Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ОСНОВЫ ПРОСОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ОСНОВЫ ПРОСОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
111
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА ИДЕНТИЧНОСТИ / РАЗВИТИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Браун Ольга Артуровна, Аркузин Михаил Геннадьевич, Билан Марина Анатольевна, Аршинова Елана Владимировна

1Введение. Просоциальная активность молодежи является важнейшим социальным ресурсом общества. Одним из оснований такой активности может стать гражданская идентичность. Значение гражданской идентичности молодежи для государства подчеркивается и на законодательном уровне, в том числе в различных образовательных стандартах. С точки зрения методологии конструктивистского подхода гражданская идентичность может быть целенаправленно сформирована. Воспитание гражданственности, патриотизма - длительный процесс, включающий все институты социализации, в том числе высшее образование. Таким образом, развитие гражданской идентичности должно стать одним из основных направлений воспитательной работы со студентами вуза, эффективность которой возможна только при условии ее научной обоснованности. Целью данной статьи является теоретическое (на основе существующих подходов) и практическое (на основе проведенного эмпирического исследования) обоснование основных направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению развития гражданской идентичности как основы просоциальной активности студентов. Новизна заключается в том, что описанные результаты уточняют известное в области психолого-педагогического сопровождения развития гражданской идентичности студентов, конкретизируют представления о содержательных характеристиках гражданской идентичности студентов и основных направлениях работы по ее развитию. Методология. В статье описаны начальные этапы разработки психолого-педагогического сопровождения развития гражданской идентичности студентов. На первом этапе были выделены и описаны основные условия, факторы и механизмы развития гражданской идентичности. На втором этапе проведено эмпирическое исследование актуального состояния гражданской идентичности студентов. Использованная батарея методик позволила оценить все структурные компоненты гражданской идентичности, выявить ее сильные и слабые стороны, сформулировать основные направления коррекционной работы. Третьим этапом стало собственно выделение основных направлений реализации психолого-педагогического сопровождения гражданской идентичности студентов. Результаты. Предлагаемый подход к сопровождению развития гражданской идентичности включает работу по трем основным направлениям. Во-первых, развитие механизмов идентичности: рефлексии, категоризации и социального сравнения. Во-вторых, формирование ценностных ориентаций. В-третьих, коррекцию содержательного, аффективного и мотивационно-поведенческого компонента гражданской идентичности в соответствии с задачами, сформулированными в результате ее эмпирического изучения. Заключение. Описанные в статье направления психолого-педагогического сопровождения развития гражданской идентичности студентов носят комплексный характер и предполагают одновременное воздействие на механизмы, факторы и содержание идентичности. Разработанные с учетом этого программы позволят сформировать более устойчивую позитивную гражданскую идентичность, которая, в свою очередь, может стать основой просоциальной активности студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Браун Ольга Артуровна, Аркузин Михаил Геннадьевич, Билан Марина Анатольевна, Аршинова Елана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF CIVIL IDENTITY OF UNIVERSITY STUDENTS AS THE BASIS OF PROSOCIAL ACTIVITY

Introduction. Prosocial activity of young people is the most important social resource of society. One of the bases for such activity can be civic identity. The importance of the civic identity of youth for the state is also emphasized at the legislative level, including in various educational standards. From the point of view of the methodology of the constructivist approach, civic identity can be purposefully formed. Education of citizenship, patriotism is a long-term process that includes all institutions of socialization, including higher education. Thus, the development of civic identity should become one of the main directions of educational work with university students, the effective implementation of which is possible only if its model is scientifically substantiated. Proceeding from this, the purpose of this article is a theoretical (based on existing approaches) and practical (based on the conducted empirical research) substantiation of the main directions of work on psychological and pedagogical support for the development of civic identity, as the basis for pro-social activity of students. The novelty lies in the fact that the described results clarify what is known in the field of psychological and pedagogical support for the formation of students ‘civic identity, concretize ideas about the content characteristics of students' civic identity and the main directions of work on its development. Methodology. The article describes the initial stages of the development of psychological and pedagogical support for the development of students' civic identity. At the first stage, the article identifies and describes the main conditions, factors and mechanisms for the development of civic identity. At the second stage, an empirical study of the actual state of students' civic identity was carried out. The battery of methods used made it possible to assess all the structural components of civic identity, identify its strengths and weaknesses, and formulate the main directions of correctional work. The third stage was the actual allocation of the main directions for the implementation of psychological and pedagogical support of students' civic identity. Results. The proposed approach to supporting the development of civic identity includes work in three main areas. First, the development of identity mechanisms: reflection, categorization and social comparison. Secondly, the formation of value orientations. Third, the correction of the content, affective and motivational-behavioral component of civic identity, in accordance with the tasks formulated as a result of its empirical study. Conclusion. The directions of psychological and pedagogical support for the development of students' civic identity described in the article are of a complex nature and involve a simultaneous impact on the mechanisms, factors and content of identity. The programs developed on this basis will allow the formation of a more stable positive civic identity, which in turn can become the basis for the pro-social activity of student youth.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ОСНОВЫ ПРОСОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

ИННОВАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDUCATION

УДК/UDC 159.9

О. А. Браун, М. Г. Аркузин, Е. В. Аршинова, М. А. Билан O. Braun, M. Arkuzin, Y. Arshinova, M. Bilan

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАК ОСНОВЫ ПРОСОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ1

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF CIVIL IDENTITY OF UNIVERSITY STUDENTS AS THE BASIS OF PROSOCIAL ACTIVITY

Введение. Просоциальная активность молодежи является важнейшим социальным ресурсом общества. Одним из оснований такой активности может стать гражданская идентичность. Значение гражданской идентичности молодежи для государства подчеркивается и на законодательном уровне, в том числе в различных образовательных стандартах. С точки зрения методологии конструктивистского подхода гражданская идентичность может быть целенаправленно сформирована. Воспитание гражданственности, патриотизма - длительный процесс, включающий все институты социализации, в том числе высшее образование. Таким образом, развитие гражданской идентичности должно стать одним из основных направлений воспитательной работы со студентами вуза, эффективность которой возможна только при условии ее научной обоснованности. Целью дан-

ной статьи является теоретическое (на основе существующих подходов) и практическое (на основе проведенного эмпирического исследования) обоснование основных направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению развития гражданской идентичности как основы просоциальной активности студентов. Новизна заключается в том, что описанные результаты уточняют известное в области психолого-педагогического сопровождения развития гражданской идентичности студентов, конкретизируют представления о содержательных характеристиках гражданской идентичности студентов и основных направлениях работы по ее развитию.

Методология. В статье описаны начальные этапы разработки психолого-педагогического сопровождения развития гражданской идентичности студентов. На первом этапе были выделены и описаны основные

1 Материалы V Межрегионального молодежного научно-образовательного форума «RE: ПОСТ: патриотизм, образование, студенчество» (г. Кемерово, 2020 г.).

Materials of Fifth (V) Interregional Youth Science and Education Forum "RE:POST: Patriotism, Education, Studentship" (Kemerovo, 2020).

условия, факторы и механизмы развития гражданской идентичности. На втором этапе проведено эмпирическое исследование актуального состояния гражданской идентичности студентов. Использованная батарея методик позволила оценить все структурные компоненты гражданской идентичности, выявить ее сильные и слабые стороны, сформулировать основные направления коррекционной работы. Третьим этапом стало собственно выделение основных направлений реализации психолого-педагогического сопровождения гражданской идентичности студентов.

Результаты. Предлагаемый подход к сопровождению развития гражданской идентичности включает работу по трем основным направлениям. Во-первых, развитие механизмов идентичности: рефлексии, категоризации и социального сравнения. Во-вторых, формирование ценностных ориентаций. В-третьих, коррекцию содержательного, аффективного и мотивационно-поведенческого компонента гражданской идентичности в соответствии с задачами, сформулированными в результате ее эмпирического изучения.

Заключение. Описанные в статье направления психолого-педагогического сопровождения развития гражданской идентичности студентов носят комплексный характер и предполагают одновременное воздействие на механизмы, факторы и содержание идентичности. Разработанные с учетом этого программы позволят сформировать более устойчивую позитивную гражданскую идентичность, которая, в свою очередь, может стать основой просоциальной активности студенческой молодежи.

Introduction. Prosocial activity of young people is the most important social resource of society. One of the bases for such activity can be civic identity. The importance of the civic identity of youth for the state is also emphasized at the legislative level, including in various educational standards. From the point of view of the methodology of the constructivist approach, civic identity can be purposefully formed. Education of citizenship, patriotism is a long-term process that includes all institutions of socialization, including higher education. Thus, the development of civic identity should become one of the main directions of educational work with university students, the effective implementation of which is possible only if its model is scientifically substantiated. Proceeding from this, the purpose of this article is a theoretical (based on existing approaches) and practical (based on the conducted empirical research) substantiation of the main directions of work on psychological and pedagogical support for the development of civic identity, as the basis for pro-social activity of students. The nov-

elty lies in the fact that the described results clarify what is known in the field of psychological and pedagogical support for the formation of students 'civic identity, concretize ideas about the content characteristics of students' civic identity and the main directions of work on its development.

Methodology. The article describes the initial stages of the development of psychological and pedagogical support for the development of students' civic identity. At the first stage, the article identifies and describes the main conditions, factors and mechanisms for the development of civic identity. At the second stage, an empirical study of the actual state of students' civic identity was carried out. The battery of methods used made it possible to assess all the structural components of civic identity, identify its strengths and weaknesses, and formulate the main directions of correctional work. The third stage was the actual allocation of the main directions for the implementation of psychological and pedagogical support of students' civic identity.

Results. The proposed approach to supporting the development of civic identity includes work in three main areas. First, the development of identity mechanisms: reflection, categorization and social comparison. Secondly, the formation of value orientations. Third, the correction of the content, affective and motivational-behavioral component of civic identity, in accordance with the tasks formulated as a result of its empirical study.

