Научная статья на тему 'Риск-ориентированный надзор за кредитными организациями: теоретический аспект проблемы'

Риск-ориентированный надзор за кредитными организациями: теоретический аспект проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2630
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАДЗОР / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КРИЗИС / ДИСТАНЦИОННЫЙ НАДЗОР / ИНСПЕКТОРСКАЯ ПРОВЕРКА / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева З.А.

В статье отмечается, что развитие содержательных риск-ориентированных подходов к надзору за кредитными организациями является актуальной задачей, стоящей перед Банком России. Подчеркивается, что по ряду аспектов российская надзорная практика далека от международных стандартов и от требований Базельского комитета. Поэтому необходимы качественные изменения в национальных стандартах банковской деятельности. Предлагается систематизированный взгляд на развитие теоретических аспектов проблемы риск-ориентированного надзора за кредитными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риск-ориентированный надзор за кредитными организациями: теоретический аспект проблемы»

Банковское дело

Удк 336.711

риск-ориентированный надзор за кредитными организациями: теоретический аспект проблемы

З. А. ТИМОФЕЕВА, кандидат экономических наук, первый заместитель начальника Е-mail: ztimofeeva@gazinter.net Главное управление Банка России по Калининградской области

В статье отмечается, что развитие содержательных риск-ориентированных подходов к надзору за кредитными организациями является актуальной задачей, стоящей перед Банком России. Подчеркивается, что по ряду аспектов российская надзорная практика далека от международных стандартов и от требований Базельского комитета. Поэтому необходимы качественные изменения в национальных стандартах банковской деятельности. Предлагается систематизированный взгляд на развитие теоретических аспектов проблемы риск-ориентированного надзора за кредитными организациями.

Ключевые слова: риск-ориентированный надзор, кредитные организации, кризис, дистанционный надзор, инспекторская проверка, процесс.

Изучение существующих подходов к организации банковского надзора показало, что основными тенденциями совершенствования механизма регулирования деятельности банков на современном этапе развития мировой финансовой системы являются:

— усложнение институциональных форм организации надзора за деятельностью банков и небанковских финансовых посредников;

— постепенный переход от формального к содержательному надзору, что в свою очередь предполагает развитие методов консолидированного и риск-ориентированного банковского надзора,

усиление макропруденциальной составляющей надзорного процесса.

Необходимость изменения использовавшихся ранее методов надзора за деятельностью банков была обусловлена быстрым развитием финансового сектора мировой экономики, усложнением его институциональной структуры, резким ростом финансовых инноваций во второй половине XX в. В результате развития этих процессов существенным образом усилились и видоизменились риски, связанные с деятельностью банков и небанковских финансовых организаций. Возросла уязвимость финансового сектора по отношению к макроэкономическим шокам [4, 9, 11, 13, 17].

До конца 1990-х гг. основными инструментами поддержания стабильности банковской системы служили:

— создание общеэкономических условий эффективного функционирования банков за счет проведения соответствующей денежно-кредитной, валютной и общеэкономической политики;

— рефинансирование банков для сглаживания текущих колебаний ликвидности;

— установление и обеспечение соблюдения нормативов экономической деятельности банков, включая требования, касающиеся размеров принимаемых рисков и их ограничения;

— оздоровление, реорганизация или ликвидация экономически несостоятельных банков;

— создание механизмов защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков.

Применение этих механизмов позволяло в целом достаточно эффективно осуществлять обеспечение устойчивости финансового состояния банков, локализовать возникающие проблемы, не допуская нарушения финансовой стабильности.

Однако, как показал опыт региональных финансовых и банковских кризисов 1990-х — начала 2000-х гг., усложнение мировой финансовой архитектуры, внедрение финансовых новаций требуют совершенствования подходов к организации банковского надзора.

