Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности учреждений культуры по развитию художественных умений и навыков молодежи в учреждении культуры'

Совершенствование деятельности учреждений культуры по развитию художественных умений и навыков молодежи в учреждении культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ART SKILLS / УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СИНТЕЗ ИСКУССТВА / ART SYNTHESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кернерман М. В.

В данной статье затрагивается вопрос совершенствования деятельности учреждений культуры по развитию художественных умений и навыков молодежи в учреждении культуры. Проводится краткий экскурс становления зрелищного искусства в России, рассматривается влияние синтетические видов художественной деятельности на формирование личности молодого человека. Изучаются понятия развитие художественных умений и навыков молодежи в учреждении культуры, духовное и творческое развитие общества. На первый план выдвигаются личностные качества работников и участников программ в учреждениях культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of activities of cultural institutions for development of art skills of youth in cultural institution

In this article the question of improvement of activities of cultural institutions for development of art skills of youth in cultural institution is raised. Short digression of formation of spectacular art in Russia is carried out, influence synthetic types of art activity on formation of the identity of the young man is considered. Concepts development of art skills of youth in cultural institution, spiritual and creative development of society are studied. Personal qualities of workers and participants of programs in cultural institutions are put in the forefront.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности учреждений культуры по развитию художественных умений и навыков молодежи в учреждении культуры»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 3, 2017: 395-404

Совершенствование деятельности учреждений культуры по развитию художественных умений и навыков молодежи в учреждении культуры

М.В. Кернерман

Международный независимый эколого-политологический университет 127299, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 20 International Independent Ecological and Political University Kosmonavta Volkova str. 20 , Moscow 127299 Russia

Ключевые слова: художественные умения и навыки, учреждение культуры, творчество, молодежь, синтез искусства.

Key words: art skills, cultural institution, creativity, youth, art synthesis. Резюме: В данной статье затрагивается вопрос совершенствования деятельности учреждений культуры по развитию художественных умений и навыков молодежи в учреждении культуры. Проводится краткий экскурс становления зрелищного искусства в России, рассматривается влияние синтетические видов художественной деятельности на формирование личности молодого человека. Изучаются понятия - развитие художественных умений и навыков молодежи в учреждении культуры, духовное и творческое развитие общества. На первый план выдвигаются личностные качества работников и участников программ в учреждениях культуры. Abstract: In this article the question of improvement of activities of cultural institutions for development of art skills of youth in cultural institution is raised. Short digression of formation of spectacular art in Russia is carried out, influence synthetic types of art activity on formation of the identity of the young man is considered. Concepts - development of art skills of youth in cultural institution, spiritual and creative development of society are studied. Personal qualities of workers and participants of programs in cultural institutions are put in the forefront. [Kernerman M.V. Improvement of activities of cultural institutions for development of art skills of youth in cultural institution]

В многочисленных педагогических источниках раскрываются различные пути развития художественных навыков и умений у подрастающего поколения посредством ряда искусств - музыки, танца, поэзии, рисования (Кернерман, 2011: 130).

По мнению исследователей, ни один отдельно взятый вид искусства не способен решить основную задачу, которая лежит в основе развития художественных навыков и умений у молодежи. Ученые утверждают, что в развитии художественных

умений и навыков нужно учитывать тот факт, что способности и природные задатки молодежи индивидуальны и различны, они предопределяют склонности к определенным видам художественной деятельности. В связи с этим синтез искусств в деятельности учреждений культуры занимает особое место в развитии художественных навыков и умения молодежи.

Отмечается, что с древнейших времен каждый вид искусства выполнял свою роль и решал определенные задачи в развитии художественных умений и навыков. Известно, что в Спарте музыка в сочетании с пением и ритмикой должна была воспламенять мужество, призывать к подвигу, будить патриотические чувства.

В Афинах музыка считалась не только гимнастикой голоса и слуха, но и источником всего высокого, благородного и прекрасного. Гимнастика и музыка вместе с поэзией и математикой готовили юных граждан Эллады к постижению философии. Аристотель подчеркивал способность музыки оказывать известное воздействие на этическую сторону души и считал, что она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

В средневековые времена идеал рыцарского воспитания предполагал обучение танцам и игре на музыкальных инструментах, формирование широкой культуры, высокой нравственности и хороших манер.

