УДК 378.6
Лямова Оксана Олеговна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Минздрава РФ, Пермь, Россия 614000, Пермь, Петропавловская, 26, (342) 217-10-31 e-mail: [email protected]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ У СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Oksana O. Lyamova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education
«Perm State Medical University named after academician E.A. Wagner»
of the RF Ministry of Healthcare 26, Pertopavlovskaya, 614000, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
EXPERIMENTAL WORK AIMED AT DEVELOPMENT OF HUMANE ATTITUDE TO A PERSON IN MEDICAL STUDENTS
Аннотация. В статье представлено описание опытно-экспериментальной апробации созданной модели воспитания гуманного отношения к человеку у студентов медицинского вуза. Раскрыты основные этапы воспитательной деятельности, описаны педагогические условия реализации разработанной модели, охарактеризованы методы и формы работы со студентами в процессе эксперимента, проанализированы и обобщены результаты экспериментальной работы.
Ключевые слова: воспитание гуманного отношения к человеку, медицинский вуз, студент-медик, экспериментальная работа.
Abstract. The article presents a description of the experimental approbation of the elaborated educational model aimed at developing of humane attitude to a person in medical students. The article touches upon the main stages of the experimental educational work, describes the pedagogical conditions of its realization, characterizes the methods and forms used while working with students, analyzes and summarizes the results of the experiment.
Key words: development of humane attitude to a person, medical university, medical student, experimental work.
© Лямова О.О., 2017
Необходимость воспитания гуманного отношения к человеку отмечалась многими величайшими философами и просветителями на протяжении всей истории развития педагогической мысли (Будда, Конфуций, Демокрит, Сократ, Аристотель, И. Кант, Т. Мор, Т. Кампанелла, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.). Данная идея должна быть основополагающей в профессиональной подготовке врача, так как глубокое сострадание больному испокон веков является одним из самых благородных чувств, присущих самой природе человека. В связи с этим воспитание у студентов-медиков гуманного отношения к человеку является одной из важнейших задач высшего медицинского образования.
С опорой на методологические подходы и принципы была спроектирована и внедрена модель процесса воспитания у будущих врачей гуманного отношения к человеку [2]. Ее эффективность обеспечивалась реализацией следующих педагогических условий: организации педагогического процесса с учетом собственной истории жизни и воспитания студента-медика, сформированных ценностных ориентаций; гуманитаризации учебного процесса, направленной на воспитание у студентов-медиков гуманного отношения к человеку; педагогического взаимодействия преподавателей медицинского вуза, ориентированного на воспитание у студентов гуманного отношения к человеку.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала Пермская государственная медицинская академия имени академика Е.А. Вагнера в 20082014 гг. Исследованием были охвачены 256 студентов первого курса медицинской академии, 72 врача различных специальностей и 100 амбулаторных и стационарных больных г. Перми.
Для проведения эксперимента были созданы две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли студенты первого курса лечебного факультета, обучающиеся в соответствии с разработанной теоретической моделью. Студенты контрольной группы обучались по традиционной программе.
Для определения уровня развития у студентов гуманного отношения к человеку на разных этапах эксперимента использовались следующие диагностические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, ранжирование; социометрические методы, методы математической статистики, авторские методики определения эмпатических способностей (В.В. Бойко, И.М. Юсупов, А. Меграбян - Н. Эпштейн) и диагностики межличностных отношений (Т. Лири, К. Сишор). Условиями проведения экспериментальной работы явились следующие:
1. Одинаковый уровень показателей гуманного отношения к человеку у студентов экспериментальной и контрольной групп.
2. Получение студентами контрольной группы знаний о гуманном отношении к человеку в рамках базовых гуманитарных дисциплин в соответствии с государственным стандартом образования.
На констатирующем этапе эксперимента определялся исходный уровень гуманного отношения к человеку у студентов медицинского вуза. Диагностика
исследования включала в себя определение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов гуманного отношения к человеку у студентов -медиков, что осуществлялось с помощью комплекса методик. Когнитивный компонент изучался с помощью методов анкетирования и интервьюирования; эмоциональный - с помощью методики диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; поведенческий компонент определялся методикой диагностики межличностных отношений Т. Лири, методикой «Социометрия», а также методом наблюдения.
Проведенная в ходе констатирующего эксперимента диагностика показала, что многие студенты не имели четкого представления о сущности данного личностного образования, не были знакомы с основными гуманистическими теориями и концепциями, их мотивация к совершению гуманных поступков снижена, что соответствовало низкому уровню отношения. По итогам констатирующего этапа было установлено, что на начало эксперимента у большей части студентов экспериментальной группы (80 %) и контрольной группы (68,6 %) отмечался низкий уровень сформированности гуманного отношения.
В ходе формирующего эксперимента была внедрена модель процесса воспитания у будущих врачей гуманного отношения к человеку, проверялась ее эффективность и адекватность педагогических условий.
