Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ КЕРАМИКОЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ КЕРАМИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умение / навык / художественные умения и навыки / занятия керамикой / студент / ability / skill / artistic skills / ceramics classes / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русяев Александр Петрович

В статье рассматриваются понятия умение и навык с учетом их дифференцированной характеристики, на основе чего актуализируется одно из ключевых понятий исследования художественные умения и навыки. Авторами дается обоснование потенциала занятий керамикой для формирования рассматриваемых умений и навыков у студентов и определяются основные условия для обеспечения данного процесса. Также в статье представлены данные, о созданных на базе ФЕБОУ ВО «Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева» условиях для формирования художественных умений и навыков у студентов на занятиях керамикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русяев Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the concepts of ability and skill, taking into account their differentiated characteristics, on the basis of which one of the key concepts of the study is updated artistic skills. The authors provide a rationale for the potential of ceramics classes to develop the skills in question in students and determine the basic conditions for ensuring this process. The article also presents data on the conditions created on the basis of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev for the formation of artistic skills in students during ceramics classes.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ КЕРАМИКОЙ»

интеллектуально-личностном развитии учащихся, улучшении социально-психологического климата, как в классе, так и во всей школе в целом.

Анализ эмпирических данных показал, что к высокому уровню методической подготовки будущих педагогов к реализации инклюзии школьников мы можем отнести 46 студентов (74% испытуемых). Средний уровень сформированности данной готовности был выявлен у 12 студентов экспериментальной группы (19% респондентов). Низкий уровень методической подготовки был выявлен у самой малочисленной группы - 4 человека (7% респондентов). Отметим, что значительное количество испытуемых проявили устойчивый интерес к изучению образовательного (инклюзивного) модуля, включающего учебную дисциплину «Обучение лиц с особыми образовательными потребностями», производственную практику (технологическую в системе инклюзивного образования). Особые внимание студенты уделяли освоению методических и дидактических приемов обучения детей с ОВЗ с учетом своего направления подготовки. При разработке конспектов уроков и внеурочных мероприятий студенты обращались к ресурсам специально разработанного учеными ВГСПУ программного конструктора, позволяющего осуществлять подбор специальных методов обучения, технических средств обучения и ассистивных технологий, с применением материально-технической базы университетского технопарка. После завершения освоения программы образовательного (инклюзивного) модуля студенты проявляли особую активность и самостоятельность при разработке внеурочных мероприятий, которые были реализованы во время прохождения производственной практики (технологической в системе инклюзивного образования) в инклюзивных классах. Внеурочные мероприятия включали игровые и интерактивные формы работы, сопровождались музыкальным и визуальным рядом. Студенты, отнесенные нами к низкому уровню методической подготовки к инклюзии школьников, при прохождении производственной практики демонстрировали базовый уровень теоретических представлений и практических умений, полученных во время изучения дисциплины «Обучение лиц с особыми образовательными потребностями». Такие студенты не проявляли личного интереса к проведению инклюзивного урока и внеурочного мероприятия, отстраненно себя вели во время проведения уроков и мероприятий.

Результаты внедрения образовательного (инклюзивного) модуля в профессиональную подготовку студентов по направлению «Педагогическое образование» демонстрируют значимость проведенной работы. Будущие педагоги, обладающие высоким уровнем инклюзивной культуры и профессионально-методической подготовки к инклюзивному образованию, готовы к включению в инклюзивную образовательную среду. Успешное освоение модуля позволило студентам самостоятельно и качественно разработать технологические карты инклюзивного урока по своему предмету и внеурочного инклюзивного мероприятия. Студенты были способны разработать индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей, были подготовлены к конструктивному взаимодействию с педагогами в реализации индивидуального образовательного маршрута, демонстрировали готовность оказывать индивидуальную помощь своим ученикам с особыми образовательными потребностями.

Выводы. Методическая подготовка будущего педагога к реализации инклюзии школьников представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс формирования его методической компетентности. Высокий уровень методической подготовки будущего педагога к реализации инклюзивного образования школьников позволяет педагогу находить грамотное решение любой нестандартной ситуации с участием всех участников образовательного процесса. В плоскости нашего исследования мы рассматриваем методическую подготовку будущего педагога к инклюзии школьников как инвариантную составляющую процесса его профессиональной подготовки.

Опытно-экспериментальная работа по внедрению образовательного (инклюзивного) модуля в профессиональную подготовку студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» показала значительную эффективность. Содержание учебной дисциплины «Обучение лиц с особыми образовательными потребностями» и программы производственной практики (технологической в системе инклюзивного образования), практико-ориентированные формы учебной деятельности студентов выступили эффективным средством их методической подготовки к реализации инклюзии школьников.

