Научная статья на тему 'Формирование хронологических знаний, умений и навыков на уроках истории в 5 классе в рамках ФГОС'

Формирование хронологических знаний, умений и навыков на уроках истории в 5 классе в рамках ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10165
715
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРОНОЛОГИЯ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ОПОРНЫЕ ДАТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ФГОС / CHRONOLOGY / PERIODIZATION / EPOCH DATE / E-LEARNING RESOURCES / FSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осадчая Елена Владимировна

В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса в рамках ФГОС, который должен обеспечивать систематическое формирование у учащихся 5-х классов хронологических знаний, умений и навыков. Приведены основные виды хронологических заданий. Рассматриваются методические приемы, позволяющие добиваться высокого качества знаний по предмету при решении проблемы. Приведен пример технологической карты урока с использованием заданий по хронологии и электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CHRONOLOGICAL KNOWLEDGE, ABILITIES AND SKILLS ON THE HISTORY LESSONS IN THE 5TH GRADE IN THE FSES

In the article the problem of organization of educational process in the FSES, which should provide a systematic formation of the pupils of the 5th classes of chronological knowledge, abilities and skills. Examines instructional techniques, allowing to achieve a high quality of subject knowledge in solving problems. Given an example of the routing of the lesson with the use of tasks in chronological order and electronic educational resources.

Текст научной работы на тему «Формирование хронологических знаний, умений и навыков на уроках истории в 5 классе в рамках ФГОС»

Е.В. Осадчая

ФОРМИРОВАНИЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ В РАМКАХ ФГОС

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса в рамках ФГОС, который должен обеспечивать систематическое формирование у учащихся 5-х классов хронологических знаний, умений и навыков. Приведены основные виды хронологических заданий. Рассматриваются методические приемы, позволяющие добиваться высокого качества знаний по предмету при решении проблемы. Приведен пример технологической карты урока с использованием заданий по хронологии и электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: хронология, периодизация, опорные даты, электронные образовательные ресурсы, ФГОС.

E.V. Osadchaya

THE FORMATION OF CHRONOLOGICAL KNOWLEDGE, ABILITIES AND SKILLS ON THE HISTORY LESSONS IN THE 5TH GRADE IN THE FSES

Abstract. In the article the problem of organization of educational process in the FSES, which should provide a systematic formation of the pupils of the 5th classes of chronological knowledge, abilities and skills. Examines instructional techniques, allowing to achieve a high quality of subject knowledge in solving problems. Given an example of the routing of the lesson with the use of tasks in chronological order and electronic educational resources.

Keywords: chronology, periodization, epoch date, e-learning resources, FSES.

Существует представление о том, что знать историю - это быстро и безошибочно называть даты и вспоминать, кто был правителем в это время. Время идет, меняются подходы к изучению истории, а мы все равно говорим о том, что в рамках учебного предмета «История» надо знать и даты событий и кто был правителем в это время (об этом убедительно свидетельствуют контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по истории). К предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по дисциплинам «История России» и «Всеобщая история» относится. в том числе, задача овладения базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества [2]. В рабочей программе по истории в 5 классе указано: ученик научится: «определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н.э.)».

По наблюдению психологов, подтвержденных практикой учителей, восприятие времени -самая трудная задача для детей 7-12 летнего возраста, поскольку их жизненный опыт несопоставим ни количественно, ни качественно с многовековой историей человечества. Педагог сталкивается с проблемой: «Как организовать образовательный процесс в рамках ФГОС, чтобы он обеспечивал систематическое формирование у учащихся 5-х классов хронологических знаний, умений и навыков?» Для решения проблемы необходимо решить следующие задачи:

1. Обозначить этапы формирования хронологических знаний, умений и навыков на уроках истории у обучающихся 5 класса.

2.Определить содержание учебного процесса для реализации механизма формирования хронологических знаний, умений и навыков у обучающихся 5 класса на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО.

3. Провести отбор методов, приемов и форм работы по формированию хронологических знаний, умений и навыков у обучающихся 5 класса на уроках истории.

4.Провести мониторинг результатов (промежуточных и по итогам года) форсированности хронологических знаний, умений и навыков у обучающихся 5 класса.

