Состояние явки резко изменилось после принятия Положения о выборах в Верховный Совет СССР 1937 г. и проведения первых выборов в Верховный Совет СССР. Количество избирателей по выборам в Верховный Совет Союза ССР 12 декабря 1937 г. составило 94 138 159 человек. Приняли участие в голосовании 91 113 153 человека, т.е. 96,8% всех голосовавших. При этом за кандидатов блока коммунистов и беспартийных проголосовало 89 844 271 человек. Отмечалось огромное значение вопроса, какие бюллетени считались недействительными, с чем связывалось признание выборов незаконными или несостоявшимися. Согласно ст. 80 Положения о выборах в Верховный Совет РСФСР недействительными признавались бюллетени: а) неустановленного образца и цвета; б) поданные без конверта или в конверте неустановленного образца; в) с количеством кандидатов, превышающих число избираемых депутатов». По выборам в Верховный Совет СССР 636 808 бюллетеней было признано недействительными; бюллетеней, в которых были зачеркнуты кандидаты, насчитывалось 632 тыс. На 89 900 с лишним голосов, поданных за блок коммунистов и беспартийных, оказалось 1300 тыс. недействительных бюллетеней и бюллетеней, в которых фамилии были зачеркнуты. Подчеркивалось, что это число составляет «ничтожный процент и решающего зна-
47
чения не имеет» .
М.Э. Дзарасов*
ВОПРОСЫ СОБСТВЕННОСТИ В КОНСТИТУЦИЯХ СССР 1936 г. и 1977 г.
Одной из характерных черт советских конституций было регулирование в них вопросов экономической системы в целом и собственности в частности. В соответствии со ст. 4 Основного Закона СССР 1936 г. экономической основой СССР являлась социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате
47 Вышинский А.Я. Избирательный закон РСФСР. М., 1938. С. 14. * Старший научный сотрудник сектора теории конституционного права Института государства и права РАН, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук. 108
Труды Института государства и права Российской академии наук № 6/2013
ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Устанавливались две формы социалистической собственности: государственная (всенародное достояние) и кооперативно-колхозная (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений). И.В. Сталин указывал на первостепенное значение способа производства: «Каков способ производства у общества, - таково в основном и само общество, таковы его идеи и теории, политические взгляды и учреждения»1. Практически идентична точка зрения Я.Н. Уманско-го, который отмечал позднее: «Каков способ производства, таково в основном и само общество, таковы классы в данном обществе, характер политического строя, господствующие правовые, этические и
2
другие взгляды, идеи, теории и соответствующие им учреждения» . Аналогична и позиция С.Н. Братуся: «Сталинская Конституция закрепила победу социалистического производства и социалистической собственности в СССР»3.
Советскими конституциями было введено понятие исключительной государственной собственности. Ее важнейшая особенность заключалась в том, что право собственности на определенные объекты принадлежало исключительно государству. Основной Закон СССР 1936 г. определил эти объекты: земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, созданные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах (ст. 6). Государственная собственность являлась преобладающей формой собственности в СССР - на ее долю приходилось около 91% всех производственных фондов.
Кооперативно-колхозная собственность включала общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимую колхозами и кооперативными организациями продукцию, равно как их общественные
1 Сталин И.В. Вопросы ленинизма. М., 1947. С. 551.
2 Уманский Я.Н. Советское государственное право. М., 1970. С. 77.
3 Братусь С.Н. Формы собственности по Конституции СССР // Труды Военно-юридической академии. 1949. № 9. С. 3.
постройки (ст. 7). При этом земля, а также техника, сосредоточенная на машинно-тракторных станциях и использовавшаяся для выполнения всех основных работ в колхозах, находилась в государственной собственности.
Считалось, что государственная и кооперативно-колхозная формы собственности однотипны по своему социалистическому содержанию: обе они основывались на социалистически обобществленных средствах производства и коллективном труде, исключали возможность эксплуатации человека человеком; хозяйство велось планомерно, в интересах удовлетворения растущих потребностей трудящихся; осуществлялся социалистический принцип
4
распределения по труду .
