Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / УРОВНИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевощикова Елена Николаевна, Стафеева Анастасия Владимировна, Елизарова Екатерина Юрьевна

Статья посвящена проблеме разработки способов оценивания и форм представления оценочных средств, критериев и показателей оценки достигаемых обучающимися в педагогических вузах образовательных результатов в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы. Авторами проведен анализ исследований, посвященных вопросам оценки качества подготовки будущих педагогов в виде образовательных результатов, определено понятие «образовательный результат, представлена методика оценки образовательных результатов в области психолого-педагогической подготовки будущих педагогов, описаны способы построения оценочных средств для оценки учебных и профессионально-ориентированных видов деятельности обучающихся. Авторами рассмотрен пример построения образовательного результата и оценочного средства для оценки его достижения, построенного на основе базовой компетенции ОПК-3 по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» в области психолого-педагогической деятельности, а рамках которого сформулирован образовательный результат, выделены индикаторы его достижения, описана методика построения оценочных средств, показатели и критерии и уровни достижения образовательного результата. Представлена структура оценочного средства, которая состоит из трех взаимосвязанных частей: организационнометодической, содержательной и критериально-оценочной, согласование между которыми осуществляется на основе принципа объективности оценивания. Первая часть предусматривает описание образовательного результата. Описываются индикаторы достижения, каждый из которых является необходимым условием достижения образовательного результата. Вторая часть формы представления оценочного средства, включает собственно задание (контрольное мероприятие). Третья часть формы представления оценочного средства, определяется наличием критерия оценивания и соответствующих показателей, раскрывающих ключевые аспекты критерия, и характеризующих степень проявления индикатора достижения. В исследовании представлены результаты апробации по оценке готовности будущих педагогов к осуществлению психолого-педагогической деятельности в образовательных учреждениях, которые свидетельствуют о возможности использования их в других педагогических вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перевощикова Елена Николаевна, Стафеева Анастасия Владимировна, Елизарова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF EVALUATION OF EDUCATIONAL RESULTS IN THE FIELD OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

The article is devoted to the problem of developing methods of evaluation and forms of presentation of evaluation tools, criteria and indicators of evaluation of educational results achieved by students in pedagogical universities in the process of mastering the basic professional educational program. The authors conducted an analysis of studies on the issues of assessing the quality of training of future teachers in the form of educational results, defined the concept of "educational result, presented a methodology for evaluating educational results in the field of psychological and pedagogical training of future teachers, described ways of constructing evaluation tools for evaluating educational and professionally-oriented activities of students. The authors consider an example of the construction of an educational result and an evaluation tool for evaluating its achievement, built on the basis of the basic competence of OPK-3 in the field of training 44.03.05 "Pedagogical education" in the field of psychological and pedagogical activity, within which the educational result is formulated, indicators of its achievement are highlighted, the methodology of constructing evaluation tools, indicators and criteria and levels are described achieving an educational result. The structure of the evaluation tool is presented, which consists of three interrelated parts: organizational and methodological, substantive and criteria-evaluation, coordination between which is carried out on the basis of the principle of objectivity of evaluation. The first part provides a description of the educational result. Achievement indicators are described, each of which is a necessary condition for achieving an educational result. The second part of the form of presentation of the evaluation tool includes the actual task (control event). The third part of the form of presentation of the evaluation tool is determined by the presence of the evaluation criterion and the corresponding indicators that reveal the key aspects of the criterion and characterize the degree of manifestation of the achievement indicator. The study presents the results of testing to assess the readiness of future teachers to carry out psychological and pedagogical activities in educational institutions, which indicate the possibility of using them in other pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №4, Том 10 / 2022, No 4, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-4-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN422.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Перевощикова, Е. Н. Методика оценки образовательных результатов в области психолого-педагогической подготовки будущих педагогов / Е. Н. Перевощикова, А. В. Стафеева, Е. Ю. Елизарова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 4. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN422.pdf

For citation:

Perevoshchikova E.N., Stafeeva A.V., Elizarova E.Yu. Methodology of evaluation of educational results in the field of psychological and pedagogical training of future teachers. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(4): 37PDMN422. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN422.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках научного проекта «Модель независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов

Перевощикова Елена Николаевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

Нижний Новгород, Россия Профессор кафедры «Математики и математического образования»

Доктор педагогических наук, профессор E-mail: perevoshikovaen@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=406294

Стафеева Анастасия Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

Нижний Новгород, Россия Доцент кафедры «Теоретических основ физической культуры» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: staffanastasiya@eandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=662015

Елизарова Екатерина Юрьевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

Нижний Новгород, Россия

Старший преподаватель кафедры «Математики и математического образования»

E-mail: elizarova-eu@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=737213

Методика оценки образовательных результатов в области психолого-педагогической подготовки будущих педагогов

Аннотация. Статья посвящена проблеме разработки способов оценивания и форм представления оценочных средств, критериев и показателей оценки достигаемых обучающимися в педагогических вузах образовательных результатов в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы. Авторами проведен анализ исследований, посвященных вопросам оценки качества подготовки будущих педагогов в виде образовательных результатов, определено понятие «образовательный результат, представлена методика оценки образовательных результатов в области психолого-педагогической подготовки будущих педагогов, описаны способы построения оценочных средств для оценки учебных и профессионально-ориентированных видов деятельности обучающихся. Авторами рассмотрен пример построения образовательного результата и оценочного средства для оценки

его достижения, построенного на основе базовой компетенции ОПК-3 по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» в области психолого-педагогической деятельности, а рамках которого сформулирован образовательный результат, выделены индикаторы его достижения, описана методика построения оценочных средств, показатели и критерии и уровни достижения образовательного результата. Представлена структура оценочного средства, которая состоит из трех взаимосвязанных частей: организационно-методической, содержательной и критериально-оценочной, согласование между которыми осуществляется на основе принципа объективности оценивания. Первая часть предусматривает описание образовательного результата. Описываются индикаторы достижения, каждый из которых является необходимым условием достижения образовательного результата. Вторая часть формы представления оценочного средства, включает собственно задание (контрольное мероприятие). Третья часть формы представления оценочного средства, определяется наличием критерия оценивания и соответствующих показателей, раскрывающих ключевые аспекты критерия, и характеризующих степень проявления индикатора достижения. В исследовании представлены результаты апробации по оценке готовности будущих педагогов к осуществлению психолого-педагогической деятельности в образовательных учреждениях, которые свидетельствуют о возможности использования их в других педагогических вузах.

Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка бакалавра; профессиональные компетенции; образовательный результат; оценочные средства; уровни достижения образовательного результата

Введение

Одним из важнейших планируемых результатов модернизации педагогического образования является качество подготовки будущих педагогов. Для определения качества необходим объективный инструментарий и экспертная оценка подготовки обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Вместе с тем, в настоящее время не сложился единый подход к описанию понятия «образовательный результат» и методики его оценки в процессе подготовки будущих педагогов. Каждое отдельное образовательное учреждение решает данный вопрос по-своему, трактуя формулировку образовательных результатов в силу сложившегося традиционного опыта оценки знаний, умений и навыков обучающихся и выпускников. Способы их оценивания отличаются вариативностью и разнотипностью оценочных средств: проектные задачи, ситуативные (контекстные) задания, кейс-задания, стандартизированные тесты, специально сконструированные задания (задачи). Актуальной становится проблема разработки общих способов оценивания и форм представления оценочных средств, критериев и показателей оценки достигаемых обучающимися образовательных результатов в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы. Важным становится представление методологических ориентиров, обсуждение способов понимания и трактовки ключевых понятий системы независимой оценки, определение ее целей и задач [1-4].

Для определения цели нашего исследования с позиций оценки качества будущих педагогов мы опирались на Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 г., к основным принципам в которой отнесены принципы открытости и независимости оценки качества подготовки педагогических кадров 1 . Анализ положений, выделенных в Концепции, опора на нормативно-правовые документы, и проводимое нами

1 Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 г. № 1688-р [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/5735295667markeF6560IO (дата обращения: 30.07.2022).

исследование по построению модели независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов стали определяющими в постановке цели статьи: разработать методику оценки образовательных результатов будущих педагогов в области психолого-педагогической подготовки. В процессе разработки методики решались следующие задачи: сформулировать описание понятия «образовательный результат», раскрыть особенности его построения в области психолого-педагогической подготовки будущих педагогов, описать способ построения оценочных средств для оценки учебных и профессионально-ориентированных видов деятельности обучающихся, провести апробацию разработанного инструментария.

