Научная статья на тему 'Формирование гражданской мировоззренческой позиции в курсе "География России" на основе принципа персонификации'

Формирование гражданской мировоззренческой позиции в курсе "География России" на основе принципа персонификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРИНЦИП ПЕРСОНИФИКАЦИИ / КУРС "ГЕОГРАФИЯ РОССИИ" / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ / КОГНИТИВНО-СМЫСЛОВОЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАПЫ / СИСТЕМА МИКРОМОДУЛЕЙ / CIVIL WORLDVIEW / PRINCIPLE OF PERSONIFICATION / COURSE "GEOGRAPHY OF RUSSIA" / EMOTIONAL-EVALUATIVE / COGNITIVE-SEMANTIC / ACTIVITY-PRACTICAL STAGES / SYSTEM OF MICROMODULES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зулхарнаева Анастасия Васильевна, Винокурова Наталья Федоровна

Статья посвящена разработке методической системы формирования гражданской мировоззренческой позиции в курсе «География России» на основе принципа персонификации. Она реализует: идеи (гуманизации, патриотизма и гражданственности), подходы (культурологический и биографический) и принцип персонификации. При разработке методического уровня были уточнены компоненты методической системы, к которым относятся целевой, содержательный, процессуальный, технологический и результативно-оценочный. Данная методическая система реализуется в урочной форме в рамках курса «География России» и внеурочной деятельности школьников в кружке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зулхарнаева Анастасия Васильевна, Винокурова Наталья Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CIVIL IDEOLOGICAL POSITION IN THE COURSE "GEOGRAPHY OF RUSSIA" ON THE BASIS OF THE PRINCIPLE OF PERSONIFICATION

The article is devoted to the development of a methodical system of formation of civil worldview in the course "Geography of Russia" on the basis of the principle of personification. It implements: ideas (humanization, patriotism and citizenship), approaches (cultural and biographical) and the principle of personification. In the development of the methodological level, the components of the methodological system, which include the target, content, procedural, technological and performance evaluation, were clarified. This methodical system is implemented in the form of a course "Geography of Russia" and extracurricular activities of students in the circle.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской мировоззренческой позиции в курсе "География России" на основе принципа персонификации»

Сравнивая полученные данные до и после формирующего эксперимента следует отметить, что у детей расширились представления о возможностях использования мимики и пантомимики для более точной передачи своего эмоционального состояния, а также увеличилось количество новых, и улучшилось качество уже доступных детям ранее эмоций. В волевой регуляции детей также можно диагностировать положительную динамику.

Анализ результатов первой серии методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой показал, что идентификация рисуночных изображений эмоциональных состояний: «Радость», «Горе», «Гнев» не вызывают особых затруднений у детей. Наиболее трудными для восприятия оказались рисуночные изображения эмоциональных состояний: «Страх», «Печаль», «Счастье». Таким образом, рисуночные изображения эмоциональных состояний верно воспринимают 63,6 % испытуемых, не воспринимают - 36,4 %.

Результаты исследования осознания собственных эмоций можно представить следующим образом: из всей выборки отобранных для участия в эксперименте дошкольников осознают собственные эмоции -72,7 %, не осознают - 27,3 %.

Анализ эмпирических данных второй серии экспериментального исследования показал, что 45,5 % детей понимают эмоциональное состояние взрослых и сверстников, 54,5 % дошкольники данное понимание было недоступно, либо осознавалось в слабой степени.

Таким образом, анализ данных контрольного эксперимента показал, что реализация коррекционно-развивающей программы была достаточно эффективна и способствовала развитию эмоционально-волевой сферы умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Это подтверждается не только материалами контрольного эксперимента, но и результатами непосредственного общения с воспитателями и родителями, детей, участвующих в эксперименте.