Хронологические задания, в которых согласно требованиям ФГОС можно выделить три уровня освоения, не только формируют репродуктивное умение - запомнить дату и расположить ее на ленте времени, но и рассчитаны на развитие творческих и логических способностей. К основным типам заданий, развивающих хронологические знания и умения по Е.Е. Вяземскому и О.Ю. Стреловой, относятся [3, 46]:

1. Нестандартные хронологические задачи;

2. Составление хронологических (синхронистических) таблиц, диаграмм;

3. Хронологические уравнения;

4. Тесты с выбором ответа по датам и событиям;

5. Тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений соотносить факты с определенным периодом исторического развития;

6. Тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений решать хронологические задачи;

7. Тесты на восстановление соответствия для проверки знания дат и событий;

8. Тесты на группировку хронологической информации;

9. Тесты с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий;

10. Тесты на определение хронологической последовательности событий;

11. Тесты на исключение лишнего;

12. Тесты на продолжение ряда в заданной последовательности.

При всем разнообразии хронологических заданий, важно правильно отобрать методические приемы использования подобных заданий для каждого конкретного класса. Темы «Путешествие в страну История», «Как заглянуть в прошлое?» являются ключевыми для формирования теоретических знаний, связанных с хронологией: происхождение христианского летоисчисления, введение понятий «век (столетие)», «эра», «до нашей эры», «наша эра», тысячелетие. Ребята уже знают, что такое «год», «сутки». Теперь им нужно осознать продолжительность года. Для этого учитель проводит беседу, выясняя, какие события ученики помнят из прошедшего года, что изменилось в жизни их семьи за это время. Затем он подводит их к пониманию продолжительности их жизни - 10-12 лет: что помните самое первое в жизни, что самое важное произошло за эти годы? На доске учитель чертит ленту времени. Это прямая линия, разделенная на равные отрезки, означающие определенное количество лет. Ученики работают с лентой времени в своих тетрадях. На ней они указывают свой возраст и самые главные события жизни: когда пошел в детский сад, школу, сколько лет был в саду и сколько учится в школе. Самые важные события в жизни ученик записывает на ленте времени. Затем начинается работа с понятиями десятилетие, век, тысячелетие.

После актуализации личного жизненного опыта можно уделить внимание тренировке в решении стандартных хронологических задач. Далее учитель рассказывает о том, как надо определять век. Если в четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: 1300 год — 13-й век, 1400 год — 14-й век. Но если на месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, идет следующий век. Например, 250 год до нашей эры - это 3 век до нашей эры. Знания об определении веков в истории можно закрепить с помощью обычных часов. Например, на циферблате 17 часов 30 минут. 17 часов - это век. Если указываются любые минуты, кроме нуля, значит началось время следующего века. Таким образом, указанное время на циферблате 17 часов 30 минут означает, что уже начался 18 век.

Ученики получают элементарные сведения о римских цифрах. На уроках истории они узнают, что такими цифрами в книгах по истории принято обозначать века. Римские цифры состоят из прямых черточек, как, например, цифра V. Учитель пишет ее на доске и в ходе беседы задает вопрос: «Что она напоминает? Посмотри на свою руку. Сожми все пальцы вместе, а один большой отведи в сторону. Видишь, большой и указательный пальцы напоминают цифру V. Это будет ключевая цифра. «Если ты перед цифрой V поставишь черточку, то получишь цифру IV, если после нее — то цифру VI; две черточки — цифру VII; три черточки — цифру VIII. А вот как пишется ключевая цифра 10 — X. Что она тебе напоминает? Это X в математике. Если мы поставим единичку перед .. .и т.д. Ребята узнают о том, что начальный момент системы летосчисления, а также сама система летосчисления называется эра, например, христианская или новая эра (наша эра). Эрой называют также крупный исторический период, а сам счет лет — летосчислением. Счет лет удобно вести в обе стороны от эры. В VI в. духовенство предложило вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Долго спорили, когда он родился, и потом решили, что это событие произошло в 753 г. от основания города Рима. Эра от рождения Иисуса Христа получила название «новой». Мы живем в это время. А год, который сейчас идет, — ведет свое начало от времени рождения Иисуса Христа. События, которые произошли до новой эры, имеют обратный порядок счета лет, чем события нашей эры.