Проведенный анализ исследований, посвященных вопросам оценки качества подготовки будущих педагогов в виде образовательных результатов (далее ОР), показал, что для характеристики объектов оценивания используются разные родовые понятия [5-10]. Прежде всего к ним относят результат некоторой деятельности обучаемого, который отражает его достижения [11-15]. Следовательно, при описании понятия ОР подготовки будущих педагогов необходимо выделить различные виды учебной и профессионально-ориентированной деятельности обучаемого в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП).

Эти виды деятельности, направленные на формирование компетенций, предусмотренных в ФГОС ВО, осуществляются обучающимся при изучении всех дисциплин (практик), входящих в учебный план подготовки будущего педагога.

В этом смысле, планируемые результаты освоения ОПОП, представляются в виде матрицы компетенций, что позволяет упорядочить ОР, но не дает ответа на вопрос об оценке их достижения. Модульный подход с позиций программно-целевого планирования вносит определенность в описание достигнутых результатов в тех случаях, когда аттестация по модулю направлена на оценку сформированности компетенций.

В остальных случаях, когда формирование компетенций происходит в разных модулях (дисциплинах), аттестация возможна лишь на разных стадиях образовательного процесса, и централизованная оценка достигнутых результатов затруднена.

Таким образом, для описания ОР необходимо учитывать виды деятельности обучаемого, соответствующие компетенции, которые формируются при выполнении этих видов деятельности, и для того, чтобы результат был измеряемым, необходимо выписать наблюдаемые действия обучаемого.

Перечень таких действий можно определить на основе индикаторов достижения компетенций, которые должны быть прописаны при разработке ОПОП каждой образовательной организацией. В настоящее время такой перечень индикаторов достижения компетенций представлен в методических рекомендациях по определению ядра ВПО2.

Необходимость согласования образовательного процесса с будущей профессиональной деятельностью обучаемого позволяет наметить следующий шаг в определении структуры ОР. Он предполагает сопоставление видов деятельности и компетенций, представленных в ФГОС ВО, с соответствующими трудовыми функциями и трудовыми действиями,

2 Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»). Одобрено коллегией министерства просвещения Российской Федерации, 25 ноября 2021 г. [Электронный ресурс] — URL: https://docs.cntd.ru/document/5735295667markeF6560IQ (дата обращения: 2021-12-12).

Страница 3 из 12

Методы исследования

37PDMN422

представленными в Профессиональном стандарте педагога. На этом этапе описания ОР необходимо переформулировать компетенции с учетом трудовых действий, и выстроить совокупности наблюдаемых и измеряемых действий обучаемого. Такой подход положен нами в основу описания ОР. Кроме того, согласование видов деятельности, компетенций и трудовых действий будущего педагога открывает возможность для адекватного описания следующих групп образовательных результатов: психолого-педагогические ОР, методические ОР, ОР в области воспитательной деятельности и ОР, связанные с деятельностью в области предметной подготовки будущего педагога. В свою очередь, выделенные четыре группы ОР позволяют предусмотреть соответствующие области подготовки будущего педагога, что согласуется с рекомендациями по построению ядра высшего педагогического образования.

Таким образом, каждому образовательному результату можно поставить в соответствие совокупность индикаторов достижения образовательных результатов (далее ИДОР), представленных в виде наблюдаемых и измеряемых действий обучаемого при выполнении конкретного вида деятельности. Индикаторы строятся так, чтобы каждый из них являлся необходимым условием, а их совокупность являлась достаточным условием достижения ОР. Следовательно, совокупность индикаторов, построенных указанным способом, может служить критерием оценки достижения ОР.

Такой подход означает, что при конструировании содержательной основы оценочного средства для оценки достижения ОР необходимо учитывать следующие аспекты:

• определить виды деятельности и описать ситуацию, в которой будет действовать испытуемый;

• выделить совокупность действий, в основе выполнения задания;

• сформулировать вопросы (подзадачи) в соответствии с индикаторами достижения образовательных результатов;

• описать показатели и шкалу оценки.

