Результаты наблюдений педагогов и психологов могут не совпадать, различаться в определении приоритетов психолого-педагогического сопровождения. Таким образом, у педагогов и психологов возникает потребность в получении новых и дополнительных фактов, критериев оценивания, что и составляет предмет коллегиального обсуждения и поиска совместных решений по максимальной индивидуализации конкретных проблем ребенка и установления их иерархической структуры в каждом отдельном случае. По достижении консенсуса в отношении психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основе функционального диагноза педагоги и психологи переходят к разработке рекомендаций по идивидуализации содержания сопровождения.
Итак, основой для проектирования дальнейшей работы становится не отвлеченное и во многом обобщенное представление о школьниках с ЗПР, а конкретный случай, отражающий реальные трудности младших школьников с ЗПР.
Литература:
1. Бабкина, Н.В. Выбор индивидуального образовательного маршрута для ребенка с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2017. - № 2. - С. 16-22.
2. Коробейников, И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания [Текст] / И.А. Коробейников //Дефектология. - 2004. - №1. -С. 54-60.
3. Коробейников, И.А. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР [Текст] / И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина // Дефектология. - 2017. - № 2. - С. 3-13.
4. Коробейников, И.А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте [Текст] / И.А. Коробейников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - № 3. - С. 4-10.
5. Коробейников, И.А., Кузьмичева Т.В. Интеграционная модель подготовки бакалавров по направлениям «Педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование» [Текст] / И.А. Коробейников, Т.В. Кузьмичева // Дефектология. - 2016. - № 5. - С. 71-82.
6. Кузьмичева, Т.В. Малый консилиум как инструмент реализации интеграционной модели подготовки бакалавров направлений «Педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование» [Текст] / Т.В. Кузьмичева // Дефектология. - 2017. - №1. - С. 71-83.
7. Кузьмичева, Т.В. Анализ готовности педагогов к реализации ФГОС НОО обучающихся с ЗПР [Текст] / Т.В. Кузьмичева // Дефектология. - 2017. - №5. - С.62-69.
8. Малофеев, Н.Н. Институт коррекционной педагогики. Цели и приоритеты [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1993. - № 3. - С. 3-7.
9. Малофеев, Н.Н., Гончарова, Е.Л., Никольская, О.С., Кукушкина, О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2009. - №1. - С. 5-19.
10. Функционально-уровневый подход к оценке становления познавательной деятельности детей: теория и практика применения [Текст] / Под ред. Е.Л. Инденбаум. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. - 127 с.
Педагогика
УДК 796.371.31
кандидат педагогических наук Лаптев Алексей Иванович
Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодежи и туризма (ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»), НИИ спорта (г. Москва);
старший преподаватель Пархаева Ольга Валерьевна
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал
Национального исследовательского ядерного университета
«Московский инженерно-физический институт» (г. Димитровград);
кандидат педагогических наук Судакова Юлия Евгеньевна
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал
Национального исследовательского ядерного университета
«Московский инженерно-физический институт» (г. Димитровград)
ФОРМИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье предложен метод комплексной оценки развития физических качеств юношей обучающихся в высшем учебном заведении. Разработана и экспериментально проверена методика формирования силовой выносливости изучаемой группы студентов. Эффективность разработанной методики показана в приростах отдельных компонентов физической подготовленности: увеличение скоростно-силовой подготовленности на 14,8 %; скоростных качеств на 16,2%; силы мышц рук на 15,7%, мышц ног на 19,0%, мышц туловища на 10,4 %.
Ключевые слова: атлетическая гимнастика, физическая культура, студенты, физическое развитие, оценка физических качеств, силовая выносливость.
Annotation. The paper proposed the method of complex evaluation of development of physical qualities of young men enrolled in higher education. Developed and experimentally tested methods of formation of power endurance of the studied group of students. The efficiency of the developed technique are shown in increments of the individual components of physical fitness: increase speed strength training 14.8 %; speed is 16.2%; the muscle strength of the hands of 15.7%, leg muscle by 19.0%, core strength by 10.4 %.
Keywords: athletic gymnastics, physical culture, students, physical development, assessment of physical qualities, power endurance.
Введение. В структуре гармоничного развития личности воспитание физических качеств является одним из основных компонентов поддающимся изменению. В повседневной жизни необходимо комплексное проявление физических качеств и функций организма, непосредственно в жизнедеятельности человека в большей степени прослеживается включение таких физических качеств как сила и выносливость [1, 7].
