УДК 33
Матвеенко Д.А.
студентка
Институт менеджмента, экономики и агротехнологий Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
(г. Абакан, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Аннотация: в статье рассматриваются ключевые аспекты формирования и оценки научно-образовательного и творческого потенциала региона, призванные способствовать развитию местных территорий, улучшению качества жизни населения и укреплению позиций региона в национальной и международной арене. Основное внимание уделяется анализу роли образовательных институтов в процессе развития интеллектуального капитала, внедрению инновационных образовательных программ и методик, а также совершенствованию механизмов поддержки и стимулирования творческой активности населения.
Ключевые слова: развитие региона, творческий потенциал, образование, наука.
Формирование в российских регионах центров развития творческих индустрий и ресурсных центров поддержки социального предпринимательства не представляется возможным вне системы государственной поддержки некоммерческого сектора и общественных организаций как институтов гражданского общества, решающих в настоящее время серьезные задачи модернизации территории
Формирование и оценка научно-образовательного и творческого потенциала региона, в контексте Республики Хакасия, является сложным многогранным процессом, включающим в себя развитие образовательных учреждений, научных институтов, культурных проектов и творческих сообществ. Этот процесс включает несколько ключевых аспектов:
1. Развитие образовательной инфраструктуры: В Хакасии важное значение имеет развитие как начального, так и высшего образования. Внедрение инновационных образовательных программ, модернизация учебных заведений, повышение квалификации педагогов и привлечение квалифицированных ученых и преподавателей способствуют росту качества образовательных услуг.
2. Поддержка науки и исследований: Для укрепления научно-исследовательского потенциала региона необходимо создавать условия для проведения фундаментальных и прикладных исследований. Это может включать финансовую поддержку научных проектов, создание научных лабораторий, научно-исследовательских центров и учебно-научных комплексов, а также сотрудничество с ведущими научными центрами России и мира.
3. Развитие творческих индустрий и культурного потенциала: Создание и поддержка культурных пространств, художественных галерей, театров, библиотек, нацеленных на сохранение наследия Хакасии и современных «креативных индустрий», способствует культурному разнообразию и развитию творческого потенциала.
4. Взаимодействие с бизнес-сообществом: Партнерство между образовательными и научными учреждениями, государственным сектором и частным бизнесом может способствовать коммерциализации исследований и технологических разработок.
5. Интернационализация: Участие в международных образовательных и научных проектах и программах повысит уровень интеграции Хакасии в мировое научное и культурное сообщество.
Оценка научно-образовательного и творческого потенциала региона может проводиться на основе ряда показателей, включая количество публикаций и цитирований местных ученых, результаты оценки качества образования, количество и качество научно-исследовательских проектов, уровень инновационной активности предприятий и организаций, а также успехи в области культуры и искусства. [1]
Для усиления научно-образовательного и творческого потенциала Хакасии важно обеспечить комплексный подход, который будет обеспечивать развитие всех аспектов культурной, образовательной и научной жизни региона.
Исследование творческого потенциала региона может быть значительно освещено путем рассмотрения примеров из конкретных организаций, которые внесли свой вклад в его инновационный и художественный профиль..
В середине двадцатого века Хакасия обрела статус важнейшего центра для сибирских творцов, однако настоящий расцвет ее художественного влияния пришелся на начало XXI столетия, когда благодаря усилиям руководителей Союза художников Хакасии, в частности А.Е. Ульянова и А.Г. Кобыльцова, была осуществлена организация серии масштабных художественных выездов на природу, поддержанных финансированием от Минкультуры Хакасии. Эти мероприятия превратили территорию в живую мастерскую под открытым небом, где художники могли совершенствовать свое мастерство в уникальных природных и культурных условиях. Регион, меньше чем 62 000 кв. км, не потерялся среди сибирских просторов благодаря своей яркой этнокультурной идентичности, а также значительному количеству культурных и археологических памятников, изобилующих в местных музеях и природных ландшафтах. Десятки тысяч объектов природно-археологического наследия являются фундаментом культурного богатства Хакасии, определяющего такую философскую концепцию, как дух места. Разнообразие ландшафта, от степей до тайги, и более 500 водоемов региона формируют его неповторимый облик.
