Научная статья на тему 'Исход: метатеоретический анализ библейских и коранических текстов'

Исход: метатеоретический анализ библейских и коранических текстов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1555
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ / ИСХОД / МОИСЕЙ / ЭХНАТОН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федяев А. П.

Автор доказывает, что Исход состоялся в 1402 году до н.э. во время правления фараона Эхнатона; что Моисею в момент Исхода было не 80, а 53 года; что Эхнатон и Моисей были знакомы; что одна из жен Эхнатона – Кэйе – сделала попытку государственного переворота и была казнена; что существует неизвестное науке захоронение Эхнатона; что главной причиной Исхода было возникновение в Египте собственного варианта монотеизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исход: метатеоретический анализ библейских и коранических текстов»

А.П. Федяев

ИСХОД: МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БИБЛЕЙСКИХ И КОРАНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ.

Автор доказывает, что Исход состоялся в 1402 году до н.э. во время правления фараона Эхнатона; что Моисею в момент Исхода было не 80, а 53 года; что Эхнатон и Моисей были знакомы; что одна из жен Эхнатона -Кэйе - сделала попытку государственного переворота и была казнена; что существует неизвестное науке захоронение Эхнатона; что главной причиной Исхода было возникновение в Египте собственного варианта монотеизма.

Ключевые слова: Древний Египет, Исход, Моисей, Эхнатон.

A.P.Fedyaev THE EXODUS: METATHEORETICAL ANALYSIS OF BIBLE AND KORANIC TEXTS.

The author proves that the Exodus took place in 1402 BC during the reign of Pharaoh Akhenaten; that Moses at the moment of the Exodus was not 80, but 53 years old; that Akhenaten and Moses were familiar; that one ofAkhenaten's wives -Kiya - made attempt of a coup d’état and was executed; that there is a burial of Akhenaten unknown to a science; that emergence in Egypt own option ofmonotheism was the main reason of the Exodus.

Keywords: Ancient Egypt, Exodus, Moses, Akhenaten.

Проблема Исхода носит комплексный характер и имеет большое научное, мировоззренческое и прикладное значение для всего человечества. Это обусловлено тем, что именно в этот период времени был определён вектор исторического развития нашей цивилизации и созданы основы современной культуры (религия, искусство, мораль, тип личности и д.р.).

Проблема Исхода нашла своё отражение как в Ветхом Завете, так и в Коране. Библейское повествование начинается с того времени, когда еврейские переселенцы во главе с Иаковом (второе имя которого звучало как «Израиль» и было затем использовано для обозначения всей общины и государства в целом) примерно в 1750 году до н.э. пришли в Египет и поселились там в Дельте Нила (где еще до прихода гиксов с середины XIX в. до н.э. проживали их сородичи). Сын Иакова - Иосиф - благодаря своему уму стал в Египте визирем фараона из гикской династии и обеспечил безбедное существование своей общины. Но после того, как «.. .восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа» (Исход, 1:8) (или после прихода к власти XVIII династии египетских фараонов), последовал период угнетения (выразившийся в тяжелых работах, убийстве новорожденных мальчиков и т.д.). Одному мальчику (т.е. Моисею) удалось выжить и стать воспитанником семьи фараона. Будучи юношей, Моисей (в Коране он называется Мусой) отправился из Египта в «землю Мадиамскую». «Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшёл к Богу» (Исход, 2:23).

Бог приказал Моисею найти нового царя, а затем возглавить Исход своих собратьев из Египта. Помогать ему в этом деле должен был его брат Аарон (Харун). Но когда братья пришли к фараону («народ Фир’аун») и продемонстрировали ему чудеса (например, превращение жезла в живую змею), тот отказался отпустить израильтян из страны. Бог снова явился Моисею и приказал ему повторить попытку. Не помогло и это. Тогда Бог в наказание послал на Египет «10 казней египетских» - наступило царство мрака (тьма стояла над землей три дня) и смерти (умирали люди и скот, град и саранча уничтожали посевы, все кишело лягушками, комарами и т.д.). Но даже это не заставило фараона изменить его мнение. Поэтому сыны Израилевы решили сами покинуть Египет. Фараон с войском погнался за убегавшими и настиг их на берегу Красного моря. Вода в море расступилась, и Моисей со своим народом перешел на другой берег. Но когда войско фараона попыталось сделать то же самое, произошло необычное: «.вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войско фараонова, .не осталось ни одного из них» (Исход, 14:28, 29). Так описывается в Ветхом Завете история Исхода [1, с.309-338].