Исследование средств и методов развития физических качеств не вызывает сомнений, поскольку несмотря на значительные успехи науки и практики в вопросе о методах тренировки выносливости и силовых возможностей, проблема выбора наиболее эффективных способов еще далеко не решена [2, 3, 4]. В связи с этим актуализируется проблема разработки новых методик по формированию силовой выносливости студентов, позволяющих повысить уровень их профессионального мастерства в процессе обучения в вузе и становления в избранной специальности в будущем.
Дискуссионным в теории и практике физического воспитания является вопрос и о методике развития отдельных качеств в частности и сочетании их друг с другом.
Целью настоящей работы является определение средств, методов и методик, а также методик контроля для наиболее эффективного развития специальной выносливости студентов в рамках занятий атлетической гимнастикой.
Задачи исследования:
1. Определить основные средства и методы развития силовой выносливости в физической культуре.
2. Выявить наиболее эффективные методики развития силовой выносливости.
3. Разработать комплекс контрольных измерений для оценки уровня развития силовой выносливости у студентов-юношей.
4. Оценить эффективность применения разработанной методики развития силовой выносливости у студентов.
Учебные занятия с использованием основных средств и методов развития физических качеств прививают студентам стремление к самостоятельному развитию таковых, помогают моделировать двигательные действия, приближенные по своей структуре к спортивной и производственной деятельности. Одним из основных достоинств является возможность обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании, а также рационального распределения учебного времени [6].
Организация исследования. В проведенном нами исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в Димитровградском инженерно-технологическом институте - филиале Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Исследование проводилось с декабря 2016 г. по апрель 2017 г. Объектом исследования были выбраны студенты, занимающиеся атлетической гимнастикой в рамках учебно-тренировочных занятий. В нем приняли участие 50 студентов возрастом от 18 до 21 лет, одинаковой физической подготовленности.
Весь процесс исследования был подразделён на четыре этапа:
1 этап - анализ литературных источников;
2 этап - обработка и анализ полученной информации; разработка комплекса контрольных измерений для оценки уровня развития силовой выносливости.
3 этап - проведение педагогического эксперимента;
4 этап - математическая обработка данных, анализ и интерпретация полученных данных.
Испытуемым предлагалось апробировать комплекс контрольных измерений для оценки уровня развития
силовой выносливости. После выполнения комплекса упражнений проводился опрос о степени тяжести выполнения упражнения. В дальнейшем данные студенты были разделены на две равные группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа выполняла учебно-тренировочные занятия по обобщенным и разработанным 6 комплексам упражнений, которые выступили в виде экспериментальной методики развития силовой выносливости. Тренировочные комплексы применялись поочередно 3 раза в неделю по 10 подходов, на протяжении 3 месяцев (январь - март) в виде повторного и интервального методов спортивной тренировки.
Научно-исследовательской работе применялись следующие методы:
а) анализ научно-методической литературы; б) метод педагогических наблюдений; в) метод педагогического тестирования; г) интервьюирование; д) метод математической статистики.
В результате экспериментального исследования установили: при анализе комплексов используемых в атлетической гимнастике был выделен ряд упражнений для включения в комплекс оценки силовой выносливости студентов, выбор упражнений связан со всесторонней направленностью на организм и затрагивал все мышечные группы: а) жим лёжа узким хватом; б) прыжки на «коня»; в) сгибание кистей со штангой в руках (предплечье в упоре); г) тяга становая до колен; д) подтягивание на перекладине; е) пресс (ноги закреплены) ж) сгибание ног лёжа на тренажёре; з) наклоны через «коня»; и) приседание со штангой на спине в «ножницах»; к) отжимание на брусьях.
Количество повторений выполнения каждого упражнения - 10 раз. Внешняя нагрузка для рук выставляется половину массы тела испытуемого, а для ног нагрузка была равна массе тела. Для оценки силовой выносливости в качестве параметра использовалось время выполнения данного комплекса.
Разработав комплекс контрольных измерений для оценки уровня развития силовой выносливости у студентов, мы апробировали его на студентах и при помощи опроса выявили степень их утомления с учетом использования данного комплекса при тестировании силовой выносливости.
