Научная статья на тему 'Формирование и контроль использования производственно-экономического потенциала предприятия'

Формирование и контроль использования производственно-экономического потенциала предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и контроль использования производственно-экономического потенциала предприятия»

УДК 658.5

ФОРМИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

B.А. Щербаков,

доктор технических наук, профессор, завкафедрой экономики природопользования, СГСЭУ

C.В. Генералова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления сельскохозяйственным производством, СГАУ

ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)

За период с 1990 по 2006 гг. в условиях трансформации экономических отношений стратегический менеджмент принял формы наиболее актуального направления производственной управленческой деятельности. Недостатки в системе стратегических решений объясняют многие проблемы в формировании эффективной экономики в современных условиях. В теоретических дискуссиях по проблемам развития стратегического менеджмента преобладают две точки зрения - индустриально-экономическая и ресурсная. Авторы этих двух подходов пытаются ответить на вопрос, какая из альтернативных структур приоритетов операционной стратегии в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность на долгосрочную перспективу В рамках индустриально-экономического подхода преимущественное значение придается степени привлекательности отрасли. В качестве приоритета предпочтение отдается среднеотраслевому уровню рентабельности и другим отраслевым критериям. Авторы ресурсного подхода выбирают внутрифирменные приоритеты - уровень использования производственных мощностей, качество продукции и производственных процессов, мобильность организационно-производственных структур. Данный подход пользуется большей привлекательностью и имеет достаточно развитую методологию. В этой связи при разработке стратегических альтернатив, на наш взгляд, на первый план необходимо ставить вопрос о приоритетной значимости состояния и уровня использования производственно-экономического потенциала предприятия.

Изучению структуры и содержания понятия производственно-экономического потенциала в последние годы посвящены работы многих уче-ных1. Синтезируя смысловое содержание существующих определений потенциала, можно дать обобщенную характеристику понятия производственно-экономического потенциала. Производственно-экономический потенциал - это способность предприятия в рыночных условиях производить оптимальное, соответствующее объему спроса количество конкурентоспособной продукции при эффективном использовании сбалансированно взаимодействующих ресурсов, высоком уровне менеджмента и маркетинга в условиях расширенного воспроизводства производительных сил отдельных предприятий, отраслей и народного хозяйства в целом. Схема ключевых понятий производственно-экономического потенциала показана на рис. 1.

В сложившейся структуре стратегического менеджмента особое значение имеют разработка теории и создание инструментальных средств, позволяющих проанализировать, оценить и запрограммировать эффективное развитие производственно-экономического потенциала. Задача оценки потенциала - это системное представление данных о качестве параметров внутренней среды предприятия. На основе данной оценки и анализа внешней среды предприятия осуществляются формирование множества стратегических альтернатив и выбор основной стратегии предприятия. Далее исполняются прогноз изменения и формирование потенциала предприятия в условиях реализации намеченной стратегии.

Как экономическая категория производственно-экономический потенциал является структурной частью стратегического менеджмента.

Основным понятием в теории стратегического менеджмента является понятие стратегии. Стратегия представляет собой управленческий план действий, направленный на достижение основных долгосрочных целей предприятия и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Рис. 1. Ключевые понятия производственно-экономического потенциала

Производственно-экономический потенциал

Основные понятийные термины

Ресурсно-функциональная структура потенциала

Элементы потенциала

Уровень (состояние), использование, формирование потенциала

Фактический (накопленный) и прогнозируемый потенциал

Оценка (измерение) потенциала

Методы оценки (измерения) потенциала

Абсолютные, относительные, частные, групповые индикаторы потенциала

Интегральный индикатор потенциала

Цели исследования потенциала

Разработка стратегии развития предприятия

Повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятия

Сравнение потенциала различных предприятий, отраслей, подкомплексов, их ранжирование, выявление предприятий с низким, средним и высоким уровнями потенциала.

Разработка основных направлений государственной политики (антимонопольной, инвестиционной и др.) на ос -нове результатов оценки потенциала предприятий, отраслей и т.д.

Определение оптимального уровня потенциала предприятий, отраслей, регионов

Расчет потенциального объема производства различных предприятий, отраслей и т.д.

Выявление слабых и сильных сторон предприятия. Выявление резервов и формирование потенциала предприятий, отвечающего современным условиям

Основные области применения категории потенциала и методов его оценки

В системе стратегического менеджмента

В маркетинговой деятельности предприятия

В системе анализа, планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности

В методике оценки конкурентоспособности предприятия

В системе государственного регулирования деятельности предприятий, отраслей, подкомплексов и т. д.

