Научная статья на тему 'Формирование гражданской идентичности молодежи на дисциплинах гуманитарного блока'

Формирование гражданской идентичности молодежи на дисциплинах гуманитарного блока Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
гражданская идентичность / студенческая молодежь / методы и практики формирования гражданской идентичности / образовательное пространство / civic identity / student youth / methods and practices of civic identity formation / educational space

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мусифуллин Салават Ришатович, Юлбаев Радик Зинатович, Абдрахманова Флорида Ривхатовна

В современном мире, характеризующемся информационным и политическим противостоянием идеологий, важным аспектом для общества России становится сохранение гражданской идентичности. В условиях цифрового пространства формирование гражданской идентичности у обучающихся происходит стихийно, в сложившейся ситуации пересмотр педагогических подходов к обозначенной проблеме становится неотложной задачей. Становление базовых ценностей у обучающихся в процессе обучения играет ключевую роль в формировании гражданской идентичности, и в этом процессе важное значение имеют дисциплины гуманитарного блока. Цель настоящего исследования заключается в выявлении потенциала дисциплин гуманитарного блока для формирования гражданской идентичности у обучающихся. Методология исследования основана на системно-деятельностном и личностно ориентированном подходах. Достижение цели исследования осуществлялось посредством применения теоретических и практических методов научного исследования, таких как теоретический анализ, синтез, метод анкетирования и педагогический эксперимент. Анализ передовых педагогических практик позволил выделить педагогические условия формирования гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока. При проведении исследования были проанализированы и обобщены результаты эмпирического сбора данных. Для подтверждения достоверности полученных результатов были разработаны критерии и уровневые показатели сформированности гражданской идентичности, которые были проверены с использованием соответствующих методик, протестированных на валидность. Теоретический анализ научных исследований позволил четко определить сущность понятия «гражданская идентичность». На основе анализа передовых педагогических практик были выявлены условия формирования гражданской идентичности в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока. Результаты проведенного исследования позволили определить воспитательный потенциал дисциплин гуманитарного блока в формировании гражданской идентичности у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мусифуллин Салават Ришатович, Юлбаев Радик Зинатович, Абдрахманова Флорида Ривхатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the civic identity of young people in the disciplines of the humanitarian cluster

In the modern world, characterized by informational and political confrontation of ideologies, the preservation of civic identity becomes an important aspect for Russian society. The formation of civic identity among students occurs spontaneously in the conditions of digital space. in the current situation, the revision of pedagogical approaches to this problem becomes an urgent task. The formation of basic values among students in the learning process plays a key role in the formation of civic identity, and the disciplines of the humanitarian cluster play an important role in this process. The aim of this study is to identify the potential of the Humanities for the formation of civic identity among students. The research methodology is based on system-activity and personality-oriented approaches. The aim of the study was achieved through the application of theoretical and practical methods of scientific research, such as theoretical analysis, synthesis, questionnaire method and pedagogical experiment. The analysis of advanced pedagogical practices made it possible to identify the pedagogical conditions for the formation of students' civic identity in the process of studying the disciplines of the humanitarian cluster. The results of empirical data collection were analyzed and summarized in the course of the study. To confirm the reliability of the results obtained, criteria and level indicators of the civil identity formation were developed, which were verified using appropriate methods tested for validity. The theoretical analysis of scientific research has made it possible to clearly define the essence of the «civil identity» concept. Based on the analysis of advanced pedagogical practices, the conditions for the formation of civic identity in the process of studying the disciplines of the humanitarian cluster were identified. The results of the study made it possible to determine the educational potential of the disciplines of the humanitarian cluster in the formation of civic identity among students.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской идентичности молодежи на дисциплинах гуманитарного блока»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 09 (сентябрь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241147 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11147 УДК 378.147

Формирование гражданской идентичности молодежи на дисциплинах гуманитарного блока

Formation of the civic identity of young people in the disciplines of the humanitarian cluster

Авторы статьи

L

Authors of the article

L

Мусифуллин Салават Ришатович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры обще-ствознания, права и социального управления ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа, Российская Федерация Musifullinsalavat@gmail.com ORCID:0000-0002-3642-8389

Юлбаев Радик Зинатович,

проректор по молодежной работе и международным связям ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа, Российская Федерация yulbayev@mail.ru ORCID: 0009-0000-3984-3716

Абдрахманова Флорида Ривхатовна,

старший преподаватель кафедры обществознания, права и социального управления ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа, Российская Федерация a-florida@mail.ru ORCID: 0000-0001-5654-462Х

Salavat R. Musifullin,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Social Studies, Law and Social Management, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russian Federation Musifullinsalavat@gmail.com ORCID: 0000-0002-3642-8389

Radik Z. Yulbaev,

Vice-rector for Student and International Affairs, Bashkir

State Pedagogical University named after M. Akmulla,

Ufa, Russian Federation

yulbayev@mail.ru

ORCID 0009-0000-3984-3716

Florida R. Abdrakhmanova,

Senior Lecturer, Department of Social Studies, Law and Social Management, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russian Federation a-florida@mail.ru ORCID: 0000-0001-5654-462X

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

Мусифуллин С. Р., Юлбаев Р. З., Абдрахманова Ф. Р. Формирование гражданской идентичности молодежи на дисциплинах гуманитарного блока // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09. -С. 197-209. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241147.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11147

S. R. Musifullin, R. Z. Yulbaev, F. R. Abdrakhmanova, Formation of the civic identity of young people in the disciplines of the humanitarian cluster // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 09. - P. 197-209. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241147.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11147

Поступила в редакцию Received 06.07.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 07.08.24

Принята к публикации Accepted for publication 07.08.24 Опубликована Published 30.09.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) ©Мусифуллин С. Р., Юлбаев Р. З., Абдрахманова Ф. Р., 2024