Не отвергая в принципе саму возможность происшествия описанных библейских событий, попробуем проанализировать Исход в контексте таких принципов современной науки, как

натурализм, историзм, фаллибилизм, модернизм с применением методов метатеоретического познания, таких как абдукция, рефлексия и интерпретация. Цель нашего исследования состоит в попытке реконструкции неизвестных событий Исхода и переосмыслении уже известных. Нами были выдвинуты следующие гипотезы: 1) в Библии и Коране содержится в целом правдивая социологическая информация о том периоде времени; 2) путём интерпретации этой информации и сопоставления с современными научными данными можно прояснить некоторые «тёмные страницы» Древнего Египта.

Мы полагаем, что ключевое значение имеет установление имени «фараона Исхода». Это даст нам точную «привязку» ветхозаветных текстов к известным событиям и позволит (зная логику развития древнеегипетской цивилизации) реконструировать неизвестные события тех лет. (Так, палеонтологи на основании нескольких фрагментов вымершего животного реконструируют его внешний вид и образ жизни).

В исследовании учитывалась диалектика общего, особенного и единичного в контексте изучаемых теорий и фактов. Так, Ветхий Завет более логично раскрывает всю историю Исхода. Но сами эти тексты были написаны в ТХ-ТТТ вв. до н.э. и выражали религиозно-политические взгляды авторов. В свою очередь текст Корана был записан в УТ в. н.э. и никогда не изменялся вплоть до наших дней. В Сурах Корана происходит многократное возвращение к данной тематике, но уже с учетом новых нюансов - появления новых имён, обстоятельств, оценок и др. Поэтому в соответствии с известным высказыванием Г егеля («сущность - является, а каждое явление существенно»), можно рассматривать любое упоминание в Коране об этом событии, как весьма ценное. В процессе демаркации научного и ненаучного знания были использованы принципы верификации и фальсификации. В соответствии с этими принципами любое научное знание должно не только верифицироваться (подтверждаться эмпирическими фактами), но и фальсифицироваться (т.е. опровергаться). К примеру, если возраст Моисея в момент Исхода (80 лет) указывается только в Библии, а Коран и наука ничего не говорят по этому поводу, то данный факт не верифицируется и требует дополнительных подтверждений. Если в Библии говорится о «10 казнях египетских», а в Коране - лишь о пяти, то можно говорить о высокой степени истинности данного утверждения, так как оно одновременно подтверждается и опровергается. Но если при этом современная наука докажет наличие природных катаклизмов в Египте времен Исхода, то тогда это утверждение вообще не подлежит сомнению. Мы полагаем, что применение такой методологии даст нам объективное знание об Исходе и его персонажах:

1) мы утверждаем, что Исход состоялся не в 1230 г. до н.э. [2, с.197], а в 1450-1400 гг. до н.э. Наш вывод базируется на данных естественных наук. Исследователи установили, что примерно в 1450-1400 гг. до н.э. в районе Средиземного моря, и всего в 700 км от Дельта Нила, произошла серия гигантских извержений вулкана Санторин, уничтоживших крито-микенскую цивилизацию и породивших так называемых «10 казней египетских» (описанных в Библии и Коране в момент Исхода) [6]. Эти данные подтверждаются потомками участников Исхода. В ТТТ Книге Царств, 6:1 утверждается, что это событие произошло за 480 лет до начала строительства храма Соломона (ок. 958 г. до н.э.), то есть в 1438 г. до н.э. [5, с.582]. В Библии так же говорится, что «сыны Израилевы» прожили в Египте 400 (Бытие, 15:13) или 430 лет (Исход, 12:40). А поскольку историки (В. Олбрайт) установили, что еврейская община поселилась в Египте около 1850 г. до н.э., то время Исхода следует уверенно отнести к 1450-1400 гг. до н.э. (более детальная хронология Исхода содержится в нижеприведенной таблице).

