Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПРОБАЦИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПАССИОНАРНОСТЬ / ПОЗИТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЗИДАТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновский Евгений Станиславович, Молчанов Сергей Григорьевич, Ангеловская Светлана Константиновна

В статье представляются основные итоги из опыта функционирования региональной инновационной площадки (далее - РИП) на базе ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» (2018-2021 гг.), которые включают: а) описание процедур формирования и оценивания позитивной социальной активности обучающихся профессиональной образовательной организации (далее - ПОО) и б) подтверждение гипотезы о том, что участие обучающихся в реализации проектов оказывает положительное влияние на формирование их позитивной социальной активности. Целенаправленное педагогическое воздействие с использованием технологии социализационно-образовательного проектирования и инструментов оценивания проектов до и после их реализации, а также фиксации выраженности аван- и постпроектной позитивной социальной активности, позволяет обеспечивать ее позитивную динамику, а именно снижение числа обучающихся, находящихся в статусе социальной пассивности, а также увеличение числа обучающихся в статусе репродуктивности и продуктивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малиновский Евгений Станиславович, Молчанов Сергей Григорьевич, Ангеловская Светлана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND EVALUATION OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS OF VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article presents the main results from the experience of the functioning of the regional innovation platform (hereinafter referred to as RIP) on the basis of “Kopeysky Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov” (2018-2021), which include: a) a description of the procedures for the formation and evaluation of the positive social activity of students in a vocational educational organization (hereinafter referred to as VEO) and b) confirmation of the hypothesis that the participation of students in the implementation of projects has a positive impact on the formation of their positive social activity. Purposeful pedagogical influence using the technology of socialization and educational design and tools for evaluating projects before and after their implementation, as well as fixing the severity of pre- and post-project positive social activity, makes it possible to ensure its positive dynamics, namely, a decrease in the number of students in the status of social passivity, as well as an increase in the number of students - in the status of reproduction and productivity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

7. Nemtseva L. Ya., Lobanova E. G. Muzey v obrazovatel'nom protsesse kazach'ego ka-detskogo korpusa [Museum in the educational process of the Cossack cadet corps], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2021, no. 1 (29), pp. 128-132. (In Russian)

8. Burtseva M. A. Ob organizatsii vzaimodeystviya klassnogo rukovoditelya s liderami stu-dencheskogo samoupravleniya [On the organization of interaction between the class teacher and the leaders of student self-government], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2021, no. 1 (29), pp. 98-101. (In Russian)

Лобанова Елена Геннадьевна, преподаватель ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус», Российская Федерация, Челябинская область, г. Верхне-уральск, e-mail: elena_lobanova_65@mail.ru

Бурцева Марина Александровна, мастер производственного обучения ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус», Российская Федерация, Челябинская область, г. Верхнеуральск, e-mail: bmarina130297@mail.ru

Lobanova Elena Gennadievna, Teacher "Verkhneuralsk Agrotechnological College — Cossack Cadet Corps", Russian Federation, Chelyabinsk Region, Verkhneuralsk, e-mail: elena_lobanova_65@ mail.ru

Burtseva Marina Alexandrovna, Master of Industrial Training "Verkhneuralsk Agrotechnological College — Cossack Cadet Corps", Russian Federation, Chelyabinsk Region, Verkhneuralsk, e-mail: bmarina130297@mail.ru

Сведения для цитирования: Малиновский, Е. С. Формирование и оценивание социальной активности обучающихся профессиональной образовательной организации / Е. С. Малиновский, С. Г. Молчанов, С. К. Ангелов-ская // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 1 (33). — С. 124-131.

УДК 377 ББК 74.47

формирование и оценивание

социальной активности обучающихся профессиональной образовательной организации

Е. С. Малиновский, С. Г. Молчанов, С. К. Ангеловская

В статье представляются основные итоги из опыта функционирования региональной инновационной площадки (далее — РИП) на базе ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» (2018-2021 гг.), которые включают: а) описание процедур формирования и оценивания позитивной социальной активности обучающихся профессиональной образовательной организации (далее — ПОО) и б) подтверждение гипотезы о том, что участие обучающихся в реализации проектов оказывает положительное влияние на формирование их позитивной социальной активности. Целенаправленное педагогическое воздействие с использованием технологии социализационно-образовательного проектирования и инструментов оценивания проектов до и после их реализации, а также фиксации выраженности аван- и постпроектной позитивной социальной активности, позволяет обеспечивать ее позитивную динамику, а именно снижение числа обучающихся, находящихся в статусе социальной пассивности, а также увеличение числа обучающихся в статусе репродуктивно-сти и продуктивности.

