Научная статья на тему 'Формирование гуманного отношения к человеку у студентов медицинского вуза на основе системно-деятельностного подхода'

Формирование гуманного отношения к человеку у студентов медицинского вуза на основе системно-деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ / МОДЕЛЬ / СТУДЕНТ-МЕДИК / БЛОК / УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Лямова Оксана Олеговна

В статье представлена модель формирования гуманного отношения к человеку у студентовмедиков на основе системно-деятельностного подхода, которая включает в себя целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный блоки. Выделены этапы развития у будущих врачей гуманного отношения к человеку: демонстрационный, практико-ориентированный, этап реализации отношения. Реализация того или иного этапа выводит студента медицинского вуза на качественно новый уровень сформированности личностного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гуманного отношения к человеку у студентов медицинского вуза на основе системно-деятельностного подхода»

УДК 378.035

Рогожникова P.A., Лямова 0.0.

Формирование гуманного отношения к человеку у студентов медицинского вуза на основе системно-деятельностного подхода

В статье представлена модель формирования гуманного отношения к человеку у студентов-медиков на основе системно-деятельностного подхода, которая включает в себя целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный блоки. Выделены этапы развития у будущих врачей гуманного отношения к человеку: демонстрационный, практико-ориентированный, этап реализации отношения. Реализация того или иного этапа выводит студента медицинского вуза на качественно новый уровень сформированности личностного образования.

Ключевые слова: гуманное отношение к человеку, модель, студент-медик, блок, уровень личностного образования, самореализация.

Системно-деятельностный подход в педагогике предполагает представление научно-исследовательского материала через моделирование изучаемых процессов в различных системах сотрудничества (учитель -ученик; ученик - ученик; преподаватель -студент; студент - студент и т.д.) [3].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания гуманного отношения к человеку, а также изучение воспитательных возможностей медицинского вуза позволили нам создать соответствующую модель в профессиональной подготовке врача.

Разработанная модель состоит из следующих блоков:

• целевой, раскрывающий главную цель учебно-воспитательного процесса - воспитание у будущих врачей гуманного отношения к человеку;

• мотивационный, предусматривающий формирование у студентов-медиков мотивов личностного и профессионального самосовершенствования и мотивов гуманного отношения к человеку;

• содержательный, включающий отбор содержания образования - теоретических знаний о сущности гуманного отношения к

человеку, практических умений и навыков гуманного поведения;

• процессуальный, охватывающий формы, методы и технологии учебно-воспитательного процесса, направленные на достижение цели педагогического эксперимента;

• оценочно-результативный, отражающий результаты экспериментальной деятельности по формированию гуманного отношения к человеку у будущих врачей [5].

В модели образовательный процесс рассматривается как структура, состоящая из конкретных элементов, распределенных во времени и пространстве. Эта структура включает в себя аудиторные и внеаудиторные виды деятельности студентов, т.е. объединяет в себе обучение и воспитание в единый целостный процесс. Главным образовательным результатом реализации теоретической модели должен стать более высокий уровень сформированности гуманного отношения к человеку у студентов медицинского вуза.

Анализ научной литературы позволил нам выделить этапы развития у студентов-медиков гуманного отношения к человеку: демонстрационный, практико-ориентирован-ный, этап реализации отношения. Каждый

этап образовательного процесса предполагает свои цели и задачи. Воспитание на каждом этапе имеет определенное содержание, включающее знания о феномене «гуманное отношение к человеку», умения и навыки гуманного межличностного взаимодействия в образовательном процессе медицинского вуза, которое осуществляется через соответствующие методы, формы и технологии. Реализация того или иного этапа образовательного процесса выводит студентов-медиков на качественно новый уровень сформированное гуманного отношения к человеку. Охарактеризуем выделенные этапы [5].

На демонстрационном этапе студенты должны получить первичные систематизированные знания о научной категории «гуманное отношение к человеку», его структуре, содержании, сущностных характеристиках, а также проявлении данного отношения в профессиональной деятельности врача.