В качестве показателей оценки достижения ОР могут выступать различные степени выполнения конкретного вида деятельности и необходимых действий, представленных в ИДОР: степень полноты и правильности, степень обоснованности рассуждений (ключевых позиций): степень соответствия профессиональному стандарту педагога и т. п. В зависимости от цели оценки достижения ОР могут быть введены показатели, характеризующие качество выполняемой работы, в частности степень новизны решения, наличие творческого подхода и т. п. Вместе с тем, для унификации процедуры оценивания имеет смысл ограничиться рассмотрением трехбалльной шкалы оценки с шагом, равным 1.

Результаты. Далее рассмотрим подходы к построению образовательных результатов в области психолого-педагогической подготовки будущих педагогов. В процессе анализа видов деятельности, входящих в психолого-педагогическую подготовку обучающихся, нами были сформулированы образовательные результаты П-П ОР 3, П-П ОР 6, П-П ОР 7, П-П ОР 9, построенные на основе следующих базовых компетенций ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-9, и

" 3

соответствующих трудовых действий педагога3.

3 Профстандарт Педагога 2021, утвержденный Правительством РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://rusiurist.ru/kadrv/professionalnye standarty/profstandart-pedagoga-utverzhdennyi-pravitelstvom-rf/ (дата обращения: 2021-29-07).

Рассмотрим пример построения образовательного результата, построенного на основе базовой компетенции ОПК-3 по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» в области психолого-педагогической деятельности4 (далее П-П ОР 3) будущих педагогов и оценочного средства для оценки его сформированности (далее П-П ОС 3).

Сравнительный анализ документов ФГОС ВО, ПООП (Примерная основная образовательная программа), Ядро ВПО, Профессиональный стандарт педагога позволил выявить и согласовать соответствующие индикаторы достижения компетенции ОПК-3, трудовые действия и взять за основу описания П-П ОР 3 в области психолого-педагогической подготовки будущего педагога следующие ключевые компоненты:

1. ИДК ОПК 3.1: проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

2. ИДК ОПК 3.2: использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.

3. ИДК ОПК 8.1: применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.

4. ИДК УК 2.2: оценивает вероятные риски и ограничения, определяет ожидаемые результаты решения поставленных задач.

Также для построения П-П ОР 3, из профессионального стандарта педагога было выделено трудовое действие А.02.ТД.4, отражающее психолого-педагогическую деятельность педагога: определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.

Таким образом, на основе приведенных выше компонентов мы предлагаем следующую формулировку П-П ОР 3.

Описание П-П ОР 3. Обучающийся демонстрирует знания об эффективных психолого-педагогических технологиях и методах совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся; умения проектировать диагностируемые цели совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся; умения отбирать подходы и технологии к организации обучения и воспитания на основе включения всех обучающихся, в образовательный процесс; разрабатывать программу (план) организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; отбирать учебное содержание и систему заданий для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

4 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 22.02.2018. № 125. [Электронный ресурс] — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125/ (дата обращения: 2021-29-07).

Следующим шагом является описание индикаторов достижения образовательного результата (далее ИДОР), на основе которых будет проводиться оценка. Приведем описание ИДОР П-П ОР 3.

Описание ИДОР П-П ОР 3. Обучающийся демонстрирует следующие знания и умения:

1. Знает эффективные психолого-педагогические технологии и методы обучения и воспитания, в том числе для работы с учащимися с особыми образовательными потребностями.

2. Умеет проектировать диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Умеет отбирать подходы и технологии к организации обучения и воспитания на основе включения всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании, в образовательный процесс.

4. Умеет разрабатывать программу (план) организации совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

5. Умеет отбирать учебное содержание для организации совместной (индивидуальной) учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

6. Умеет разрабатывать программу (план) организации совместной и индивидуальной воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

7. Умеет отбирать учебное содержание для организации совместной (индивидуальной) воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

8. Умеет отбирать (разрабатывать) систему заданий в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ученика, для организации учебной (воспитательной) деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Для оценки достижения П-П ОР 3 разрабатывается комплект оценочных средств, включающий: тестовые задания, адекватные ИДОР, сформулированным на уровне знаний, и кейс-задание, соответствующее ИДОР на уровне умений.

