УДК 378:63.007.2(73)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мышак Елена Алексеевна Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев, Украина
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла в высшей школе и определяется их роль в системе профессиональной подготовки студентов аграрных университетов. Автор обращает внимание на переосмысление опыта профессиональной подготовки будущего специалиста аграрной отрасли и рассматривает ее с позиции гуманизации процесса обучения, предусматривает качественное изменение приоритетов. Освещаются реальные недостатки в реализации социально-гуманитарной подготовки, акцентируются особенности построения учебного процесса в его содержательном, деятельностном и методологическом компонентах, отмечена необходимость комплексного решения проблемы.
Abstract. The topical issues of teaching social and humanitarian disciplines at the agrarian university are analyzed in the article. Their place in the system of students' professional training is defined. The author draws attention to the rethinking of the experience of future agrarian's professional training and considers it from the point of humanization of the learning process, which implies a qualitative change of priorities.
The real obstacles and shortcomings in the implementation of social and humanitarian training are highlighted, the peculiarities of the construction of the educational process, its content, activity and methodological components, the need for a comprehensive solution to the problem are emphasized.
Ключевые слова: аграрное образование, профессиональная подготовка, социально-гуманитарные дисциплины, высшее учебное заведение, будущий аграрий.
Key words: agricultural education, vocational training, social and humanitarian training, higher education, future agrarian.
Постановка проблемы. Одним из приоритетных направлений развития образования и ведущим принципом новой образовательной политики стало обращение к гуманистической парадигме в подготовке будущего специалиста.
Согласно Закону Украины «Об образовании» «... целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа ... » [5, с. 2].
Это характеризует обучение и воспитание как единый непрерывный процесс и означает, что главной задачей деятельности высшего учебного заведения является не только подготовка высококвалифицированных специалистов, но и формирование личности студентов с гармонично сочетающимися профессиональными, морально-эстетическими,
психологическими качествами.
Особенно актуальным является данный вопрос для ВУЗов природоохранной и аграрной отраслей.
Профессии аграрно-промышленного комплекса являются смежными и находятся «на грани» различных профессиональных областей. Уход от традиционной принадлежности профессий аграрной сферы «человек-природа» вызван изменением направленности деятельности специалистов аграрного сектора и приближением к системе «человек-человек». Современный специалист агропромышленного комплекса должен не только глубоко владеть профессиональными знаниями, но личностно-профессиональными качествами, осознавать значение аграрной деятельности для общества, отвечать за последствия своих действий и поступков, обладать высоким уровнем общей культуры [9, с. 27].
Личностному развитию будущего специалиста-агрария, эффективному вхождению его в сферу профессиональной социализации способствует изучение гуманитарных дисциплин. Концепция гуманитаризации учебно-воспитательного процесса в аграрных ВУЗах заключается в усилении роли гуманитарных дисциплин и гуманитарно-ориентированного изучения других учебных дисциплин; максимальном приближении учебных дисциплин (содержательно) к будущим потребностям специалиста; дифференциации обучения, создании условий для апробирования студентом собственных задатков и предпочтений в разных видах деятельности и поиска себя; сочетании общечеловеческих и национальных ценностей, воспитании на основе нравственности [7].
Анализ последних исследований и публикаций. Проблема профессионального развития специалиста, становление его профессионализма в контексте современных гуманистических подходов успешно разрабатывается в теоретической и практической плоскостях отечественной педагогической науки, о чем свидетельствуют исследования В. Бондаренко [1], А. Вознюк [2], Н. Грозной [3], В. Гуцоляк [4], Т. Ищенко и И. Лепехи [5], Н. Островской [12], А. Скирды и Л. Адарюковой [13], И. Сопивник [16]. Значительные достижения в изучении данной проблемы сделаны Е. Мышак [8, 9,10, 11], А. Сиротиным [14, 15] и Д. Щеповой [17, 18]. Значительное количество публикаций ученых, практиков, преподавателей ВУЗов Украины, которые появились в последнее десятилетие, свидетельствует об остроте и актуальности этого вопроса для отечественной системы высшего образования.
Цель статьи - проанализировать роль социально-гуманитарной подготовки в становлении будущих специалистов аграрного профиля, выяснить особенности ее организации в ВУЗах природоохранной и аграрной отраслей.
Переход к информационному обществу порождает новые требования к характеру и качеству профессиональной деятельности специалистов высшей квалификации, в том числе и для аграрной сферы.