В период Возрождения музыке и поэзии отводилась особая роль. Французские философы Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро предлагали параллельно общему обучению изучать рисование, элементы архитектуры, музыку, танцы.

На основе известного изучения художественной деятельности в разные века в начале XIX века в научных исследованиях появилось понятие «синтез искусств» (Беляева, Новиковой, Толстых, 1984: 9), но в практической художественной педагогике мало что изменилось. Многие педагоги стремились использовать разные виды художественной деятельности в воспитании молодежи, но синтез искусств не применялся.

Ф. Фребель считал, что учащихся нужно приобщать к искусству, вводить в воспитание пение, рисование, лепку, «ибо,

что человек стремиться изобразить, то он начинает понимать». Создатель «Вальдорфской педагогики», немецкий философ и деятель культуры Р. Штейнер также предлагал обязательные занятия совместно с рисованием, музыкой, ручным трудом.

Аналогичные тенденции использования в педагогике различных видов искусств можно отметить и в России. В научных трудах об отечественной системе воспитания можно найти подтверждение тому, что в светских российских закрытых воспитательно-образовательных заведениях важное место занимали инструментальная и вокальная музыка, танцы, рисование, основы архитектуры, гравирование, ваяние, постановка спектаклей (Жарков, 2013: 175).

Во многих военных училищах обязательными предметами были не только хор и музицирование, но и основы элементарной теории музыки. В домашнем воспитании большое внимание уделялось музыке, поэзии, рисованию, танцам, которые преподавали гувернеры. Однако при всем многообразии видов художественной деятельности они осваивались как отдельные виды искусств, без элементов синтетического взаимодействия.

В современной художественной педагогической практике интеграция искусств возможна путем взаимопроникновения разных видов художественной деятельности и их взаимосвязи развития художественных умений и навыков в деятельности учреждений культуры.

В художественном процессе учреждений культуры для решения художественно-дидактических задач можно применять не только музыкальные средства, но и средства других искусств.

Существующая практика показывает, что интеграция на основе взаимодействия искусств является более глубоким способом развития целостного художественного сознания, нежели использование какого-либо одного вида деятельности в учреждениях культуры.

Синтетические формы деятельности учреждений культуры открывают новые возможности в решении проблем формирования художественных умений и навыков молодежи. При этом это позволит осуществить процесс воспитания разносторонней творческой личности в молодом человеке.

Рассмотрение художественного видения мира и особенностей его отражения в искусстве учреждений культуры как целостной системе позволяет молодежи составить общую картину мира развития культуры.

Синтез искусств в современной художественной педагогике подразделяют на несколько типов:

• синтез на основе общечеловеческих (культурно-познавательных, гуманистических, нравственных) ценностей;

• на основе общего содержания (мира человека, мира природы и мира предметов - декоративно-прикладных и бытовых);

• на основе общих изобразительно-выразительных средств (композиции, ритма, темпа, цвета, света, мелодии).

«Одним из существенных критериев выступает духовный потенциал общества, совершенствование всех сторон деловой и творческой жизнедеятельности человека становится объективной социальной потребностью» (Жаркова, 2013: 82).

Педагоги и работники учреждений культуры предлагают путем синтетических видов деятельности стимулировать молодежь на основе возникновения «обобщенного образа», формировать художественные эмоции, так как они имеют универсальный характер.

В школах искусств предпринимались многократные попытки интеграции различных учебных дисциплин -изобразительного искусства и музыкальной литературы, ритмики и слушания музыки, мировой художественной культуры и истории музыки и т.д.

Однако в рамках такого взаимодействия часто происходит лишь иллюстрирование того или иного художественного явления и примерами из разных видов искусств.

Необходимо воспроизводство художественного образа, который следует из современных представлений о нем, где он может выступать «в виде некой универсалии, вбирая в себя и краску, и звук, и жест, и силуэт, и т.д.».

Именно поэтому живопись, поэзия, балет, драматический театр, архитектура, декоративно-прикладные искусства дают

особые психологические возможности воздействия в учреждениях культуры, помогающие молодежи при формировании художественных умений и навыков создавать многогранные образы.

Синтез искусств, наряду со всем многообразием жизненных впечатлений, служит и благодатной почвой для возникновения ассоциаций. У молодого человека, «имеющего дело с искусством, «понятийно-логическое» объединяется с «художественно-образным», обогащая и усиливая его по принципу синергического взаимодействия» (Аринина, 1982: 31).