Дополнительный интерес к данной теме вызвал последний финансовый кризис 2008—2009 гг., поскольку в сферу приоритетов Правительства РФ по оказанию неотложной финансовой помощи попал в первую очередь банковский сектор. Дискуссии разгорелись с новой силой. Отдельные экономисты высказывали мысль о том, что именно недостаточный надзор за кредитными организациями в предкризисный период предопределил втягивание в орбиту финансовой неустойчивости дополнительного количества банков. Объективности ради следует сказать, что в острой фазе кризиса 2008—2009 гг. количество действующих кредитных организаций сократилось на 2,8 % (с 1 126 до 1 094), а количество филиалов кредитных организаций — на 3,1 % (с 3 512 до 3 403) [3]. При этом указанная тенденция была сохранена и в 2010 г. Вместе с тем проблемы в банковской сфере в этот период были характерны не только для России, где банковская система в ее современном виде существует немногим более 20 лет, но и для стран с казалось бы развитой и устойчивой банковской системой и достаточно «продвинутой» системой надзора, соответствующей в целом основополагающим принципам эффективного банковского надзора и положениям Базельского соглашения. Уроки банкротства знаменитого американского инвестиционного банка Lehman Brothers до сих пор обсуждаются в зарубежных средствах массовой информации [19].

Видимо, проблемы лежат намного глубже. Система надзора за кредитными организациями, отработанная и активно пропагандируемая ведущими зарубежными экономистами в области банковского дела, лежащая в основе Базельских принципов [17], оказалась не готова к испытанию крупными системными и межстрановыми рисками. В отработанном механизме что-то не сработало. Именно поэтому в спешном порядке, не внедрив Базель II, Базельский комитет по банковскому надзору формирует новые подходы с учетом уроков кризиса. Активно обсуж-

дается тема перехода на контрцикличное регулирование банковской деятельности, формирование системы надзора за кредитными организациями, ориентированными на риски.

Как никогда популярной стала проблема развития превентивных механизмов банковского надзора, позволяющих на ранней стадии идентифицировать возникающие у банков проблемы, моделировать состояние банковского сектора во взаимосвязи с макроэкономическими условиями с целью своевременного принятия корректирующих мер. В данном контексте одной из мер, предпринятых мировым финансовым сообществом в сфере совершенствования подходов к обеспечению финансовой стабильности, стало развитие содержательного банковского надзора, включая такие его элементы, как риск-ориентированный и консолидированный надзор, а также усиление макропруденциальной составляющей финансового и банковского надзора.

В экономической литературе даются различные определения риска. Риск — вероятность наступления событий с негативными последствиями; опасность возникновения непредвиденных потерь, убытков, недополучения доходов, прибыли по сравнению с планируемым вариантом [16]. Риск — вероятная опасность, действие наугад с расчетом на положительный результат. При этом риском банковской деятельности считается возможность потерь, связанных с банковскими операциями

[5]. Риск — возможность наступления событий с отрицательными последствиями в результате определенных решений или действий: вероятность понести убытки или упустить выгоду, неуверенность в получении соответствующего дохода или убытка

[6]. Риск — всякая возможность ущерба, угроза благам физического или юридического лица [2].

При всем многообразии трактовок можно выделить единую составляющую, которая объединяет все определения (первый акцент) — риск связан с вероятностью или возможностью получения (понесения) потерь. К разновидностям потерь можно отнести как материальные блага (доходы, прибыль), так и нематериальные неосязаемые вещи (моральный ущерб). При более детальном рассмотрении (второй акцент) отдельные авторы к рискам относят не только потери, но и неполученные доходы (упущенную выгоду). Оправдан ли такой подход при рассмотрении рисков банковской деятельности? Еще три года назад можно было смело отрицательно отвечать на данный вопрос. Риск ассоциировался только с вероятными убытками (потерями). В настоящее время, анализируя ситу-