Литература:

1. Верещагина, Н.О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области географического образования: диссертация ... докт. пед. наук / Н.О. Верещагина. - Санкт-Петербург, 2012. - 434 с.

2. Лапп, Е.А. Образование в новой системе ценностей / Е.А. Лапп // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 3341-3345

3. Любимова, Е.С. Готовность будущего учителя математики к коррекционно-педагогической деятельности при обучении в педагогическом вузе / Е.С. Любимова, Т.К. Смыковская // Современные проблемы науки и образования. - 2022. -№4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31873 (дата обращения: 07.09.2022)

4. Модельная программа методической подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного образования школьников: Методические рекомендации / Т.А. Бондаренко, O.A. Козырева, Е.С. Любимова [и др.]. - Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023.-77с.

5. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации / C.B. Алехина, Ю.В. Мельник, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26. -№ 5.-С. 116-126

6. Подготовка будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников: Монография / H.A. Руднева, O.A. Козырева, Е.М. Сафронова, Е.В. Шипилова. - Саратов: Вузовское образование, 2022. - 140 с.

Педагогика

УДК 378.016

старший преподаватель Русяев Александр Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ КЕРАМИКОЙ

Аннотация. В статье рассматриваются понятия умение и навык с учетом их дифференцированной характеристики, на основе чего актуализируется одно из ключевых понятий исследования - художественные умения и навыки. Авторами дается обоснование потенциала занятий керамикой для формирования рассматриваемых умений и навыков у студентов и определяются основные условия для обеспечения данного процесса. Также в статье представлены данные, о созданных на базе ФГБОУ ВО «Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева» условиях для формирования художественных умений и навыков у студентов на занятиях керамикой.

Ключевые слова: умение, навык, художественные умения и навыки, занятия керамикой, студент.

Annotation. The article discusses the concepts of ability and skill, taking into account their differentiated characteristics, on the basis of which one of the key concepts of the study is updated - artistic skills. The authors provide a rationale for the potential of ceramics classes to develop the skills in question in students and determine the basic conditions for ensuring this process. The article also presents data on the conditions created on the basis of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev for the formation of artistic skills in students during ceramics classes.

Key words: ability, skill, artistic skills, ceramics classes, student.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический -университет имени И.Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогическийуниверситет имени U.E. Евсевьева) по теме: «Педагогические условия развития творческого потенциала обучающихся средствами

художественной деятельности»

Введение. Не смотря на долгую историю рассмотрения проблемы формирования системы знаний, умений и навыков, она по-прежнему остается одной из ключевых в педагогике. Это связано с тем, что процесс развития общества напрямую зависит от качества передачи накопленного опыта следующим поколениям. Кроме того, история системы образования и практика профессиональных отношений показывает, что всегда существует потребность общества в подготовке высококвалифицированных специалистов художественного направления с развитыми художественно-творческими способностями, составляющими которых, являются художественные знания, умения и навыки.

В рамках нашего исследования особую значимость представляет педагогический потенциал занятий керамикой. Керамика является одним из видов декоративно-прикладного искусства и обладает специфическими особенностями. Т.М. Криво отмечает, что основной целью обучения керамике является создание условий для развития и формирования навыков творческой деятельности и самореализации личности студента через знакомство с многообразием изобразительного искусства, приобщение к общечеловеческим ценностям. Такие занятия позволяют привить любовь к искусству керамики, дать учащимся знания и навыки для самостоятельной творческой работы [3, С. 67]. Кроме того, одной из важнейших функций керамического изделия, помимо художественности и эстетичности, является его утилитарность. Процесс создания изделия, обладающего такими качествами, требует от художника особой сноровки и мастерства. Этим обусловлена необходимость изучения процесса формирования художественных умений и навыков у студентов, обучающихся профессиям художественного направления.

Изложение основного материала статьи. Переходя к рассмотрению ключевых понятий исследования, необходимо отметить, что «умение» и «навык» часто сложно дифференцируемы. Являясь составными элементами образовательного опыта, каждое из них имеет особое значение и историю формирования. Так, С. Рубинштейн рассматривает их как понятия, находящиеся в одном смысловом поле, но на разных уровнях. Согласно точке зрения ученого, умением является способность правильно выполнять определенное действие или операцию, а навык определяется наибольшей автоматизацией деятельности, то есть сформированный на основе умений навык позволяет выполнять физические и умственные операции на основе бессознательного контроля [7, С. 194].

