Научная статья на тему 'Региональные особенности и государственная поддержка малого и среднего агропромышленного предпринимательства'

Региональные особенности и государственная поддержка малого и среднего агропромышленного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОРТРЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРИОРИТЕТЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТИРОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козенко Зинаида Николаевна, Пашнанов Эрдне Лиджиевич, Юдаев И. Г.

В предлагаемой статье проанализировано малое и среднее предпринимательство, выделены различия в условиях хозяйствования территорий, которые определяют его особенности и ориентиры в разработке стратегии развития; проанализирована государственная поддержка, обеспечивающая вовлечение малого и среднего предпринимательства в инновационные процессы. Выделено производственное предпринимательство как катализатор экономического роста, проанализировано правовое обеспечение и формы малых и средних предприятий, формирование стратегии развития предприятия, стратегических карт, инструментария управленческой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности и государственная поддержка малого и среднего агропромышленного предпринимательства»

Региональные особенности и государственная поддержка малого и среднего агропромышленного предпринимательства

Аннотация: В предлагаемой статье проанализировано малое и среднее предпринимательство, выделены различия в условиях хозяйствования территорий, которые определяют его особенности и ориентиры в разработке стратегии развития; проанализирована государственная поддержка, обеспечивающая вовлечение малого и среднего предпринимательства в инновационные процессы. Выделено производственное предпринимательство как катализатор экономического роста, проанализировано правовое обеспечение и формы малых и средних предприятий, формирование стратегии развития предприятия, стратегических карт, инструментария управленческой модели.

Abstract: The given article analyses small and medium entrepreneurship, highlights differences in territories economic environment which determines its peculiarities and guidelines for development strategy formulation; analyses state support providing involvement of small and medium entrepreneurship into innovation processes. The authors also define production entrepreneurship as a catalyzator of economic growth, consider legislative environment and forms of small and medium-sized enterprises, formation of development strategy, strategic maps and instruments of managerial model.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, портрет предпринимателя, стратегия развития предприятия, инвестиционные решения бизнес-процессов, производственное предпринимательство, приоритеты и особенности ориентиров предпринимательства, сценарии развития.

Keywords: small and medium entrepreneurship, entrepreneur portrait, enterprise development strategy, investment decisions of business processes, production entrepreneurship, priorities and peculiarities of entrepreneurship guidelines, development scenarios

Козенко Зинаида Николаевна доктор экономических наук, профессор Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

kozenko.zn@mail.ru

Пашнанов Эрдне Лиджиевич доктор экономических наук Федеральное казначейство по Республике Калмыкия

Юдаев И.Г. генеральный директор Волгоградский завод оросительной техники и ЖКХ

Мировой опыт, накопленный передовыми странами показывает, что общество не может нормально развиваться без многочисленного слоя независимых предпринимателей, которые в силу своей массовости играют значительную роль не только в социальноэкономической, но и в политической жизни любой страны. Основную часть предпринимателей составляют малый и средний бизнес. За годы рыночных преобразований предприниматели приобрели опыт ведения бизнеса, значительно повысился их профессиональный и образовательный уровень. В настоящее время малые и средние предприятия представлены во всех отраслях народного хозяйства страны, наметилась положительная тенденция их роста в инновационной сфере, однако количество предприятий малого и среднего предпринимательства не соответствует поступательному развитию страны, по-прежнему невелика их доля в производственном секторах экономики. Решающее значение в развитии предпринимательства играют подготовка предпринимательских кадров, создание

организационных, правовых и финансовых условий предпринимательской деятельности, активизация мотивации предпринимательской активности, особенно на уровне регионов и бизнес-единиц, обеспечение малого и среднего бизнеса

инвестиционной привлекательностью.