ацию с финансовым кризисом, можно говорить о том, что отнесение к рискам неполученной выгоды оправдано. Это обусловлено необходимостью иметь (особенно в период негативных ситуаций на финансовых рынках) запас прочности в виде дополнительных финансовых ресурсов. Если банк планирует получение дополнительной финансовой выгоды (в виде, например, процентов за предоставленные кредиты), он одновременно просчитывает вероятные направления вложения средств. Неполучение данной выгоды ведет к ряду негативных последствий и дополнительных потерь для банка:

— непоступление средств для дальнейшего проведения активных операций;

— рост операционных расходов, связанных с необходимостью проведения работы с недобросовестным заемщиком;

— реклассификация ссудной задолженности и создание резервов на возможные потери.

Таким образом, упущенная выгода для банка — это зачастую и дополнительные расходы. Поэтому при рассмотрении понятия «риск-ориентированный надзор» будем исходить из следующего определения. Риск банковской деятельности — это вероятность понесения потерь и возможность неполучения выгоды от проводимых операций, а также от принимаемых менеджментом и собственниками банка решений по управлению банковским бизнесом.

Появление понятия «риск-ориентированный надзор» обусловлено рядом причин, среди которых— быстрые темпы развития банковской деятельности, использование самых современных и новейших технологий при проведении операций, оказывающих влияние на скорость совершаемых операций, появление новых финансовых инструментов и продуктов. В силу этих причин происходит резкое увеличение и даже модификация традиционных кредитных, рыночных рисков, рисков ликвидности, что ставит перед органами надзора новые задачи по адекватному контролю за деятельностью кредитных организаций в стремительно меняющихся условиях. Риск-ориентированный надзор становится дополнением к надзору за выполнением установленных регулятором количественных и качественных требований. Количественный аспект в банковском регулировании должен подкрепляться качественным аспектом, при котором особое внимание уделяется превентивным мерам (риск-ориентированный подход). Исключительно важна концентрация усилий в равной мере на каждом из этих аспектов. Нельзя упускать из вида или, наоборот, отдавать приоритет какому-то одному из них.

Вместе с тем следует признать, что определения риск-ориентированного надзора, предлагаемые экономистами, слишком общи, неопределенны. В частности, М. К. Беляев отмечает, что риск-ориентированный надзор предполагает внимание надзорного органа к тем направлениям, которые могут оказать существенное воздействие на финансовую устойчивость банка, а при его реализации повышается качество надзорных оценок и полнее решаются проблемы нестабильности банка за счет попытки выявить и устранить причину нестабильности [1]. Риск-ориентированный надзор, по мнению Р. Х. Марданова, развивает надзор, основанный на качественных требованиях, делая акцент на оценке адекватности способов и методов управления рисками. Суть его заключается в том, чтобы мерами надзора обеспечить ведение банками бизнеса таким образом, чтобы это не наносило ущерба кредиторам и вкладчикам [10]. В рекомендациях XVIII Международного банковского конгресса «Рост и устойчивость банковской системы: поиск оптимума», проходившего в мае 2009 г. в г. Санкт-Петербурге, Банку России предложено интенсивно внедрять в практику содержательные, риск-ориентированные подходы, нацеленные на идентификацию наиболее существенных рисков в деятельности кредитных организаций и профилактику проблем на ранней стадии их возникновения, своевременное и адекватное применение надзорных мер [12].

С учетом этого для формулировки понятия «риск-ориентированный надзор» рассмотрим его место в системе надзора за кредитными организациями (рис. 1).

Исходя из представленной схемы, можно дать несколько наиболее существенных характеристик риск-ориентированного надзора за кредитными организациями.

Во-первых, это акцент на превентивный характер надзора, при котором во главу ставится обеспечение безопасной и стабильной деятельности банка как в настоящий момент, так и в ближайшей обозримой перспективе. Органы надзора должны быть уверены, что банки в будущем смогут избежать принятия на себя значительных рисков или будут способны покрыть потенциальные убытки, связанные с принятыми рисками.

