Кузьмина Любовь Леонидовна, доц., fvistguamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Миронов дмитрий Леонидович, канд. пед. наук, dl mironovamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Попов Эдуард михайлович, доц., fvisigua.mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Реньжина Екатерина Андреевна, магистрант, dl mironov amail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
METHODOLOGY SELF-STUDY OF WOMEN 18-36 YEARS WITH THE USE OF JOGGING L.L. Kuzmina, D.L. Mironov, E.M. Popov, E.A. Renzhina
Recommendations are given on the organization of health-improving activities for women aged 18-36. The effectiveness of independent and group sessions in the wellness run of young women is largely determined by the correct organization of classes, including the magnitude of the load, the combination of types of exercises and the intensity of their implementation.
Key words: health running, physical training, physical activity, intensity, health.
Kuzmina Lubov Leonidovna, associate professor, fvistgira mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Mironov Dmitry Leonidovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Popov EduardMihaylovich, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Renzhina Ekaterina Andreevna, graduate student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.011
ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ КОМБИНИРОВАННЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
А.В. Мешкова
Представлены результаты изменения физической подготовленности студентов Дальневосточного федерального университета в процессе педагогического эксперимента, отражающие эффективность методики использования комбинированных видов физической нагрузки.
Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, плавание.
Общество всегда нуждается в здоровом, подготовленном к труду взрослом населении. Исторически физическая культура складывалась именно под влиянием данной потребности общества. По мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.
В последние годы поиск средств и методов оптимизации обучения студентов приобретает все большую актуальность, где главным направлением следует считать функциональное развитие организма и воспитание физических качеств.
Для определения эффективности разработанной нами методики использования комбинированных видов физической нагрузки был проведен педагогический эксперимент. В нем приняли участие 30 студентов 2 курса, обучающихся по различным направлениям подготовки. Нами были сформированы две группы - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 15 чел. каждая, до эксперимента не имевшие достоверных различий ни по одному тестируемому показателю. В контрольной группе занятия проводились в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Физическая культура», предполагающей распределение студентов в спортивно-ориентированные группы (специализации), а именно плавание. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике использования комбинированных видов физической нагрузки. Основными средствами физического воспитания в экспериментальной группе служили элементы легкой атлетики, плавания, атлетической гимнастики. Занятия во всех группах проводились 2 раза в неделю согласно рабочей программе учебной дисциплины «Физическая культура». Продолжительность эксперимента составила 8 месяцев. Для оценки физического развития юношей 18-19 лет использовался ряд антропометрических и функциональных показателей: индекс Кетле, ЧСС в покое, ЖЕЛ, ЖИ, кистевая динамометрия и силовой индекс ведущей кисти. Индекс Кетле определяет соотношение веса (кг) к росту (см2), в норме этот показатель должен быть равен 20-25. Величина ниже границы соответствует дефициту массы тела, а превышение верхней границы свидетельствует об избытке массы тела. Расчет жизненного индекса позволяет оценить, какое количество воздуха в мл приходится на 1 кг массы тела обследуемого и определяется соотношением ЖЕЛ (мл) к массе тела (кг), косвенно свидетельствуя о функциональных возможностях внешнего дыхания. Средняя величина у юношей находится в пределах от 55 до 60 мл/кг. Показатели ниже границы свидетельствуют либо о недостаточности ЖЕЛ, либо об избыточности массы тела. Силовой индекс ведущей руки определяется процентным соотношением мышечной силы отдельных групп мышц и массе тела по формуле: кистевая сила (кг) / масса тела (кг) х 100 %. У юношей средние величины находятся в пределах 65-75 % для силы кисти.
Нами были проведены контрольно-педагогические испытания для определения физической подготовленности юношей 18-19 лет. Для определения быстроты использовались тесты: бег на 100 м, плавание на 50 и 100 м; общая выносливость оценивалась с помощью бега на 3000 м, плаванием на 600 м и 12-ти минутным тестом К. Купера; динамическая сила мышц ног определялась тестом прыжок в длину с места; тест подтягивание на высокой перекладине использовался для оценки силовой выносливости
мышц верхних конечностей. После проведенного эксперимента полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистики. Были рассчитаны такие статистические показатели, как средняя арифметическая величина и ошибка средней арифметической (±m), позволяющие получить обобщенную характеристику явлений по всем количественным показателям, оценка достоверности изменений результатов определялась по ^критерию Стьюдента.
Результаты и обсуждение. По динамике показателей физического развития и физической подготовленности судили об эффективности разработанной методики использования комбинированных видов физической нагрузки (табл. 1, 2).