Предпринимательство как особый вид экономической активности, направленной на получение прибыли, функционирует на основе самостоятельной инициативы, ответственности, заложенного вектора стратегического развития (предвидения) рынка. Малое и среднее предпринимательство в социально - экономическом развитии любой страны служит своеобразным пусковым механизмом и генератором структурных изменений в экономике и обществе. Оно выступает в качестве катализатора экономического роста, способствует увеличению производства валового продукта и решению острых социальных проблем: занятости, безработицы, уровня и качества жизни населения. Производственное предпринимательство, включающее в себя материальное, интеллектуальное начало, относится к числу основных, общественно необходимых и, в то же время, достаточно непростых и проблемных видов бизнеса. В российском бизнесе к производственному предпринимательству проявляется меньший интерес, чем к другим видам бизнеса, приносящим быструю прибыль. В центре производственного предпринимательства лежит производительный труд по изготовлению новых продуктов и общественных благ. Главной частью такого предпринимательства является производство продукции, товаров, услуг, подлежащих последующей реализации потребителям.

В экономической литературе сформировался портрет предпринимателя как человека, обладающего совокупностью необходимых природных, образовательных, характерологических и мотивационных качеств. Он создаёт новое дело в условиях риска, получает в результате денежный доход и личное удовлетворение от достигнутого, постоянно заимствует передовой мировой опыт.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий). К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, осуществляющие

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия с численностью до 15 человек. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учёта налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом: для микропредприятий - 60 млн. рублей; для малых предприятий -400 млн. рублей.

Различия в условиях хозяйствования территорий приводят к тому, что каждый регион определяет свои приоритеты и особенности развития, что оказывает непосредственное влияние на его социально-экономическое состояние. Для укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам разрабатывается взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов - стратегия организации. По существу это набор правил для принятия решений, которыми следует руководствоваться в деятельности по управлению социально-экономическим развитием предприятия. Для определения главных ориентиров долговременного роста, создания основы для выработки планов развития экономики и распределения ресурсов внутри предприятия

разрабатываетсястратегический план. В качестве инструмента стратегического управления выступает стратегический анализ. Он выявляет и оценивает деятельность предприятия, находит возможности вложения средств в наиболее перспективные направления. Наиболее известные модели, используемые в мировой практике, позволяющие оптимально отбирать стратегии для организации строятся на основе сбалансированной системы

показателей; стратегической карты; системы РМ - управления эффективностью (результативностью); управления по ограничениям («теория ограничений ТОС»). Каждая из этих моделей, имеет свои теоретические основы, принципы, инструментарий, алгоритм разработки и внедрения; ищет и даёт ответы на три главных вопроса: каково состояние экономики, что необходимо изменять, как осуществлять процесс изменений.

Стратегия развития предприятия определяет приоритеты для принятия инвестиционных решений; обеспечивает сокращение сроков принятия решений; формирует основу для совершенствования бизнес-процессов. На основе мер, предусмотренных в стратегии создаются условия для делегирования полномочий и ответственности на все уровни управления предприятием; создаётся основа для построения эффективной управленческой структуры; обеспечивается основа для мотивации сотрудников; повышается привлекательным для инвесторов.

Для выработки стратегии развития предпринимательства предлагается использовать: «Концепцию бережливых технологий управления - SCPM», дающую значительный синергетический эффект. Инструментарий управленческой модели SCPM составляют: стратегическая карта, сбалансированная система

показателей, система вознаграждения по результатам деятельности, особый управленческий учёт, механизм внедрения корпоративной культуры. Каждый из этих элементов достаточно исследован для организации, но требует серьезной проработки для возможного его использования в деятельности органами регионального и муниципального управления и обязательной их привязки к конкретным условиям социально-экономического развития территорий.