На данном этапе содержание учебного процесса охватывает блок исторических и культурологических знаний гуманистического характера. Курс «История Отечества» дает студентам возможность проанализировать различные политические режимы, складывающиеся в нашей стране с позиции отношения к человеку. В курсе «История медицины» будущие врачи знакомятся с общим определением и сущностными характеристиками понятий «гуманизм», «гуманное отношение к человеку», их истоками и проявлениями в медицинской практике в исторической хронологии. Учебный материал о жизни и деятельности выдающихся врачей-гуманистов, их подвигах во имя человека, их изречения о гуманизме и гуманном отношении к человеку способствует формированию гуманистического мировоззрения студентов-медиков. Курс «Культурология» предполагает приобщение студентов к общечеловеческим культурным ценностям, которые являются основой гуманного отношения к человеку.

Богатым потенциалом в процессе гуманного воспитания будущих врачей обладает учебный курс иностранного языка, ибо, во-первых, язык - важнейшее средство человеческого общения. Поскольку развитие личности осуществляется, прежде всего, через общение и деятельность, то можно утверждать, что личностное развитие невозможно без языка; во-вторых, иностранный язык - дисциплина, целенаправленно развивающая коммуникативную компетентность будущих врачей.

На основе приобретенных теоретических знаний у студентов должны развиться умения анализировать исторический и культурологический материал гуманного и антигуманного характера, давать нравственную оценку ситуациям, фактам, событиям, поведению людей, грамотно вести научную дискуссию. В процессе приобретения знаний создаются положительные мотивационные установки, вызывающие у студентов потребность взаимодействовать с людьми на гуманной основе, появляется желание и готовность проявлять гуманное отношение к будущим пациентам, работать на благо других.

Эффективному усвоению содержания обучения на демонстрационном этапе учебно-воспитательной работы будут способствовать такие методы, как проблемное изложение освоенного материала, учебная дискуссия, разработка тезауруса, исследовательский метод, проектный метод, видеометод и т.д. [6].

Указанные методы эффективно реализуются в традиционных формах обучения (лекция, семинар, практикум, научно-практическая конференция, круглый стол, «интеллектуальный аукцион», «дискуссионные качели» и т.д.), организуемых в высшем учебном заведении.

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) - неотъемлемая часть учебного процесса в вузе. В ходе этой работы студент присваивает новые на-

учные знания и способы их добывания; осваивает минимальные навыки по организации, планированию, проведению и оформлению исследований; выстраивает самостоятельный путь по проектированию и написанию учебно-исследовательской работы. Учебно-исследовательскую работу студентов целесообразно организовывать в форме научно-практических групповых конференций на занятиях по истории Отечества, истории медицины, культурологии и иностранному языку. В сообщениях, докладах, рефератах, мультимедийных презентациях, проектах следует раскрывать гуманные и антигуманные страницы истории нашего государства, характеризующие нравственную составляющую врачебной профессии, описывать жизнь и деятельность великих врачей-гуманистов прошлого и настоящего.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) предполагает обучение будущих врачей навыкам научных исследований. Данная форма работы является наиболее эффективной для развития общенаучных способностей студентов, расширения теоретического кругозора и научной эрудиции, овладения методами научного познания и т.д.

В содержании процесса воспитания студентов на данном этапе должны быть отражены вопросы о принципах гуманных взаимоотношений между людьми и проявлении гуманного отношения к человеку в медицинской практике: нравственной культуре врача, врачебном долге, основных положениях медицинской этики и деонтологии и т.д. Будущие врачи должны научиться сочетать личные интересы с интересами коллектива, оказывать помощь сокурсникам и преподавателям, соблюдать элементарные этические нормы поведения. Важно формировать навыки установления контакта с собеседником, умения общаться и сотрудничать в первичном студенческом коллективе.

Воспитательный аспект образовательного процесса, направленного на форми-

рование у студентов-медиков гуманного отношения к человеку, реализуется при использовании таких традиционных методов, как разъяснение, убеждение, педагогическое внушение, педагогическое требование, подражание, пример, приучение, упражнение, поручение, поощрение, а также инновационных локальных технологий воспитания [1].

Для наиболее эффективной реализации данных методов и технологий считаем целесообразным использование как традиционных форм воспитательной работы в вузе (этическая беседа, индивидуальное консультирование и т.д.), так и нетрадиционных форм (например, «открытая кафедра», «в одной связке» и др.).

Таким образом, целесообразное применение содержания, методов, форм и технологий учебно-воспитательного процесса, ориентированного на воспитание у студентов-медиков гуманного отношения к человеку, обеспечивает определенную позитивную динамику в развитии данного личностного образования.