С начала 1960-х гг. в литературе по стратегическому менеджменту было представлено множество моделей систематизации процесса стратегического уп -равления. Анализ основных моделей с позиций ввода в терминологический оборот стратегического менеджмента понятий оценки и формирования производственно-экономического потенциала позволил сформулировать основные этапы данного процесса (рис. 2).

Как видно из рис. 2, наиболее важным этапом в процессе стратегического менеджмента является определение миссии и целей предприятия.

Миссия предприятия - основная философия существования фирмы. Корпоративная миссия дает персоналу понимание целей и помогает в выработке единой позиции, способствующей укреплению организационной культуры.

Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила формулировки миссии, но любой из подходов должен рассматривать миссию предприятия с точки зрения определения основных потребностей покупателей (клиентов) и их эффективного удовлетворения. Например, для мукомольных предприятий зернопродуктового подкомплекса Саратовской области миссия может быть сформулирована следующим образом: «Удовлетворение потребностей населения и

хлебопекарной отрасли Саратовской области и других регионов мукой высокого качества».

Миссия может иметь менее лаконичный характер, например: «К нашим ценнейшим активам относятся благожелательное отношение и доверие общественности, лояльность и преданность делу со стороны руководства и сотрудников всех уровней, доверие и сотрудничество с нашими поставщиками. Наши принципы: предложение потребителям по разумным ценам муки высокого качества; побуждение поставщиков к использованию самых современных и эффективных способов производства и методов контроля зерна; обеспечение сотрудничества с поставщиками, контроля качества в соответствии с самыми высокими стандартами; построение устойчивых взаимовыгодных отношений с потребителями, поставщиками и сотрудниками».

Понятие целей предприятия неоднозначно. Исследованиями сущности целей предприятия занимались такие ученые, как Р. Ансофф, Ф. Кампо-Флорес, Б. Кар-лоф, Я. Чанг и др. Общим у них является определение целей, где учитываются два ключевых момента. Во-первых, цель характеризует направление развития предприятия в определенный интервал времени. Во-вторых, цель позиционирует желаемое состояние, которое должно быть достигнуто предприятием через определенный промежуток времени. В первом случае

приоритетным является качественное, прагматическое состояние предприятия, во втором - стратегия количественных характеристик на определенную перспективу

Анализ внешней среды: анализ общей (дальней) и специфической (ближней) внешней среды

Рис. 2. Процесс стратегического менеджмента на предприятии

Стратегический анализ как этап стратегического менеджмента отражает состояние взаимосвязей факторов внешней среды и производственно-экономического потенциала предприятия, фактическое состояние предприятия, его сильные и слабые стороны, выявление условий его успешного развития. Оценка потенциала показывает состояние всех его элементов (научно-технического, трудового, финансового, маркетингового, организационного, внешнеэкономического потенциалов), эффективность использования ресурсов. Таким образом, на данном этапе создается необходимая информационная база, позволяющая наиболее результативным образом провести процесс выбора стратегических альтернатив.

С понятиями «стратегия» и «стратегические решения» тесно связано понятие «потенциал предприятия». В каждый данный момент предприятие имеет вполне определенный производственно-экономический потенциал, который напрямую зависит от той стратегии развития, которую выбрало для себя предприятие ранее.

Большой вклад в раскрытие содержания категории потенциала в системе стратегического менеджмента предприятия внесли Р.М. Качалов, Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев. Они определяют потенциал предприятия как социально-экономическую функцию, т.е. совокупность находящихся в распоряжении предприятия стратегических ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях. Разработку тео-

рии потенциала в системе стратегического менеджмента продолжили Н.А. Аткина, Е.В. Попов и В.Л. Ханжина. Ими в терминологический оборот была введена такая экономическая категория, как «рыночный потенциал предприятия», выявлена его поэлементная структура, предложен метод количественной оценки, который можно использовать на предприятии. Рыночный потенциал предприятия, по их мнению, - это возможность управления его ресурсами на определенных этапах его развития в целях эффективного взаимодействия с рынком. Каждое предприятие обладает рыночным потенциалам, но не все используют его на 100%. Уровень использования рыночного потенциала, как считают авторы, - это мера управления ресурсами предприятия в целях эффективного взаимодействия с рынком на некоторый момент времени. Предлагается табулирование уровня использования рыночного потенциала по шкале значений от 0 до 100%.

