Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА'

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ / ИНДИКАТОР / МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизарова Екатерина Юрьевна

Взаимосвязь Федеральных государственных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлению «Образование и педагогические науки» и Профстандарта педагога вполне очевидна. Однако, механизм соотнесения компетенций, в частности, общепрофессиональных, с типами задач профессиональной деятельности в процессе подготовки будущих педагогов прослеживается неявно. В статье рассматривается методика формирования и оценки общепрофессиональных компетенций будущих педагогов на основе междисциплинарного подхода. Выделены и описаны структурные компоненты методики, основанной на включении обучающихся в деятельность по освоению составляющих общепрофессиональных компетенций в процессе подготовки будущих педагогов. Составляющими являются ключевые понятия или термины и соответствующие им конкретные действия обучающегося в процессе выполнения учебных, практико-ориентированных, профессионально-ориентированных видов деятельности в соответствии с профессиональными задачами педагога. Приведен пример описания составляющих, полученных из формулировки общепрофессиональной компетенции. На основе составляющих формулируются планируемые результаты подготовки будущих педагогов, определяя целевой компонент методики формирования и оценки общепрофессиональных компетенций. Формулировка планируемого результата получается соотнесением формулировки компетенции из ФГОС ВО и трудовых функций из Профстандарта педагога. В статье показано, что формирование результа позволяет выделять индикаторы его достижения, как критерии оценивания, которыми могут выступать различные степени выполнения конкретного вида деятельности или отдельных действий обучаемого. В статье представлены примеры их построения. Описан механизм оценки сформированности компетенций будущих педагогов в вузе. Отмечено, что междисциплинарный подход позволяет проводить выявление взаимосвязи и интеграции учебных дисциплин и анализ набора структурных элементов для содержательного компонента в методике формирования общепрофессиональных компетенций будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елизарова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND EVALUATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE TEACHERS AT THE UNIVERSITY ON THE BASIS OF AN INTERDISCIPLINARY APPROACH

The relationship between the Federal State Standards of Higher Education in the direction of "Education and Pedagogical Sciences" and the Professional Standard of a teacher is quite obvious. However, the mechanism of correlation of competencies, in particular, general professional, with the types of tasks of professional activity in the process of training future teachers is traced implicitly. The article discusses the methodology of formation and evaluation of general professional competencies of future teachers based on an interdisciplinary approach. The structural components of the methodology based on the inclusion of students in the development of the components of general professional competencies in the process of training future teachers are identified and described. The components are the key concepts or terms and the corresponding specific actions of the student in the process of performing educational, practice-oriented, professionally-oriented activities in accordance with the professional tasks of the teacher. An example of the description of the components obtained from the formulation of general professional competence is given. On the basis of the components, the planned results of the training of future teachers are formulated, defining the target component of the methodology for the formation and evaluation of general professional competencies. The formulation of the planned result is obtained by correlating the formulation of competence from the Federal State Educational Standard and labor functions from the Professional Standard of the teacher. The article shows that the formation of the result allows you to identify indicators of its achievement as evaluation criteria, which can be different degrees of performance of a specific type of activity or individual actions of the student. The article presents examples of their construction. The mechanism of assessing the formation of competencies of future teachers at the university is described. It is noted that the interdisciplinary approach makes it possible to identify the relationship and integration of academic disciplines and analyze a set of structural elements for a meaningful component in the methodology for the formation of general professional competencies of future teachers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/47PDMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Елизарова, Е. Ю. Формирование и оценка общепрофессиональных компетенций будущих педагогов в вузе на основе междисциплинарного подхода / Е. Ю. Елизарова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN622.pdf

For citation:

Elizarova E.Yu. Formation and evaluation of general professional competencies of future teachers at the university on the basis of an interdisciplinary approach. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 47PDMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Елизарова Екатерина Юрьевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

Нижний Новгород, Россия

Старший преподаватель кафедры «Физики, математики и физико-математического образования»

E-mail: Elizarova-EU@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1348-3908 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57203924475

Формирование и оценка общепрофессиональных компетенций будущих педагогов в вузе на основе междисциплинарного подхода

Аннотация. Взаимосвязь Федеральных государственных стандартов высшего образования (далее — ФГОС ВО) по направлению «Образование и педагогические науки» и Профстандарта педагога вполне очевидна. Однако, механизм соотнесения компетенций, в частности, общепрофессиональных, с типами задач профессиональной деятельности в процессе подготовки будущих педагогов прослеживается неявно.

