Научная статья на тему 'ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИЙСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ» В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ'

ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИЙСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ» В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федоренко Константин Альбертович

Основным направлением реализации государственной молодежной политики в современной России является воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации. Эта работа нуждается в серьезном научно-теоретическом и научно-методическом обеспечении. Объектом исследования в данной статье стали новейшие отечественные публикации по проблематике формирования гражданской идентичности старшеклассников. Автор выделяет ряд сложившихся центров исследований гражданской идентичности (МГУ, СПбГУ, РУДН, региональные университеты Перми, Ярославля, Краснодара, Барнаула) и характеризует основные тематические кластеры исследований (теоретические аспекты изучения формирования гражданской идентичности, региональная специфика данного процесса, формирование гражданской идентичности в образовательном процессе). Новым направлением исследований стало изучение влияния цифровизации на формирование гражданской идентичности. Происходит изменение конфигурации агентов политической социализации от иерархической к гибридной и появление групп молодежи, находящихся вне пределов влияния традиционных агентов социализации; возрастает роль цифровых медиаперсон на формирование политических взглядов подростков; получают развитие цифровые технологии формирования политической и гражданской идентичности. В статье рассмотрены лакуны проблемного поля и перспективные направления дальнейших исследований. В представленных публикациях недостаточно отражены субъективная сторона процесса формирования гражданской идентичности, многосубъектность данного процесса и роль различных акторов социализации школьников. Перспективным направлением являются кросс-региональные исследования процессов формирования гражданской идентичности, особенно в субъектах федерации, интегрированных в РФ в 2014 и 2022 годах. Важной и пока нерешенной проблемой представляется существование «междисциплинарных перегородок» представителей различных отраслей социально-гуманитарного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESSES IN FORMING THE CONCEPT OF “CIVIL IDENTITY OF RUSSIAN HIGH SCHOOL STUDENTS” IN MODERN SCIENTIFIC DISCOURSE

The focal area of the youth policy in modern Russia is education of citizenship, public spirit, patriotism, continuity of traditions, respect for national history, historical, national and other traditions of the peoples of the Russian Federation. This work needs serious scientific theoretical and methodological support. The object of research in this article is the latest domestic publications on the issues of civic identity formation of high school students. The author identifies a number of established centers for civic identity research and characterizes the main thematic research clusters (theoretical aspects of studying the formation of civic identity, the regional specifics of this process, the formation of civic identity in the educational process). A new area of research has become the study of the impact of digitalization on the formation of civic identity. There is a change in the configuration of agents of political socialization from hierarchical to hybrid and the emergence of youth groups that are outside the influence of traditional agents of socialization; the role of digital media persons in shaping the political views of adolescents is growing; digital technologies for the formation of political and civic identity are being developed. The article considers the gaps in the problem field and presents promising areas for further research. In the presented publications, the subjective side of the process of formation of civic identity, the multi-level character of this process and the role of various actors in the socialization of schoolchildren are not yet sufficiently reflected. A promising direction is cross-regional studies of the processes of civic identity formation, especially in the territories integrated into the Russian Federation in 2014 and 2022. An important and yet unresolved problem is the existence of “interdisciplinary partitions” of representatives from various branches of social and humanitarian knowledge.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИЙСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ» В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ»

Научная статья УДК 323.2

DOI: 10.20323/2658-428X-2022-4-17-48-62 EDN: COEVGC

Процессы формирования понятия «гражданская идентичность

российских старшеклассников» в современном научном дискурсе

Константин Альбертович Федоренко

Аспирант кафедры государственной политики и государственного управления ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4863-2835

Аннотация. Основным направлением реализации государственной молодежной политики в современной России является воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации. Эта работа нуждается в серьезном научно-теоретическом и научно-методическом обеспечении. Объектом исследования в данной статье стали новейшие отечественные публикации по проблематике формирования гражданской идентичности старшеклассников. Автор выделяет ряд сложившихся центров исследований гражданской идентичности (МГУ, СПбГУ, РУДН, региональные университеты Перми, Ярославля, Краснодара, Барнаула) и характеризует основные тематические кластеры исследований (теоретические аспекты изучения формирования гражданской идентичности, региональная специфика данного процесса, формирование гражданской идентичности в образовательном процессе). Новым направлением исследований стало изучение влияния цифровизации на формирование гражданской идентичности. Происходит изменение конфигурации агентов политической социализации от иерархической к гибридной и появление групп молодежи, находящихся вне пределов влияния традиционных агентов социализации; возрастает роль цифровых медиаперсон на формирование политических взглядов подростков; получают развитие цифровые технологии формирования политической и гражданской идентичности. В статье рассмотрены лакуны проблемного поля и перспективные направления дальнейших исследований. В представленных публикациях недостаточно отражены субъективная сторона процесса формирования гражданской идентичности, многосубъектность данного процесса и роль различных акторов социализации школьников. Перспективным направлением являются кросс-региональные исследования процессов формирования гражданской идентичности, особенно в субъектах федерации, интегрированных в РФ в 2014 и 2022 годах. Важной и пока нерешенной проблемой представляется существование «междисциплинарных перегородок» представителей различных отраслей социально-гуманитарного знания.

© Федоренко К. А., 2022

48

К. А. Федоренко

Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданственность, патриотизм, политическая социализация, система образования, старшеклассники, социально-гуманитарные исследования, отечественный научный дискурс

Для цитирования: Федоренко К. А. Процессы формирования понятия «гражданская идентичность российских старшеклассников» в современном научном дискурсе // Социально-политические исследования. 2022. № 4 (17). С. 48-62. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-4-17-48-62. https://elibrary.ru/coevgc.