Общие требования к свойствам и качествам выпускников высших учебных заведений подаются в стандартах высшего образования в виде перечня компетенций, под которыми понимают динамическую комбинацию знаний, умений и практических навыков, способов мышления, профессиональных, мировоззренческих и общественных качеств, морально-этических ценностей, которые определяют как способность личности успешно осуществлять профессиональную и дальнейшую деятельность и является результатом обучения на определенном уровне высшего образования.
В стандартах сформулированы общие компетентности - универсальные компетентности, которые не зависят от предметной области, но являются важными для успешной дальнейшей профессиональной и социальной деятельности соискателя в различных отраслях и для его личностного развития. Таких компетенций в стандарте высшего образования для первого (бакалаврского) уровня насчитывается 9. К ним относятся следующие.
1. Способность применять знания в практических ситуациях.
2. Способность к письменной и устной коммуникации на украинском языке (профессионального направления).
3. Способность общаться на иностранном языке.
4. Навыки использования информационных и коммуникационных технологий.
5. Способность учиться и овладевать современными знаниями.
6. Навыки осуществления безопасной деятельности.
7. Стремление к сохранению окружающей среды.
8. Способность реализовать свои права и обязанности как члена общества, осознавать ценности гражданского (свободного демократического) общества и необходимость его устойчивого развития, верховенства права, прав и свобод человека и гражданина в Украине.
9. Способность сохранять и приумножать нравственные, культурные, научные ценности и достижения общества на основе понимания истории и закономерностей развития предметной области, ее места в общей системе знаний о природе и обществе и в развитии общества, техники и технологий, использовать различные виды и формы двигательной активности для активного отдыха и ведения здорового образа жизни.
Существенной характеристикой современного специалиста является наличие у него развитых указанных компетенций, что значительно расширяет требования к подготовке высококвалифицированных специалистов, важным элементом которой должна стать социально-гуманитарная составляющая.
Цель высшего профессионального образования, как известно, состоит не в узкопрофессиональных подготовке, а в широкой естественнонаучной, общекультурной, социально и индивидуально значимой подготовке, непрерывно развивающей творческий потенциал личности и способствующей самостоятельному пополнению профессиональных знаний будущего специалиста. Поэтому актуальной проблемой подготовки специалистов в высшей школе является формирование различных циклов дисциплин, учебных программ и планов.
Одна из важнейших проблем высшей школы аграрного профиля — отбор содержания теоретической подготовки из цикла социально-гуманитарных дисциплин, которое определяется современными нормативными документами высшей школы (образовательно-профессиональной программой, структурно логической схемой подготовки, учебными программами дисциплин, другими нормативными актами органов государственного управления образованием и высшего учебного заведения) и отражается в соответствующих учебниках, учебных пособиях, методических материалах, дидактических средствах, применяемых во время проведения учебных занятий и других видов учебной деятельности.
Согласно отраслевому стандарту 2012 года (Приказ МОН Украины, 2012) учебный план подготовки бакалавра имел четыре группы дисциплин: 1)
гуманитарной и социально-экономической подготовки; 2) естественно-научной (фундаментальной подготовки) 3) профессиональной и практической (профессионально ориентированной) подготовки; 4) выборочные
дисциплины. В содержание учебных программ по дисциплинам социально-гуманитарного цикла, которые входили в учебные планы аграрных высших учебных заведений, были включены философия, культурология, психология, социология, украинский и иностранный языки.
Сегодня учебные планы подготовки специалистов различных аграрных ВУЗов содержат нормативные учебные дисциплины, которые являются неизменными для любого учреждения высшего образования, которое готовит будущих специалистов, а также выборочные дисциплины (по выбору университета и по выбору студента).
Нормативные дисциплины делятся следующим образом: 1)
дисциплины цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки (история Украины, культурология, украинский язык, политология, иностранный язык по профессиональному направлению, философия, социология, психология, правоведение, экономическая теория) 2) дисциплины цикла математической и естественнонаучной подготовки; 3) дисциплины цикла профессиональной и практической подготовки.
Образовательные программы и учебные планы аграрных ВУЗов (Белоцерковского национального аграрного университета, Днепровского государственного аграрно-экономического университета, Житомирского национального агроэкологического университета, Николаевского аграрного университета, Подольского государственного аграрно-технического университета) включают одинаковые нормативные учебные дисциплины.