Конституцией охранялись все права колхозов и кооперативов на их собственность и на распоряжение ею. Внутренние дела решались самими колхозами и кооперативами согласно их уставам. Примерный устав сельскохозяйственной артели был принят на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников и утвержден СНК СССР и ЦК ВКП (б) 17 февраля 1935 г.5 В нем устанавливались задачи и порядок деятельности колхозов, особенно порядок управления хозяйством колхоза, порядок распределения доходов колхоза среди колхозников по трудодням, права и взаимные обязанности колхозников и колхоза и др. Важнейшие вопросы колхозной жизни: принятие основных производственных планов колхоза, прием в члены и исключение из числа членов, утверждение планов распределения доходов, строительство и т.п. - должны были решаться общим собранием членов колхоза. Текущее руководство осуществлялось правлением колхоза, являвшимся выборным руководящим органом, подотчетным общему собранию. Все члены колхоза без различия пола, возраста, национальной принадлежности и социального происхождения имели одинаковые права и обязанности в 6
колхозе .
Следует отметить, что господство и развитие социалистической собственности в СССР сочеталось с наличием личной соб-
4 См.: Уманский Я.Н. Советское государственное право: Учеб. пособие / Под ред. К.А. Мокичева. М., 1955. С. 89-90.
5 СЗ СССР. 1935. № 11. Ст. 82.
6 См.: Советское государственное право: Учебник / Под ред. А.Я. Вышинского. М., 1938. С. 181.
ственности граждан. Согласно ст. 10 Конституции СССР 1936 г. каждый гражданин СССР имел право на личную собственность, т.е. право на трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства. Советские граждане могли свободно распоряжаться своей личной собственностью.
Наряду с личной собственностью граждан предусматривалась личная собственность колхозного двора на подсобное хозяйство на приусадебном участке, на жилой дом, на продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь - согласно уставу сельскохозяйственной артели (ст. 7). В отличие от личной собственности граждан ее субъектом выступал не отдельный гражданин, а колхозный двор в целом, т.е. все его члены вместе как семейно-трудовое объединение. Следовательно, собственником в данном случае являлся колхозный двор, регистрировавшийся в сельском Совете и заносившийся сельским Советом в особый похозяйствен-ный список с указанием домохозяина, представлявшего колхозный двор.
Я.Н. Уманский указывал, что личную собственность следует отличать от собственности единоличных крестьян. Конституция СССР (ст. 9) допускала существование мелкого частного хозяйства единоличных крестьян и кустарей, основанного на личном труде и исключавшего эксплуатацию чужого труда. В мелком частном хозяйстве единоличных крестьян или кустарей все средства производства (за исключением земли, принадлежавшей государству) являлись их собственностью7. А.И. Денисов подчеркивал, что частная собственность единоличного крестьянина и единоличного кустаря от личной собственности колхозного двора отличалась следующими особенностями: 1) если в личной собственности колхозного двора находились лишь объекты, перечисленные выше, то в единоличном хозяйстве крестьянина и кустаря все средства производства (за исключением тех, которые, как, например, земля, принадлежали государству) являлись их частной собственностью; 2) если основным источником дохода колхозного двора являлось участие его членов в коллективном, колхозном хозяйстве, то источником дохода единоличного крестьянина и кустаря являлся его
7 См.: Уманский Я.Н. Указ. соч. С. 94-99.
индивидуальный труд в его же частном хозяйстве; 3) если подсобное хозяйство колхозного двора было тесно связано с общественным хозяйством артели, от которой получал по выработанным трудодням основные продукты питания, корм для скота, находившегося в личной собственности, тягло для обработки приусадебного
участка и т. п., то единоличное частное хозяйство такой связи не
8
имело .
