Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РУЧНОЙ И ЦИФРОВОЙ ГРАФИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РУЧНОЙ И ЦИФРОВОЙ ГРАФИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Формирование художественных умений / ручная графика / цифровая графика / архитектура / дизайн / реклама. / Formation of artistic skills / manual graphics / digital graphics / architecture / design / advertising.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанова М. Н., Степанова-Третьякова Н. С.

В данной публикации отводится внимание формированию художественных умений у студентов творческих направлений архитектура, дизайн и реклама. В рамках классических дисциплин «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Скульптура» обучающиеся знакомятся с закономерностями изображения, различными техническими приёмами, осваивают навыки владения традиционными художественными материалами, тем самым развивая целостность восприятия и формируя художественные умения. Но в последнее время современное общество нацелено на освоение цифрового пространства, а следовательно, и появились требования к самому процессу образования, где приоритетом ставится владение компьютерным программным обеспечением. В связи с этим такие дисциплины, как «Архитектурное проектирование», «Дизайн-проектирование», «Художественное проектирование рекламного продукта», «Инфографика», ориентированы на использование в учебном процессе широкого спектра компьютерных программ. Грамотно выстроенная методическая система по освоению ручной и цифровой графики не только позволит студентам приобрести навыки владения традиционными художественными материалами, а также компьютерными графическими программами, но и поможет системно сформировать необходимые художественные умения, адаптированные к требованиям современного социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанова М. Н., Степанова-Третьякова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ARTISTIC ABILITIES IN STUDENTS IN CREATIVE DIRECTIONS IN THE PROCESS OF MASTERING MANUAL AND DIGITAL GRAPHICS

In this publication, attention is paid to such an aspect as the formation of artistic skills among students of creative directions architecture, design and advertising. Within the framework of classical disciplines such as "Drawing", "Painting", "Composition", "Sculpture", students get acquainted with the patterns of the image, various techniques, master the skills of possession of traditional artistic materials, thereby developing the integrity of perception and forming artistic skills. But recently, modern society is focused on the development of the digital space, and, consequently, there are requirements for the very process of educa tion, where the priority is the possession of computer software. In this regard, such disciplines as "Architectural design", "Design design", "Artistic design of an advertising product", "Infographics" are focused on the use of a wide range of computer programs in the educational process. A competently built methodological system for mastering manual and digital graphics will allow students-architects, designers and advertisers not only to acquire skills in traditional art materials, as well as computer graphics programs, but also help to systematically form the necessary artistic skills adapted to the requirements of modern society.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РУЧНОЙ И ЦИФРОВОЙ ГРАФИКИ»

УДК 378:7

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РУЧНОЙ И ЦИФРОВОЙ ГРАФИКИ

© 2021 М. Н. Шабанова 1, Н. С. Степанова-Третьякова 2

1 докт. пед. наук, профессор, завкафедрой художественного образования

и истории искусств e-mail: zachetanet45@gmail.com

Курский государственный университет

2старший преподаватель кафедры гостинично-туристического сервиса,

коммерции и рекламы e-mail: tristenaamaiL ru

Белгородский университет кооперации, экономики и права

В данной публикации отводится внимание формированию художественных у ме ний у студентов творческих направлений архитектура, дизайн и реклама. В рамках классических дисциплин «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Скульптура» обучающиеся знакомятся с закономерностями изображения, различными техническими приёмами, осваивают навыки владения традиционными художественными материалами, тем самым развивая целостность восприятия и формируя художественные умения. Но в последнее время современное общество нацелено на освоение цифрового пространства, а следовательно, и появились требования к самому процессу образования, где приоритетом ставится владение компьютерным программным обеспечением. В связи с этим такие дисциплины, как «Архитектурное проектирование», «Дизайн-проектирование», «Художественное проектирование рекламного продукта», «Инфографика», ориентированы на использование в учебном процессе широкого спектра компьютерных программ. Грамотно выстроенная методическая система по освоению ручной и цифровой графики не только позволит студентам приобрести навыки владения традиционными художественными материалами, а также компьютерными графическими программами, но и поможет системно сформировать необходимые художественные умения, адаптированные к требованиям современного социума.

Ключевые слова: формирование художественных умений, ручная графика, цифровая графика, архитектура, дизайн, реклама.