Выводы. Для эмоционально-волевой сферы умственно отсталых дошкольников характерна малая дифференцированность эмоциональных проявлений, слабая эмоциональность, отсутствие оттенков переживаний, неустойчивость эмоций, дефицит использования средств выразительности (мимика, пантомимика, интонация), недостаточность произвольной регуляции своего поведения, неумение делать волевое усилие. Преодоление данных недостатков будет эффективным благодаря разработке и реализации коррекционно-развивающей работы, основанной на принципах системности, комплексности и интегративности, а также на комплексном взаимодействии специалистов в рамках её осуществления.

Литература:

1. Баенская, Е. Р. Закономерности раннего аффективного развития в норме и при синдроме аутизма / Е. Р. Баенская // Дефектология. - 2010. - № 3. - С. 3-11.

2. Баенская, Е. Р. Ранняя диагностика и коррекция расстройств аутистического спектра в русле эмоционально-смыслового подхода / Е. Р. Баенская // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - Том 15. - №2 (55). - С. 32-37.

3. Валитова, И. Е. Специальная психология: учеб. пособие для студ. обучающихся по психологическим специальностям / И. Е. Валитова. -Брест: БрГУ, 2013. - 461 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Развивающая сказкотерапия / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2011. - 168 с.

5. Золоткова, Е. В. Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых дошкольников // Психолого-педагогическое сопровождении инклюзивной практики: монография / под общ. ред. Н. В. Рябовой. - Саранск.: Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева. - 2017. -С. 7-44.

6. Морозов, С. А. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра / С. А. Морозов // Аутизм и нарушения развития. - 2016. - № 1. - С. 9-18.

7. Никольская, О. С. Аутичный ребёнок: пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М.: Теревинф, 2011. - 336 с.

8. Разаренова К. А. Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью / К. А. Разаренова, К. В. Пуховец // Научные исследования: от теории к практике. - № 4-1 (10). -2016. - С. 197-199.

Педагогика

УДК 372.891

кандидат педагогических наук Зулхарнаева Анастасия Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ В КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ПЕРСОНИФИКАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена разработке методической системы формирования гражданской мировоззренческой позиции в курсе «География России» на основе принципа персонификации. Она реализует: идеи (гуманизации, патриотизма и гражданственности), подходы (культурологический и биографический) и принцип персонификации. При разработке методического уровня были уточнены компоненты методической системы, к которым относятся целевой, содержательный, процессуальный, технологический и результативно-оценочный. Данная методическая система реализуется в урочной форме в рамках курса «География России» и внеурочной деятельности школьников в кружке.

Ключевые слова: гражданская мировоззренческая позиция; принцип персонификации; курс «География России»; эмоционально-оценочный, когнитивно-смысловой, деятельностно-практический этапы; система микромодулей.

Annotation. The article is devoted to the development of a methodical system of formation of civil worldview in the course "Geography of Russia" on the basis of the principle of personification. It implements: ideas (humanization, patriotism and citizenship), approaches (cultural and biographical) and the principle of personification. In the development of the methodological level, the components of the methodological system, which include the target, content, procedural, technological and performance evaluation, were clarified. This methodical system is implemented in the form of a course "Geography of Russia" and extracurricular activities of students in the circle.

Keywords: civil worldview; principle of personification; course "Geography of Russia"; emotional-evaluative, cognitive-semantic, activity-practical stages; system of micromodules.

Введение. В настоящее время к системе образования предъявляются новые требования - она должна эволюционировать и модифицировать новые приоритеты - переоценки ценностей и смены идеалов. Социальный заказ государства в образовании направлен на формирование человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией. Идеал современного национального воспитания - это высоконравственный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России (А. Л. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков). Это находит подтверждение в нормативно-правовых документах: Федеральном законе «Об образовании в РФ», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», президентской программе «Дети России» на 2016-2020 гг. и др. В этом контектсте - формирование гражданской позиции обучающихся является одной из приоритетных задач.