Таким образом, Конституция СССР 1936 г. наряду с социалистической системой хозяйства и социалистической собственностью на орудия и средства производства, являвшихся экономической основой страны, допускала частную собственность на средства производства. При этом собственность должна была быть мелкой, в основе ее должен был лежать личный труд, а не эксплуатация чужого труда. Отметим, что уже в 1936 г. 98,7% всех орудий и средств производства были общественной собственностью, капиталистическая собственность ликвидирована полностью, а мелкая трудовая частная собственность составляла лишь 0,2%9.
Согласно ст. 16 Конституции СССР 1936 г. «каждая союзная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР». Как указывали М.И. Пискотин и К.Ф. Шеремет, положения Конституции о соотношении союзного и республиканских основных законов отразили этап в достижении целей, которые преследовали советские республики, объединяясь в СССР. С построением
основ социализма происходит укрепление единства конституцион-п 10 ной системы Советского государства .
Данный процесс не означал полной унификации всех конституций. Конституция СССР 1936 г. оставляла определенные сферы для более детального конституционного регулирования союзным республикам и учета в конституционных нормах особенностей республик. Естественно, что содержание статей конституций союзных республик, посвященных экономической основе государства, было тождественно содержанию соответствующих статей союзной Кон-
8 См.: Денисов А. И. Советское государственное право: Учебник. М., 1947. С. 174-175.
9 См.: 20 лет советской власти. Статист. сборник. М., 1937. С. 5, 9.
10 См.: Пискотин М.И., Шеремет К.Ф. Соотношение Конституции Союза ССР и конституций союзных республик // Сов. государство и право. 1978. № 10. С. 14.
ституции. В этом находила отражение однотипность экономической структуры советских республик. Единичные отклонения от текста Конституции СССР в конституциях союзных республик объяснялись в научной и учебной литературе историческим своеобразием этих республик.
Наиболее существенными являлись особенности конституций трех Прибалтийских республик (Литовской11, Латвийской12, Эстонской13). Это объяснялось особенностями первого этапа социалистического строительства в них. К моменту принятия указанными республиками первых советских конституций в них были национализированы наряду с банками, транспортом лишь крупные промышленные предприятия, что и закреплено в ст. 4 их основных законов. Устанавливалось, что составляющие экономическую основу этих государств социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства утвердились в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмены частной собственности на средства производства в крупных промышленных предприятиях и национализации этих предприятий, банков, транспорта и средств связи в целях полного уничтожения эксплуатации человека человеком и построения социалистического общества.
Так, конституции Латвии, Литвы и Эстонии предусматривали допущенные законом не только частные хозяйства единоличных крестьян, ремесленников и кустарей, но и мелкие частные промышленные и торговые предприятия в пределах, установленных законом; в них говорилось не о кооперативно-колхозной собственности, а только о кооперативной собственности. Земля, составлявшая и в этих республиках общенародное достояние, закреплялась не за колхозами, а за крестьянскими хозяйствами.
В рассматриваемый период активизировалась правотворческая деятельность государства, происходили изменения в гражданском, трудовом, земельном, колхозном законодательстве. Наиболее отчетливо изменения, произошедшие в стране, отразились на со-
11 См.: Конституция СССР. Конституции союзных социалистических республик. М., 1951. С. 243-268.
12 См.: История советской конституции (в документах). 1917-1956. М., 1957. С. 816-817.
13 См.: Конституция СССР. Конституции союзных социалистических республик. С. 433-458.
держании гражданского права. Следует иметь в виду, что определяющее влияние на развитие имущественных и других общественных отношений, регулируемых гражданско-правовыми нормами, оказывало превращение социалистической (государственной и общественной) собственности в главный фактор экономической жизни страны.
Действовавшее к началу периода гражданское законодательство в значительной мере устарело. Некоторые нормы, принятые в начале 1920-х гг., на практике уже не применялись. Кроме того, гражданское законодательство было кодифицировано в рамках союзных республик в виде гражданских кодексов, в масштабе же Советского Союза такая систематизация проведена не была. Между тем объединение республик в союзном государстве делало необходимым разработку и закрепление норм, которые определили бы единые для страны принципы регулирования гражданско-правовых отношений.