FORMATION OF ARTISTIC ABILITIES IN STUDENTS

IN CREATIVE DIRECTIONS IN THE PROCESS OF MASTERING MANUAL AND DIGITAL GRAPHICS

© 2021 M. N. Shabanova1, N. S. Stepanova-Tretyakova2

1 Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Art Education and Art History e-mail: zachetanet45@gmail.com

Kursk State University

2 Senior Lecturer at the Department of Hotel and Tourism Service, Commerce and Advertising e-mail: tristena@mail.ru

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law

In this publication, attention is paid to such an aspect as the formation of artistic skills among students of creative directions architecture, design and advertising. Within the framework of classical disciplines such as "Drawing", "Painting", "Composition", " Sculpture", students get acquainted with the patterns of the image, various techniques, master the skills of possession of traditional artistic materials, thereby developing the integrity of perception and forming artistic skills. But recently, modern society is focused on the development of the digital space, and, consequently, there are requirements for the very process of education, where the priority is the possession of computer software. In this regard, such disciplines as "Architectural design", "Design design", "Artistic design of an advertising product", "Infographics" are focused on the use of a wide range of computer programs in the educational process. A competently built methodological system for mastering manual and digital graphics will allow students-architects, designers and advertisers not only to acquire skills in traditional art materials, as well as computer graphics programs, but also help to systematically form the necessary artistic skills adapted to the requirements of modern society.

Keywords: formation of artistic skills, manual graphics, digital graphics, architecture, design, advertising.

В связи с активным переходом современного социума на цифровизацию были пересмотрены и требования не только к предъявляемым компетенциям будущих специалистов, но и к самому процессу обучения. Большим достоинством использования различных компьютерных программ является то, что для создания какого-либо проекта затрачивается не так много времени, как было раньше. К примеру, чтобы воплотить идею архитектурного проекта, было необходимо вручную вычерчивать архитектурные объекты на ватмане, проводя при этом математический расчёт и измерения. Также следует отметить и виртуозное владение специалистами того времени графическими материалами, такими как карандаш, тушь и акварель [Минервин и соавт. 2004]. Сейчас процесс проектирования оптимизировался благодаря использованию специализированных программ «ArchiCAD», «Autocad», «Revit». Любой архитектор может воплотить задуманную идею в более короткие сроки, чем это было в предыдущие времена. Другой пример - это сфера графического и средового дизайна, где до появления цифровой эры в разработке дизайн-проектов применяли ручную графику и такие художественные материалы, как карандаш, акварель, гуашь. На создание данной работы также уходило много времени. В современных реалиях дизайнеры-графики для работы используют векторные, растровые и трёхмерные программы, которые помогают максимально сократить время и предоставить заказчику максимальное количество разнообразных вариантов.

Бесспорно, факторы цифровизации являются большим преимуществом для современного общества. Используя компьютерные технологии, за короткие сроки специалисты творческих направлений могут предоставить множество различных вариаций проектируемого объекта или предмета в таких сферах, как архитектура, дизайн и реклама. Но на современном рынке труда в данных областях есть ясность в актуальности использования только цифрового ресурса, а то, что касается процесса обучения с применением компьютерных технологий, - вопрос спорный.

Во многих средних профессиональных, высших учебных заведениях, ориентированных на области архитектуры, дизайна и рекламы, до последнего времени отводилась большая часть времени обучения на освоение ручной графики и лишь

потом - на изучение цифровой графики. При этом первые три курса в рамках специальных дисциплин, связанных с проектированием, были полностью посвящены изучению закономерностей изображения, овладению художественными материалами и техническими приёмами. С сокращением часов в учебных планах уменьшилось и количество заданий, нацеленных на освоение ручной графики. Также в значительной мере пострадали дисциплины художественного цикла: было значительно урезано выделенное время. Как результат, у будущих специалистов творческих направлений уровень художественных умений стал не таким высоким, как было у предшествующих поколений студентов [Шабанов 2008].

В связи с этим возникла необходимость разработать алгоритм формирования художественных умений у обучающихся творческих направлений в процессе освоения ручной и компьютерной графики в рамках дисциплины «Рисунок». Эффективность разработанной нами системы заданий проверялась не только в рисунках будущих специалистов, но и в проектах студентов.