Тем самым формирующиеся и развивающиеся художественное сознание выявляет себя в активной познавательной деятельности молодежи, интенсивном пополнении фонда специальных знаний, в адекватном «умозрительном» отражении явлений и феноменов художественного искусства в виде определенных понятий, представлений, умозаключений.

Поэтому синтез искусств в учреждениях культуры не только обогатит ассоциативный ряд молодого человека, но позволит развить его художественное мышление. Принцип одномоментного включения в процесс познания всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, тактильно-двигательных), обеспечит прочность условий связей в коре головного мозга, активность всех психических процессов.

«При организации педагогических условий развития художественных умений и навыков у молодежи можно использовать практически все учреждения культуры, при этом важно использовать современные программы, подготовленные специалистами центра досуга. Они могут проводиться как работниками самих центров, так и соответствующим образом обученными сотрудниками учреждений, прокатывающих эти программы на своей базе» (Кернерман, 2011: 68)

Педагогический опыт и деятельность учреждений культуры показывают, что в процессе формирования художественных умений и навыков целесообразно использовать элементы: фольклорного действа, театрального представления, звуковые игры, пластиковую разминку, импровизацию, речевой танец и т.д.

Сочетание поэзии, музыки, пластики и драматургии позволяет развивать эмоционально-чувственную сферу молодежи, ассоциативное и художественное мышление, художественный вкус.

Словесное определение эмоций, мимическое «проживание» и выражение в пластических жестах помогает понять смысл различных эмоциональных состояний, развивает артистизм молодого человека, непосредственно влияет на его развитие художественных умений и навыков через художественное восприятие.

Синтетические виды художественной деятельности формируют определенные свойства личности молодого человека (волевые качества, трудолюбие, целеустремленность), развивают память, воображение, общие и художественные способности, повышают уровень интеллектуального развития.

Таким образом, синтез разных видов художественной деятельности может стать педагогическим условием для формирования и развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры.

Соответственно необходимо внесение корректив в работу учреждений культуры по формированию художественных умений и навыков у молодежи с учетом специфики художественного личностного восприятия духовных ценностей (конкретным человеком и представителями определенной возрастной или социально-демографической группы).

В последние годы уже происходит понимание того, что содержание деятельности учреждений культуры должно определяться: искусством и его объективно предметным материалом для молодежи; мыслями и чувствами молодежи; ценностными ориентациями молодежи; мерой сотворчества молодежи; приобщением к художественной культуре молодежи.

Сотрудники учреждений культуры вместе с педагогами для развития художественных умений и навыков молодежи уже осуществляют насыщенную культурную деятельность через: концерты, театрально-зрелещные представления, выставки, фестивали, конкурсы и т.д.

Деятельность учреждений культуры, которая основывается на единой художественной природе всех искусств,

соответствует «способности каждой личности к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества, что опирается на природную полихудожественность (многоязычие) человека.

Это как раз и развивает художественные умения и навыки у молодежи через сравнение и сопоставление художественных образов в их активной творческой деятельности.

Следовательно, применение полихудожественного подхода к процессу развития художественных умений и навыков молодежи выступит и как концептуальная основа, и как форма, и как метод формирования целостного художественного мышления, широкого взгляда на окружающий мир и искусство, что даст возможность осознать мир как единое целое.

Интересен и необходим опыт ученых в развитии художественных умений и навыков молодежи, которые проводят исследования, касающиеся разработки системы описания и анализа художественного творчества:

- интегрирующей различные сведения о человеке как развивающейся личности и субъекте культурного процесса с:

- идеей интеграции различных видов художественной деятельности;

- разработкой критериев полихудожественной развитости;

- созданием моделей целостного художественно-образовательного пространства.

При этом подходы, как личностный, антропологический, деятельностный, аксиологический, культурологический, интеграционный и др., могут также отражать свою специфику и помощь в процессе развития художественных умений и навыков у молодежи, одновременно взаимосвязанных, взаимозависимых.

Подтверждением тому служит появление комбинированных подходов в развитии личности:

• личностно ориентированного (И.С. Якиманская, В.В. Сериков);

• субъектно-деятельностного (В.А. Сластенина);

• личностно-деятельностного (И.А. Зимняя);

• этико-педагогического (О.К. Позднякова);

• проблемно-методологического (Ю.Н. Кулюткин);

• индивидуально-личностного (Л.В. Куриленко);

• индивидуально-творческого (Е.В. Бондаревская, В.В. Грачев);

• интегрированного полихудожественного (Б.П. Юсов).