Conclusion. The directions of psychological and pedagogical support for the development of students' civic identity described in the article are of a complex nature and involve a simultaneous impact on the mechanisms, factors and content of identity. The programs developed on this basis will allow the formation of a more stable positive civic identity, which in turn can become the basis for the prosocial activity of student youth.

Ключевые слова: гражданская идентичность, структура идентичности, развитие идентичности, патриотизм, студенты, психолого-педагогическое сопровождение.

Keywords: civic identity, identity structure, identity development, patriotism, students, psychological and pedagogical support.

Введение

Молодежь является важнейшим ресурсом любого общества. Этот тезис наглядно подтвердила ситуация пандемии, в которой волонтерская деятельность молодых людей, студентов приобрела особую значимость.

В основе добровольческой деятельности может лежать как внешняя, так и внутренняя мотивация.

В случае внешней мотивации смыслом такой деятельности будет получение каких-то дополнительных выгод. Такая мотивация не является устойчивой, однако, благодаря механизму сдвига мотива на цель, может в итоге привести к тому, что волонтерство само по себе обретет личностный смысл.

Более предпочтительной является внутренняя мотивация, она устойчива и не зависит от внешних факторов. Психологическим основанием развития внутренней мотивации является направленность личности, ее ценности и смыслы, морально-нравственные ориентиры и Я-концепция, в том числе гражданская идентичность как чувство субъективной связанности со своей страной, согражданами и ответственности за происходящее. Как отмечает Г. В. Люткене: «В волонтерской деятельности наиболее ярко проявляются такие гражданские качества как гражданская идентичность и гражданская активность» [цит. по: 13, с. 107].

Обобщая, можем утверждать, что волонтерская деятельность и просоциальная активность в более широком смысле имеют двустороннюю связь с гражданской идентичностью. С одной стороны, волонтер-ство позволяет реализовать поведенческий компонент идентичности, проявить ее, что в свою очередь подкрепляет идентичность, формирует ее целостную структуру. С другой стороны, именно идентичность может стать основанием мотивации просоциальной активности молодежи.

Молодежь, в силу особенностей возраста, весьма подвержена внешним влияниям и остро нуждается в идентификационных основаниях. Развитие молодежи, формирование ее ценностей, норм, жизненной позиции осуществляется в процессе накопления и индивидуализации опыта, в том числе в ходе обучения и воспитания [16].

Современная педагогика вводит формирование гражданской идентичности в число стратегических приоритетов образовательной деятельности. С 2006 г. наметилась тенденция связывать воспитательную деятельность школы с формированием у учащихся российской идентичности, в частности, в рамках программы «Строим школу будущего» формирование российской идентичности было обозначено как одна из стратегических целей образовательного процесса.

Значение гражданственности и патриотизма подчеркивается и на государственном уровне. Практически во всех государственных программах и указах Президента, связанных с детьми, воспитанием и молодежной политикой, подчеркивается значение патриотизма как ценности. С 2008 г. при под-

готовке стандартов второго поколения коллективом разработчиков во главе с Н. Никандровым, А. Кондаковым и Л. Кезиной одним из центральных направлений воспитательной работы было признано формирование идентичности, в том числе гражданской [2].

Таким образом, актуальность статьи обусловлена сложившимся в настоящее время противоречием между общепризнанным значением гражданской идентичности молодежи как основы ее просоциаль-ной активности и значимого общественного ресурса и недостаточной разработанностью ее психолого-педагогического сопровождения в условиях высших учебных заведений.

В современной науке существуют различные подходы к определению гражданской идентичности (А. А. Николаева, Т. В. Бугайчук, Н. Л. Иванова и Г. Б. Мазилова, С. Н. Голикова, И. В. Вилкова, А. С. Бат-насунов, Т. С. Сергеева, Е. А. Озерова и др.) [3; 7-9; 11; 14; 15]. Анализ этих подходов позволил рассматривать гражданскую идентичность как комплексный феномен, включающий элементы социальной идентичности (идентичность с согражданами), средовой (идентичность с местом проживания) и мировоззренческой (идентичность с государством как объектом психической реальности, его культурными ценностями). Таким образом, мы определяем гражданскую идентичность как сложное, когнитивно-ценностное образование, выражающееся в субъективной значимости своей гражданской принадлежности, основанное на осознании себя гражданином своей страны и ощущении связанности, причастности к ее судьбе и сообществу граждан [5].

Все виды идентичности личности в совокупности образуют Я-концепцию. В целом Я-концепция представляет собой иерархически организованную систему идентичностей личности, каждая из которых означает наличие субъективной связанности с определенным значимым объектом психической реальности. В структуре каждого отдельного вида идентичности можно выделить когнитивный и аффективный компоненты, а также мотивационный потенциал. В совокупности когнитивный и аффективный компоненты всех идентичностей, входящих в Я-концепцию, образуют Я-образ и интегральную самооценку.