Анализируя полученные данные можно сказать, что в среднем комплекс выполняется 156,2 с. Следовательно, студенты, показывающие результаты хуже, их показатели силовой выносливости ниже среднего, а те юноши у кого показатели лучше их силовая выносливость выше среднего.
Таким образом, можно говорить об оценке силовой выносливости с использованием разработанного комплекса контрольных измерений.
Опрос занимавшихся студентов после выполнения комплекса контрольных измерений для оценки уровня развития силовой выносливости показал, что по психофизиологическим ощущениям данный комплекс охватывает все мышечные группы студентов («утомление всего организма» - 94% рецензентов) и наиболее подходит для определения силовой выносливости («степень усталости» - 9,3 условных единиц).
Использование разработанного комплекса контрольных испытаний является надежной методикой в оценке уровня силовой выносливости. Использование разработанных комплексов применялось для развития силовой выносливости студентов. В виде повторного или интервального методов тренировки.
Для оценки эффективности применения разработанного комплекса контрольных испытаний, и применение его на занятиях по атлетической гимнастике студентами при развитии силовой выносливости, использовались методы контроля за физическим развитием (антропометрия) и физической подготовленностью (педагогическое тестирование).
В таблице 1 представлены результаты оценки физического развития студентов-юношей экспериментальной и контрольной групп в ходе педагогического эксперимента.
Таблица 1
Изменение показателей морфологического статуса в процессе педагогического эксперимента контрольной (п=25) и экспериментальной (п=25) групп
№ п/п Показатели Контрольная группа (М±т) Процент прироста Эксперименталь-ная группа(М±т) Процент прироста
до после до после
1 Длина тела 175,2± 0,67 175,3± 0,40 0,1 175,8± 0,48 176,1± 0,50 0,2
2 Масса тела 69,3± 0,71 71,0± 0,61 1,0 72,0± 0,69 74,0± 0,58 2,8*х
3 Обхват грудной клетки 93,3± 0,46 93,8± 0,48 0,5 93,6± 0,56 94,7± 0,55 1,2
4 Обхват бедра 56,8± 0,41 57,2± 0,43 0,7 57,1± 0,28 57,9± 0,49 1,4*
5 Обхват голени 36,6± 0,22 36,9± 0,18 0,8 36,8± 0,35 37,4± 0,38 1,6
6 Обхват напряженного плеча 32,2± 0,20 32,3± 0,31 0,3 33,2± 0,34 33,9± 0,36 2,1*х
7 Обхват расслабленного плеча 28,8± 0,68 28,9± 0,56 0,3 29,8± 0,33 30,2± 0,48 1,3х
Примечания: * - наличие достоверности различий в показателях до и после эксперимента (при Р<0,05);
х - различия достоверны между экспериментальной и контрольной группами (при Р<0,05)
В таблице 1 представлены результаты исследования морфофункционального развития студентов контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента. Данные, полученные в результате исследования, показывают, что данные, отражающие морфофункциональное развитие студентов контрольной и экспериментальной групп, до эксперимента не имели достоверных различий.
В таблице 2 представлены результаты тестирования физической подготовленности до и после педагогического эксперимента развития силовой выносливости студентов, занимающихся атлетической гимнастикой в высшем учебном заведении.
Эффективность направленности педагогических воздействий оценивалась на основании приращений результатов показателей физической подготовленности, характеризующих развитие силовой выносливости. Следует констатировать, что в контрольной группе развитие силовой выносливости у студентов происходило с использованием традиционных подходов к проведению тренировочных занятий, рекомендуемых в соответствующих учебно-методических руководствах для преподавателей по физической культуре вузов [5].