Запоминанию большого количества дат способствует образное обозначение времени. Метод двухсторонних карточек применялся еще в дореволюционной методике обучения истории. Особенностью подобных карточек является то, что с одной ее стороны записывается дата: например, 2600 г. до н.э. (строительство пирамиды Хеопса), а с другой стороны рисунок, соответствующий событию, в данном случае рисунок древнеегипетской пирамиды. Работа с карточками предполагала зрительное восприятие даты и рисунка. Впоследствии даты событий воспроизводились только по рисункам.

Для отработки стандартных хронологических заданий можно использовать следующие задания. Запиши текст, заполняя пропуски.

В Двуречье протекают две реки: Е.......т и Т.....р. Страна, лежащая между Евфратом и

Тигром, называется М....е.

Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г........ш.

Письмо, возникшее в Междуречье называется к..........ь.

Знаменитым вавилонским царем был Х.........и. Он правил с_по_год

до н.э. Он создал законы, которые состояли из_статей.

Затем, следующее задание.

Отметь на ленте времени годы правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг до н.э.) Посчитай, сколько лет он правил. Вычисления делай письменно в тетради.

Нестандартные хронологические задачи основаны на соотнесении разных систем летосчисления, существовавших в древности и Средневековье. Этот тип задач эффективно используется на уроках по истории Древней Греции и Рима, арабов, отечественной истории и др., поскольку создаёт атмосферу реального прошлого, позволяет работать с оригинальными (неадаптированными) источниками и развивать творческие способности школьников. Например, даты важных событий Киевской Руси в таких задачах обыгрываются в двух вариантах - по христианскому календарю и «от сотворения мира».

В качестве диагностирующих и контрольных заданий по хронологии также используются следующие виды контроля знаний:

1. Тесты с выбором ответа по датам и событиям.

2. Тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений устанавливать синхронность фактов.

3. Тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений соотносить факты с определённым периодом исторического развития.

4. Тесты на восстановление соответствия для проверки знания дат и событий.

5. Тесты на группировку хронологической информации для развития и проверки умения соотносить исторические факты с определёнными периодами времени.

6. Тесты с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий.

7. Тесты на определение хронологической последовательности для проверки знания дат и событий, а также для развития и проверки умений определять их последовательность и взаимосвязи.

8. Тесты на исключение лишнего для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов.

9. Тесты на продолжение ряда в заданной последовательности для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов и др.

При изучении всеобщей и региональной истории, а также для межкурсовых связей ценным является приём заполнения синхронистических таблиц, фиксирующих наиболее важные события и явления, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время. Составление таких таблиц и их последующее использование при изучении однородных тем в других курсах истории или при систематизации и обобщении учебного материала помогает школьникам воспринимать историю разных стран и народов как единый всемирно - исторический процесс. Что касается работы с таблицами, своеобразным видом хронологических записей может служить хронотоп — таблица, в которой главное внимание уделяется времени и месту изучаемых событий. Такой способ изучения хронологии эффективен при определении масштабов исторических событий, их типичности и закономерности. Примером может следующая таблица - хронотоп (таблица 1).

Таблица 1.

Таблица-хронотип

Вопросы для сравнения Древний Египет Древнее Двуречье Древняя Индия Древний Китай

Географическое положение государства древнего мира Северо-восточная Африка Западная Азия Южная Азия Восточная Азия

Какие реки есть в этой стране и куда они текут? Нил Тигр и Евфрат Ганг и Инд Хуанхэ и Янцзы

Города Мемфис, Фивы, Ахетатон Ур, Урук, Вавилон, Ниневия, Аттпттур Индрапрастха (Дели), Пата-липутра, Сар-натх Цзи (Пекин), Сяньян, Лоян, Чанша, Чэнду

Правители, когда они управляли страной Фараон Тутмос -1500 г. до н.э., Хаммурапи ( 17921750 г. до н.э.) Ашока 3-ий в. до н.э. Цинь - Шихуан 3-ий в. до н.э.

Хеопс - 2600 лет до н.э.