Большим потенциалом в формировании гражданской позиции обладает курс школьной географии. В результате изучения географии, у учащихся формируется нравственно-оценочное отношение к окружающему миру. Географии как мировоззренческой дисциплине отводится существенная роль в формировании гражданской позиции учащегося на основе гуманизации содержания, раскрытия культурологических аспектов и изучении знаковых персон ученых- исследователей (М.В. Рыжаков, В.П. Максаковский, И.И. Баринова, Н.Ф. Винокурова). Наибольший потенциал для формирования мировоззрения учащихся в контексте идеи патриотизма и гражданственности, овладения ими нравственного и социального опыта принадлежит курсу «География России».

Особое значение в реализации идеи патриотизма и гражданственности имеет принцип персонификации. Человек с детства подвержен влиянию авторитетов и именно в школьном возрасте мир лучше усваивается через судьбы конкретных людей. Изучение персон в школьном курсе географии позволит рассмотреть образовательный процесс с точки зрения познания «человека человеком». Биографии известных учёных и исследователей нашей Родины обладают внушительными ресурсами для развития нравственного отношения учащихся, осознания ими любви к Родине, принадлежности к своей стране и ответственности за её настоящее и будущее.

Большое внимание изучению персон в курсах школьных предметов уделяет автор биографического метода Л. Н. Хуторская, подчеркивающая воспитательный потенциал изучаемых персоналий. Проблему «обезличивания» географии отмечали И. В. Душина и В. П. Максаковский.

Актуальность заявленной проблемы позволяет выделить ряд противоречий между значимостью и универсальной ценностью изучения персон в школьной географии и отсутствием логично сконструированной методической системы, направленной на решение данного вопроса; между необходимостью разработки методических условий, последовательно формирующих гражданскую позицию учащихся, в рамках реализации принципа персонификации и недостаточностью разработки этой методической проблемы в теории и практике школьной географии.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования заключается в разработке методической системы реализации принципа персонификации в курсе «География России», направленной на становление гражданской позиции учащихся.

Методическая система в сконструирована на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом. Теоретико-методологический уровень представлен идеями гуманизации образования, патриотизма и гражданственности; культурологическим и биографическим подходами и принципом персонификации.

Идеи гуманизации образования формируют условия, направленные на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми [13].

Идея патриотизма и гражданственности отражает ценностные взаимодействия личности в системах «государство-гражданин» и «Родина-патриот», и находит свою реализацию в совокупности знаний, норм, ценностей идеалов в контексте природо- и культуросообразной деятельности человека, его самоидентификации как гражданина и патриота [9, 13].

Культурологический подход предоставляет возможность трансляции общечеловеческих и национальных ценностей, норм, традиций с эффектом включения в многомерность и неоднозначность мира [6, 3,9].

Биографический подход подразумевает под собой обучение конкретным вопросам учебных предметов на основе изучения биографий людей, которые занимались этими вопросами профессионально, делали соответствующие открытия, создавали то, что впоследствии становилось достижениями общечеловеческого масштаба, влияло на развитие науки и культуры в целом [7].

Принцип персонификации основывается на психологической особенности школьника в поиске определенного образца для подражания, определяя таким образом, ориентацию на нравственный идеал. Нравственный идеал представляется как эмоциональный пример для школьника. В качестве нравственных идеалов будут выступать ученые и исследователи нашей Родины [10]. Принцип гражданственности связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о социальном и политическом укладе России, о психологических особенностях российского этноса, его ментальных структурах, приоритетах национальной политики и культуры.

Методический уровень включает раскрытие особенностей целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов.

Целевой компонент представлен триединством целей: стратегическая цель- формирование географической культуры; цель - средство: планируемые результаты обучения; личностно-ориентированная цель: формирование гражданской мировоззренческой позиции.

В структуру содержательного компонента входят познавательный, аксиологический, практический аспекты. Познавательный аспект отражает последовательность изучения персоны согласно следующим блокам [11]:

- научная деятельность ученого (основные проблемы и методы исследования; возраст первых шагов в науке; мировоззренческие ориентации, продукты творческой деятельности).