Во-вторых, это акцент на принимаемые банком риски и систему управления ими. Органы надзора концентрируют свое внимание прежде всего на понимании каждым банком принимаемых им рисков и оценивают наличие у банка инструментов, необходи -мых для выявления, измерения, управления и контроля таких рисков. Таким образом, объектом контроля со

НАДЗОР ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫИ НАДЗОР

Количественные требования

Качественные требования

В настоящий момент времени

Качественные требования через призму принимаемых рисков

В настоящий момент времени и в перспективе

Рис. 1. Риск-ориентированный надзор в системе надзора за кредитными организациями

стороны органов надзора является система управления рисками. Следует в связи с этим обратить внимание на то, что в зависимости от специфики банков, спектра и объема, выполняемых ими операций и размера, принимаемых ими рисков, системы оценки рисков будут кардинально отличаться. Органы надзора должны в полной мере обладать нужной квалификацией для оценки системы риска как небольшого, так и крупного банка с развитой филиальной сетью.

В-третьих, риск-ориентированный надзор тяготеет к надзору за качественными требованиями. В силу этого он имеет ряд особенностей. В частности, для исключения субъективизма в оценках надзорный орган должен обладать хорошей методологической базой и понятийным аппаратом. Кроме того, повышается уровень требований к квалификации и профессионализму представителей надзорного блока, т. е. вопрос о человеческом факторе приобретает в контексте внедрения принципов риск-ориентированного надзора особую актуальность.

Риск-ориентированный надзор — это один из ключевых элементов системы надзора за кредитными организациями, базирующийся на оценке качественных характеристик их деятельности на текущий момент и на перспективу, позволяющий в ретроспективе оценить размер принимаемых кредитными организациями рисков, их влияние на финансовую устойчивость, возможность выполнения надзорных требований, а также выявить на более ранней стадии дефекты в системе управления рисками.

Риск-ориентированный надзор может рассматриваться в широком и узком смысле.

В широком смысле — это система, которая затрагивает, по сути, все компоненты надзора, включая анализ отчетности, раннее предупрежде-

ние опасного развития событий, классифицирование кредитных организаций по степени финансовой устойчивости, оценку системной устойчивости банковского сектора [15]. Таким образом, рассмотренный аспект более тяготеет к макроэкономическому анализу банковской системы.

Риск-ориентированный надзор в узком смысле состоит в выявлении в деятельности кредитных организаций (в основном методами документарного надзора) зон повышенного риска, проверке на месте состояния кредитных организаций по соответствующим направлениям, установлении степени реальных либо потенциальных проблем и определении режима надзора, т. е. степени интенсивности и характера требований, предъявляемых к кредитным организациям, а также характера применяемых к ним мер надзорного воздействия [15].

Применение риск-ориентированного надзора имеет ряд преимуществ:

— риск-ориентированный надзор позволяет надзорному органу оценивать устойчивость банка к рискам в настоящем и в будущем, обеспечивая как текущую, так и перспективную оценку соответствия банка предъявляемым надзорным требованиям;

— риск-ориентированный надзор приводит к уменьшению нагрузки на надзорный орган, поскольку акцент при проведении проверок в рамках дистанционного и контактного надзора делается на операции, несущие в себе повышенные риски;

— риск-ориентированный надзор позволяет своевременно реагировать на появление первых признаков проблем и производить необходимые надзорные корректирующие меры.

Формально все минимально необходимые возможности для развития риск-ориентированного надзора в полноценную систему в России имеются. Практическая задача состоит в том, чтобы эти возможности или условия реализовать на деле. В связи с этим обращалось внимание на уровень зрелости указанных условий, в том числе на отдельные их «дефекты». Считается, что наибольшее значение для эффективности надзора имеют три момента:

— законодательство о надзоре;

— политическая поддержка надзора;

— кадровый потенциал надзора.