Аннотация

Abstract

L

В современном мире, характеризующемся информационным и политическим противостоянием идеологий, важным аспектом для общества России становится сохранение гражданской идентичности. В условиях цифрового пространства формирование гражданской идентичности у обучающихся происходит стихийно, в сложившейся ситуации пересмотр педагогических подходов к обозначенной проблеме становится неотложной задачей. Становление базовых ценностей у обучающихся в процессе обучения играет ключевую роль в формировании гражданской идентичности, и в этом процессе важное значение имеют дисциплины гуманитарного блока. Цель настоящего исследования заключается в выявлении потенциала дисциплин гуманитарного блока для формирования гражданской идентичности у обучающихся. Методология исследования основана на системно-деятельностном и личностно ориентированном подходах. Достижение цели исследования осуществлялось посредством применения теоретических и практических методов научного исследования, таких как теоретический анализ, синтез, метод анкетирования и педагогический эксперимент. Анализ передовых педагогических практик позволил выделить педагогические условия формирования гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока. При проведении исследования были проанализированы и обобщены результаты эмпирического сбора данных. Для подтверждения достоверности полученных результатов были разработаны критерии и уровневые показатели сформированности гражданской идентичности, которые были проверены с использованием соответствующих методик, протестированных на валидность. Теоретический анализ научных исследований позволил четко определить сущность понятия «гражданская идентичность». На основе анализа передовых педагогических практик были выявлены условия формирования гражданской идентичности в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока. Результаты проведенного исследования позволили определить воспитательный потенциал дисциплин гуманитарного блока в формировании гражданской идентичности у обучающихся.

In the modern world, characterized by informational and political confrontation of ideologies, the preservation of civic identity becomes an important aspect for Russian society. The formation of civic identity among students occurs spontaneously in the conditions of digital space. in the current situation, the revision of pedagogical approaches to this problem becomes an urgent task. The formation of basic values among students in the learning process plays a key role in the formation of civic identity, and the disciplines of the humanitarian cluster play an important role in this process. The aim of this study is to identify the potential of the Humanities for the formation of civic identity among students. The research methodology is based on system-activity and personality-oriented approaches. The aim of the study was achieved through the application of theoretical and practical methods of scientific research, such as theoretical analysis, synthesis, questionnaire method and pedagogical experiment. The analysis of advanced pedagogical practices made it possible to identify the pedagogical conditions for the formation of students' civic identity in the process of studying the disciplines of the humanitarian cluster. The results of empirical data collection were analyzed and summarized in the course of the study. To confirm the reliability of the results obtained, criteria and level indicators of the civil identity formation were developed, which were verified using appropriate methods tested for validity. The theoretical analysis of scientific research has made it possible to clearly define the essence of the «civil identity» concept. Based on the analysis of advanced pedagogical practices, the conditions for the formation of civic identity in the process of studying the disciplines of the humanitarian cluster were identified. The results of the study made it possible to determine the educational potential of the disciplines of the humanitarian cluster in the formation of civic identity among students.

Ключевые слова

Key words

гражданская идентичность, студенческая молодежь, методы и практики формирования гражданской идентичности, образовательное пространство

civic identity, student youth, methods and practices of civic identity formation, educational space.

Благодарности

_ Acknowledgements

Коллектив кафедры обществознания, права и социального управления Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы выражает благодарность отделу науки за помощь в проведении исследования.

The staff of the Department of Social Studies, Law and Social Management of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla expresses gratitude to the Department of Science for the help in conducting the research.

Введение / Introduction

В современных условиях проблема формирования гражданской идентичности обучающихся является важной темой в области педагогических исследований. Влияние международных событий, информационной и политической борьбы идеологий подчеркивает необходимость изучения обозначенной проблемы. Ключевым аспектом этого процесса является формирование базовых ценностей обучающихся в образовательных учреждениях. Прежде всего, очень важно развитие гражданской идентичности. Содержание человеческого блока играет важную роль в формировании

гражданской идентичности. В цифровом мире, где границы стран и нации размыты, разработка подходов к формированию гражданской идентичности обучающихся становится сущностной задачей педагогической науки.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» подчеркивается важность «формирования у детей высокого уровня духовно-нравственного развития и приверженности историко-культурному наследию русского народа» [1]. Она также отмечает значение «уважения к русскому языку как государственному языку, играющему ключевую роль в гражданской идентичности и самоопределении нации» [2]. Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего образования «устанавливают личностные результаты для развития учащихся на всех уровнях образования, включая формирование гражданской идентичности» [3].

С учетом обозначенных выше задач разработка теоретических подходов к формированию гражданской идентичности в процессе изучения гуманитарных дисциплин становится важным аспектом образовательного процесса.

Все вышеперечисленное определяет цель данного исследования: выявление потенциала гуманитарных дисциплин в формировании гражданской идентичности обучающихся в вузе.

Обзор литературы / Literature review

В рамках проводимого исследования понятие «идентичность» было определено как междисциплинарное понятие. Аспекты формирования гражданской идентичности рассмотрены в разрезе различных дисциплин. И. А. Попп в своем исследовании трактует гражданскую идентичность как исторический феномен. Становление понятия происходило на протяжении длительного времени и претерпевало изменения под воздействием определенных социокультурных процессов [4]. А. В. Селезнева и В. Е. Зиненко подходят к понятию гражданской идентичности с политико-психологической перспективы, обращая внимание на связь между индивидуальными психологическими особенностями и активностью граждан в политической жизни [5]. Л. М. Дробижева разобрала смысл гражданской идентичности с точки зрения социологической науки. Этот подход помогает понять, какие ценности и убеждения объединяют граждан и формируют характерные для россиян черты [6]. В исследовании Л. В. Андриченко внимание сфокусировано на рассмотрении идентичности в контексте времени - прошлого, настоящего и будущего. Это позволяет проследить эволюцию гражданской идентичности на протяжении исторических эпох и предположить тенденции в будущем [7]. Одним из интересных исследований в данной области является работа С. В. Фролова, в которой идентичность рассматривается в контексте психологической сущности личности [8]. В представленном исследовании анализируются психологические модели формирования гражданской идентичности личности.

