Научная статья на тему 'Формирование художественно-творческих способностей в изобразительном искусстве'

Формирование художественно-творческих способностей в изобразительном искусстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1646
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART AND CREATIVE ABILITIES / ART THERAPY / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / FINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупхаджиева Татьяна Васильевна

В статье подробно раскрываются современные подходы в развитии художественно творческих способностей и эстетического вкуса детей, начиная с дошкольного возраста и учащихся школ на уроках изобразительного искусства. Целью работы является выявление методов, при которых обеспечивается устойчивое позитивное отношение ребенка к изобразительно-творческой деятельности. Активное развитие созидательного начала, полное творческое раскрепощение, воспитание индивидуальной личности, глубоко заинтересованной в понимании многообразия в изобразительном искусстве с целью свободного, радостного и вдохновенного творчества, все это задачи изобразительного искусства, которые раскрываются с помощью арт-терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of artistic and creative abilities in fine art

The article deals with modern approaches in the development artistic and creative abilities and esthetic taste of children since preschool age and primary school at fine arts lessons. The purpose of work is to identify the methods which ensure the steady positive attitude of the child to graphic and creative activity. Active development of the creative origin, full creative liberation, and development of the individual personality who is deeply interested in understanding the variety in the fine arts for the purpose of free, joyful and inspired creativity: they are the tasks of fine arts which are revealed by means of art therapy.

Текст научной работы на тему «Формирование художественно-творческих способностей в изобразительном искусстве»

литература

1. Андреев, в.И. педагогика : Учебный курс для творческого саморазвития. Казань : Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.

2. Брушлинский, А.в. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем // вопросы психологии. 1999. № 5. С. 110-121.

3. Занковский, А.Н. Организационная психология : учебное пособие для вузов м. : ФОРУм, 2009. 648 с.

4. Климов, Е.А. введение в психологию труда. м.: Культура и спорт, 1998.

350 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : в 2-х т. Т. 2. м. : педагогика, 1989. 322 с.

Юсупхаджиева Т.В.

формирование художественно-творческих способностей в изобразительном искусстве

в настоящее время формирование у молодого поколения способности действовать и быть успешным является одной из главных задач в современной школе. в системе обучения и воспитания важное значение имеют занятия и уроки изобразительного искусства на всех ступенях образования, начиная с дошкольного возраста. Именно занятия по развитию художественно-творческих способностей оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка. На этих занятиях развивается способность понимать прекрасное в жизни, искусстве, воспринимать и чувствовать, стремиться самому создавать прекрасное, уметь оценивать красивое в окружающих предметах.

Создание эмоционально-положительной атмосферы к творчеству на занятиях и уроках изобразительного искусства способствует успешному решению воспитательных задач. Искусство успешно прививает потребность в труде, учит находить в нем радость, посредством эстетического воспитания развивает высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. в нашей работе особенное внимание коллективному художественному творчеству учащихся. Их художественно-творческие работы могут использоваться как подарки для родных и друзей. Занимаясь кружковой деятельностью, ребята

закрепляют и углубляют знания и умения, полученные на уроках. Это доказывает особую значимость и актуальность нашей работы по воспитанию школьников средствами изобразительного искусства и развитию творческих способностей.

почти каждый урок изобразительного искусства построен на зрительном ряде, поэтому внедрение ИКТ вполне целесообразно. Использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. при этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. мы выяснили, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся художественному творчеству, жанрам в искусстве. Но полностью показывать фильмы на уроке не рекомендуется, так как яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей и систему построения учебно-воспитательного процесса. Следовательно, использовать видеосюжеты целесообразно фрагментарно или сразу после объяснения новой темы для осмысления полученных знаний, или в конце урока для их закрепления.