С учётом влияния малого и среднего предпринимательства на приоритетные направления развития экономики региона, определённые федеральными программами социальноэкономического развития, предлагается с помощью эконометрической модели разрабатывать сценарии развития

субъектов малого предпринимательства в регионе. Возможные варианты развития:

сценарий 1 - «промышленно-инновационный» предусматривает приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих отраслях (химической промышленности, металлургии, строительных материалов, машиностроения, электротехники, приборостроения), а также в сфере науки и информационных технологий;

сценарий 2 - «социально-инновационный» предусматривает

приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в строительстве, в сферах культуры, здравоохранении, образовании, социальных, бытовых и коммунальных услуг, туризма, а также инновационных составляющих обрабатывающих отраслей (химической промышленности, металлургии, отрасли строительных материалов, машиностроения, электротехники, приборостроения), в сфере науки и информационных технологий;

сценарий 3 - «транзитный» основывается на приоритетном

развитии малого и среднего предпринимательства в отраслях транспорта, связи, оптовой торговли, ориентированной на транзитные операции.

Стратегическое планирование предпринимательства направлено на формирование устойчивых внутренних связей на основе вовлечения участников малого и среднего предпринимательства в инновационные процессы, диверсифицирующие занятость и повышающие уровень воспроизводственной сбалансированности, а также создающие в регионе почву для модернизационного прорыва мезоэкономики.

В Волгоградской области, входящей в состав Южного федерального округа, на протяжении последнего десятилетия сложился воспроизводственный контур социально-экономического развития, связанный с опережающим ростом доходов населения и расширением оказания качественных социальных услуг, направленных на удовлетворение растущего платежеспособного спроса. Развитие региона осуществляется на основе Программы

социально-экономического развития Волгоградской области до 2010 года и Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года. Ежегодный экономический рост по области, до начала кризиса, в среднем, составлял около семи процентов. Инвестиции в основной капитал за счёт всех источников финансирования достигли в 2009году 82,7 млрд. рублей. В последние годы на территории области был внедрён целый ряд крупных предпринимательских проектов: сдана в

эксплуатацию первая очередь пускового комплекса мостового перехода через Волгу; открыто новое производство на Волжском абразивном заводе; осуществлен ввод первой очереди животноводческого комплекса на 26 тыс. голов свиней в п. Самофаловка Городищенского района. Продолжается реализация Проекта «Строительство горно-обогатительного комбината по добыче и производству калийных удобрений на Гремячинском месторождении калийных солей в Котельниковском районе мощностью 4,6 млн. тонн хлористого калия в год» с планируемым объемом инвестиций более 80 млрд. рублей.

Социально-экономическое развитие Волгоградской области осуществляется на основе Национальных проектов, 16 федеральных целевых программ, 12 областных целевых программ. В их число входит Программа поддержки среднего и малого предпринимательства.

Малые и средние предприятия, работающие на территории области, имеют определённые льготы по субсидированию части затрат по кредитам, полученным в банках и лизинговым платежам, аренде недвижимого имущества, оплате землеустроительных работ, оказанным образовательным услугам, участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, по приобретению и внедрению инновационных технологий, оборудования и материалов. Действующий, в области «Региональный гарантийный фонд», даёт возможность предпринимателям, не имеющим полного залогового обеспечения, получить кредит в банке на основе поручительства (оплата за поручительство, предоставляемое Фондом, составляет 2.5 процента).

Исходя из сложности стоящих задач и существующих ограничений, можно сформулировать, пять слагаемых успешной Стратегии развития предпринимательства в регионе.

Первое: благоприятный деловой и налоговый климат и поддержка конкурентоспособного бизнеса. Налоговая система должна работать не по принципу «найти повод для привлечения к ответственности», а обеспечить своевременную уплату налогов в полном объеме. Для развития предпринимательства требуется независимая судебная система, обеспечение привлекательной институциональной среды; возможность работать по закону,

одинаково толкуемому и чиновниками, и судом, и предпринимателями. Правоприменительная практика как «усмотрение чиновника» является угрозой для поддержания конкурентоспособности бизнеса.

Второе: повышение качества управления предпринимательством. Это возможно реализовать через использование современных моделей управления регионами, в том числе внедрением систем менеджмента качества, а также использованием иных подходов к анализу и построению сценариев развития социально

ориентированных экономик регионов.

