Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ИСТОРИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ОПРОСА ШКОЛЬНИКОВ'

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ИСТОРИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ОПРОСА ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буранок Сергей Олегович

Введение. Важным элементом в формировании гражданской идентичности выступает историческое прошлое России. Проблема формирования гражданской идентичности затрагивается в нескольких международных инициативах и резолюциях ООН: «Будущее образования», Концепция устойчивого развития до 2030 года, а также в государственных программах и стратегиях Российской Федерации. Цель исследования - изучить позицию российских школьников об историческом образовании и выяснить какие сферы, связанные с историей, патриотическим воспитанием и школьным образованием дают наиболее существенные, а какие - наименее существенные результаты в плане формирования гражданской идентичности. Материалы и методы. Для решения задач исследования был проведен масштабный опрос школьников: 5-11 класса (всего приняли участие 60052 школьника). Были задействованы образовательные организации 11-ти регионов Российской Федерации, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Составление бланковой формы опроса было основано на методике И.В. Кожанова. Результаты. Выявлено, что существуют сферы, отвечающие за формирование гражданской идентичности, где на настоящий момент достигнуты серьёзные успехи в плане вовлеченности школьников: просмотр исторических фильмов и сериалов (интерес выразили 52,3% школьников); посещение школьных и региональных музеев (интерес у 24,7%); история семьи и краеведение (63,9% школьников выразили к этому устойчивый интерес). Но, вместе с тем, существуют и проблемные области: чтение дополнительной литературы (27,5% школьников не видят необходимости в нём); знакомство с историческим образовательным контентом в сети (40,9% школьников не выразили интерес); общение на исторические темы в кругу семьи или друзей (24,4% не общаются на данные темы); знакомство с экспозициями музеев и выставок в Москве (73,5% школьников не могут посещать их); у 42% школьников не сформировано формирование чувства гордости за историческое прошлое России. Выводы. Опрос учащихся российских школ показал, что существуют сферы, отвечающие за формирование гражданской идентичности, где на настоящий момент достигнуты серьёзные успехи в плане вовлеченности школьников: просмотр исторических фильмов и сериалов; посещение школьных и региональных музеев; история семьи и краеведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СIVIC IDENTITY AND HISTORY: RESULTS OF THE ALL-RUSSIAN SURVEY OF SCHOOLCHILDREN

Introduction. The historical past of Russia is an important element in the formation of civic identity. The main focus of the author is paid to the analysis of the process of formation of Russian civic identity in connection with the history of Russia, will allow not only to identify the main directions, trends and approaches in the scientific community on this issue, but also to trace their influence on modern pedagogical trends. The aim of the study is to study the position of Russian schoolchildren on historical education and find out which spheres related to history, patriotic education and school education give the most significant and which are the least significant results in terms of the formation of civic identity. Materials and methods. To solve the research problems, a large-scale survey of schoolchildren was carried out. In terms of the number of students involved, this is one of the largest surveys in modern pedagogy. Such a significant geographical and quantitative coverage allows us to speak about the representativeness of the results obtained. The compilation of the survey form was based on the methodology of I.V. Kozhanov. Results. It was revealed that there are areas responsible for the formation of civic identity, where at the moment there have been significant successes in terms of the involvement of schoolchildren: watching historical films and TV series; visiting school and regional museums; family history and local history. But, at the same time, there are problem areas: reading additional literature; acquaintance with historical educational content on the web; communication on historical topics with family or friends; acquaintance with expositions of museums and exhibitions in Moscow; the formation of a sense of pride in the historical past of Russia. Findings. A survey of students in Russian schools showed that there are areas responsible for the formation of civic identity, where serious progress has been achieved so far in terms of the involvement of schoolchildren: watching historical films and TV series; visiting school and regional museums; family history and local history.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ИСТОРИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ОПРОСА ШКОЛЬНИКОВ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Дата публикации: 30.04.2022 УДК 378.046.4

С. О. Бурднок

Гражданская идентичность и история: результаты всероссийского опроса школьников

Введение. Важным элементом в формировании гражданской идентичности выступает историческое прошлое России. Проблема формирования гражданской идентичности затрагивается в нескольких международных инициативах и резолюциях ООН: «Будущее образования», Концепция устойчивого развития до 2030 года, а также в государственных программах и стратегиях Российской Федерации. Цель исследования - изучить позицию российских школьников об историческом образовании и выяснить какие сферы, связанные с историей, патриотическим воспитанием и школьным образованием дают наиболее существенные, а какие - наименее существенные результаты в плане формирования гражданской идентичности.