P.C. Немов также акцентирует внимание на основных различиях рассматриваемых понятий. Однако он считает, что главное различие состоит в том, что умения находятся на более высоком уровне чем навыки, то есть навыки являются некой частью умений, их инструментом или средством. Так, конечный результат деятельности будет зависеть полностью от умений человека, а навыки лишь помогут выполнить практический компонент [4, С. 370]. Таким образом, очевидно, что умения и навыки являются различными по своим характеристикам, но также находятся в одной «плоскости» и должны рассматриваться взаимосвязано.

Большую значимость для нашего исследования имеет типология умений и навыков, которая также представлена в работах P.C. Немова. В нее входят познавательные, теоретические и практические умения и навыки. Согласно данной типологии, познавательные умения характеризуются способностью к поиску, правильному восприятию и соответствующей обработкой информации. Теоретические умения и навыки проявляются в способности производить анализ какой-либо информации. Практические же - складываются из различных упражнений [4, С. 421]. Именно такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с воспроизведением художественного замысла.

В рамках нашего исследования особый интерес представляют художественные умения и навыки. Необходимо отметить, что их сформированность обеспечивает усвоение общественных нравственно-эстетических ценностей, которые находят свое отражение в продуктах художественной деятельности. В данном случае умения и навыки формируются на основе творческого подхода, эмоциональной насыщенности упражнений, активного наблюдения природы и восприятия искусства. Художественная деятельность сама по себе наименее прагматична и подчинена влиянию эмоций, ценностей, «духовного» состояния человека, поэтому художественные умения и навыки формируются через глубокое познание действительности и отражение ее средствами искусства.

В психолого-педагогической науке существует некая последовательность формирования художественных умений и навыков. Основные этапы рассматриваемого процесса представлены в работах К.К. Платонова и Г.Г. Голубева. Так, на этапе формирования первоначального художественного умения происходит осознание цели художественной деятельности, а также поиск способов исполнения поставленных задач [6, С. 63].

Второй этап предполагает формирование неспецифических способов выполнения художественных действий. На данном этапе проявляется способность использовать ранее приобретенные художественные умения и навыки. На следующем этапе формируются отдельные общие художественные умения и навыки, а также связанные с ними умения планировать деятельность. На четвертом этапе происходит формирование более сложных умений и навыков, он предполагает осознанное творческое использование собственных умений и появление устойчивой мотивации к осуществляемой деятельности. Заключительный этап определяется учеными как этап формирования мастерства, которое заключается в свободном использовании различных художественных умений и навыков, отчасти на основе бессознательного контроля [6, С. 89].

На основе вышеизложенного можно сформулировать некоторые требования к формированию художественных умений и навыков, а именно необходимость взаимосвязи с развитием художественного мышления, а также формирование эстетического отношения к действительности. Также, рассматриваемые умения и навыки должны появляться в ходе творческого процесса, предполагающего обилие эмоционально насыщенных упражнений и активное восприятие искусства.

На наш взгляд, формирование у студентов художественных умений и навыков может успешно происходить на основе занятий керамикой. Опираясь на исследования Ю. А. Овчаровой, нам удалось сформулировать ряд условий для успешного обеспечения данного процесса:

- при постановке заданий необходимо создавать проблемную ситуацию, приближенную к реальности будущей профессиональной деятельности;

- выбор сложности задания должен осуществляться с учетом особенностей и наличия опыта художественной деятельности студентов, сложность должна быть оптимальной;

- во время занятий важно придерживаться принципов личностно-ориентированного подхода;

- необходимо обеспечить возможности и условия для индивидуальной творческой работы студентов;

- важно создать среду, в которой у студентов возникнет мотивационная потребность в освоении искусства керамики;

- перед тем как приступить к выполнению изделия необходимо выделить задачи по решению его образного содержания;

- весь технологический процесс создания изделия должен быть направлен на реализацию художественного замысла и образного содержания работы студентов [5, С. 48].

Обширная работа по формированию художественных умений и навыков у студентов на занятиях керамикой проводится в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева (МГПУ). Так, на базе факультета педагогического и художественного образования осуществляется реализация целого ряда дисциплин, позволяющих обеспечивать рассматриваемый нами процесс с соблюдением выделенных условий.