Данное исследование проводилось в двух университетах: в Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова и в Белгородском университете кооперации, экономики и права. Охватывались такие направления, как архитектура, дизайн и реклама. Для эксперимента создавались две группы: контрольная и экспериментальная. В первую входили студенты, которые занимались по утверждённой на кафедре рабочей программе по рисунку и проектированию. Вторая группа занималась по разработанной экспериментальной программе, нацеленной на формирование художественных умений в процессе освоения ручной и цифровой графики.

В рамках дисциплины «Рисунок» разработанная нами структура занятий в двух вузах была практически идентичная за исключением архитектуры, где есть темы, посвящённые архитектурным деталям и элементам. Сформированные задания для дисциплин, связанных с процессом проектирования, безусловно, отличались, так как они непосредственно отражали специфику таких творческих направлений, как архитектура, дизайн и реклама. Например, в рамках архитектурного проектирования студенты БГТУ им. В.Г. Шухова знакомятся с масштабами, вычерчивают знаменитые памятники архитектуры, учатся создавать сооружения разного назначения. Учебный процесс будущих дизайнеров того же университета заключается в создании фирменного стиля, интерьера и экстерьера. Будущие рекламисты АНО ВО Белгородского университета кооперации, экономики и права в рамках проектирования разрабатывают фирменный стиль, внешнюю и внутреннюю рекламу.

Так как было проведено сокращение часов по специализированным и художественным дисциплинам, кроме структуры аудиторной работы нами был разработан и предложен комплект упражнений для самостоятельной работы с целью поэтапного закрепления знаний, развития художественных умений и навыков, приобретённых в рамках аудиторных занятий.

Так, на первом курсе, в рамках дисциплины «Рисунок» по теме «Натюрморт», в процессе аудиторной работы были разработаны задания на изучение различных методов построения формы, передачи пространства и освоения технических приёмов. К примеру, в рассмотрении первого задания «Линейное построение геометрических тел вращения» студентами делались различные зарисовки гипсовых фигур с различным уровнем горизонта. Итоговой работой был тональный разбор гипсового натюрморта, состоящего из трех тел вращения. Самостоятельная работа заключалась не только в ручных зарисовках гипсовых фигур с использованием мягкого материала, монохромных отмывок акварелью, но и в создании эскизов с помощью векторной и

растровой графики, где студентам приходилось самостоятельно компоновать силуэтное и градиентное изображение.

В процессе изучения второго задания «Рисунок однотонального натюрморта», состоящего из простых предметов быта (три предмета и драпировка), вначале выполнялось изображение предметов, окрашенных в белый цвет, с тональным разбором светотеневых градаций с применением диагонального штриха. В рамках самостоятельной работы студенты делали наброски двух предметов с заливкой теней чёрной тушью, также отрисовывали силуэтные зарисовки при помощи векторной графики и осуществляли тональную разбивку натюрморта на свет, полутень и тень при помощи растровых векторных редакторов.

Следующее, третье задание заключалось в рисунке того же натюрморта (три предмета и драпировка), но с различной материальностью, светлотой и насыщенностью с тональным разбором предметов с применением диагонального штриха. В процессе выполнения самостоятельной работы студенты делали зарисовки предметов быта на передачу прозрачной, матовой, глянцевой, металлической поверхности. Также сюда входили цифровые зарисовки, выполненные в векторных и растровых редакторах, использовалось выполнение простых предметов в 3Д программах.

В четвёртом задании в рамках аудиторной работы студенты выполняли конструктивный рисунок с использованием перекрёстного штриха. В рамках самостоятельной работы этим же техническим приёмом делали зарисовки. В использовании графических редакторов студенты применяли растровые кисти, а также соответствующие фильтры.

В пятом задании студенты без предварительного построения при помощи вертикального штриха выполняли импрессионистический рисунок. В процессе самостоятельной работы выполняли зарисовки с вертикальным и горизонтальным штрихом. Таким же способом выполнялся простой натюрморт с использованием растровых кистей.

Шестое задание заключалось в изображении натюрморта, состоящего из стеклянных предметов. Бумага окрашивалась в чёрный цвет, поверх которой белой гуашью наносилось изображение с помощью техники «пуантилизм». В рамках самостоятельной работы студенты делали рисунки в точечной технике чёрной гелиевой ручкой на белом фоне. В рамках компьютерной графики в изображении использовались фильтры «Оформление», «Пуантилизм», а также «Шум».