Актуальность исследования осознается как на уровне профессионального сообщества, так и на уровне обыденного представления. При этом анализ современных публикаций показал сложность и неоднозначность трактовки понятия «гражданская идентичность». В словаре социальная идентичность определяется «с точки зрения принадлежности к какой-либо социальной группе (общности), то есть возникает в результате идентификации индивидом себя в определенной группе, позиционирования себя по отношению к другим» [9]. В. Н. Ефименко представил свое определение идентичности как «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта», а

также «тождественность личности статусу гражданина, личную оценку своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства» [10]. Е. И. Белянкова отмечает, что формирование гражданской идентичности начинается с формирования уважения к своей малой родине, ее прошлому и современности. У обучающихся должен сформироваться «положительный образ власти, уверенность в возможности оказывать влияние на политические решения и эффективности сотрудничества с ней в решении различных вопросов, в том числе и социального характера»

[11]. А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марцинковская и другие обращают внимание на две ипостаси гражданской идентичности: во-первых, «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл», и, во-вторых, «феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующий ее как коллективного субъекта»

[12]. В англоязычной научной литературе, представленной в базе данных «Скопус», к понятию "стаёеп!^" обращено более чем 200 млн работ. Одно из комплексных и емких определений дает М. Джонсон, который определяет «гражданскую идентичность личности как идентичность, связанную с комплексом знаний, установками, ценностями и действиями в отношении гражданской активности» [13].

Анализ подходов к определению понятия идентичности дает возможность говорить об идентичности как сложном социокультурном понятии. Контекстный анализ позволяет определить идентичность как «чувство ответственности за общее благо», как «действия, направленные на решение проблем сообщества и повышение благосостояния его членов», а также как «компетенцию, необходимую для участия в гражданской жизни». На основе анализа результатов научных исследований можно определить ключевые компоненты гражданской идентичности: когнитивный, включающий знания о принадлежности к социальной российской общности, ценностно-смысловой, включающий отношение к этому сообществу (позитивное, негативное или амбивалентное), эмоциональный, понимаемый как принятие либо непринятие, и дея-тельностный, понимаемый как организованная гражданская активность (участвует либо не участвует в социально значимой деятельности). При этом ключевым фактором, определяющим гражданскую идентичность, является ценностный компонент, так как именно этот компонент может преобладать над когнитивным компонентом гражданской идентичности и влиять на него.

Вопросы формирования гражданской идентичности, ее диагностики являются немаловажными в научных публикациях. Т. Г. Целуйкина отмечает, что «формирование гражданской идентичности в многовекторной ситуации может приобретать разные направления: как конструктивные для благополучия и процветания страны, так и деструктивные, деформированные» [14].

Вопрос диагностики уровней сформированности гражданской идентичности является дискуссионным, так как сложно измерить новообразования, связанные с личностным развитием. Однако рассмотрим основные подходы. В зарубежных исследованиях ученые прибегают к следующим методикам диагностики: «Шкала гражданской активности» А. Дулиттла и А. Фола [15], шкала гражданских аттитюдов» Дж. Ма-бри [16], «Шкала гражданской ответственности» А. Астина и Л. Сакса [17], «Шкала гражданской активности» Б. Моэли [18], «Шкала гражданской идентичности» Е. Бомонта [19], «Шкала статуса гражданской идентичности» З. Ницца, М. Зупанчич [20].

В целом можно отметить, что представленные методики ориентированы на замер психометрик с учетом специфики страны и измеряют конкретные навыки, при этом для российского общества они не подходят в силу отличий российского и западного обществ. В российской практике находим следующие методики диагностики: опросник «Выявление уровней гражданской идентичности учащейся молодежи» Е. А. Курганова [21], «Профиль гражданской идентичности личности» Е. В. Беловола [22]. В отечественных исследованиях представленные диагностики не отвечают критерию комплексности. В работе за основу была взята методика Е. А. Курганова [23]. Именно этот опросник и был использован для эмпирического изучения сформиро-ванности гражданской идентичности обучающихся.

Интерес при анализе научных публикаций представляли и механизмы, методы, приемы формирования гражданской идентичности у обучающихся. Так, О. В. Глуш-кова считает, что формировать гражданскую идентичность необходимо через изучение родного языка. Особый интерес представляет мысль о необходимости «эмоционального включения обучающихся в изучение предмета, нестандартного решения поставленных задач» [24]. Д. Григорьев также обращает внимание на то, что при формировании «ощущения, сознания и опыта гражданственности (в делах класса, школьного сообщества, в социальных инициативах школы) у юного человека может созреть устойчивое понимание и видение себя как гражданина страны» [25].

Ю. Б. Берлянд предлагает при формировании ценностных ориентаций активно программировать воспитательную среду [26].

Р. З. Юлбаев в исследовании останавливается на необходимости «развития у обучающихся чувства гражданской ответственности перед собственным сообществом как предшественника гражданского поведения, а также стратегий, направленных на поощрение гражданской и политической активности молодежи, которые должны включать как традиционные подходы, так и новую философию политических инноваций. Отношения взаимной обусловленности прямых и обратных связей формируют "естественную" систему гражданской активности молодежи» [27].

В статье Е. А. Ивановой, М. С. Жилинской формирование гражданской идентичности предлагается через такие формы, как лекции, конференции [28]. Отмечается, что важную роль в формировании гражданской идентичности обучающихся играют дисциплины гуманитарного блока.

М. В. Паничкина обращает внимание на включение обучающихся в мероприятия в рамках урочной и внеурочной деятельности по «противодействию искажениям истории России, по повышению информированности детей вынужденных переселенцев в области культуры, традиций России; по развитию эмоционально-нравственной отзывчивости на происходящие события; мероприятия, формирующие готовность к полноценной самореализации обучающегося в качестве гражданина России, и др.» [29]. Особый интерес представляют выводы С. Моралес-Гальвес и Д. Четра, обративших внимание на такие факторы, как «влияние личностных характеристик людей и организация жизни в многокультурном обществе» [30].