Изменения, имевшие место в экономике и социальной жизни страны, должны были найти отражение в конституции СССР, проект которой был разработан в 1964 г. В ст. 2 проекта провозглашалось, что в СССР вся государственная власть, все средства производства, все общественные богатства принадлежат народу. Устанавливалось также, что народ управляет всеми делами общества, общественным производством и распределением материальных благ (ст. 5). Руководствуясь вышеприведенными общими положениями, в гл. III проекта довольно подробно описывались формы собственности, перечислялось имущество, которое могло относиться к той или иной форме, устанавливался его правовой режим.
Кроме того, в ст. 18 проекта провозглашалось, что социалистическая собственность является экономической основой советского общества, общенародного государства, всей системы общественных отношений. Причем высшей, ведущей формой социалистической собственности признавалась общенародная (государственная) собственность (ч. 1 ст. 26). Социалистическая собственность включала: общенародную (государственную) собственность, кооперативно-колхозную собственность (собственность колхозов, иных кооперативных организаций и их объединений), совместную собственность государства и колхозов, а также собственность общественных организаций (ст. 20). Особо отметим, что предполагалось наличие совместной собственности государства и колхозов.
Указывалось на то, что общество и государство создают условия для сближения колхозной собственности с собственностью общенародной (государственной), развития государственно-колхозной собственности, постепенного слияния всех форм социалистической собственности в единую общенародную коммунистическую собственность (ч. 2 ст. 26).
Общенародная (государственная) собственность могла включать в себя любое имущество, при этом в ст. 21 проекта подчеркивалось, что общенародную (государственную) собственность составляют: земля, ее недра, воды, леса и другие природные богатства; заводы, фабрики, шахты, рудники, электростанции, строительные предприятия; железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный и основной автомобильный транспорт; средства связи; банки; организованные государством сельскохозяйственные, торговые, коммунальные и иные предприятия, производимая на государственных предприятиях продукция; основные учреждения и предприятия культуры, а также основной жилищный фонд. Таким образом, особенностью общенародной (государственной) собственности СССР было то, что в числе своих объектов она имела и такие объекты, право собственности на которые могло принадлежать исключительно государству.
Под кооперативно-колхозной формой понималась собственность отдельных коллективов трудящихся и их объединений. Сюда включались: предприятия, принадлежащие им, вся производимая продукция; тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины; средства автомобильного, водного и гужевого транспорта; рабочий и продуктивный скот; здания, сооружения и жилые дома; иное, соответствовавшее целям этих организаций имущество (ст. 23). При этом земля, занимавшаяся колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование и могла быть передана государственным или общественным организациям лишь по решению Правительственного Совета союзной республики или Правительственного Совета СССР (ст. 24).
Следующая форма социалистической собственности - собственность общественных организаций: предприятия, принадлежащие им, производимая ими продукция; здания, сооружения, санатории, дома отдыха, дворцы культуры, клубы, стадионы и пионерские лагеря с их оборудованием; культурно -просветительные
фонды и иное имущество, соответствовавшее целям этих организаций (ст. 25 проекта).
Следует отметить, что господство и развитие социалистической собственности, по мнению авторов проекта, должно сочетаться с наличием личной собственности граждан. В связи с этим допускалась личная собственность граждан, к которой относились трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода, личного потребления и удобства (ч. 1 ст. 27 проекта). Она носила потребительский характер и предназначалась исключительно для удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан (ч. 2 ст. 27). В развитие данного положения в ст. 69 предусматривалось право личной собственности граждан, которая не могла быть использована в целях извлечения нетрудового дохода.
Колхозной семье (колхозному двору), кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, дозволялось иметь в личном пользовании приусадебный участок земли и в личной собственности - подсобное хозяйство на этом участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь в соответствии с уставом колхоза, а также имущество, приобретаемое на общие средства членов семьи (ст. 28 проекта).