- биографическое описание жизни ученого (детство, факторы, способствующие становлению мировоззрения и формирование личности, образ жизни, увлечения, морально-нравственные качества, отношение ученого к искусству, политике, религии, Отечеству, дружбе).

Аксиологический аспект отражает место ценностного отношения к своей стране, традициям своего народа, наследию выдающихся учёных и исследователей нашей Родины, природе, в системе ценностей учащихся, определяется наличием социально-значимых мотивов отношения личности к Родине.

Практический аспект отражает готовность и способность обучающихся к активной реализации своей гражданской мировоззренческой позиции, ответственному отношению к национальным богатствам и к родной природе.

Процессуальный компонент методической системы базируется на поэтапном формировании гражданской мировоззренческой позиции. [4, 6].

Эмоционально-оценочный этап - у учащихся происходит развитие представлений об окружающей их социальной и природной среде, их роли и месте в системе взаимоотношений человека и природы посредством использования на занятиях микромодулей- образов, направленных на образное восприятие персоны ученого.

Когнитивно-смысловой - на этом этапе происходит трансформация и осмысление сложившегося образа в личностные смыслы, которые становятся ценностным ориентиром для дальнейшей познавательной деятельности учащегося. Учащиеся осваивают систему гражданских ценностей как побуждающих начал поведения личности в обществе посредством использования на занятиях микромодулей персонифицированного анализа. Раскрываются теоретические основы биографий и научного вклада ученых.

Деятельностно- практический - учащиеся реализуют полученные знания, ценностные отношения, в творческой практической деятельности, проявляя самостоятельность в ее планировании, выражая свою гражданскую мировоззренческую позицию позицию. На данном этапе используются событийно-практические микромодули.

Технологический компонент методической модели представлен введением в учебный процесс по формированию гражданской мировоззренческой позиции системы микромодулей, имеющих свою специфику на каждом из этапов процессуального компонента [1].

Технология использования микромодулей способствует приобщению школьников к ценностному пространству в процессе обучения. В настоящем исследовании микромодуль понимается как логически завершенная единица, с помощью которой происходит мотивационно-образное восхождение (учитель -ученик) к переживанию ценностей, переходящее в качественный анализ образа персоны на основе диалога культур и взаимопроникновения человеческих смыслов (персонифицированный анализ) и завершающийся действием (поступком) и личностной рефлексии [12].

Система разработанных нами микромодулей имеет триадичную структуру, при этом виды микромодулей выстраиваются в последовательности этапов формирования гражданской мировоззренческой позиции при изучении персоны. Логическая структура «Образ - анализ - действие» реализуется системой микромодулей: микромодуль-образ, микромодуль персонифицированного анализа и микромодуль событийно практический.

Использование данной технологии при реализации принципа персонификации, обусловлено тем, что у учащихся в процессе усвоения содержания и «диалога с выдающейся личностью» происходит самоидентификация с изучаемой личностью и поэтапно формируется гражданская мировоззренческая позиция - от эталона (образа идеала), рассматриваемого в контексте гражданина, по-настоящему преданного своей стране, до смыслопринятия - гражданская идентификация на основе усвоения ценностей и действия -реализации своей гражданской позиции в жизни [1].

Этапы формирования гражданской мировоззренческой позиции учащихся в процессе изучения выдающейся личности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы формирования гражданской мировоззренческой позиции

Этап Этапы формирования гражданской мировоззренческой позиции Микромодули

Эмоционально-оценочный 1. Идея идеала - Изучаемая личность предстаёт в качестве нравственного идеала для учащихся, в контексте ценностного отношения к своей стране, служения на благо Родины, трепетного отношения к природе родного края. 2. Спонтанная вспышка интереса у ребёнка к яркой личности, неординарным событиям ее судьбы и жизненным моментам. з а р б о ь л д о м о р к и иМ Эмоциональная сопричастность учащихся к изучаемой личности