Ключевые слова: апробация, креативность, метод проектов, пассионарность, позитивные социальные компетенции, проект, проектная деятельность, профессиональная образовательная организация, созидательность, социальный проект, социализационно-образо-вательный проект, технология проектной деятельности.

Социальная активность выступает как доминирующий компонент в структуре позитивной социализованности человека. Поэтому начнем с фиксации ее определения.

По нашему мнению, социальная активность — это представленность меры созидатель-ности, креативности и пассионарности личности во всех сферах ее жизнедеятельности, включая и сферу производства. Социальная активность — это не всякая деятельность, но только та, которая имеет общественное значение и реализуется в социальных актах, акциях и реальных фактах, явлениях и процессах.

Можно согласиться с позицией Р. М. Ша-мионова, который считает, что «социальная активность... является закономерным эффектом социализации. Это активность, направленная на изменение и преобразование социальных объектов, в результате которой происходит изменение самой личности и всей социальной ситуации» [1, с. 381].

Вопросы формирования социальной активности во внеаудиторной работе исследовались О. В. Арефьевой, которая отмечает, что «.требуется развитие социальной активности студентов, готовых к деятельному преобразованию действительности, способных быстро включаться в инновационные процессы и корректировать свою профессиональную деятельность» [2, с. 11]. В исследовании И. А. Дра-люк отмечается возможность использования технологии метода проектов в формировании

социальной активности обучающихся ПОО в условиях студенческого самоуправления [3]. О. В. Бельтюкова обсуждает возможности формирования социальной активности обучающихся в ПОО медицинской направленности [4], а Н. А. Куричкис — в организации и содержании воспитательной работы в СПО с детьми-сиротами [5].

Исследователи предлагают использовать в образовательной и социализационной деятельности инструменты для формирования компетенций, направленных на позитивное социальное взаимодействие в обществе.

При значительном количестве исследований по проблемам формирования социальной активности личности, в том числе обучающихся ПОО, все же недостаточно глубоко изучена проблема формирования институциональной системы оценивания качества социализации и социализованности по аналогии с системой оценивания качества образования и образованности.

Это оценивание предполагает жесткое соблюдение следующих условий: 1) произвести номинацию объекта оценивания; 2) определить субъект оценивания; 3) описать процедуры оценивания; 4) определить инструментарий формирования и оценивания компетенций, входящих в состав социальной активности; 5) создать формы (бланки) фиксации информации о динамике социальной активности (табл. 1).

Институциональная система оценивания качества социализации и социализованности

Таблица 1

№ п/п Компоненты Представленность

1 Номинация объекта оценивания Социальная активность

2 Определение субъекта (-ов) оценивания Педагоги, воспитатели, обучающиеся (воспитанники), родители

3 Номинация процедур оценивания Оценивание проектов; оценивание продуктов проектов; оценивание выраженности социальной активности

4 Определение инструментария формирования и оценивания компетенций, входящих в состав социальной активности Инструментарий оценивания: а) проектов; б) продуктов проектов; в) выраженности социальной активности

5 Разработка форм (бланков) фиксации информации о динамике социальной активности Экспертные листы для оценивания: а) проектов; б) продуктов проектов; в) выраженности социальной активности

В связи с этим целью нашего инновирования явились организация и содержание работы по формированию позитивной социальной активности обучающихся ПОО с акцентом на использование технологии социально-образовательного

проектирования. Состояние проблемы формирования социальной активности рассматривалось в уже реализованных исследованиях, однако в них не представлялись описание процедур и инструментарий ее формирования и оценивания.

Позитивная социальная активность — это пассионарность и креативность, т. е. позитивное и созидательное отношение к социальному объекту и (или) явлению.

В нашем понимании, пассионарность — это выраженность созидательности личности, она включает в себя когнитивный, эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты, определяющие позитивную направленность социализованности.