Третье: совершенствование частно-государственного

партнерства,как пускового механизма запуска инноваций в

промышленность, жилищное строительство, ЖКХ и АПК.

Четвертое: повышение энергоэффективности

экономики. Условия для этого были созданы принятием Закона РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». В число задач, которые необходимо решить в этом направлении вошли: создание национального реестра

наилучших технологий энергосбережения; выработка стимулов для привлечения в эту область инвестиций.

Пятое: значительное повышение качества услуг, оказываемых предпринимателями в социальной сфере. Необходим поиск новых моделей развития малого и среднего предпринимательства в сферах здравоохранения, профессионального образования. Важен

не только рост объёма расходов в этих областях, а эффект от использованных здесь ресурсов. Многое можно сделать, если предпринимательство будет использовать подход ориентированный «на клиента», на его удовлетворенность от оказываемых слуг.

Лидерами роста малого и среднего предпринимательства стали Владимирская область (59%), Пермский край (51%), Костромская область (51%), Курская область (36%). В одиннадцати субъектах Российской Федерации зафиксировано снижение занятости на малых предприятиях. На 1 января 2010 года субъектов малого и среднего предпринимательства насчитывалось в РФ: 1 620,5 тыс. единиц, из них 282 тысяч малых, 17 тысяч средних предприятий и незначительная группа микропредприятий.

Положительный прирост количества малых предприятий по итогам 2009 года зафиксирован в 70 регионах (что на 50% больше, чем в 2007 году). Наибольшее количество рабочих мест создано в оптовой и розничной торговле - 3 260 тысяч (32,1 %). В промышленности и строительстве по 1960 тысяч и 1780 тысяч рабочих мест соответственно (19,3 % и 17,5 %). Незначительное количество рабочих мест создается малыми предприятиями в сфере образования, здравоохранения, науки.

Активное развитие инфраструктуры для России в настоящее время приобретает первостепенное значение, поскольку недостаточная и неразвитая инфраструктура малого и среднего предпринимательства является естественным ограничителем экономического роста в различных секторах экономики.

В условиях негативного влияния мирового финансового кризиса на экономическую активность усилия государства, направленные на масштабную реализацию инфраструктурных проектов, должны обеспечить дополнительный спрос на продукцию российских компаний через государственный и муниципальный заказ.

Одним из основных условий предоставления средств федерального бюджета является софинансирование из бюджетов субъектов РФ. Анализ материалов, предоставленных субъектами Российской Федерации на конкурс Минэкономразвития России в 2005 - 2008

годах, позволяет разделить регионы на несколько групп:

- два субъекта Российской Федерации получили субсидии в общем размере 3233,4 млн. рублей, что составляет 30 % от всей суммы федерального бюджета выделенных на государственную поддержку малого предпринимательства за 4 года;

- 52 субъекта Российской Федерации - 5050,1 млн. рублей (67%);

- 25 субъектов Российской Федерации - 320,0 млн. рублей (3%).

В первую группу входят Москва и Республика Татарстан, которые реализуют крупные проекты по созданию гарантийных фондов, венчурных фондов, технопарков, бизнес-инкубаторов. Во вторую группу входят: Республика Мордовия, Свердловская область,

г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ, Нижегородская область. На их территории создана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, но в значительно меньших размерах. В третью группу вошли регионы, получившие из средств федерального бюджета менее 30 млн. рублей. Основными мероприятиями поддержки в регионах третьей группы являются субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам, реализация обучающих программ.

Учитывая значительные различия в социально-экономическом развитии регионов России и их бюджетные возможности при определении пропорций софинансирования расходов, Минэкономразвития России определило, что для большей части субъектов Российской Федерации соотношение расходов

федерального бюджета к расходам их бюджетов должно быть

паритетным (50%-50%). Для высоко дотационных регионов

предусмотрена льгота - 70% расходов берет на себя федеральный бюджет, 30% - региональный.