Д. Б. Санджая с коллегами описывает опыт формирования гражданской идентичности в учебном процессе через содержание дисциплин «с целью развития гражданской идентичности и укрепления характера у обучающихся» [31].

В. Г. Феклин с коллегами обращают внимание на необходимость «учитывать и компоненты поликультурной среды вуза, такие как компонент образовательной интеграции, ценностно-ориентированный и коммуникативно-толерантный компоненты» [32].

На основе проведенного анализа была определена стратегия формирования гражданской идентичности. Формирование гражданской идентичности обучающихся представляется как включение студентов в диалог, в деятельность через создание ситуаций выбора, решение задач на гуманитарных дисциплинах. При изучении содержания философии, социологии, психологии и других дисциплин у молодежи закладывается прочный фундамент знаний о стране, человеческом обществе, культуре, истории и мировоззрении, в том числе и религии, этике и т. д. В контексте формирования гражданской идентичности занятия должны способствовать развитию ключевых качеств и навыков, таких как эмпатия и сочувствие, критическое мышление, культурное понимание, социальная ответственность, диалог и взаимопонимание. Обучающиеся, изучая различные культуры, социальные группы и исторические контексты, должны расширять кругозор и научиться видеть мир с разных перспектив. При этом формирование гражданской идентичности должно проходить ненавязчиво, а через содержание дисциплин.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Методология исследования основана на системно-деятельностном и личностно ориентированном подходах. Достижение поставленной цели осуществлялось через применение теоретических и практических методов научного исследования, таких как теоретический анализ, синтез, метод анкетирования и педагогический эксперимент. В основу исследования были положены подходы, сформулированные в научных трудах ученых в области формирования гражданской идентичности.

Экспериментальной базой исследования выступило ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». В исследовании приняли участие 120 студентов первого курса. Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2023 года и включала три этапа.

Первый этап подразумевал изучение и анализ научной, психолого-педагогической литературы, определение теоретического и практического уровней разработанности проблемы. В исследовании были использованы несколько социологических инструментов для сбора данных о сформированности гражданских знаниях, отношениях и вовлеченности студентов в формирование гражданской идентичности:

1) анкетирование обучающихся с целью сбора контекстной информации, а также определения аспектов, связанных с отношением и вовлеченностью студентов в процессы формирования гражданской идентичности;

2) когнитивный тест для оценки знаний и понимания обучающимися концептов гражданского права и гражданственности, а также способность анализировать гражданские проблемы, интерпретировать политическую информацию и применять демократические принципы к реальным социальным сценариям;

3) онлайн-опрос преподавателей с целью анализа практических подходов к гражданскому образованию.

Кроме того, на первом этапе было проведено исследование уровня сформиро-ванности гражданской идентичности у студентов первых курсов (в первом семестре).

Второй этап был связан с внедрением в содержание гуманитарных дисциплин (история, философия, право) содержательного и деятельностного механизмов формирования гражданской идентичности.

Третий этап позволил провести контрольное исследование уровня сформиро-ванности гражданской идентичности у студентов, обработать полученные результаты, подвергнуть их критическому анализу, сформулировать пути дальнейшей деятельности, подвести итоги.

Основные методы исследования: анализ научной литературы; изучение передового педагогического опыта; наблюдение (в рамках проведения ряда мероприятий и учебных занятий); социологический опрос; тестирование; эксперимент; интерпретация полученных результатов.

Результаты исследования / Research results

Для обобщения подходов и практик формирования гражданской идентичности был организован онлайн-опрос, в котором приняли участие 105 педагогов школ, колледжей и вузов. Результаты опроса показали, что для 78% педагогов основной целью обучения является знание дисциплины. Вопросы воспитания относят к вторичным. На вопрос «Какие методы и приемы применяются Вами для формирования гражданской идентичности?» 37% затруднились ответить, среди ответивших можно выделить следующие приемы: встреча с ветеранами боевых действий, проведение мероприятий ко Дню Победы, редким исключением называли привлечение обучающихся к волонтерской деятельности. Таким образом, анализ результата онлайн-опроса преподавателей показал недостаточное понимание ими механизмов формирования гражданской идентичности. Это объясняется: 1) отсутствием системно выстроенной работы в образовательных организациях по формированию гражданской идентичности; 2) недостаточным применением материала, имеющего воспитывающий потенциал;

3) низкой включенностью обучающихся в социально активные виды деятельности;

4) превалированием когнитивного компонента над ценностным.

С целью определения основных направлений, приемов формирования гражданской идентичности был проведен анализ статей за последние три года в системе https://elibrary.ru. Результаты анализа позволили сделать вывод, что формирование гражданской идентичности у обучающихся - это важная педагогическая задача, решение которой подразумевает приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, являющимся мотивами гражданского поведения.

На основании теоретического осмысления можно определить следующие педагогические условия формирования гражданской идентичности у обучающихся в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока:

- отбор содержания дисциплин, позволяющих получить и усвоить знания и факты о своей стране (история, традиции, ценности, язык и т. д.);

- разработка заданий, позволяющих включить обучающихся в активную волонтерскую, общественную, политическую деятельность;

- создание условий для самореализации личности как субъекта общественной организации.

В педагогических статьях отмечены следующие формы формирования гражданской идентичности:

- учебная деятельность (занятие, экскурсии, учебные конференции, лекции, семинары и др.);

- внеучебная деятельность (классный час, факультативы, разнообразные формы кружковой деятельности, клубная работа и деятельность общественных организаций/ объединений, студенческие объединения и т. д.).