Дефектом законодательства признается, например, то, что оно задает банковскому надзору в целом формальный вектор. Имеется в виду, что в законодательстве о Банке России жестко определен набор направлений надзора. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ориентирует не просто на постоянное отслеживание соблюдения кредитными организациями и банковскими группами законодательства, нормативных актов Банка России, обязательных нормативов, а на фиксацию отклонений от установленных норм и правил и применение к ним за это мер воздействия.

Альтернативой формализованному надзору, пока господствующему в законах, является также закрепленная в законодательстве обязанность органа надзора и его работников выносить мотивированные (разумные) суждения и действовать на основе таких суждений. Именно это открывает перспективы развития содержательной составляющей надзора. Но здесь возникают свои проблемы.

Во-первых, некоторых специалистов не без оснований пугает перспектива широкой свободы суждений для сотрудников органа надзора, которая может вырасти в проблему субъективизма в их решениях с весьма неблагоприятными последствиями как для качества самого надзора, так и для касс банков. Проблема эта есть, и от нее не отмахнуться. Более того, она будет тем острее, чем сложнее окажутся процедуры вынесения мотивированных суждений, которые предложит Банк России.

Во-вторых, как быть банкам в случаях формально верных (хотя и неразумных и, возможно, пристрастных) суждений и решений органа надзора и его сотрудников, которые, следовательно, нельзя будет эффективно оспорить.

В-третьих, чтобы выносить мотивированные и притом разумные суждения, нужно быть, с одной стороны, банковским профессионалом высшего уровня, с другой — знать дела и обстоятельства конкретного банка не хуже, чем их знают руководители банка, проработавшие в нем не один год. Но где Банк России возьмет столько профессионалов, которых придется закрепить за конкретными банками и работу с этими банками признать их исключительной обязанностью, не оголив при этом другие направления деятельности главного банка страны [8]?

В 2008 г. мировая экономика столкнулась с одним из самых серьезных экономических и финансовых кризисов со времен Великой депрессии 1930-х гг. Проявления финансовой нестабильности

не ограничились убытками финансовых организаций и нарушениями в работе финансовых рынков. Падение фондовых индексов, снижение ликвидности мировых финансовых рынков, удорожание банковского кредита способствовали возникновению сложностей с финансированием не только инвестиционных проектов, но и текущей деятельности предприятий, потере доверия к финансовой системе, возникновению неопределенности в отношении перспектив мирового экономического развития. Немаловажными причинами финансового кризиса являлись как раз неадекватная оценка банками принимаемых рисков, эйфория от активного использования секьюритизации и деривативов, позволяющих без реальных финансовых потоков осуществлять фондирование в необходимых суммах, чрезмерное доверие к ипотечным ценным бумагам. Завидную успокоенность демонстрировали и надзорные органы большинства стран.

После серии крупных финансовых, валютных и банковских кризисов в Юго-Восточной Азии в 1990-х гг., имевших общемировые последствия, стала очевидной необходимость внесения изменений в действовавшую ранее систему финансового, в том числе банковского регулирования. В настоящее время с учетом уроков кризиса следует говорить о том, что необходимо практическое, а не декларативное использование риск-ориентированных подходов при надзоре за кредитными организациями.

В связи с этим мировое финансовое сообщество приступило к разработке новых механизмов обеспечения устойчивости национальных финансовых систем и поддержания стабильности мирового рынка. Возрос интерес к категории «финансовая стабильность», возникли новые функции центральных банков, основанные на использовании методов мак-ропруденциального анализа. В надзорную практику многих стран мира были внедрены новые методы мониторинга и оценки финансового состояния банков на основе анализа банковских рисков. Получили развитие системы, позволяющие идентифицировать негативные изменения в финансовом состоянии банков на ранних стадиях их возникновения. Общей тенденцией стало движение в направлении внедрения подходов к организации надзорного процесса, основанных на оценке рисков.