К нормативной части учебного материала этих заведений включены такие дисциплины цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки: история Украины, культурология, украинский язык по профессиональному направлению, политология, иностранный язык по профессиональному направлению, философия, социология, психология, правоведение, экономическая теория.
К сожалению, анализ образовательной программы и учебного плана подготовки студентов ОС «Бакалавр» в Национальном университете биоресурсов и природопользования Украины (НУБиП Украины) свидетельствует о господстве технократических тенденций. В нормативную часть учебного материала включена только одна гуманитарная дисциплина - «Политология». Выборочными дисциплинами по выбору университета в учебных планах подготовки бакалавров определены следующие: «История украинской государственности», «Этнокультурология», «Философия», «Украинский язык по профессиональному направлению», «Иностранный язык», «Физическое воспитание», «Безопасность труда и жизнедеятельности », «Правовая культура личности».
Как видим, вариативная части, которая определяется отдельным учреждением высшего образования, содержит ограниченное количество дисциплин социально-гуманитарного цикла по сравнению с учебными планами других аграрных ВУЗов.
На сегодня из образовательно-профессиональной программы в НУБиП Украины изъяты курсы «Психология» и «Социология», которые имеют соответствующую базу для формирования личности будущих специалистов.
О какой высокообразованной личности и достойного члена общества может идти речь, когда сокращаются курсы, направленные на развитие и формирование личности? Можем ли мы говорить о хорошем специалисте, когда его знания ограничены только отдельной отраслью.
Выяснение состояния профессиональной подготовки будущих специалистов в аграрных ВУЗах позволило выявить недостатки в гуманитаризации процесса подготовки будущих специалистов.
Рассмотрим подробнее некоторые из них. Во-первых, это несоответствие между потребностью в социально-гуманитарной подготовке специалистов и объемом времени, отводимого в учебных планах на изучение дисциплин гуманитарного цикла. Очень часто гуманитарная подготовка формально присоединяется к специальной, а иногда на нее отводится минимум учебных часов. Во-вторых, перегруженность учебных программ и учебников фактическим материалом, а затем акцент на передаче знаний, умений, навыков вместо комплексного и всестороннего развития личности. Противоречие между большим объемом учебного материала и ограниченным временем для его изучения приводит к тому, что при изучении гуманитарных дисциплин и в дальнейшем культивируется репродуктивное преподавание. То есть педагог остается центральной фигурой учебного процесса, а его взаимодействие со студентами сводится к передаче усвоения знаний. Впрочем, такой подход уже не эффективен. В-третьих, недостаточная реализация личностно ориентированного
подхода в обучении. Обычно жесткая структура обучения в ВУЗах естественно-технического профиля обеспечивает типичную массовую подготовку специалистов, практически нивелируя индивидуальный подход к студенту. Как правило, при изучении дисциплины применяются традиционные формы и методы обучения, ориентированные на среднего студента, что значительно вредит развитию его творческой индивидуальности, формированию таких качеств как креативность, новаторство, самостоятельность [17, с. 180]. В-четвертых, традиционный характер организации обучения, обусловлен традиционной подготовкой преподавателя, нехваткой новейших психолого-педагогических знаний и их недостаточной осведомленностью о новых подходах и технологии обучения [18, с. 322].
К числу наиболее острых проблем преподавания социально-гуманитарных дисциплин в аграрных учебных заведениях, по мнению современных ученых, относятся:
- отсутствие в цели и содержании обучения дисциплин социально-гуманитарного цикла единства объективного и субъективного, предусматривающего развитие студента через восприятие, осознание и осмысление общечеловеческих ценностей, формирование мотивов самореализации личности;
- недооценка аксиологического измерения при преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла, что связано с непризнанием его роли в процессе подготовки студента к будущей профессиональной деятельности;
- перегруженность программ и учебников фактическим материалом;
- недостатки в структурировании преподавателем учебного материала, вызванных недооценкой роли социально-гуманитарных дисциплин в процессе развития и самореализации человечества в целом и каждого конкретного человека в частности, вследствие чего для отбора учебного материала применяются традиционные критерии;
- традиционный характер организации обучения на занятиях, обусловленный традиционно ориентированной профессиональной подготовкой преподавателя.
