Научная статья на тему 'Формирование и развитие информационных ресурсов государственных органов Республики Казахстан'

Формирование и развитие информационных ресурсов государственных органов Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2830
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КАЗАХСТАН / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Досмаганбетова Назгуль

На сегодняшний день информационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности любых государственных органов и организаций. Важнейшей обязанностью всех органов государственного управления должно быть формирование и эффективное использование информационных ресурсов и систем, отражающих и обеспечивающих их деятельность, в частности в предоставлении государственных электронных услуг. В настоящее время в Республике Казахстан с принятием Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан ведется активная работа по формированию и развитию электронных услуг на базе создающихся информационных систем государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие информационных ресурсов государственных органов Республики Казахстан»

Досмаганбетова Н.Б.

Формирование и развитие информационных ресурсов государственных органов

республики Казахстан

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов. Информация -является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.

Сфера применения новых информационных технологий на базе ПЭВМ и развитых средств коммуникаций очень обширна в экономике, включает аспекты, начиная от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки сложных задач принятия решений. Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации, включая спутниковую связь, позволяют учреждениям, предприятиям, фирмам, организациям, их трудовым коллективам и отдельным специалистам получать в нужное время в полном объеме всю необходимую информацию для реализации своих профессиональных, образовательных, культурных и даже бытовых интересов. Информационные процессы как активные силы взаимосвязи внутри и между экономическими объектами хозяйствования строятся на использовании разнообразных технологических решений и дают возможность отнести информацию к разряду наиболее важных, ценных и дорогостоящих ресурсов, экономящих трудовые, материальные и финансовые средства [1, с. 25-27].

Сейчас все чаще стали использовать такие понятия как «информация», «информатизация», «информационные технологии», «информационные ресурсы» и т.д.

Термин «информатизация» впервые появился при создании локальных информационно-вычислительных систем и сетей массового обслуживания.

Понятие «информационные технологии» возникло в последние десятилетия ХХ в. в процессе становления информатики. Особенностью информационных технологий является то, что в ней предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда -средства вычислительной техники и связи.

Термин «информация» происходит от латинского слова information - разъяснение, осведомление, изложение. В широком смысле - это сведения, знания, сообщения, являющиеся объектами хранения, преобразования, передачи и помогающие решить поставленную задачу. Создание индустрии информатики и превращение информационного продукта в товар приводит к глубинным социальным изменениям в обществе, к его трансформации из индустриального в информационное.

Приведем ряд определений:

Информатизация - организованный социально-экономический и научно-технический процесс, направленный на формирование и развитие информационных ресурсов, информационных систем на основе использования информационных технологий в целях удовлетворения информационных потребностей физических и юридических лиц;

Информационные ресурсы - электронная систематизированная информация (информационные базы данных), содержащаяся в информационных системах, объединенная соответствующим программным обеспечением и представляющая интерес для пользователей информации

Информационная система - совокупность информационных технологий, информационных сетей и средств их программно-технического обеспечения, предназначенных для реализации информационных процессов

Пользователь информационных ресурсов, информационных систем и информационных услуг - физическое и юридическое лицо, государственный орган или организация, пользующиеся информационными ресурсами и информационными системами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, или по соглашению сторон [2].

Высокая потребность в информации для целей управления и бурное развитие информационных процессов выдвинуло на первый план создание компонентов ее инфраструктуры. Информационная инфраструктура охватывает вычислительную технику, средства коммуникации, методическое и программное обеспечение, технологии, вспомогательные виды деятельности.

В ходе становления рыночных отношений значительная часть информационных ресурсов формируется в негосударственном секторе экономики, в котором уже сегодня действуют сотни организаций - производителей информационной продукции и организаций, специализирующихся на информационном обслуживании. Негосударственные организации в настоящее время доминируют на рынке деловой и коммерческой информации. Негосударственные структуры зачастую существенно опережают государственные в тех случаях, когда имеется платежеспособный спрос на определенные виды информационных продуктов и услуг. В этом секторе создаются базы и банки данных, предназначенные чаще всего для использования в экономической и социальной сферах. Это, прежде всего, финансовая, банковская, биржевая, коммерческая, а также справочная, культурноисторическая и другие виды информации.

В настоящее время любая организация имеет информационную систему и информационные ресурсы, даже если эта организация состоит из одного предпринимателя, и он не догадывается об их существования, а просто иногда делает записи о своем бизнесе в блокноте.

