Научная статья на тему 'Формирование и использование местного бюджета муниципального образования (на материалах г. Ростова-на-Дону)'

Формирование и использование местного бюджета муниципального образования (на материалах г. Ростова-на-Дону) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / BUSINESS / POLICY OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Д. А.

В статье рассматриваются основные условия развития предпринимательства и источники конкурентного преимущества, вовлеченные в информационный процесс. Наряду с широким кругом экономических агентов, наиболее адаптивными к информационному как доминантному фактору развития в формирующейся новой экономике выступают субъекты малого и среднего предпринимательства. Текущий этап развития научно-технического прогресса характеризуется глобальными изменениями. Ведущие экономики в настоящее время находятся на пути перехода от сложившегося уклада (в развитых странах и некоторых развивающихся – постиндустриальный уклад) к инновационному развитию[9]. Поэтому обеспечение реализации инновационного процесса и информационного взаимодействия для субъектов малого и среднего предпринимательства является важной составляющей экономической политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the main conditions of development of business and the sources of competitive advantage involved in information process are considered. Along with a wide range of economic agents, the most adaptive to information as to a prepotent factor of development in being formed new economy subjects of small and average business act. The current stage of development of scientific and technical progress is characterized by global changes. Leading economy is now on a transition way from the developed way (in the developed countries and some developing – post-industrial way) to innovative development. Therefore ensuring realization of innovative process and information exchange for subjects of small and average business is an important component of economic policy of the state.

Текст научной работы на тему «Формирование и использование местного бюджета муниципального образования (на материалах г. Ростова-на-Дону)»

ПРОЦЕССА

Максимов Д.А., магистрант по направлению «Финансы»

ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»

Аннотация. В статье рассматриваются основные условия развития предпринимательства и источники конкурентного преимущества, вовлеченные в информационный процесс. Наряду с широким кругом экономических агентов, наиболее адаптивными к информационному как доминантному фактору развития в формирующейся новой экономике выступают субъекты малого и среднего предпринимательства. Текущий этап развития научно-технического прогресса характеризуется глобальными изменениями. Ведущие экономики в настоящее время находятся на пути перехода от сложившегося уклада (в развитых странах и некоторых развивающихся - постиндустриальный уклад) к инновационному развитию1. Поэтому обеспечение реализации инновационного процесса и информационного взаимодействия для субъектов малого и среднего предпринимательства является важной составляющей экономической политики государства.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, политика государства.

Взаимосвязь между экономическим ростом и развитием инфраструктуры является общепризнанным фактом. Опыт стран, где государственная политика сфокусирована на поддержке малого и среднего предпринимательства, демонстрирует существенные темпы экономического роста. Вклад в национальный ВВП субъектов МСП в экономически развитых странах стабильно растет. Например, в США большую часть новых рабочих мест создается малым бизнесом2.

Для обеспечения долгосрочного роста в настоящих условиях государством направляется недостаточно средств для финансирования существующих и строительства новых объектов инфраструктуры. Одним из путей привлечения дополнительных финансовых ресурсов является сотрудничество между общественным и частным сектором при

1М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко, И.В. Мошкин, К.Ю. Боева Роль инновационно-инвестиционного фактора в обеспечении модернизации экономики на современном этапе // Управление инновационноинвестиционными процессами в аспекте модернизации. М.: Саратов. Академия бизнеса. - 2012. - С. 10.

2

Юданов А.Ю. «Быстрые» фирмы и эволюция российской экономики // Вопросы экономики. - 2007. - №2. - С.85-86.

предоставлении общественных услуг. Вместе с тем нарастающие условия нестабильности требуют разработки дополнительных мер стимулирования и поддержки экономического роста, улучшения качества жизни населения.