В статье рассматривается методика формирования и оценки общепрофессиональных компетенций будущих педагогов на основе междисциплинарного подхода. Выделены и описаны структурные компоненты методики, основанной на включении обучающихся в деятельность по освоению составляющих общепрофессиональных компетенций в процессе подготовки будущих педагогов. Составляющими являются ключевые понятия или термины и соответствующие им конкретные действия обучающегося в процессе выполнения учебных, практико-ориентированных, профессионально-ориентированных видов деятельности в соответствии с профессиональными задачами педагога. Приведен пример описания составляющих, полученных из формулировки общепрофессиональной компетенции. На основе составляющих формулируются планируемые результаты подготовки будущих педагогов, определяя целевой компонент методики формирования и оценки общепрофессиональных компетенций. Формулировка планируемого результата получается соотнесением формулировки компетенции из ФГОС ВО и трудовых функций из Профстандарта педагога. В статье показано, что формирование результа позволяет выделять индикаторы его достижения, как критерии оценивания, которыми могут выступать различные степени выполнения конкретного вида деятельности или отдельных действий обучаемого. В статье представлены примеры их построения. Описан механизм оценки сформированности компетенций будущих педагогов в вузе. Отмечено, что междисциплинарный подход позволяет проводить выявление взаимосвязи и интеграции учебных дисциплин и анализ набора структурных элементов для

содержательного компонента в методике формирования общепрофессиональных компетенций будущих педагогов.

Ключевые слова: будущий педагог; общепрофессиональные компетенции; методика формирования; индикатор; механизм оценки

Введение

Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», основное направление развития современного образования состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства1. При этом обеспечение качества образования в области подготовки педагогических кадров для системы образования, согласно «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 год», возможно в процессе решения ряда проблем, включая «дисбаланс качества и условий подготовки педагогов в разных образовательных организациях и отсутствие единых подходов к механизмам и инструментам оценки качества»2.

Ориентация педагогического образования, прежде всего, на его результаты: формирование компетенций, способности к самоопределению, социализации, развитие индивидуальности и самостоятельности, в настоящее время становится традиционным для системы высшего образования. Практико-ориентированное направление процесса подготовки будущих педагогов в вузе определяется Профессиональным стандартом педагога, в котором представлены основные функции и трудовые действия педагога. Взаимосвязь Федеральных государственных стандартов высшего образования (далее — ФГОС ВО) по направлению «Образование и педагогические науки» и Профстандарта педагога вполне очевидна. Однако, механизм соотнесения компетенций, в частности, общепрофессиональных, с типами задач профессиональной деятельности в процессе подготовки будущих педагогов прослеживается неявно.

Создание единых подходов в подготовке будущих педагогов с учетом возможностей для интеграции психолого-педагогической и предметно-методической практики, размытия границ между дисциплинами при формировании компетенций при согласовании в едином образовательном процессе целей и задач отдельных теоретических и практических дисциплин, специальностей и вуза в целом, возможно, на наш взгляд, на основе междисциплинарного подхода.

В связи с этим, цель нашего исследования состоит в ответе на вопрос: как должен быть организован и построен процесс формирования и оценки общепрофессиональных компетенций будущих педагогов на основе междисциплинарного подхода.

1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. Постановление правительства РФ от 04 октября 2000 года № 751 [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/90177 1684 (дата обращения: 19.11.2022).

2 Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 год. Распоряжение правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf (дата обращения: 19.11.2022).

Страница 2 из 11

47PDMN622

Материалы и методы

В исследовании мы опирались на системный, деятельностный, компетентностный, технологический и междисциплинарный подходы в образовании. Системный подход обусловил компоненты в модели формирования и оценки общепрофессиональных компетенций будущего педагога, такие, как целевой, содержательный, процессуальный и результативный.