Жесткая регламентация учебных программ, которая наблюдается до сих пор, приводит к их перегруженности, а противоречия между большим объемом материала и ограничением количества часов на его изучение определенным образом заставляет преподавателя цикла социально-гуманитарных дисциплин ограничиться в процессе обучения репродуктивным характером преподавания. Поэтому в традиционном обучении педагог рассматривается как ведущая и центральная фигура учебного процесса. Его деятельность на занятиях по дисциплинам социально-гуманитарного цикла ориентирована на передачу знаний (предметно-ориентированный) в отличие от инновационного обучения, направленного на развитие личности студента [12].
Учитывая это, одной из первоочередных задач аграрных ВУЗов является решение определенных проблем и противоречий. Можно выделить следующие пути перехода к гуманистически ориентированному обучению:
а) использование гуманитарных знаний при изучении специальных дисциплин и соответственно данных естественных и технических наук при преподавании гуманитарных дисциплин, разработка системы интегрированных знаний из нескольких дисциплин;
б) улучшение качества преподавания гуманитарных дисциплин, преодоление формальных подходов к их преподаванию, использование инновационных форм и методов обучения, что обеспечит индивидуальный, личностно ориентированный подход к студенту;
в) процесс обучения гуманитарным предметам в ВУЗе должен осуществляться на основе комплексной модели целей обучения гуманитарным предметам. Главной целью обучения должна быть цель развития в единстве когнитивной, личностной и деятельностной сфер студентов. Единство и согласованность преподавания таких предметов, как философия, психология, социология, филология, этика, культорология обеспечивает достижение оптимального результата.
Возникает необходимость переосмысления опыта профессиональной подготовки будущего агрария и рассмотрения ее с позиции гуманизации процесса обучения, предполагающего изменение приоритетов, а именно:
- целей (актуализация и развитие личностных и субъектных функций индивида);
- содержания, в котором образовательный стандарт органически сочетается с личностным опытом студентов;
- технологий, обеспечивающих развитие личностных функций и личностный уровень самореализации индивида.
Выводы. Итак, учитывая изложенный выше материал, можно сделать вывод, что без социально-гуманитарной подготовки в аграрных ВУЗах, которая является одной из неотъемлемых составляющих общей подготовки будущих специалистов, трудно представить высококвалифицированного специалиста аграрного сектора как сознательного гражданина Украины. Необходимо не сокращать количество социально-гуманитарных дисциплин и объем учебного времени для их изучения, а менять сам характер этих дисциплин, обновляя их цели, содержание, формы и методы обучения, предоставляя им творческое, поисковое измерение, комплексный характер, максимально приближенный к профессиональной подготовке будущих специалистов.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы инновационного обучения социально-гуманитарным дисциплинам в аграрном ВУЗе видим в конструировании дидактических материалов и разработке программы личностного профессионального роста каждого студента в период обучения его в высшей аграрной школе.
Список использованных источников:
1. Бондаренко В.В. Гумангтарна складова полгфункцюнально! шдготовки конкурентоспроможного гнженера-педагога [Електронний ресурс] / В.В. Бондаренко // Збiрник наукових праць Харкгвського нацюнального педагогiчного унiверситету гм. Г.С. Сковороди. «Засоби навчально! та науково-дослгдно! роботи». - 2013. - Вип. 40. - С. 16-23. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/ UJRN/znpkhnpu_zntndr_2013_40_4
2. Вознюк О.М. Формування системи гумангтарних гнтегрованих знань студентiв технгчних унiверситетiв: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / О.М. Вознюк. - Вгнницький державний педагоггчний унгверситет iм. М. Коцюбинського. - Вгнниця, 2004. - 21 с.
3. Грозна Н. З. Значення гуманггарно! складово! у професiйнiй пiдготовцi менеджерiв-економiстiв у ВТНЗ / Н.З. Грозна // Вгсник Вiнницького полiтехнiчного шституту. - 2012. - № 6. - С. 48-52.
4. Гуцоляк О. О. Роль гумаштарно! шдготовки як скл адово! формування особистостг майбутнгх фахiвцiв в системi вищо! техтчно! освгти / О.О. Гуцоляк // Проблеми та перспективи формування нацюнально! гумангтарно-техтчно! елiти: зб. наук. пр. / Под ред. Л.Л. Товажнянський, О.Г. Романовський.
- Харкгв: НТУ «ХГП», 2012. - Вип. 32-33 (36-37). - С. 46-55.