й о в о л с ы м о о н в и т и н г о К 3. Эмоциональное присоединение ребёнка к изучаемой личности и социально приятному факту достижений изучаемой личности. 4. Формирование внутренней сопричастности учащихся к судьбе и жизни изучаемой личности, выдающимся достижениям в контексте познания человека человеком. Персонифицированного анализа Осмысление и принятие ценностных установок персоны

Деятельностно-практический 5. Формирование ценностных установок на основе положительно воспринятого витагенного опыта, гражданская самоидентификация. 6. Реализация полученного витагенного опыта в семье, школе, городе, районе и на других уровнях. Событийно-практический Метаморфозы и действие согласно новым ценностям. Рефлексия.

Результативно-оценочный компонент методической системы формирования гражданской мировоззренческой позиции в курсе «География России» на основе принципа персонификации ориентирован на диагностику сформированности гражданской мировоззренческой позиции по критериям глубины, обобщенности, осознанности, ценностного отношения (гражданские чувства) и гражданской активности [2].

Выводы. Проблема формирования гражданской мировоззренческой позиции является ведущим фактором модернизации системы российского образования, что подтверждается нормативными документами федерального уровня. Это актуализирует разработку соответствующей теории и методического обеспечения школьных дисциплин. Наибольшим потенциалом в решении данной стратегической задачи обладает изучение персон ученых-исследователей, жизнь и деятельность которых представляет собой пример патриотизма, стойкости мировоззренческой позиции и научного подвига во имя своей страны. География как научная и образовательная область содержит большое количество таких персон, однако как показал анализ методической литературы, их изучению уделяется небольшое внимание. Разработка методической системы формирования гражданской мировоззренческой позиции в курсе «География России» на основе принципа персонификации направлена на преодоление данного противоречия. Методическая система разработана на двух уровнях: теоретико-методологическом (включающем идеи гуманизации образования, патриотизма и гражданственности; культурологическим, биографическим подходами, принципом персонификации) и методическом - в единстве целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного компонентов. разработанная методика реализуется в практике школы как на уроках «Географии России», так и во внеклассной работе - в рамках кружка «Василий Васильевич Докучаев раскрывает тайны почвоведения», где обучающиеся проявляют активную деятельность в диалоге с выдающейся личностью.

Литература:

1. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методологические основы конструирования системы культурно-экологических модулей как средства формирования культуры природопользования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 1-1. - С. 129-132.

2. Винокурова Н.Ф., Пряженцова М.Е. Гражданское воспитание учащихся средствами школьной географии // География в школе, 2015. - № 5. - С. 29-33.

3. Гайсина Г.И. Культурологический подход в педагогическом исследовании: Монография. - Уфа: Вагант, 2007. - 304 с.

4. Зулхарнаева А.В., Винокурова Н.Ф. Последовательность формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов: психолого-педагогические и методические аспекты. // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 4 (17). - С. 26. (электронный ресурс. Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/posledovatelnost-formirovaniya-ekogumanisticheskog/)

5. Зулхарнаева А.В., Винокурова Н.Ф. Педагогические технологии формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии // Современные наукоёмкие технологии. - 2016. 2-3. - С. 486-490.

6. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: Авт. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2005. - 24 с.

7. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. -Алматы: Казак университет, 2001. - 172 с.

8. Молодцова И.В. Становление гражданской позиции старших подростков.: Авт. дис. ..канд. пед. наук. Красноярск, 2007. - 25 с.

9. Петренко М.А. Развитие творческой активности личности в условиях педагогической интеракции. Культура - Наука. Интеграция № 7-8. 2009. - С. 33- 39.

10. Толстой Л.Н. Дневники. 1847-1894 гг. // Собрание сочинений. В 20-ти т. Т. 19. - М.: Гос. изд-во худ. лит., 1965. - 324 с.

