тельности в подводной охоте, к которым можно отнести её малую интенсивность и при этом варьирование ЧСС до 28%, длительный характер, состояние гипоксии, необходимость проявления координационных и силовых способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
2. Педро Карбонелл - многократный чемпион мира по подводной охоте. 2007
[Электрон. ресурс]. - (Рус.). - Режим доступа: http://www.batiskaf.ru/ru_ru
/artic_equip/inter/20071030.2314.
3. Лагутин, А. Начинаем тренировки / А. Лагутин // Мир подводной охоты. -2006. - № 4. - С. 90-99.
4. Лагутин, А. Семь шагов в воду. Шаг второй. Учимся правильно дышать и правильно не дышать // Мир подводной охоты. - 2005. - № 2. - С. 80-85.
5. Назаркин, В.Я. Функциональные приспособительные реакции сердечнососудистой системы к нырянию с задержкой дыхания у спортсменов-подводников / В.Я. Назаркин, А.В. Потапов // Теория и практика физ. культуры. - 1989. - № 10. - С. 56-57.
6. Потапов, А.В. Помогут ли нам ныряющие животные обжить океан? / В.Я. Назаркин, А.В. Потапов // Акватур. - 2004. - № 1. - С. 88-92.
7. Сизов, А. А. Лагутин : "Подводная охота это состояние души и искусство" /
А. Сизов. - [Электрон. ресурс]. - (Рус.). - Режим доступа:
http://www.mirpr.ru/ways/hunt/ ?cfID=527.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ РАЗВИТИИ ОТДЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГУМАНИТАРНОГО
ПРОФИЛЯ
Владимир Петрович Губа, доктор педагогических наук, профессор, Смоленский гуманитарный университет (СГУ)
Александр Алексеевич Губернаторов, преподаватель,
Смоленский государственный университет (СмолГУ)
Аннотация
Разработана и апробирована в системе физического воспитания высших учебных заведений экспериментальная методика силовой направленности на основе использования средств атлетической гимнастики. Достоверно повышена эффективность академических занятий, а также показателей физической подготовленности студентов.
Ключевые слова: физическая подготовка, атлетическая гимнастика, студент высшего учебного заведения.
EFFICIENCY OF APPLICATION OF MEANS OF ATHLETIC GYMNASTICS AT DEVELOPMENT OF SEPARATE PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS OF
HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE HUMANITARIAN
STRUCTURE
Vladimir Petrovich Guba, the doctor of pedagogical sciences, the professor, Smolensk humanitarian university Alexander Alekseevich Gubernatorov, the teacher,
Smolensk state university
Abstract
The experimental technique of a power orientation is developed and approved in system of physical training of higher educational institutions on the basis of use of means of athletic gymnastics. Efficiency of the academic employment and also parameters of physical readiness of students is au-
thentically raised.
Keywords: physical preparation, athletic gymnastics, the student of a higher educational institution.
Физическое воспитание в высших учебных заведениях представлено самостоятельной учебной дисциплиной, которая решает задачи повышения уровня физической подготовленности студентов, акцентированной на предстоящей профессиональной деятельности и подготовке юношей к воинской службе в рядах вооруженных сил РФ [4, 6]. Личностно и социально значимыми для юношей 18-20 лет являются такие физические качества, как выносливость и сила, которые могут успешно воспитываться за счет средств атлетической гимнастики на учебных занятиях [1].
Несмотря на большой объем работ научного и методического характера в изучаемой области, их ретроспективный анализ свидетельствует о слабой методической обоснованности применения конкретных средств атлетической гимнастики в процессе физической подготовки студентов высших учебных заведений, что и послужило основой для проведения экспериментального исследования, являющегося на сегодняшний день современным и актуальным.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате анализа научно-методической литературы было установлено, что традиционная учебная программа занятий по физической культуре мало эффективна и не соответствует уровню морфофункционального развития, физической подготовленности, а также мотивам и потребностям студентов, которые ориентированы преимущественно на развитие силового потенциала.
В рамках педагогического эксперимента были сформированы контрольная (n=36 чел.) и экспериментальная (n=38 чел.) группы. В нем приняли участие юноши 18-20 лет - студенты Смоленского государственного университета.
На учебные занятия по физической культуре в течение учебного года как в контрольной, так и экспериментальной группах отводилось 136 учебных часов. Студенты контрольной группы занимались по традиционной программе, а экспериментальной -по специально разработанной, в которой вариативная часть была представлена средствами атлетической гимнастики в количестве 52 часов (табл. 1).
Таблица 1
Распределение объемов учебной нагрузки на занятиях по физической культуре в
контрольной и экспериментальной группах
Содержание занятий Контрольная группа Экспериментальная группа
Кол-во часов % Кол-во часов %
Теоретические занятия 12 8,8 12 8,8
ОФП 34 25,0 18 13,2
Атлетическая гимнастика б 4,4 52 38,2
Легкая атлетика 1б 11,8 10 7,4
ППФП 12 8,8 8 5,9
Спортивные и подвижные игры 18 13,2 10 7,4
Гимнастика 4 2,9 4 2,9
Лыжная подготовка 12 8,8 0 0,0
Контрольные испытания 22 1б,2 22 1б,2
Всего часов 13б 100,0 13б 100,0
Комплексное применение средств атлетической гимнастики, реализуемых в экспериментальной группе, включает в себя три занятия различной направленности. Первое занятие имеет скоростно-силовую направленность, второе направлено на тренировку силовой выносливости, третье - работа на тренажерах, выполняемая в режиме силовой тренировки.