При этом стоит отметить, что в научных исследованиях недостаточно рассмотрен потенциал дисциплин гуманитарного блока. Философия, история, основы российской государственности, социология, психология, литература и искусство обеспечивают обучающихся фундаментальными знаниями о культуре народов, истории, включая страны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в целом и регионы в частности, и мировоззрении. В контексте формирования гражданской идентичности гуманитарные дисциплины стимулируют интерес к рассмотрению этических, социальных, философских, политических и других аспектов жизни общества и поощряют обучающихся к познавательной и активной деятельности. Так, студенты получают представления о разнообразных аспектах человеческой деятельности, социокультурных особенностях и исторических контекстах, что является основой гражданской идентичности. Кроме того, содержание дисциплин позволяет включить обучающихся в социально значимую деятельность через выполнение проектов, заданий на практических занятиях, курсовое проектирование.

В рамках формирования гражданской идентичности были проанализированы рабочие программы гуманитарных дисциплин (история, основы российской государственности, социология, право) с целью определения воспитательного потенциала. Анализ содержания дисциплин показал достаточно высокий воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в формировании гражданской идентичности в вузе (табл. 1).

Таблица 1

Воспитательный потенциал дисциплин гуманитарного блока

Дисциплина Воспитательный потенциал

История, основы российской государственности Знание истории своей страны, региона, населенного пункта, семьи, особенностей нации, культуры позволяет обучающимся увидеть свою причастность к определенным ценностям, традициям и достижениям. Содержание дисциплины позволяет обучающимся почувствовать гордость за свое наследие

Право (основы права) Знание законов и институтов права, права как системы оказывает влияние на понимание обучающимися прав и обязанностей, помогает осознать свою причастность к определенной государственной общности. Обучающиеся должны осознать, что соблюдение законов и участие в правовой системе могут сформировать уважительное отношение к правопорядку

Социология Социология помогает понять структуру общества, роль гражданина и человека в нем и его место в социальных группах. Анализ социокультурных факторов, таких как язык, религия, обычаи и традиции, может способствовать формированию понимания мультикультурности мира. Изучение социологических процессов позволяет людям понять свое место в обществе и способы взаимодействия с другими гражданами

Таким образом, объединение всех этих аспектов позволяет обучающимся сформировать свое представление о себе как о части определенной культурной, исторической и социальной среды. Гражданская идентичность становится основой для осознанного участия в жизни общества, защиты прав и свобод, а также развития гражданской ответственности и гражданственности. В итоге темы истории, права и социологии совместно способствуют формированию сильной и устойчивой гражданской идентичности, которая становится основой для построения гармоничного общества.

Основными проблемами в формировании гражданской идентичности являются недостаточная интеграция дисциплин между собой, акцентирование на прочное усвоение знаний и умений по дисциплине.

В рамках формирующего эксперимента была сделана попытка интеграции содержания дисциплин, которые изучаются на I курсе (история, право, основы российской государственности).

Педагогам были предложены следующие рекомендации:

1. Интеграция знаний, лежащих в основе формирования гражданской идентичности. На занятиях по истории, основам российской государственности, права необходимо

акцентировать внимание обучающихся на гражданских ценностях, таких как толерантность, уважение к правам и свободам других людей, ответственность и активное участие в общественной жизни. На практических занятиях надо привлекать тексты (исторические, правовые), характеризующиеся дискуссионностью, позволяющие вывести обучающихся на обсуждение и анализ с точки зрения гражданских ценностей.

2. В рамках дисциплин привлечение материала из средств массовой коммуникации. Данная практика позволит применить теоретические знания к реальным ситуациям. Обсуждение актуальных проблем, конфликтов и вызовов, с которыми сталкивается общество сегодня, позволит обучающимся лучше понять свою роль как граждан и то, какой вклад они могут внести в улучшение общества.

3. Включение заданий, направленных на проектирование. Реализация проектов, направленных на решение конкретных социальных или общественных проблем, позволит обучающимся развивать навыки гражданской активности. Участвуя в проектах, связанных с защитой окружающей среды, борьбой с дискриминацией, помощью нуждающимся и т. д., обучающиеся смогут осознать важность вовлеченности и действий в рамках общества.

4. Применение интерактивных технологий обучения. Организация ролевых игр и дискуссий на занятиях позволит обучающимся вжиться в роль общественных лидеров, политиков или активистов и принять на себя ответственность за принятие важных решений. Такие упражнения помогут обучающимся понять сложности общественной жизни и важность активного участия в формировании общего будущего.

В целом формирование гражданской идентичности на занятиях по гуманитарным дисциплинам требует комплексного подхода, включающего разнообразные методы и формы работы, а также активного участия педагога как образца и ментора для обучающихся. Создание благоприятной образовательной среды, где стимулируется участие обучающихся в волонтерской, общественной, политической жизни, способствует формированию у них глубокого понимания и уважения к своей гражданской идентичности.

На третьем этапе был проведен анализ сформированности гражданской идентичности у студентов первого курса после завершения курсов. Для определения степени выраженности когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов гражданской идентичности применялась модифицированная методика «Выявление уровней гражданской идентичности учащейся молодежи» по Е. А. Курганову.

Таблица 2

Результаты исследования уровня сформированности гражданской идентичности

Критерий Констатирующий этап (%) Контрольный этап (%)

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Когнитивный 10 34 56 22 50 28

Мотивационный 7 25 68 24 32 44

Поведенческий (де- 7 18 75 20 23 57

ятельностный)

Результаты эксперимента показали положительную динамику. Изменения произошли на мотивационном, когнитивном и деятельностном уровнях (табл. 2). Считаем, что в большей степени это связано с изменением акцентов в преподавании дисциплин, интеграцией содержания. Однако полученные результаты не показывают

только внешнее проявление. Обучающиеся не обладают достаточными навыками и необходимым уровнем знаний для активного включения в создаваемые условия. К тому же педагогам сложно перейти к новым форматам обучения.