На основе компетентностного и деятельностного подходов был определен объект оценивания, в качестве которого выступают общепрофессиональные компетенции, трудовые действия педагога или их оптимальное сочетание в виде планируемых результатов подготовки будущих педагогов. Применение междисциплинарного подхода позволило отобрать формы, приемы и методы для формирования и оценки общепрофессиональных компетенций будущих педагогов.

Теоретические и методологические аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров исследованы Е.А. Гнатышиной, В.А. Адольф, Ю.С. Брановским, Т.А. Ивановой и др. [1; 2] Формированию общепрофессиональных компетенций посвящены работы Н.С. Знаенко, Н.М. Павлуцкой, Л.Р. Абидуевой и других [3; 4]. Применение системного подхода к формированию общепрофессиональных компетенций предлагают Косогова А.С., Дьякова М.Б., Кустов Ю.А. и другие [5; 6]. Деятельностный подход преобладает в работах Л.Г. Пака, Ю.П. Яблонских [7], контекстный подход применяют в своих исследованиях Г.А. Кручинина, Н.В. Патяева, О.С. Тоистева, И.В. Ижденева, О.В. Первушина, С.М. Погодаев и другие [8; 9].

Однако применение указанных подходов в решении задачи, связанной с включением в программы подготовки педагогических кадров сквозной траектории формирования компетенций педагога, указанной в «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 год» остаются мало изученными. По нашему мнению, решение данной задачи возможно на основе междисциплинарного подхода.

В работах Л.А. Шестаковой, Г.И. Петровой, В.И. Вершинина и других междисциплинарность рассматривается как процесс согласования содержания учебных дисциплин с позиции отражения единых и целостных явлений профессиональной деятельности; как возможность использования обучаемым всего комплекса достижений соответствующей дисциплины в диалектическом единстве с другими предметами и учебными курсами [10; 11]. Поскольку формирование одной компетенции осуществляется в различных дисциплинах, то применение междисциплинарного подхода позволяет выстаивать согласованные связи между дисциплинами, как на одном курсе, так и на всех курсах подготовки будущего педагога. При этом, как отмечает Л.А. Шестакова, это не должно быть механическое соединение дисциплин, объединённых компетенцией [12]. Здесь важно «наслоение» содержания дисциплин, методов, средств и приемов по формированию общепрофессиональных компетенций, оценки и анализа их сформированности.

Оцениванию результатов обучения посвящены психолого-педагогические исследования Б.Г. Ананьева, Н.Ф. Талызиной, И. А. Зимней, Н. Ефремовой, И.С. Якиманской и др. [13-16] Особенности системы контроля и оценки, связанные с педагогическими измерениями в профессиональном образовании, исследовали В.С. Аванесов, Е.В. Артамонова и др. [17-19] Критериальному оцениванию сформированности компетенций будущих педагогов посвящены

Литературный обзор

работы Е.Н. Перевощиковой, Д.А. Саховского, Е.Э. Кривенцовой, А.А. Красноборовой, и др. [20; 21]34.

Анализ исследований в области оценивания свидетельствует о наличии противоречий

между:

• традиционной системой профессиональной подготовки к формированию оценочных умений будущих педагогов и объективной потребностью общества в учителе-предметнике, который обладает сформированными умениями объективного оценивания учебных достижений;

• сложившейся научно-теоретической базой по вопросу оценивания результатов обучения и недостаточной разработанностью инструментария для оценивания сформированности компетенций у будущих педагогов.

Следовательно, разрешение описанных выше проблем и противоречий состоит в разработке методики формирования общепрофессиональных компетенций будущих педагогов в процессе их подготовки и механизма оценки сформированности компетенций на основе междисциплинарного подхода.