Одной из таких дисциплин является «Основы художественной керамики», цель которой - формирование компетенции студентов в области использования искусства керамики в деятельности будущего педагога-художника. В ее задачи входит:

- формирование базового объема знаний и навыков у студентов по керамике;

- формирование навыков организации образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения детей посредством творческой деятельности;

- формирование умения использовать образовательный потенциал особенностей народного искусства региона, в рамках системы общего и дополнительного образовании, а также во внеурочной деятельности;

- развитие творческих способностей;

- развитие наблюдательности, координации рук и глаз;

- формирование умений в области работы с керамическим материалом;

- формирование способности обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в процессе обучения основам керамики;

- развитие объемно-пространственного мышления;

- формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;

- формирование основ профессиональной культуры обучающегося в условиях трансформации области профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины «Основы художественной керамики» студенты получают не только необходимые теоретические знания, но и овладевают целым рядом практических умений, относящихся к художественной деятельности. Среди них можно выделить умение определять по внешним признакам вид, качество материалов, используемых для изготовления и декорирования художественных изделий из керамики, а также подготавливать необходимые инструменты для работы с пластичными материалами; умения подбирать материалы для выполнения изделий в ходе художественной работы и применять их в соответствие с конкретными задачами; умение применять материалы в соответствии с особенностями выполняемых работ и подготавливать к росписи поверхности выполненных керамических изделий.

Кроме того, студенты овладевают навыками и основными приемами работы за гончарным кругом; навыками использования керамических масс, ангобов, глазури и т.д; приемами декорирования керамических изделий в соответствии с характером выполняемой художественной работы.

Обучение студентов материалам дисциплины «Основы гончарного мастерства» также обеспечивает соблюдение основных условий для осуществления процесса формирования художественных навыков у студентов на занятиях керамикой. Основной целью освоения данной дисциплины является обеспечить овладение студентами практическими навыками изготовления керамических изделий на гончарном круге. Основными задачами изучения данной дисциплины являются:

- ознакомить с особенностями работы с пластическим материалом на гончарном круге;

- познакомить с основными инструментами гончарного искусства;

- познакомить с традиционными способами изготовления изделий на гончарном круге;

- научить изготавливать изделия на гончарном круге;

- развивать творческие способности студентов в области гончарного искусства;

- воспитывать эстетическое восприятие действительности средствами искусства, в частности керамики;

- формировать художественное мировоззрение и систему базовых ценностей личности;

- формировать основы профессиональной культуры обучающегося в условиях трансформации области профессиональной деятельности.

По результатам освоения рассматриваемой дисциплины студенты также приобретают разнообразные художественные умения и навыки, которые отличаются выраженной практико ориентированностью. Студенты учатся заготавливать материал для будущего изделия, овладевают приемами работы на гончарном круге, приобретают умения для осуществления первичной обработки и сушки гончарного изделия. Кроме того, они учатся обжигать готовое изделие с учетом техники безопасности и овладевают навыками декорирования керамики.

Работа по формированию художественных умений и навыков у студентов на занятиях керамикой в вузе проводится также в рамках дисциплин «Художественная обработка керамики», «Скульптура малых форм», «Лепка в художественном творчестве детей». Помимо этого, студентам предоставляется возможность углубить свои знания и усовершенствовать навыки при прохождении дополнительных образовательных программ.

В настоящее время нами реализуется «Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Художественная керамика: современные тенденции и инновации»». Она направлена на совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности. Программа предполагает углубленное изучение и совершенствование умений и навыков в рамках трех основных разделов, а именно теоретические основы изучения керамики, основные навыки работы с глиной, а также основы технологии гончарного дела: сушка, обжиг и послеобжиговая обработка изделий [1]. Благодаря ее освоению, студенты, завершающие или уже завершившие свое обучение в вузе актуализируют и «оттачивают» художественные умения и навыки, приобретая первоначальный профессиональный уровень или повышая его.

Согласно исследованиям М.В. Кернерман, художественные навыки нельзя рассматривать односторонне, где первое место занимают психолого-педагогические механизмы, но при этом совершенно отсутствует духовно-нравственное наполнение. Поэтому процесс формирования художественных умений и навыков у студентов необходимо осуществлять в рамках духовно-нравственного воспитания [2, С. 139].

В связи с этим, В.А. Варданян считает наиболее эффективным средством развития художественных умений и навыков, а также духовно-нравственной культуры в целом - приобщение к фестивально-выставочной деятельности. Исследователь отмечает, что она обладает огромным потенциалом в подготовке студенческой молодежи к профессиональной деятельности в художественных направлениях и включает в себя разнообразные конкурсные мероприятия художественно-творческой направленности, а также различные мастер-классы, встречи, просмотры творческих работ, диспуты, челленджи и другие события, объединенные общей идеей с главным мероприятием [1, С. 47]. Такая работа также обширно представлена в МГПУ за счет специфики вузовского образовательного пространства, которое позволяет ежегодно проводить фестивали, выставки и конкурсы различного уровня.