Проект допускал мелкое хозяйство некооперированных крестьян, кустарей и ремесленников; как и прежде, оно могло основываться только на личном труде, эксплуатация чужого труда исключалась (ст. 29). Следует отметить ст. 32, которая устанавливала, что никто не может эксплуатировать других людей, жить за счет нетрудовых доходов; тунеядство и паразитизм осуждались обществом и государством, декларировался принцип: «Кто не работает, тот не ест».
Эти и многие другие интересные и важные положения, содержавшиеся в проекте по вопросам социально-экономической сферы, нашли отражение в Конституции СССР 1977 г. Среди причин экономического, социального характера ее принятия С.А. Авакьян указывает следующие: в стране гораздо более высокий уровень экономики по сравнению с предшествующим периодом; иным стал и социальный облик общества; с построением зрелого социализма, с переходом на идейно-политические позиции рабочего класса всех
слоев населения Советское государство, возникшее как государство диктатуры пролетариата, переросло в общенародное государство и др.14
В Конституции СССР 1977 г. вопросам, касающимся экономической и социальной области, были посвящены гл. 2 «Экономическая система» и 3 «Социальное развитие и культура». Конституция закрепляла важнейшие положения, характеризующие экономическую систему СССР, цели и направления ее дальнейшего развития. Советская экономическая система, указывал О.Е. Кутафин, представляет собой основывающийся на материально-технической базе социализма строй экономических отношений, характеризующийся социалистической собственностью на средства производства, социалистическими принципами производства, распределения, обмена, потребления общественного продукта и организации управления экономикой .
В Конституции СССР 1977 г. развитие отношений собственности получило закрепление в ст. 10-12. В качестве экономической основы Конституция (ст. 10) определила социалистическую собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Считалось, что право собственности при социализме коренным образом отличается от права капиталистической собственности; в СССР право собственности закрепляло и охраняло экономические отношения по принадлежности основных и решающих средств производства народу в лице социалистического государства, а также по принадлежности важных средств производства колхозам и иным
кооперативным организациям в интересах всего советского народа
16
и строительства коммунизма .
В Основном Законе были расширены формы собственности. В частности, кроме существовавших ранее государственной и колхозно-кооперативной собственности, был закреплен еще один вид социалистической собственности - имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст. 10). В юридической литературе того вре-
14 См.: Советское государственное право: Учебник / Под ред. С.С. Кравчука. М., 1985. С. 59-60.
15 См.: там же. С. 112.
16 См.: Гражданское право: Учебник / Отв. ред. П.Е. Орловский, С.М. Корнеев. Т. 1. М., 1969. С. 263.
мени отмечалось: «Все три формы социалистической собственности однотипны, но они отличаются друг от друга по источникам возникновения, субъектному составу, кругу объектов и способам управления. Поэтому предусматривается их самостоятельное правовое регулирование»17. Что касается колхозно-кооперативной собственности (собственности отдельных колхозов и кооперативных организаций, их объединений), то она характеризовалась более низким по сравнению с государственной собственностью уровнем обобществления имущества, поскольку представляла собой не всенародное достояние, а собственность отдельных коллективных образований, используемую, прежде всего, в интересах последних и 18
их членов .
Следует иметь в виду, что государственная собственность являлась основной и преобладающей. По мнению З.М. Заменгоф, ее ведущая роль обусловливалась рядом факторов:
во-первых, государственная собственность характеризуется наиболее высокой степенью обобществления: она представляет собой общенародное достояние, принадлежит в лице Советского государства всему народу и служит удовлетворению общенародных интересов. Общенародный характер государственной собственности законодательно закреплен в ст. 10 и 11 Конституции СССР;
во-вторых, государственная собственность преобладает в советской экономике по удельному весу и народно-хозяйственному значению. Государству принадлежат основные средства производства и иное имущество, необходимые для планомерного социалистического воспроизводства и социалистического развития общества. Согласно ст. 11 Конституции СССР в исключительной собственности государства находятся земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество. Круг объектов государственной собственности ничем не ограничен: государству может принадлежать любое имущество, необходимое для решения стоящих
17 См.: Советское гражданское право: В 2 т. Т. 1. М., 1985. С. 299.