Общим недостатком подходов указанных авторов является недостаточное уделение внимания проблеме динамических взаимосвязей элементов потенциала в процессе его формирования. Механизм анализа и оценки производственно-экономического потенциала, по нашему мнению, с наибольшей полнотой раскрывает сущность и возможности роста эффективности работы предприятия именно в динамике его функционирования, обновления и расширения. При оценке потенциала осуществляется комплексный анализ результатов хозяйственной деятельности, выявляются сильные и слабые стороны предприятия. Оценку потенциала сначала проводят по его элементам в их динамическом развитии, после чего выявляют интегральный показатель уровня его использования. Интегральный показатель отражает качественное состояние потенциала предприятия в целом (низкое, среднее, высокое).

Существующие методики оценки потенциала предприятий базируются на нескольких принципиальных подходах. Выделяются методы, базирующиеся на экономико-статистических зависимостях, в том числе с использованием аппарата производственных функций, стоимостной, индексный, балльной оценки. В зарубежной практике для оценки возможностей предприятий широко используются индикаторный, матричный методы, модель МсКтэеу, метод анализа иерархий. Наши исследования показали, что требованиям системной оценки потенциала предприятия в наибольшей степени удовлетворяют методические подходы, заложенные в индикаторном методе2. Исследования показали, что стратегический анализ развития, использования и воспроизводства производственно-экономического потенциала, основанный на модели индикаторного метода, в полной мере способствует формированию стратегических приоритетов предприятия.

Обобщающим звеном выявления степени воздействия внешней среды на потенциал предприятия и оценок производственно-экономического потенциала в целом является формирование стратегических альтернатив, отражающих разнообразие общих стратегий дальнейшего развития предприятия. Такие возможности могут быть представлены тремя основными типами - стратегиями стабильности, роста и сворачивания. У каждой из этих стратегических альтернатив имеется определенное число типовых вариантов. Предприятие

Оценка производственно-экономического потенциала предприятия

может выбрать один из них или применить определенные сочетания различных типов, что характерно для крупных диверсифицированных компаний. Для разработки стратегий можно использовать матрицу Р. Ансоф-фа, основанную на анализе рынка и товара, матрицу фирмы «Arthur D. Little», основанную на анализе жизненного цикла отрасли и ее конкурентной позиции, типовые конкурентные стратегии по М. Портеру и другие модели. Главным критерием всей работы по анализу и формулированию стратегических направлений развития является их совместимость с миссией и целями предприятия, а также возможность отвечать намечающимся изменениям внешней среды. На данном этапе определяется развитие внутренних возможностей предприятия путем преобразований внутри производственно-экономического потенциала или его полного формирования.

Производственно-экономический потенциал обладает свойствами органического единства всех структурных элементов. При его формировании необходимо установить приоритеты (очередность) внедрения возможных изменений. Для этого можно использовать различные виды экономико-математических моделей. Так, можно использовать имитационную модель, чтобы подтвердить предлагаемое решение о будущем состоянии до осуществления изменений. Затем в порядке эксперимента вводится каждое изменение потенциала, оценивается результат. Если результаты оказываются положительными, можно осуществлять изменения элементов потенциала и оценивать влияние завершенного внедрения. Если результаты показывают отрицательное влияние или не показывают никакого улучшения, необходимы устранение изменения и введение следующего.

Формирование и функционирование прогнозируемого производственно-экономического потенциала являются содержательной частью этапа реализации выбранной стратегии и стратегического контроля. В рамках этого этапа конкретизируются и осуществляются все запланированные задания и мероприятия, оценивается их эффективность, приводится в действие механизм реализации выбранной стратегии.

Таким образом, наиболее полное выявление резервов развития предприятия возможно с помощью методологии анализа, контроля и прогнозирования роста производственно-экономического потенциала. При этом изменение составляющих элементов потенциала диктуется выбранной стратегией. Взаимосвязь оценки и формирования производственно-экономического потенциала можно рассматривать как важнейший элемент в структуре стратегического менеджмента. Системный подход к проблеме оценки и формирования потенциала позволяет оптимально использовать возможности предприятия, что будет способствовать достижению долгосрочных целей предприятия, реализации выбранной стратегии и достижению успеха предприятия в рыночных условиях.

1 Обобщение разработок по данному вопросу см. в раб.: Генералова С.В., Трубицын Ю.И. Производственно-экономический потенциал предприятий зернопродуктового подкомплекса. Саратов, 2002; Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 2.

