УДК 73/76:738 ББК 85.12
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКЕ) В.В. Седых, аспирант кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета МПГУ(495)438-19-24
Педагогическое проектирование образовательного процесса отвечает задачам создания педагогических условий для эффективного обучения художественной керамике, что обеспечивает развитие творческих способностей студентов и усиливает специальную подготовку.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, искусство, художественная керамика, профессиональная подготовка студентов, обучение, художественная педагогика, педагогика.
PEDAGOGICAL DESIGNING OF ENVIRONMENT FOR DEVELOPING STUDENTS' CREATIVE CAPABILITIES (BASED ON ART CERAMICS TEACHING MATERIAL)
Sedykh V.V.
Pedagogical designing of educational process meets the requirements ofpedagogical conditions' creation for efficient teaching of art ceramics as well as develops students' creative capabilities and strengthens their special training.
Keywords: decorative and applied art, art, art ceramics, professional training of students, teaching, art pedagogics,
pedagogics.
При обучении студентов (платное обучение) художественно-графических факультетов педагогических вузов предметным дисциплинам специальности 05.23.00 «Декоративно-прикладное искусство» (Художественная керамика) существует необходимость разработки методической системы. Это продиктовано требованиями и систематизацией обучения студентов, связано с выделением ведущих тем при подготовке на 1 курсе.
Учебные задания для студентов должны развивать их мотивацию к творческой деятельности, а также давать возможность комплексно изучать технико-технологические основы создания художественной керамики.
Выполнение учебной нагрузки должно соотноситься с реализацией педагогических задач через проектирование (педагогическое, предмета, среды).
Педагогическое проектирование направлено на создание образовательной ситуации, в которой будет учтена направленность творческого развития студентов, связанная с формированием у них художественного вкуса, чувства декоративности, навыков «рукотворчества», мастерства в работе с пластическими материалами.
Процесс педагогического проектирования влияет на эффективность получаемого образования, обеспечивает современный уровень подготовки учащихся [1, 4]. Роль педагогического проектирования обучающей среды заключается в том, чтобы наилучшим образом разработать содержание занятий для подготовки будущих художников декоративно-прикладного искусства, учитывая их индивидуальное развитие в творческой деятельности, способности к овладению искусством керамики.
Смысл педагогического поиска заключается в том, чтобы обоснованно разрабатывать и применять содержание обучения на первом курсе. Это позволит усилить специальную подготовку студентов, которые стремятся выполнять сложные задания, включающие творческий компонент. Педагогические наблюдения, беседы со студентами показывают, что они испытывают художественную потребность в том, чтобы понять сущность искусства керамики, закономерности формообразования, достичь успеха в создании керамических изделий.
Опыт преподавания показывает, что изучение студентами технологического цикла создания керамики необходимо сочетать с решением художественно-образных задач, которые предопределяют одновременное развитие разных способностей у студентов. Это возможно осуществить
только при педагогической разработке среды обучения студентов (система учебных заданий, проектирование и выполнение объекта труда, создание эскизных разработок по проектированию среды, ознакомление с произведениями искусства керамики, выставочная деятельность студентов).
При подготовке будущих художников декоративного искусства следует учесть, что с первых этапов обучения у студентов формируется чувство художественного материала, пропорций изделия, ими ведется поиск образного решения, технологий выполнения изделий. Подготовка студентов к профессионально-творческой деятельности сводится к использованию следующих педагогических аспектов:
- применение методов обучения искусству (изучение композиции, разработка эскизов, поэтапное выполнение учебного объекта труда);
- использование технологий выполнения изделий, влияющих на развитие творческого начала в каждом студенте (индивидуальное и групповое обучение);
- выполнение объекта труда с применением художественно-творческого варианта исполнения.
Таким образом, изучение технико-технологической стороны в создании художественной керамики должно являться обязательной частью в специальной подготовке студентов и сочетаться с познанием последовательности этапов создания керамики, что даст им в дальнейшем возможность продуктивно обучаться на последующих курсах.
Анализ программ, учебной литературы, истории и практики обучения студентов изобразительному и декоративно-прикладному искусству дал возможность исследовать подходы к обучению керамике [3, 5, 6]. Из истории методики преподавания известно, что технологической стороне в подготовке обучающихся всегда уделялось большое внимание, и именно этот способ обучения является обязательным. Вместе с тем художественно-педагогические взгляды на обучение имеют различное применение, использование в образовательном процессе учреждений высшего профессионального образования.
В специальной подготовке студентов следует исходить из того, что учебно-творческое задание должно давать одновременно основания для расширения художественного опыта, а также развития художественного воображения. Включение в задание технологического основания при изготовлении керамики определяет специальную склонность студентов к проектированию и художественному вопло-
щению идеи.