Субъекты малого предпринимательства в большей степени привязаны к конкретной административно-территориальной единице, их зависимость от качества местной предпринимательской среды намного выше, чем для крупных предприятий, расположенных на той же территории. Информационное пространство, предпринимательская, инновационная и инвестиционная активность хозяйствующих субъектов определяют их базовое положение в конкурентной борьбе за ресурсы бюджета и внимание частных инвесторов. Считается, что для улучшения предпринимательского климата и привлечения дополнительных инвестиций в основные фонды и производство необходимым минимумом является наличие условий, благоприятствующих для ведения предпринимательской деятельности. Как правило, хозяйствующие субъекты уделяют большое внимание приведению в соответствие с требованиями федеральных законов нормативно-правовой базы. Помимо этого, акцент ставится на меры по противодействию развития административных барьеров. Однако недостаточно внимания уделяется информационной и коммуникационной поддержке субъектов предпринимательской деятельности. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» была завершена в 2010 году. Однако поставленные цели не были достигнуты. Есть отдельные успешные региональные проекты. Но в целом для страны они не стали тиражируемым опытом. Это повлекло необходимость создания новой программы «Информационное общество» (2011-2020 гг.), основной задачей которой является «повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном

3 Мошкин И.В. Предпринимательство как движущая сила модернизации в современной России. // Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России. СКАГС, 2010.

обществе».

Программа «Информационное общество» ставит задачу создания и развития информационных систем поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе:

- реализацию интерактивных сервисов для субъектов малого и среднего предпринимательства на базе единого портала;

- создание и развитие систем автоматизации процессов в сфере взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с органами государственной власти;

- развитие механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства.

Большинство мероприятий, направленных на изменение существующего положения дел, связаны либо с выставочной деятельностью, либо с распространением справочной информации среди сложившегося круга потребителей этой информации. Многие субъекты уже располагают реестрами, которые определяют круг потребителей информации. Также многие из них столкнулись с проблемой предела роста таких баз данных, отсутствием общей платформы ее представления и информационной закрытостью. Тем самым определяется предел роста возможностей для территории и бизнеса, которые не смогли приспособиться к вызовам современности и вовремя отреагировать на появление новых запросов.

Таким образом, отсутствие единой концепции как на федеральном уровне, так и на уровне отдельного субъекта региона приводит к информационным и коммуникационным коллизиям. Складывающийся круг проблем наносит ущерб частным инвесторам, предпринимателям, экономике территории. Отрицательное воздействие на развитие предпринимательства, в том числе на реализацию его социальной функции, оказывает доминирование лобби крупного бизнеса в регионах. Сложной, особенно для

мегаполисов, остается задача доступа к физической инфраструктуре, не отработана система осведомления предпринимателей.4

Сложившаяся система государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (включая политику снижения

административных барьеров) не приносит существенного эффекта. Государство оказывает помощь, вводя меры по упрощению регистрации новых субъектов, специальные налоговые режимы. В настоящее время правительством определены альтернативы экономической политики, которые предлагают выбор между экспансионистским и консервативным сценариями, которые различаются монетарными и бюджетными параметрами, но, по сути, предполагают длительную консервацию существующих несовершенных институтов5.

Согласно докладу на XIV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, движущими силами новой модели экономического роста могут стать две набирающие влияние группы. Это «новый бизнес» - динамичные компании, ориентированные на развитие в рыночных условиях, но не имеющие достаточных стимулов для инвестирования в существующих институциональных рамках. И «новая бюрократия» - продвинутые региональные элиты, заинтересованные в динамичном развитии своих территорий, и эффективные профессионалы на федеральном уровне. В терминах одного из классиков политологии Альберта Хиршмана такую реакцию можно интерпретировать как пример стратегии «выхода». Вместе с тем следует подчеркнуть, что большинство успешных средних компаний, выросших на волне высокого спроса в 2000-е годы, могут быть успешны именно в России и что «выход» означает для них потерю возможностей для развития. Осознание этого факта, по крайней мере, частью

4 Игнатова И.В. Государственное регулирование предпринимательства в России: основные направления //Тегга Нитапа. - 2011. - №1. - С. 8-12.