Таблица 2
Изменение показателей физической подготовленности в процессе педагогического эксперимента контрольной (п=25) и экспериментальной (п=25) групп
№ п/п Показатели Контрольная группа (М±т) Процент прироста Эксперимен тальная группа (М±т) Процент прироста
до после до после
1 Прыжок в высоту со штангой (50% собственного веса) 31,6± 1,05 33,0± 1,11 4,4 29,7± 0,62 34,1± 0,59 14,8*
2 Прыжок в длину с места (см) 248,6± 2,82 250,1± 2,38 0,6 245,5± 1,48 252,2± 1,65 2,7
3 Жим лежа (кг) 55,3± 1,9 60,5± 2,3 9,4* 54,7± 1,3 63,3± 1,1 15,7*х
4 Бег на 50 м (с) 6,6± 0,4 6,1± 0,3 7,6 6,8± 0,2 5,7± 0,2 16,2*х
5 Отжимание на брусьях (раз) 18,7± 0,3 18,9± 0,3 1,1 17,9± 0,6 20,0± 0,7 11,7*х
6 Прыжок в высоту с места (см) 57,2± 0,60 59,8± 0,70 4,5 59,7± 1,17 62,5± 1,74 4,7
7 Подтягивание на перекладине (раз) 16,9± 0,8 17,7± 0,7 4,7 16,7± 0,6 17,7± 0,5 6,0
8 Приседание со штангой на плечах (кг) 89,3± 2,4 93,3± 2,5 4,5 93,1± 2,1 110,8± 2,3 19,0*х
9 Тяга становая (кг) 114,5±6 ,2 122,6±5,0 7,1 115,2±2, 7 127,2± 3,8 10,4*х
Примечания: * - наличие достоверности различий в показателях до и после эксперимента (при Р<0,05);
х - различия достоверны между экспериментальной и контрольной группами (при Р<0,05)
Анализ данных полученных в результате проведенного в начале педагогического эксперимента, показал отсутствие достоверных различий между значениями показателей физической подготовленности (таблица 2).
Из таблицы 2 видно, что в экспериментальной группе отмечается достоверное увеличение показателя Прыжок в высоту со штангой (50% собственного веса) на 4,4 см (14,8%). Данный факт может свидетельствовать об увеличении взрывной силы ног у юношей экспериментальной группы. Говоря о показателе прыжок в длину с места, можно отметить тенденцию к увеличению значения как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе. Кроме того, отмечается достоверное увеличение значения жима лежа в экспериментальной группе на 8,6 кг (15,7%), вместе с тем в контрольной группе данный показатель также достоверно увеличился на 5,8 кг. Различия между значениями показателей бег на 50 м и отжимание на брусьях, полученными по окончании педагогического эксперимента контрольной (0,5 сек. и 0,2 раз соответственно) и экспериментальной (1,1 сек. и 2,1 раз соответственно), групп достоверны (при Р<0,05). Рассматривая результаты педагогических тестов прыжок в высоту с места и подтягивание на перекладине, можно наблюдать тенденцию к росту значений данного показателя в контрольной и экспериментальной группах, достоверных различий не выявлено. В то же время прослеживается недостоверное увеличение значения показателей приседание со штангой на плечах и тяга становая в контрольной группе (4,0 кг и 8,1 кг соответственно), тогда как в экспериментальной группе данные прироста достоверны (17,7 кг и 12 кг соответственно). Различия между средними значениями данных показателей в контрольной и экспериментальной группах, полученными после педагогического эксперимента достоверны (при Р<0,05).
Выводы:
1. Для формирования силовой выносливости применялся интервальный метод согласно временному отрезку развертывания всех физиологических процессов (30-50 сек). Каждый временной промежуток выполнялся с высокой или максимальной интенсивностью.
2. Представленный в работе комплекс контрольных измерений для оценки уровня развития силовой выносливости юношей основан на последовательном непрерывном использовании основных тренировочных средств.
3. Интервьюирование занимающихся юношей после выполнения комплекса контрольных измерений для оценки уровня развития силовой выносливости показало, что по психофизиологическим ощущениям данный комплекс охватывал все мышечные группы студентов («утомление всего организма» - 94% рецензентов) и наиболее подходит для определения силовой выносливости («степень усталости» - 9,3 условные единицы).
5. По результатам оценки эффективности разработанной методики прослеживаются достоверные сдвиги (при р<0,05), которые произошли в отдельных компонентах физической подготовленности юношей экспериментальной группы:
- увеличение результата показателя характеризующего скоростно-силовую подготовленность (прыжок в высоту со штангой (50% собственного веса) на 14,8 %);
- увеличение результата показателя характеризующего скоростные качества студентов - бег на 50 м (на 16,2%);
- увеличение показателей силы мышц рук (жим лежа на 15,7% и отжимание от брусьев на 11,7%), мышц ног (приседание со штангой на плечах на 19,0%), мышц туловища (становая тяга на 10,4 %).
Литература:
1. Ахметов, И.И. Методика и организация занятий атлетической гимнастикой с учетом типа телосложения мужчин и их генетической предрасположенности / И.И. Ахметов, И.Ю. Яновский // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 1. - С. 22-25.