В словаре русского языка С.И. Ожегова научная категория «подход» трактуется как характер отношения, совокупность приемов отношения к чему-либо, кому-либо (как к деятельности, как системе, как взаимодействию, как к личности).

В нашем случае термин «полихудожественный подход» можно трактовать как совокупность приемов отношения или характер отношения к развитию художественных умений и навыков у молодежи в художественной педагогике искусства.

Термин «полихудожественное» указывает на качественную характеристику самого подхода. Раскрывая сущность данного понятия, следует отметить, что в его МИОМ лежит термин «художественное» без первой его части «поли... » (в значении «много»).

Остановимся на этимологическом значении данного термина. Понятие «художественное», как было отмечено А.Ф. Лосевым и В.П. Шестаковым, является прилагательным от существительного «искусство». В английском (art) и немецком (kunst) языках этими словами обозначают одновременно и существительное («искусство»), и прилагательное («художественный»).

Художественными явлениями и процессами следует называть только те, в которых осуществляется создание, восприятие и функционирование произведений искусства (причем всех видов, а не только изобразительного).

«Даже в словосочетаниях "художественное моделирование", "художественные свойства предметов" прилагательное "художественное" указывает на наличие в них элементов художественного творчества. Употребление же понятия "искусство" для обозначения высокой степени профессионального мастерства связано не с прилагательным

"художественный", а с прилагательным "искусный"» (Ожегов, 1997: 57).

Художественное в искусстве отличается от науки направленностью, не просто на изучение сущности вещей, а на создание художественных образов, на вымысел событий, носящий правдивый характер. Художественное служит средством самовыражения человека и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях - психологическом, социальном, нравственном.

Важным для такого понимания художественного является тонкое психологическое изображение характера личности и жизненно правдивое изображение личностных взаимодействий, внутреннего мира людей, который раскрывается через эти взаимоотношения.

Не случайно исследователи, изучающие проблемы формирования художественно-творческих способностей, ставят вопросы, связанные с художественным освоением мира, отношением знания и культурно-исторических предпосылок познания, гуманитарных типов воззрения на мир, выходящих за пределы самих теоретических представлений.

Соприкасаясь с произведениями художественного творчества, постигая их смысл, человек накапливает опыт художественного освоения действительности. Подобный опыт позволяет ему формировать эмоционально-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, рождает чувство эмпатии, сочувствия, сопереживания, способствуя тем самым процессу самореализации личности, что развивает художественные умения и навыки.

Отличительной чертой современного мировосприятия является сближение художественного, научного и философского познания мира человеком. Близость художественного освоения мира к научному, более всего обнаружилась после того, как была признана роль антропологического фактора. Он предусматривает, что познавательный процесс не сводится к подражательным процедурам получения чувственного образа, а предстает как процесс творчески-проективный, интерпретирующий деятельность субъекта.

При этом учитывается, что эта деятельность опосредована различными по природе знаковыми и предметными репрезентациями, содержащими, как и сама деятельность, квинтэссенцию социального и культурного опыта.

ЛИТЕРАТУРА

Аринина Н.Л. 1982. Личность в системе художественной культуры. - В сб. Художественная культура: проблемы и суждения. Сост. С.С. Широков. М.: Знание. 36 с. Жарков А.Д. 2013. Теоретико-методологические основы социально-

культурной деятельности: Монография. М.: МГУКИ. 456 с. Жаркова Л.С. 2013. Деятельность учреждений культуры - фактор развития традиционных народных культур. - Культура и образование. № 1(10): 79-85.

Кернерман М.В. 2011. Организационно-педагогические условия развития художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры. Дис. канд. ...пед. наук. М.: МГУКИ. 181 с. Ильина Т.И. 2007. Взаимодействие искусств в образовательном пространстве

школы искусств. Дис. ... канд. пед. наук. СПб. 247 с. Ожегов С.И. 1997. Словарь русского языка. М.: АЗЪ. 454 с. Эстетика: словарь. Под ред. А.А. Беляева, Л.И. Новиковой, В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1984. 286 с.

Получена /Received: 06.07.2017 Принята/Accepted: 11.07.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.