По данным автономной некоммерческой организации

"Национальный институт системных исследований

предпринимательства" к негативным факторам, влияющим на деятельность малых предприятий в условиях кризиса (2009г) относятся: снижение ликвидности, неплатежи, низкая

инвестиционная активность, резкое сокращение доступа к

долгосрочным кредитам; высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Кроме того, для предпринимателей области остаются актуальными следующие проблемы: высокая арендная плата за помещения; рост цен на энергоносители; трудности при получении кредитов для развития.

Применение программно-целевого подхода в управлении предпринимательством в Волгоградской области позволяет проводить обследования состояния предпринимательства, при необходимости, проводить ежегодную корректировку и ранжирование индикаторов и показателей; на этой основе организовывать перераспределение объемов финансирования малого и среднего предпринимательства в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей (табл. 1).

Таблица 1 - Социальные, экономические и инновационные

показатели Волгоградской области (2006-2020 гг.)

2006 2010 2020 Возможности

для

прогноз региональных компаний

Инновационные индикаторы

Доля лиц с высшим и 51,8 55 60

средним образованием в общей численности занятого населения, %

Качественный

предложения трудовых кадров для региональных компаний

прирост

Число

организаций, 22 30 70

Рост предложения научных разработок

выполняющих исследования и разработки

Удельный

вес 2,1 3,5 15

Рыночные возможности для инновационных региональных компаний

инновационной продукции в ВРП, %

Рост ВРП на душу 1,0 2,0 7,0 Повышение доходов населения и

населения, разы прибыли компаний

Доля инвестиций в ВРП, % 16,8 20 25 Новое капитальное

строительство, научные

разработки

Доля продукции и услуг 12,4 30 40 Улучшение инфраструктуры

малого бизнеса в ВРП, % малого и среднего

предпринимательства

Источник: интернет-ресурсы

Инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего

предпринимательства Волгоградской области, образуют коммерческие и некоммерческие организации. В Волгоградской области она включает центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, гарантийные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, торгово-промышленные палаты.

В Законе Волгоградской области от 4 июля 2008 г. N 1720-ОД "О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" определены основные направления развития малого и среднего предпринимательства на перспективу, включающие

развитие инфраструктуры; снижение издержек на ведение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бизнеса; обеспечение квалифицированными кадрами.

Срок реализации Программы 2009 - 2011 годы в один этап, обеспечивающий непрерывность решения проблемы. Общий объём финансовых средств областного бюджета на реализацию Программы составляет 168,2 млн. рублей. Средства областного

бюджета направлены по трём основным мероприятиям в следующих объёмах: (в редакции Постановлений Администрации Волгоградской области от 27.04.2009 N 112-п, от 22.06.2009 N 221-п).

Таблица 2 - Показатели и индикаторы, характеризующие степень достижения результатов Программы развития малого и среднего предпринимательства Волгоградской области

№ Наименование 2007 2008 2009 2010 2011

1 Количество малых 574,0 561,5 561,0 561,4 561,9

предприятий на 100

тыс. жителей

(без учета микропредприятий)

2 Объём оборота малых 60,00 71,00 86,0 104,0 127,0

предприятий на одного жителя, тыс. руб.

3 Объём налоговых поступлений в 0,26 0,52 0,7 1,0 1,4

консолидированный бюджет по упрощенной системе

налогообложения в расчете на одного жителя, тыс. руб.

Мероприятие "Увеличение гарантийного резерва некоммерческого партнерства "Региональный гарантийный фонд" позволит увеличить гарантийный резерв некоммерческого партнерства

II Г*Ч V V КУ I II |— V V

"Региональный гарантийный фонд". Гарантийный резерв формируется за счет средств областного и местных бюджетов, а также федерального бюджета по итогам участия в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России.