Наше исследование ограничено использованием метода в преподавании дисциплин гуманитарного цикла, что само по себе ценно, но при этом не учитывается специфика иных дисциплин, выходящих за пределы данного учебного блока. Вероятно, их изучение так же может повлиять на качество преподавания, как и формирование системы гражданской идентичности обучающихся, что станет, на наш взгляд, исследовательской задачей в будущем.

Заключение / Conclusion

В условиях международных событий внимание государства и общества направлено на решение проблемы формирования гражданской идентичности граждан. Гражданская идентичность рассматривается как социокультурный феномен, характеризующийся чувством ответственности за общее благо, действиями, направленными на решение проблем сообщества и повышение благосостояния его членов, а также формирование компетенций, необходимых для участия в гражданской жизни.

Формированию гражданской идентичности обучающихся содействует реализация следующих педагогических условий:

- создание образовательного пространства, включающего в себя возможность для предметной, духовно-нравственной, деятельностной активности;

- привлечение к формированию гражданской идентичности всех субъектов, задействованных в этом процессе (обучающихся, родителей, общественных и детских организаций, образовательных организаций и т. д.);

- применение разнообразных активных форм, методов, способов, педагогических приемов, средств;

- насыщение содержания гуманитарных дисциплин заданиями, направленными на удовлетворение потребностей обучающихся в социально значимой деятельности.

Формирование гражданской идентичности обучающихся возможно только при внедрении эффективных стратегий образования на дисциплинах гуманитарного блока. Поставленная задача должна стать одним из приоритетов современного образования. Использование инновационных методов обучения, активное вовлечение студентов в социальные и общественные инициативы, а также поддержка преподавателей в их педагогической деятельности - всё это способствует развитию гражданских качеств и ценностей у обучающихся.

Ссылки на источники / References

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». - URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г.

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286» // ФГОС Основное общее образование. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo

4. Попп И. А. Конструирование гражданской идентичности российской молодежи через проекты по сохранению исторической памяти // Вопросы всеобщей истории. - 2020. - № 23. - С. 355-362.

5. Селезнева А. В., Зиненко В. Е. Молодежная политика как фактор формирования гражданского самосознания российской молодежи: политико-психологический анализ // Государственное управление. Электронный вестник. - 2021. - Вып. 87. - С. 96-104.

6. Дробижева Л. М. Смыслы общероссийской гражданской идентичности в массовом сознании россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - № 4. - C. 480-498.

7. Андриченко Л. В. Правовые механизмы сохранения этнокультурной самобытности народов Российской Федерации и формирования общероссийской гражданской идентичности // Журнал российского права. -2020. - № 6. - С. 38-51.

8. Фролова С. В. Субъективные образы прошлого, настоящего и будущего страны как предикторы приверженности личности стране // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2019. - Т. 19. - Вып. 4. - С. 442-447.

9. Психология. А-Я. Словарь-справочник / пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл, 2000. - С. 252.

10. Ефименко В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 253.

11. Белянкова Е. И. Формирование гражданской идентичности учащихся на уроках обществознания в средней школе // Преподавание истории в школе. - 2015. - № 8. - С. 19.

12. Асмолов А. Г., Карабанова О. А., Марцинковская Т. Д. [и др.]. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. - М., 2012. - С. 13.

13. Johnson M. R. Understanding College Students' Civic Identity Development: A Grounded Theory // Journal of Higher Education Outreach and Engagement. - 2017. - Vol. 21. - No. 3. - P. 31-59. - URL: https://files.eric.ed.gov/ fulltext/EJ1156195.pdf

14. Целуйкина Т. Г. Психологические особенности формирования гражданской идентичности студентов на разных этапах обучения в вузе // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - № 2. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN219.pdf

15. Doolittle A., Faul A. Civic Engagement Scale: A Validation Study // SAGE Open. - 2013. - Vol. 3. - Is. 3. - URL: https://journals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/2158244013495542

16. Mabry J. Pedagogical Variations in Service-Learning and Student Outcomes: How Time, Contact, and Reflection Matter // Michigan Journal of Community Service Learning. - 1998. - Vol. 5. - Is. 1. - P. 32-47. - URL: https://clck.ru/h2o4z

17. Astin A., Sax L. How Undergraduates are Affected by Service Participation // Journal of College Student Development. - 1998. - Vol. 39. - No. 3. - P. 251-263. - URL: https://digitalcommons.unomaha.edu/cgi/viewcontent.cgi? article=1012&context=slcehighered

18. Psychometric Properties and Correlates of the Civic Attitudes and Skills Questionnaire (CASQ): A Measure of Students' Attitudes Related to Service Learning / B. Moely [et al.] // Michigan Journal of Community Service Learning. - 2002. - Vol. 8. - Is. 2. - P. 15-26. - URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ645399

19. Promoting Political Competence and Engagement in College Students / E. Beaumont [et al.] // Journal of Political Science Education. - 2006. - Vol. 2. - Is. 3. - P. 249-270.

20. Lep Z., Zupancic M. Civic Identity in Emerging Adulthood: Validation of the Civic Identity Status Scale // European Journal of Psychological. - 2022. - URL: https://www.researchgate.net/publication/359225247_Civic_Iden-tity_in_Emerging_Adulthood_Validation_of_the_Civic_Identity_Status_Scale

21. Тест «Выявление уровней гражданской идентичности учащейся молодежи» // Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях поликультурного общества. - Казань: Издательство «Данис», 2015. - С. 6-12.

22. Теоретические подходы к разработке и апробация опросника «Профиль гражданской идентичности личности» / Е. В. Беловол [и др.] // Педагогика и психология образования. - 2021. - № 4. - С. 101-123.

23. Тест «Выявление уровней гражданской идентичности учащейся молодежи».

24. Глушкова О. В. Формирование у обучающихся гражданской идентичности через воспитание у них ценностного отношения к языку // Пермский педагогический журнал. - 2021. - № 12. - С. 111.