В каких богов верили жители этой страны? Амон-Ра, Апоп, Нут, Геб, Сет, Ану-бис Шамаш - бог Солнца, Син - бог Луны, Эа - бог воды, Иштар - богиня плодородия и любви Вишну, Гане-ша, Брахма, Будда Юйди - верховный владыка, Лэйгун бог грома, Шеньнун бог земледелия

Какая была в этой стране письменность? Иероглифы, писали на папирусе Клинопись на глиняных табличках Брахми - слоговое письмо Иероглифы, на бамбуковых табличках, которые потом связывали в книги

Главные достижения культуры Гробницы для фараонов - пирамиды Великий зиккурат в Уре, календарь Цифры, шахматы Великая китайская стена, бумага, шелк, порох, компас

Какие группы населения были в этой стране Фараоны и вельможи, жрецы, крестьяне и ремесленники, рабы Знать, купцы, крестьяне, рабы Касты - жрецы, знатные воины, земледельцы, слуги и неприкасаемые Знать и крестьяне

Образовательное пространство современного урока истории должно быть наполнено современными ресурсами, к числу которых относят электронные образовательные ресурсами (ЭОР). Для визуализации обучения на уроках истории активно применяют специализированные предметные электронные ресурсы, которые размещены на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. ЭОР позволяют организовать на уроках полноценную работу с текстами, таблицами, схемами, картами. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям, появляется возможность создать при обучении эффект «погружения» в эпоху, повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Развивается устойчивый интерес учащихся к изучаемому предмету. Пример технологической карты урока.

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «Религия Древнего Египта», в

которой используются хронологические задания и ЭОР.

Ф.И.О. учителя: Осадчая Елена Владимировна.

Класс: 5 класс.

Предмет: история

Тема урока: «Культура Древнего Египта»

Место и роль урока в изучаемой теме: Глава 4. «Древний Египет». Тема «Религия Древнего Египта», 1й урок

Целевая установка урока:

Формирование первичных представлений о понятии «культура», об изобразительном искусстве, религии и научных знаниях египтян Планируемые результаты в соответствии с ФГОС: Предметные:

Знание религиозных верований и мифов древних египтян. Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать определения понятиям, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: эстетическое восприятие памятников культуры. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников. Личностные:

Познавательный интерес к изучению искусства и религии Древнего Египта Характеристика этапов урока представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Характеристика этапов урока

Этап Вре Цель Содержание Методы и Деятельность Деятельность

мя учебного приемы учителя учащихся

материала работы

Организа 3 Подготов- Организует Эвристиче- Приветствует Выдвигают

ционный мин. ка класс на учеб- ская беседа. класс, создает эмо- гипотезы,

этап. учащихся к ный процесс, циональный на- предположе-

работе на сообщает цели строй на работу. ния.

уроке. урока Выдвигает проблемный вопрос: «Почему египтяне боялись погребения на чужбине?» Учитель фиксирует гипотезы на доске.

Этап про- 5 Проверить РЕШЕНИЕ Индивиду- Формулирует ин- Ученик решает

верки мин. знания ЗАДАЧИ: альный дивидуальные задачу на дос-

домашне- хронологии 1.Что было контроль задания для учени- ке, комменти-

го зада- и умения раньше образо- знаний. ков. Напоми- рует.

ния. ориентиро- вание единого Работа с нает ученикам, как

ваться в государства в лентой решать историче-

историче- Египте или времени. ские задачи.

ском про- походы фарао-

странстве. на Тутмоса в

Проверка Азию? На Работа с

степени сколько рань- картой. Ученик пока-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сформиро- ше? зывает на карте

ванности РАБОТА С ФРОН- и комментиру-

общеуче- КАРТОЙ: ТАЛЬНЫЙ ет.

ных зна- 1.Покажи на ОПРОС

ЗНАНИЙ.

нии и карте границы Проверка

умений египетского

знания ранее изученных дат.