2) Такая большая разница (50 лет) в датировке указанного события объясняется тем, что речь идёт не об одном, а о двух Исходах. Малый Исход (положивший начало протестной идеологии еврейской общины) предположительно состоялся в 1438 г. до н.э., когда молодой Моисей убежал из Египта. Большой Исход состоялся спустя 36 лет в 1402 г. до н.э., когда умер «фараон Исхода» и прекратились извержения вулкана Санторин.

3) «Фараоном Исхода» является не Мернептах, а Эхнатон, так как:

а) текст «Гимна Атону» (написанный Эхнатоном и найденный археологами в XIX в.) по форме и смыслу идентичен библейскому 103 псалму (ТХ в. до н.э.). Следовательно, еврейская

община узнала этот текст во время проживания в Египте при фараоне Эхнатоне (так как если бы она ушла из страны до воцарения Эхнатона или после его смерти, то в первом случае он был еще не написан, а во втором - уничтожен жрецами Бога Амона);

б) из текста Корана следует, что «фараон Исхода» перед смертью принял «веру Моисееву» (Сура 10 аят 90). Значит, речь идёт об Эхнатоне (создавшем свой вариант монотеизма, то есть атонизм), который мог легко пойти на этот шаг в отличие от других фараонов - язычников того времени;

в) анализ библейских текстов свидетельствует что Моисей и «фараон Исхода» находились в дружеских отношениях (Исход, 7-11).Так, Моисей неоднократно подходит к фараону, беседует с ним и даже угрожает. Такую ситуацию трудно представить даже в современном обществе, а здесь речь идёт о государстве, в котором личность царя была обожествлена, а её поведение строго регламентировалось. Значит, этим фараоном мог быть только монотеист Эхнатон, связанный с Моисеем общими религиозными ценностями;

г) известные нам египетские источники середины II тыс. до н.э. не упоминают о произошедших в Египте природных катаклизмах. (Видимо, такая информация была сознательно уничтожена жрецами из-за боязни упомянуть о фараоне-еретике и его религиозной реформе). И только на стеле Ахетатона (столице Эхнатона, обнаруженной в конце XIX в.) говорится о «звуках» (издаваемых при взрывах вулкана) во время правления Тутмоса IV (деда Эхнатона), Аменхотепа Ш (отца Эхнатона) и самого Эхнатона [2, с. 82]. Следовательно, извержения вулкана, породившие «10 казней египетских», происходили в период усиления культа Атона при этих фараонах [2, с. 44-47];

д) только в период правления Эхнатона у фараона могла быть супруга, которая защищала Моисея от гнева фараона, имела право обращаться к народу и предложила египтянам свой «истинный» путь развития (Сура 40 аяты 29, 31, 41). При этом данная особа опасалась фараона и его «неправедный народ», просила Бога спасти её и соорудить место в раю (Сура 67 аят 11). Речь может идти только об исключительной ситуации и этой особой могла быть вторая жена Эхнатона - Кэйе, которая носила одну из трёх корон Египта (а значит, могла прямо обращаться к народу и совершить попытку государственного переворота с целью сделать «веру Моисееву» государственной религией Египта (и за это приговоренная к смертной казни). О правильности нашей точки зрения свидетельствуют известные факты: Кэйе внезапно исчезла из окружения Эхнатона в последний год его правления; её ненавидела Нефертити (первая жена Эхнатона) и её дочери; имущество Кэйе было внезапно передано старшей дочери Эхнатона; сама Кэйя была лишена права на захоронение (что применялось только к преступникам) [7, с. 111-141];