Original article

The processes in forming the concept of "civil identity of russian high school students" in modern scientific discourse

Konstantin A. Fedorenko

Post-graduate student of department of public policy and public administration, Kuban state university, Krasnodar

[email protected], https://orcid.org/0000-0003-4863-2835

Abstract. The focal area of the youth policy in modern Russia is education of citizenship, public spirit, patriotism, continuity of traditions, respect for national history, historical, national and other traditions of the peoples of the Russian Federation. This work needs serious scientific theoretical and methodological support. The object of research in this article is the latest domestic publications on the issues of civic identity formation of high school students. The author identifies a number of established centers for civic identity research and characterizes the main thematic research clusters (theoretical aspects of studying the formation of civic identity, the regional specifics of this process, the formation of civic identity in the educational process). A new area of research has become the study of the impact of digitalization on the formation of civic identity. There is a change in the configuration of agents of political socialization from hierarchical to hybrid and the emergence of youth groups that are outside the influence of traditional agents of socialization; the role of digital media persons in shaping the political views of adolescents is growing; digital technologies for the formation of political and civic identity are being developed. The article considers the gaps in the problem field and presents promising areas for further research. In the presented publications, the subjective side of the process of formation of civic identity, the multilevel character of this process and the role of various actors in the socialization of schoolchildren are not yet sufficiently reflected. A promising direction is cross-regional studies of the processes of civic identity formation, especially in the territories integrated into the Russian Federation in 2014 and 2022. An important and yet unresolved problem is the existence of "interdisciplinary partitions" of representatives from various branches of social and humanitarian knowledge.

Keywords: civic identity; patriotism; public spirit; political socialization; system of education; high school students; social and humanitarian research; domestic scientific discourse

Процессы формирования понятия «гражданская идентичность российских 49 старшеклассников» в современном научном дискурсе

For citation: Fedorenko K. A. The processes in forming the concept of "civil identity of russian high school students" in modern scientific discourse. Social and political researches. 2022;4(17):48-62. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-4-17-48-62. https://elibrary.ru/coevgc.

Введение

Формирование гражданской идентичности закреплено как приоритет государственной молодежной политики в целом ряде нормативно-правовых документов. В «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года формирование гражданской идентичности утверждается как одно из ключевых направлений работы с молодежью, в том числе в образовательных учреждениях. В принятом в 2020 году федеральном законе «О молодежной политике в Российской Федерации» [Федеральный закон ... ] основным направлением реализации государственной молодежной политики названо воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации (статья 6 указанного закона). Помимо объективной необходимости стимулом для законодателей стала неконвенциональная политическая активность молодежи, прежде всего школьников. Реализация названного приоритета молодежной политики нуждается в научной поддержке как на теоретическом, так и на прикладном уровне. В последние

несколько лет наблюдается значительный рост опубликованных работ по проблематике формирования гражданской идентичности школьников. Этому способствовало, в том числе и проведение конкурсов РФФИ-ЭИСИ, активно поддерживающих проекты, направленные на исследование формирования гражданской идентичности молодежи. Сложились центры и проблемные группы изучения гражданской идентичности молодежи, в том числе старшеклассников, в Московском государственном университете, Санкт-Петербургском университете, Российском университете дружбы народов и в региональных университетах Перми, Ярославля, Краснодара, Барнаула. Представленные в данной статье работы находятся в основном в проблемном поле политической науки, но сама природа исследуемого феномена требует междисциплинарного подхода, поэтому представлены статьи педагогов, психологов, социологов, историков. Мы выделили несколько смысловых направлений исследований процесса формирования гражданской идентичности старшеклассников, четко обозначенных в значительном корпусе публикаций по проблематике.

Результаты исследования

Теоретической основой исследований гражданской идентичности

50

К. А. Федоренко

молодежи чаще всего вступают предложенный Л. М. Дробижевой концепт национально-государственной идентичности [Дробижева, 2017] и интерпретация понятия «гражданская идентичность» И. С. Семененко [Семененко, 2017]. «Гражданская идентичность маркирует членство в макрополитическом сообществе и предполагает самоидентификацию индивида с ее политической культурой и институтами» [Семененко, 2017, с. 354]. Несмотря на то, что во многих исследованиях, особенно педагогического профиля, понятия «гражданская идентичность», «патриотизм» и «гражданственность» рассматриваются как синонимы, благодаря усилиям ряда авторов мы можем их операционализировать. Так, в трудах представителей политико-психологической школы МГУ [Селезнева, 2020; Самсонова, 2020] концептуализировано понятие гражданственности. Авторы полагают, что «гражданственность можно рассматривать как интегративную характеристику личности, которая определяется целым комплексом компонентов - когнитивных, ценностно-мотивационных, эмоциональных, поведенческих, находит свое выражение во взаимоотношении с государством и обществом. Ее основные признаки - гражданский долг и гражданская ответственность, гражданская активность; осознание личностью своей гражданской идентичности и др.» [Селезнева, 2020, с. 103]. Патриотизм понимается как форма идентичности, конструируемая при множественности акторов и

высокой конкурентности этого процесса. По мнению М. Ю. Мартынова, Л. А. Фадеевой, А. И. Габеркорн, «гражданский патриотизм можно определить как особую ценностную установку политического сознания, формирующую специфические формы общественных отношений и деятельности, связанные с поддержкой и защитой гражданином политических институтов, отражающих его интересы» [Мартынов, 2020, с. 115].