Седьмое задание аудиторной работы заключалось в изучении пространственно-пластического способа трактовки формы натюрморта. Именно данная тема помогает будущим архитекторам, дизайнерам и рекламистам понять сущность пластического характера формы, передать пластику внешней конфигурации, приобрести навыки стилизации формы [Шабанов 2015].

В процессе самостоятельной работы студенты делали ручные пластические зарисовки натюрморта, состоящего из предметов быта, а также осуществляли векторные зарисовки при помощи меню «Свободная форма» и растровые наброски с использованием меню «Кисть».

Итоговое задание заключалось в выполнении тонального академического рисунка.

Параллельно велось наблюдение за процессом проектирования. Следует в целом заметить, что уровень работ в контрольных группах, как в рисунках, так и в проектах, был ниже, чем в экспериментальных. Студенты, занимающиеся по разработанной системе, в рамках рисунка не имели проблем в компоновке изображения элементов проекта, а также в передаче закономерностей изображения. Более того, поэтапное освоение технических приёмов, особенности передачи формы, пространства позволили

обучающимся творческих направлений более осмысленно подойти к процессу проектирования. Так, студенты-архитекторы экспериментальной группы в процессе выполнения заданий «Отмывка архитектурной детали», «Отмывка фасада архитектурного сооружения», «Проект архитектурной доски» более успешно справились с данными заданиями. Обучающиеся находили более интересные, сложные варианты формы архитектурных объектов, правильно моделировали освещение, точно передавали текстуру, составляли сложные композиционные решения. В выполнении работ, посвящённых проектированию малых архитектурных форм, выставочного павильона, будущие архитекторы придумывали нестандартные архитектурные объекты, оригинально компоновали изображение, более технично передавали фактуру, материальность и другие закономерности графического изображения. Также стоит отметить, что в процессе выполнения проекта малоэтажного дома, некоторым студентам было разрешено делать работу в компьютерных редакторах «ArchiCAD», «Autodesk 3ds Max» (см. рис. 1).

Рис. 1. Проекты студентов экспериментальной группы «архитекторы»

Работы контрольной группы отличались стандартным подходом в решении архитектурно-художественных задач. Наблюдались проблемы в передаче объёма, материальности, текстуры объектов, в построении падающих теней (см. рис. 2). Также в ходе архитектурного проектирования на этапе поискового эскизирования отмечалось замешательство и неуверенность студентов. Будущим архитекторам сложно было придумать композицию, смоделировать освещение и полностью распределить светотеневую моделировку, были проблемы с тоновой характеристикой краевого рефлекса, а в работах некоторых студентов он полностью отсутствовал. В отмывке малоэтажного дома возникали сложности с передачей текстуры мягкой кровли, а также с тональной характеристикой стекла в оконных проёмах.

Е ■

Рис. 2. Проекты студентов контрольной группы «архитекторы»

В рамках самостоятельной работы по рисунку в экспериментальных группах давались задания с использованием ручных и цифровых зарисовок. Наблюдалась взаимосвязь классического и инновационного подходов в обучении. У студентов сложилась целостная система восприятия закономерностей изображения. Поэтому задания, выполненные дизайнерами архитектурной среды БГТУ им. В.Г. Шухова, которые были в экспериментальной группе, отличались качеством выполнения заданий как по рисунку, так и по проектированию (рис. 3). В рамках проектирования будущие дизайнеры создавали архитектурные инсталляции, фирменный стиль, плакаты [Чернышев 2010]. Стоит заметить, что программа будущих рекламистов Б елгородского университета кооперации, экономики и права по структуре заданий схожа с «Основами проектирования» первого года обучения БГТУ им. В.Г. Шухова. В АНО ВО БУКЭП студенты также в рамках дисциплин «Дизайн-проектирование», «Инфографика» осуществляют выполнение работ по созданию фирменного стиля, проектированию графических плакатов, разработке внешней и внутренней рекламы, созданию навигационных систем. Графические листы будущих специалистов по рекламе экспериментальной группы были выше по уровню исполнения, чем разработки контрольной группы.

Анализируя рисунки и проекты будущих рекламистов и дизайнеров, которые относились к экспериментальной группе, нами были выявлены: оригинальность художественно-образного решения проектов, целостность изображения по пластическому решению, по тону, использование нестандартных подходов в компоновке изображения, присутствие согласованности всех элементов композиции (см. рис. 3).