Структура П-П ОС 3 состоит из трех взаимосвязанных частей: организационно-методической, содержательной и критериально-оценочной, согласование между которыми осуществляется на основе принципа объективности оценивания.

Первая, организационно-методическая часть предусматривает описание образовательного результата (П-П ОР 3). Описываются индикаторы достижения, каждый из которых является необходимым условием достижения образовательного результата. В эту часть может входить эталон верного решения кейс задания, если его можно представить, или

описание ключевых шагов рассуждения испытуемого, или внешне выраженные характеристики действий или видов деятельности, которые могут быть использованы испытуемым.

Вторая, содержательная часть формы представления оценочного средства, включает собственно задание (контрольное мероприятие). Согласование первых двух частей формы осуществляется на основе принципа валидности, обеспечивающего соответствие того, что планируется оценить с помощью контрольного мероприятия.

Третья, критериально-оценочная часть формы представления оценочного средства, определяется наличием критерия оценивания и соответствующих показателей, раскрывающих ключевые аспекты критерия, и характеризующих степень проявления индикатора достижения. Наличие третьей части в форме оценочного средства обусловлено принципом открытости процедуры оценивания, понятной и доступной не только проверяющему, но и испытуемому в процессе выполнения контрольного мероприятия.

В нашем примере построения оценочного средства (далее П-П ОС 3) для оценки достижения результата П-П ОР 3 в первой организационно-методической части приводится описание П-П ОР 3 и выбираются три индикатора достижения, например, ИДОР 3, 5 и 7, формулировки которых представлены выше.

Во второй (содержательной) части представляется проблемная профессиональная ситуация (кейс задание). В рассматриваемом примере ОС, задание сформулировано следующим образом.

Кейс-задание, П-П ОС 3.

Валентина Вилкова работает учителем в школе три года и, готовясь к аттестации на категорию, привела следующую характеристику учащихся своего класса, но не указала учебный предмет, который она ведет в школе. Характеристика класса. «Среди 20 учеников класса только 5 человек успешно выполняют все задания и проявляют интерес к изучаемому предмету, активно участвуют во внеучебных мероприятиях (в конкурсах, в олимпиадах по разным предметам и т. п.). 10 человек учатся с переменным успехом, и получают за контрольные работы отмети от «3» до «5», интерес у этих учеников к учебному предмету неустойчивый, иногда принимают участие во внеучебных мероприятиях, в том числе в мероприятиях, связанных с использованием интернет-ресурсов. Еще 5 человек справляются с заданиями для самостоятельной работы только с помощью учителя или одноклассников и, скорее всего с помощью родителей. Они бывают рассеянными на уроках и редко принимают участие во внеурочных мероприятиях. Мотивы к учению у них явно не выражены, интерес к предмету явно не проявляется. Таким образом, интересы и потребности, а также психотипы учеников класса разные». Завершая характеристику, учитель Вилкова В. формулирует следующие вопросы, которые ей предстоит решить: как должен быть построен образовательный процесс, чтобы обеспечить включение всех учеников в учебную и воспитательную деятельность, какие технологии можно и нужно использовать для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности учащихся класса? Проанализируйте приведенную характеристику класса и помогите учителю ответить на поставленные вопросы, опираясь на известные Вам формы, методы, приемы и технологии, обеспечивающие совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся:

1. Укажите не менее двух технологий, обеспечивающих включение всех учащихся класса в учебную деятельность, пояснив суть использования этих технологий применительно к представленной ситуации.

2. Приведите не менее двух типов заданий, обеспечивающих организацию индивидуальной учебной деятельности учащихся этого класса, обоснуйте свой ответ.

3. Выберите тему по учебному предмету, связанному с профилем Вашей подготовки, и сформулируйте диагностируемые цели обучения и воспитания по изучаемой теме.

В третьей, критериально-оценочной части формулируются критерии, показатели и шкала оценивания. Применительно к рассматриваемому примеру оценка выполнения кейса строится на основе суммирования баллов, выставленных по каждому вопросу. В качестве критериев оценки по каждому вопросу используются соответственно ИДОР 3, ИДОР 5, ИДОР 7. В качестве показателей, раскрывающих степень достижения ИДОР, выступают: степень полноты, степень правильности и степень обоснованности, если она предусмотрена в вопросе (табл. 1-3).