25. Григорьев Д. Как школа формирует у детей российскую идентичность // Воспитательная работа в школе. -2014. - № 10. - С. 32.

26. Берлянд Ю. Б., Болотникова Е. Н., Борисова Т. С. и др. Вариативная модель и социально-педагогические технологии формирования ценностных ориентаций детей посредством программирования воспитания в образовательных организациях / ред. И. В. Метлик, О. А. Шестакова. - М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2022. - С. 111.

27. Юлбаев Р. З. Гражданская идентичность: теоретический анализ // Общество: философия, история, культура. - 2023. - № 5. - С. 168.

28. Иванова Е. А., Жилинская М. С. Эмпирический опыт по формированию российской гражданской идентичности у школьников // Управление образованием: теория и практика. - 2022. - № 5(51). - С. 20.

29. Паничкина М. В. Педагогические условия формирования гражданских ценностей как базовой основы гражданской идентичности в условиях миграционных процессов Юга России // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 2. - С. 11.

30. Morales-Galvez S., Cetra D. Regulating language: Territoriality and personality in plurinational Spain // Ethnicities. - 2022. - Vol. 22. - No. 2. - Р. 256.

31. Sanjaya D. B. et al. The Implementation of Balinese Folflore-Based Civic Education for Strengthening Character Education // Cypriot Journal of Educational Sciences. - 2021. - Vol. 16. - No. 1. - P. 303-316.

32. Феклин В. Г., Мельничук М. В., Никитин П. В. Модель формирования гражданской идентичности языковой личности с учетом влияния поликультурной среды вуза // Перспективы науки и образования. - 2023. - № 4 (64). - С. 670.

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r g. Moskva "Strategiya razvitiya vospi-taniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda" [Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r "Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025"]. Available at: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (in Russian).

2. Ibid.

3. "Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 18 iyulya 2022 g. № 569 "O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya, utverzhdyonnyj prikazom Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2021 g. № 286" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 569 dated July 18, 2022 "On Amendments to the Federal State Educational Standard of Primary General Education, approved by Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 286 dated May 31, 2021], FGOS Osnovnoe obshchee obrazovanie. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (in Russian).

4. Popp, I. A. (2020). "Konstruirovanie grazhdanskoj identichnosti rossijskoj molodezhi cherez proekty po sohraneniyu istoricheskoj pamyati" [Building up the civic identity of Russian youth through projects to preserve historical memory], Voprosy vseobshchej istorii, № 23, pp. 355-362 (in Russian).

5. Selezneva, A. V., & Zinenko, V. E. (2021). "Molodezhnaya politika kak faktor formirovaniya grazhdanskogo samo-soznaniya rossijskoj molodezhi: politiko-psihologicheskij analiz" [Youth policy as a factor in the formation of civic consciousness of Russian youth: political and psychological analysis], Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik, vyp. 87, pp. 96-104 (in Russian).

6. Drobizheva, L. M. (2020). "Smysly obshcherossijskoj grazhdanskoj identichnosti v massovom soznanii rossiyan" [The meanings of all-Russian civil identity in the mass consciousness of Russians], Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny, № 4, pp. 480-498 (in Russian).

7. Andrichenko, L. V. (2020). "Pravovye mekhanizmy sohraneniya etnokul'turnoj samobytnosti narodov Rossijskoj Federacii i formirovaniya obshcherossijskoj grazhdanskoj identichnosti" [Legal mechanisms for preserving the eth-nocultural identity of the peoples of the Russian Federation and the formation of an all-Russian civil identity], Zhurnal rossijskogo prava, № 6, pp. 38-51 (in Russian).

8. Frolova, S. V. (2019). "Sub"ektivnye obrazy proshlogo, nastoyashchego i budushchego strany kak prediktory priver-zhennosti lichnosti strane" [Subjective images of the past, present and future of the country as predictors of an individual's commitment to the country], Izvestiya Saratovskogo universiteta. novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psi-hologiya. Pedagogika, t. 19, vyp. 4, pp. 442-447 (in Russian).

9. (2000). Psihologiya. A-YA. Slovar'-spravochnik [Psychology. A-Z. Dictionary-reference book], FAIR-PRESS. Majk Korduell, Moscow, p. 252 (in Russian).

10. Efimenko, V. N. (2013). "Strukturnye komponenty i soderzhatel'noe napolnenie ponyatiya "grazhdanskaya iden-tich-nost'" [Structural components and substantive content of the "civil identity" concept], Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, № 11, p. 253 (in Russian).

11. Belyankova, E. I. (2015). "Formirovanie grazhdanskoj identichnosti uchashchihsya na urokah obshchestvoznaniya v srednej shkole" [Formation of civic identity among students in social studies lessons in secondary school], Prepo-davanie istorii vshkole, № 8, p. 19 (in Russian).

12. Asmolov, A. G., Karabanova, O. A., Marcinkovskaya, T. D. et al. (2012). Uchebno-metodicheskie materialy dlya ped-agogov razlichnyh stupenej sistemy obshchego obrazovaniya po formirovaniyu grazhdanskoj identichnosti lichnosti uchashchihsya v ramkah social'nogo partnerstva sem'i i shkoly [Educational and methodological materials for teachers of various levels of the general education system on the formation of the civic identity among students within the framework of social partnership between family and school], Moscow, p. 13 (in Russian).

13. Johnson, M. R. (2017). "Understanding College Students' Civic Identity Development: A Grounded Theory", Journal of Higher Education Outreach and Engagement, vol. 21, no. 3, pp. 31-59. Available at: https://files.eric.ed.gov/ fulltext/EJ1156195.pdf (in English).

14. Celujkina, T. G. (2019). "Psihologicheskie osobennosti formirovaniya grazhdanskoj identichnosti studentov na raz-nyh etapah obucheniya v vuze" [Psychological aspects of the civic identity formation among students at different stages of education at the university], Mir nauki. Pedagogika i psihologiya, t. 7, № 2. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN219.pdf (in Russian).

