УДК 378: 63.007.2 (73)
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИРОДООХРАННОЙ И АГРАРНОЙ ОТРАСЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Сиротин Алексей Сергеевич Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев, Украина
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме воспитания гуманистических ценностей, в системе профессиональной подготовки будущих специалистов природоохранной и аграрной отраслей. Автором раскрыто понятие гуманистических ценностей, определено влияние ценностной системы на формирование личности будущего специалиста. В статье рассматривается ценностный потенциал дисциплины «Иностранный язык», влияющий на формирование гуманистических ценностей студентов. Представлены дидактические материалы, формы и методы обучения, предназначенные для использования иностранного языка как действенного средства формирования системы гуманистических ценностей будущих специалистов в аграрных вузах.
Abstract. The article is devoted to the urgent problem of education of humanistic values in the system of the future specialists' professional training in the environmental and agricultural sectors. The author disclosed the concept of humanistic values, determined the influence of the value system on the formation of the personality of a future specialist. The article discusses the value potential of the discipline "Foreign Language", affecting the formation of students' humanistic values. The didactic materials, forms and teaching methods intended for using a foreign language as an effective means of forming a system of humanistic values of future specialists at agricultural universities are presented.
Ключевые слова: гуманистические ценности, специалисты природоохранной и аграрной отраслей, формы и методы, дидактические материалы, иностранный язык.
Key words: humanistic values, specialists in the environmental and agricultural sectors, forms and methods, didactic materials, foreign language.
Постановка проблемы. Коренные изменения системы образования требуют обращения к гуманистической парадигме, приоритетами которой являются интересы личности.
Согласно Закону Украины «Об образовании» «... целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к
сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа ... » [2, с. 2].
Это характеризует обучение и воспитание как единый непрерывный процесс и означает, что главной задачей деятельности высшего учебного заведения является не только подготовка высококвалифицированных специалистов, но и формирование личности студентов с гармонично соединенными профессиональными, морально-эстетическими,
психологическими качествами.
Особенно актуальной является эта проблема для вузов, готовящих будущих специалистов для природоохранной и аграрной отраслей. Растет потребность в эрудированных профессионалах, способных эффективно решать весь комплекс задач, стоящих перед ними, имеющих развитое творческое мышление и чувство профессиональной и моральной ответственности, которые легко ориентируются в новейших достижениях отрасли, а в своей деятельности руководствуются гуманистическими приоритетами и человеческими ценностями.
Подготовка квалифицированных специалистов для природоохранной и аграрной отраслей, способных не только эффективно осуществлять производственный процесс, но и быть готовыми учитывать связи аграрной деятельности с окружающей средой, обществом, человеком, - это сложная, многогранная проблема, решение которой зависит от усилий скоординированной профессиональной подготовки.
В связи с этим перед преподавателем вуза возникает важная задача поиска путей воспитания гуманистических ценностей у студентов, в процессе которого должны быть задействованы абсолютно все предметы, в том числе иностранный язык,
В этом аспекте мы считаем важными исследования, посвященные изучению роли иностранного языка как действенного средства формирования системы гуманистических ценностей будущих специалистов.
Анализ последних исследований и публикаций. Анализ научной литературы дает представление о состоянии разработанности проблемы формирования гуманистических ценностей у молодого поколения. В психолого-педагогических исследованиях последних лет (Л. Архангельский, Г. Балл, Е. Бондаревская, М. Боришевский, Н. Ганнусенко, К. Черная) подчеркивается значимость духовно-нравственного воспитания современной молодежи и отмечается низкий уровень сформированности у нее гуманистических ценностей.
В педагогической науке исследовались особенности подготовки специалистов аграрного профиля (Д. Барановский, П. Бусел, А. Галеев, А. Дружкин, А. Левчук, П. Лузан, В. Мелехин, Т. Мельничук, В. Надеев, Д. Погонишева, О. Полозенко, Л. Сподин, Л. Хахула и др.), а также формирование у них гуманистических ценностей (Т. Васильева, А. Власенко, С. Королева, О. Тепла, А. Сиротин).