Таблица 1

Оценка ответа на вопрос 1

Вопрос 1. Укажите не менее двух технологий, обеспечивающих включение всех учащихся класса в учебную деятельность, пояснив суть использования этих технологий применительно к представленной ситуации (ИДОР 3).

Критерий ИДОР 3: умеет отбирать подходы и технологии к организации обучения и воспитания на основе включения всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании, в образовательный процесс.

Показатель Оценка

Верно и полностью представлены две технологии, обеспечивающие включение всех учащихся класса в учебную деятельность. Корректно раскрыта суть представленных технологий применительно к заданной ситуации. 3

Верно и полностью представлены две технологии, обеспечивающие включение всех учащихся класса в учебную деятельность, однако суть представленных технологий применительно к заданной ситуации раскрыта недостаточно. 2

Верно, но не в полном объеме представлены технологии, обеспечивающие включение всех учащихся класса в учебную деятельность. Суть представленных технологий применительно к заданной ситуации раскрыта не корректно. 1

Составлена автором

Максимальная оценка ответа на вопрос 1 составляет 3 балла, минимальный балл равен 1 баллу. Таблица 2 Оценка ответа на вопрос 2

Вопрос 1. Приведите не менее двух типов заданий, обеспечивающих организацию индивидуальной учебной деятельности учащихся этого класса, обоснуйте свой ответ (ИДОР 5).

Критерий ИДОР 5: умеет отбирать учебное содержание для организации совместной (индивидуальной) учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Показатель Оценка

Верно и полностью представлены два типа заданий, обеспечивающих организацию индивидуальной учебной деятельности учащихся этого класса. Приведено верное обоснование использования представленных типов заданий для обеспечения индивидуальной учебной деятельности учащихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. 3

Верно и полностью представлены два типа заданий, обеспечивающих организацию индивидуальной учебной деятельности, однако обоснование необходимости использования представленных заданий не является достаточным и требует уточнения. 2

Верно, но не в полном объеме представлены типы заданий, обеспечивающих организацию индивидуальной учебной деятельности. Обоснование использования этих типов заданий с целью обеспечения индивидуальной учебной деятельности учащихся приведено не корректно. 1

Составлена автором

Страница 8 из 12 37PDMN422

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максимальная оценка ответа на вопрос 2 составляет 3 балла, минимальный балл равен 1 баллу.

Таблица 3

Оценка ответа на вопрос 3

Вопрос 3. Выберите тему по учебному предмету, связанному с профилем Вашей подготовки, и сформулируйте диагностируемые цели обучения и воспитания по изучаемой теме. Обоснуйте свой ответ (ИДОР 2).

Критерий ИДОР 2: умеет проектировать диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Показатель Оценка

Верно и полностью сформулированы диагностируемые цели обучения и воспитания по выбранной теме. Приведено верное обоснование отбора диагностируемых целей обучения и воспитания. 3

Верно и полностью сформулированы диагностируемые цели обучения по выбранной теме, но не полностью представлены диагностируемые цели воспитания по выбранной теме. Приведено обоснование отбора только некоторых диагностируемых целей обучения. 2

Верно сформулированы некоторые диагностируемые цели обучения или воспитания. Приведено обоснование выбора лишь отдельных целей обучения (или воспитания). 1

Составлена автором

Максимальная оценка ответа на вопрос 3 составляет 3 балла, минимальный балл равен 1 баллу.

Таким образом, максимальная оценка за выполнение кейса (П-П ОС 3) составляет 9 баллов. Кейс считается выполненным успешно, если результат его выполнения составляет не ниже 5 баллов.

Для оценки уровня достижения каждого образовательного результата в области психолого-педагогической подготовки будущего педагога определяются границы баллов, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Уровни достижения образовательных результатов в области психолого-педагогической подготовки студентов по П-П ОР 3

Уровень Кейсы Тесты Границы баллов

Оптимальный 8, 9 14-16 22-25

Допустимый 6, 7 11-13 17-21

Критический 5 9, 10 14-15

Не допустимый Меньше 5 Меньше 9 Меньше 14

Поскольку в приведенном варианте кейс-задания П-П ОС 3 использованы только индикаторы 3, 5 и 7, то взяв за основу ту же профессионально-ориентированную ситуацию, можно сформулировать вопросы, адекватные другим индикаторам, и построить еще несколько вариантов заданий. Аналогично строятся кейс-задания для оценки образовательных результатов обучающихся в области психолого-педагогической подготовки.