Переход с низкого уровня отношения к среднему осуществляется на практико-ори-ентированном этапе, которому свойственно совершенствование теоретических гуманистических знаний в ходе их практической реализации. Данный этап предполагает целенаправленное создание в образовательном процессе воспитывающих ситуаций, способствующих закреплению привычного поведения, характеризующегося исполнением нравственных норм. Содержательный компонент должен быть дополнен философскими и психолого-педагогическими знаниями о сущности гуманного отношения к человеку, в процессе чего происходит дальнейшее осмысление нравственного аспекта данного отношения.

Выявление сущностных характеристик гуманизма и гуманных отношений как философских категорий осуществляется на занятиях по философии. Курс педагогики обога-

щает студентов психолого-педагогическими знаниями, необходимыми для выстраивания гуманных взаимоотношений в диаде «врач - пациент», а также помогает овладеть методиками профессионального взаимодействия и воздействия на личность пациента. Практические занятия по указанным дисциплинам должны способствовать формированию у будущих врачей умений оценки конкретных нравственных ситуаций, анализа гуманных и антигуманных поступков, развитию умений грамотно вести научную дискуссию.

На данном этапе к вышеуказанным необходимо подключать активные методы обучения (метод ассоциаций, «мозговой штурм», «кейс-стади»), а также целесообразно широкое использование технологий проектного и мультимедийного обучения студентов.

Ввиду того, что практико-ориентирован-ный этап всецело направлен на формирование и совершенствование навыков межличностного взаимодействия и диалогического общения в коллективе, в образовательный процесс необходимо включать такие интерактивные формы обучения, как деловые и ролевые игры, ток-шоу, театрализации, конкурсы и т.д. [4].

На данном этапе учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа должна охватывать подготовку и выступление студентов на научно-практических групповых конференциях; подготовку сообщений, докладов, рефератов, мультимедийных презентаций, проектов, раскрывающих философскую сущность понятия «гуманное отношение к человеку»; работу в научных кружках и студенческих научных обществах, организуемых гуманитарными кафедрами.

Воспитательный процесс на практико-ориентированном этапе предполагает приобщение студентов к общественно-полезной деятельности, специальная организация которой выступает как основное условие создания новой системы отношений с нравственной ориентацией на другого че-

ловека. У студентов должна сформироваться привычка быть внимательным, отзывчивым пока, в основном, к ближайшему окружению. Важно воспитывать непримиримую позицию по отношению к любым проявлениям антигуманности. В содержание воспитания целесообразно включить знания о содержании, видах и формах волонтерской работы; умения оценивать конкретные нравственные ситуации, предлагать и оказывать помощь нуждающимся; навыки привычного исполнения нравственных норм, гуманного межличностного взаимодействия.

Методический аспект воспитательного процесса на данном этапе целесообразно дополнить методами создания воспитывающих ситуаций, поручения, соревнования, а также локальными технологиями воспитания.

Проектирование и конструирование жизненных ситуаций морального выбора позволяет включить студентов в систему нравственно ценных отношений, в которых проявляются и закрепляются гуманистические черты характера, актуализируются и развиваются гуманные чувства будущего врача. Создание воспитывающих ситуаций, требующих проявления гуманного отношения к окружающим, способствует формированию гуманистических мотивов, «проживания», прочувствования своего эмоционального состояния. Они позволяют предвидеть возможные варианты поведения человека (пациента), корректируют межличностные отношения [2].

Исходя из того, что практико-ориенти-рованный этап воспитания предполагает целенаправленное приобщение студентов к общественно-полезной деятельности, в методический аспект необходимо включать такие методы формирования общественного поведения, как поручение, соревнование и технологии «Человек рядом», «Социодрама». Воспитание на данном этапе образовательного процесса целесообразно реализовывать в следующих формах: этические тренинги,

творческие культурно-массовые мероприятия, волонтерская работа.

Практико-ориентированный этап процесса воспитания гуманного отношения к человеку выводит студента-медика на второй, средний уровень сформированности данного личностного образования.

Третий этап мы определили как этап реализации отношения. Наряду с учебно-воспитательным процессом он предполагает приобретение опыта гуманного отношения к пациенту в условиях производственной доклинической практики. В содержание учебного процесса включаются знания по «Медицинскому праву» и «Общему уходу за больным».