Вопрос о роли иностранного языка в духовно-нравственном становлении личности получил достаточное освещение в отечественной и зарубежной научной литературе. Существенное значение имеют исследования, посвященные изучению роли иностранного языка в личностном развитии (И. Бим, И. Зимняя,
Г. Китайгородская, В. Коростелев, А. Леонтьев, Е. Пасов и др.). Ценностный потенциал иностранного языка раскрывается в работах Н. Кузовлева, О. Леонтовича, А. Мышак, А. Пустовалова, Л. Рытиковой, А. Сиротина, А. Столяренко, И. Тимощук.
Исследования показывают, что в силу своего значительного аксиологического потенциала иностранный язык может стать действенным средством формирования системы гуманистических ценностей. Однако, несмотря на особую значимость этой проблемы, она еще не нашла достаточного освещения в научных трудах, посвященных определению потенциала иностранного языка в формировании гуманистических ценностей будущего специалиста аграрной и природоохранной отраслей.
Цель исследования. В связи с этим цель нашей статьи - обоснование воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык», который должен способствовать формированию гуманистических ценностей будущего специалиста природоохранной и аграрной отраслей.
Изложение основного материала исследования. Формирование гуманистических ценностей будущих специалистов во время профессиональной подготовки актуализируется через учение о ценности познания и преобразования социально-педагогической действительности через знания, которые отражают приоритеты, идеалы, ценности, цели, принципы, нормы и правила и основные знания в социально-педагогической деятельности; направленность человека, как носителя социально-педагогического знания, на выбор положительной стратегии взаимодействия с окружающим миром.
В этом контексте профессиональная деятельность и результаты труда специалистов аграрной и природоохранной отраслей являются чрезвычайно значимыми и ценными для нашего государства. Указанные отрасли играют важную роль в развитии экономики Украины, повышении качества жизни населения страны, в обеспечении качественной экологически чистой продукцией, в сохранении окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
К ценностным аспектам, выдвигающимся на первый план, за которые специалист аграрной и природоохранной отраслей несет ответственность, можно отнести следующие:
- здоровье людей должно определяться как важнейшая ценность. Продукты растениеводства и животноводства не должны представлять опасность для здоровья людей. Речь идет о том, чтобы за счет исследований, проведения расчетов и оценки последствий профессиональной деятельности отказываться от вредных технологий ведения сельского хозяйства;
- сельскохозяйственная деятельность должна сочетаться с окружающей средой. В формировании ответственного отношения к природе надо исходить из комплекса глобальных проблем современности - опасности необратимого разрушения окружающей среды. Нравственное отношение к природе включает гуманистический аспект, в основе которого понимание того, что вред, причиненный окружающей среде, равноценен вреду, причиненному будущим поколениям людей. Нужно, чтобы студент - будущий специалист осознал, что от состояния природы зависит не только его судьба, но и судьба его детей и внуков;
- все, что происходит в области сельского хозяйства, прямо или косвенно касается отдельных индивидов, чья деятельность определена осознанными или неосознанными намерениями, ценностными установками, которые занимают ведущее место на данном этапе общественного и технического развития [4, с. 108].
К важным составляющим социальных ценностей принадлежат гуманистические ценности, приоритетность которых определяется прежде всего «укоренением их в общественную жизнь, поскольку ценности гуманизма -фундаментальные в социальной структуре» [9, с. 107].
При осмыслении понятия «гуманистические ценности» нужно учитывать, какую смысловую нагрузку несет термин «гуманистический». Прилагательное «гуманистический» ведет свое происхождение от латинского корня humanus -«человечный, человеческий» и связано с понятием человека, уважением его достоинства, то есть направлено на человека как высшую ценность. Любовь к себе, не исключает любви к другим, утверждения человеческого «Я» - вот определяющие ценности гуманистической этики.