Значительный интерес к Хакасии не только среди художников, но и среди ученых, историков, фольклористов и других культурных работников Хакасии, которые с большим увлечением делятся своими знаниями на международных симпозиумах и фестивалях, стал возможен благодаря развитой программе культурных мероприятий, инициированной правительством республики. В частности, движение творческих выездов на природу получило значительный стимул в 2000-е годы благодаря директору ДХШ им. И. Каратанова А.Г. Кобыльцову, который организовывал регулярные выезды для педагогического
состава. Эти мероприятия не только предоставляли возможность для улучшения художественных навыков через работу «пленэр», но и служили базой для методических мастер-классов. Результатом является ежегодная выставка, которая раскрывает результаты творческого сотрудничества участников и служит культурно-просветительской миссией в Хакасии. Основной аудиторией пленэров являются не только профессионалы в сфере изобразительного искусства, но и преподаватели, молодые художники, профессионально ориентированная молодежь и любители изобразительного искусства, что значительно расширяет культурное и образовательное влияние подобных мероприятий в регионе.[4]
Проект обладает глубокой социокультурной важностью и занимает центральное место в деятельности креативных профессионалов из различных уголков страны, способствуя их объединению в рамках единой культурной сферы. Это объединение происходит на основании вековых и современных ценностей, включая этические и культурно-нравственные аспекты. Особенное значение проект приобретает в контексте развития художественного образования как в Республике Хакасия, так и в других участвующих регионах. В Республике Хакасия функционируют различные образовательные учреждения, например, 3 школы с художественным уклоном и 12 школ искусств, которые предлагают разнообразные программы в сфере изобразительного искусства. Активное взаимодействие педагогов с проектом через участие в пленэрных мероприятиях, научно-методическую работу и повышение профессионального уровня дополняет и расширяет образовательный процесс, внося свежие идеи и практики в профессиональную подготовку учащихся и обогащая культурную жизнь учителей. Этот проект также играет роль в профессиональной ориентации нового поколения художников и их дальнейшем вовлечении в образовательную деятельность, что способствует обновлению кадрового состава художественных учебных заведений. [2]
В 2022 году проект собрал 30 профессионалов изобразительного искусства, среди которых были заслуженные художники России, молодые
таланты и преподаватели из детских школ искусств. Участники представляли разные регионы, включая крупные города и республики. Проект охватил широкий спектр деятельности, включающий пленэрные сессии с исследованием историко-культурного наследия, выставочные мероприятия, образовательные мастер-классы и издательские инициативы. Середина проекта выделялась разнообразными направлениями деятельности, такими как организация выставок, проведение мастер-классов, лекций и творческих встреч, а также публикация каталогов с обзором лучших работ. Руководителем проекта в это время стал известный художник и профессор, внесший значительный вклад в развитие художественного образования. Завершением проекта стало обсуждение текущих вопросов и будущего художественного образования в регионе, что подчеркнуло важность проекта для культурного развития общества. В 2022 году в проекте участвовало более 5000 человек, что позволило расширить его воздействие и область влияния на культурную среду региона.:
- использования пленэра в качестве способа продления жизни уникальных русских реалистических направлений, что также способствует укреплению уникальной индивидуальности российского визуального искусства как хранителя исторической сущности,
- отборе и критическом анализе пленэрных творений, возникших в ходе творческого поиска, их представлении публике, а также документировании в каталоге для их последующего продвижения,
- развитии арт-образования через организацию мастер-классов, встреч с творцами, образовательных лекций для начинающих художников и круглых столов с экспертами и лидерами сферы изобразительного искусства по результатам мероприятий,
- документации культурных достояний и природы с последующей их трактовкой в контексте знаний, полученных при взаимодействии с этнографами.
Образовательный проект, реализованный совместными усилиями Института искусств Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова и Фонда "Чир чайаан" под наименованием "Большой театр маленькому
региону", открывает двери для молодых талантов к сотрудничеству с выдающимися экспертами, связанными с крупнейшими государственными театральными площадками России.
В процессе этой образовательной инициативы были проведены серии мастер-классов по:
- вокалу под руководством Татьяны Павловской, почетной артистки России и видной исполнительницы Мариинского театра, имеющей давние связи с Хакасией и искусственным учебным заведением,
- совершенствованию умений концертмейстеров под наставничеством Анатолия Кузнецова, художественного руководителя Академии молодых оперных певцов Мариинского театра,
- основ оперной режиссуры, преподанные Ольгой Маликовой, оперным режиссером и президентом арт-агентства «Зеркало сцены».
Участники охватывали не только артистов и студентов различных уровней образования, но и режиссеров учреждений культуры, обеспечив глубокое погружение в профессиональную среду, новые знания и практику. В результате участники получили:
- профессиональные вокальные навыки, способность к исполнению в различных стилях,
- умение работать над музыкальными партиями с концертмейстером высокой квалификации,
- развитие актерских умений в контексте музыкального театра,[3]
Кульминацией совместного творческого пути стало исполнение оперы,
созданной К. Молчановым, "А зори здесь тихие", которая служила как дань уважения и отражение Великой Отечественной войны, основываясь на произведении Бориса Васильева, и одновременно воспевая Год чествования памяти и героизма.В превью к музыкальному вечеру, устраиваемому в рамках серии мероприятий "Рожденные в СССР" в престижном зале Мариинского театра в 2015 году, музыкальный критик Иосиф Райскин высказал мнение, что Кирилл Владимирович Молчанов может быть не так известен современной
публике, за исключением узких кругов музыкальных специалистов, в особенности представителей старшего поколения.
