Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (ИНКЛЮЗИВНЫЙ) МОДУЛЬ КАК СРЕДСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИИ ШКОЛЬНИКОВ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (ИНКЛЮЗИВНЫЙ) МОДУЛЬ КАК СРЕДСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическая подготовка / профессиональная подготовка / профессиональная готовность / инклюзивное образование / инклюзия школьников / педагог / будущий педагог / professional training / methodological training / professional readiness / inclusive education / inclusion of schoolchildren / teacher / future teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднева Инна Александровна, Любимова Екатерина Сергеевна

Данное исследование посвящено изучению проблемы методической подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного образования школьников. Авторами проведен анализ статистических данных и современного состояния проблемы. Раскрывается содержание понятия подготовка. Авторы предлагают свое определение методической подготовки будущего педагога инклюзивной школы. Статья актуализирует необходимость формирования инклюзивной методической готовности у будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Описываются особенности внедрения образовательного (инклюзивного) модуля в программу подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование». В статье раскрывается содержание основных этапов исследования. Особое внимание уделяется разделам дисциплины «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья». В заключении приведен анализ эмпирических данных. Представлены результаты экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руднева Инна Александровна, Любимова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This study is devoted to studying the problem of methodological training of future teachers for the implementation of inclusive education for schoolchildren. The authors analyzed statistical data and the current state of the problem. The content of the concept of preparation is revealed. The authors offer their definition of the methodological training of a future teacher in an inclusive school. The article actualizes the need to develop inclusive methodological readiness among future teachers in the process of their professional training at a university. The features of the introduction of an educational (inclusive) module into the student training program in the direction of “Pedagogical Education” are described. The article reveals the content of the main stages of the research. Particular attention is paid to sections of the discipline “Training of persons with disabilities”. In conclusion, an analysis of empirical data is provided. The results of the experimental work are presented.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (ИНКЛЮЗИВНЫЙ) МОДУЛЬ КАК СРЕДСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИИ ШКОЛЬНИКОВ»

16. Франкл, В. Мне страшно. Как рождаются неврозы и как им противостоять? / В. Франкл, О. Бумке. - М: Родина. -2023.-352с.

17. Харабаджах, М.Н. Игротерапия как метод коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста / М.Н. Харабаджах // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-2. - С. 226-228

18. Чуйкова Ж.В. Психолого-педагогическое наследие А.С. Симонович в контексте современного дошкольного образования / Ж.В. Чуйкова, И.Д. Емельянова, Т.Д. Красова, И.В. Фаустова // Colloquium-journal. - 2019. - №11 (35). -С. 22-27

19. Юнг, К.Г. О психологии западных и восточных религий/ пер. с нем. / К.Г. Юнг. - Москва: ACT, 2022. - 336 с.

20. Bowlby, J. The making and breaking of affect ional bonds / J. Bowlby. - London 1979. - 235 p.

21. Bruner, J.S. The culture of education, Cambrige, Mass / J.S. Bruner. - London, 1990. - 127 p.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогически наук, доцент Руднева Инна Александровна

Федеральное государственное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); старший преподаватель Любимова Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (ИНКЛЮЗИВНЫЙ) МОДУЛЬ КАК СРЕДСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы методической подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного образования школьников. Авторами проведен анализ статистических данных и современного состояния проблемы. Раскрывается содержание понятия подготовка. Авторы предлагают свое определение методической подготовки будущего педагога инклюзивной школы. Статья актуализирует необходимость формирования инклюзивной методической готовности у будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Описываются особенности внедрения образовательного (инклюзивного) модуля в программу подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование». В статье раскрывается содержание основных этапов исследования. Особое внимание уделяется разделам дисциплины «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья». В заключении приведен анализ эмпирических данных. Представлены результаты экспериментальной работы.

Ключевые слова: методическая подготовка, профессиональная подготовка, профессиональная готовность, инклюзивное образование, инклюзия школьников, педагог, будущий педагог.

Annotation. This study is devoted to studying the problem of methodological training of future teachers for the implementation of inclusive education for schoolchildren. The authors analyzed statistical data and the current state of the problem. The content of the concept of preparation is revealed. The authors offer their definition of the methodological training of a future teacher in an inclusive school. The article actualizes the need to develop inclusive methodological readiness among future teachers in the process of their professional training at a university. The features of the introduction of an educational (inclusive) module into the student training program in the direction of "Pedagogical Education" are described. The article reveals the content of the main stages of the research. Particular attention is paid to sections of the discipline "Training of persons with disabilities". In conclusion, an analysis of empirical data is provided. The results of the experimental work are presented.