Принимая во внимание смысловую нагрузку понятия «гуманистический» («направленный на человека» как ценность), в контексте нашего исследования под гуманистическими ценностями мы понимаем такие ценности, которые реализуются в деятельности и общении личности ради других. С позиций гуманистической этики человек счастлив только во взаимодействии с другими. У него есть только один способ быть в единстве с миром и в согласии с собой - реализовать свои способности. Это будет добром и для него, и для общества [8, с. 44].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что гуманистические ценности личности характеризует ее отношение к другим людям, к себе, к природе, а также помогают осмыслить личный опыт соблюдения общественных норм, формируют готовность личности к определенному роду поведения, творческому самосовершенствованию.
Важнейшая роль в формировании гуманистических ценностей студентов вузов принадлежит предметам гуманитарного цикла, к которым относится иностранный язык. Иностранный язык имеет значительный аксиологический потенциал, способствующий эффективному формированию ценностных ориентаций как гуманистических, так и профессионального характера.
Специфика занятий по иностранному языку именно такова, что на этих занятиях есть больше возможностей для реализации развивающего личность потенциала. Аксиологические возможности дисциплины «Иностранный язык» проявляются прежде всего в содержании дидактических материалов. Ценностное наполнение имеют учебные материалы (текстовые, визуальные и др.), содержащие страноведческую информацию (история, традиции, образ жизни людей), информацию эстетического характера (искусство стран, язык которых изучается), а также ситуации, упражнения, разговорные темы, которые так или иначе раскрывают проблемы этики, морали, гуманности. Кроме того, обучение происходит в постоянном сопоставлении, диалоге культур, в результате чего осмысливаются ценности собственной страны и общечеловеческие ценности.
Как упоминалось выше, важным условием формирования личностно-профессиональных качеств будущих специалистов природоохранной и аграрной отраслей в процессе обучения иностранному языку является отбор и использование ценностно-ориентированных дидактических материалов. Содержание учебного материала по иностранному языку должно способствовать осознанию и принятию студентами универсальных человеческих ценностей, освоению ценностей человеческой культуры, формированию личностно-профессиональных качеств будущего специалиста [4]. Отсутствие в учебниках по иностранному языку для аграрных вузов соответствующих текстов побудила нас к созданию учебной программы и отбор современных материалов, которые актуализируют гуманистические ценности.
Аксиологические возможности иностранного языка могут быть представлены не только в форме лингвистических, культурологических и профессиональных знаний, но также в способах организации занятий, которые способствовали бы свободному развитию личности. Для этого требуется поиск современных форм и методов, направленных на успешное воспитание гуманистических ценностей личности будущего специалиста. Учитывая то, что формирование ценностного отношения происходит в результате общения, когда вступают в действие механизмы интериоризации ценностей, основными из которых являются эмоциональная реакция, оценка, чувства и переживания, можно утверждать, что технология формирования ценностных ориентаций должна быть основана на живом общении. Поэтому большие возможности для воспитания гуманистических ценностей студентов на занятиях по иностранному языку имеют диалоговые формы работы: диспуты, дискуссии, беседы «за круглым столом».
Диалог - это сотрудничество участников учебного процесса, с одной стороны - различных групп студентов, с другой - студентов и преподавателя с целью совместного поиска решения. Поэтому диалог направлен на поиск общих знаменателей, расширение и возможное изменение собственного мнения, открытость во взаимоотношениях [7]. Учитывая диалоговую природу сознания, именно коллективное обсуждение тех или иных взглядов, суждений, активных форм взаимодействия (имитация, деловые игры, создание проблемных ситуаций) способствует профессиональному самоопределению студентов. Диалог требует проявления позиции, отстаивание собственных взглядов, предполагает сосуществование различных мнений, инициирует ситуации обмена ценностями, поиска общего смысла.