Что касается креативности, то это способность личности выходить за пределы привычной традиции и готовность генерировать качественно новые идеи и воплощать их. Креативность проявляется в процессе создания субъектом новых условий своего существования и развития, преобразования реальности и самого себя в соответствии со своими социально значимыми потребностями и социально одобряемыми целями.

Глобальной целью социализации является освоение позитивных социальных компетенций. На основе методики отбора содержания социализации были определены качества, необходимые для реализации активной позиции личности в социуме, которые соотнесены с личностными результатами по ФГОС СОО и общими компетенциями по ФГОС СПО [6-8].

Для фиксации состояния (статуса) социальной активности определены следующие ее уровни: продуктивный, репродуктивный, пассивный (табл. 2).

Основанием для отнесения к одному из уровней является фиксация состояния когнитивного, эмоционально-волевого, действенно-практического компонентов социальной активности обучающихся.

Когнитивный компонент включает в себя знания в области проектной деятельности, планирования, подготовки и реализации социального проекта; понимание специфики и сложности социального взаимодействия.

Эмоционально-волевой компонент включает в себя позитивные гендерные и универсальные качества личности; ценности гармоничного взаимодействия в социуме; способность к созданию конструктивных этических отношений.

Действенно-практический компонент включает в себя способы анализа потребности общества в изменении реальности; критического рассмотрения социальной ситуации; решения поставленных задач; достижения результата социального проекта; реального участия в акциях, в подготовке публикаций (в том числе в социальных сетях), в инициации проектов и т. п.).

Уровни социальной активности обучающихся ПОО

Таблица 2

Качества

Компоненты

Уровень выраженности

Пассивный

Репродуктивный

Продуктивный

л

н о

ё

13

3

«

3

£ о о к

■в

Ц

ё

Пассивная жизненная позиция, отсутствие инициирующих действий, крайне редкие проявления активности при внешней мотивации. В социальной ситуации действует по прописанным инструкциям/сценарию, не пытается найти свое решение_

Воспроизводящие действия, периодические проявления активности при внешней мотивации, пытается самостоятельно осмыслить ситуацию, найти свое решение задачи, недостаточно учитывает обстоятельства

Инициативные и/или активные инициирующие действия. Проявление активности даже при отсутствии внешней мотивации. Пытается самостоятельно осмыслить ситуацию, найти свое решение задачи, учитывает обстоятельства социальной ситуации_

ть

с о

н арн

н о и с

асс

Па

й о в е л о -в

но-

ь

н о

О

Недостаточная сформиро-ванность позитивных социальных качеств. Недостаточное осознание цели и смысла выполняемых действий в ходе организованной социально направленной активной деятельности, обусловленность прошлым негативным опытом, установками на неудачу и отсутствие выгоды

Позитивные социальные качества достаточно сформированы. Способность субъекта осознанно относиться к социально направленной активной деятельности. Социально активный образ действий является предпочтительным

Устойчивые позитивные социальные качества. Направленность на разрешение социально значимых проблем, признание их в качестве стратегических жизненных целей и мировоззренческих ориентиров, включенность субъектов в систему социальных отношений. Повышенная ценность деятельности человека для общества. Личность

Окончание таблицы 2

Качества Компоненты Уровень выраженности

Пассивный Репродуктивный Продуктивный

Пассионарность осознает необходимость создания чего-то принципиально нового, в результате в корне преобразует социальную ситуацию

Когнитивный Недостаточные знания и представления об окружающей социальной действительности, нет осознания социальных проблем в обществе, что выражается в низком проявлении способности личности соотносить познавательную деятельность с жизненными планами и перспективами, неумении действовать адекватно социальной ситуации Знания и представления об окружающей социальной действительности, осознание социальных проблем в обществе, что выражается в способности личности соотносить познавательную деятельность с жизненными планами и перспективами, умение действовать адекватно социальной ситуации Знания и представления об окружающей социальной действительности, осознание социальных проблем в обществе, способность личности соотносить познавательную деятельность с жизненными планами и перспективами, умение выйти за пределы непосредственной наличной социальной ситуации, преобразовывать ее

Когнитивный компонент оценивался по итогам анкетирования, которое выявляло понимание субъектами РИП смыслов феноменов: а) «социальная активность» и б) «проектная деятельность». Продуктивному уровню соответствовало свыше 80 % обучающихся; репродуктивному — от 51 % до 79 %; пассивному — от 50 % и ниже.