В целях реализации первого педагогического условия - организации педагогического процесса с учетом собственной истории жизни и воспитания студента-медика, сформированных ценностных ориентаций - исследовался жизненный опыт студентов путем изучения личных дел, результатов первичного вузовского анкетирования, в процессе личных бесед с куратором. По результатам были составлены индивидуальные портфолио на каждого студента экспериментальной группы. Достижения и неудачи будущих врачей в процессе формирования гуманного отношения к человеку фиксировались в кураторском дневнике.
Гуманитаризация учебного процесса осуществлялась посредством обогащения базовых дисциплин материалом гуманистической направленности, усиления гуманистического содержания воспитательной работы с будущими врачами и традиционной доклинической практики через содержание образования, методы и формы обучения, гуманизацию учета знаний студентов.
Педагогическое взаимодействие преподавателей, направленное на воспитание у будущих врачей гуманного отношения к человеку, организовывалось на всех стадиях образовательного процесса в форме педагогического консультирования, привлечения преподавателей в качестве экспертов к различным формам учебной и внеучебной деятельности студентов; совместного руководства научной деятельностью и самостоятельной работой будущих врачей; систематического мониторинга результатов педагогического процесса.
Экспериментальная работа предполагала осуществление поэтапного образовательного процесса с учетом уровня развития данного интегративного личностного образования.
Основной целью демонстрационного этапа воспитания стало предъявление образцов гуманного поведения, ориентация будущих врачей в многообразии нравственных ценностей современного общества, формирование умений и навыков привычного исполнения норм гуманного поведения по отношению к ближайшему окружению.
На данном этапе содержание педагогического процесса реализовывалось в учебной деятельности на теоретических и практических занятиях по истории Отечества, истории медицины, культурологии, иностранному языку. В содержание преподавания были введены представления о гуманистической сущности профессии врача, категории «гуманное отношение к человеку», его истоках и проявлениях в истории человечества, его значении в жизнедеятельности человека. На практических занятиях по указанным дисциплинам осуществлялось дальнейшее развитие гуманистических знаний студентов, формирование у них умений и навыков гуманного поведения по отношению к окружающим людям.
Эффективному усвоению содержания обучения способствовали такие методы и технологии, как проблемное изложение, учебная дискуссия, формирование тезауруса, исследовательский метод, проектный метод, технология создания мультимедийных презентаций. Указанные методы и технологии были реализованы в традиционных формах организации учебного процесса в вузе (лекция, семинар, практикум, научно-практическая конференция, круглый стол, УИРС, СРС), а также активных формах обучения студентов («листая словарь», «интеллектуальный аукцион», «дискуссионные качели»).
Целенаправленный отбор содержания теоретических и практических занятий содействовал расширению гуманистического мировоззрения студентов. Широкое использование диалоговых форм и методов обучения способствовало развитию у будущих врачей умений анализировать исторический и культурологический материал гуманистического характера, грамотно вести научную дискуссию. В процессе учебного взаимодействия формировались навыки установления контакта с собеседником, общения и сотрудничества в первичном студенческом коллективе.
В содержание воспитания на данном этапе были включены вопросы о принципах гуманных взаимоотношений между людьми и проявлении гуманного отношения к человеку в медицинской практике: нравственной культуре врача, врачебном долге, основных положениях медицинской этики и деонтологии. Воспитательный аспект образовательного процесса реализовывался при использовании таких методов, как разъяснение, убеждение, педагогическое внушение, педагогическое требование, подражание, пример, приучение, упражнение, поощрение, а также инновационных локальных технологий воспитания. Будущие врачи учились сочетать личные интересы с интересами коллектива, оказывать помощь сокурсникам и преподавателям, соблюдать элементарные этические нормы поведения.
Практико-ориентированный этап предполагал целенаправленное создание в образовательном процессе воспитывающих ситуаций, направленных
на закрепление привычного поведения, характеризующегося исполнением нравственных норм. Содержательный компонент был дополнен философскими и психолого-педагогическими знаниями о сущности гуманного отношения к человеку. На практических занятиях по философии, педагогике и иностранному языку создавались условия для дальнейшего развития и практического применения теоретических знаний о гуманном отношении к человеку, а также воспроизведения образцов гуманного поведения в опыте студентов-медиков.
Использование на данном этапе активных методов и форм обучения (метод ассоциаций, мозговой штурм, кейс-стади, деловая и ролевая игра, ток-шоу, театрализация, «предлагаю - выбираю») способствовало развитию и закреплению умений оценки конкретных нравственных ситуаций, анализа гуманных и антигуманных поступков, навыков гуманного межличностного взаимодействия и сотрудничества в коллективе.