Материалы и методы. Для решения задач исследования был проведен масштабный опрос школьников: 5-11 класса (всего приняли участие 60052 школьника). Были задействованы образовательные организации 11-ти регионов Российской Федерации, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Составление бланковой формы опроса было основано на методике И.В. Кожанова.

Результаты. Выявлено, что существуют сферы, отвечающие за формирование гражданской идентичности, где на настоящий момент достигнуты серьёзные успехи в плане вовлеченности школьников: просмотр исторических фильмов и сериалов (интерес выразили 52,3% школьников); посещение школьных и региональных музеев (интерес у 24,7%); история семьи и краеведение (63,9% школьников выразили к этому устойчивый интерес). Но, вместе с тем, существуют и проблемные области: чтение дополнительной литературы (27,5% школьников не видят необходимости в нём); знакомство с историческим образовательным контентом в сети (40,9% школьников не выразили интерес); общение на исторические темы в кругу семьи или друзей (24,4% не общаются на данные темы); знакомство с экспозициями музеев и выставок в Москве (73,5% школьников не могут посещать их); у 42% школьников не сформировано формирование чувства гордости за историческое прошлое России.

Выводы. Опрос учащихся российских школ показал, что существуют сферы, отвечающие за формирование гражданской идентичности, где на настоящий момент достигнуты серьёзные успехи в плане вовлеченности школьников: просмотр исторических фильмов и сериалов; посещение школьных и региональных музеев; история семьи и краеведение.

Ключевые слова: гражданская идентичность, воспитательный процесс, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, нравственное воспитание, современная педагогика, педагогические принципы

Ссылка для цитирования:

Буранок С. О. Гражданская идентичность и история: результаты всероссийского опроса школьников // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 272-287. 10.32744/р$е.2022.2.16

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Accepted: 12 December 2021 Published: 30 April 2022

S. O. BURANOK

Civic identity and history: results of the all-Russian survey of schoolchildren

Introduction. The historical past of Russia is an important element in the formation of civic identity. The main focus of the author is paid to the analysis of the process of formation of Russian civic identity in connection with the history of Russia, will allow not only to identify the main directions, trends and approaches in the scientific community on this issue, but also to trace their influence on modern pedagogical trends. The aim of the study is to study the position of Russian schoolchildren on historical education and find out which spheres related to history, patriotic education and school education give the most significant and which are the least significant results in terms of the formation of civic identity.

Materials and methods. To solve the research problems, a large-scale survey of schoolchildren was carried out. In terms of the number of students involved, this is one of the largest surveys in modern pedagogy. Such a significant geographical and quantitative coverage allows us to speak about the representativeness of the results obtained. The compilation of the survey form was based on the methodology of I.V. Kozhanov.

Results. It was revealed that there are areas responsible for the formation of civic identity, where at the moment there have been significant successes in terms of the involvement of schoolchildren: watching historical films and TV series; visiting school and regional museums; family history and local history. But, at the same time, there are problem areas: reading additional literature; acquaintance with historical educational content on the web; communication on historical topics with family or friends; acquaintance with expositions of museums and exhibitions in Moscow; the formation of a sense of pride in the historical past of Russia.

Findings. A survey of students in Russian schools showed that there are areas responsible for the formation of civic identity, where serious progress has been achieved so far in terms of the involvement of schoolchildren: watching historical films and TV series; visiting school and regional museums; family history and local history.

Keywords: civic education, civic identity, educational process, moral education, patriotic education, modern pedagogy, pedagogical principles

For Reference:

Buranok, S. O. (2022). Civic identity and history: results of the all-Russian survey of schoolchildren. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 56 (2), 272-287. doi: 10.32744/pse.2022.2.16

_Введение

Особенности формирования гражданской идентичности в образовательном процессе традиционно приковывают внимание исследователей. Научный интерес к определению специфике подходов и методов формирования данной категории прослеживается как на школьном уровне, так и на средне специальном и вузовском. Особого внимания исследователей удостоились такие предметы как история и обществознание.