5. Закон Украши «Про освгту»: За станом на 8 груд. 2006 р. / Верховна Рада Украши. - офщ. вид. - К.: Парлам. вид-во, 2006. - 40 с. - (Сер. "Закони Украши").
6. 1щенко Т.Д. Формування творчо! особистостг в процесг шдготовки фахiвцiв аграрного профглю / Т.Д. 1щенко, 1.О. Лепеха // Науковий вгсник ЛНУВМБТ iм. С.З. Гжицького. - 2011. - Т. 13. - № 3 (49). - С. 7-13.
7. Костриця Н.М. Гумаштаризащя аграрно! освгти в контекстi освiтнiх змiн / Н.М. Костриця // Вгсник Львiвського унiверситету. Серiя педагогiчна. -Львiв, 2009. - Вип. 25. - Ч. 1. - С. 256-262.
8. Мишак О.О. Забезпечення гумашстично! оргентованостг змiсту навчання майбутнiх бютехнолопв [Електроний ресурс] / О.О. Мишак // Педагогические науки. Проблемы подготовки специалистов. - 2012. - № 2. - Режим доступу: http:// www.rusnauka.com/27_NPM_2012/Pedagogica/2_116876.doc.htm
9. Мишак О.О. Гумашзащя професгйного навчання майбутшх бютехнолопв: констатувальний зрiз [Електронний ресурс] / О.О. Мишак // Теоретичнг питання культури, освгги та виховання. - 2014. - № 49. - С. 108-111.
- Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Tpkov_2014_49_29
10. Мишак О.О. Гумангстична спрямовангсть як невгд'емна складова професшно! дгяльностг майбутнгх бютехнолопв аграрно! галузг [Електронний ресурс] / О.О. Мишак // Теоретичш питання культури, освгти та виховання. -2012. - № 46. - С. 74-77. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/ Tpkov_2012_46_23
11. Мишак О.О. Обгрунтування потреби у формуваннг гумашстично! спрямованостг майбутнгх бютехнолопв аграрно! галузг / О.О. Мишак // Вища школа. - 2013. - № 6. - С. 103-108.
12. Островська Н.Д. Особистiсно-орieнтований шдхщ у навчанш дисциплiн гуманiтарного Тернопiльський нацюнальний педагогiчний унiверситет iменi Володимира Гнатюка. - Тернопш, 2007. - 20 с.
13. Скирда А.С. Гумаштаризащя системи вищо! техшчно! освiти Укра1ни: 11 цiль, задачi та принципи впровадження [Електронний ресурс] / А.С. Скирда, Л.Б. Адарюкова // Науковi пращ Вищого навчального закладу «Донецький нацюнальний техшчний унiверситет». Сер.: Педагопка, психологiя i соцiологiя. - 2013. - № 1. - С. 179-183. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/
14. Сиротш О.С. Особистюно-професшний розвиток студенпв вищих аграрних навчальних закладiв засобами шоземно! мови / О. Сиротш // Перший незалежний науковий вюник. - К., 2017. - № 18. - С. 35-40.
15. Сиротш О.С., Мишак О.О. Виховна позааудиторна робота з шоземно! мови як заЫб формування особистост майбутнього фахiвця аграрно! галузi / О.С. Сиротiн, О.О. Мишак // Вюник Днiпропетровського унiверситету iменi Альфреда Нобеля. Серiя «Педагопка i психолопя» Д.: В.Ц. Ун. тету iм. Альфреда Нобеля, 2016. - № 2 (12). - С. 286-290.
16. Сошвник 1.В. Формування громадянськост студентiв вищих аграрних навчальних закладiв: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.07 / 1.В. Сошвник. -Тернопшьський нацiональний педагогiчний ушверситет iменi Володимира Гнатюка. - Т., 2006. - 20 с.
17. Щепова Д.Р. М1сце соцiально-гуманiтарних дисциплш у системi аграрно! освiти / Д.Р. Щепова // Науковий вюник Мелггопольського державного педагогiчного унiверситету. - 2014. - № 2 (13). - С. 320-324.
18. Щепова Д.Р. Особливост вивчення сощально-гумаштарних дисциплш у контекст формування професшних цшшсних орieнтацш студенпв-аграрив // Д.Р. Щепова // Вюник Запорiзького нацiонального ушверситету. Серiя. Педагогiчнi науки. - 2012. - № 2 (18). - С. 148--151.