Эмоционально-волевой компонент измерялся по методике «Отбор содержания социализации и оценивания социализованности юношей и (или) девушек» [7]. Продуктивному уровню соответствовала выраженность позитивных личностных качеств в диапазоне от 8,0 и выше баллов; репродуктивному — от 5,1 до 7,9 баллов; пассивному — от 5,0 и ниже.

Деятельностный компонент измерялся через мониторинг проявлений (поступков) социально активного поведения (участие в социально-значимых проектах, инициирование социальных проектов и т. д.). Социальная активность обучающихся фиксируется, таким образом, в виде увеличения выраженности пассио-нарности и креативности.

Формирование позитивной социальной активности реализовывалось с использованием социализационно-образовательного проекта (далее — СОП), включающего в себя несколько следующих взаимосвязанных процедур и инструментов: 1) анкетирование по исследуемой нами проблематике; 2) социально-психологическое тестирование; 3) проектирование СОП по

определенному алгоритму; 4) реализация СОП;

5) экспертное оценивание СОП; 6) отбор содержания социализации; 7) экспертное оценивание позитивных социальных качеств обучающихся; 8) анализ полученных результатов; 9) корректировка педагогической деятельности в группе обучающихся (участников СОП).

Таким образом, сущность нашего исследования заключалась в проведении инновационных процедур, подтверждающих гипотезу о влиянии участия обучающихся в реализации СОП в процессе образовательной и социальной деятельности на формирование у них позитивных социальных компетенций.

При определении целей РИП мы исходили из того, что в обществе четко оформился запрос на социально активных и ответственных людей.

Понятие «СОП» было использовано, чтобы подчеркнуть, что при его реализации происходит: а) социализация воспитуемого и как объекта воздействия, и как субъекта проекта;

6) формирование социальных и образовательных компетенций в их взаимосвязи. Введение такого понятия связано с необходимостью показать, что обучающийся включен одновременно в два процесса — социализацию и образование под влиянием воспитания и обучения. В рамках реализации СОП включаются все сферы личности обучающегося, но СОП ориентирован по преимуществу на эмоционально-волевую сферу, что должно обеспечивать готовность к позитивным действиям (skills)

и поступкам (deeds) в сфере социально-образовательных и социально-производственных отношений.

В первый год функционирования РИП обучающиеся принимали участие в реализации СОП, разработанных и инициированных педагогическими работниками. В течение второго года была организована самостоятельная деятельность обучающихся по разработке и реализации СОП. При этом педагоги продолжали осуществлять сопровождение и поддержку реализации СОП.

В течение первых двух лет инновирова-ния в формировании позитивной социальной активности обучающихся приняли участие 68 преподавателей и мастеров производственного обучения. В анкетировании и тестировании приняли участие 657 обучающихся (35 % от общего числа).

По методике отбора содержания социализации в исследовании принял участие 401 обучающийся. В реализации методики оценивания социализованности приняли участие 239 обучающихся.

По методике экспертного оценивания СОП проведена оценка 48 проектов на этапе представления (до проведения) СОП. Экспертами выступили как педагоги, так и обучающиеся [8].

Инновирование осуществлялось в двух аспектах:

- теоретический: уточнение содержания понятий «социальная активность», «социальный проект», «социализационно-образователь-ный проект»; определение критериев и показателей выраженности социальной активности; подготовка экспертных листов для проведения экспертизы СОП;

- практический: проведение мониторинга выраженности социальной активности обучающихся колледжа; повышение квалификации педагогов; реализация дополнительных образовательных программ для обучающихся; организация и проведение акций в рамках СОП; взаимодействие с социальными партнерами; обобщение результатов СОП и РИП в целом.

На инициальном этапе функционирования РИП анкетированием был зафиксирован исходный уровень понимания педагогами и обучающимися феномена «социальная активность», а также соотнесенности их собственного поведения и организации социализационно-образо-вательного пространства с позиций адекватности/неадекватности их социальной активности. При анкетировании на финальном этапе была зафиксирована позитивная динамика в понима-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нии уже и именно обучающимися смысла и содержания феноменов «социально активная гражданственность» и «социальная активность».