Key words: professional training, methodological training, professional readiness, inclusive education, inclusion of schoolchildren, teacher, future teacher.

Исследование выполнено no проекту «Разработка модели методической подготовки педагога к инклюзивному образованию школьников», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение от 15.02.2023 г. № 073-03-2023-024/2 к соглашению от 27.01.2023

№ 073-03-2023-024)

Введение. Современная экономическая и политическая ситуация в мире, глобальная цифровизация образования в России, введение новых федеральных стандартов обусловливают усложнение требований к профессиональной компетентности и к эффективности работы педагогов инклюзивного образования. Для современного педагога не только важно быть толерантными и способным к принятию детей с особыми образовательными потребностями, но и владеть приемами, методами и технологиями работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей и особенностей инклюзивной образовательной среды, в которой они находятся.

Анализ статистических данных позволяет констатировать ежегодный прирост детской инвалидности - от 2,5% до 4%, при наблюдаемом спаде общей рождаемости по стране. На территории Российской Федерации проживает более 2 миллионов детей, имеющих ограничения по здоровью, из них больше 700 000 составляют группу детей с инвалидностью. В детской популяции увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта, с отклонениями в психоречевом и психоэмоциональном развитии, что требует от педагога и наставника опыта применения инновационных педагогических методик.

Инклюзивное образование в России активно развивается чуть более 10 лет. На законодательном уровне утверждение состоялось в 2012 году, когда была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, и государство заявило о готовности исполнять ее на всех уровнях образования. Утверждение и исполнение федеральных государственных образовательных стандартов стало определяющим направлением в системе образования детей с различными образовательными потребностями с учетом нозологической формы нарушения.

С 2023 года в силу вступают новые федеральные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что обуславливает необходимость специальной инклюзивной методической подготовки педагогов и говорит об актуальности данной проблемы в современной системе высшего профессионального образования.

Елобальные изменения в инклюзивном образовании формируют высокий интерес к проблеме профессиональной подготовки будущего учителя современной инклюзивной школы. Вместе с тем, проблема методической подготовки педагогов к инклюзии школьников в педагогических исследованиях представлена несистемно.

Изложение основного материала статьи. В исследованиях М.Н. Алексеевой, C.B. Алехиной, Е.Л. Агафоновой, В.А. Горбуновой, Е.В. Самсоновой, М.М. Семаго, A.B. Хаустова, А.Ю. Шеманова отмечается значимость профессиональной готовности педагогов к включению в инклюзивное образовательное пространство. Ученые отмечают важность принятия педагогами детей с особыми образовательными потребностями, умение педагогов следовать требованиям современных ФГОС для обучающихся с ОВЗ, умение использовать положения нормативно-правовой базы, умением методически грамотно выстраивать работу с данной категорией учеников [5].

Е.А. Лапп подчеркивает, что педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должны быть подготовлены к созданию специальных условий обучения не только для детей с ОВЗ, но и для их сверстников в рамках массовой образовательной системы. Педагоги массовой школы должны быть готовы психологически к принятию детей с ОВЗ, уметь методически грамотно участвовать в разработке и реализации технологий коррекционно-развивающей системы инклюзивного образования [2].

Термин подготовка нами употребляется применительно к прикладным задачам образования и понимается как динамический процесс, формирующий готовность личности. Подготовка представляет собой процесс формирования интегративных компонентов готовности, профессионально значимых качеств личности, способствующих решению профессиональных задач специалиста. В самом общем понимании «методический» означает основательный, правильный, подчиненный правилу и имеющий определенный порядок. Обратимся к рассмотрению сущности понятия методическая подготовка педагога.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящих условиях учителю необходимо владеть методами работы и приемами формирования личностных и метапредметных результатов обучающихся в ходе освоения основной образовательной программы с учетом специфики преподаваемого предмета, индивидуальных особенностей физического, психического и социального развития обучающихся. Мы под методической подготовкой будущего педагога понимаем специально организованное взаимодействие, способствующее решению профессиональных задач педагогического процесса, создающее условия для овладения опытом методической деятельности для будущего учителя в системе профессионального образования.