5 Состоится ли новая модель экономического роста в России? [Текст] : докл. к XIV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2-5 апр. 2013 г. / Е. Г. Ясин, Н. В. Акиндинова, Л. И. Якобсон, А. А. Яковлев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики. - 2013. - С. 67.

предпринимателей в посткризисный период привело к активизации коллективных действий бизнеса с целью изменения среды (или к реализации стратегии «голос», по А. Хиршману).

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в период 2005 - 2008 гг. осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. №249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Предоставление средств федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов РФ осуществлялось на конкурсной основе, для чего была создана специальная конкурсная комиссия для отбора заявок с участием представителей Минэкономразвития России, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, объединений предпринимателей, в том числе Торгово-промышленной палаты РФ. Были утверждены основные направления поддержки предпринимательства, а именно6:

1) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов, центров предпринимательства);

2) поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

3) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства и гарантийных фондов;

4) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

5) реализация иных мероприятий субъектов РФ по поддержке и развитию предпринимательства.

6 Инструменты поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства по выходу на международные и межрегиональные рынки / Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. [Электронный ресурс]: http://www.siora.ru.

Анализ практики реализации указанных мероприятий показал результативность выбранных направлений государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства. По данным российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, в 2005 году в федеральном бюджете для целей поддержки субъектов малого предпринимательства были предусмотрены средства в размере 1,5 млрд. рублей, в 2006 году - 3 млрд. руб., в 2007 году - 3,8 млрд. руб., в 2008 году - 3,85 млрд. рублей, а в 2009 году - около 10 млрд. руб. Кроме того, в 2009 году по линии Внешэкономбанка для финансирования программ кредитования малого бизнеса было выделено около 30 млрд. руб.

Одним из основных условий предоставления средств федерального бюджета являлось софинансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2005 году для участия в конкурсе поступили заявки 52 субъектов Российской Федерации на общую сумму более 1 700 млн. руб., из которых признаны победителями заявки 47 субъектов РФ на сумму, превышающую 1 000 млн. руб. Таким образом, в первый год реализации программы по поддержке малого предпринимательства только 60 процентов от общего количества регионов оказались готовы принять в ней участие.

При этом каждый регион использует свой инструмент, например, сегодня самый популярный у предпринимателей вид поддержки -компенсация государством расходов по оплате процентов по банковским кредитам. Для этого в 67 регионах созданы гарантийные фонды, которые предоставляют до 70 процентов гарантий, то есть, финансируется до двух третей банковской ставки. В 60 регионах страны сформированы специальные фонды для предоставления в аренду помещений малым компаниям - это примерно 8 млн. квадратных метров. В 75 регионах действуют инкубаторы для начинающих предпринимателей, где уже оборудовано 10 тыс. рабочих мест. Действующие 23 региональных венчурных фонда проинвестировали около 1,5 млрд. руб. в разные инновационные компании: 1Т-технологии, биотехнологии, нанотехнологии, медицина.

Реализация вышеизложенных мер государственной поддержки субъектов МСП должна привести в целом к достижению в 2020 году следующих целевых показателей:

- доля малого и среднего бизнеса в ВВП - 30%;

- доля малого и среднего бизнеса в структуре занятости - 30%;

- доля малого и среднего бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства - 80%.

Рассматривая промежуточные результаты экономических реформ и преобразований в России для субъектов малого и среднего предпринимательства, следует отметить положительную динамику их развития (таблица 1).

По данным национального института системных исследований проблем предпринимательства по состоянию на 1 января 2013 года, в России было зарегистрировано почти 2 тыс. субъектов малого

предпринимательства, что на 8,7% больше аналогичного периода 2012 года. Количество субъектов малого предпринимательства в расчете на 100 тыс. населения увеличилось на 110,5 ед. и составило 1395,9 ед. Рост количества субъектов малого предпринимательства как в абсолютных значениях, так и в пересчете на 100 тыс. жителей отмечается на всей территории России.