Развитие идентичности начинается в самом раннем возрасте. На этот процесс оказывают влияние индивидуальные и социальные факторы. К индивидуальным относят: особенности социализации и воспитания в семье, школе и ближайшем социальном окружении; личностные особенности, в том числе уровень развития самосознания и рефлексии лич-

ности, характеристики направленности, автобиографической памяти, когнитивные характеристики (способности к анализу, сопоставлению, когнитивная сложность) и т. д. Вторая группа включает социальные факторы и особенности межгрупповых отношений. Разнородность социальной среды, возможность межгрупповых контактов и сравнения, собственно, и «запускают» формирование идентичности. Идентичность - это всегда результат сопоставления, процессы идентификации и дифференциации неразрывно связаны, поэтому для развития идентичности необходимо искусственно создавать ситуации сравнения таким образом, чтобы сохранялся позитивный эмоциональный фон, а восприятие других социальных групп (или людей) шло в форме сопоставления. Эти задачи могут быть успешно решены в рамках образовательно-воспитательного процесса на всех уровнях образования.

Нам представляется, что в развитии гражданской идентичности могут быть выделены определенные стадии. Так, на первой (предварительной) стадии происходит формальное принятие своей гражданской принадлежности как некоего факта. На следующей, при определенных условиях, происходит накопление информации и формирование отношения к своей гражданской принадлежности, в результате которого гражданственность либо становится ценностью, либо отвергается личностью, формализуется и обособляется.

В настоящее время гражданское воспитание начинается в дошкольных образовательных учреждениях и продолжается в период обучения в школе. Однако к моменту поступления в вуз становление личности и ее направленности продолжается. Самосознание и ценностно-смысловая сфера личности в этом возрасте еще пластичны, подвержены внешним воздействиям, поэтому воспитательная работа в вузе имеет не меньшее значение, чем в школе или дошкольном учреждении. При этом необходимо учитывать, что на более ранних стадиях идентичность формируется в результате некритического принятия внешних оценок, а на более поздних - осознанного выбора.

Образовательная среда вуза создает специфические психолого-педагогические условия и факторы, учет которых является необходимым этапом в разработке психолого-педагогического сопровождения становления гражданской идентичности студентов.

Изучением понятия «педагогические условия» занимались многие отечественные ученые: В. И. Андреев, А. Я. Найн, Н. М. Яковлева, Н. В. Ипполитова, М. В. Зверева, Н. М. Борытко, Т. В. Минакова и др. Так, Т. В. Минакова выделяет когнитивные, аксиоло-

гические и праксиологические педагогические условия. В свою очередь Л. Б. Шнейдер, анализируя особенности становления гражданского мировосприятия, описывает следующие необходимые социальные условия: образование, приобщение к культуре, включенность в профессиональную деятельность, реализацию независимого целеполагания и жизненной активности, принятие ответственности, рефлексию бытия [10]. При этом она выделяет три группы источников и факторов становления гражданственности. Первая включает позитивную оценку себя как гражданина, своей принадлежности к социальной группе сограждан, положительную окрашенность информации о своей гражданской принадлежности. Вторая -формирование ответственности за судьбу Родины и принятие своих гражданских прав и обязанностей. Третья группа связана собственно с личностным развитием, в том числе особенностями самопринятия, направленности и мотивации.

Таким образом, под психолого-педагогическими условиями развития гражданской идентичности мы понимаем любые характеристики образовательного процесса, оказывающиеся значимыми и опосредующие развитие гражданской идентичности студентов. К таким условиям могут быть отнесены: организационные (различные техники и формы работы с молодежью, способы организации педагогического и воспитательного процессов, создание ситуации выбора); когнитивные (содержание учебного материала и воспитательных мероприятий); аксиологические (ориентация на ценности патриотизма, толерантности и т. д.).

Помимо условий, создающих некий фон, мы выделили и факторы образовательного процесса, оказывающие более направленное влияние на развитие Я-концепции студентов. Эти факторы были сгруппированы в три блока: связанные с естественным процессом взросления; общие характеристики образовательного процесса; факторы, связанные с особенностями конкретного обучения [6].

Учет как факторов, так и условий становления гражданской идентичности необходим для разработки ее эффективного психолого-педагогического сопровождения, выбора ключевых точек и методов воздействия.

И. В. Кожанов, Т. Н. Петрова, И. Г. Белякова и другие в качестве возможных направлений формирования гражданственности описывают практически все виды воспитания: нравственное, исторические, профессиональное, экологическое, политико-правовое, патриотическое [4; 12]. При этом патриотическое воспитание молодежи является одним из наи-

более реализуемых направлений. Однако, проведя исследование патриотизма студентов двух вузов г. Москвы, В. А. Касамара и А. А. Сорокина констатируют наличие у них так называемого милитаристского патриотизма, построенного на изучении войн и конфликтов с другими государствами. Такой патриотизм, по мнению исследователей, несет в себе деструктивный потенциал и не позволяет сформировать подлинную гражданскую идентичность [10]. В то же время другие исследователи, например А. В. Абрамова, рассматривают патриотизм как маркер сформированно-сти гражданской идентичности.

В свою очередь модель формирования гражданской идентичности, предлагаемая О. Д. Пахолко, ориентирована на ее структурные компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный, деятельностный [1].