По результатам инициального (2019 г.), промежуточного (2020 г.) и финального (2021 г.) анкетирования мы зафиксировали следующее:

- на инициальном этапе большинство обучающихся (более 70 %) ответили положительно на вопрос «Знаете ли вы, что такое „социальная активность"?», но при этом только 46 % обучающихся отметили, что «социальная активность» — «это то, что направлено на благо общества»; 25 % опрошенных не смогли пояснить содержание данного феномена или воздержались от ответа; на финальном этапе 100 % обучающихся положительно ответили на данный вопрос и при этом отметили направленность социальной активности «на благо общества»;

- на инициальном этапе социально активными себя считали 59 % обучающихся, при этом 65 % считали проявлением социальной активности участие в различных акциях (уборка территории, донорство и др.); более 30 % назвали волонтерст-во (число обучающихся значительно увеличилось от I к IV курсу, с 21 % до 74 %); на финальном этапе анкетирование показало, что уже 77 % отнесли себя к социально активным и при этом отмечали положительное влияние опыта участия в СОП; более 60 % отметили как социальную активность участие в волонтерском движении или интерес к деятельности волонтеров;

- на вопрос «Участвуете ли вы в различных акциях, волонтерской деятельности, массовых мероприятиях?» на инициальном этапе более 56 % обучающихся ответили положительно, при этом 77 % из них отметили добровольность своего участия, а вот 18 % обучающихся, которые не отнесли себя к социально активным, отметили свое участие в акциях по принуждению; на финальном этапе участие в различных акциях подтвердили 100 %, при этом добровольность участия — 89 %;

- ответ на вопрос «Какие возможности вам дает социальная активность?» показал, что наиболее значимой для обучающихся является возможность принести пользу людям — 86 % (прирост составил 26 %); общение с интересными людьми — 79 % (прирост составил 46 %); приобретение полезных связей — 58 % (прирост составил 24 %); реализация собственных идей — 67 % (прирост составил 40 %); возможность почувствовать свою нужность людям — 52 % (прирост составил 16 %).

Приведенная статистика позволяет фиксировать доминирование положительной динамики

выраженности когнитивного компонента социальной активности, связывая это на всех этапах инновирования с включением педагогов в освоение содержания дополнительной профессионально-образовательной программы, в рамках которой происходило освоение методик отбора содержания социализации и оценивания позитивной социальной активности.

Эти методики были использованы педагогами для социализационных занятий, на которых обучающиеся, выступая как эксперты, знакомились с экспертным листом и по инструкции заполняли его, выбирая и фиксируя те качества, которые они хотели бы видеть в своих сверстниках и сверстницах в социальной группе (академической или участников СОП).

Избранные большинством экспертов социальные компетенции включаются в следующий экспертный лист. Таким образом, на инициальном этапе СОП обучающиеся не только отбирали социальные компетенции, формируемые в рамках СОП, но и осуществляли взаимное (реципрокное) оценивание их выраженности у каждого члена группы (участника СОП).

Повторное экспертное оценивание (по итогам СОП) и его сравнение с результатами первого обеспечивало получение информации о представленности и выраженности качеств обучающихся в каждой конкретной проектной группе.

Располагая такой информацией, педагог может определить дальнейшие действия (воздействия, взаимодействия) в работе с группами, подгруппами, отдельными обучающимися; выстроить индивидуальные диаграммы состояния выраженности основных гендерных и универсальных качеств у каждого члена группы, определить лидеров и аутсайдеров, т. е. социальный статус каждого.

Анализ данных, полученных при использовании методики оценивания социализованности, фиксирует положительную динамику выраженности социальной активности. Число обучающихся, находящихся на пассивном уровне, снизилось с 26 % до 12 %; на репродуктивном — увеличилось на 6 %; на продуктивном — выросло с 11 % до 24 %. Это фиксация восхождения из актуального статуса на более высокий, социально значимый статус социальной активности.

Достижению таких результатов способствовало использование нами метода социализаци-онно-образовательного проектирования, а в качестве основного инструмента формирования социальной активности обучающихся — СОП. При этом использовались несколько процедур

и инструментов, связанных содержательно и организационно: анкетирование, тестирование; проектирование и экспертное оценивание СОП; методика отбора содержания социализации; методика экспертного оценивания позитивных социальных компетенций; статистический анализ результатов; корректировка индивидуального и (или) группового социализационно-образова-тельного воздействия.