Рассматривая народное хозяйство страны, любую отрасль, предприятие, т.е. организацию любого масштаба, выделяют материальные, природные, трудовые, финансовые и энергетические ресурсы. Эти понятия являются экономическими категориями.

В настоящее время имеется понимание того, что для нормального функционирования организации любого масштаба недостаточно только этих ресурсов. Существенным ресурсом стала информация. Недостаточно иметь для производства только, необходимые материальные, финансовые и людские ресурсы, необходимо, знать, что с этим всем делать, иметь информацию о технологиях. Поэтому информация, информационные ресурсы в настоящее время могут рассматриваться как отдельная экономическая категория.

По определению информации, которое было дано выше, то информационные ресурсы можно определить как весь имеющийся объем информации в информационной системе. Для страны - это будут информационные ресурсы страны, для организации какого-то уровня -информационные ресурсы организации. Иначе говоря, это весь объем знаний, отчужденных

от их создателей, зафиксированный на материальных носителях и предназначенных для общественного использования.

Информация, информационные ресурсы существовали всегда, но эти ресурсы из-за своей специфичности не рассматривались как экономическая категория. Хотя информация всегда использовалась людьми для управления. Когда в результате развития общества, усложнения технологий объем информации становился настолько большим, что его нельзя было переработать для управления, человечество находило какое-либо решение. Появление иерархии управления, возникновение товарно-денежных отношений, создание вычислительных машин с этой точки зрения позволило преодолеть трудности в переработке огромных объемов информации для управления.

Таким образом, рост объема информации и уровень ее сложности потребовали создания информационной индустрии. Наличие информации предопределяет развитие стран, отраслей, организаций. Информация стала одной из важных стратегических ресурсов.

Каковы же источники формирования информационных ресурсов?

Любая организация существует в некоторой внешней среде. Эта же организация порождает свою внутреннюю среду. Внутренняя среда формируется совокупностью структурных подразделений предприятия и работающих там людей, технологическими, социальными, экономическими и другими отношениями между ними.

В зависимости от источника возникновения в рамках организации имеется внутренняя информация (о людях, продуктах, затратах, жалобах, услугах, технологических процессах, сферах применения продукта, методах сбыта и технике продаж и т.д.) и внешняя информация (о рынке, конкурентах, тенденциях изменений в деловой среде страны и состоянии международных рынков и т.д.), составляющая ее информационные ресурсы.

Информация внутренней среды, как правило, точная, полно отражает финансовохозяйственное состояние. Ее обработка часто может осуществляться с помощью стандартных формализованных процедур.

Внешняя среда - экономические и политические субъекты, действующие за пределами, предприятия, и отношения с ними. Это экономические, социальные, технологические, политические и другие отношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами, государственными органами и т. п.

Информация из внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна и противоречива. В таком случае она требует нестандартных процедур обработки.

Как всяким ресурсом, информационными ресурсами, можно управлять. То есть управление информационными ресурсами означает:

(1) оценку информационных потребностей на каждом уровне и в рамках каждой функции управления;

(2) изучение и рационализация документооборота организации; стандартизация и унификация типов и форм документов; типизация информации и данных;

(3) преодоление проблемы несовместимости типов данных;

(4) создание системы управления данными и т.п.

Основные понятия и проблемы управления информационными ресурсами организации, связанны с созданием и организацией информационных систем и использованием информационных технологий.

Под технологией понимается совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Говоря об информационной технологии, в качестве материала выступает информация. В качестве продукта - тоже информация. Но это качественно новая информация о состоянии объекта, процесса или явления. Технология

представлена методами и способами работы с информацией персонала и технических устройств.

Информационная технология - система методов способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.

Информационные технологии реализуются в автоматизированном и традиционном (бумажном) видах. Объем автоматизации, тип и характер использования технических средств зависят от характера конкретной технологии.

Автоматизация - замена деятельности человека работой машин и механизмов. Степень автоматизации может меняться в широких пределах, - от систем, в которых процесс управления полностью осуществляется человеком, до таких, где он реализуется автоматически.

Новая информационная технология (компьютерная информационная технология) -информационная технология с интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Инструментарием новой информационной технологии является один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

Если рассматривать весь жизненный цикл информационной системы, то под автоматизированными информационными технологиями понимают совокупность методологий и технологий проектирования информационных систем, базовых программных, аппаратных и коммуникационных платформ, обеспечивающих весь жизненный цикл информационных систем, и их отдельных компонентов - от проектирования до утилизации.

Цель любой информационной технологии - получить нужную информацию требуемого качества на заданном носителе. При этом существуют ограничения на стоимость обработки данных, трудоемкость процессов использования информационного ресурса, надежность и оперативность процесса обработки информации, качество получаемой информации.

