9. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)
9.1. ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 ГОДА
Рыжик А.В., к.ю.н. Должность: доцент кафедры конституционного и административного права.
Место работы: Российский государственный социальный университет.
Аннотация: В статье подробно рассматривается понятие форм собственности, по Конституции СССР 1936г. Анализируются объекты и субъекты государственной собственности их конституционная природа.
Ключевые слова: собственность, Конституция, социалистическая система, средства производства, всенародное достояние, национализация.
THE LEGAL CONCLUSION FORM OF PROPERTY ACCORDING TO USSR CONSTITUTION IN 1936 YEAR
Rizjik A.V., PhD atl aw. Position: associate professor of constitutional and administrative laws chair. Place of employment: Russian State Social University.
Annotation: In this clause the idea of form of property considers in detail, according to USSR Constitution in 1936 y. The objects and subjects of government property and their constitution character analyzed.
Keywords: property, Constitution, socialist system, means of production, national heritage, nationalization.
В Конституции СССР 1936 г. было впервые применено понятие «форма собственности», но не раскрыто содержание, не выявлены субъекты, не были созданы равные правовые условия взаимодействия и защиты многообразных форм собственности при социалистическом строе. А также говорилось о безраздельном господстве социалистической системы хозяйства, социалистической собственности на средства производства в двух ее основных формах - государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной.
Так в ст. 4 Конституции 1936 г. говорилось: «Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия производства и уничтожения эксплуатации человека человеком»[1]. Ведущей формой собственности объявлялась социалистическая, которая делилась на государственную (всенародное достояние) либо кооперативно-колхозную (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений (ст. 5 Конституции СССР 1936 г.). Государственная собственность являлась высшей формой собственности и принадлежала всему обществу. К ней относились: земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах.
Субъектами кооперативно-колхозной собственности были отдельные колхозы, предприятия и т. п., то есть собственность являлась не общенародной, а групповой. Но как собственность коллектива, это также была социалистическая собственность.
Конституция признавала личную и частную собственность. Личная собственность была призвана обеспечивать личные потребности граждан, но не могла использоваться для извлечения доходов. Частная собственность (единоличников и кустарей) должна была быть мелкой, основанной на личном труде, и исключала эксплуатацию чужого труда, но предполагала, в отличие от личной, возможность извлечения дохода.
Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан, охранялось законом.
Принцип единства государственной собственности, означавший, что любой объект государственной собственности принадлежит всему государству в целом, нашел свое подтверждение в годы Великой Отечественной войны, когда государство использовало объекты собственности в своих целях и были расширены права государства в отношении некоторых объектов личной собственности. Граждане были обязаны сдавать брошенное, найденное и трофейное имущество, временно сдать радиоприемники, применялись реквизиции некоторого имущества
Советское государство, с момента его провозглашения явилось хозяином всех важнейших средств производства - земли, крупнейших заводов, транспорта и т. д. Они принадлежали всему народу в целом в лице социалистического государства рабочих и крестьян. Конституция 1936 г. в ст. ст. 5 и 6 называла государственную собственность всенародным достоянием.
Государственная собственность составляла материальную базу, на которой строилась деятельность государственных органов, осуществляющих эту задачу. Для государственной собственности, законодательством анализируемого периода был создано наиболее выгодное положение по сравнению с другими видами собственности.
По своему объему государственная собственность была значительно шире всех других видов собственности; среди объектов государственной собственности имелись такие, обладать которыми был не вправе никто, кроме государства (например земля).
Фонд государственной собственности возник с первых дней существования советской власти. После Октябрьского переворота, 26 октября (8 ноября) 1917 г., II Съезд Советов принял декрет о земле, отменивший помещичью собственность на землю и установивший всенародную государственную собственность на зем-лю[2].
С конца 1917 г. до середины 1918 г. «...были национализированы банки, железные дороги, внешняя торговля, торговый флот и вся крупная промышленность во всех ее отраслях: угольная, металлургическая, нефтяная, химическая, машиностроительная, текстильная, сахарная и т. д.»[3].
Была осуществлена «экспроприация экспроприаторов», довершенная отменой права частной собствен-
ности на недвижимость в городах (август 1918 г.). Отобранные у помещиков и капиталистов земли и предприятия были той основой, на которой советское правительство, используя неограниченные возможности планового социалистического хозяйства, создало те колоссальные богатства.