Н.О. Верещагина отмечает, что осуществлять методическую деятельность будущие педагоги смогут при правильно выстроенном процессе обучения и самообразования, основанном на научных достижениях в области психологии и педагогики, теории и методики обучения [1]. Важно отметить, что процесс осуществления методической подготовки будущего педагога предусматривает систематизацию и углубление приобретенных методических знаний, модернизацию практических умений и навыков с целью подготовки студента к организации различных видов практической деятельности в школе, формирование его методической самостоятельности. Полагаем, что методическая подготовка педагога носит непрерывный характер. Методическая подготовка должна начинаться с первого курса университета и при переходе на следующий этап обучения отрабатываться по отдельным элементам; является частью педагогической подготовки через изучение частных методик и является объединяющим элементом всей профессиональной подготовки в целом.

В рамках наших научных исследований в составе коллектива ученых ФГБОУ ВО «ВГСПУ» были описаны опыт постановки и решения научно-педагогической задачи методической подготовки будущего педагога к реализации инклюзивного образования школьников [3, 4, 6].

Методологическими основами нашего исследования выступали идеи гуманистической психологической парадигмы, положения компетентностного и деятельностного подходов в образовании, а также целостный подход к организации педагогического исследования.

Основным механизмом методической подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного образования школьников явилась разработка и внедрение образовательного (инклюзивного) модуля. В опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты 3 курса направления «Педагогическое образование», профиля «Математика», «Математика, Информатика», «Математика, Физика» в количестве 62 испытуемых. Проведенное исследование носило этапный характер. Обратимся к материалам экспериментальной работы.

Первый этап исследования был посвящен аналитической работе и определению основного и дополнительного содержания учебной дисциплины «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья», производственной практики (технологической в системе инклюзивного образования), отбору эффективных педагогических средств и форм учебной работы студентов - будущих педагогов. На втором этапе исследования была проведена экспериментальная работа в рамках преподавания учебной дисциплины «Обучение лиц с особыми образовательными потребностями» и организации производственной практики (технологической в системе инклюзивного образования). Сбор и анализ эмпирических данных на третьем этапе исследования стали основой для формулирования выводов об эффективности методической подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного образования школьников.

Учебная дисциплина «Обучение лиц с особыми образовательными потребностями» включает три раздела:

- I раздел - нормативно-правовые основы, история, методология инклюзивного образования лиц с ОВЗ. Темы раздела посвящены изучению проблем и перспектив инклюзивного образования, нормативно-правовых аспектов, особенностей образования лиц с ОВЗ в соответствии с национальным проектом образования и ФГОС;

- II раздел - организация специальных образовательных условий для лиц с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде. Данный раздел включает в себя изучение особенностей развития лиц с ОВЗ, теории и практики проектирования, реализации образовательного процесса и методической деятельности. Также тематика включает вопросы применения педагогом ассистивных технологий, методов и средств в образовательном процессе для лиц с различными нозологическими нарушениями: интеллектуальные нарушения, задержка психического развития, расстройства аутистического спектра, нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи;

- III раздел - современные подходы к организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ. На данном этапе освоения образовательного модуля студентами более подробно изучается система медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, работа педагогического консилиума образовательного учреждения, деятельность психолого-педагогических комиссий. Студенты работают над проектированием индивидуальных образовательных маршрутов, специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ.

Анализ результатов опытно-экспериментального внедрения образовательного (инклюзивного) модуля профессиональной подготовки будущих учителей математики, информатики и физики, как средства их методической подготовки к реализации инклюзии школьников, показал положительные результаты. Об этом свидетельствуют эмпирические данные, разработанные студентами методические материалы. Обратная связь от практикующих учителей инклюзивных школ, родителей обучающихся с ОВЗ и с нормотипичным развитием, а также отзывы самих детей, принимающих участие в инклюзивных уроках и внеурочных мероприятиях, говорят о важности и значимости работы в данном направлении. Отмечается положительная динамика не только в результативном обучении школьников, но и в

интеллектуально-личностном развитии учащихся, улучшении социально-психологического климата, как в классе, так и во всей школе в целом.