Таким образом, автоматизированная информационная технология состоит из технических устройств, чаще всего компьютеров, коммуникационной техники, средств организационной техники, программного обеспечения, организационно-методических материалов, персонала, объединенных в технологическую цепочку. Эта цепочка обеспечивает сбор, передачу, накопление, хранение, обработку, использование и распространение информации. В зависимости от преобладания каких-либо из перечисленных информационных процессов, их интенсивности и значимости выбираются соответствующие средства их реализации, что при многообразии последних ставит проблему выбора и использования средств обеспечения управления информационными ресурсами [3, с. 20-22].

Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику государства. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность. Целями информатизации во всем мире и, в том числе, в Казахстане являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности.

В Казахстане социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне.

Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным

статусом потребителя. Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.

Большинство населения получает информацию в традиционном виде - печатные издания, радио, телевидение.

Информационно-телекоммуникационные системы функционируют, в основном, в интересах государственных органов власти. Такое положение дел приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней. Информационные услуги, ресурсы и программные продукты распространены по территории Казахстана крайне неравномерно. Это распределение соответствует распределению основных научных и информационных центров Казахстана и не учитывает потребности населения и органов управления. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.

Отечественная информационная индустрия должна развиваться с учетом мировых достижений в области информационных технологий и средств телекоммуникационного обмена. Это позволит Казахстану выйти на мировой уровень технического развития.

Как показывает практика промышленно развитых стран (США, Англии, Японии), решение проблемы информационной индустрии, а, следовательно, информатизации общества является глобальной целью развития и связывается с выходом страны в начавшемся тысячелетии на новый уровень цивилизации. В основе такой целенаправленной деятельности лежит долговременная программа создания системы информационного обеспечения всех потребителей информации в стране, которая предоставляет им возможность использования новых информационных технологий на базе широкого применения информационновычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи. В нашей стране эту основу составляют сетевые технологии - область достаточно новая и очень быстро развивающаяся. Ведется широкомасштабное оснащение вычислительной техникой самых разных предприятий и организаций. Создаются условия для свободного доступа потребителей к хранимой в системах информации благодаря организации специализированных рабочих мест локальных вычислительных систем.

Формирование и использование информационных ресурсов - одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию, знания, а также лингвистические средства, применяемые для описания конкретной предметной области и для доступа к информации и знаниям.

В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту. По формам собственности информационные ресурсы могут быть: государственными и

негосударственными (в том числе коммерческие) [2].

Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения оперативных задач социально-экономического развития.

Работы последних десятилетий по улучшению информационного обеспечения органов государственной власти и управления сосредоточивались главным образом на создании технических средств, соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. Однако, несмотря на определенное

продвижение работ по автоматизации информационных процессов, нужной специалистам и гражданам информации по-прежнему остро не хватает.

Информатизация органов государственной власти до сих пор ориентирована на повышение эффективности собственной деятельности, что привело к созданию значительного числа ведомственных (отраслевых) автоматизированных (локальных и территориальных) информационно-управляющих систем, предназначавшихся, как правило, для удовлетворения информационных потребностей ограниченного круга пользователей. Внедрение новых информационных технологий не давало ожидаемого эффекта. Возникла необходимость создания единого информационного пространства, которая позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности, использование всей накопленной информации для решения комплексных проблем управления обществом. Поэтому на основании Послания Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 г. «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» Указом Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 г. была утверждена «Государственная программа формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005-2007 гг. (далее - Программа). Разработчиками данной Программы является Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи.

Как показывает мировой опыт, «электронное правительство» получило успешное развитие в США, Западной Европе, Корее, Сингапуре. По отчетам ООН, опубликованного в журнале «Компьютера» № 9 от 08 сентября 2004 г., о ходе выполнения всемирного проекта «Электронное правительство» по разработке полномасштабных проектов в области сооружения ИТ-обеспечения государственного управления, то первенство в этом вопросе принадлежит Казахстану.

Внедрение «электронного правительства» в Республике Казахстан направлено на улучшение качества и сокращение сроков предоставления государственными органами услуг гражданам и организациям, обеспечение доступа к информационным базам деятельности государственных органов, в перспективе с учетом совершенствования административной системы создания эффективного и оптимального по составу государственного аппарата.