Центральным элементом надзорного процесса в рамках механизма риск-ориентированного банковского надзора является построение и постоянное обновление профиля рисков банка — общей картины рисков банка, получаемой на основе анализа рисков групп операций, продуктов, услуг,

составляющих основные виды деятельности банка, а также внутренних систем оценки и управления рисками. Профилю рисков банка соответствует интенсивность внимания надзорных органов к его деятельности. Соответственно, имеющиеся надзорные ресурсы концентрируются на анализе деятельности кредитных организаций, имеющих наиболее высокий уровень конкретных рисков, а также системный характер рисков.

Для построения и постоянного мониторинга профиля рисков банка надзорные органы используют инструменты, аналогичные инструментам, применяемым в рамках нормативного подхода к организации банковского надзора:

— анализ выполнения пруденциальных нормативов;

— дистанционный анализ финансовой отчетности;

— комплексные проверки деятельности банков на местах.

1. Подверженность кредитному риску и управление рисками

2. Подверженность рыночному риску и управление риском

3. Операционный риск

4. Общая подверженность рискам

Стратегический риск

5. Волатильность доходов. Достаточность капитала. Рыночная инАовмапия

Внешняя ситуация

6. Макроэкономика.

7. Микроэкономика.

8. Законодательство и надзор

9. Оценка системы и политики внутреннего контроля в банке

Базель II / Компонент 2. Надзорный процесс

Результат стратегии

Успешность стратегии

Чувствительность стратегии к изменениям во внешних условиях, возможность приспособления к изменениям

Контроль за стратегическим риском

Рис. 2. Риск-ориентированныйподходкнадзору,используемыйфинансовымнадзором

ряда европейских стран

Однако ключевым аспектом риск-ориентированного подхода является оценка банковских рисков и проверка качества внутренних систем управления рисками банков.

Таким образом, методы надзора за выполнением установленных требований риск-ориентированного надзора в определенной степени совпадают. Однако их главное различие заключается в том, что основное внимание надзорного органа уделяется не проверке выполнения формальных регулирующих требований количественного характера, а соблюдению качественных требований с упором на механизмы и способы управления рисками. В сочетании с информацией, которой располагает надзорный орган в отношении принятых крупных рисков, это позволяет ему оценить, сможет ли банк и в дальнейшем соответствовать предъявляемым ему требованиям, а также определить, насколько разумную политику по управлению деятельностью банка проводит его руководство и обеспечит ли такая политика устойчивость банка в будущем.

Начало внедрения системы риск-ориентированного надзора было положено центральными

банками зарубежных стран. Указанный подход в надзоре реализован практически во всех европейских странах, процедуры риск-ориентированного надзора представлены на схеме (рис. 2).

Идеология риск-ориентированного надзора в европейских зарубежных странах имеет две особенности:

— основным доминирующим видом надзора за кредитными организациями являются инспекционные проверки;

— итоговой целью, выступающей как объект изучения, является стратегический риск.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе такой работы надзорный

Сосредоточение надзорных ресурсов

Общая оценка рисков и систем контроля

Определение адекватности оценки банковских рисков

Оценка источников собственных средств

Оценка стратегии и достаточности капитала Решение о применении мер воздействия

орган оценивает риски (позиции 1—3), а также подверженность банков рискам в целом (позиция 4) для определения эффективности разработанной стратегии развития. На втором этапе анализируются доходы, достаточность капитала и рыночная информация, чтобы оценить результаты и успехи банков в выполнении стратегии. В общую оценку стратегического риска банков входит оценка внешних условий, в которых они осуществляют свою деятельность: изменение экономической ситуации и нормативной базы, а также отдельным элементом — анализ системы и политики внутреннего контроля. Полученная итоговая интегрированная оценка — оценка стратегического риска на третьем этапе яв-

ляется основой для определения объема надзорных ресурсов, которые предполагается использовать в отношении банков. Именно эта оценка позволяет сконцентрироваться на кредитных организациях с высоким уровнем риска. Дистанционный надзор, безусловно, используется в надзорном процессе, однако он скорее является дополнением, чем доминантой.