Исходя из сложившихся итогов, все результаты федеральных округов группируются в три группы. Первая группа показала наибольший рост: в Северо-Западном федеральном округе рост составил 22,5%, в Дальневосточном федеральном округе 14,0%, в Сибирском федеральном округе - 13,3%. Вторая группа включила регионы с пограничным

результатом, рост в которых не превысил 6% и в среднем составил 5,5%. В нее вошли: Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ. В третью группу вошли регионы, показавшие наихудшие результаты. Это прежде всего Южный федеральный округ, несмотря на существенные государственные и частные вложения в инфраструктуру Юга России и олимпийского Сочи. В Южном федеральном

округе вместе с Центральным федеральным округом число малых предприятий выросло в меньшей степени, - на 3,1% и 2,4% соответственно.

Таблица 1

Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства на 1 января 2013 г.7

Федеральные округа (ФО) Количество зарегистрированных субъектов на 1 января * 2013 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения

Единиц Динамика 01.01.2012- 01.01.2013 В % от среднего по РФ

Российская Федерация 1 395,9 110,5 100,0

Центральный ФО 1 449,2 30,2 103,8

Северо-Западный ФО 2 369,8 462,3 169,8

Южный ФО 1 094,7 30,7 78,4

Северо-Кавказский ФО 530,6 25,8 38,0

Приволжский ФО 1 202,7 77,7 86,2

Уральский ФО 1 511,0 75,9 108,2

Сибирский ФО 1 441,9 169,0 103,3

Дальневосточный ФО 1 478,7 185,4 105,9

* исходя из численности населения в РФ на 1 января 2012 г.

Субъекты малого и среднего предпринимательства уже давно являются одним из основных элементов современного рыночного механизма в системе национального хозяйствования. Как правило, руководитель-предприниматель делает акцент не столько на построение стратегии, сколько на активном поиске новых возможностей, решительном движении вперед вопреки неопределенности ситуации, на протяжении развитии и упреждении

О

негативных ситуаций . Показатели эффективности деятельности субъекта

7

Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства

в регионах России в 2012 году // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2013.

8

Минцберг Г. Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Спб. : Питер. - 2001. - С. 108-126.

предпринимательства зависят не только от личных качеств руководителя, но и от вовлеченности в информационный обмен как внутри бизнеса, так и во вне его рамок. Большинство предпринимателей обладают инструментарием для анализа тенденций и определения общего вектора развития бизнеса. Однако результат зависит от достаточного количества факторов, причем исключить влияние лишь некоторых из них невозможно. Преодолеть ограничения некоторых из факторов возможно благодаря использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Исследование вопросов информационного обмена данными о существующих способах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и способах их обработки и интерпретации становится основой выявления конкурентных позиций.

Традиционная гибкость малого и среднего предпринимательства позволяет в достаточной степени адекватно реагировать на появляющиеся внешние вызовы. Высокая оборачиваемость средств в МСП создает возможности для оперативного их перевооружения, как возможный выход из складывающейся обстановки на рынке. Согласно М. Портеру, «продуктивность - главная определяющая уровня жизни в стране, поскольку в ней - основной источник дохода на душу населения»9. Продуктивность трудовых ресурсов определяет заработную плату, продуктивность использования капитала - доход владельцев, производительность национальных фирм определяет ту абсолютную величину национального дохода, которая через систему перераспределения пойдет на решение общенациональных задач: на охрану здоровья, безопасность на производстве, защиту окружающей среды и на обеспечение равенства возможностей граждан страны. Массивы информации, генерируемые функционированием хозяйствующих и иных субъектов экономики, их взаимодействием и взаимозависимостью, определяют потребность в получении формализованной оценки ее основных характеристик. Основа специфики

9 Портер М. Международная конкуренция. - М., 1993. - С.24.