Как показывают исследования, появление новых видов идентичности может происходить в результате включения элементов из вне (интериоризация, идентификация) или на основе порождения изнутри системы (конструирование, рефлексия, социальное сравнение). При этом формирование нового вида идентичности может «запускаться» либо ее эмоциональным компонентом (привлекательность для личности), либо содержательным (совпадение ценностного содержания данной идентификации с ценностными ориентациями личности).

Обобщая теоретические представления о механизмах и факторах развития идентичности, мы полагаем, что работа по развитию гражданской идентичности студентов должна вестись сразу в нескольких направлениях:

- развитие универсальных механизмов идентичности;

- актуализация и развитие собственно гражданской идентичности;

- формирование соответствующих ценностных ориентаций (ценность государства, сограждан, прошлых и актуальных достижений и т. д.).

Именно такое комплексное сопровождение позволит учесть специфику условий и добиться наилучших результатов.

Методология

Исходя из методологии конструктивистского подхода, гражданская идентичность может быть целенаправленно сформирована в рамках образовательного и воспитательного процессов в вузе.

Первый этап разработки психолого-педагогического сопровождения гражданской идентичности сту-

дентов был посвящен теоретическому анализу актуального состояния исследований в этой области, выделению факторов и условий, существенных для развития идентичности студентов.

Вторым этапом стало проведение эмпирического исследования, направленного на изучение актуального состояния гражданской идентичности студентов.

Для сбора данных в исследовании был использован комплекс качественных и количественных методов, направленных на изучение характеристик когнитивного, эмоционально-оценочного (аффективного) и мотивационно-поведенческого компонентов гражданской идентичности и ее места в структуре Я-кон-цепции личности.

Оценка субъективной значимости гражданской идентичности, ее места в Я-концепции, степень осознанности осуществлялись при помощи теста М. Куна и Т. Мак-Партланда «Тест двадцати утверждений самоотношения» (в модификации Т. В. Румянцевой). Для изучения имплицитных характеристик содержательного и аффективного компонентов гражданской идентичности применялся метод контент-анализа сочинений на тему «Моя страна Россия». Структурные компоненты гражданской идентичности исследовались при помощи «Опросника гражданина» О. С. Дейнека; методики измерения выраженности гражданской идентичности Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко; шкал «национализм» и «патриотизм» вопросника программы Международного социального опроса (^Р); специально разработанной анкеты.

Исследование проходило в феврале 2020 г. на базе социально-психологического института КемГУ. В опросе приняли участие 47 студентов. Подробно исследование и его результаты описаны в предыдущих наших публикациях [5].

Выделенные факторы и условия развития гражданской идентичности, а также результаты эмпирического исследования позволили сформулировать основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению гражданской идентичности студентов вуза.

Результаты

В целом в результате эмпирического исследования было установлено, что гражданская идентичность является значимым элементом Я-концепции студентов. Она может быть актуализированной (проявляется при использовании как прямых, так и косвенных методов диагностики), потенциальной (проявляется в ситуации выбора, при прямой диагностике) и формальной.

В структуре гражданской идентичности студентов доминирует аффективный компонент. Содержательной основой позитивной идентичности являются представления об исторических достижениях России, ее роли на международной арене, средовые характеристики. Наиболее проблемными зонами являются отношение к власти, оценка социальных и экономических перспектив. К основным проблемам современной России респонденты относят коррупцию и безработицу. Мотивационный компонент гражданской идентичности характеризуется наличием представлений о законе как основном регуляторе социального взаимодействия. Примерно треть студентов демонстрирует миграционный потенциал.

Для студентов с несформированной гражданской идентичностью характерна более низкая оценка перспектив, актуального состояния и исторических достижений России. Иждивенческая позиция по отношению к государству сопровождается более низким уровнем социального оптимизма и доверия к власти.

Таким образом, в задачи психолого-педагогического сопровождения развития гражданской идентичности входят: поиск оснований идентичности; формирование более позитивной оценки истории, актуального состояния и перспектив России; формирование функциональных и партнерских отношений к власти и государству.

Обобщая полученные теоретические и эмпирические результаты, мы полагаем, что психолого-педагогическое сопровождение гражданской идентичности студентов должно вестись по нескольким направлениям:

1) развитие общих универсальных механизмов идентичности, таких как рефлексия;

2)развитие собственно гражданской идентичности (в соответствии с полученными результатами эмпирического исследования актуального состояния гражданской идентичности студентов);

3) создание ситуаций, актуализирующих гражданскую идентичность, в том числе ситуаций выбора и социального сравнения;

4) формирование соответствующих ценностных ориентаций (ценность государства, сограждан, прошлых и актуальных достижений и т. д.) (рис. 1).

Деятельность по каждому направлению может реализовываться как в учебной, так и в воспитательной работе. При этом нужно учитывать, что милитаристский патриотизм и ориентация на прошлое в выборе оснований для формирования гражданской идентичности не являются оптимальными, необходимо искать в современной России те характеристики, которыми можно гордиться.