2 См.: Генералова С.В. Индикаторный метод оценки потенциала предприятия // АПК: Экономика, управление. 2003. № 6. С. 63 - 69.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

УДК 336.71.078.3

БАНКОВСКИМ НАДЗОР: СУЩНОСТЬ И ВОЗРАСТАЮЩАЯ РОАЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСАОВИЯХ

Н.С. Бровкина,

аспирантка кафедры банковского дела, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 15(1)

В широком смысле этого слова надзор - одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. Выделяют такие виды надзора, как прокурорский, судебный, налоговый, банковский и т.п. В научной литературе имеется ряд определений банковского надзора. Эти определения можно разделить на две основные группы. В первой из них основной акцент сделан на определении надзора как организационной формы деятельности различных государственных структур, направленных на обеспечение законности банковской деятельности. Так, Р Портер считает, что банковский надзор является системой, которой пользуется правительство, чтобы гарантировать стабильность и безопасность финансовой системы1. С.А. Голубев отмечает, что надзор - это осуществляемое специальными государственными органами постоянное наблю -дение за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности2. Сторонники второй точки зрения уделяют основное внимание функциям банковского надзора, его содержательным компонентам. А.Ю. Симановский отмечает, что банковский надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов3.

По мнению Г.П. Чубаровой, банковский надзор представляет собой процессы наблюдения за исполнением банками присущих им функций по привлечению, распределению и перераспределению общественных средств, отслеживанию уровня качества управления рисками банковской деятельности, созданию условий по предотвращению этих рисков и повышению устойчивости банковской системы, выработке и применению мер адекватного реагирования по стабилизации банковской системы4.

Обобщая эти и другие мнения разных авторов, можно дать следующее определение. Банковский надзор - это непрерывный процесс поддержания стабильности банковской системы, основанный на принятых в соответствии с мировой практикой и рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору нормах надзорного режима и осуществляемый путем постоянного аналитического обследования кредитных орган иза-ций на всех этапах их функционирования с применением мер надзорного реагирования.

Повышение эффективности банковского надзора предполагает развитие содержательного начала или ориентацию надзора на риски в банковской деятельности, так как качество управления риском является ре-

шающим фактором обеспечения безопасности и стабильности банков и банковской системы в целом.

Основываясь на мнениях специалистов о методах и формах банковского надзора, можно констатировать, что их суть заключается в:

- регулировании и контроле создания банков преимущественно путем лицензирования;

- надзоре за текущей деятельностью - выборе эффективного надзорного режима за соблюдением требований действующего законодательства и нормативных актов, выполнением обязательных норм, отдельными банковскими операциями и направлениями деятельности, системой отчетности и аудита, осуществляемым путем анализа и оценки финансового состояния банков через дистанционное и контактное взаимодействие;

- применении мер надзорного реагирования как предупредительного, так и принудительного характера, включая требования об устранении недостатков в деятельности, о взыскании штрафов, об ограничении правоспособности кредитной организации, о замене руководства, введении временной администрации, реорганизации и ликвидации банков с отзывом лицензии.

Ряд авторов в своих работах часто употребляют термин «пруденциальный надзор», имея при этом в виду документарный (камеральный, дистанционный) надзор. Так, В.П. Климович определяет пруденциальный надзор как «текущий контроль на регулярной основе, механизмом реализации которого является предоставление кредитной организацией различных видов регулируемой отчетности Банку России»5.

По мнению Г.А. Тосуняна, пруденциальный надзор отличается от других видов банковского надзора тем, что его предметом являются правила, устанавливающие государственные стандарты, обеспечивающие устойчивость банковской системы и кредитных организаций, или пруденциальные нормы.

Автор поддерживает мнение о том, что «документарный» или «дистанционный» характер не являются единственным признаком пруденциального (разумного) надзора, учитывая, что банковский надзор за соблюдением государственных стандартов устойчивости кредитных организаций осуществляется как в документарной форме, так и в ходе проверок на местах.

Дистанционный надзор заключается в мониторинге состояния отдельных банков, однородных по составу групп банков, а также банковской системы в целом. Надзорные органы систематически получают и анализируют данные о ликвидности, достаточности капитала, кредитном риске, качестве активов, крупных потенциальных процентных рисках и их концентрации, валютных и рыночных рисках, доходах и прибыльности, структуре баланса. Эти сведения необходимы для проведения всестороннего анализа банков, раннего выявления проблем отдельных банков и определения первоочередных направлений использования ограниченных ресурсов надзора в областях и видах деятельности, сопряженных с наибольшим риском.