11. Хуторская Л.Н. Избранные педагогические труды / Л.Н. Хуторская; Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2005. - 21 с. [Электронный ресурс. Режим доступа http: http://eidos.ru/shop/ebooks/220117/]. Версия 1.0.

12. Шоган, В.В. О возникновении нового языка культуры в личностно- ориентированном образовании // Модульная технология в личностно-ориентированном образовании. Вып 2 / В.В. Шоган. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 24.

Педагогика

УДК: 372.3

кандидат педагогических наук, доцент Исаева Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); студент магистратуры Леньшина Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обогащения речи детей дошкольного возраста, раскрывается роль художественной литературы в развитии речи дошкольников, представлена диагностика уровней сформированности словаря детей дошкольного возраста и содержание работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Ключевые слова: речь, развитие речи, обогащение речи, художественная литература, дошкольный возраст.

Annotation. The article discusses the problems of enrichment of speech of children of preschool age, reveals the role of fiction in the development of speech of preschool children, presents the diagnostics of the levels of formation of the dictionary of preschool children and the content of work on enriching the dictionary of preschool children with means of fiction.

Keywords: speech, speech development, enrichment of speech, fiction, preschool age.

Введение. Требования от общества к личности постоянно возрастают, причем требования эти касаются не только взрослых людей, но и детей. Так, к примеру, исследователи-практики отмечают неуклонный рост объема знаний, которые должны быть переданы подрастающему поколению, постоянный рост компетентностей личности и т.д. При этом педагоги стараются делать акцент на качестве приобретенных в ходе воспитания и обучения знаний, умений, навыков, компетентностей, а, следовательно, усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным.

Речь воспринимается как одна из основных форм, предназначенных для существования языка, воплощаемой в реализации и использовании его. Речь это одни из способов выражения всех языковых богатств, сопряженных с жизненными обстоятельствами, самим бытом и разнообразными ситуационными задачами. Речь позволяет сформулировать необходимые для коммуникации высказывания, а значит и дает возможность передавать мысль через языковые средства. Любой речевой коммуникант обладает особенностями произношения, своим определенным тезаурусом, обусловленным социальными факторами, а также спецификой построения предложений. Следовательно, сама речь обладает как конкретными особенностями, присущими языку, так и индивидуальными характеристиками, которые присущи лишь коммуниканту. Проводимое исследование ориентировано на изучение особенностей дошкольного возраста, а именно на то каким образом организован и протекает сам процесс обогащения словаря, выступающего в качестве одного из направления развития дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт в области дошкольного образования (ФГОС ДО) говорит о том, что: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря... знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [6].

В разделе, который называется «Речевое развитие», представлены наиболее важные задачи, обусловленные спецификой самого дошкольного образования. Основная задача заключается в том, чтобы суметь сформировать необходимую лексическую основу для речи дошколят. Важно помнить о том, что процесс, благодаря которому речь дошкольников обогащается, носит достаточно сензитивный характер. За счет того,что дети принимают участие в большом количестве разнообразных видов деятельности, у дошкольников проявляется потребность именно в том, чтобы овладеть самой речью.

Наиболее приоритетным направлением в процессе развития речи детей дошкольного возраста является именно знакомство дошкольников с разнообразной художественной литературой. Сама художественная литература призывает и помогает воспитывать в детях любовь, интерес к художественным словам. Большинство, вначале советских, а потом уже и отечественных педагогов, а также психологов, таких как: А. М. Виноградова, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина и др. доказали, что применение специфичной детской художественной литературы позволяет не только развивать у детей умственные способности, но и их речевые качества.

Особенностью дошкольного возраста можно считать тот факт, что именно в этот период происходит наиболее интенсивное психическое развитие большинства детей. Главным элементом такого динамичного психического развития является процесс по формированию речи, выступающий в качестве основополагающего условия во всех процессах развития еще не сформировавшей личности дошкольника. Процессы, которые вызывают нарушения в речи ребенка, способны привести к разнообразным нарушениям в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.