Процессы формирования гражданской идентичности молодежи в условиях социокультурной трансформации в современной России стали предметом исследований представителей ярославской политологической школы [Бугайчук, 2022; Бугайчук, 2019]. Авторами раскрываются важные содержательные характеристики становления гражданской идентичности молодого поколения в условиях социокультурной трансформации современной России с феноменологических позиций на основе инте-гративного подхода, в том числе дуальность и противоречивость становления гражданской идентичности у молодого поколения в связи с мировой глобализаций и культурными трансформационными процессами в России; влияние западных идей автономии и коллективистских традиций российского менталитета на становящуюся личность; возрастные особенности формирования гражданской идентичности.

Особенностям формирования гражданской идентичности и пат-

Процессы формирования понятия «гражданская идентичность российских 51 старшеклассников» в современном научном дискурсе

риотизма старших школьников посвящены статьи, многие из которых представляют собой результаты интерпретации социологических исследований общероссийского масштаба [Кочетова, 2019; Евгеньева, 2014; Вяземский, 2013]. Россия отличается выраженным социокультурным многообразием, поэтому особенно важны исследования, выделяющие региональный компонент процесса формирования гражданской идентичности старшеклассников [Гуляева, 2018; Кругликова, 2022]. Достаточно большой пул исследований представляют собой исследовательские кейсы, раскрывающие диалектику общего и особенного в формировании гражданской идентичности школьников в различных российских регионах, в том числе на Юге России [Колесникова, 2018] и в Сибири [Лисаускене, 2019], на Урале [Вишневский, 2018], в Ярославле [Рожков, 2011]. В последние годы ряд масштабных исследовательских проектов по изучению гражданской идентичности и патриотизма старшеклассников Сибирского федерального округа выполнен научным коллективом Алтайского госуниверситета [Асеев, 2022; Асеев, 2020; Асеев, 2021; Асеева, 2021]. Авторы дают оценку степени влияния особенностей регионов, их социокультурной, информационной и институциональной среды на понимание старшими школьниками содержания патриотизма, характеризуют доминирующий в их сознании тип патриотизма и отношение к патриотическому

воспитанию в современной России. В результате исследований им удалось выявить большую распространенность модели «слепого» патриотизма и его понимания в де-ятельностном аспекте среди учащихся из национальных республик и «конструктивного» патриотизма в сознании молодежи административных регионов. В качестве детерминант данного размежевания определены социокультурные особенности среды, ценностные ориентации, текущий и потенциальный уровень политического участия молодежи, уровень ее доверия общественно-политическим институтам.

Чрезвычайно важным в исследовании как институциональных, так и процессуальных аспектов формирования гражданской идентичности старшеклассников является выявление субъектов и технологий деятельности в этом направлении. Можно констатировать, что публикации этого плана составляют большую часть выявленных нами работ и в то же время они несут наименьшую нагрузку в плане прироста научных знаний. Как правило, это работы педагогов-практиков, обобщающих их собственный опыт на уроках музыки, живописи и других дисциплин, практики проектирования, они отличаются дескриптивным стилем и полным игнорированием понятийно-категориального аппарата. К редким исключениям можно отнести исследование А. А. Эндрюшко, в котором рассматривается конструирование российской идентич-

52

К. А. Федоренко

ности в доктринальном пространстве сферы образования. Проанализирована эволюция государственных стандартов общего образования в постсоветский период от документов, осуществляющих только нормативно-правовое регулирование содержания школьного образования, к программным документам, формирующим воспитательные функции школы, среди которых основная - формирование российской гражданской идентичности. «Количественный анализ текста показал, что при заявленной цели формирования российской гражданской идентичности ее гражданская составляющая значительно уступает культурной, а при содержательном анализе очевидно доминирование эмоциональной и нормативно-ценностной составляющих, в то время как поведенческий аспект российской идентичности выражен крайне слабо» [Эндрюшко, 2021, с. 95]. Различные аспекты формирования гражданской идентичности в образовательном процессе рассматриваются в работах А. В. Селезневой и С. О. Буранок [Селезнева, 2014; Буранок, 2021].

Интересные результаты исследования о взаимосвязи исторических знаний и гражданской идентичности представлены в статьях самарских авторов, осуществивших анкетирование школьников в 11 субъектах Российской Федерации [Буранок, 2022; Буранок, 2021]. Приведены интересные эмпирические данные, демонстрирующие оценку учащимися различных методов формирования

исторического сознания как части гражданской идентичности, например, пабликов и влогов. Показателен интерес, который респонденты проявляют к родословной своей семьи и истории своего региона как части общей истории страны.

Политика памяти является важнейшим структурным компонентом политики идентичности. Ряд работ С. Г. Чухина посвящен обоснованию роли коммеморативных практик в формировании гражданской идентичности школьников [Чухин, 2021], а статья А. Ю. Рожкова и Т. Г. Рунаева - роли школьных учебников по новейшей истории региона в политике памяти [Рожков, 2021]. Предметом исследовательских интересов становится как опыт СССР по формированию советской идентичности [Новиков, 2022], так и опыт зарубежных стран, касающийся гражданской идентичности, патриотизма и молодежной политики [Галкина, 2021; Грибан, 2021].