18 См.: Хозяйственное право / Отв. ред. В.В. Лаптев. М., 1983. С. 80. 118
перед ним экономических, социальных, политических и иных задач;
в-третьих, государственная собственность оказывает определяющее воздействие на колхозно-кооперативную собственность и собственность общественных организаций, предопределяя их соци-
19
алистическую природу и дальнейшее развитие .
Следующий вид собственности, предусмотренный Конституцией СССР 1977 г., - личная собственность граждан. Данный вид собственности считался производным от общественной социалистической собственности. Личная собственность носила потребительский характер и служила основным средством удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан. В специальной литературе выделялся ряд черт личной собственности. Во-первых, основным экономическим источником ее образования являлся труд в социалистической системе хозяйства и общественные фонды потребления. Во-вторых, она распространялась в основном на предметы потребления, а главное - субъектами личной собственности выступали члены общества, непосредственно соединенные с общественными средствами производства. Таким образом, личная собственность имела трудовое происхождение, основанное на обязательном участии трудящихся в общественно полезном труде, что и получило отражение в Конституции СССР (ст. 13), в которой указывалось, что основу личной собственности граждан СССР состав-20
ляют трудовые доходы .
Ю.К. Толстой отмечал, что для признания собственности личной не имеет значения, трудится ли гражданин в социалистической системе хозяйства или в сфере индивидуальной трудовой деятельности, в том числе и в сельском хозяйстве. Не имеет также значения, идет ли речь о собственности, принадлежащей одному лицу или нескольким лицам (например, супругам или семье колхозника). Вместе с тем правовой режим личной собственности устанавливается в зависимости не только от ее объекта, но и субъектного состава. Так, особый правовой режим установлен не только для личной собственности граждан на жилой дом, дачу, автомобиль, но и для личной собственности супругов, семьи колхозника (колхозного двора), кустарей. В силу ч. 3 ст. 13 Конституции СССР, как указы-
19 См.: Хозяйственное право / Отв. ред. В.В. Лаптев. С. 79-80.
20 См.: Советское государственное право: Учебник / Под ред. С.С. Кравчука. С. 114.
вал Ю.К. Толстой, имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения
нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам обще-
21
ства .
В отношении социалистической собственности было предусмотрено, что каждый гражданин СССР обязан ее беречь и укреплять (ст. 131).
В заключение следует отметить, что в Конституции СССР 1977 г. нашла отражение преемственность сформулированных в Конституции СССР 1936 г., проекте конституции СССР 1964 г. идей и принципов, касавшихся взаимоотношений между государством и личностью, прав и обязанностей граждан. При этом в ней были развиты и более четко сформулированы многие положения, существенным образом расширяющие объем прав и свобод граждан.
Е.В. Понизова*
ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД**
Конституционно-правовой институт гражданства включает комплекс конституционных и обычных норм, которые нацелены на регулирование совокупности отношений, включая нормы, определяющие основания и порядок как приобретения, так и прекращения гражданства. Научно-практический интерес к институту гражданства в части его прекращения применительно к различным периодам, в том числе советскому, обусловлен различиями не только в подходах законодателя, но и в научных трактовках.
21 См.: Толстой Ю.К. Конституция СССР и право собственности // Сов. государство и право. 1978. № 7. С. 19.
Ученый секретарь Института государства и права РАН, старший научный сотрудник сектора теории конституционного права, кандидат юридических наук, доцент.
** Статья подготовлениа при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («История науки русскоко конституционного (государственного) права»), проект № 12-03-00040а. 120