Таким образом, представленная методика оценки образовательных результатов, построенная на основе использования комплекта двух типов заданий (тестов и кейс-задания), позволяют объективно оценить уровень достижения образовательных результатов в процессе выполнения обучающимися различных видов психолого-педагогической деятельности, предусмотренной в специально подобранной профессионально-ориентированной ситуации.

Обсуждение

В ходе опытной проверки разработанных тестовых и кейс заданий для оценки образовательных результатов в области психолого-педагогической подготовки будущих

педагогов в 2022 году принимали участие 156 студентов 2, 3 и 4-го курсов, обучающихся в ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина (очная форма), по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», и 7 преподавателей, курирующих вопросы организации и проведения апробации.

Для изучения мнения участников апробации были разработаны анкеты для преподавателей и студентов. Результаты анкетирования показали, что 77,8 % участвующих в опросе преподавателей, и 83 % студентов согласились с тем, что использование данных оценочных средств, критериев и показателей оценки полностью или в основном проверяли уровень достижения образовательных результатов обучающимися в области психолого-педагогической подготовки.

В ходе апробации 88 % преподавателей были удовлетворены результатами, продемонстрированными обучающимися в процессе выполнения тестов (16 заданий) и одного из четырех вариантов кейс-задания. Отвечая на вопрос о возможном влиянии разработанных заданий на соответствующую подготовку бакалавров, преподаватели были единодушны и ответили «да» 65 %, «скорее да, чем нет» — 35 %, соглашаясь с тем, что в процессе психолого-педагогической подготовки обучающихся надо выполнять подобные задания.

Анализ ответов на тестовые задания показал оптимальный уровень достижения обучающимися образовательных результатов в проверяемой области. Результаты тестирования, в основном, свидетельствовали о достижении испытуемыми образовательных результатов П-П ОР 9, П-П ОР 7, П-П ОР 6, П-П ОР 3 на уровне знаний.

Анализ выполнения кейсов в выборках студентов 2, 3 и 4 курсов показал, что чем выше курс, тем выше корректность представления сути технологий, методов, психолого-педагогических приемов, описываемых студентами в ответах на вопросы кейсов.

В выборках 4 курса средняя оценка за решение кейса выше, чем у студентов 2 курса. Средняя оценка за решение кейса на 4 курсе составляет 8,7 баллов, на 2 курсе — 6,5 баллов из 9 возможных. Различия в средних баллах объясняются, на наш взгляд, влиянием методических дисциплин, изучение которых начинается с 3 курса. Дисциплины методического цикла обогащают и дополняют содержание дисциплин психолого-педагогического цикла, и позволяют формировать оптимальный уровень достижения образовательных результатов в области психолого-педагогической подготовки обучающихся педагогического вуза.

Таким образом, процедура проведения апробации на основе разработанных подходов к описанию образовательных результатов, к построению оценочных средств для оценки уровня достижения образовательных результатов обучающихся в области психолого-педагогической подготовки позволяет констатировать, что разработанная методика оценки образовательных результатов у будущих педагогов прошла успешную проверку и может быть рекомендована к использованию в других педагогических вузах.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках научного проекта «Модель независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Томильцев А.В. Проблемы оценки профессиональной подготовки: методологические подходы / А.В. Томильцев, А.В. Мальцев // Образование и наука. — 2018. — Том 20, № 4. — С. 9-33.

2. Akopova M. Evaluation of Academic Science: Analizing Experience of St. Petersburg State Politechnical University. Perspectives and Challenges / М. Akopova, V. Chernyavskaya // Zeitschrift fur Evaluation. — 2014. — No 2. — P. 348-357.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

Папуткова Г.А. Некоторые аспекты независимой оценки достижений студентов педагогических направлений подготовки // Глобальный научный потенциал / Г.А. Папуткова, И.Ф. Фильченкова. — 2020. — № 11(116). — С. 174-176.

Перевощикова Е.Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения / Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. — Т. 10. № 1. — URL: https://vestnik.mininuniver.ru/iour/article/view/1325 (дата обращения: 23.08.2022).