е) в текстах Корана, где речь идёт об Исходе, упоминается некий визирь по имени Хаман и очень влиятельный человек (имя которого даже стоит перед именем фараона) по имени «Карун» (Сура 28 аяты 5-7, 76-83; Сура 29 аят 38; Сура 40 аят 38 и др.). Мы думаем, что речь идёт о персонажах «эпохи Амарны». Известно, что у Аменхотепа Ш (отца Эхнатона) был визирь по имени «Аменхотеп, сын Хапу», получивший благодаря своим гениальным способностям право иметь свой храм и титул «Ха эм Маат» («я есть Правда»). Мы считаем, что этот титул был фонетически неправильно воспроизведен как «Хаман» (так же имя архангела Г авриила звучит в Коране как «Джабриил»). Мы полагаем, что имя «Карун» принадлежит зятю и соправителю Эхнатона - Сменхкара, часть имени которого («ка Ра», что означает «душа бога Ра») могла прозвучать как «Карун».

4) Моисей встречался не с одним, а с двумя разными фараонами. Первая встреча с Аменхотепом III длилась несколько дней и состоялась после длительной подготовки с обеих сторон (Сура 20 аяты 59-62). Формальная цель этой встречи состояла в том, чтобы выяснить: чья религия является истинной? - Моисей и жрецы фараона продемонстрировали ряд чудес, но итогом этой встречи было то, что «поверило Моисею только потомство из его народа» (Сура 10 аят 83). Неформальная же цель этой встречи заключалась в возможном принятии египтянами религии израильтян (так, в Суре 10 аят 120 говорится, что фараон хотел казнить жрецов, уверовавших в Единого Бога раньше, чем он позволил им это сделать). В ходе другой встречи с фараоном Эхнатоном, длившейся несколько месяцев и сопровождавшейся «10 казнями

египетскими», «...стал Моисей велик в Земле Египетской, в глазах фараонова и в глазах всего народа» (Исход, 11:3). Целью этой встречи было обсуждение возможности Исхода (хотя сам Эхнатон не хотел ухода из страны своих единомышленников). Отметим, что обе эти встречи отличались по тональности высказывания, месту проведения и составу участников. В первом случае присутствовали знать, жрецы и визирь Хаман, а вторая встреча проходила по утрам на берегу реки в присутствии только соправителя Каруна.

5) Основной причиной Исхода явились не материальные факторы (так, в Исходе, 16:3 говорится, что у израильтян в Египте всегда были котлы с мясом и много хлеба), а желание стать свободными и сохранить свою веру. Эта принципиальная установка всегда присутствовала в поведении еврейской общины: когда она в 1850 г. до н.э. прибыла в Египет (спасаясь от фанатичных сторонников культа лунного бога Сины в Месопотамии) [5, с. 573574]; когда она помогала гиксам управлять Египтом (что дало возможность Иосифу сделать монотеизм общегосударственной религией; Сура 12 аяты 37-38); когда она отказалась от союза с Эхнатоном (что могло в тех условиях погубить ее религию); когда она покинула самую богатую и процветающую страну того времени и устремилась в опасную неизвестность;

6) Мы утверждаем, что Моисей получил священное писание (т.н. 10 заповедей) не спустя три месяца после Исхода (Исход, 19-20), а раньше, во время «малого Исхода». С этим писанием Моисей вернулся в Египет, где начал работу по убеждению своих соплеменников покинуть эту страну. В Коране (Сура 11 аят 112) говорится следующее: «Мусе мы даровали писание, но стали разногласить о нём.». Кроме того, в Коране неоднократно утверждается, что Бог даровал Моисею помимо «знамений» книгу (например, Сура 25 аят 37). Следовательно, во время встречи с Аменхотепом ТТТ Моисей уже имел письменные доказательства истинности его вероисповедания. Мы полагаем, что это мог быть первоначальный текст Декалога (написанный синайским письмом), составивший впоследствии основу книг Бытия и Исход.