Анализ эмпирических данных показал, что к высокому уровню методической подготовки будущих педагогов к реализации инклюзии школьников мы можем отнести 46 студентов (74% испытуемых). Средний уровень сформированности данной готовности был выявлен у 12 студентов экспериментальной группы (19% респондентов). Низкий уровень методической подготовки был выявлен у самой малочисленной группы - 4 человека (7% респондентов). Отметим, что значительное количество испытуемых проявили устойчивый интерес к изучению образовательного (инклюзивного) модуля, включающего учебную дисциплину «Обучение лиц с особыми образовательными потребностями», производственную практику (технологическую в системе инклюзивного образования). Особые внимание студенты уделяли освоению методических и дидактических приемов обучения детей с ОВЗ с учетом своего направления подготовки. При разработке конспектов уроков и внеурочных мероприятий студенты обращались к ресурсам специально разработанного учеными ВГСПУ программного конструктора, позволяющего осуществлять подбор специальных методов обучения, технических средств обучения и ассистивных технологий, с применением материально-технической базы университетского технопарка. После завершения освоения программы образовательного (инклюзивного) модуля студенты проявляли особую активность и самостоятельность при разработке внеурочных мероприятий, которые были реализованы во время прохождения производственной практики (технологической в системе инклюзивного образования) в инклюзивных классах. Внеурочные мероприятия включали игровые и интерактивные формы работы, сопровождались музыкальным и визуальным рядом. Студенты, отнесенные нами к низкому уровню методической подготовки к инклюзии школьников, при прохождении производственной практики демонстрировали базовый уровень теоретических представлений и практических умений, полученных во время изучения дисциплины «Обучение лиц с особыми образовательными потребностями». Такие студенты не проявляли личного интереса к проведению инклюзивного урока и внеурочного мероприятия, отстраненно себя вели во время проведения уроков и мероприятий.

Результаты внедрения образовательного (инклюзивного) модуля в профессиональную подготовку студентов по направлению «Педагогическое образование» демонстрируют значимость проведенной работы. Будущие педагоги, обладающие высоким уровнем инклюзивной культуры и профессионально-методической подготовки к инклюзивному образованию, готовы к включению в инклюзивную образовательную среду. Успешное освоение модуля позволило студентам самостоятельно и качественно разработать технологические карты инклюзивного урока по своему предмету и внеурочного инклюзивного мероприятия. Студенты были способны разработать индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей, были подготовлены к конструктивному взаимодействию с педагогами в реализации индивидуального образовательного маршрута, демонстрировали готовность оказывать индивидуальную помощь своим ученикам с особыми образовательными потребностями.

Выводы. Методическая подготовка будущего педагога к реализации инклюзии школьников представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс формирования его методической компетентности. Высокий уровень методической подготовки будущего педагога к реализации инклюзивного образования школьников позволяет педагогу находить грамотное решение любой нестандартной ситуации с участием всех участников образовательного процесса. В плоскости нашего исследования мы рассматриваем методическую подготовку будущего педагога к инклюзии школьников как инвариантную составляющую процесса его профессиональной подготовки.

Опытно-экспериментальная работа по внедрению образовательного (инклюзивного) модуля в профессиональную подготовку студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» показала значительную эффективность. Содержание учебной дисциплины «Обучение лиц с особыми образовательными потребностями» и программы производственной практики (технологической в системе инклюзивного образования), практико-ориентированные формы учебной деятельности студентов выступили эффективным средством их методической подготовки к реализации инклюзии школьников.

Литература:

1. Верещагина, Н.О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области географического образования: диссертация ... докт. пед. наук / Н.О. Верещагина. - Санкт-Петербург, 2012. - 434 с.

2. Лапп, Е.А. Образование в новой системе ценностей / Е.А. Лапп // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 3341-3345

3. Любимова, Е.С. Еотовность будущего учителя математики к коррекционно-педагогической деятельности при обучении в педагогическом вузе / Е.С. Любимова, Т.К. Смыковская // Современные проблемы науки и образования. - 2022. -№4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31873 (дата обращения: 07.09.2022)

4. Модельная программа методической подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного образования школьников: Методические рекомендации / Т.А. Бондаренко, O.A. Козырева, Е.С. Любимова [и др.]. - Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023.-77с.

5. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации / C.B. Алехина, Ю.В. Мельник, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26. -№ 5.-С. 116-126

6. Подготовка будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников: Монография / И.А. Руднева, O.A. Козырева, Е.М. Сафронова, Е.В. Шипилова. - Саратов: Вузовское образование, 2022. - 140 с.

Педагогика

УДК 378.016

старший преподаватель Русяев Александр Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ КЕРАМИКОЙ

Аннотация. В статье рассматриваются понятия умение и навык с учетом их дифференцированной характеристики, на основе чего актуализируется одно из ключевых понятий исследования - художественные умения и навыки. Авторами дается обоснование потенциала занятий керамикой для формирования рассматриваемых умений и навыков у студентов и определяются основные условия для обеспечения данного процесса. Также в статье представлены данные, о созданных на базе ФЕБОУ ВО «Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева» условиях для формирования художественных умений и навыков у студентов на занятиях керамикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.