В общении студенты имеют возможность максимально проявить свои ценностные качества, овладеть нормами поведения во взаимодействии с другими людьми, приобрести индивидуальный нравственный опыт, оценить поступки и действия других и получить оценку своих поступков. Ведь именно в отношении к другим людям проявляется человечность личности студента, формируется его гуманистическое мировоззрение [1].
Для повышения эффективности формирования гуманистического мировоззрения будущих специалистов природоохранной и аграрной отраслей нами были использованы и дискуссии как широкое публичное обсуждение спорного вопроса. Рассмотрим пример такого коммуникативного упражнения
дискуссионного характера, представляющего собой проблемную ситуацию.
Студенты делятся на две группы, каждая из которых получает задание: одна группа должна найти преимущества генетически модифицированной продукции, вторая - выявить их негативные стороны. Дается определенное время на обсуждение внутри группы, затем участники излагают свои мысли и пытаются доказать правильность своей позиции. Подобные ситуации побуждают будущего специалиста выполнять задачи, требующие рассуждений, собственных доказательств, опровержение высказываний любых положений, то есть способствуют формированию ценностных суждений.
Большие возможности для воспитания гуманистических ценностей будущих специалистов на занятиях по иностранному имеет метод решения ситуационных задач (кейс-метод). Во время обучения деловому английскому языку метод решения ситуационных задач применяют в работе с аутентичными текстами, в которых подается проблемная (конфликтная) ситуация, требующая неординарного и положительного решения. Во время работы над конкретным случаем (кейсом) студенты находятся не в пассивной роли получателей информации, а находятся в центре процесса решения проблемы благодаря выбранной форме работы в мини-группах, в команде. Процесс принятия решений организован интерактивно. Приведем примеры ситуационных задач, которые были решены: «Найди главную функцию системы Человек - Природа», «Найди компромиссное решение в использовании генетически модифицированной продукции», «Найди современные модели инновационного развития сельского хозяйства», «Найди выход из экологического кризиса путем использования биотехнологий», «Познай себя» (изучение собственного типа экологического сознания). Таким образом, акцент делался на моделирование ситуаций, которые требовали ценностного выбора, активизировали ценностное сознание студентов. Особое внимание уделяли профессиональным и личностным качествам будущих специалистов природоохранной и аграрной отраслей, которые необходимы для успешной жизнедеятельности.
Итак, обучение строится не на «прохождении учебных тем», изучении готовых текстов, а на обсуждении актуальных жизненных и профессиональных проблем, необходимости выражать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение.
Большой потенциал для воспитания гуманистических ценностей студентов на занятиях по иностранному языку, кроме дискуссии, имеет такая форма работы, как беседа за «круглым столом» - групповой обмен мнениями между студентами. Во время разговора студенты сначала обмениваются подготовленными монологическими высказываниями, которые стимулируют неподготовленное речь других. Такая форма работы развивает умение строить развернутые монологические сообщения логично и последовательно раскрывать свое мнение, высказывать свое отношение к проблеме обсуждения, реагировать на высказывания других, дополнять их.
Так, в ходе проведения «круглых столов» «Идеи гуманизма в современном обществе, их значимость для профессиональной деятельности», «Земля как основа сельскохозяйственного производства», «Личностно-профессиональные качества специалиста природоохранной и аграрной отраслей», «Состояние и
перспективы развития природоохранной деятельности», «Гуманистическая ориентация современной природоохранной сферы»,« «Моя будущая специальность», «Соблюдение гуманности в отношениях к природе» участники обсуждали вопрос соотношения гуманистической морали с их будущей профессиональной деятельностью. Студенты пришли к выводу, что гуманистические ценности является ключевым компонентом в профессиональной деятельности специалиста природоохранной и аграрной отраслей.
