Научная статья на тему 'Формирование групп в современном обществе и организационное поведение'

Формирование групп в современном обществе и организационное поведение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ГРУППА / ФОРМИРОВАНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тонгоёсов Станислав Александрович

В статье истолковываются разные поведения по отношению к организации в целом и по отношению к каждому отдельному человеку. Без группы никакая организация не может работать, так как благодаря группе развивается организация, и группа выполняет основные задачи организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование групп в современном обществе и организационное поведение»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Тонгоёсов С.А.

Тонгоёсов Станислав Александрович — магистрант, Финансово-экономический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье истолковываются разные поведения по отношению к организации в целом и по отношению к каждому отдельному человеку. Без группы никакая организация не может работать, так как благодаря группе развивается организация, и группа выполняет основные задачи организации.

Ключевые слова: группа, формирование, поведение, организация.

Группы бывают маленькие и большие. Мелким группам из 2-х 3-х человек следует уделять особое внимание.

Диады: группы из двух человек. Если возникает конфликт, никто не будет им помочь.

Триады: группы из трех человек. Третий человек должен, не хотя с мнением двух человек согласиться, либо их переубедить.

Малая группа. Группа от четырех до 15 человек. Если группа до 10 человек, то люди свободно общаются, если более 10 человек, менее активно общаются.

При формировании малых групп необходимо чтобы она была нечетной, так как четная группа более часто заходит в тупик.

Большая группа. Группа с количеством более 15 человек. Большие группы организуются на короткий промежуток.

Последствия увеличения группы: уменьшается возможность участия; снижается уровень сплоченности группы; снижается степень удовлетворения от работы.

Усиливается формальная составляющая процесса управления. Большими группами сложно управлять. В больших группах могут образоваться подгруппы, которые могут оказать вред. При увеличении размера группы можно снизить количество ошибок в разрешении проблем. Большие размеры группы снижают чувство ответственности.

Итоги рассмотрения влияния размера группы на ее эффективность:

Диады: опасность не найти общего решения; ложный консенсус.

Малые группы: идеальная численность 5-7 человек; нечетное число членов уменьшает возможность зайти в тупик; хорошая возможность для взаимодействия членов; сплоченность.

Триады: двое против одного; конфликты; напряженность; нестабильность.

Большие группы: слабая возможность для взаимодействия членов; снижение уровня сплоченности; снижение степени удовлетворенности от работы; усиление формальной составляющей; зависимость качества выполнения работы от задач.

Неформальная группа может вызвать проблемы, если она конфликтует с какой-либо формальной целью, но и это не всегда плохо. Здесь может скрываться указание на ошибку со стороны менеджмента или симптомы плохих отношений с работниками.

Функции и роли в группах

Целевые функции и роли

Для того, чтобы обеспечить поведение, которое поспособствует достижению целей, нужно объяснить членам группы ее цели, высказать свои предложения и обсудить мнения других по поводу поставленных задач, т.е. поспособствовать достижению целей.

Конкретные целевые группы и роли их членов зависят от целей создания группы. Роли могут быть определены очень точно, с указанием необходимых действий, сроков и стандартов исполнения.

Распределение функций и ролей - основа построения организации, непосредственно влияющая на ее эффективность.

Социо-эмоциональные функции роли

Группы могут быть более эффективными, если социо-эмоциональная сторона внутригрупповых отношений получает достаточную помощь и поддержку со стороны руководства.

Роли и лидерство

Некоторые люди более ориентированы на задачу, другие лучше справляются с ролью социо-эмоциональных лидеров.

Время от времени эти роли могут передаваться разными людьми в группе, т.е. функции передаются другим ее членам.

Проблемы определения ролей

Двусмысленность: появляется когда члены группы не уверены в том, какой тип поведения повлечет за собой признание, а какой - наказание.

Отдельные группы прекращают свое функционирование из-за разрушительных действий своих членов, которые не только мешают выполнению намеченных задач, но и снижают уровень сплоченности группы. Выводы

Люди в группах проводят значительное время, особенно на работе. Нет ни одной организации, которая не использовала бы группы для решения широкого спектра проблем. Группам часто передаются полномочия не только для решения различных задач, но и для совершенствования управления или обучения друг друга.

Список литературы

1. Резник Семен Давидович. Организационное поведение: учебное пособие: / С.Д. Резник, И.А. Игошина, О. И. Шестернина ; под общ. ред. Москва: ИНФРА-М, 2012.

2. Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления. Изд.: Юнити-Диана, 2010.

РОЛЬ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Тонгоёсов С.А.

Тонгоёсов Станислав Александрович — магистрант, Финансово-экономический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в любой организации постоянно сталкиваются интересы отдельных личностей и групп, что может привести к возникновению конфликтной ситуации. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы.

Ключевые слова: конфликт, организация, сотрудник, ситуация.

Принято считать, что конфликта можно избежать, предоставив сотрудникам возможность изменить свои взаимоотношения с целью более тесного сотрудничества.

Вторая точка зрения заключается в том, что конфликт неизбежен и не существует никакого способа его полного устранения.

Конфликт можно контролировать и эффективно им управлять.

Третья точка зрения заключается в том, что некоторый уровень конфликта может быть полезен для организации.

Практическое отсутствие конфликта также представляет угрозу для эффективной работы компании. Нет борьбы идей и мнений, нет конструктивного сотрудничества, сотрудники компании игнорируют мнение друг друга.

Ряд исследователей считают, что определенные типы конфликтов должны поощряться, а другие - устраняться.

Осознание конфликта является необходимым условием возникновения конфликтного процесса. Стороны понимают, что их права каким-то образом могут быть нарушены. Данный этап является переломным в развитии процесса конфликта и может оказать влияние на все последующие этапы.

Факторы, вызывающие возникновение конфликта, можно разделить на три группы: индивидуальные характеристики человека, ситуационные условия, структурные факторы.

Индивидуальные характеристики человека - это когда имеются различия в ценностях, отношениях и убеждениях между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.