Антюхов А.В. Разработка фонда оценочных средств в контексте ФГОС / А.В. Антюхов, Н.В. Фомин // Вестник Брянского государственного университета.

— 2014, № 1. — С. 112-117.

Бершадская М.Д. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования / М.Д. Бершадская, А.В. Серова, А.Ю. Чепуренко, Зима Е.А. // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 2. С. 38-50.

Стафеева А.В. Оценка уровня сформированности компетенций у выпускников бакалавриата в процессе итогового государственного экзамена / А.В. Стафеева, И.Ю. Бурханова, А.А. Тараканов // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 70(3). — С. 18-184.

Кондаурова И.К. Государственная итоговая аттестация выпускников бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» / И.К. Кандаурова/ / Балтийский гуманитарный журнал. — 2016. — Т. 5, № 2. — с. 166-168.

Каспржак А.Г. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей / А.Г. Каспржак, С.П. Калашников // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. C. 87-104.

Перевощикова Е.Н. Критериальный подход к оцениванию как ключевой компонент системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. — 2021. — Т. 9. № 3. — С. 6.

Марголис А.А. Деятельностный подход в педагогическом образовании / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. — 2021. — Том. 26, № 3.

— С. 5-39.

Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе / Е.В. Мялкина // Вестник Мининского университета [Электронный ресурс]. — 2019. — Т. 7, № 3. — URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-4 (дата обращения: 2021-12-12).

Дроботенко Ю.Б. Структура и способы оценивания результатов высшего педагогического образования / Ю.Б. Дроботенко, Н.С. Макарова // Ярославский педагогический вестник. — 2018 — № 5. — С. 174-182.

Дунаева Н.И. Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях / Н.И. Дунаева, О.В. Суворова // Вестник Мининского университета. — 2020. — Т. 8, № 1. — С. 8.

Лисичкина Ю.С. Процессный подход как инструмент управления качеством образовательной деятельности / Ю.С. Лисичкина // Инновации и инвестиции. —

2017. — № 4. — с. 82-86.

37PDMN422

Perevoshchikova Elena Nikolaevna

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: perevoshikovaen@mail.ru RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=406294

Stafeeva Anastasia Vladimirovna

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: staffanastasiya@eandex.ru RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=662015

Elizarova Ekaterina Yurievna

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: elizarova-eu@yandex.ru RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=737213

Methodology of evaluation of educational results in the field of psychological and pedagogical training of future teachers

Abstract. The article is devoted to the problem of developing methods of evaluation and forms of presentation of evaluation tools, criteria and indicators of evaluation of educational results achieved by students in pedagogical universities in the process of mastering the basic professional educational program. The authors conducted an analysis of studies on the issues of assessing the quality of training of future teachers in the form of educational results, defined the concept of "educational result, presented a methodology for evaluating educational results in the field of psychological and pedagogical training of future teachers, described ways of constructing evaluation tools for evaluating educational and professionally-oriented activities of students. The authors consider an example of the construction of an educational result and an evaluation tool for evaluating its achievement, built on the basis of the basic competence of OPK-3 in the field of training 44.03.05 "Pedagogical education" in the field of psychological and pedagogical activity, within which the educational result is formulated, indicators of its achievement are highlighted, the methodology of constructing evaluation tools, indicators and criteria and levels are described achieving an educational result. The structure of the evaluation tool is presented, which consists of three interrelated parts: organizational and methodological, substantive and criteria-evaluation, coordination between which is carried out on the basis of the principle of objectivity of evaluation. The first part provides a description of the educational result. Achievement indicators are described, each of which is a necessary condition for achieving an educational result. The second part of the form of presentation of the evaluation tool includes the actual task (control event). The third part of the form of presentation of the evaluation tool is determined by the presence of the evaluation criterion and the corresponding indicators that reveal the key aspects of the criterion and characterize the degree of manifestation of the achievement indicator. The study presents the results of testing to assess the readiness of future teachers to carry out psychological and pedagogical activities in educational institutions, which indicate the possibility of using them in other pedagogical universities.

Keywords: psychological and pedagogical training of a bachelor; professional competencies; educational result; evaluation tools; levels of achievement of educational result

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.