Эта проблема затрагивается сразу в нескольких международных инициативах и резолюциях ООН. Например, в «Целях в области устойчивого развития до 2030 года» отмечается важность обеспечения не только бесплатного школьного образования, но и, параллельно с ним, глобального гражданского общества, базирующегося на принципах гендерного равенства, пропаганды культуры мира и ненасилия и соблюдения прав человека: Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Об этом же, но более подробно написано в резолюции ООН 66/137 Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 2011 года с акцентирование важности (статья 5 резолюции) на многообразии цивилизаций, культур и традиций, которые должны стоять в основе образования.

В 2019 г. Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле на заседании ООН предложила начать реализацию инициативы «Будущее образования», которая должна с одной стороны, переосмыслить образование в контексте новых и старых глобальных угроз: «сохраняющееся неравенство, социальная фрагментация и политический экстремизм приводят многие общества к кризису», с другой стороны, по-прежнему, в центре образования должен стоять принцип соблюдения прав человека.

Это же базовый принцип, но дополненный и национальными интересами в сфере образования, указан в программах, стратегиях и официальных документах Росси. В «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (2009) указано: «Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе». Именно эти (а также и другие) элементы и формируют сложную систему взглядов, идей и оценок, систему гражданской идентичности. А школьное образование, прежде всего, в области истории, обществознания и права нацелено на формирование данной системы.

Другое положение «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» прямо говорит о задачах в области образования и правовой системы: «Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда учёного и педагога, обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности». Именно на решение, в том числе, данной задачи направлено наше

исследование, в рамках проекта министерства просвещения РФ: воспитание новых поколений в контексте взаимодействия науки и образования и государственно-правового регулирования. Всё это самым тесным образом связано с формированием гражданской идентичности в образовательном процессе.

Тема нашего исследования обращена к проблеме установления не только особенностей формирования гражданской идентичности, но и в выявлении конкретных тем, проектов и проблем по истории и обществознанию, где данный процесс идёт наиболее эффективным образом. Это указано в положении № 81 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»: «Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, её роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость». История России выступает в данном случае важнейшим элементом в процессе формирования гражданской идентичности, что органично укладывается в инициативы ООН о приоритете прав человека и соблюдении принципов многообразия культур, цивилизаций и традиций в образовательном процессе.

_Материалы и методы

Нами был проведен один этап анкетирования школьников: 5-11 класса (60052 школьника, принявших участие в опросе). Были задействованы образовательные организации Самарской, Орловской, Архангельская, Магаданской, Саратовской, Ульяновской, Московской, Амурской, Оренбургской областей, Ненецкого автономного округа, Республики Крым, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По числу задействованных школьников - это один из самых масштабных опросов в современной педагогике. Подобный широкий географический и количественный охват позволяет говорить о репрезентативности полученных результатов.

В анкете было 10 вопросов: 1) Читаю по Истории России не только учебник; 2) Подписан\или просматриваю по Истории России «паблики», группы, блоги; 3) Хожу в музеи, исторические выставки в Москве; 4) Хожу в музеи, исторические выставки в родном городе; 5) Интересуюсь всем историческим прошлым России, без различий между периодами и эпохами; 6) Горжусь всем историческим прошлым России, без различий между периодами и эпохами; 7) Слушаю или рассказываю сам по истории не только на уроках; 8) Интересуюсь родословной своей семьи; 9) Интересуюсь историей своего города; 10) Смотрю исторические фильмы\сериалы.

Организация данного опроса стала возможной благодаря распоряжению заместителя министра просвещения РФ А.В. Зыряновой А3-434\08 от 17 августа 2021 г. «О содействии педагогическим вузам при выполнении научно-исследовательских работ». Опрос проходил с использование интернет-ресурса Google Формы в период с 5 по 20 сентября 2021 г.

Ответы были сформулированы таким образом, чтобы не было среди них ни одного специально посвященного гражданской идентичности, но, одновременно, каждый из них при комплексном анализе распределения ответов - поможет сформулировать выводы о роли истории (в самых различных контекстах и планах) при формировании гражданской идентичности.