Результаты

Проведенный анализ исследований, посвященных вопросам формирования и оценки общепрофессиональных компетенций (далее — ОПК) показал, что в формулировке каждой компетенции следует выделять ее составляющие. Такими составляющими должны выступать ключевое понятие или термин, который занимает центральное место в формулировке компетенции, и конкретные действия обучающегося, раскрывающих содержание компетенции. Каждое выделенное действие анализируется с позиции соответствия трудовым действиям педагога (далее — ТД), представленным в Профессиональном ста ндарте педагога (далее — ПС)5,6. Таким образом, для каждой компетенции формулируется образовательный результат, который отражает планируемые результаты обучающихся на уровне знаний и умений. Формулировка результатов, в таком случае, предстает с помощью следующих фраз: «обучаемый демонстрирует знания...» и «обучаемый демонстрирует умения...». Такой подход позволяет выделить когнитивный и деятельностный компоненты в структуре общепрофессиональных компетенций, которые могут иметь количественные и качественные показатели.

3 Красноборова А.А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся: дис. ... канд. пед. наук; спец. 13.00.01. Пермь, 2010. 140 с.

4 Саховский Д.А. Контроль как средство оценки качества подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2006. 182 с.

5 Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/ (дата обращения 10.07.22).

6 Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)" (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022) [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/ (дата обращения 10.07.22).

Страница 4 из 11

47PDMN622

Рассмотрим пример построения и описания планируемого образовательного результата, сформулированного на основе общепрофессиональной компетенции ОПК-9, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образова ния по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (далее — ФГОС ВО)7.

ОПК-9. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности (ФГОС ВО).

Формулировку компетенции можно структурировать и представить в виде таблицы, где указаны ее основные элементы (табл. 1). Ключевое понятие содержит ответ на вопрос «что?» (или «кто?»). Характеристические свойства понятия обозначают признак ключевого понятия, отвечающего на вопросы «какая? какой? какие?» или «зачем?». Действия, осуществляемые в процессе выполнения учебных, практико-ориентированных, профессионально-ориентированных видов деятельности, — «что делать?», «что можно сделать?».

Анализ Профессионального стандарта педагога позволяет выделить трудовые действия, соответствующие различным направлениям его образовательной деятельности и формулировке компетенции ОПК-9. В результате с компетенцией ОПК-9 будут соотнесены следующие трудовые действия педагога:

Трудовая функция: Педагогическая деятельность по решению стандартных задач программ основного и среднего общего образования, С/01.6.

ТД 10 — Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

ТД-34 — Формирование общих навыков, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной деятельности, в том числе для обучающихся с ОВЗ.

ТД-35 — Формирование навыков в сфере информационной безопасности в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

ТД-36 — Формирование навыков, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в познавательной и творческой деятельности обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями.

ТД-37 — Формирование навыков, связанных с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды по предметам обучения, в том числе для детей с ОВЗ.

Трудовая функция: Педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях основного и среднего общего образования, С/02.6.

ТД-38 — Избирательное применение цифровых ресурсов, дистанционных технологий и методов электронного обучения.

Трудовая функция: Педагогическое проектирование программ основного и среднего общего образования, С/03.6.

ТД-42 — Регулярное применение цифровых ресурсов, дистанционных технологий и методов электронного обучения, обеспечивать обмен опытом для педагогов.

7 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 22.02.2018. № 125. [Электронный ресурс] // URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/94 (дата обращения: 10.09.2022).

Таким образом, в формулировке каждой компетенции выделяются структурные элементы. Описание этих структурных элементов выстраивается в соответствии с формулировкой общепрофессиональной компетенции [22]. В таблице 1 приведено описание структурных элементов по формулировке ОПК-9 (табл. 1).

Таблица 1

Составляющие общепрофессиональной компетенции

Структурный элемент общепрофессиональной компетенции Описание компетенции из ФГОС ВО (на примере ОПК-9)

Ключевое понятие (что?) технология

Характеристические свойства понятия (какая, какой, какие?) информационно-коммуникационная; необходимая для решения задач; в профессиональной деятельности

Действия обучающегося (что делать, что можно сделать?) понимать, использовать

Трудовые действия из Профстандарта педагога С/01.6: ТД 10, ТД 34, ТД 35, ТД 36, ТД 37; С/02.6: ТД 38; С/03.6: ТД 42

Таким образом, на основе выделенных характеристик формулируем планируемый образовательный результат (далее — ОР), соответствующий компетенции ОПК-9.