Таким образом, нашла свое подтверждение гипотеза о том, что вовлечение обучающихся в реализацию СОП оказывает положительное влияние на формирование позитивной соци-ализованности и социальной активности. По итогам оценивания выраженности социальных компетенций педагог может предложить обучающимся СОП, направленный на формирование тех качеств, которые имеют наименьшую выраженность в группе. Следовательно, итоги оценивания могут быть использованы для дальнейшей целенаправленной работы по формированию позитивных социальных компетенций, слабо выраженных у обучающихся.

Итогом инновирования стало увеличение выраженности социальной активности у обучающихся колледжа. Число обучающихся, находящихся на пассивном уровне социальной активности, снизилось более чем в три раза, соответственно произошло увеличение числа обучающихся, находящихся на репродуктивном и продуктивном уровнях. При этом число обучающихся, находящихся на продуктивном уровне, увеличилось в два раза.

Увеличилось число обучающихся: включенных в социализационно-образовательные программы — на 15 %; вовлеченных в деятельность молодежных организаций, объединений — на 10,5 %; в волонтерскую деятельность — на 12,3 %; сдавших нормативы ГТО — на 9,9 %; участвующих в областных акциях по граждан-ско-патриотическому воспитанию — на 9,6 %.

Кроме того, в рамках функционирования РИП разработан и апробирован инструментарий мониторинга социальной активности обучающихся на основе измерения когнитивного, эмоционально-волевого, действенно-практического компонентов; разработан и апробирован также инструментарий экспертной оценки СОП.

Опираясь на данные о выраженности каждой компетенции (пассионарность и креативность) и социальной активности в целом (продуктивный, репродуктивный, пассивный уровни), педагогический персонал имеет возможность принимать решение о необходимости воздействия на каждого обучающегося или

группу с целью корректировки выраженности позитивных социальных компетенций.

Обобщая вышесказанное, отметим, что главным и принципиально важным результатом реализации инновационного проекта можно считать то, что сформированные позитивные

социальные компетенции, полученный опыт положительного социально активного поведения позволят обучающимся после окончания колледжа осознанно осуществлять положительную социально значимую деятельность во всех сферах жизни общества и на производстве.

Библиографический список

1. Шамионов, Р. М. Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы / Р. М. Шамионов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2018. — Т. 15. — № 4. — С. 379-394.

2. Арефьева, О. В. Использование технологий обучения в процессе развития социальной активности студентов колледжа : автореферат дис. ... канд. пед. наук / О. В. Арефьева. — Санкт-Петербург, 2006. — 23 с.

3. Дралюк, И. А. Проектная деятельность как средство воспитания социальной активности студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Дралюк. — Саратов, 2005. — 24 с.

4. Бельтюкова, О. В. Развитие социальной активности студентов в воспитательной работе медицинских колледжей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Бельтюкова. — Киров, 2011. — 23 с.

5. Куричкис, Н. А. Воспитание социальной активности учащихся-сирот учреждений начального профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Куричкис. — Санкт-Петербург, 2011. — 23 с.

6. Малиновский, Е. С. Формирование позитивной социальной активности обучающихся профессиональных образовательных организаций / Е. С. Малиновский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 77-86.

7. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении профессионального образования : пособие для кураторов академических групп / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2012. — 64 с.

8. Молчанов, С. Г. Технологии формирования и оценивания внеучебных достижений обучающихся (воспитанников) / С. Г. Молчанов // Вестник Саратовского областного института развития образования. — 2020. — № 2 (22). — С. 173-189.