На занятиях по «Медицинскому праву» вопросы гуманного отношения к человеку целесообразно рассматривать в процессе изучения таких тем, как: «Основы теории государства и права», «Основы конституционного права», «Законодательство РФ об охране здоровья граждан» и т.д., способствующих формированию правового сознания будущего врача. Студент должен осознать нормативную сущность медицинской профессии, понять то, что право человека (пациента) на гуманное к нему отношение заложено не только в абстрактных законах морали, но и регламентируется реальным законодательством нашего государства.

Основная цель дисциплины «Общий уход за больным» - обучить будущих врачей практическим умениям и навыкам гуманного отношения к пациенту. Необходимо отметить, что практически все темы, изучаемые студентами в рамках данного курса, способствуют заданной цели исследования. Основными методами обучения на этапе реализации отношения являются демонстрация, инструктаж, решение ситуационных задач, проектный метод, а также мультимедийные компьютерные технологии. Эффективной самореализации будущих врачей на данном этапе будет способствовать интеграция

традиционных и творческих форм обучения студентов (информдайджест, портфолио и т.д.).

Большие возможности для развития эмпатических способностей дает производственная клиническая практика. На практических занятиях в клиниках в ходе «живого» общения с больными людьми будущие врачи закрепляют навыки гуманного поведения, практикуют различные формы гуманного отношения, учатся оценивать и анализировать свои действия и действия других людей. Это приводит к тому, что нормы гуманного взаимодействия осознаются и принимаются ими как личностно значимые.

В содержание воспитания на данном этапе включаются знания о методах самовоспитания, умения адекватной самооценки и самокоррекции своего поведения, умения проектировать свое поведение в соответствии с гуманными нормами, пресекать антигуманные проявления, а также формирование навыков рефлексии и самоконтроля.

Известно, что любой процесс воспитания невозможен без усилий самих воспитанников. Поэтому решающее значение в формировании у будущих врачей гуманного отношения к человеку приобретают методы самовоспитания (самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самоодобрение, самоосуждение, самоконтроль, самоприказ и др.). Данная группа методов воздействует на сферу саморегуляции, на сознательное изменение студентом-медиком своей личности в соответствии с гуманистическими требованиями общества.

На данном этапе воспитания, как и на предыдущем, необходимо побуждать студентов участвовать в разнообразных видах практической гуманистической деятельности (волонтерская работа, «акции милосердия» и т.д.).

Этап реализации отношения призван вывести студентов на качественно новый уровень данного личностного образования -

высокий, характеризующийся сформирован-ностью нравственного сознания, развитой эмпатической способностью, осмысленным принятием социальной и личностной значимости гуманного отношения к человеку, проявляющихся в гуманистической деятельности.

Необходимо также отметить, что процесс формирования гуманного отношения к человеку является непрерывным в течение обучения и далее в профессиональной дея-

тельности, поэтому разделение его на этапы является условным.

Таким образом, теоретическая модель формирования у будущих врачей гуманного отношения к человеку предполагает осуществление поэтапного образовательного процесса с учетом уровня развития данной интегративной личностной характеристики. Реализация того или иного этапа выводит студента-медика на более высокий уровень гуманного отношения к человеку.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учеб. пособие. Волгоград, 2011. 32 с.

2. Воспитательная работа со студентами в медицинских вузах России (опыт Российского государственного медицинского университета): учеб. пособие для преп. мед. и фарм. вузов / под общ. ред. В.Н. Ярыгина. М.: РГМУ, 2005. 76 с.

3. Ежова Ю.М., Ежова Г.П. Педагогические условия проектирования гуманитаризации образовательного процесса в медицинском вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. №1. С. 19-25.

4. Куклина Е.Ю., Мироманов А.М. Имитационная технология обучения студентов в медицинских вузах (ролевая игра): метод. пособие. Чита: РИЦ ЧГМА, 2013. 26 с.

5. Лямова О.О. Воспитание гуманного отношения к человеку в профессиональной подготовке врача: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Пермь, 2014. 200 с.

6. Общественное здоровье и здравоохранение: деловые игры для студентов медицинских вузов: учебное пособие для практических занятий / под ред. В.3. Кучеренко. М.: Мысль, 2008. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.