С точки зрения ресурсов надзорной деятельности дистанционный надзор дешевле, расходы по нему во многом несут сами банки, предоставляющие информацию надзорным инстанциям. Вместе с тем имеются и следующие его недостатки: качество отчетов зависит от

квалификации сотрудников банка, развитости информационных систем банка и достоверности предоставляемой информации; стандартный формат отчетности не всегда позволяет отразить индивидуальные особенности деятельности банков, факторы, воздействующие на управление рисками, ошибки в стратегии управления, факты мошенничества.

Контактный надзор, или инспекционная проверка на месте, строится на данных дистанционного наблюдения и дополняет их. Такая проверка дает возможность органам надзора вникнуть в детали и оценить перспективы деятельности банка. Инспекционные проверки позволяют органам надзора подтвердить информацию, предоставленную банком в отчетности, определить проблемы и причины их возникновения с достаточной степенью детализации. Эти проверки оценивают точность отчетности банка, его деятельность и состояние, квалификацию и компетентность менеджмента, адекватность систем управления риском и процедур внутреннего контроля. В ходе проверки детальной оценке подвергаются качество кредитного портфеля, сформированность резервов на возможные потери по ссудам, системы учета и управленческой информации. Проверке также подлежат меры, принятые для устранения проблем, выявленных в ходе дистанционного надзора или предыдущих проверок на местах, соблюдения законодательных и регулирующих норм и условий, оговоренных в лицензии. Эти проверки требуют значительных затрат и, как правило, обращены лишь на некоторые сферы деятельности банка.

Нельзя не согласиться с мнением Г.Г. Меликьяна о необходимости сокращения числа проверок банков в основном за счет сокращения проверок их филиалов, так как «контроль за филиалами - это в значительной мере задача внутреннего контроля банков»6. Это по -зволит сосредоточить усилия надзорных органов на контроле самих банков и повысить качество проверок. Динамика проверок (по данным Банка России) свидетельствует о том, что за последние годы количество проверок кредитных организаций снижается: в 2005 г. проведено в 2,3 раза меньше проверок, чем в 1999 г., в том числе количество комплексных проверок сократилось в 2,5 раза7.

В последние годы наметилась тенденция повышения роли банковского надзора. Это связано с рядом следующих причин.

1. Особенности развития банковского сектора страны. Банковский сектор России, как показывают итоги его развития за последние годы, динамичен, чему в значительной степени способствует в целом позитивная макроэкономическая ситуация в стране.

На начало 2006 г. общий объем кредитов, выданных банками нефинансовому сектору, составил более 4 трлн руб. с ростом относительно предыдущего года на 27%, а объем кредитов, предоставленных физическим лицам, достиг суммы более 1 трлн руб., увеличив -шись на 77%8. Высокие темпы роста кредитования способствуют росту рисков в банковской системе. По разным оценкам на долю кредитного риска приходится более 60% банковских рисков. Со временем он растет, в том числе за счет потребительского кредитования.

2. Наличие большого количества мелких коммерческих банков с небольшим уставным капиталом. Так,

хотя за период с 2000 г. количество небольших банков с капиталом до 30 млн руб. существенно уменьшилось, на сегодня они составляют около 1/3 всех банков в стране.

В настоящее время в стране наблюдаются процессы ужесточения конкуренции, которые могут привести к перераспределению банковского рынка в пользу крупных банков. Поэтому дальнейшая перспектива большинства средних и мелких банков - это консолидация через слияние, объединение и специализацию отдельных операций. В этих условиях необходимо усилить банковский надзор за средними и малыми банками, учитывая повышенную степень риска по ведению ими банковского бизнеса, уделять особое внимание вопросам их использования в противоправных действиях, в частности в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, и сокрытия других преступлений.

3. Наличие ряда крупных банков с высоким уровнем риска. Определяющую роль в банковской системе играют кредитные организации, имеющие капитал более 5 млн евро, численность которых по итогам 2005 г. приблизилась к 50% от числа действующих, а их доля в совокупном капитале банковского сектора достигла 97%.