Рассмотрим систему риск-ориентированого надзора в России (рис. 3). В качестве основных элементов этой системы можно выделить:

— объекты;

— процедуры;

— ресурсы.

Рис. 3. Основные элементы системы риск-ориентированного надзора в России и их взаимосвязи

Объекты — это различные виды рисков, принимаемые на себя кредитными организациями. Характеризуя этот компонент, следует отметить значительное расширение в последние 5 лет спектра рисков и их специфики, что предопределено усложнением банковского бизнеса, расширением его международной составляющей. Как следствие, усложняется и процесс надзора за кредитными организациями, расширяются и дополняются функции как в кредитных организациях, так и на уровне регулятора по оценке рисков банковской деятельности.

Процедуры — инструменты оценки рисков. Развитие этого компонента системы риск-ориентированного надзора идет в направлении увеличения и усложнения отчетности кредитных организаций перед Банком России, что безусловно увеличивает нагрузку на участников банковского рынка. Вместе с тем предпринимаемые Банком России меры по обеспечению электронного документооборота не решают кардинально этого вопроса. Целесообразным является максимальная оптимизация представляемой банками отчетности, объединение нескольких видов отчетности в одну с целью исключения дублирования и достижения максимальной информативности для надзорного органа.

В рамках системы риск-ориентированного надзора значительно повышается значение ресурсной составляющей — нормативной и методологической базы, человеческих ресурсов и информационных технологий. Основные проблемы, которые нужно решить Банку России в этой сфере, заключаются в следующем:

— процесс актуализации нормативной базы или разработки новых нормативных документов необходимо значительно ускорить, чтобы не отставать от реалий финансового рынка;

— целесообразно провести работу по оценке и актуализации действующих методик различных сфер надзора за кредитными организациями с целью исключения их дублирования или недостаточной актуальности [7];

— следует провести целевой анализ и оценку профессиональной компетентности кадров, работающих в сфере надзора, обеспечить их периодическое обучение (не менее 1 раза в 2 года) с профессиональной аттестацией на базе Банка России. Важным вопросом остается расчет нормативного уровня нагрузки на указанную категорию специалистов и оценка кадровых ресурсов надзорных подразделений в территориальных учреждениях Банка России исходя из количества поднадзорных кредитных организаций. Актуальность данного

вопроса подтверждается следующими тенденциями в банковском секторе: сокращением количества зарегистрированных кредитных организаций, особенно в период кризиса, а также преобразованием филиалов кредитных организаций в различные внутренние структурные подразделения;

— необходимо обеспечить надзорные подразделения программно-техническими средствами. В связи с этим наиболее актуальным является вопрос программного обеспечения сотрудников дистанционного надзора для выполнения текущих надзорных функций.

Для достижения цели риск-ориентированного надзора важным является определение сфер участия, а также разграничение процедур между контактным и дистанционным надзором исходя из специфики надзорного процесса.

В рамках риск-ориентированного банковского надзора надзорный процесс представляет в настоящее время постоянно повторяющийся цикл, основными этапами которого являются:

— подготовка предварительного профиля рисков на основе данных дистанционного надзора, отчетов, составленных по результатам прошлых проверок деятельности банка, других сведений о деятельности банка;

— выявление важнейших участков деятельности банков, требующих первоочередного внимания со стороны инспекции;

— проведение инспекционных проверок деятельности банков с обновлением профиля рисков по итогам этих проверок;

— сравнение первоначальных и итоговых результатов, оценка направления изменения рисков и качества внутренних систем управления рисками банка;

— подготовка и реализация надзорного плана на среднесрочную перспективу, включающего меры надзорного реагирования;

— дистанционный анализ финансового состояния и уровня рисков банка после инспекторской проверки.

Периодичность повторения такого цикла зависит от ресурсов, которыми располагает надзорный орган, а также от ситуации в банковской системе и экономике страны.