Выводы. Таким образом, современные требования к профессиональному уровню специалистов художественной направленности обязывают сегодняшних студентов все больше развивать и углублять художественные умения и навыки. В педагогике процесс формирования таких умений и навыков предполагает соблюдения ряда условий и создание образовательного и художественного пространства. На наш взгляд, все это возможно обеспечить в процессе занятий керамикой. Для этого на базе МГПУ реализуются образовательные дисциплины, позволяющие студентам освоить данный вид искусства, создаются дополнительные образовательные программы и регулярно проводятся мероприятия фестивально-выставочного характера. В комплексе, все это позволяет сформировать высокий уровень художественных умений и навыков у студентов.

Литература:

1. Варданян, В.А. Фестивально-выставочная деятельность как средство развития духовно-нравственной культуры студенческой молодежи / В.А. Варданян // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - Т. 12. - № 4. - С. 45-50. - Режим доступа : https://doi.org/10.51609/2079-3499_2021_12_04_45

2. Кернерман, М.В. «Понятие» художественные умения и навыки молодежи / М.В. Кернерман // Вестник МГУКИ. -2010,-№6,-С. 138-142

3. Криво, Т.М. Технология развития художественно-творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности / Т.М. Криво // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 2 (117). - С. 67-89. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7110291

4. Немов, P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

5. Овчарова, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике: монография /Ю.А. Овчарова. -М.: Прометей, 2013. - 110 с.

6. Платонов, К.П. Психология / К.П. Платонов, Г.Г. Голубев. - М.: Высшая школа, 1977. - 247 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2т.Т.2 / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика. - 328 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Савина Наталья Викторовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); Частное учреждение высшего образования «Омская гуманитарная академия» (г. Омск)

РИСКИ ПЕРСОИАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье предпринята попытка критического осмысления тренда современного образования -персонализации. Этот тренд не является новым, но активно продвигается в образовании разных стран. Выделены положительные и негативные моменты его реализации в образовательном процессе вуза. Персонализация позволяет обучающимся делать самостоятельный выбор в направлении, сроках, форматах обучения. Другими словами ставит студента в позицию субъекта, способного самостоятельно проектировать индивидуальную образовательную траекторию (НОТ). Образовательный процесс вуза подстраивается под каждого студента, что усложняет его организацию. Опыт российских вузов, объединенных в сообщество ИОТ-университет, показывает возможности вузов в реализации персонализированного подхода к образованию. Вместе с тем, наблюдается некоторое смешение понятий (персонализации, дифференциации, индивидуализации, персонификации, кастомизации) с целью создать условия для реализации субъектной позиции обучающихся. К другим рискам можно отнести невозможность полного обеспечение потребностей и интересов студентов; невозможность обеспечения необходимых ресурсов; не соответствующая структура рабочего времени преподавателей вуза; увеличение неравенства между вузами; риск потери навыков коммуникации и сотрудничества. Минимизация рисков возможна при уточнении всех похожих понятий и выборе одного определяющего; при тиражировании имеющейся практики ИОТ, а также при обеспечении права вузам выбирать реализацию персонализированного образования или отказаться от нее.

Ключевые слова: персонализация, индивидуализация, персонификация, кастомизация, студенты, риски персонализации, высшее образование.

Annotation. The article attempts to critically comprehend the trend of modern education - personalization. This trend is not new, but it is actively promoted in education in different countries. The positive and negative aspects of its implementation in the educational process of the university are highlighted. Personalization allows students to make an independent choice in the direction, timing, and formats of training. In other words, it puts the student in the position of a subject capable of independently designing an individual educational trajectory (IOT). The educational process of the university adapts to each student, which complicates its organization. The experience of Russian universities united in the IOT-university community shows the possibilities of universities in implementing a personalized approach to education. At the same time, there is some confusion of concepts (personalization, differentiation, individualization, personification, customization) in order to create conditions for the realization of the subjective position of students. Other risks include the inability to fully meet the needs and interests of students; the inability to provide the necessary resources; the inappropriate structure of the working hours of university teachers; the increase in inequality between universities; the risk of loss of communication and cooperation skills. Risk minimization is possible by clarifying all similar concepts and choosing one defining one; by replicating existing IOT practices; by ensuring the right of universities to choose the implementation of personalized education or to abandon it.

Key words: personalization, individualization, personification, customization, students, personalization risks, higher education.

Введение. Подготовка студентов в условиях современного вуза меняется постоянно. Требования технологичного мира обусловили требования к профессиональной подготовке будущих специалистов. «В 21 веке мы входим в принципиально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.