На уроке изобразительного искусства компьютерные технологии могут быть использованы в проектной деятельности учащихся, оформляя в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов, исторических справок, показом видеофрагментов, репродукций картин художников, фотографий, графических таблиц, схем, знакомиться с крупнейшими музеями мира, прослушивать различные записи, активизировать учебный процесс. все виды работы с информационными компьютерными технологиями несомненно развивают у школьников художественно-творческие способности и решают новые задачи.

в современной системе образования одним из значимых аспектов является учебный диалог ученика и учителя, направленный на совместное конструирование программной деятельности, так как ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. ведь не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые есть в личном опыте ребенка. Именно поэтому первоначальной точкой организации уроков по изобразительному искусству является поиск связей и актуализация субъектного опыта, развитие индивидуальных способностей каждого ученика. применяя личностно-ориентированный подход в обучении, мы учитываем избирательность ученика, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в случайных ситуациях, самобытность, самоценность, особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки.

важно предоставить ученикам возможность свободного выбора элементов и видов работы, разрешить им самостоятельно определиться, самореализоваться, прежде познакомив их с различными видами творчества. в таком случае ребята никогда не скажут: «я не умею рисовать», «я не люблю рисовать».

Личностно-ориентированный подход помогает и в том случае, когда определенная группа детей умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать и само выражаться на бумаге, применяя такие методы, как метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может показать свое видение, придумывает свой образ или ситуацию, метод диалога, когда учитель и ученик совместно решают задачи, и индивидуальная работа. все эти образовательные технологии позволяют выявлять и развивать художественные способности, умения оригинально выполнять творческие задания, воспитывая творческое отношение к любому виду деятельности.

применяя новые педагогические технологии на уроках изобразительного искусства, мы развиваем и раскрываем творческие способности ученика, выявляем талантливых обучающихся. в современной школе формирование творческих способностей для разных видов деятельности должно стать приоритетной задачей.

В свое время великий Дидро высказал мысль о том, что страна, в которой всех детей будут обучать рисованию подобно письму, вскоре превзойдет другие во всех отношениях.

Французский просветитель хорошо понимал, что изобразительное искусство - это та область, в которой ребенок раньше, чем где - либо может получить первый полноценный творческий опыт, он высоко ставил занятия рисованием как способ развития общих творческих способностей человека, которые мы сейчас называем креативностью личности. проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

Следовательно, все культурные ценности, накопленные человечеством, это результат творческой деятельности людей. И будущее человеческого общества будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Когда обучение изобразительному искусству и другим видам деятельности будет выполняться педагогом планомерно и системно, только тогда развитие художественно-творческих способностей принесет свои труды. Если такую деятельность не вводить в систему, то изобразительные способности ребенка могут остаться в зачатом состоянии.

От воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов, выделять характерное, сравнивать их, зависит развитие художественных способностей. Наша цель - помочь детям «найти себя», выявить их художественно-изобразительные возможности, помогая вступать в мир творчества, воображения и фантазии. Не секрет, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Поэтому, индивидуальный подход к ребенку - одно из главных условий успешного воспитания и обучения. Именно процесс творчества, который ориентируется на развитие у детей их природных

творческих качеств, преобразовывает самого ребенка, делая его более умелым, мыслящим, свободным.

в.А. Сухомлинский подчеркивал, что: «Ребенок по своей природе -пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Прочные связи ребенка с окружающим миром должны устанавливаться на эмоциональной основе, благодаря его красоте и красоте искусства у ребенка появляется интерес к познанию мира и происходит эмоциональное развитие. Одна из важнейших способностей - это эмоциональная отзывчивость на произведения искусства, которая связана с воспитанием таких качеств, как доброта, умение сочувствовать, сопереживать другому человеку. Ребенок, рисуя, постигает мир и через творчество выражает, познает и совершенствует себя.