В рамках учебного процесса для развития гражданской идентичности могут быть использованы активные и интерактивные методы, направленные на осознание своей гражданской принадлежности, субъективного смысла гражданской идентичности, дифференцирующих признаков. Одновременно в рамках содержания учебных дисциплин необходимо делать акцент на достижения, сильные стороны современной России.

Во внеучебной работе широко могут быть использованы мероприятия по развитию патриотизма, в том числе различные викторины, военно-спортивные игры, массовые мероприятия, посвященные памятным датам и демонстрирующие связь поколений. При этом крайне важно избегать принудительного участия, формализации процесса, поскольку это

Гражданская идентичность студентов

(Развитие механизмов ^Ч

идентичности: рефлексия, \

социальное сравнение, }

категоризация У

1

ррекции ^Ч

Мероприятия по коррекции содержательного, аффективного \ и мотивационно-поведенческого у компонентов идентичности

Рис. 1. Основные направления воздействия в процессе психолого-педагогического сопровождения

развития гражданской идентичности

не только не даст необходимого эффекта, но и приведет к обратной ситуации.

Большим потенциалом в развитии гражданской идентичности обладает проектный метод. Разработка и реализация проекта задействуют как когнитивные, эмоциональные, так и поведенческие компоненты идентичности. В ситуации, когда проект реализуется группой, дополнительное воздействие оказывают и групповые механизмы. Оптимальный вариант -если предлагаемые и реализуемые проекты будут носить просоциальный характер. Осознание значимости собственной деятельности, своей причастности к происходящему в городе, стране является важным ресурсом развития и реализации гражданской идентичности.

Развитие самосознания и рефлексии может осуществляться в рамках специальных творческих заданий, дискуссий, тренингов. Дискуссии, как и другие разновидности нарративного метода, являются одним из основных способов развития идентичности, в том числе гражданской, поскольку позволяют решать сразу несколько задач: актуализируют ситуацию выбора и социального сравнения, позволяют осознать и сформулировать собственную точку зрения (развитие рефлексии), получить новые факты и информацию (содержательный компонент). Кроме того, как показывают исследования К. Левина, решения, сформулированные в ходе дискуссии, легче принимаются и с большей вероятностью приводят к поведенческим изменениям, то есть в нашем случае формируют более выраженный поведенческий потенциал.

Еще одним важным направлением развития гражданской идентичности является формирование определенной системы ценностных ориентаций. Как показывают исследования, ценностные ориентации тесно связаны с идентичностью, и эта связь носит двусторонний характер. С одной стороны ценности являются основным составляющим содержательного компонента идентичности. С другой стороны, принятая идентичность содержит ценностные ориентации, которые становятся своего рода фильтром для новых мировоззренческих установок и ценностей [17]. Для воздействия на ценностные ориентации личности также могут быть использованы дискуссии и различные нарративные технологии.

Заключение

Просоциальная активность молодежи имеет огромное значение как для государства в целом, так и для отдельной личности. Участие в волонтерской

деятельности, социальных проектах позволяет получить новый опыт, расширить репертуар реализуемых деятельностей и общения, а значит, является одним из механизмов развития и самореализации личности. Для того чтобы такая деятельность была не случайной, а носила осмысленный, систематический характер, в ее основе должна лежать внутренняя мотивация, одним из источников которой может стать гражданская идентичность.

Развитие гражданской идентичности является важной целью образования на всех уровнях, что подчеркивается как в официальных документах, так и различных научных работах. На этапе обучения в вузе развитие гражданской идентичности может рассматриваться как одно из центральных направлений воспитательной работы. Для того чтобы такая работа была успешной, она должна строиться с учетом организационных, когнитивных и аксиологических условий; а также влияния факторов, как отражающих закономерности естественного процесса взросления, так и общих и специфических факторов, связанных с образовательным процессом, и безусловно опираться на принципы добровольности, активности, системности, субъектности, комплексности и осмысленности.

В настоящее время описаны различные подходы к формированию гражданской идентичности. Большинство классификаций построено на выделении некоторого основного методологического подхода, несколько реже встречаются классификации, построенные на описании технологий формирования идентичности. Наиболее часто упоминаются: системный, деятельностный, этнокультурный и аксиологический подходы. Именно последний является базовым для предлагаемой модели сопровождения гражданской идентичности.

В рамках аксиологического подхода основным механизмом идентификации считается осознание общности ценностных представлений, именно такая идентификация с социальной группой имеет более целостную структуру и носит устойчивый характер.

Развитие гражданской идентичности в учебном процессе должно проводиться в несколько этапов, важнейшим из которых является диагностика ее актуального состояния. Результаты проведенного эмпирического исследования доказывают важную роль гражданской идентичности в структуре Я-концепции, подтверждают наличие трехкомпонентной структуры идентичности и свидетельствуют о доминировании в структуре гражданской идентичности студентов аффективного компонента. Содержательной основой

позитивной идентичности являются представления об исторических достижениях России, ее роли на международной арене, средовые характеристики. В свою очередь для студентов с несформированной гражданской идентичностью характерны более низкая оценка перспектив, актуального состояния и исторических достижений России, более низкий уровень социального оптимизма и доверия к власти.