На заключительном этапе изучения каждой темы, когда студенты уже обладают достаточным объемом лексики, используется метод проектов. Метод проектов - это совместная работа преподавателя и студента, в которой речевое общение служит средством достижения цели иной деятельности, направленной на поиск решения возникшей проблемы. Метод проектов в современной трактовке всегда предполагает наличие проблемы, субъективно или профессионально значимой для студентов. Кроме того, этот метод - не просто рассмотрение и исследование этой проблемы, но и практическая реализация полученных результатов. Занимаясь любым проектом, студент должен изучить различные взгляды и подходы к решению проблемы, уметь проанализировать полученные результаты и в итоге защитить свой проект. В то же время в процессе практической и теоретической деятельности студент приобретает знания, и это знание становится его собственным знанием, а не абстрактной мыслью [6, с. 9].
Метод проектов предполагает наличие социально и личностно значимой проблемы. Для студентов - будущих специалистов природоохранной и аграрной отраслей - это могут быть проблемы современных технологий в агросфере, проблемы обеспечения населения высококачественными продуктами питания, проблемы производства генетически модифицированной продукции, биобезопасности и многие другие.
Роль преподавателя в проектной методике заключается в том, чтобы вызвать интерес к той или иной проблеме, а затем предоставить языковую и организаторскую поддержку. С точки зрения аксиологии цель проекта -актуализировать определенные гуманистические ценности, отобранные преподавателем как цели обучения и обусловленные темой проекта, а также сформировать определенные личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам относятся самостоятельность, ответственность, креативность, толерантность. Кроме того, в ходе выполнения проекта студенты получают опыт познавательной и исследовательской деятельности [5].
Выводы. Таким образом, профессиональная подготовка в вузах не должна ограничиваться лишь передачей определенных знаний и формированием профессиональных навыков. Она должна иметь тесную связь с профессиональной ориентацией личности, с формированием определенной системы ценностей, характерных для представителей той или иной профессии, в частности будущих специалистов природоохранной и аграрной отраслей.
Процесс овладения иностранным языком совместно с другими дисциплинами, содержащимися в учебных планах вузов, способствует
формированию у студентов системы гуманистических ценностей, стимулирующих устойчивость и действенность личностных качеств будущего специалиста, важных для его профессионального становления.
Список использованных источников:
1. Бондар Г.О. Формування гумашстичного св^огляду майбутшх вчителiв у процес вивчення фiлологiчних дисциплiн: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Бондар Галина Олександрiвна; Уманський ДПУ iменi Павла Тичини. - Умань, 2011. - 245 с.
2. Закон Украши «Про освгту»: За станом на 8 груд. 2006 р. / Верховна Рада Украши. - Офщ. вид. - К.: Парлам. вид-во, 2006. - 40 с. - (Сер. «Закони Украши»).
3. Мишак О.О. Формування гумашстично! спрямованост майбутшх бютехнолопв у процес вивчення шоземно! мови (методичш рекомендаци) / О.О. Мишак. - К.: Видавничо-полiграфiчний дiм «Формат», 2014. - 69 с.
4. Мишак О. Обгрунтування потреби у формуванш гумашстично! спрямованост майбутнiх бiотехнологiв аграрно! галузi / О. Мишак // Вища школа. - 2013. - № 6. - С. 103-108.
5. Мишак О.О. Метод проекпв як заЫб формування гумашстично! спрямованос^ майбутшх бютехнолопв // Перший незалежний науковий вюник. - 2016. - № 9-10. - Ч. 2. - С. 17-21.
6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. - 2000. - № 3. - С. 3-9.
7. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова // Учитель. - 2000. - № 1. - С. 25.
8. Тепла О.М. Формування гумашстичних цшностей у студенев аграрних вищих навчальних закладiв у позааудиторнш дiяльностi: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: 13.00.07 / О.М. Тепла; Нац. пед. ун-т iм. М.П. Драгоманова. - К., 2008. - 23 с.
9. Швед М. 1де! гумашзму в сучаснш педагопщ // Дiалог культур. - 1999. -С. 105-110.