Таблица 1
Динамика показателей физической подготовленности юношей в процессе педагогического эксперимента (п=30)
Контрольно-педагогические испытания Период исследования М±т Разница ^критерий Стьюдента Достоверность различий
КГ ЭГ
Бег на 100 м, с До 13,6±0,1 13,9±0,2 0,3 1,34 p>0,05
После 13,3±0,1 12,9±0,3 0,4 1,26 p>0,05
Плавание на 50 м, с До 44,1±1,4 44,5±2,6 0,4 0,14 p>0,05
После 41,1±1,2 38,3±2,7 2,8 0,95 p>0,05
Плавание на 100 м, с До 107,6±2,7 108,5±3,4 1,1 0,21 p>0,05
После 101,2±2,4 93,3±3,3 7,9 1,94 p>0,05
Бег на 3000 м, с До 822±0,2 813±0,3 9,0 0,25 p>0,05
После 803±0,3 786±0,1 17,0 0,54 p>0,05
Плавание на 600 м, м До 450±17 440±26,3 10,0 0,32 p>0,05
После 520±13 580±12,1 60,0 3,38 p<0,05
Прыжок в длину с места, см До 239,5±2,7 239,6±1,8 0,1 0,03 p>0,05
После 244,8±1,8 253,4±1,0 8,6 4,18 p<0,05
Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз До 12±0,5 10±0,7 1,0 2,32 p<0,05
После 12±0,4 15±0,7 2,0 3,72 p<0,05
12-минутный тест К. Купера (плавание), м До 451,6±26,0 466,6±37,9 15 0,33 p>0,05
После 498,3±24,9 578,3±35,8 80 0,92 p>0,05
Анализируя результаты динамики тестов бега на 100 м, можно говорить о достоверном повышении. Так, до эксперимента юноши преодолевали дистанцию в среднем за 13,9±0,2 с, после окончания эксперимента на выполнение этого теста потребовалось затратить 12,9±0,3 с. Результаты теста в плавании на 50 м также достоверно возросли (с 44,5±2,6 с в начале эксперимента до 38,3±2,7 с после его окончания), как и в тесте плавание на 100 м (улучшение преодолении дистанции сократилось в среднем с 108,5 до 93,3 с). Достоверное повышение результатов произошло в беге на 3000 м, до эксперимента средний показатель равнялся 813±0,3 с, после 786±0,1 с. В плавании на 600 м
результаты также достоверно возросли с 440 до 580 м. В тесте прыжок в длину с места наблюдается достоверное повышение результатов (с 239,6 см в начале эксперимента до 253,4 см после). Результаты, показанные в тесте подтягивание на высокой перекладине, свидетельствуют о достоверном улучшении показателей (с 13 раз до эксперимента, до 15 раз после). В 12 -ти минутном тесте К. Купера также произошли значительные улучшения, до эксперимента за отведенный период времени студенты преодолели 466,6 м, после его окончания 578,3 м. Результаты педагогического контроля физической подготовленности юношей позволили доказать эффективность разработанной методики использования комбинированных видов физической нагрузки.
У студентов контрольной группы до начала эксперимента и после его окончания произошли незначительные изменения некоторых исследуемых показателей.
Таблица 2
Показатели физического состояния студентов до и после эксперимента (п=30)
Контрольно-педагогические испытания Период исследования M±m Разниц а ^критерий Стьюдента Достоверность различий
КГ ЭГ
Индекс Кетле До 22,4±0,3 21,6±0,5 0,8 1,37 р>0,05
После 22,2±0,3 21,5±0,5 0,7 1,20 р>0,05
ЧСС в покое, уд/мин До 76,5±0,9 77,1±1,3 0,6 0,38 р>0,05
После 74,3±1,0 72,4±1,2 1,9 1,22 р>0,05
ЖЕЛ, л До 3,6±0,1 3,7±0,1 0,1 0,71 р>0,05
После 3,7±0,1 3,9±0,1 0,2 1,41 р>0,05
Жизненный индекс До 55,9±1,9 55,5±2,1 0,4 0,14 р>0,05
После 55,7±2,1 57,8±2,1 1,9 0,71 р>0,05
Сила мышц правой руки, кг До 43,9±1,0 43,8±1,2 0,1 0,06 р>0,05
После 44,3±1,2 45,8±1,2 1,5 0,88 р>0,05
Сила мышц левой руки, кг До 41,1±1,0 41,5±1,2 0,4 0,26 р>0,05
После 41,7±1,0 42,6±1,3 0,9 0,55 р>0,05
Силовой индекс ведущей кисти До 63,9±1,0 64,4±1,3 0,5 0,30 р>0,05
После 64,6±1,2 67,1±1,5 2,5 1,30 р>0,05
В экспериментальной группе после проведенного исследования различия между результатами до и после педагогического эксперимента были достоверны по показателям ЧСС, ЖЕЛ, ЖИ, силового индекса ведущей кисти, что свидетельствует о повышении функциональных возможностях организма занимающихся по разработанной методике.
Таким образом, разработанная методика использования комбинированных видов физической нагрузки включала в себя упражнения с элементами легкой атлетики, плавания, атлетической гимнастики. В проведенном исследовании полученные результаты подтвердили
эффективность разработанной методики направленной на развитие основных физических качеств студентов, о чем свидетельствуют достоверное улучшение показателей физического состояния занимающихся.
Список литературы
1. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003. 416 с.
2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. М.: Медицина, 1981. С. 203-217.
Мешкова Александра Владимировна, преподаватель, ha-ha.90@,mail.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточный государственный медицинский университет
CHANGING OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS UNDER EXPOSURE TO COMBINED TYPES OF PHYSICAL LOAD
A.V. Meshkova
The results of changes in the physical readiness of students of the Far Eastern Federal University in the process of the pedagogical experiment reflecting the effectiveness of the methodology for using combined physical activities are presented.
Key words: physical readiness, students, swimming.
Meshkova Aleksandra Vladimirovna, lecturer, ha-ha.90@,mail.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Medical University
УДК 796.011:378
САМООЦЕНКА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО И НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ
Т.В. Михайлова, М.С. Леонтьева, Е.Д. Грязева, В.П. Губа
В процессе социологического опроса определен уровень и проведена сравнительная оценка физкультурно-спортивной активности у студентов физкультурного и нефизкультурного профилей. Представлены данные, характеризующие состояния здоровья, физической подготовленности и особенностей телосложения студентов вузов физкультурного и нефизкультурного профилей.
Ключевые слова: вуз, студент, физкультурно-спортивная активность, здоровье, физическая подготовленность, телосложение.
Проблема обеспечения образовательной подготовленности для овладения профессией спортивного педагога предстает в двух своих ипостасях: во-первых, как проблема отбора будущих студентов в соответствии с направленностью абитуриентов на педагогическую