2. Бомпа, Т.О. Серьезный силовой тренинг / Т.О. Бомпа, М.Д. Паскуале, Л.Д. Крнаккиа. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 303 с.
3. Дворкин, Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / Л.С. Дворкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 384 с.
4. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009. - 199 с.
5. Ильмушкин, Г.М., Пархаева О.В., Судакова Ю.Е. Воспитание физических качеств у студентов технологического института на занятиях физической культурой. Научное мнение: научный журнал / Г.М. Ильмушкин, О.В. Пархаева, Ю.Е. Судакова. - Санкт-Петербургский университетский консорциум. - СПб., 2014. - № 8. - С. 54-61.
6. Ильмушкин, Г.М., Пархаева, О.В., Судакова, Ю.Е. Метод круговой тренировки как средство развития физических качеств студентов технологического вуза / Г.М. Ильмушкин, О.В. Пархаева, Ю.Е. Судакова. -Вестник ДИТИ, №2 (4). 2014. С. 186-196.
7. Менхин, А.В. Атлетическая гимнастика: культуризм, атлетизм или бодибилдинг? / А.В. Менхин, М.А. Лубшев // Спорт в школе. - 2000. - № 45. - С. 20.
Педагогика
УДК 797.2.015.12-053.5
доцент кафедры физического воспитания Лепилина Татьяна Викторовна
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск);
доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич
Торгово-экономический институт, Сибирский федеральный университет,
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева,
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева,
Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);
старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных дисциплин
Коннов Владимир Михайлович
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЛАВАНИЮ, С ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОГНИТИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ
Аннотация. Плавание является одним из жизненно важных навыков для человека. Обучение плаванию лучше всего проводить в младшем школьном возрасте. Выявлено, что успех обучения технике плавания зависит от уровня развития когнитивного показателя у детей. Дети с более высоким уровнем развития когнитивного показателя демонстрируют более качественную технику спортивного плавания в результате обучения.
Ключевые слова: обучение плаванию, дети 7-8 лет, активизация процесса обучения, когнитивный показатель.
Annotation. Swimming is one of the vital skills for a person. Swimming is best taught at a younger school age. It was revealed that the success of training in swimming techniques depends on the level of development of the cognitive index in children. Children with a higher level of development of the cognitive index demonstrate a better technique of sport swimming as a result of training.
Keywords: swimming training, children 7-8 years, activation of the learning process, cognitive indicator.
Введение. Известно, что плавание является одним из самых эффективных средств воздействия на организм человека, с целью оздоровления и развития физических качеств личности. Регулярные занятия плаванием оказывают существенное положительное влияние на уровень развития сердечнососудистой и дыхательной систем организма, опорно-двигательный аппарат и различные группы мышц. Специфическая особенность плавания связана со значительной двигательной активностью человека в водной среде, чем и объясняется гигиенически-оздоровительная и прикладная ценность плавания [12]. Не секрет, что уровень повседневной двигательной активности современных молодых людей значительно ниже, чем необходимо по рекомендациям специалистов в области здравоохранения [7; 8; 15; 16].
По мнению многих ученых и экспертов, обучение технике плавания будет наиболее эффективным при занятиях с детьми младшего школьного возраста, так как данный возраст признан оптимальным для быстрого освоения детьми технических приемов плавания [6; 13]. Занятия плаванием побуждают детей проявлять инициативу и активность в поиске наиболее действенных способов выполнения заданий тренера. Исключительную важность в данном возрасте представляет собой деятельность по развитию у детей стойких мотиваций к занятиям плаванием и физическими упражнениями вообще, поскольку именно в этом возрасте следует заложить основы стремления к здоровому образу жизни [9; 14]. К сожалению, методическая база эффективного обучения детей технике спортивного плавания в настоящее время нуждается в значительном обновлении и усовершенствовании. Необходимость внесения изменений в методику обучения детей плаванию обусловлена, в том числе и нехваткой подходящих для эффективного обучения плавательных бассейнов, на что указывают эксперты [3; 4].
Специалисты отмечают насущную необходимость скорейшей разработки действенных и эффективных методик обучения детей плаванию, включающих в себя грамотную последовательность упражнений для правильного освоения техники плавания [1]. Данная необходимость связана в первую очередь с тем, что у многих детей в дошкольном возрасте присутствует большое количество ошибок при освоении ими технических элементов спортивного плавания [10]. По мнению тренеров очень важно в начальный период