Основанием возникновения государственной собственности являлись также конфискации и реквизиции.
Государственная собственность имела одного хозяина - советское государство. Государство являлось собственником оборудования и продукции каждого государственного завода, каждой шахты, собственником всех товаров государственной торговой сети. В соответствии с этим говорили об едином фонде государственной собственности[4]. В то же время, ввиду того, что управление социалистическим хозяйством строилось на основе централизма и хозяйственного расчета, государственным органам были предоставлены очень широкие полномочия в области управления вверенным им имуществом.
Конституция СССР в ст. 6 указывала, что государственной собственностью являются земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машиннотракторные станции и т. п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах.
Право государственной собственности являлось самым широким видом собственности. Объектами ее могли быть любые вещи, так как круг этих объектов был ничем не ограничен. В государственной собственности находили крупнейшие средства производства, могли находиться и любые мелкие предметы обихода и потребления.
Среди объектов государственной собственности особое место занимали те объекты, собственником которых не мог быть никто, кроме государства. Земля, леса, недра и воды, индустриальные предприятия, транспорт, связь и некоторые другие объекты составляют исключительную государственную собственность .
Анализ статьи 53 ГК РСФСР 1922 г. и ст. 21-24 ГК РСФСР 1922 г. показывает, что ряд объектов представлял исключительную собственность государства, и ни при каких обстоятельствах не мог состоять в частной собственности. К ней, в частности относятся все объекты перечисленные в ст. 53 ГК РСФСР 1922 г.
В ст. 21 ГК РСФСР 1922 г. было сказано, что «земля является достоянием государства и не может быть предметом частного оборота. Владение землей допускается только на правах пользования». В примечании к указанной статье говорилось о том, что с отменой частной собственности на землю деление имуществ на движимые и недвижимые было упразднено.
Национализированные и муниципализированные предприятия, их оборудование, железные дороги и их подвижной состав, национализированные суда, а равно национализированные и муниципализированные строения были изъятыми из частного оборота и не могли быть отчуждены и заложены теми органами, в ведении коих они состояли, а также обращены на удовлетворение кредиторов. Национализированные и муниципализированные предприятия, строения и суда могли сдаваться в аренду в установленном законом порядке.
Согласно ст. 23 ГК РСФСР 1922 г., в редакции, принятой ВЦИК 16 октября 1924 г., оружие, взрывчатые вещества, воинское снаряжение, летательные аппараты, телеграфное и радиотелеграфное имущество, аннулированные ценные бумаги, платина и металлы платиновой группы, их соединения и сплавы, радий, гелий, спиртные напитки свыше установленной законом крепости и сильно действующие яды также были изъяты из частного оборота. Приобретение охотничьего оружия и огнеприпасов, а также изумрудного сырья и полуфабрикатов регулировалось особыми правилами.
Золотые и серебряные монеты, а также иностранная валюта могли быть предметом сделок лишь в порядке и в пределах, установленных специальными положениями.
Что касается пароходов, вообще судов, то ст. 22 говорит, что из частного оборота изъяты национализированные суда, в связи с чем, мы можем заключить, что существовали суда и ненационализированные. Это положение прямо провозглашено в постановлении ЦИК и СНК Союза ССР 22 июля 1924 г. «О праве плавания морских торговых судов под флагом Союза ССР и о владении морскими торговыми судами на праве собственности»[5]. В названном постановлении говорилось о торговых морских судах, принадлежащих:
а) государственным учреждениям и предприятиям;
б) трудовым коллективам, кооперативам, артелям и т. п.;
в) организованным и зарегистрированным в законном порядке акционерным обществам, полным товариществам, товариществам на вере и товариществам с ограниченной ответственностью;
г) отдельным лицам или нескольким лицам на праве общей собственности (в том случае, если эти лица являлись гражданами Союза ССР).