В условиях цифровизации всех сфер общественной жизни новые технологии не могут не влиять на процессы формирования гражданской идентичности, тем более что современные старшеклассники принадлежат к поколению 2, поколению тех самых «цифровых аборигенов», весь процесс социализации которых проходит в условиях активного использования различных гаджетов. Ученые фиксируют межпоколенный цифровой разрыв в современной России [Варламова, 2022], обосновывают феномен «цифровой гражданственности»

Процессы формирования понятия «гражданская идентичность российских 53 старшеклассников» в современном научном дискурсе

[Бродовская, 2019] и «цифровой социализации» [Солдатова 2018]. Разнообразное и противоречивое влияние цифровизации на процессы конструирования национально-гражданской идентичности представлено в работе В. В. Титова [Титов, 2020]. Теоретическая рефлексия цифровой инклюзии [Плотич-кина, 2020] и анализ влияния цифровой инклюзии на процесс политической социализации школьников [Морозова, 2021] позволяют сформулировать некоторые закономерности этого процесса. Авторы определили такие векторы влияния цифровой инклюзии на политическую социализацию школьников как движение от последовательности «пяти переходов» молодежи к их наложению и связанных с этим проблемы управления многозадачностью конструирования идентич-ностей; изменение конфигурации агентов политической социализации от иерархической к гибридной и появление групп молодежи, находящихся вне пределов влияния традиционных агентов социализации; возрастающая роль цифровых ме-диаперсон на формирование политических взглядов подростков; развитие цифровых технологий формирования политической и гражданской идентичности.

Заключение

Анализ исследований процесса формирования гражданской идентичности старшеклассников (а рамки исследования включали в основном работы последних 3-5 лет) позволил увидеть как лакуны проблемного поля, так и перспективные направления дальнейших исследований. Очевидно, что субъективная сторона процесса формирования гражданской идентичности находится пока на периферии исследовательских интересов. Роль акторов данного процесса не выявлена и не получила научной оценки, в меньшей степени это касается школы, в большей - семьи, армии, молодежных движений, СМИ, сетевых сообществ. Перспективным направлением являются кросс-региональные исследования процессов формирования гражданской идентичности, особенно в субъектах федерации, интегрированных в РФ в 2014 и 2022 годах. Важной и пока нерешенной проблемой является существование «междисциплинарных перегородок» и «тоннельное научное зрение» представителей различных отраслей социально-гуманитарного знания, использование ими актуального понятийно-категориального аппарата, создание и развитие междисциплинарных научных площадок.

Библиографический список

1. Асеев С. Ю. Факторы формирования патриотических ценностей и установок у старших школьников (на примере регионов Сибирского Федерального округа) / С. Ю. Асеев, Я. Ю. Шашкова // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 3. С. 559-578. DOI: 10.15507/1991-9468.108.026.202203.559-578.

54

К. А. Федоренко

2. Асеев С. Ю. Ценностные основы идентичности школьников регионов юго-западной Сибири / С. Ю. Асеев, Д. А. Казанцев // Среднерусский вестник общественных наук. 2020. Т. 15, № 1. C. 87-98. DOI: 10.22394/2071-2367-2020-15-1-87-98.

3. Асеев С. Ю. Оценка эффективности программ патриотического воспитания старшими школьниками регионов Сибирского федерального округа / С. Ю. Асеев, Д. А. Качусов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. Т. 23, № 1. С. 97-106. DOI: 10.22363/2313-1438-2021-23-1-97-106.

4. Асеева Т. А. Представления о патриотизме школьников Сибирского федерального округа / Т. А. Асеева, Я. Ю. Шашкова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. Т. 23, № 1. С. 118-129. DOI: 10.22363/2313-1438-2021-23-1-118-129.

5. Болдырев И. И. Гражданственность и патриотизм подростков: сущность, факторы и уровни сформированности / И. И. Болдырев, И. Ф. Бережная // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019. T. 282, № 1. С. 55-58.

6. Бродовская Е. В. «Цифровая гражданственность» в оценках российской молодежи / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Р. В. Пырма, А. В. Синяков, А. А. Азаров // По-литэкс. 2019, vol. 15, no. 3, pp. 326-344. https://doi.org/10.21638/11701/spbu23.2019.301.

7. Бугайчук Т. В. Гражданская идентичность молодого поколения россиян: специфика и закономерности становления // Социально-политические исследования. 2022. № 1 (14). С. 70-80. DOI: 10.20323/2658-428X-2022-1-14-70-80.

8. Бугайчук Т. В. Политологический аспект становления гражданской идентичности и особенности социокультурной трансформации в современной России // Мир русскоговорящих стран. 2022. № 1 (11). С. 5-22. DOI: 10.20323/26587866-2022-1-11-5-22.

9. Бугайчук Т. В. Становление гражданской идентичности в условиях социально-политической реальности / Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцева // Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 5-15. DOI: 10.24411/2658-428X-2019-10334.

10. Буранок С. О. Гражданская идентичность и история: результаты всероссийского опроса школьников // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 272-287. DOI: 10.32744/pse.2022.2.16.

11. Буранок С. О. Подходы к формированию гражданской идентичности в образовательном процессе / С. О. Буранок, П. Д. Токмакова. URL: https://st-hum.ru/content/buranok-so-tokmakova-pd-podhody-k-formirovaniyu-grazhdanskoy-identichnosti-v-obrazovatelnom. (Дата обращения: 24.09.2022).

12. Буранок С.О. Формирование российской гражданской идентичности: результаты анкетирования школьников / С.О. Буранок, А. О. Водякова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, T. 23, № 79(2), 2021. С. 180-186.

13. Варламова Ю. А. Межпоколенческий цифровой разрыв в России // Мир России. 2022. 31(2). С. 51-74. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-2-51-74.