Главными приоритетами создания «электронного правительства» являются обеспечение доступа к Интернет-связи, повышение уровня образования в сфере информационнокоммуникационных технологий, а также проведение модернизации и совершенствование системы государственного управления, так как в рамках внедрения «электронного правительства» при формировании электронных государственных услуг предусматривается проведение реинжениринга административных процессов [4].

Формирование инфраструктуры «электронного правительства» заключается в реализации двух взаимосвязанных, но функционально самостоятельных контуров: внутреннего и внешнего.

Внутренний контур охватывает взаимоотношения типа «правительство -правительство» и включает информационные системы, обслуживающие межведомственные административные процедуры.

Внешний контур охватывает взаимоотношения типа «правительство - граждане» и «правительство - организации», то есть обеспечивает взаимодействие государства с гражданами и организациями. Поэтому формирование и реализация е-услуг государственных органов осуществляются в рамках создания и развития ведомственных информационных систем.

Так, в рамках формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан завершился первый этап внедрения - информационный, который предполагал создание веб-

сайтов центральных государственных органов и местных исполнительных органов, организацию мероприятий по улучшению информационного наполнения и технического функционирования веб-сайтов государственных органов, частоту обновления информации и проведение работы по мониторингу веб-сайтов государственных органов.

Результаты мониторинга показали, что обновления на веб-сайтах центральных государственных органов и местных исполнительных органов проводятся ежедневно, где предусмотрены рубрики «Вопрос-Ответ», «Обратная связь», «Лента новостей». Информация на сайтах доступна на казахском, русском и английском языках.

Формирование электронных услуг государственных органов осуществляются на основе проведения функционального анализа регламентов оказания государственных услуг, и осуществления административных процессов. По результатам проведенного анализа планируется выработать предложения по модернизации системы государственного управления и реализации административных процедур.

В рамках осуществления мероприятий данного направления будут определены требования к информационным системам государственных органов в части реализации электронных услуг и взаимодействия с базовыми компонентами инфраструктуры электронного правительства.

Предоставление электронных услуг государственными органами предполагает внесение изменений в существующие ведомственные информационные системы, либо разработку новых информационных систем с учетом стандартов их взаимодействия для интеграции с порталом электронного правительства.

Интернет - наиболее быстро развивающийся сегмент информационно-коммуникационного рынка Казахстана. Он представлен наибольшим числом как вторичных, так и первичных провайдеров. На сегодняшний день 379 компаний имеют лицензии на данный вид деятельности, в том числе в 2005 г. выдано 88 лицензий.

Интернет состоит из двух составляющих: информационной (наполнение, ресурсы -информация, размещенная на сайтах, Web-порталах «электронного правительства» (далее -Портал), web-страницах и т.д.) и телекоммуникационной (технической - организация доступа к информационным ресурсам Интернета).

Например, по результатам мониторинга Интернет-сайтов государственных органов по видам оказываемых Интернет-услуг, Министерством финансов РК в рамках реализации работ по внедрению 1-ой очереди Портала были выполнены работы по информационным услугам.

Информационная система Налогового комитета Министерства финансов РК позволяет субъектам налогообложения в интерактивном режиме заполнять декларации по всем видам налогов, просматривать и контролировать собственные лицевые счета. В информационной системе налогового комитета налажен обмен информацией с информационными системами казначейства, банков, министерств юстиции и внутренних дел. Кроме того, информационная система государственного центра по выплате пенсий предоставляет возможность производить в интерактивном режиме пенсионные платежи и получать отчетность по пенсионным взносам. Таможенная автоматизированная информационная система (ТАИС) автоматизирует процессы таможенного контроля, централизованно формирует базу данных и обрабатывает документы. Обеспечено функционирование официального сайта Таможенного комитета данного министерства (www.customs.kz), а также наполнение информацией подразделов «Экспорт, импорт», «Государственное регулирование бизнеса» по темам: «импорт и экспорт товаров», «лицензия и разрешение для импорта и экспорта товаров», «таможенное оформление и контроль», «таможенное оформление физических лиц», «заполнение таможенных

документов», «склады временного хранения», «таможенные и свободные склады», «магазины

беспошлинной торговли». Ежемесячно обновляются Реестры таможенных брокеров, складов временного хранения.

Министерством труда и занятости населения РК осуществляется работа по актуализации текущего информационного наполнения Портала, обеспечивается публикация информационных ресурсов на государственном языке согласно утвержденному перечню документов. В соответствии с рекомендациями Редакционного совета Портала подразделы «Охрана труда», «Раздел «социальная защита и занятость населения» дополнен вводной информацией и Конвенциями МОТ (Международная организация труда) по вопросам детского труда. В сфере обеспечения социальной защиты и занятости населения Информационно-аналитический центр занимается созданием автоматизирований системы «Социальная защита». Для эксплуатации реализованы подсистемы: «Мониторинг ввоза иностранной рабочей силы», «Государственные детские пособия», «Жилищные субсидии». Планируется открытие около 100 выделенных подключений, которые позволят синхронизировать центральную базу данных в режиме on-line с отставанием не больше чем на 48 часов.

Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с Республиканским центром правовой информации (далее - РЦПИ) разработана электронная версия Государственного реестра нормативных правовых актов, размещенная в сети Интернет по адресу www.zanorda.kz. На сегодняшний день в Портале реализовано 12 информационных услуг, охватывающих деятельность данного министерства. В рамках этих информационных услуг размещено 63 нормативных правовых актов на государственном и русском языках. Услуги сформированы на Портале в соответствии с основными жизненными циклами человека и бизнес-циклами предприятий.

В рамках формирования и развития электронных услуг в сфере охраны окружающей среды разработаны подсистемы: «Мониторинг состояния окружающей среды», «Мониторинг финансово-экологической деятельности», «Государственная система экологической

экспертизы проектов».

Аудитория казахстанской части Интернета с каждым годом увеличивается, чему способствуют быстрый рост компьютерного парка в стране не только в организациях, но и у частных лиц. Замедление темпов данного процесса по сравнению с предыдущими годами связано с тем, что казахстанская сетевая аудитория уже не настолько мала, чтобы ежегодно увеличиться в несколько раз. Выделяют и конкретные сдерживающие быстрый рост Интернет-аудитории факторы (влияние которых практически не зависит от экономической ситуации):

• «насыщение» Интернетом в г. Алматы, на который приходится почти половина казахстанских пользователей Интернета;

• качество телефонных линий;

• невысокий уровень образования основной массы населения, ограничивающий спрос на Интернет;

• массовое осознание его полезности и привлекательности.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 октября 2004 г. № 1075 «Об утверждении Правил регистрации государственных информационных ресурсов и информационных систем и ведения Государственного регистра информационных ресурсов и информационных систем» ведется работы по внесению данных государственных органов в Государственный регистр.

В целях проведения мониторинга информационных ресурсов государственных органов ведется работа по заполнению Депозитария программных кодов и научно-технической документации.

В целях унификации и интеграции информационных ресурсов и систем государственных органов разработаны проекты межведомственных и типовых ведомственных информационных систем. К таким системам относятся ведомственный и межведомственный электронный документооборот, архивное хранение документов, информационные системы административно-управленческой деятельности, реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения, правительственный Интернет-портал.

Кроме того, ведутся работы по автоматизации технологических процессов документооборота в государственных органах, включая подготовку и ввод документов в систему, регистрацию, распределение и рассылку, редактирование и модификацию, оперативное хранение и архивацию, поиск и просмотр, извлечение и воспроизведение документов, контроль их исполнения, разграничение доступа, извлечение информации из документов и ее анализ; по развитию специального удостоверяющего центра электронной цифровой подписи для государственных органов, созданию системы межведомственного документооборота между государственными органами и по организации архивного хранения документов с применением современных информационных технологий.

В рамках Программы разрабатывается типовая масштабируемая информационная система автоматизации административно-управленческой деятельности государственных органов, интегрирующая в себе функции управления персоналом, начисления заработной платы, финансового планирования и ведения бухгалтерского учета. Разработка такой системы с применением современных проектных решений позволит обеспечить оперативную адаптацию к изменяющимся условиям и будет экономически целесообразной.

Для обеспечения эффективного управления информацией, накопленной в межведомственных и ведомственных информационных ресурсах, оперативного реагирования, организации групповой работы государственных служащих различных ведомств планируется реализация Интранет-портала государственных органов, построенного на основе Интернет-технологий с организацией регламентированного доступа.

Таким образом, на сегодняшний день стала активно функционировать новая область практического знания - информационные ресурсы управления. Их активное применение и развитие сегодня становится обязательным элементом управления, основным содержанием которого стало изучение методов формирования, хранения и использования документов, реализуемых в структуре управления организацией, поиска новых методов управления, которые повышают эффективность, как производства, так и управления им.

Список литературы:

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. проф. Г. А. Титоренко. М.: ЮНИТИ, 2002.

2. Об информатизации. Закон Республики Казахстан от 8 мая 2003 г. № 412.

3. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17. М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Государственная программа формирования «электронного правительства» на 2005-2007 годы. Утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 г. № 1471.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.