учащихся. государства при фараоне Тутмосе, какие страны он завоевал? ПРОВЕРКА ЗНАНИЯ ДАТ: 1.Какие важные исторические события произошли в: - 2600 г. до н.э. -1500 г. до н.э. -3000 г. до н.э. Проводит блиц-опрос с использованием двусторонних карточек Называют события истории Древнего Египта

Этап все- 4 Выяснить Учебник Ф.А. Проверка Организует работу По цепочке

сторон- мин. степень Михайловского знаний с понятиями. выполняют на

ней про- усвоения (§11) понятий и доске задание

верки изученного определе- (соединяют

знаний. материала. ний. понятия и их определения, дописывают недостающую информацию), комментируют.

Этап под- 5 Познако- Учебник Ф.А. Проблем- Уточняет понима- Отвечают на

готовки мин. мить с Михайловского ная беседа ние учащимися вопросы, ре-

учащихся новой те- (§11) поставленных це- шают задания.

к актив- мой урока. лей урока. Обосновывают

ному и Обоснова- С помощью пре- ответы.

созна- ние ее зна- зентации раскры- Делают записи

тельному чения в вает основное со- в тетради.

усвоению курсе исто- держание новой

нового рии Древ- темы.

материа- него мира.

ла.

Этап усвоения новых знаний.

15 мин.

Организовать все виды работ по усвоению новых знаний.

Материалы

презентации

«Религия

Древнего

Египта»

шНе^юп. edu.rU/c atalog/res/b2eac95 f-45cd-4446-9a8b-806е974е34е0/?, основные вопросы:

1) Боги древних египтян.

2) Религиозные верования древних египтян.

3) Религия и власть фараона.

ВОПРОС: Фараона называли в Египте «сыном Бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил целовать свою сандалию. О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существует между религией и государственной властью?

Проблемное изложение нового материала.

Организует работу с презентацией, излагает новый материал. Организует работу с учебником.

Отвечают на вопросы учителя.

Сравнивают религиозные представления древних египтян и первобытных людей.

Делают главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования. Решают проблемный во-

прос.

Этап за-крепления новых знаний.

10 мин

Выяснить степень усвоения изученного ранее и на уроке материала в ходе индивидуальной творческой самостоятельной работы. Вырабатывать умения критической оценки и самооценки.

Презентация для парной работы учеников.

соНе^юп. edu.rU/c atalog/res/edae7ae ^14-473а-Ь4е4-5774f5155d3b/?

Самостоятельная работа

Организует взаимопроверку учеников, самостоятельную работу с источниками. Консультирует учеников. Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Комментирует высказывания учащихся. Консультирует при возникающих затруднениях.

Работают в парах, которые формируются по принципу «Сильный -слабый» для взаимообучения и взаимоконтроля. Делают анализ социальной структуры древнеегипетского общества в парах. Работают с историческими источниками.

Обсуждают способы решения заданий.

Итог уро- 3 Соотнесе- §11, подгото- Рефлексия, Выставляет Делают вывод

ка. мин. ние постав- вить разверну- контроль, оценки, коммен- по теме урока.

ленных тый ответ на самооцен- тирует их. Отвечают на

Этап ин- целей с вопрос ка, взаимо- Беседует, связы- вопрос - что

формиро- достигну- «Какие боги и оценка. вая результаты получилось,

вания тым ре- религиозные урока с его целя- что не получи-

учащихся зультатом, верования су- ми. лось и почему?

о домаш- фиксация ществовали у Подводит обу- Записывают

нем зада- нового зна- древних егип- чающихся к выво- домашнее за-

нии, ин- ния, Ком- тян?». ду урока. дание

структаж ментарий Отмечает степень

по его дом. зада- вовлеченности

выполне ния. учащихся в рабо-

нию ту на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию.

Любая деятельность требует оценки результатов. Основным видом оценки деятельности, помимо проведения самостоятельных работ, диктантов, являются контрольные работы. В контрольные работы №1, № 3 и годовую контрольную работу были включены исторические задачи (задания).

Контрольная работа № 1

Вариант № 1

Отметь на ленте времени 753 год до н.э., когда был основан Рим и посчитай, сколько лет назад он был построен. Определи век и запиши его римскими цифрами. Вариант № 2

Отметь на ленте времени 776 год до н.э., когда прошли первые Олимпийские игры и посчитай, сколько лет назад было это событие. Определи век и запиши его римскими цифрами.