14. Вишневский Ю. Р. Гражданская идентичность молодежи Свердловской области / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов // Социум и власть. 2018. № 1(69). С. 31-39.

15. Вяземский Е. Е. Формирование российской гражданской идентичности личности школьника / Е. Е. Вяземский, Е. Б. Евладова // Образование личности. 2013. № 4. C. 44-53.

Процессы формирования понятия «гражданская идентичность российских 55 старшеклассников» в современном научном дискурсе

16. Галкина Ю. М. Патриотизм «по-французски»: европейский проект или поиск национальной идентичности? / Ю. М. Галкина, А. А. Постникова // Вопросы истории. 2021. №5-2. С. 33-48. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202105Statyi32.

17. Грибан И. В. Патриотизм, национальная идентичность и молодежная политика в современной Германии / И. В. Грибан, А. И. Голотина // Вопросы истории. 2021. № 7-1. С. 66-81. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202107Statyi05.

18. Гуляева Л. В. Сравнительное исследование патриотических ориентаций молодежи: региональная специфика / Л. В. Гуляева, Г. З. Ефимова // Siberian Socium. 2018. Т. 2, № 1. С. 53-73. DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-1-53-73.

19. Дробижева Л. М. Динамика гражданской идентичности и ее ресурс в позитивных интеграционных процессах российского общества // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 4. С. 7-22. DOI: 10.14515/monitoring.2017.4.02.

20. Евгеньева Т. В. Проблема формирования национально-государственной идентичности российских школьников. Анализ результатов исследования гражданской и национальной самоидентификации старшеклассников / Т. В. Евгеньева, В. Д. Нечаев // Ценности и смыслы. 2014. № 1(29). С. 7-21.

21. Колесникова Е. Ю. Патриотизм и гражданственность в молодежной среде на Юге России: парадигмы социологических исследований / Е. Ю. Колесникова, А. В. Лубский // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7, № 5. С. 174-183. DOI: 10.23683/2227-8656.2018.5.14.

22. Кочетова Ю. А. Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности / Ю. А. Кочетова, Е. А. Емельянова // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 4. С. 147-156. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2019110412.

23. Кругликова Г. А. Культурный потенциал региона как фактор формирования гражданской и культурной идентичности школьников // Формирование общероссийской идентичности в поликультурном социуме: научно-теоретические подходы и образовательные практики: XXVI Всероссийские с международным участием историко-педагогические чтения; гл. Екатеринбург : [Б.и.], 2022. С. 104-112.

24. Лисаускене М.В. Молодые сибиряки: жизненные ценности и модели поведения «поколения Z» (опыт исследований молодежи Иркутской области в 1991, 2013, 2018 гг.) // Siberian Socium. 2019. Т. 3, № 1. С. 46-60. DOI: 10.21684/2587-84842019-3-1-46-60.

25. Маленков В. В. Гражданственность и патриотизм в представлениях постсоветского поколения / В. В. Маленков, Н. В. Мальцева // Социология. 2020. № 5. С. 152-162.

26. Мартынов М. Ю. Патриотизм как политический дискурс в современной России / М. Ю. Мартынов, Л. А. Фадеева, А. И. Габеркорн // Полис. Политические исследования. 2020. № 2. С. 109-121. DOI: 10.17976/jpps/2020.02.08.

27. Морозова Е. В. Цифровая инклюзия как фактор политической социализации старшеклассников / Е. В. Морозова, И. В. Мирошниченко, Л. А. Шпиро // Социальные и гуманитарные знания. 2021. Т. 7, № 4. С. 378-391.

56

К. А. Федоренко

28. Мусханова И. В. Формирование патриотических чувств старшеклассников в условиях цифровой реальности / И. В. Мусханова, А. А. Хажмурадов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021. № 1. С. 79-83.

29. Новиков С. Г. Воспитание советской идентичности у школьников (1921-1941 гг.) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1. С. 153-167. DOI: 10.24412/2224-0772-2022-82-153-167.

30. Плотичкина Н. В. Цифровая инклюзия: теоретическая рефлексия и публичная политика // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 216-226. DOI: 10.17223/1998863Х/58/20.

31. Рожков А. Ю. Школьные учебники по новейшей истории Юга России как ресурс политики памяти / А. Ю. Рожков, Т. А. Рунаев // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, № 2. С. 104-123.

32. Рожков М. И. Разработка концептуальных основ воспитания гражданской идентичности ярославских школьников с учетом региональных особенностей / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, Т. Н. Сапожникова. Ярославль : Эдельвейс, 2011. 268 с.

33. Самсонова Т. Н. Патриотами не рождаются - ими становятся (о патриотическом воспитании в современной российской школе) // Война и общество в XX веке: теоретико-методологический, общественно-политический и методический аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 27 марта 2020 г., г. Екатеринбург. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 310-315.

34. Селезнева А. В. «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников / А. В. Селезнева, А. А. Азарнова // Полис. Политические исследования. 2020. № 5. С. 101-113. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.08.

35. Селезнева А. В. Роль образовательных организаций в становлении гражданского и национального самосознания школьников // Ценности и смыслы. 2014. № 1. С. 33-46.

36. Семененко И. С. Гражданская идентичность // Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Москва : Весь мир, 2017. С. 354-358.

37. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71-80. DOI: 10.17759/ sps.2018090308.

38. Титов В. В. К вопросу о конструировании национально-гражданской идентичности российской молодежи в цифровую эпоху // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 57. С. 257-264. DOI: 10.17223/1998863Х/57/24.

39. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/400056192/. (Дата обращения: 24.09.2022).

40. Чухин С. Г. Формирование гражданской идентичности школьников в процессе коммеморативных практик // Х Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: Запад и Восток,

Процессы формирования понятия «гражданская идентичность российских 57 старшеклассников» в современном научном дискурсе

воспитательные идеалы : материалы Всероссийской научной конференции, 25 марта 2021 г., г. Тара; отв. редактор О. Р. Каюмов. Омск : Амфора, 2021. С. 14-20.

41. Эндрюшко А. А. Российская идентичность и школьное образование: современный контекст // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 1. С. 95-110. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.1.7875.

Reference list

1. Aseev S. Ju. Faktory formirovanija patrioticheskih cennostej i ustanovok u starshih shkol'nikov (na primere regionov Sibirskogo Federal'nogo okruga) = Factors in formation of patriotic values and attitudes among senior schoolchildren (using the example of regions in the Siberian Federal District) / S. Ju. Aseev, Ja. Ju. Shashkova // Integracija obrazovanija. 2022. T. 26, № 3. S. 559-578. DOI: 10.15507/19919468.108.026.202203.559-578.

2. Aseev S. Ju. Cennostnye osnovy identichnosti shkol'nikov regionov jugo-zapadnoj Sibiri = Value bases for the identity of schoolchildren in the southwestern Siberian regions / S. Ju. Aseev, D. A. Kazancev // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. 2020. T. 15, № 1. C. 87-98. DOI: 10.22394/2071-2367-2020-15-1-87-98.

3. Aseev S. Ju. Ocenka jeffektivnosti programm patrioticheskogo vospitanija starshimi shkol'nikami regionov Sibirskogo federal'nogo okruga = Assessing effectiveness of patriotic education programs by senior schoolchildren in the Siberian Federal District regions / S. Ju. Aseev, D. A. Kachusov // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija. 2021. T. 23, № 1. S. 97-106. DOI: 10.22363/2313-1438-2021-23-1-97-106.

4. Aseeva T. A. Predstavlenija o patriotizme shkol'nikov Sibirskogo federal'nogo okruga = Ideas about the patriotism of schoolchildren in the Siberian Federal District / T. A. Aseeva, Ja. Ju. Shashkova // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija. 2021. T. 23, № 1. S. 118-129. DOI: 10.22363/2313-1438-2021-231-118-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Boldyrev I. I. Grazhdanstvennost' i patriotizm podrostkov: sushhnost', faktory i urovni sformirovannosti = Citizenship and patriotism of adolescents: essence, factors and levels of formation / I. I. Boldyrev, I. F. Berezhnaja // Izvestija Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. T. 282, № 1. S. 55-58.

6. Brodovskaja E. V. «Cifrovaja grazhdanstvennost'» v ocenkah rossijskoj molodezhi = "Digital citizenship" in assessing Russian youth / E. V. Brodovskaja, A. Ju. Dombrovskaja, R. V. Pyrma, A. V. Sinjakov, A. A. Azarov // Politjeks. 2019, vol. 15, no. 3, pp. 326-344. https://doi.org/10.21638/11701/spbu23.2019.301.

7. Bugajchuk T. V. Grazhdanskaja identichnost' molodogo pokolenija rossijan: specifika i zakonomernosti stanovlenija = Civil identity of the young generation of Russians: specifics and patterns of formation // Social'no-politicheskie issledovanija. 2022. № 1 (14). S. 70-80. DOI: 10.20323/2658-428X-2022-1-14-70-80.

8. Bugajchuk T. V. Politologicheskij aspekt stanovlenija grazhdanskoj identichnosti i osobennosti sociokul'turnoj transformacii v sovremennoj Rossii = Political science aspect in formation of civil identity and features of sociocultural transformation in modern Russia // Mir russkogovorjashhih stran. 2022. № 1 (11). S. 5-22. DOI: 10.20323/2658-7866-2022-1-11-5-22

58

К. А. Федоренко

9. Bugajchuk T. V. Stanovlenie grazhdanskoj identichnosti v uslovijah social'no-politicheskoj real'nosti = The formation of civil identity in the context of socio-political reality / T. V. Bugajchuk, O. A. Korjakovceva // Social'no-politicheskie issledovanija. 2019. № 1. S. 5-15. DOI: 10.24411/2658-428X-2019-10334.

10. Buranok S. O. Grazhdanskaja identichnost' i istorija: rezul'taty vserossijskogo oprosa shkol'nikov = Civic identity and history: results of an all-Russian survey of schoolchildren // Perspektivy nauki i obrazovanija. 2022. № 2 (56). S. 272-287. DOI: 10.32744/pse.2022.2.16.

11. Buranok S. O. Podhody k formirovaniju grazhdanskoj identichnosti v obrazovatel'nom processe = Approaches to the formation of civic identity in the educational process / S. O. Buranok, P. D. Tokmakova. URL: https://st-hum.ru/content/buranok-so-tokmakova-pd-podhody-k-formirovaniyu-grazhdanskoy-identichnosti-v-obrazovatelnom. (Data obrashhenija: 24.09.2022).

12. Buranok S. O. Formirovanie rossijskoj grazhdanskoj identichnosti: rezul'taty anketirovanija shkol'nikov = Formation of Russian civil identity: results of schoolchildren's survey / S. O. Buranok, A. O. Vodjakova // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki, T. 23, № 79(2), 2021. S. 180-186.