Воспитательный аспект образовательного процесса на данном этапе предполагал приобщение студентов к общественно полезной деятельности, специальная организация которой выступает как основное условие создания новой системы отношений с нравственной ориентацией на другого человека. В содержание воспитания были введены знания о сущности, видах и формах волонтерской работы; умения предлагать и оказывать помощь нуждающимся; навыки гуманного межличностного взаимодействия. Методический аспект воспитательного процесса был дополнен методами создания воспитывающих ситуаций, поручения, соревнования, а также локальными технологиями воспитания («человек рядом», «социодрама»). Воспитание на данном этапе реализовывалось в следующих формах: этические тренинги, творческие культурно-массовые мероприятия, волонтерская работа. Использование на стереотипном этапе интерактивных методов, технологий и форм внеучебной воспитательной работы способствовали формированию у будущих врачей навыков привычного исполнения нравственных норм. Включение в отношения взаимной зависимости повышало их ответственность друг перед другом. Возросли интерес и уважение к сокурсникам, создавались благоприятные возможности для активного сотрудничества.
На этапе реализации отношения будущие врачи приобретали опыт гуманного отношения к пациенту в условиях производственной доклинической практики. Содержательный компонент обогатился знаниями по предметам «Медицинское право» и «Общий уход за больным», которые способствовали дальнейшему осмыслению нравственного аспекта гуманного отношения к человеку. Методический компонент обучения был дополнен методами демонстрации, инструктажа, решения ситуационных задач и т.д. Эффективной самореализации будущих врачей способствовала интеграция традиционных и творческих форм обучения студентов (производственная доклиническая практика, информ-дайджест, портфолио). В процессе практики студенты учились устанавливать контакт с пациентом; выполнять медицинские манипуляции, лечебные и профилактические процедуры по уходу за больными; оказывать экстренную помощь больному; давать профилактические советы и рекомендации.
В содержание воспитания были включены знания о методах самовоспитания, умения адекватной самооценки и самокоррекции поведения, умения проектировать поведение в соответствии с гуманными нормами, пресекать антигуманные проявления. Использование методов самовоспитания и воспитательных технологий способствовало выработке у студентов умений саморегуляции. На данном этапе воспитания, как и на предыдущем, студенты продолжали участвовать в разнообразных видах практической гуманистической деятельности (волонтерская работа, «акции милосердия»). Указанные методы, технологии и формы воспитания способствовали формированию у будущих врачей навыков осознанного гуманного поведения по отношению к больным и здоровым людям; уходу за больным; «терапевтического сотрудничества» с пациентами и коллегами; рефлексии и самоконтроля.
На аналитическом этапе исследования была осуществлена диагностика, в ходе которой определялись итоговые уровни гуманного отношения к человеку у студентов экспериментальной и контрольной групп. Данная диагностика показала, что на заключительном этапе у 25,7 % студентов экспериментальной группы отмечался высокий уровень гуманного отношения к человеку (когнитивный компонент - 37,1 % студентов; эмоциональный - 17,1 %; поведенческий - 34,3 %). На среднем уровне данного личностного образования находилось 62,9 % будущих врачей (когнитивный - 51,4 %; эмоциональный -48,6 %; поведенческий - 45,7 %). Низкий уровень отношения был отмечен у 11,4 % студентов (когнитивный - 11,4 %; эмоциональный - 34,3 %; поведенческий - 20 %) (рис. 1, 2).
К К 80% 20%2,9% 17Д% 28'6% 54,3°% КК 60% 50% 51,4% 40% 37,1% 20% 10% 11,4% 17,1% 0% 17,1% 20% 34,3% 48,6% 34,3%45,7%
К 77,1% П Низкий ■ Средний ■ Высокий ЭК ПК ■ Средний Высокий Низкий
Рис. 1. Результаты диагностики Рис. 2. Результаты диагностики
на констатирующем этапе на контрольном этапе
Сравнение данных констатирующего и итогового этапа исследования показывает, что в результате опытно-экспериментальной работы позитивные уровни гуманного отношения к человеку у студентов экспериментальной группы значительно повысились: высокий - на 25,7 %; средний - на 42,9 %. Количество студентов с низким уровнем данного личностного образования уменьшилось на 68,6 %.
В контрольной группе данные показатели составляют: высокий уровень -0 % (когнитивный компонент - 14,3 %; эмоциональный - 0 %; поведенческий -0 %); средний уровень - 48,6 % (когнитивный - 54,3 %; эмоциональный - 40 %; поведенческий - 48,6 %); низкий уровень - 51,4 % (когнитивный - 31,4 %; эмоциональный - 60 %; поведенческий - 51,4 %).
В контрольной группе также произошли позитивные изменения, но они оказались менее значимы. Увеличилось количество студентов, находящихся на среднем уровне данного личностного образования (на 17,1 %), вместе с тем по сравнению с констатирующей частью эксперимента общие уровни развития у студентов гуманного отношения к человеку остались прежними.
Таким образом, целенаправленная работа, которая была организована в ходе формирующего этапа эксперимента, позволила значительно повысить уровень гуманного отношения к человеку у студентов экспериментальной группы. Это свидетельствует об эффективности модели воспитания, реализованной в ходе эксперимента.
Список литературы
1. Лямова О.О. Воспитание гуманного отношения к человеку в профессиональной подготовке врача: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Пермь, 2014. - 28 с.
2. Рогожникова Р.А., Лямова О.О. Модель процесса воспитания у студентов-медиков гуманного отношения к человеку // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 8 (28). - С. 62-68.