Научная статья на тему 'Египетская нумерология как феномен традиционной культуры'

Египетская нумерология как феномен традиционной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1720
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛО / ЦИФРА / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ухарская Анастасия

Египтяне выразили свое знание магии чисел и гармонии пропорций в своем искусстве и архитектуре. Если посмотреть на Пирамиды и их числовые пропорции не столько в свете их собственной геометрии, сколько соотносительно к числовым характеристикам Вселенной, ученые были потрясены тем, что обнаружили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Египетская нумерология как феномен традиционной культуры»

УХАРСКАЯ АНАСТАСИЯ ЕГИПЕТСКАЯ НУМЕРОЛОГИЯ КАК ФЕНОМЕН ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Аннотация. Египтяне выразили свое знание магии чисел и гармонии пропорций в своем искусстве и архитектуре. Если посмотреть на Пирамиды и их числовые пропорции не столько в свете их собственной геометрии, сколько соотносительно к числовым характеристикам Вселенной, ученые были потрясены тем, что обнаружили.

Ключевые слова: число, цифра, закономерность, пропорциональность.

Каждое число имеет свою собственную особенную вибрацию и ритм. Не случайно в концепции "Логос - Слово" (зародившейся в древнем Египте) Слово изначально связывается с определенной вибрацией.

Египтяне выразили свое знание магии чисел и гармонии пропорций в своем искусстве и архитектуре. Если посмотреть на Пирамиды и их числовые пропорции не столько в свете их собственной геометрии, сколько соотносительно к числовым характеристикам Вселенной, мы будем потрясены тем, что обнаружим.

Многие ученые на протяжении веков пытаются разгадать секреты пирамид. Существуют теории о том, что пирамиды были построены инопланетянами, что их возведением руководили атланты, и что сами египтяне были более развиты, чем люди современной цивилизации. Поистине, эти монументальные сооружения слишком разнообразны и величественны.

Особый интерес для исследователей представляет пирамида Хеопса. Она являет собой неразрешимую головоломку из числовых комбинаций. Фантастическая изобретательность и мастерство архитекторов пирамиды указывают на чрезвычайную важность зашифрованного в ней послания, которое древние египтяне хотели передать грядущим поколениям.

Создатели пирамиды Хеопса обладали уникальными знаниями и сумели воплотить их в камне. Многие тысячелетия назад продолжительность високосного года, расстояние, которое Земля проходит по своей орбите за сутки, плотность вещества и средняя температура нашей планеты вовсе не являлись тайной для древних архитекторов.

В течение очень длительного времени египтологи выясняли назначение пирамиды. Еще в десятом веке историк-араб Масуди утверждал, что она является не только хранилищем знаний древних египтян по вопросам астрономии, искусства и религии, но и содержит в себе «исторические и пророческие предсказания». А в 1865 году Роберт Мензиес высказал предположение, что если взять за основу священный дюйм египтян и измерить длину внутренних покоев пирамиды Хеопса, то можно найти хронологические даты наиболее важных событий прошлого и будущего.

Подобно другим мегалитическим сооружениям, пирамида Хеопса также была признана древним календарем. По такому календарю длительность года, можно вычислить с точностью, достойной современного телескопа.

Все элементы дизайна в египетской храмовой архитектуре (измерения, пропорции, числа, и т.п.) основаны на египетском символизме чисел. Античное имя величайшего храма в Египте - а именно, храма Карнак - Апет-Эут - переводится как Нумератор Мест. Имя храма говорит само за себя. Строительство этого храма было начато во времена Среднего Царства (2040-1783 до н.э.), и было закончено в своем теперешнем виде спустя две тысячи лет. Дизайн и пропорции этого храма представляют числовую символику физического устройства Вселенной. Центральный зал храма Карнак состоит из семи рядов девяти колонн каждый, с обеих сторон двойного ряда - шесть более высоких колонн в центре. Эта тема шести, семи и девяти отражена только в Карнаке. Центральный зал - это олицетворение папирусной рощи Творения. Семь - число движения и прироста, умноженного на девять. Девятка - это повторяемая тема Древнего Египта.

Важно понимать, что использование чисел в древнем Египте было всегда основано на неявном и последовательном символизме. К сожалению, если это знание и было когда-либо записано в книгах, оно было проигнорировано или уничтожено невежественными захватчиками Египта. Египетское понятие символизма числа было впоследствии популяризировано западном мире стараниями греческого философа Пифагора.

Символизм чисел у древних египтян также проявился и в так называемом «золотом сечении». Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно

приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор. Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления. Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей при помощи геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ этого квадрата были основанием для построения динамических прямоугольников. Платон (427...347 гг. до н.э.) также знал о золотом делении. Его диалог «Тимей» посвящен математическим и эстетическим воззрениям школы Пифагора и, в частности, вопросам золотого деления.

В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. Он является одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры. Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным. Выступы сделаны целиком из квадратов пентилейского мрамора. Благородство материала, из которого построен храм, позволило ограничить применение обычной в греческой архитектуре раскраски, она только подчеркивает детали и образует цветной фон (синий и красный) для скульптуры. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления.

Среди многих достоинств золотой пропорции монах Лука Пачоли называет ее «божественную суть», как выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок - бога отца, а весь отрезок - бога духа святого).

Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до сих пор как самое популярное. Одним из примеров «золотого сечения» в работах Леонардо да Винчи это портрет Моны Лизы. Он привлекает тем, что композиция рисунка построена на «золотых треугольниках"»,точнее на треугольниках, являющихся кусками правильного звездчатого пятиугольника.

В то же время на севере Европы, в Германии, над теми же проблемами трудился Альбрехт Дюрер. Он делает наброски введения к первому варианту трактата о пропорциях. Дюрер пишет: «Необходимо, чтобы тот, кто что-либо умеет, обучил этому других, которые в этом нуждаются. Это я и вознамерился сделать».

В конце XIX - начале XX вв. появилось немало чисто формалистических теорий о применении золотого сечения в произведениях искусства и архитектуры. С развитием дизайна и технической эстетики действие закона золотого сечения распространилось на конструирование машин, мебели и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.