Творческий потенциал есть у каждого из нас. Только не у всех он развит должным образом. Тогда как его раскрыть? Именно дети имеют самую творческую жилку. Они не скованны стереотипами общества, навязанными правилами к порядкам, тем как должно быть, а как не должно, что плохо, а что хорошо. Они представляют собой сосуд, который предстоит наполнить. И эта миссия возлагается на родителей и учителей. в настоящее время в учреждениях образования делается основной упор на развитие логики, ума, расчетливости, необходимости делать все по правилам - это и есть самый главный враг творчества. Чтобы ребенку было интересно, ему нужно дать свободу. Свободу ошибаться, свободу говорить, что думает и что чувствует, свободу придумывать и фантазировать. Если ребенок не приобретет положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может более полно раскрыться как личность. Зададимся вопросом, как помочь ребенку развить способность творчески мыслить, ибо нельзя забывать, что он творит себя сам при умении педагога направлять его. в свое время Эмануил Кант отметил: «Не мыслям надо учить, а учить мыслить». в детстве ребенок подражает всему, что происходит вокруг него, но при этом остается самим собой.

Подражание - начало любого творчества, но в нем присутствует собственное видение и восприятие окружающей действительности. в раннем возрасте произносится свое первое «Я сам!», но уже в дошкольном возрасте и школьном ребенок начинает впервые самостоятельно учиться и творчески мыслить. пусть он думает не как все, пусть ошибается, но это его решение, его собственный путь. Главное, поддержать желание и интерес к самостоятельному поиску, а это возможно в рамках художественного развития личности.

в 21 веке исследования ученых все чаще напоминают, что человек по своей сути творец, и, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом

состоянии, и реализуются в малой степени. Чтобы разбудить дремлющие творческие наклонности до поры до времени, нужно создавать условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством. Наиболее благоприятным для этого представляются межпредметные связи на интегрированных уроках ИЗО, где выполняются творческие задания, являясь одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. в творческой деятельности школьников предоставляются неограниченные возможности для творческого самовыражения, которое благотворно влияет на эмоциональное и познавательное развитие. в практической работе мы рекомендуем использовать метод «вариативности впечатления», показывающий как названное средство художественной выразительности связано с тем или иным художественным образом. Это способствует лучшему пониманию школьников выразительных возможностей каждого средства.

Урок изобразительного искусства рекомендуется начинать с небольшой эмоциональной беседы, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях. Целенаправленное, систематизирующее использование искусствоведческих рассказов или бесед активизирует внимание ребенка, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. На уроках изобразительного искусства историческая последовательность произведений не является столь важным, как подбор приемов, которые позволяют рассмотреть основные правила и средства композиции, особенности колористического решения картины. Лучше всего ориентироваться на качественные произведения русского, чеченского и зарубежного искусства разных периодов, что помогает учащимся самостоятельно ориентироваться в мире художественной культуры, в социокультурной среде.

Часто на уроках изобразительного искусства используем карточки-упражнения, карточки задания, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Иллюстрации к детским книгам, выполненные известными художниками, развивают средства художественно-образной выразительности. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества учащихся трудно переоценить. принцип наглядности на уроках изобразительного искусства тесно связан с рисованием натуры, поскольку ее объекты часто выступают как наглядные пособия. Активизация наблюдений школьников за окружающей средой, активное изучение натуры, предметов декоративно-прикладного искусства, культуры, архитектуры - все это педагогические условия интенсивного развития художественного творчества. С целью активизации наблюдений можно разработать план-вопросник: что расположено на переднем плане? Что ближе, а что дальше? Какого состояние неба? Назовите характерные черты ландшафта? Чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, рисования с натуры и по памяти, тем активнее в сознании возникают ассоциации и связи - такова закономерность творческого воображения. На уроках изобразительного искусства по возможности следует вводить творческие

импровизированные и проблемные задачи, чтобы предоставить детям большей самостоятельности, что не исключает оказания им педагогической помощи.