пи1ек10(В1НИРН<)ППРОДУ1ЩНИ и

к* упаковки ^

дм пи it.uA -КОК1 ЬЬЫЬ- "7 / л

& —

С- —

я —

ЯР

пп

О

кМ I

' Ч А

--чиин.» -- '■яивл

Рис. 3. Проекты студентов экспериментальной группы «реклама и дизайн»

Проекты контрольных групп в качестве выполнения проигрывали. Наблюдался диссонанс в форме, в тоне, была заметна несогласованность элементов друг с другом, отсутствовала целостность изображения, замечалась константность в композиционной визуализации проектов. Студенты использовали готовые шаблоны из сети Интернет и трассировали готовые фотографические картинки, что подчёркивало отсутствие единого пластического решения. Это показывает, что у будущих архитекторов и рекламистов низкий уровень навыков в стилизации изображения (см. рис. 4). Также посредством поисковой системы «Яндекс поиск по картинке» у некоторых студентов было выявлено заимствование главных элементов фирменного стиля, что является плагиатом. Это лишний раз доказывает, что обучающиеся контрольной группы, занимаясь по стандартной программе по рисунку, которая ориентирована на репродуктивное воспроизведение натуры, привыкли копировать изображение. Каждая тема по данной дисциплине художественного цикла была нацелена на освоение формы, передачи светотени и использование одного вида штриха - перекрёстного. В связи с этим у обучающихся слабо развиты ассоциативное мышление, навыки стилизации формы, а следовательно, и недостаточный уровень художественных умений. Это лишний раз доказывает, что студенты разрозненно воспринимали знания, которые получали по рисунку и проектированию. У них не было логической взаимосвязи между этими дисциплинами, что показывает низкую рефлексию и, как следствие, невысокий уровень художественных умений.

Рис. 4. Проекты студентов контрольной группы «реклама и дизайн»

Весь процесс отечественного обучения был всегда ориентирован на межпредметные связи. С переходом на двухуровневую систему высшего образования произошло сокращение часов. Стали из программ убирать многие темы. В связи с этим потерялась и связь между предметами художественного и специального цикла. То, что стало изучаться по рисунку, живописи, композиции, не находит отражения в студенческих проектах [Шабанова 2014]. А следовательно, в творческих направлениях, таких как архитектура, дизайн и реклама, пострадали прежде всего дисциплины художественного цикла. В таком основополагающем предмете, как «Рисунок», основными задачами стали передача формы, светотени и освоение перекрёстного штриха, но для формирования художественных умений этого недостаточно. Поэтому необходимо пересмотреть содержание программы, в рамках которой будущие специалисты должны охватить все закономерности графического изображения и освоения различных технических приёмов.

Также следует отметить популярность цифровизации в процессе обучения. В рамках компьютерной графики студенты постигают азы, приобретают первичные умения и навыки. Поэтому в рамках самостоятельной работы студентам рекомендуется делать зарисовки не только посредствам классической графики, но и в цифровых программах. Данная комбинация ручных и компьютерных графических скетчей окажет полное влияние на формирование художественных умений и навыков у будущих специалистов, а следовательно, и приобретения ими необходимых профессиональных компетенции, требуемых на рынке труда.

Библиографический список

Миневрин Г.Б., Шмитко В.Т., Ефимов А.В. и др. Дизайн: иллюстрированный словарь справочник. М.: Архитектура-С. 2004, 288 с.

Чернышев Ю.В. Исторический аспект развития архитектурного рисунка как дисциплины художественного цикла в архитектурном образовании // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2010. №2. С. 190-193.

Шабанов Н.К. Художественно-педагогическая подготовка учителя изобразительного искусства в вузе. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. 146 с.

Шабанов, Н.К., Степанова-Третьякова Н.С. Формирование у будущих архитекторов и дизайнеров художественных умений в процессе выполнения набросков // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. 2015. № 3. С. 295-300.

Шабанова О.П., Шабанова М.Н. Модель преодоления низкого уровня графической культуры студентов и школьников // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-preodoleniya-nizkogo-urovnya graficheskoy-kultury-studentov-ishkolnikov/viewer (дата обращения: 20.06.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.