Нетрудно сделать вывод, что в российской практике, в отличие от зарубежной, схема компонентов риск-ориентированного надзора имеет другой центр тяжести — дистанционный надзор. Выделение в качестве доминанты дистанционного надзора обусловлено следующими причинами.

Дистанционный надзор — это не только анализ отчетности и формальных показателей деятельности кредитных организаций. В большей мере это анализ рисков на основе большого спектра дополнительно запрашиваемой от кредитных организаций информации. Например, анализ рискованности той или иной ссуды сотрудники дистанционного надзора осуществляют на месте, анализируя полученные в рамках запроса кредитные договора, договора залога, выписки по счетам, обеспечение и его качество. По сути, они проводят ту же работу, что и инспектор, выходя в банк на проверку. Возникает вполне резонный вопрос — зачем такое дублирование? Инспекторские проверки и соответствующая оценка рисков осуществляются с определенной периодичностью, по итогам проверки инспектор фиксирует риски на определенную дату. До момента следующей проверки, которая может пройти в следующем году или позже, контроль за рисками на постоянной основе берет на себя подразделение дистанционного надзора. Тем самым обеспечивается постоянный непрерывный риск-ориентированный надзор за кредитными организациями, а также мониторинг принимаемых ими на себя рисков. И делать это необходимо надзорному органу на постоянной основе, поскольку слишком изменчива конъюнктура финансового рынка, слишком зависима от таких изменений деятельность кредитных организаций.

Таким образом, теоретическое определение понятия «риск-ориентированный надзор», а также рассмотрение надзорного процесса как комплекса элементов (объекты, процедуры, ресурсы) позволяет более четко очертить границы надзорных действий в отношении банков, сформировать новую концепцию взаимоотношений «регулятор — кредитная организация», обеспечить эффективное развитие и понимание участниками рынка принципов риск-ориентированного надзора.

Список литературы

1. Беляев М. К. Макроэкономические аспекты банковского регулирования // Банковское регулирование. 2006. № 3.

2. Бичик С. В., Дамороцкая А. С. Словарь экономических терминов. Минск. 1998.

3. Бюллетень банковской информации. Банк России. 2009. № 2.

4. Банковский надзор. Европейский опыт и российская практика: Пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала центрального банка — этап III» / под ред. М. Олсена. URL: http://www.cbr.ru.

5. Большая экономическая энциклопедия. М.: Эксмо. 2008.

6. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики. 1998.

7. Быстрицкая О. Развитие риск-ориентированного дистанционного банковского надзора // Банковский вестник. 2010. № 5.

8. Дубков С. Эволюция надзора за деятельностью банков во второй половине XX — начале XXI в. // Банковский вестник. 2009. № 4.

9. КирьяновМ. Съезд АРБ: курс на модернизацию банковской системы // Банковское дело. 2010. № 5.

10. Марданов Р. Х. Кризис на финансовых рынках и новые вызовы для банковского регулирования и надзора // Банковское дело. 2008. № 8.

11. Пайдиев Л. В. Базель II повышает риски // Банковское дело. 2008. № 11.

12. Рекомендации XVIII Международного банковского конгресса «Рост и устойчивость банковской системы: поиск оптимума» // Вестник Банка России. 2009. № 42.

13. Симановский А. Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора, издание второе // Деньги и кредит. 2007. № 1—3.

14. Трубицын П. А. Институт кураторства Банка России — новое направление в области банковского надзора // Финансовый менеджмент. 2004. № 2.

15. Тысячникова Н. А. Современный этап перехода российской банковской системы к Базелю II // Банковское дело. 2008. № 11.

16. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика. 2002.

17. Фотиади Н. В. Финансовая устойчивость банков и рекомендации Базеля II // Банковское дело. 2008. № 11.

18. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2006—2009 гг. URL: http:// www.cbr.ru.

19. Financial Times. 15.09.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.