Контрольная работа № 3

Вариант № 1

Антошка поспорил с Источниковедом. Он утверждал, что со времен первых олимпийских игр прошло уже более 3000 лет? Прав ли он? Найди ответ с помощью ленты времени. Вариант № 2

Древние греки гордились тем, что разгромили персидский флот в Саламинской битве. Потомки древних греков уже отметили 2500 -летний юбилей этого сражения или нет? Найди ответ с помощью ленты времени.

Годовая контрольная работа

Вариант 1.

Отметь на ленте времени год, когда состоялось Марафонское сражение и год, когда был разрушен Карфаген. Вычисли, сколько лет прошло между этими событиями и какое из них было раньше. Вариант 2.

Отметь на ленте времени год, когда состоялись первые Олимпийские игры и год, когда был основан Рим. Вычисли, сколько лет прошло между этими событиями и какое из них было раньше.

Все хронологические задания оценивались по трем уровням освоения (таблица №3).

Таблица 3.

Уровни освоения хронологических знаний, умений и навыков

Необходимый уровень Повышенный уровень Максимальный уровень

- нанести дату на ленту времени - правильно вычислить - определить век -проанализировать и сделать вывод

Данные по каждому ученику были зафиксированы в специальной таблице. Таким образом был осуществлен мониторинг выполнения хронологических заданий, задач по каждому учащемуся.

В конце учебного года было установлено, что качество знаний 5- классников по результатам контрольных работ выросло с 74% до 78%.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам: 1) в школьном историческом образовании подготовка обучающихся в сфере хронологии является ведущим компонентом целей и содержания учебного предмета история;

2) работа с нестандартными хронологическими заданиями способствует освоению хронологических знаний и умений на не только на необходимом, но и повышенном и максимальном уровнях;

3) формирование хронологических умений и навыков не только на необходимом, но и повышенном и максимальном уровнях, положительно влияет на качество знаний обучающихся в целом;

4) отбор или разработка собственных хронологических заданий может сыграть пропедевтическую роль в изучении учебного материала.

Работая над развитием хронологических знаний, умений и навыков современный педагог должен помнить: важно не переусердствовать с датами и не отбить у своих учеников интерес к хронологии и периодизации прошлого, важно не только знать даты, но уметь анализировать историческую эпоху, конкретное историческое событие.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://base.garant.rU/55170507/#block_1000

3. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Материалы курса «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика». Лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. - 100с.

4. Горяйнов, С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс»,1997. -320 с.

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru

6. Михайловский, Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. -3-изд. -М.: ООО «Русское слово», 2014. -296 с.

7. Про Антуан. Двенадцать уроков истории / Пер. с фр. Ю.В. Ткаченко. — М.: РГГУ, 2000. - 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -240 с.

Е.Г. Петрова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ВХОДЯЩИХ В «ГРУППУ РИСКА» ПО ВОЗНИКНОВЕНИЮ

НАРКОТИЗАЦИИ

Аннотация.Проблему, связанную со злоупотреблением психоактивными веществами, мы рассматриваем как проблему личности, которая употребляет наркотические вещества, в определенном социально-культурном контексте, при этом общество и культурная среда реагируют на это весьма противоречиво.

Ключевые слова: подростковый возраст, личностные особенности, группа риска, наркотизация.

E. G. Petrova

EXPERIMENTAL STUDY OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS INCLUDED IN THE "RISK GROUP" FOR THE EMERGENCE OF ANESTHESIA

Abstract. The problem with substance abuse, we considered the problem of person who uses drugs, in certain limited socio-cultural context, society and cultural environment react to it very contradictory.

Keywords: adolescence, personality peculiarities, risk, anesthesia.

Целью настоящего исследования является изучение психологических особенностей подростков, употребляющих наркотические вещества, и сравнительный анализ с группой детей подросткового возраста, не употребляющих наркотические вещества.

Гипотеза исследования: В процессе решения поставленных задач мы исходим из того, что некоторые личностные особенности могут вызвать риск возникновения наркотизации среди подростков; определив личностные особенности у подростков, не употребляющих наркотические вещества, можно выделить группу риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.