Объем прав центральных кооперативных объединений Союза ССР и союзных республик, а также акционерных обществ, в том числе и смешанных, в отношении владения на праве собственности морскими торговыми судами определялся в каждом отдельном случае их уставами. Все остальные перечисленные выше юридические и физические лица могли владеть на праве собственности без ограничения числа и тоннажа парусными морскими торговыми судами, имеющими вспомогательные двигатели или не имеющими их; другие суда принадлежали на праве собственности тем же лицам:
а) если данное судно имело не свыше 20 регистровых тонн полной вместимости;
б) если паровое или моторное судно имело длину не свыше 150 футов по мерительному свидетельству, принадлежало единоличному собственнику или группе собственников на трудовых началах, при условии, что собственники этого судна не имели других судов и участвовали в деле личным трудом;
в) если судно принадлежало лоцманскому товариществу или обществу;
г) если судно спортивное, за исключением тех, которые могли быть использованы для перевозки грузов и пассажиров.
Упоминаемые в 23 ст. 1922 г. аннулированные ценные бумаги вообще не являлись объектом чьего-либо права собственности, не только в качестве ценных бумаг, но даже в качестве просто листов бумаги. Согласно ст. 10 декрета СНК о порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ 17 октября
1921 г.[6], они подлежали обязательной безвозмезд-
ной сдаче (равно как оружие, взрывчатые вещества, воинское снаряжение, летательные аппараты, телеграфное и радиотелеграфное имущество), а в случае обнаружения, конфисковывались с привлечением хранителей к уголовной ответственности.
Другим объектом государственной собственности являлось имущество, которое по общему правилу являлось собственностью государства, но на основании особой концессии от правительства могло являться предметом частной собственности.
К третьей категории, исходя из анализа ст. 53 ГК РСФСР 1922 г. и ст. 21-24 ГК РСФСР 1922 г. относилось имущество, изъятое из частной собственности и составляющие собственность государства, но по специальному разрешению подлежащих органов власти (не в порядке концессии) способное находиться, в частном владении.
Наконец, некоторое имущество, исходя из ГК РСФСР 1922 г., могло быть или в государственной собственности, или в частной, без особого на то разрешения. В каждом отдельном случае вопрос решался в зависимости от того, была ли национализация либо муниципализация данного имущества. Таким являлись например строения, торговых предприятий и т. д.
В ст. 2 Земельного кодекса было сказано, что все земли, в пределах республики, в чьем бы ведении они ни состояли, составляют собственность рабочекрестьянского государства.
Согласно ст.ст. 3-4 Земельного кодекса все земли сельскохозяйственного назначения составляли единый государственный фонд, из которого на установленных законом основаниях предоставлялись земли:
а) трудовым земледельцам и их объединениям;
б) городским поселениям;
в) государственным учреждениям и предприятиям.
Земли, не находящиеся в непосредственном пользовании перечисленных категорий землепользователей, состояли в непосредственном распоряжении Народного Комиссариата Земледелия и предоставлялись государством, по особым постановлениям и на особых условиях, учреждениям, обществам, организациям и отдельным лицам.
Кроме основной формы права граждан на землю (трудового землепользования), Земельным кодексом предусматривалась трудовая аренда (ст.ст. 28 - 38), а также аренда государственного земельного имущества (ст. 157 Земельного кодекса.).
Права на недра определялись особым «Положением о недрах земли и разработке их»[7]; постановления о лесах излагались в Лесном Кодексе.
По ст. 22 железные дороги и их подвижной состав полностью были изъяты из частного оборота, между тем по ст. 53 исключительную собственность государства составляли железные дороги общего пользования. Из чего, можно предположить, что подъездные пути и специальные ветки, обслуживающие определенное предприятие, но не состоящие в общем пользовании, е могли быть и в частной собственности (но, конечно, не иначе, как с особого разрешения правительства).
Согласно постановления ЦИК и СНК Союза ССР 1 августа 1924 г., о праве владения, пользования и распоряжения железнодорожным подвижным составом[8], выделялся:
1) подвижной железнодорожный состав, принадлежащий государству и находящийся в ведении Народного Комиссариата путей сообщения;
2) подвижной состав государственных промышленных предприятий и государственных учреждений, обслуживающий линии и ветви, не находящиеся в общем пользовании, состоящий в ведении этих предприятий и учреждений (со включением в состав их инвентаря);
3) подвижной состав крепостных железных дорог, военно-железнодорожных парков и т. п., находящийся в ведении Народного Комиссариата по военным и морским делам.
