenko S.L. Pedagogical monitoring of the educational process as a problem of pedagogical theory and practice: a practice-oriented monograph / S.L. Fomenko. -Yekaterinburg: USPU, 2014. - 137 p.

10. Chernova N.V. The formation of the research culture of university students: a training manual / N.V. Chernova; North (Arctic). Un-t them. M.V. Lomonosov. -Arkhangelsk: NArFU, 2016. - 119 p.

11. Shmachilina-Tsibenko S.V. Pedagogical monitoring of revealing the formation of the research culture of a high school student [Electronic resource] / S.V. Shmachilina-Tsibenko // Concept. - 2013. - № 8. - Access mode: https://e-koncept.ru/2013/13166.htm

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.