текущего исторического момента - переход к новому типу воспроизводства -информационно-индустриальному. Такой тип предусматривает приоритетность производства именно знаний. Однако производство знаний содержит в себе фундаментальное противоречие, связанное с экстернальным эффектом10, который, в частности, в условии несовершенства российских институтов не позволяет наладить управление инвестиционными потоками.

Новые корпоративные структуры (финансово-промышленные группы, холдинговые компании), являясь результатом проводимых экономических реформ, становятся организационной и институциональной основой инвестиций, направляемых на модернизацию оборудования и

технологических процессов, реконструкцию предприятий. С другой стороны, прямые инвестиции в значительной степени определяют корпоративную структуру российской экономики, характер конкуренции на отраслевых рынках.11 С повышением открытости российской экономики, развитием отношений в рамках ВТО и других торгово-экономических союзов возрастает конкуренция на национальном рынке. Это требует от предприятий малого и среднего бизнеса переходить от экстенсивного к интенсивному пути развития. Как следствие повышается их восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса. Следствием является рост расходов на внедрение эффективных технологий. Использование компьютерной техники, телекоммуникационных сетей становится

необходимой основой управляемости предприятий. Вместе с этим не все внедренческие проекты и связанные с этим дополнительные затраты сопровождаются равноценным или более высоким экономическим эффектом от осуществленных инвестиций.

Таким образом, информационный процесс в сфере деловых

10 Полтерович В., Попов В., Тонис А. Механизм «ресурсного проклятия» и экономическая политика // Вопросы экономики. - 2007. - № 6. - С. 4-27.

11 Калабердина О.Л, Aксенова Н.В. Инвестиционный потенциал как фактор устойчивого развития региона (на примере Ростовской области) // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Проблемы функционирования и развития экономики регионов Северного Кавказа и ЮФО: вызовы и решения». Нальчик, 2010.

коммуникаций, порожденный как часть цикла производства добавленной стоимости, является интеллектуальным продуктом. Парадокс заключается в том, что предприятия малого и среднего бизнеса, использующие современные технические достижения, телекоммуникационные сети и государственные преференции, создают не только спрос на соответствующие государственные услуги, но и влияют на их качество и объем.

Библиографический список

1. Чернышев М.А., Анопченко Т.Ю., Мошкин И.В., Боева К.Ю. Роль инновационноинвестиционного фактора в обеспечении модернизации экономики на современном этапе // Управление инновационно-инвестиционными процессами в аспекте модернизации. - М.: Саратов. Академия бизнеса, 2012.

2. Инструменты поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства по выходу на международные и межрегиональные рынки / Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. [Электронный ресурс]: http://www.siora.ru.

3. Игнатова И.В. Государственное регулирование предпринимательства в России: основные направления //Тегта Humanа. - 2011. - №1.

4. Калабердина О.Л, Аксенова Н.В. Инвестиционный потенциал как фактор устойчивого развития региона (на примере Ростовской области) // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Проблемы функционирования и развития экономики регионов Северного Кавказа и ЮФО: вызовы и решения». Нальчик, 2010.

5. Минцберг Г. Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Спб. : Питер. - 2001. -С. 108-126.

6. Портер М. Международная конкуренция. - М., 1993.

7. Мошкин И.В. Предпринимательство как движущая сила модернизации в современной России. // Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России. СКАГС, 2010.

8. Полтерович В., Попов В., Тонис А. Механизм «ресурсного проклятия» и экономическая политика // Вопросы экономики. - 2007. - № 6.

9. Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2012 году // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2013.

10. Состоится ли новая модель экономического роста в России? [Текст]: докл. к XIV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2-5 апр. 2013 г. / Е. Г. Ясин, Н. В. Акиндинова, Л. И. Якобсон, А. А. Яковлев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.

11. Юданов А.Ю. «Быстрые» фирмы и эволюция российской экономики // Вопросы экономики. - 2007. - №2.

E-mail: mukazna@rostov-gorod.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.