For citation: Malinovsky, E. S. Formation and evaluation of social activity of students of vocational educational organization / E. S. Malinovsky, S. G. Molchanov, S. K. Angelovskaya // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 1 (33). — P. 124-131.

formation and evaluation of social activity of students of vocational educational organization

E. S. Malinovsky, S. G. Molchanov, S. K. Angelovskaya

The article presents the main results from the experience of the functioning of the regional innovation platform (hereinafter referred to as RIP) on the basis of "Kopeysky Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov" (2018-2021), which include: a) a description of the procedures for the formation and evaluation of the positive social activity of students in a vocational educational organization (hereinafter referred to as VEO) and b) confirmation of the hypothesis that the participation of students in the implementation of projects has a positive impact on the formation of their positive social activity. Purposeful pedagogical influence using the technology of socialization and educational design and tools for evaluating projects before and after their implementation, as well as fixing the severity of pre- and post-project positive social activity, makes it possible to ensure its positive dynamics, namely, a decrease in the number of students in the status of social passivity, as well as an increase in the number of students — in the status of reproduction and productivity.

Key words: approbation, creativity, project method, passionarity, positive social competencies, project, project activity, professional educational organization, creativity, social project, socialization and educational project, technology of project activity.

References

1. Shamionov R. M. Sotsial'naya aktivnost' lichnosti i gruppy: opredelenie, struktura i mekhaniz-my [Social activity of an individual and a group: definition, structure and mechanisms], Vestnik Ros-siyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2018, vol. 15, no. 4, pp. 379394. (In Russian)

2. Aref'eva O. V. Ispol'zovanie tekhnologiy obucheniya v protsesse razvitiya sotsial'noy ak-tivnosti studentov kolledzha [The use of learning technologies in the process of developing the social activity of college students], Cand. ped. sci. diss. Abstr. St. Petersburg, 2006, 23 p. (In Russian)

3. Dralyuk I. A. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo vospitaniya sotsial'noy aktivnosti studentov [Project activity as a means of educating students' social activity], Cand. ped. sci. diss. ab-str. Saratov, 2005, 24 p. (In Russian)

4. Bel'tyukova O. V. Razvitie sotsial'noy aktivnosti studentov v vospitatel'noy rabote meditsin-skikh kolledzhey [The development of students' social activity in the educational work of medical colleges], Cand. ped. sci. diss. Abstr. Kirov, 2011, 23 p. (In Russian)

5. Kurichkis N. A. Vospitanie sotsial'noy aktivnosti uchashchikhsya-sirot uchrezhdeniy nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya [Education of social activity of orphaned students of primary vocational education institutions], Cand. ped. sci. diss. abstr. St. Petersburg, 2011, 23 p. (In Russian)

6. Malinovskiy E. S. Formirovanie pozitivnoy sotsial'noy aktivnosti obuchayushchikhsya professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy [Formation of positive social activity of students in professional educational organizations], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2021, no. 3 (31), pp. 77-86. (In Russian)

7. Molchanov, S. G. Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-VPO) i otsenivani-ya sotsializovannosti yunoshey i (ili) devushek (OS-YuD-VPO) v obrazovatel'nom uchrezhdenii professional'nogo obrazovaniya : posobie dlya kuratorov akademicheskikh grupp [Methods for selecting the content of socialization and assessing the socialization of boys and (or) girls in an educational institution of vocational education: a manual for curators of academic groups]. Chelyabinsk, Encyclopedia, 2012, 64 p. (In Russian)

8. Molchanov, S. G. Tekhnologii formirovaniya i otsenivaniya vneuchebnykh dostizheniy obuchayushchikhsya (vospitannikov) [Technologies for the formation and evaluation of extracurricular achievements of students (pupils)], Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya [Bulletin of the Saratov Regional Institute for the Development of Education], 2020, no. 2 (22), pp. 173-189. (In Russian)

Малиновский Евгений Станиславович, директор ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», Российская Федерация, Челябинская область, г. Копейск, e-mail: kpk@kpk74.ru

Молчанов Сергей Григорьевич, профессор кафедры теории, методики и менеджмента в дошкольном образовании ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

Ангеловская Светлана Константиновна, заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, Челябинская область, г. Копейск, e-mail: angelovskaya@kpk74.ru

Malinovsky Evgeny Stanislavovich, Director, Ko-peysky Polytechnic College named after S. V. Khokh-ryakov, Russian Federation, Chelyabinsk region, Ko-peysk, e-mail: kpk@kpk74.ru

Molchanov Sergey Grigorievich, Professor of the Department of Theory, Methods and Management in Preschool Education, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

Angelovskaya Svetlana Konstantinovna, Deputy Director for Educational and Methodological Work, Kopeysky Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Kopeysk, e-mail: angelovskaya@kpk74.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.