ФОРМИРОВАНИЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ
А.А. НИКОНОРОВ
адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы конституционно-правового регулирования частной собственности в период советской государственности и на современном этапе.
Ключевые слова: конституция, частная собственность, личная собственность, права человека и гражда-
FORMATION AND CONSTITUTIONAL LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTION OF PRIVATE PROPERTY IN RUSSIA
A.A. NIKONOROV
the graduated in a military academy of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article questions of constitutional legal regulation of private property in the period of the Soviet state and at the present stage.
Keywords: constitution, private property, personal property, rights of man and citizen.
Право на частную собственность, ее защиту и охрану возникло в условиях перехода от коллективной собственности и уравнительного распределения произведенного продукта к индивидуализации производственного процесса. Однако, пока земля находилась в коллективной собственности, являясь связующим звеном, развитие частной ограничивалось. В дальнейшем в процессе своего развития нормативное закрепление прав человека на частную собственность происходило по мере эволюционного изменения общества и в целом к концу 19 в. приобрело определенные рамки в виде разрозненных нормативных актов, однако единого закона, распространявшего свое действие на всю территорию государства, такого как Конституция, не существовало. Конституция (англ. — constitution) в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозгла-
шают и гарантируют права и свободы человека и гражданина [1].
С приходом к власти в стране новой политической силы появилась необходимость создания единого закона, отвечающего политическим требованиям общества РСФСР, в том числе и в отношении правового статуса собственности как экономической основы. Конституция РСФСР была принята пятым Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 г., которая вместе с утвержденной третьим Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа составляла единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
В Конституции (Основном законе) 1918 г. «ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспо-
щадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах» [2] вся частная собственность была передана в руки трудящимся без всякого выкупа; все леса, недра и воды общегосударственного значения, весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявлялись национальным достоянием. Все фабрики, заводы, рудники и прочие средства производства и транспорта бесспорно передавались в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики. Все банки также переходили в собственность рабоче-крестьянского государства.
Ликвидация частной собственности послужила началом образования Социалистической собственности, которая делилась на формы государственной собственности (все народное достояние) и кооперативно-колхозной собственности (собственности отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений). Указанные формы собственности были закреплены утвержденной 5 декабря 1936 г. на чрезвычайном восьмом съезде Советов Союза ССР третьей Конституцией СССР.
В отличие от Конституции РСФСР 1918 г., Основной закон СССР 1924 г. [3] не содержал «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», регламентирующую правовой статус собственности, сохраняя преемственность идей и принципов; однако, за восемнадцать лет у законодателя изменяется отношение к собственности вообще, в том числе и к частной. Несмотря на то, что земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машино-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являлись государственной собственностью (всенародным достоянием), Основным законом устанавливалось право личной собственности граждан только на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы лично-
го потребления и удобства, равно как и право наследования личной собственности граждан (ст. 10) [4]. Здесь необходимо понимать, в связи с тем, что одной из задач социализма было уничтожение эксплуатации человека человеком, термин «частная» собственность в Конституции 1918 г. и в последующих был заменен на понятие «личная собственность» [5].
7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного совета СССР была принята четвертая Конституция СССР. В вопросах правового регулирования собственности значительных изменений не происходит. Социалистическая собственность на средства производства признавалась основой экономической системы СССР и представлялась в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности (ст. 10). В Конституции применялся термин общенародная собственность — общее достояние всего советского народа; она является основной и никто не в праве использовать ее в целях личной наживы и других корыстных целях. Также общенародная собственность охранялась государством. За более чем полувековую историю Основного закона с 1918 г., осуществляя глубочайшие социально-экономические преобразования в период становления советского государства, частная (личная) собственность не признавалась основным видом. Трудовые доходы составляли основу личной собственности, которая охранялась государством и не должна была служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам социалистического общества.
Необходимость развития института частной собственности и его конституционно-правового закрепления возникла с изменением характера экономической системы государства после распада СССР в начале 90-х гг.
12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании была принята первая Конституция Российской Федерации [7]. Одной из ее новелл стал отказ от приоритета государственной защиты общественных видов собственности в пользу равной для различных форм собственности.
Основным законом закреплялось многообразие форм собственности, в том числе три ос-
новные формы собственности: частная, государственная и муниципальная. Однако, право частной собственности и его охрана гарантировались отдельными нормами Конституции, в отличие от других видов собственности (ст.ст. 35 и 36).
Частная собственность становится важнейшим институтом социально — экономических отношений, инструментом развития современной рыночной экономики, а право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им — равным среди прочих прав и свобод человека и гражданина, закрепленного второй главой Конституции, составляющей «конституционный каркас [8]».
Таким образом, государство, относительно недавно сменившее курс на построение современного демократического, социального и правового государства в условиях рыночной экономики, посредством «эффективной» конституции определило вектор своего развития с приоритетом соблюдения прав и свобод человека. Механизмы реализации прав регламентированы различными отраслями права и составляют экономическую основу конституционного строя. Нормы Конституции не устанавливают какого-либо особого положения собственности в зависимости от вида субъектов права собственности. Известно, что каждый может быть субъектом права частной собственности и вправе иметь на праве собственности любое имущество, владеть и распоряжаться им. Ст. 7 Основного Закона государство берет на себя обязательство создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, путем построения определенной системы распределения общественного богатства. Безусловно, без института частной собственности функционирование конституционной модели экономики как «экономики всеобщего благосостояния»[9] невозможно.
Учитывая изложенное, становится очевидным, на протяжении времени существования Основных законов отношение к правам и свободам человека и гражданина, в том числе и к праву на частную собственность, было переменным. На современном этапе необходимо понимать, что «основной закон — это живой инструмент, но в тоже время
нужно очень бережно относиться к его основам. Основной закон должен быть стабильным, в этом значительная часть стабильности самого государства и основных прав и свобод граждан Российской Федерации» [9]. Особо стоит подчеркнуть: в отличие от прежних конституций действующая определила неотчуждаемость основных прав и свобод человека от рождения, включая и право на собственность.
Литература
1. Краткий словарь: управление и экономическая безопасность / авт.-сост.: Н.В. Румянцев, Е.В. Горин, А.И. Буркин, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков, А.Г. Ко-стромин; под ред. Л.П. Куракова. М.: Изд-во ИАЭП, 2013. 832 с.
2. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.
3. Конституция (Основной закон) СССР (утв. II-ым Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 г) /
Юридическое Издательство Наркомюста. Москва, 1924.
4. Конституция (Основной закон) СССР (утв. постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза ССР от 5 декабря 1936 г.) / Юридическое Издательство НКЮ СССР. Москва, 1937.
5. Андреева Г.Н. Объекты права собственности в конституциях зарубежных стран: ретроспективный взгляд // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2.
6. Конституция Российской Федерации / Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ).
7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. Российская газета (Федеральный выпуск) № 6258 от 13 декабря 2013 г.
8. Шахрай С.М. Неизвестная Конституция. М.: ОАО «Красная Звезда», 2013. 320 с.
9. Выступление Президента Российской Федерации В. Путина на встрече с судьями Конституционного суда Российской Федерации 12 декабря 2012 г. http:// www.kremlin.ru/news/17119. Дата обращения 5 марта 2014 г.