Этот музыкальный шедевр был представлен публике 27 ноября 2020 года во Дворце искусств имени В.Г. Чаптыкова в Республике Хакасия, став не только знаковым событием в культурной жизни региона за год, но и вызвав неподдельное эмоциональное потрясение и восторг среди зрителей, перерастающее в культурный феномен.
Журналистка газеты «Хакасия» Елена Абумова в своем обзоре исключительно эмоционально поделилась своими впечатлениями от представления: «Антиципация события была настолько велика, что даже местный арт-институт, превзойдя ожидания провинциального театра, осмелился реализовать подобный амбициозный проект. Невероятно, как школьники и студенты, никогда до этого не смеющиеся в Предложение превратить историю, до боли знакомую благодаря произведению Бориса Васильева и киноклассике Станислава Ростоцкого, в оперное исполнение, казалось немыслимым. В социальных сетях пользователи в полушутку, полувсерьез спорили о способности перенести истории войны на оперные подмостки, причем так, чтобы пение гармонировало со смертельной сути сюжета. Эта постановка, несомненно, заслуживает просмотра».
Примерно через шесть месяцев после выхода оперы на большую сцену, ее успех был продолжен серией гастролей. Она единогласно полюбилась публике в Минусинске (Красноярский край) и Кызыле (Республика Тыва), а затем и в Петербурге, где представление вошло в программу "Большие гастроли" под эгидой "Мы - Россия".
В туре приняли участие свыше 80 исполнителей, включая солистов, академический хор «Каданс», оркестр республиканской филармонии имени В.Г. Чаптыкова, танцевальный коллектив «Шейк», а также студенты музыкального колледжа Института искусств университета имени Н.Ф. Катанова под управлением Вячеслава Инкижекова, заслуженного деятеля искусств республики.
Имплементация уникальной студенческой оперной работы открывает новые горизонты для культурного развития территории, ранее испытывающей дефицит в музыкально-театральном искусстве. Осознание значимости вложений в подобные инициативы становится ясным, когда перед нами результаты, демонстрирующие не просто творческие усилия, но и вклад в культурное наследие региона. Превращение любой локации в центр оперного искусства, особенно в местности без стационарного оперного заведения, требует не только финансовых, но и креативных ресурсов. Необходимость мобилизации и адаптации существующих талантов для достижения профессионального уровня исполнения и создания качественного продукта отражает уровень компетентности и мастерства организаторов.В реализации данного масштабного музыкального проекта в Хакасии ключевую роль сыграло финансирование со стороны Фонда президентских грантов по проекту «Большой театр маленькому региону», подкрепленное тесным взаимодействием с артистами выдающегося уровня из Мариинского театра Санкт-Петербурга - заслуженной артисткой России Татьяной Павловской и ведущим концертмейстером Анатолием Кузнецовым. Ключевое управление проектом было доверено заслуженному работнику культуры РФ, министру культуры Хакасии Светлане Окольниковой, чей впечатляющий вклад обеспечил реализацию задуманного на высочайшем уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Астафьева, О.Н. Творческие индустрии и культурное наследие: региональные инициативы некоммерческого сектора и управленческие навигации: Статьи и материалы / Творческая лаборатория Школы Культурного форума регионов России (Республика Хакасия - Республика Тыва - Карачаево-Черкесская Республика, май - октябрь 2022 г.) / Общая и научная редакция д-ра филос. наук, проф. О.Н. Астафьевой, канд. психол. наук О.В. Коротеевой. Выпуск 5. Методический сборник. - Москва: ИП Ершов И.А., 2022. - 300 с;
2. Зеленцова, Е.В. Творческие индустрии: теории и практики / Е.В. Зеленцова, Н.В. Гладких. - Москва: Классика-XXI, 2010. - 240 с;
3. Лаврентьева, Е.В. Креативные индустрии в региональных социокультурных системах: концептуальные основы и инструменты развития: автореф. дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01 / Лаврентьева Елена Вячеславовна. - Екатеринбург, 2016. - 46 с;
4. Лэндри, Ч. Креативный город / Ч. Лэндри, пер. с англ. - Москва: Классика-XXI, 2011. - 399 с;
5. Степанов, А.В. Творческие индустрии в России: аналитический доклад / А.В. Степанов, Е.А. Энговатова. - Москва: Российский ин-т культурологии, 2014. - 92 с;
6. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида, пер. с англ. - Москва: Классика-XXI, 2011. - 421 с.
Matveenko D.A.
Khakass State University (Abakan, Russia)
FORMATION AND EVALUATION OF SCIENTIFIC, EDUCATIONAL AND
CREATIVE POTENTIAL OF REGION
Abstract: the article examines the key aspects of the formation and assessment of the scientific, educational and creative potential of the region, designed to promote the development of local territories, improve the quality of life of the population and strengthen the region's position in the national and international arena. The main attention is paid to the analysis of the role of educational institutions in the development of intellectual capital, the introduction of innovative educational programs and techniques, as well as the improvement of mechanisms to support and stimulate the creative activity of the population.
Keywords: regional development, creative potential, education, science.