ОР. Обучаемый демонстрирует знание принципов работы современных информационных технологий и использования современных информационно-коммуникационных технологий для реализации задач обучения, воспитания и развития обучающихся; обучаемый демонстрирует умения отбирать необходимые современные информационные технологии для решения задач профессиональной деятельности (планировать поведение обучающихся в реальной и виртуальной среде, работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных); организовывать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования; использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Соотнесение общепрофессиональных компетенций из ФГОС ВО и трудовых действий из Профстандарта педагога, формулировка планируемого образовательного результата, цели контроля и оценки становятся основой для целевого компонента модели формирования и оценки общепрофессиональных компетенций.

В соответствии с выделенными составляющими и планируемыми результатами определяются содержательные области, согласно ФГОС ВО: блок 1 «Дисциплины (модули)», блок 2 «Практика», блок 3 «Государственная итоговая аттестация». Содержание данных областей, связи между дисциплинами и практиками в части их соответствия ОПК является основой содержательного компонента модели формирования и оценки общепрофессиональных компетенций.

В основе процессуального компонента модели формирования и оценки общепрофессиональных компетенций находится методика формирования общепрофессиональных компетенций будущих педагогов.

Под методикой формирования общепрофессиональных компетенций будущих педагогов будем понимать способ организации учебной деятельности, ориентированный на включение обучающихся в деятельность по освоению составляющих общепрофессиональных компетенций на основе междисциплинарного подхода.

Методика формирования составляющих общепрофессиональных компетенций, во-первых, ориентирована на составляющие общепрофессиональных компетенций и планируемые образовательные результаты обучения, воспитания и развития будущих педагогов. Во-вторых, основывается на системе знаний, умений и навыков по дисциплинам, входящих подготовку будущих педагогов, и совокупности действий, раскрывающих содержание компетенции. В-третьих, выстраивается на основе выбора преподавателем форм, средств, методов и технологий обучения, воспитания и развития будущих педагогов по формированию составляющих компетенций на основе междисциплинарного подхода. В-четвертых, основана на фиксации достигнутых результатов и установлении соответствия между планируемыми и достигнутыми результатами по уровням достижения.

Переформулирование компетенций для построения планируемых результатов подготовки будущего педагога позволяет сформулировать индикатор достижения результата, под которым понимаем «доступную наблюдению и измерению характеристику проявления того или иного состояния сформированности компетенции у будущего педагога, рассматриваемой в сочетании с соответствующими трудовыми действиями педагога» [22]. Такая трактовка этого понятия позволяет рассматривать совокупность индикаторов достижения в качестве критерия оценивания компетенции, а конкретный индикатор достижения — как показатель оценивания результатов будущих педагогов, а следовательно, и как показатель сформированности общепрофессиональных компетенций.

В качестве показателей оценки достижения ОР могут выступать различные степени выполнения конкретного вида деятельности и необходимых действий, представленных в ИДОР: степень полноты и правильности, степень обоснованности рассуждений (ключевых позиций): степень соответствия профессиональному стандарту педагога и т. п. В зависимости от цели оценки достижения ОР могут быть введены показатели, характеризующие качество выполняемой работы, в частности степень новизны решения, наличие творческого подхода и т. п.

Например, индикаторами достижения ОР на основе компетенции ОПК-9 будут следующие составляющие:

ИДОР-1: Обучаемый демонстрирует знания. Знает принципы работы современных информационных технологий; методы, приемы и средства использования современных информационно-коммуникационных технологий для реализации задач обучения, воспитания и развития обучающихся.

ИДОР-2: Обучаемый демонстрирует умения. Умеет использовать возможности различных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для формирования и развития личности обучающихся в соответствии с поло-возрастными и индивидуальными особенностями, адекватно реагировать на нарушения обучающимися информационного этикета в реальной и виртуальной среде.

ИДОР-3: Обучаемый демонстрирует умения. Умеет работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, отбирать электронные образовательные ресурсы и современные цифровые технологии для реализации учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

ИДОР-4: Обучаемый демонстрирует умения. Умеет организовывать деятельность основных участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся, их родителей) с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования в рамках реализации образовательных программ, в том числе для обучающихся с ОВЗ.