В соответствии с Распоряжением Главы Администрации Волгоградской области от 22 ноября 2007 г. N 1229-р. создано

некоммерческое партнерство, предоставляющее поручительства по кредитам, получаемым субъектами малого предпринимательства в коммерческих банках при неполном залоговом обеспечении. Ежегодно планируется предоставление до 20 поручительств. Деятельность некоммерческого партнерства повысит доступность заёмных средств для субъектов малого предпринимательства, направляемых ими на расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий. Мероприятия финансовой поддержки предпринимательства направлены на снижение издержек субъектов малого предпринимательства на ведение предпринимательской деятельности и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Повышение уровня профессионального образования и просвещения субъектов малого и среднего предпринимательства. Предусматривается привлечение средств федерального бюджета по итогам участия в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (в ред. Постановления Администрации Волгоградской обл. от 27.04.2009 N 112-п). Согласно принятой в регионе «Стратегии -2020» доля занятых в малом и среднем предпринимательстве от общего числа занятых в экономике области к 2020 г. должна составить 28%, а вклад малого и среднего бизнеса в ВРП - увеличиться до 40 %.

Планируется, что производительность труда вырастет до 6 млн. руб. на 1 человека, занятого в этой сфере, то есть в 5,5 раза.

Таблица 3 - Прогнозные значения основных показателей развития малого и среднего предпринимательства Волгоградской области до 2020 г.

Показатели

1 этап 2 этап 3 этап 2008-

Доля в валовом региональном продукте , % 22 32 50

Среднегодовая динамика кол-ва субъектов, % 15 12

5

Доля занятых в общей численности занятых в 40 50 55

^ л / т" V./ ъ/ V./ ъ/ ъ/

экономике области на конец этапа, %

Доля инновационно- ориентированных в 10 15 25

количестве малых и средних предприятий , %

Доля обрабатывающих в количестве малых и 22 25 30

средних предприятий на конец этапа, %

Среднегодовой индекс физического объёма

п/ 118 125 130

инвестиций в основной капитал, %

Среднегодовой индекс производства малых и

Л/ 108 108 113

средних предприятий, %

Уровень оплаты труда к уровню оплаты труда в

/0 85 100

среднем по области, %

Уровень оплаты труда в инновационо-

ориентированных малых и средних 100 135 170

предприятиях в среднем по области, %

Среднегодовой темп роста налоговых 107 108 110

поступлений от деятельности малых и средних

Источник: интернет-ресурсы

В 2009 году объемы государственной поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным

потребительским кооперативам региона составили 180,4 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 132,1 млн. рублей, из областного бюджета - 48,3 млн. рублей.

В 2010 году гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, К(Ф)Х выплачено субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет - 87,3 млн. рублей, из них

82,6 млн. рублей из федерального бюджета, и 4,7 млн. рублей из областного бюджета.

С целью стимулирования инновационной деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства агропромышленного комплекса области постоянно оказывается информационноконсультационная поддержка. Она осуществляется специалистами регионального комитета по сельскому хозяйству и продовольствию и государственным учреждением «Областной Центр научной информации и консалтинга АПК Волгоградской области «Агроинформконсалтинг». Сельские предприниматели проходят переподготовку на курсах повышения квалификации в ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия», где получают информацию о современных направлениях, формах и методах ведения сельского хозяйства.

Проводимые мероприятия позволяют малым формам хозяйствования на селе обеспечить выполнение показателей, определенных целевой программой «Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области» на 2009-2012 годы», обосновать необходимость и возможность превращения малого и среднего предпринимательства в ключевой фактор социальноэкономического развития региона.

Библиографический список:

1. Козенко, З.Н. Управление предпринимательством на региональном и муниципальном уровне: теория, опыт,

тенденции [монография] / З.Н. Козенко, Л.Н. Медведева, И.Г. Юдаев. М.: Вольное экономическое общество России. - 2010. -

15,6 п.л. (в т.ч. авт. - 5,2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.