13. Varlamova, Ju. A. Mezhpokolencheskij cifrovoj razryv v Rossii = Intergenerational digital gap in Russia // Mir Rossii. 2022. 31(2). S. 51-74. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-2-51-74.

14. Vishnevskij Ju. R. Grazhdanskaja identichnost' molodezhi Sverdlovskoj oblasti = Civil identity of youth of the Sverdlovsk region / Ju. R. Vishnevskij, D. Ju. Narhov // Socium i vlast'. 2018. № 1(69). S. 31-39.

15. Vjazemskij E. E. Formirovanie rossijskoj grazhdanskoj identichnosti lichnosti shkol'nika = Formation of the Russian civil identity of the student's personality / E. E. Vjazemskij, E. B. Evladova // Obrazovanie lichnosti. 2013. № 4. C. 44-53.

16. Galkina Ju. M. Patriotizm «po-francuzski»: evropejskij proekt ili poisk nacional'noj identichnosti? = Patriotism "in French": European project or search for national identity? / Ju. M. Galkina, A. A. Postnikova // Voprosy istorii. 2021. № 5-2. S. 33-48. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202105Statyi32.

17. Griban I. V. Patriotizm, nacional'naja identichnost' i molodezhnaja politika v sovremennoj Germanii Patriotism, national identity and youth politics in modern Germany / I. V. Griban, A. I. Golotina // Voprosy istorii. 2021. № 7-1. S. 66-81. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202107Statyi05.

18. Guljaeva L. V. Sravnitel'noe issledovanie patrioticheskih orientacij molodezhi: regional'naja specifika = Comparative study of patriotic orientation of young people: regional specificity / L. V. Guljaeva, G. Z. Efimova // Siberian Socium. 2018. T. 2, № 1. S. 53-73. DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-1-53-73

19. Drobizheva L. M. Dinamika grazhdanskoj identichnosti i ee resurs v pozitivnyh integracionnyh processah rossijskogo obshhestva = Dynamics of civil identity and its resource in positive integration processes in Russian society // Monitoring obshhestvennogo mnenija: Jekonomicheskie i social'nye peremeny. 2017. № 4. S. 7-22. DOI: 10.14515/monitoring.2017.4.02.

Процессы формирования понятия «гражданская идентичность российских 59 старшеклассников» в современном научном дискурсе

20. Evgen'eva T. V. Problema formirovanija nacional'no-gosudarstvennoj identichnosti rossijskih shkol'nikov. Analiz rezul'tatov issledovanija grazhdanskoj i nacional'noj samoidentifikacii starsheklassnikov = The problem of forming the nationalstate identity of Russian schoolchildren. Analysis of the results of the study of civil and national self-identification of high school students / T. V. Evgen'eva, V. D. Nechaev // Cennosti i smysly. 2014. № 1(29). S. 7-21.

21. Kolesnikova E. Ju. Patriotizm i grazhdanstvennost' v molodezhnoj srede na Juge Rossii: paradigmy sociologicheskih issledovanij = Patriotism and citizenship in the youth environment in the South of Russia: paradigms of sociological research / E. Ju. Kolesnikova, A. V. Lubskij // Gumanitarij Juga Rossii. 2018. T. 7, № 5. S. 174183. DOI: 10.23683/2227-8656.2018.5.14.

22. Kochetova Ju. A. Psihologicheskie harakteristiki projavlenija grazhdanskoj pozicii v rannej i pozdnej junosti = Psychological characteristics of the manifestation of civic position in early and late youth / Ju. A. Kochetova, E. A. Emel'janova // Psihologo-pedagogicheskie issledovanija. 2019. T. 11, № 4. S. 147-156. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2019110412.

23. Kruglikova G. A. Kul'turnyj potencial regiona kak faktor formirovanija grazhdanskoj i kul'turnoj identichnosti shkol'nikov = The cultural potential of the region as a factor in the formation of the civil and cultural identity of schoolchildren // Formirovanie obshherossijskoj identichnosti v polikul'turnom sociume: nauchno-teoreticheskie podhody i obrazovatel'nye praktiki: XXVI Vserossijskie s mezhdunarodnym uchastiem istoriko-pedagogicheskie chtenija; gl. Ekaterinburg : [B.i.], 2022. S. 104-112.

24. Lisauskene M. V. Molodye sibirjaki: zhiznennye cennosti i modeli povedenija «pokolenija Z» (opyt issledovanij molodjozhi Irkutskoj oblasti v 1991, 2013, 2018 gg.) = Young Siberians: life values and behaviors of "generation Z" (experience in youth research in the Irkutsk region in 1991, 2013, 2018) // Siberian Socium. 2019. T. 3, № 1. S. 46-60. DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-1-46-60.

25. Malenkov V. V. Grazhdanstvennost' i patriotizm v predstavlenijah postsovetskogo pokolenija = Citizenship and patriotism in the representations of the post-Soviet generation / V. V. Malenkov, N. V. Mal'ceva // Sociologija. 2020. № 5. S. 152-162.

26. Martynov M.Ju. Patriotizm kak politicheskij diskurs v sovremennoj Rossii = Patriotism as a political discourse in modern Russia / M. Ju. Martynov, L. A. Fadeeva, A. I. Gaberkorn // Polis. Politicheskie issledovanija. 2020. № 2. S. 109-121. DOI: 10.17976/jpps/2020.02.08.

27. Morozova E. V. Cifrovaja inkljuzija kak faktor politicheskoj socializacii starsheklassnikov = Digital inclusion as a factor in the political socialization of high school students / E. V. Morozova, I. V. Miroshnichenko, L. A. Shpiro // Social'nye i gumanitarnye znanija. 2021. T. 7, № 4. S. 378-391.