Для каждого ИДОР составляются оценочные средства [23]. Для ИДОР на уровне знаний рекомендуем использовать тестовые задания.

Выделение показателей, раскрывающих степень выполнения действий испытуемого, в соответствии с ИДОР, описание шкалы оценки в баллах с шагом, равным 1 составляют этапы критериального оценивания сформированности общепрофессиональных компетенций будущих педагогов, являющиеся основой результативного компонента модели формирования и оценки общепрофессиональных компетенций.

Для установления степени достижения ОР в соответствии с уровнями: оптимальный, допустимый, критический и недопустимый, выделяются максимальный и минимальный баллы за выполнение задания. Сравнение баллов, полученных обучаемым после выполнения контрольных заданий, со шкалой позволяет определить уровень достигнутых результатов в образовательной деятельности будущих педагогов.

Таким образом, механизм оценки сформированности компетенций будущих педагогов имеет вид цепочки взаимосвязанных элементов критериального оценивания, составляющими которого являются: цель оценивания (Ц) — образовательные (планируемые) результаты (ОР) — индикаторы достижения образовательного результата (ИДОР) — оценочные средства (ОС), их применение — установление соответствия между планируемыми и достигнутыми результатами (ДР) по уровням достижения (рис. 1).

Ц

ОР

ИДОР

ОС

ДР

t

Уровни достижения

J

Рисунок 1. Механизм оценки сформированности компетенций будущих педагогов в вузе

Выводы

Таким образом, формирование общепрофессиональных компетенций будущих педагогов основано на включении обучающихся в деятельность по освоению составляющих общепрофессиональных компетенций на основе междисциплинарного подхода. Составляющими в формулировке каждой компетенции являются ключевые понятия или термины и соответствующие им конкретные действия обучающегося в процессе выполнения учебных, практико-ориентированных, профессионально-ориентированных видов деятельности в соответствии с профессиональными задачами педагога. На основе составляющих формулируются планируемые результаты подготовки будущих педагогов, определяя целевой компонент модели формирования и оценки общепрофессиональных компетенций. При этом, междисциплинарный подход позволяет проводить выявление основных линий взаимосвязи и интеграции учебных дисциплин, выбор форм, методов и приемов для содержательного и процессуального компонента в модели формирования общепрофессиональных компетенций будущих педагогов. Процесс сопоставления результатов деятельности обучающихся в процессе выполнения заданий, являющихся оценочными средствами, с заранее заданными индикаторами достижения образовательных результатов (критериями), основанные на совокупности действий, которые может продемонстрировать обучающийся, и показателями оценивания, определяет результативный компонент модели. При этом структурными компонентами механизма оценки сформированности компетенций будущих педагогов в вузе являются: планируемые образовательные результаты, индикаторы их достижения, оценочные средства, достигнутые образовательные результаты, уровни достижения результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. 2013. — № 5. — С. 38-41.

2. Гнатышина Е.В. Теоретические аспекты формирования информационной культуры педагога профессионального обучения: монография. — Челябинск: ЧГПУ. 2007. — 170 с.

3. Знаенко Н.С. Модель формирования общепрофессиональных компетенций (на примере обучения математике) / Н.С. Знаенко, И.В. Коноплева, Л.В. Миронова // Novainfo, 2017. — № 62. — С. 6-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Абидуева Л.Р., Ерентуева А.Ю., Балданова И.Р. Формирование общепрофессиональных компетенций в рамках междисциплинарного подхода // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 65(2). — С. 7-10.

5. Косогова А.С., Дьякова М.Б. Формирование профессиональной компетентности у студентов вуза с позиции системного подхода [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10972 (дата обращения: 19.11.2022).

6. Кустов Ю.А. Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2015. — № 2(11). — С. 5053.

7. Пак Л.Г. Развитие субъектности студента в образовательном процессе вуза // Казанский педагогический журнал. — 2009. — № 7-8. — С. 27-34.

8. Кручинина Г. А., Быкова Ж.Б. Теоретические основы формирования психолого-педагогической компетентности специалиста в условиях информатизации общества и образования / Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 6. — Н. Новгород, НГЛУ, 2007. — С. 215-219.

9. Тоистева О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. — № 2. — С.198-202.