Таким образом, предварительная диагностика необходима для оценки степени развития и особенностей всех структурных компонентов гражданской идентичности, а также ее места в структуре Я-концепции личности, что позволит подобрать наиболее релевантные направления и методы воздействия.

Конструирование и поддержание позитивной гражданской идентичности невозможно без учета механизмов, условий, факторов и закономерностей ее развития. Исходя из этого, предлагаемые нами направления работы по сопровождению развития гражданской идентичности носят комплексный характер и предполагают одновременное воздействие на механизмы развития идентичности, ее структурные компоненты и систему ценностных ориентаций личности.

Представленная статья описывает только первые шаги по разработке программы психолого-педагогического сопровождения гражданской идентичности студентов. Следующими этапами будут программирование - разработка конкретной программы, ее реализация и мониторинг эффективности.

Литература

1. Актуганов С. Т. Особенности гражданской идентичности студентов педагогических и непедагогических направлений подготовки // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. № 2. С. 6-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Андрюшков А. А. Формирование российской идентичности как задача образования: мировоззрение, создающее будущее // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 287-301.

3. Батнасунов А. С. Этническая идентичность молодежи полиэтнического региона как элемент гражданской идентичности // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 298-299.

4. Белякова И. Г. Формирование гражданской идентичности в образовательной среде глобализирующегося пространства // Вестник культуры и искусств. 2017. № 2 (50). С. 98-105.

5. Браун О. А., Аркузин М. Г. Содержательные характеристики гражданской идентичности студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 3. С. 744-754.

6. Динамические характеристики системы идентичности студентов-психологов в процессе обучения / О. А. Браун, М. Г. Аркузин, Е. В. Аршинова, М. А. Билан // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2019. Т. 30. С. 15-29.

7. Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А. Гражданская идентичность как условие развития гражданского общества [Электронный ресурс] // Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт : сб. материалов X Все-рос. науч. конф. Омск, 2019. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). С. 148-152.

8. Вилкова И. В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6. URL: http://human. snauka.ru/2012/06/1386.

9. Голикова С. Н. Особенности гражданской идентичности педагогов // Омский научный вестник. 2011. № 1 (95). С. 97-99.

10. Гражданское мировосприятие молодежи: феноменология, диагностика и психолого-педагогические условия формирования / И. В. Егоров, Д. В. Наумова, Л. Б. Шнейдер, А. А. Фомин. М., 2017. 102 с.

11. Иванова Н. Л., Мазилова Г Б. Гражданская идентичность и формирование гражданственности // Ученые записки педагогического института СГУ им. Г Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. № 4. С. 11-20.

12. Кожанов И. В., Петрова Т. Н. Научно-теоретические подходы и принципы формирования гражданской идентичности личности // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2013. № 1-1 (77). С. 83-89.

13. Люткене Г. В. Гражданская идентичность и гражданская активность у студентов вузов в процессе волонтерской деятельности // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2018. С. 105-110.

14. Николаева А. А. Гражданская идентичность в структуре социальных идентичностей личности // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4 (29). С. 67-70.

15. Сергеева Т. С. Гражданская идентичность современной российской молодежи // Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России : сб. науч. тр. Ульяновск, 2015. С. 142-144.

16. Цыганов М. В. Гражданская идентичность современной молодежи России: социокультурная трансформация // Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России : сб. науч. тр. Ульяновск, 2015. С. 157-160.

17. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. Структура «Я-образа» представителей различных ценностных типов // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа малой родины : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск, 2019. С. 246-253.

References

1. Aktuganov S. T. Osobennosti grazhdanskojidentichnosti studentov pedagogicheskih i nepedagogicheskih napravlenij podgotovki [Features of civil identity of students in pedagogical and non-pedagogical areas of training]. Bulletin of the Scientific Society of Students, Postgraduates and Young Scientists, 2017, no. 2, pp. 6-13. (In Russian).

2. Andryushkov A. A. Formirovanie rossijskoj identichnosti kak zadacha obrazovaniya: mirovozzrenie, sozdayushchee budushchee [Formation of Russian identity as a task of education: a worldview that creates the future]. Educational Studies. Moscow, 2011, no. 3, pp. 287-301. (In Russian).

3. Batnasunov A. S. Etnicheskaya identichnost' molodezhi polietnicheskogo regiona kak element grazhdanskoj identichnosti [Ethnic youth identity in a polyethnic region as a component of civil identity]. The World of Science, Culture and Education, 2014, no. 3 (46), pp. 298-299. (In Russian).

4. Beliakova I. G. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti v obrazovatel'nojsrede globaliziruyushchegosya prostranstva [Formation of civil identity in educational environment of the globalizing world]. Culture and Arts Herald, 2017, no. 2 (50), pp. 98-105. (In Russian).

5. Braun O. A., Arkuzin M. G. Soderzhatel'nye harakteristiki grazhdanskoj identichnosti studentov [Content of civil identity of students]. Bulletin of Kemerovo State University, 2020, vol. 22, no. 3, pp. 744-754. (In Russian).