Согласно ст.ст. 6-7 названного постановления, кооперативные организации, а равно частные юридические и физические лица для перевозки собственных грузов владели, пользовались и распоряжались железнодорожным подвижным составом с соблюдением следующих правил:
а) на состоящий в их пользовании линиях и ветках, не связанных непрерывной колеей с железнодорожными путями общего пользования, на общих основаниях, без специального разрешения;
б) во всех прочих случаях — лишь товарными вагонами специального назначения и при том с особого каждый раз разрешения Народного Комиссариата путей сообщения.
Передача железнодорожного подвижного состава, находящегося в ведении Народного Комиссариата путей сообщения, на условиях аренды во временное пользование государственным органам и частным лицам, юридическим и физическим, производилась на основании соответствующих договоров.
Общие основания исчисления норм арендной платы для государственных учреждений и предприятий устанавливались Советом Труда и Обороны.
После, изложенное постановление ЦИК и СНК Союза СРР от 1 августа 1924 г. было дополнено постановлением ЦИК и СНК Союза ССР 21 ноября 1924 г.[9] следующего содержания: «специальные вагоны, предназначенные для перевозки почты, находятся в ведении Народного Комиссариата почт и телеграфов».
По истечении срока службы, установленного по соглашению Народного Комиссариата путей сообщения и Народного Комиссариата почт и телеграфов, почтовые вагоны переходили в ведение Народного Комиссариата путей сообщения.
Отчуждение имущества находящегося в государственной собственности было вообще не допустимо, была возможность отчуждения лишь негодных или устаревших частей (согласно прим. к ст. 22 ГК такое отчуждение регулировалось особыми правилами). Предоставление в аренду, на концессионном праве и т. п. допускалось напр., предоставление в пользование учреждений и частных лиц государственных земельных имуществ (на основании правил от 23 августа 1923 г.[10]), предоставление частным лицам в пользование на началах аренды железнодорожного подвижного состава. Напротив, имущество, состоящие в государственной собственности, но способное состоять и в частной собственности, при известных условиях могло быть отчуждено и в иных случаях, помимо предусмотренных в примечании к ст. 22 ГК РСФСР 1922 г. (напр., постановление ВЦИК и СНК от 21 августа 1924 г., «Об отчуждении муниципализированных строений»[11]).
Как видно из проведенного анализа ст. 54 ГК РСФСР
1922 г., в содержании права государственной собственности на первое место выдвигалась функции планового управления единым фондом государственной собственности.
Правомочие государства владеть объектами государственной собственности обозначало, что эти объ-
екты, за исключением тех, пользование которыми оно передало колхозам, кооперативным организациям или гражданам, находилось в руках государственных органов, которые непосредственно выполняли над ними или с их помощью все действия, предусмотренные планом и указаниями руководящих правительственных органов.
Список литературы:
1. Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. 6 декабря. № 287
2. История Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков). М.: Госполитиздат, 1938. С. 200
3. Там же С. 205
4. Советское гражданское право. М.: Юриздат, 1940. С. 72
5. Изв. ЦИК №206, 10 сентября 1924 г.
6. С. У. № 70, ст. 564
7. С. У. 1923, № 54, ст. 532; 1924, № 17, ст. 165; № 45, ст. 428
8. Изв. № 178, 6 августа 1924 г.
9. Изв. ЦИК, № 271, 27 ноября 1924 г.
10. С.У., № 74, ст. 716
11. Изв. ЦИК, № 193, 26 августа 1924 г.
Literature list:
1. ZIK USSR and VZIK Information. 1936. 6 December. №287
2. The All-USSR Communist Party history (Bolsheviks). M: Gospolitizdat, 1938. Pg. 200
3. The All-USSR Communist Party history (Bolsheviks). M: Gospolitizdat, 1938. Pg. 200 Pg. 205
4. The Soviet civil law. M: Urizdat, 1940. Pg. 72
5. Information ZIK №206, 10 September 1924 y.
6. С. D. № 70, Pg. 564
7. С. D. 1923, № 54, Pg. 532; 1924, № 17, Pg. 165; № 45, Pg. 428
8. Information. № 178, 6 August 1924 y.
9. Information. ZIK , № 271, 27 November 1924 y.
10. ^D., № 74, Pg. 716
11. Information. ZIK, № 193, 26 August 1924 y.