10. Петрова Г.И. Междисциплинарность университетского образования, как современная форма его фундаментальности. // Вестник Томского государственного образования. Философия. Социология. Политология, 2008. — № 3. — С. 7.

11. Вершинин В.И. Специфика межпредметных связей в высшей школе /

B.И. Вершинин, Ю.П. Дубенский, Н.А. Ждан // Наука и школа. — 2000. — № 4. — С. 9-11.

12. Шестакова Л.А. Теоретическое основание междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов // Вестник Московского университета имени

C.Ю. Витте. — 2013. — № 1(2). — С. 47-52.

13. Ефремова Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся // Российский психологический журнал. 2017. — № 2. — С. 227244.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21. 22.

23.

Землянская Е.Н. Критериальное оценивание образовательных достижений студентов вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. — № 2. — С.142-147.

Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.

Зимняя И.С. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та. 2010. — 447 с.

Аванесов В.С. Проблема объективности педагогических измерений // Педагогические измерения. 2008. — № 3. — С. 13-16.

Аванесов В.С. Теория и методика педагогических измерений. М.: ЦТ и МКО УГТУ-УПИ. 2005. — 176 с.

Артамонова Е.В., Артамонов В.А. Проблемы образования в постиндустриальную эпоху // Социальные новации и социальные науки. 2021. — № 1(3). — С. 65-79.

Перевощикова Е.Н. Критериальный подход к оцениванию как ключевой компонент системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2021. — Т. 9, № 3. — С. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterialnyy-podhod-k-otsenivaniyu-kak-klyuchevoy-komponent-sistemy-nezavisimoy-otsenki-obrazovatelnyh-rezultatov-buduschih (дата обращения: 10.09.2022).

Кривенцова Е.Э., Гунина Н.А. Система критериального оценивания как инструмент измерения качества образования: текущее и итоговое оценивание // Университет им. В. И. Вернадского. — 2016. — № 1(59). — С. 159-164.

Перевощикова Е.Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. — 2022. — № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obrazovatelnye-rezultaty-v-podgotovke-buduschego-pedagoga-i-sredstva-otsenki-ih-dostizheniya (дата обращения: 10.09.2022).

Елизарова Е.Ю. Особенности разработки фонда оценочных средств по дисциплине // Научное мнение. — 2021. — № 6. — С. 52-62.

47PDMN622

Elizarova Ekaterina Yurevna

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: Elizarova-EU@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1348-3908 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57203924475

Formation and evaluation of general professional competencies of future teachers at the university on the basis of an interdisciplinary approach

Abstract. The relationship between the Federal State Standards of Higher Education in the direction of "Education and Pedagogical Sciences" and the Professional Standard of a teacher is quite obvious. However, the mechanism of correlation of competencies, in particular, general professional, with the types of tasks of professional activity in the process of training future teachers is traced implicitly.

The article discusses the methodology of formation and evaluation of general professional competencies of future teachers based on an interdisciplinary approach. The structural components of the methodology based on the inclusion of students in the development of the components of general professional competencies in the process of training future teachers are identified and described. The components are the key concepts or terms and the corresponding specific actions of the student in the process of performing educational, practice-oriented, professionally-oriented activities in accordance with the professional tasks of the teacher. An example of the description of the components obtained from the formulation of general professional competence is given. On the basis of the components, the planned results of the training of future teachers are formulated, defining the target component of the methodology for the formation and evaluation of general professional competencies. The formulation of the planned result is obtained by correlating the formulation of competence from the Federal State Educational Standard and labor functions from the Professional Standard of the teacher. The article shows that the formation of the result allows you to identify indicators of its achievement as evaluation criteria, which can be different degrees of performance of a specific type of activity or individual actions of the student. The article presents examples of their construction. The mechanism of assessing the formation of competencies of future teachers at the university is described. It is noted that the interdisciplinary approach makes it possible to identify the relationship and integration of academic disciplines and analyze a set of structural elements for a meaningful component in the methodology for the formation of general professional competencies of future teachers.

Keywords: future teacher; general professional competencies; methodology of formation; indicator; evaluation mechanism; components of competence; labor actions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.