6. Braun O. A., Arkuzin M. G., Arshinova Ye. V., Bilan M. A. Dinamicheskie harakteristiki sistemy identichnosti studentov-psihologov v processe obucheniya [Dynamic characteristics of the identity system of psychology students in the learning process]. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2019, no. 30, pp. 15-29. (In Russian).

7. Bugaychuk T. V., Koryakovtseva O. A. Grazhdanskaya identichnost' kak uslovie razvitiya grazhdanskogo obshchestva [Civil identity as a condition for the development of civil society]. Development of Political Institutions and Processes: Foreign and Domestic Experience. Proceedings of the 10th All-Russian Scientific Conference. Omsk, 2019, 1 electronic optical disk (CD-ROM), pp. 148-152. (In Russian).

8. Vilkova I. V. K voprosu ob opredelenii sushchnosti ponyatiya grazhdanskaya identichnost' [About definition of the essence of the concept of civic identity]. Humanities Scientific Researches, 2012, no. 6. Available at: http://human.snauka.ru/2012/06/1386. (In Russian).

9. Golikova S. N. Osobennosti grazhdanskojidentichnosti pedagogov [Features of civil identity of teachers]. Omsk Scientific Bulletin, 2011, no. 1 (95), pp. 97-99. (In Russian).

10. Egorov I. V., Naumova D. V. Schneider L. B., Fomin A. A. Grazhdanskoe mirovospriyatie molodyozhi: fenomenologiya, diagnostika i psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya [Civic worldview of youth: phenomenology, diagnostics and psychological and pedagogical conditions of formation]. Moscow, 2017, 102 p. (In Russian).

11. Ivanova N. L., Mazilova G. B. Grazhdanskaya identichnost' i formirovanie grazhdanstvennosti [Civil identity and formation

of civilization]. Scientific notes of the pedagogical Institute of Saratov State University named after G. G. Chernyshevsky. Series: Psychology. Pedagogy, 2010, no. 4, pp. 11-20. (In Russian).

12. Kozhanov I. V., Petrova T. N. Nauchno-teoreticheskie podhody i principy formirovaniya grazhdanskojidentichnosti lichnosti [Scientific and theoretical approaches and principles of civil identity formation of a person]. I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 1-1 (77), pp. 83-89. (In Russian).

13. Lyutkene G. V. Grazhdanskaya identichnost' i grazhdanskaya aktivnost' u studentov vuzov v processe volonterskoj deyatel'nosti [Civic identity and civic activity among university students in the process of volunteering]. Pedagogical skills and modern pedagogical technologies. Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference. Cheboksary,

2018, pp. 105-110. (In Russian).

14. Nikolaeva A. A. Grazhdanskaya identichnost' v strukture social'nyh identichnostej lichnosti [Civil identity in the structure of social identities of the individual]. Bulletin of Practical Psychology of Education, 2011, no. 4 (29), pp. 67-70. (In Russian).

15. Sergeeva T. S. Grazhdanskaya identichnost' sovremennoj rossijskoj molodezhi [Civil identity of modern Russian youth]. Problems of Civil and Regional Identity in Modern Russia. Collection of scientific papers. Ulyanovsk, 2015, pp. 142-144. (In Russian).

16. Tsyganov M. V. Grazhdanskaya identichnost' sovremennoj molodyozhi Rossii: sociokul'turnaya transformaciya [Civil identity of modern youth in Russia: socio-cultural transformation]. Problems of Civil and Regional Identity in Modern Russia. Collection of scientific papers. Ulyanovsk, 2015, pp. 157-160. (In Russian).

17. Yanitsky M. S., Seryi A. V., Braun O. A. Struktura «Ja-obraza» predstavitelej razlichnyh cennostnyh tipov [The structure of the "I-image" of representatives of various value types]. Interdisciplinary resources of economic psychology in the formation of ethnoregional identity and a positive image of a small homeland. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. Irkutsk,

2019, pp. 246-253. (In Russian).

УДК/UDC 378:004 Н. В. Бужинская, Е. С. Васева

N. Buzhinskaya, E. Vaseva

МАСТЕРМАЙНД-ГРУППЫ В СТРУКТУРЕ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ

MASTERMIND GROUPS IN THE STRUCTURE OF ONLINE LEARNING

Введение. В статье поднимается проблема недостатка живого общения в процессе онлайн-обучения студентов, обучающихся по программам высшего образования. Ограниченность общения связана часто с отсроченной реакцией преподавателя на действия обучаемого, отсутствием межличностного взаимодействия между студентами. Авторы предлагают обычную для онлайн-обучения форму взаимодей-

ствия «преподаватель - студент» расширить формой коммуникации «студент - студент» при организации объединения обучающихся в мастермайнд-группы. Проведение встреч мастермайнд-групп реализуется в структуре регламента онлайн-обучения с использованием средств телеконференций.

Методология. Исследование проведено на основе анализа отечественного и зарубежного опыта органи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.