Эффективность разработанной методики определялась с помощью текущего и
этапного контроля физической подготовленности студентов с использованием комплекса тестовых упражнений, проводившегося дважды: в начале и по окончании учебного года.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В процессе предварительных исследований было установлено, что уровень физической подготовленности не соответствует должным нормам [2]. Так, у 20% юношей 18-20 лет контрольной и экспериментальной групп отмечен низкий уровень развития выносливости, 40% показали неудовлетворительные результаты в силовых тестах.
Перед началом педагогического эксперимента достоверных межгрупповых различий в показателях выносливости и силы не наблюдалось (р>0,05).
В результате оптимизации процесса физической подготовки за счет средств атлетической гимнастики в течение учебного года произошли достоверные изменения уровня выносливости и силовых показателей юношей экспериментальной группы (р<0,01; 0,05). Так, достоверного прироста результатов в беге на 1000 м добились юноши экспериментальной группы, их показатели снизились на 14 с (5,9%), у юношей контрольной группы - на 7 с (2,9%). Аналогичная тенденция проявляется в 12минутном тесте Купера (р<0,05).
Занятия силовой направленности привели к значительному увеличению уровня развития силовых качеств у юношей экспериментальной группы. Так, количество подтягиваний у юношей контрольной и экспериментальной групп, выполненных на высокой перекладине, до начала эксперимента достоверно не отличалось (р>0,05) и составляло 4,3 и 4,8 выполнений, соответственно. В течение учебного года результат в данном упражнении возрос у студентов как контрольной, так и экспериментальной групп - на 0,5 выполнения (11,6%) и на 1,4 выполнения (29,2%), соответственно. Однако по окончании исследования показатели экспериментальной группы достоверно превышают контрольную (р<0,05; табл. 2).
Таблица 2
Показатели физической подготовленности студентов контрольной и эксперимен-
тальной групп по окончании педагогического эксперимента
Контрольные упражнения Группы Достоверность различий
КГ ЭГ 1 р
Бег 100 м, с 14,0 13,7 0,832 >0,05
Бег 1000 м, с 235 224 2,497 <0,05
Бег 12 минут, м 2385 2438 2,874 <0,05
Челночный бег 10х5, с 14,2 13,8 1,109 >0,05
Прыжок в длину с места, см 219,8 237,5 2,908 < 0,01
Подтягивания, кол-во раз 4,8 6,2 2,475 <0,05
Сгибания и разгибания рук в упоре, кол-во раз 19,5 24,6 3,750 < 0,01
Подъем туловища из положения лежа, кол-во раз 23,5 28,5 3,518 < 0,01
Аналогичная динамика результатов наблюдалась при сгибании и разгибании рук в упоре лежа, однако, уровень достоверности р<0,01. Результаты, показанные по окончании педагогического эксперимента в подъеме туловища из положения лежа, свидетельствуют, что достоверные количественные изменения произошли у юношей экспериментальной группы - 28,5 раз по сравнению с контрольной - 23,5 раз (р<0,01).
Подобных достоверных изменений в контрольных упражнениях на скорость и координацию не наблюдается, что свидетельствует об эффективном применении средств, направленных на развитие выносливости и силы у юношей 18-20 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что за счет приоритетного применения средств атлетической гимнастики в рамках вариативной части учебной
программы при рациональном сочетании с другими средствами физического воспитания достоверно (р<0,01) повысился уровень наиболее значимых качеств развития силы и силовой выносливости студентов, которые отвечают потребностям юношей 18-20 лет, обучающихся в высших учебных заведениях гуманитарного профиля, что подтверждено экспериментальными данными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губа, В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи : учеб. пособ / В.П.Губа, О.С.Морозов, В.В. Парфенен-ков. - М. : Советский спорт, 2008. - 206 с.
2. Ланда, Б.Ф. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б.Ф. Ланда. - М. : Советский спорт, 2005. -192 с.
3. Программа физического воспитания студентов высших учебных заведений /
В.М. Колос, Н.Л. Петров [и др.]. - Минск : [б.и.], 1992. - 52 с.
4. Смирнов, Ю.А. Атлетизм как средство физического воспитания студентов вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Смирнов Ю.А. - СПб., 2000. - 23 с.
5. Физическая культура студента : учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2001. - 447 с. : ил.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОК НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ
Игорь Сергеевич Козлов, старший преподаватель,
Адыгейский государственный университет (АГУ) г. Майкоп
Аннотация
Автором предложена методика развития общей выносливости, состоящая из двух блоков: 1) методика обучения рациональному дыханию и равномерному преодолению дистанции, а также формирования мотивации и развития волевых качеств; 2) собственно методика развития общей выносливости. В ходе педагогического эксперимента показано, что разработанная методика более эффективна, чем традиционная.
Ключевые слова: общая выносливость, студентки, методика развития.
SET OF METHODS TO DEVELOP OVERALL ENDURANCE OF GIRLS-STUDENTS OF NOT SPORTS HIGH SCHOOLS
Igor Sergeevich Kozlov, the senior teacher,
Adygei state university,
Maikop
Abstract
The author of the paper suggests a new set of methods to develop overall endurance, comprised of two major blocks: 1) teaching of breathe efficiently and cover the distance evenly, together with shaping athlete’s motivation and will; 2) developing overall endurance proper. The described pedagogical experiment confirms the efficiency of these methods compared to traditional ones.
Keywords: overall endurance, students, set of methods of development.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших показателей двигательной подготовленности студенток, тесно связанным с эффективностью деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, а, значит, и с показателями физического компонента их здоровья, является уровень общей выносливости. В связи с этим не могут не вызывать тревоги появляющиеся сведения о низком уровне общей выносливости и его отрицательной динамике у студенток современных вузов в течение как учебного года, так и всего