Анализируя отдельные показатели по 30 крупнейшим банкам, можно отметить, что крупные банки имеют лучшие пруденциальные показатели по сравнению с этими же показателями по банковской системе в целом, что свидетельствует об их большей устойчивости. Особенностью крупных банков является то, что они придают большое значение вопросам управления рисками, для создания эффективной системы управления рисками часто используют зарубежные методологические разработки. Одна из проблем их деятельности - недостаточный уровень публичного раскрытия информации. Так, результаты исследования, проведенного международным рейтинговым агентством «^апСаЛ & Роогэ» («Б&Р»), свидетельствуют о том, что у 30 крупнейших российских банков уровень раскрытия информации остается низким и оценен в 48,3%, тогда как рейтинг крупнейших мировых кредитных учреждений, рассчитанный по аналогичной методологии, составляет в среднем 79%. Хотя за последний год рейтинг прозрачности с учетом методологических изменений вырос на 3,1%, авторы исследования не считают это большим достижением9. Такая практика раскрытия информации российскими банками оказывает негативное влияние на формирование доверия к ним и уверенности в их надежности со стороны инвестиционного сообщества и населения. По этим и другим изложенным причинам внимание сотрудников банковского надзора должно быть в первую очередь сосредоточено на крупных банках.

4. Недостаточная степень взаимодействия банковской системы и реального сектора экономики (хотя в последние годы этот уровень взаимодействия вырос). Отношение размера кредита к ВВП даже в 2005 г. составляло лишь 19,8%, что существенно ниже, чем в других странах. Так, в конце 1990-х гг. это соотношение составляло: в Германии - 115%, во Франции - 90%, в Японии - 85%, Италии - 59%, США - 40%10.

Лишь к началу 2009 г (согласно стратегии развития банковского сектора России на период до 2008 г.) предусматривается довести кредиты реальному сектору экономики до 26 - 28% к ВВП11. Но и этот запланиро-

ванный показатель значительно ниже уровня, уже давно достигнутого развитыми странами.

5. Низкое качество банковского аудита (в связи с отсутствием должного взаимодействия органов банковского надзора с внешними аудиторами). До настоящего времени в нашей стране не использовалась международная практика привлечения внешних аудиторов к анализу риска кредитной организации, определению качества ее управления, обеспечения эффективного и устойчивого функционирования. Пока же накопленный внешними аудиторами потенциал остается недостаточно реализованным.

6. Необходимость обеспечения социальной безопасности в сфере банковской деятельности в связи с недостаточной уверенностью кредиторов банков в финансовой устойчивости кредитных организаций. Удельный вес вкладов физических лиц в кредитных организациях, имеющих отдельные недостатки в своей деятельности (по классификации Банка России), увеличился за 2003 - 2005 гг. на 11,7% и составил на начало второго полугодия 2006 г. 42,3%. Эта тенденция свидетельствует об отсутствии уверенности в сохранности денежных средств населения12.

7. Необходимость совершенствования надзора за кредитными организациями, осуществляющими в рамках действующего законодательства финансовые операции с сомнительными клиентами и получающими высокие доходы. Министр финансов России А.Л. Кудрин подчеркнул, что за последнее время ситуация с отмыванием преступных доходов в стране кардинально изменилась. Так, за 2004 - 2005 гг. отозвано более 70 банковских лицензий, в то время как за неполный 2006 г уже отозвано более 5013.

8. Недостатки систем внутреннего контроля (СВК) в ряде банков, что приводит к ряду проблем, возникающих как в самих банках, так и в их удаленных структурных подразделениях. А.А. Козлов отметил, что около 40% банков не были приняты в систему страхования вкладов именно в связи с неудовлетворительной оценкой работы служб внутреннего контроля, в том числе их деятельности в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. На сегодняшний день подавляющее число отзывов банковских лицензий также связано с низким качеством проверок, проводимых службами внутреннего контроля14.

9. Необходимость освоения надзора за сравнительно новыми для российского банковского рынка услугами (которые широко применяются за рубежом, а в России еще не получили соответствующего развития). Это относится к трастовым услугам, товарно-комиссионным операциям, в том числе факторинговым, форфейтинговым, лизинговым, ряду фондовых операций. В последнее время в больших объемах внедряются услуги интернет-банкинга, что усложняет структуру традиционных рисков, приводит к появлению новых источников и компонентов рисков, может вызвать «смещение профиля риска», особенно в сторону операционного, правового, репутационного и стратегического рисков, хотя модификации могут подвергаться и другие банковские риски.

Имеется и ряд других факторов, определяющих возрастающую роль банковского надзора. К ним относят-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.