7) Мы считаем, что число тайных сторонников «религии Моисеевой» среди египтян к моменту Исхода составляло около одной трети населения Египта, так как сюда входили даже представители знати, жрецов и семьи фараона (Сура 28 аяты 7-8, Сура 7 аяты 118-119, Сура 26 аяты 45-47, Сура 40 аяты 29-31, 41-47 и др.). Это происходило на фоне интеграции еврейской общины в египетское общество (например, многие израильтяне, включая Моисея и Иисуса Навина, носили египетские имена, занимали высокие должности и защищали интересы египтян; Сура 28 аят 19). В Суре 28 аят 3 прямо говорится о том, что именно фараон начал разделять народ на партии, ослабляя одну из них (то есть израильтян). Раскол в обществе начался в середине XV в. до н.э., когда власти возложили вину за происходящие природные катастрофы на еврейскую общину и начали против неё гонения. Так, в Суре 7 аят 128 говорится: «Когда приходит к ним (то есть египтянам) добро, они говорят: «Это - нам», - а когда постигнет их зло, они по птицам приписывают его Мусе и тем, кто с ним.». Этот религиозный раскол в обществе достиг своего апогея при Эхнатоне (который пытался привлечь еврейскую общину на свою сторону для поддержки своей религиозной реформы) и, во избежание ассимиляции их религии, небольшая пассионарная группа под руководством Моисея предпочла покинуть Египет. Заметим, что численность этой группы была не 600 тыс. человек, как об этом говорится в Библии (Исход, 12:37), а примерно 6 тыс. человек (так как под словом «тысяч» надо, по мнению Ф. Петри, понимать слово «шатёр», вмещавший не более 10 человек) [5, с. 682].

8) Хронологическая таблица Исхода. Составлена при помощи метода взаимной корреляции уже известных природных и исторических событий с событиями, датировка которых еще не известна.

Годы Исторические события

1456г. до н.э. - Смерть Тутмоса IV. Начало первых извержений вулкана Санторин. Население Египта в панике. - Фараоном становится Аменхотеп III. Террор по отношению к еврейской общине. - Рождение Моисея.

1438 г. до н.э. - Юный Моисей бежит из Египта («малый Исход»)

Ок. 1432 г. до н.э. - Моисей получает на горе Синай «10 заповедей» и возвращается в Египет, где начинает работу по организации Исхода.

Ок. 1431 г. до н.э. - Встреча Моисея и Аменхотепа III. Религиозный спор. Еще возможно добровольное принятие египтянами «религии Моисеевой». Нарастание конфликта между политеистами и монотеистами.

1419 г. до н.э. - Смерть Аменхотепа III, который правил Египтом 37лет. - На трон вступает Аменхотеп IV (Эхнатон), который будет править страной 17 лет.

1413 г. до н.э. - Эхнатон создаёт свой вариант монотеизма (атонизм) и проводит религиозную реформу вопреки желаниям жрецов и сторонников Моисея.

Ок. 1403 г. до н.э. - Религиозный раскол в обществе нарастает. Кэйе пытается совершить переворот и официально ввести в Египте «религию Моисееву».

1402 г. до н.э. - В Египте происходят «10 казней египетских». Моисей убеждает Эхнатона отпустить еврейскую общину из Египта. Эхнатон пытается сделать Моисея своим союзником. Исход.

1400 г. до н.э. - Прекращение извержений вулкана Санторин. Население Египта начинает успокаиваться. После Исхода религиозная борьба атонистов и политеистов начинает затихать. Начало медленной контрреформации в Египте.