Л.В. Алексеева при организации занятий по лепке ввела в содержание практического занятия следующую тему: «Лепка рельефа орнамента. Работа в глине или пластилине по эскизам, сделанным на предыдущем занятии» [2, с. 15]. Автор предлагает разные варианты рельефов, так как расценивает данное задание как обязательное. Учебно-методическое пособие было написано для студентов-заочников художественно-графических факультетов. Вместе с этим отмечается, что данный подход можно реализо-вывать достаточно успешно и при подготовке художников декоративно-прикладного искусства. В пособии приведено несколько примеров заданий, наиболее отвечающих задачам нашего исследования. Лепка рельефа орнамента с использованием технологий обработки глины близка по содержанию к созданию керамики, что является важным условием развития студентов как художников-керамистов.
Любая творческая деятельность, ориентированная на выход продуктов в области художественной педагогики в виде различных учебно-творческих работ или объектов материальной культуры, сопровождается практическими разработками, проектной организацией, выполнением учебных заданий. Планирование образовательного процесса связано с разработкой ряда педагогических задач, направленных на повышение эффективности и качества подготовки студентов в сфере художественной педагогики.
На учебных занятиях по художественной керамике в рамках предметных дисциплин «Материаловедение, технология и производственное обучение» и «История художественной керамики» студенты изучают основы практической работы с художественными материалами, приобретают теоретические знания, постигают художественно -практическую деятельность в области декоративного искусства. Они постепенно начинают видеть, понимать, применять в проектировании идеи воплощения замысла,
определяя им важную роль и придавая значение в организации оформления окружающего пространства.
Таким образом, функциональный смысл педагогического проектирования практических занятий на примере предметной дисциплины «Материаловедение, технология и производственное обучение» состоит в том, чтобы сохранить условия приобретения студентами художественного опыта, подготовить их к изучению процесса создания керамического изделия, при выполнении которого проявляются способности к декоративно-прикладной деятельности.
Литература
1. Агошкова А.Н. Учебное проектирование в графической деятельности студентов педвуза (на материале архитектурно-строительного черчения). - Автореф. ... дис. канд. пед. наук. - М., 2006.
2. Алексеева Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе. - М.: «Просвещение», 1970.
3. Злобина С.П. Дидактические функции умения комплексного применения знаний и умений // Наука и школа. - 2007. - № 2.
4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В. А. Сластени-на, И.А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
5. Поверин А.И. Гончарное искусство (художественная керамика): учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / А.И. Поверин; Московский гос. ун-т культуры и искусства. Гончарное искусство (художественная керамика). - М.: МГУКИ, 2006.
6. Гзовская О.Л., Гилевич Г.И., Демчев П.Г., Корешков В.В., Овчарова Ю.А., Скворцов К.А., Черемных Г.В. Примерная программа дисциплины. Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом. - М.: «Прометей» МПГУ, 2004.
УДК 372.8 ББК 83.3
ДИАЛОГ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Г.А. Голикова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (8432) 92-42-87
Важная проблема современной техники обучения литературе в школе - проблема ценностного подхода в изучении предмета. В статье рассматривается проблема диалога и реализация идеи диалога на уроке литературы в ходе эстетического анализа литературного текста. Методология диалога, рассмотренная автором, опирается на идеи М.М. Бахтина, М. Бубера, В. С. Библера.
Ключевые слова: обучение литературе, диалог на уроке литературы, читательская интерпретация, типы восприятия информации.
DIALOGUE AT THE LITERATURE LESSONS (AXIOLOGY ASPECT)
Golikova G.A.
The important problem for a modern technique of teaching literature at school - problem of the valuable approach in product studying is put. The author is concentrated to a problem of dialogue and realization of dialogue positions at a lesson of the literature in the course of aesthetic development of the literary text. The dialogue methodology is considered leans on ideas of M.M. Buhtin, M. Bouber, V.S. Bibler.
Keywords: training in literature, dialogue at a literature lesson, reader's interpretation, types of perception of the information.
Изменения социально-политического и культурно- школьного учебного предмета. Инновационные процессы исторического плана в нашей стране не могут не определяют и характер изучения литературы в школе, в влиять на сферу отечественного образования. Ста- частности, специфику процесса чтения и осмысления ху-новление современной гуманистической образовательной дожественного текста. Сегодня можно констатировать парадигмы влияет на формирование инновационных кон- тот факт, что процесс изучения художественного текста в цепций в области методического осмысления конкретного школе на уроках литературы остается в методическом и