Задачи на импровизацию - это высшая степень проявления творчества. Копируя лучшие образцы произведений живописи, графики, народного и декоративно-прикладного искусства, мы постепенно подводим учащихся к созданию собственных вариаций и импровизаций. включение на уроках изобразительным искусством проблемных ситуаций создает хорошие условия для развития художественного творчества. Те задачи, которые направлены на развитие умений находить оригинальные композиционные решения, относятся к наиболее сложным, проблемным задачам. А такие задания, как поиск оригинального композиционного решения рисунка, способов подачи движения в рисунке, выразительность образа, соблюдение перспективы всегда считаются проблемными задачами.

Использование художественных материалов и техник также значимо в развитии художественного творчества детей. Например, применение смешанных техник (рисунок тушью, пером и акварель, акварель с белилами, процарапывание по восковому слою и подцветка акварелью, сочетание сангины и угля и многие другие) позволяет школьникам добиваться образной выразительности. в течение учебного года важно заменять виды изобразительной деятельности (декоративная работа, графика, живопись, лепка), так как чередование этих видов сохраняет эффект новизны, дети не теряют интерес к изобразительной деятельности и работают над овладением художественных материалов и техник. Использование индивидуальных, групповых и коллективных видов работы на уроках изобразительного искусства также значимо в развитии художественных способностей.

введение в структуру уроков изобразительного искусства художественно-дидактических игр, игровых элементов, элементов соревнования делает их интереснее, результативнее и является одним из условий эффективного развития художественного творчества. в качестве специфических игровых моментов выступают направленность на удовлетворение интересов ребенка, ярко выраженный самодеятельный характер, самоорганизация, творческое начало, удовлетворение и радость, получаемые в процессе и в результате игры, ее обращенность в будущее, делает мотивацию учения личностно значимой для ребенка.

Очень интересна для школьников технология использования элементов арт-терапии в современном художественном образовании, где особое внимание уделяется развитию эмоционально переживать свое продуктивное действие и выражать в рисунке собственные мысли и чувства. Основная значимость арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через формирование способности самовыражения и самопознания. ведь если перевести «арт-терапия» с английского языка, то прозвучит это как лечение на занятиях художественным творчеством. Среди учащихся находится много детей с проблемами, которые нуждаются в социальной адаптации. в этом случае и могут помочь арт-

терапевтические задания на уроках изобразительного искусства, так как дети свободны в выражении своего внутреннего «Я», мыслей и чувств на плоскости или пространстве. Беседы об изобразительном искусстве с арт-терапевтической целью помогают ввести ребенка в художественное пространство, в ситуацию соприкосновения с мировым художественным опытом и сравнения с ним своего. в процессе бесед происходит знакомство с живописью, графикой, скульптурой, средствами художественной выразительности этих видов изобразительного искусства.

Следовательно, рассматриваемая нами проблема актуальна, так как инновационные технологии являются мощным стимулом для развития новых направлений в изобразительном искусстве, тем самым выходя на качественно новый уровень. Художественная педагогика должна отвечать актуальным запросам времени знакомить с инновациями и новыми технологиями в изобразительном искусстве, в том числе цифровыми, но основой качественного художественного образования останутся традиционные художественные техники и материалы, в настоящее время проблема сохранения и развития которых становится актуальной. По нашему мнению, внедрение инновационных процессов как в самом искусстве, так и в педагогике искусства, должно осваиваться при бережном отношении к академическому художественному образованию, культурным традициям, системе духовно-нравственных ценностей, которые сформировались за столетия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буланова-Топоркова м.в. педагогические технологии. - москва-Ростов-на-Дону, издательский центр «март», 2006.

2. винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - м: педагогический поиск, 1999.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. - м., 1991. - 93 с.

4. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - москва, «Владос», 2006.

5. Куракова Г.В. Специфика педагогического проектирования процесса формирования ключевых учебных компетенций обучающихся. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.2011. № 1. с 39-46.

6. магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Формирование эмоционально-ценностного отношения дошкольников и младших школьников к изобразительной деятельности. - Грозный. - 2014. - 187 с.

7. мелик-Пашаев А.А., Новлянская, 3.Н. Ступеньки к творчеству. - м.: Педагогика, 1987. -144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.