На основании вышесказанного можно сформулировать две научно-практические рекомендации для египтологов:

1) им следует отказаться от принятой сегодня системы исчисления событий Древнего Египта по Дж. Г. Брестеду (который относит время возникновения первой династии фараонов к 3100 г. до н.э.) и перейти к системе летоисчисления Л. Борхардта. Если Брестед ориентирован на привязку всех древнеегипетских событий к уже известным библейским событиям, то Борхардт опирается на современные научные методы. Этот ученый на основе астрономических данных, содержащихся в ряде найденных папирусов, о восходе Сириуса, разливе Нила и т.д. рассчитал дату появления государства в Египте. Борхардт полагал, что если в 4186 г. до н.э. в Египте имелась наука астрономия и астрономы, то значит было и государство. Следовательно, система Борхардта более объективна и научна, чем система Брестеда [4];

2) Мы рекомендуем исследователя начать поиск гробницы фараона Эхнатона. Большинство исследователей (К. Олдред, Б. Кемп, Д. Редфорд) полагали, что тело «падшего царя из Ахетатона» было уничтожено жрецами еще в древности. Но тексты Священных Писаний говорят об обратном. Так, в Библии отмечается, что фараон действительнно погнался за «сынами Израилевыми», но сообщается о гибели его войска, а не самого фараона (Исход, 14:6, 8, 23, 27, 28). В Коране говорится, что фараон не погиб в море, а был «спасён с его телом», после гибели войска принял «религию Моисееву» (Сура 10 аяты 90-92) и умер через некоторое время от «схватки мучительной» (Сура 73 аят 16). Современная арабская легенда так же гласит, что «фараон Исхода» живёт на дне моря и правит там морскими чудищами [1, с.333-334]. Версию о подводной гробнице подтверждают средневековые исследования, опирающиеся на труды известного гератского шейха Абдаллаха Ансари (XII в.). Там говорится о пророке Иосифе (имеющем большое сходство с Эхнатоном по причине того, что они оба ушли от язычников на юг, где основали город праведников), который был похоронен в гробу под водой [3, с.242].

Предположение о возможном захоронении «фараона Исхода» под водой вполне объяснимо. Эхнатон знал, что после смерти его гробница будет уничтожена жрецами, и, наверное, попытался этого как-то избежать (вариантом такого поворота событий могла стать подводная гробница). Эхнатон неоднократно заявлял, что будет похоронен только в Ахетатоне [2, с.78-79]. И последнее. Эхнатон мог быть похоронен только в священных для него местах. Таких мест у него было всего пять: храм Солнца, царский храм, храм Нефертити, храм в Ахетатоне и храм на острове Йот [8, с. 136-145]. Первые четыре храма ученым известны. А местонахождение храма на острове и самого острова им неизвестно. Мы полагаем, что «исчезновение» острова прямо связанно с находящимся там захоронением. Следовательно, гробницу Эхнатона следует

искать на одном из островов вблизи Ахетатона.

Литература

Библия. Ветхий Завет.- М.: Российское библейское общество, 1995.-1370 с.

Коран / пер. с арабск. акад. И.Ю. Крачковского. - М.: СП ИКПА, 1990. - 512 с.

1. Бюкай Морис. Библия, Коран и наука / пер. с англ.- Киев: Ансар Фаундейшн, 2001.- 351 с.

2. Кристиан Жак. Нефертити и Эхнатон / пер. с фр. Изд. 2-е, - М.: Молодая гвардия, 2006.- 203 с.

3. Кул Гали. Сказание о Йусуфе / пер. С. Иванова.- Казань: Таткнигоиздат, 1985.- 291 с.

4. Литовка И.И. Проблемные аспекты древнеегипетской астрономии, хронологии и календаря // Философия науки. Новосибирск.- 2009.- №1 (40) - С. 135-153.

5. Мень А. Магизм и единобожие.- М.: Эксмо 2005.- 702 с.

6. Морозов А. Загадка культа Атона // Наука и религия. М.-1990.- №3.- С. 36-39.

7. Перепёлкин Ю.Я. Кейе и Семнех-ке-ре. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте.- М.: Наука, 1979.- 287 с.

8. Перепёлкин Ю.Я. Переворот Амен-Хотпа IV. Ч. II.- М.: Наука, 1984.- 267 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.