28. Mushanova I. V. Formirovanie patrioticheskih chuvstv starsheklassnikov v uslovijah cifrovoj real'nosti = The formation of patriotic feelings of high school students in the context of digital reality / I. V. Mushanova, A. A. Hazhmuradov // Jekonomicheskie i gumanitarnye issledovanija regionov. 2021. № 1. S. 79-83.

60

K. A. OedopeuKD

29. Novikov S. G. Vospitanie sovetskoj identichnosti u shkol'nikov (1921-1941 gg.) = Education of Soviet identity among schoolchildren (1921-1941) // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2022. T. 1, № 1. S. 153-167. DOI: 10.24412/2224-0772-2022-82-153-167.

30. Plotichkina N. V. Cifrovaja inkljuzija: teoreticheskaja refleksija i publichnaja politika = Digital inclusion: theoretical reflection and public policy // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija. 2020. № 58. S. 216-226. DOI: 10.17223/1998863H/58/20.

31. Rozhkov A. Ju. Shkol'nye uchebniki po novejshej istorii Juga Rossii kak resurs politiki pamjati = School textbooks on the recent history of the South of Russia as a resource of memory policy / A. Ju. Rozhkov, T. A. Runaev // Juzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk. 2021. T. 22, № 2. S. 104-123.

32. Rozhkov M. I. Razrabotka konceptual'nyh osnov vospitanija grazhdanskoj identichnosti jaroslavskih shkol'nikov s uchetom regional'nyh osobennostej = Development of conceptual foundations for the education of the civil identity of Yaroslavl schoolchildren, taking into account regional features / M. I. Rozhkov, L. V. Bajborodova, T. N. Sapozhnikova. Jaroslavl' : Jedel'vejs, 2011. 268 s.

33. Samsonova T. N. Patriotami ne rozhdajutsja - imi stanovjatsja (o patrioticheskom vospitanii v sovremennoj rossijskoj shkole) = Patriots are not born -they become (about patriotic education in a modern Russian school)// Vojna i obshhestvo v XX veke: teoretiko-metodologicheskij, obshhestvenno-politicheskij i metodicheskij aspekty: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 27 marta 2020 g., g. Ekaterinburg. Ekaterinburg : Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2020. S. 310-315.

34. Selezneva A. V. «Rozhdenie grazhdanina»: politiko-psihologicheskij analiz grazhdanstvennosti rossijskih starsheklassnikov = "Birth" of a citizen: political and psychological analysis of the citizenship of Russian high school students / A. V. Selezneva, A. A. Azarnova // Polis. Politicheskie issledovanija. 2020. № 5. S. 101-113. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.08.

35. Selezneva A. V. Rol' obrazovatel'nyh organizacij v stanovlenii grazhdanskogo i nacional'nogo samosoznanija shkol'nikov = The role of educational organizations in the formation of civic and national identity of schoolchildren // Cennosti i smysly. 2014. № 1. S. 33-46.

36. Semenenko I. S. Grazhdanskaja identichnost' = Civic identity // Identichnost': Lichnost', obshhestvo, politika. Jenciklopedicheskoe izdanie. Moskva : Ves' mir, 2017. S. 354-358.

37. Soldatova G. U. Cifrovaja socializacija v kul'turno-istoricheskoj paradigme: izmenjajushhijsja rebenok v izmenjajushhemsja mire = Digital socialization in a cultural and historical paradigm: a changing child in a changing world // Social'naja psihologija i obshhestvo. 2018. Tom 9. № 3. S. 71-80. DOI: 10.17759/ sps.2018090308.

38. Titov V. V. K voprosu o konstruirovanii nacional'no-grazhdanskoj identichnosti rossijskoj molodezhi v cifrovuju jepohu = On the issue of constructing the national civil identity of Russian youth in the digital era // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija. 2020. № 57. S. 257-264. DOI: 10.17223/1998863H/57/24.

Процессы формирования понятия «гражданская идентичность российских 61 старшеклассников» в современном научном дискурсе

39. Federal'nyj zakon ot 30 dekabrja 2020 g. № 489-FZ «O molodjozhnoj politike v Rossijskoj Federacii» = Federal Law of December 30, 2020 No. 489-FZ "On Youth Policy in the Russian Federation". URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/400056192/. (Data obrashhenija: 24.09.2022).

40. Chuhin S. G. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti shkol'nikov v processe kommemorativnyh praktik = Formation of civic identity of schoolchildren in the process of commemorative practices // X Sil'vestrovskie pedagogicheskie chtenija. Duhovnost' i nravstvennost' v obrazovatel'nom prostranstve: Zapad i Vostok, vospitatel'nye idealy : materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii, 25 marta 2021 g., g. Tara; otv. redaktor O. R. Kajumov. Omsk : Amfora, 2021. S. 14-20.

41. Jendrjushko A. A. Rossijskaja identichnost' i shkol'noe obrazovanie: sovremennyj kontekst = Russian identity and schooling: modern context // Sociologicheskaja nauka i social'naja praktika. 2021. T. 9, № 1. S. 95-110. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.1.7875.

Статья поступила в редакцию 28.09.2022; одобрена после рецензирования 20.10.2022; принята к публикации 24.11.2022.

The article was submitted on 28.09.2022; approved after reviewing 20.10.2022; accepted for publication on 24.11.2022

62

К. А. Федоренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.