15. Doolittle, A., & Faul, A. (2013). "Civic Engagement Scale: A Validation Study", SAGE Open, vol. 3, is. 3. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/2158244013495542 (in English).

16. Mabry, J. (1998). "Pedagogical Variations in Service-Learning and Student Outcomes: How Time, Contact, and Reflection Matter", Michigan Journal of Community Service Learning, vol. 5, is. 1, pp. 32-47. Available at: https://clck.ru/h2o4z (in English).

17. Astin, A., & Sax, L. (1998). "How Undergraduates are Affected by Service Participation", Journal of College Student Development, vol. 39, no. 3, pp. 251-263. Available at: https://digitalcommons.unomaha.edu/cgi/viewcon-tent.cgi? article=1012&context=slcehighered (in English).

18. Moely, B. et al. (2002). "Psychometric Properties and Correlates of the Civic Attitudes and Skills Questionnaire (CASQ): A Measure of Students' Attitudes Related to Service Learning", Michigan Journal of Community Service Learning, vol. 8, is. 2, pp. 15-26. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ645399 (in English).

19. Beaumont, E. et al. (2006). "Promoting Political Competence and Engagement in College Students", Journal of Political Science Education, vol. 2, is. 3, pp. 249-270 (in English).

20. Lep, Z., & Zupancic, M. (2022). "Civic Identity in Emerging Adulthood: Validation of the Civic Identity Status Scale", European Journal of Psychological. Available at: https://www.researchgate.net/publication/359225247_Civic_Iden-tity_in_Emerging_Adulthood_Validation_of_the_Civic_Identity_Status_Scale (in English).

21. (2015). Test "Vyyavlenie urovnej grazhdanskoj identichnosti uchashchejsya molodezhi" [Test "Identifying the levels of civic identity of student youth"], Kompleksnaya bezopasnost' obrazovatel'nyh uchrezhdenij v usloviyah polikul'turnogo obshchestva, Izdatel'stvo "Danis", Kazan', pp. 6-12.

22. Belovol, E. V. et al. (2021). "Teoreticheskie podhody k razrabotke i aprobaciya oprosnika "Profil' grazhdanskoj identichnosti lichnosti" [Theoretical approaches to the development and testing of the questionnaire "Profile of civil identity of the individual"], Pedagogika i psihologiya obrazovaniya, № 4, pp. 101-123 (in Russian).

23. (2015). Test "Vyyavlenie urovnej grazhdanskoj identichnosti uchashchejsya molodezhi".

24. Glushkova, O. V. (2021). "Formirovanie u obuchayushchihsya grazhdanskoj identichnosti cherez vospitanie u nih cennostnogo otnosheniya k yazyku" [Formation of civic identity in students through the development of a value-based attitude towards language^ Permskij pedagogicheskij zhurnal, № 12, p. 111 (in Russian).

25. Grigor'ev, D. (2014). "Kak shkola formiruet u detej rossijskuyu identichnost'" [How does school shape Russian identity in children], Vospitatel'naya rabota v shkole, № 10, p. 32 (in Russian).

26. Berlyand, Yu. B., Bolotnikova, E. N., Borisova, T. S. et al. (2022). Variativnaya model' i social'no-pedagogicheskie tekhnologii formirovaniya cennostnyh orientacij detej posredstvom programmirovaniya vospitaniya v obra-zovatel'nyh organizaciyah [Variable model and socio-pedagogical technologies for the formation of children's value orientations through programming education in educational organizations], FGBNU "Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya", Moscow, p. 111 (in Russian).

27. Yulbaev, R. Z. (2023). "Grazhdanskaya identichnost': teoreticheskij analiz" [Civic Identity: Theoretical Analysis], Ob-shchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, № 5, p. 168 (in Russian).

28. Ivanova, E. A., & Zhilinskaya, M. S. (2022). "Empiricheskij opyt po formirovaniyu rossijskoj grazhdanskoj identichnosti u shkol'nikov" [Empirical experience on the formation of Russian civic identity among schoolchildren], Upravlenie obrazovaniem: teoriya ipraktika, № 5(51), p. 20 (in Russian).

29. Panichkina, M. V. (2023). "Pedagogicheskie usloviya formirovaniya grazhdanskih cennostej kak bazovoj osnovy grazhdanskoj identichnosti v usloviyah migracionnyh processov Yuga Rossii" [Pedagogical conditions for the formation of civic values as the basic foundation of civic identity in the context of migration processes in the South of Russia], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 2, p. 11 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Morales-Galvez, S., & Cetra, D. (2022). "Regulating language: Territoriality and personality in plurinational Spain", Ethnicities, vol. 22, no. 2, p. 256 (in English).

31. Sanjaya, D. B. et al. (2021). "The Implementation of Balinese Folflore-Based Civic Education for Strengthening Character Education", Cypriot Journal of Educational Sciences, vol. 16, no. 1, pp. 303-316 (in English).

32. Feklin, V. G., Mel'nichuk, M. V., & Nikitin, P. V. (2023). "Model' formirovaniya grazhdanskoj identichnosti yazykovoj lichnosti s uchetom vliyaniya polikul'turnoj sredy vuza" [Model of formation of civil identity of linguistic personality taking into account the influence of the multicultural environment of the university], Perspektivy nauki i obra-zovaniya, № 4 (64), p. 670 (in Russian).

Вклад авторов Contribution of the authors

С. Р. Мусифуллин - разработка концепции исследования, проведение исследования, подготовка и редактирование текста.

Р. З. Юлбаев - анализ и систематизация материалов исследования.

Ф. Р. Абдрахманова - проведение и анализ эмпирического исследования.

S. R. Musifullin - development of the research concept, conducting the research, preparing and editing the text.

R. Z. Yulbaev - analysis and systematization of the research materials.

F. R. Abdrakhmanova - conducting and analyzing the empirical research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.