Методы исследования: в исследовании применялись теоретические общенаучные методы: анализ документов и научной литературы, моделирование гипотезы исследования; эмпирические методы: опрос и обработка его статистических результатов, обобщение педагогического опыта. Составление бланковой формы опроса было основано на методики профессора, доктора педагогических наук И.В. Кожанова.

_Обзор источников

При проведении исследования было использовано две группы источников. Первая группа - это документы ООН в области образовательных инициатив, а также стратегии и программные документы Российской Федерации. Вторая группа - это статьи исследования об особенностях формирования гражданской идентичности в образовательном процессе.

Это обширный комплекс теоретико-методологических исследований, в которых подчеркивается определяющее значение патриотического воспитания в процессе формирования гражданской идентичности. А особую роль в нём приобретают темы и сюжеты, связанные с преподаванием, изучением и осмыслением истории России. Л.В. Адашева связывает формирование гражданской идентичности с процессом эволюции «мировоззренческих установок учащихся, для воспитания чувства патриотизма, уважения к традициям и культуре своего Отечества» [3, с. 24]. Дополняет подобный перечень базовых установок Л.С. Белова: «Мощным средством воспитания будущего гражданина патриота является краеведение, организованное на научной основе» [6, с. 2].

Воспитательный потенциал истории России традиционно приковывают внимание исследователей-педагогов. А.К. Быков приводит конкретный пример переплетения образования, патриотизма и гражданской позиции - это образ Дня Победы и история Великой Отечественной войны в целом. Исследователь с теоретико-методологических и конкретно-исторических позиций раскрывает «воспитательный потенциал Великой Победы» [8, с. 4]. Л.С. Шкурат пишет об этой же проблеме, но с точки зрения преподавания литературы: «военная проза Бондарева представляет собой благодатное поле для воспитания патриотов, людей с активной гражданской позицией, которые так необходимы сегодня нашему Отечеству» [20, с. 24]. Об уроках по истории России как перспективной области воспитательной работы писали И.Б. Тропникова [18, с. 27], А.Ю. Володин [10, с. 70]. А.О. Чубарьян, при этом, отмечал, что необходимо не забывать и всеобщую, мировую историю [19, с. 23].

На современном этапе развития педагогической науки постановка новых проблем исследования поможет подробнее осветить возможности актуализации патриотического воспитания и формирования гражданской идентичности при изучении учащимися истории России. Кроме того, теоретические вопросы и результаты проведённого анкетирования об особенностях формирования гражданской идентичности позволят установить взаимосвязь между изучением истории и формирование гражданской идентичности в 5-11 классе, где шёл процесс закрепления знаний о войне.

Похожие проблемы поднимались и в мировой педагогике. Так, в 2018 г. Бенджамин Глисон провел исследование о возможности использования социальных сетей и мобильных приложения в старших классах для формирования гражданской идентичности. Итоги его эксперимента показали, что наибольшие результаты «цифровое гражданское образование» даёт при его «интеграции с традиционным образованием

и во внеклассной деятельности» [22]. Альтернативный взгляд на проблему формирования гражданской идентичности предложила в 2019 году С. Хурадо, доказывая, что нельзя сосредоточиться только на внеклассной деятельности, а для формирования представлений о гражданственности - нужны усилиях всех учебных дисциплин и видов учебной активности [22, р. 94]. В 2020 г. исследователи А. Рамакришнан и С. Кри-бель на примере системы образования США отмечали, что наилучшая возможность интеграции «новых иммигрантов» в общество - это гражданское образование, гражданская активность и гражданская идентичность [24]. Формирование гражданской идентичности как один из способов преодоления неравенства, национальных и классовых барьеров описан в исследовании К. Лэш. Основа методического подхода К. Лэш - межкультурная коммуникация, основанная на принципах мультикультурализма [23]. Видно, что в зарубежной педагогике существуют разные подходы к формированию гражданской идентичности с применением разнообразных педагогических методик.

Тема нашего исследования обращена к проблеме установления не только особенностей формирования гражданской идентичности, но и в выявлении конкретных тем, проектов и проблем по истории и обществознанию, где данный процесс идёт наиболее эффективным образом. Обнаруженные в ходе исследования тенденции и закономерности помогут создать как новую модель, так и новую концепцию формирования российской гражданской идентичности в образовательном процессе.

_Результаты

Для получения новых данных анкетирование школьников, в первую очередь, должно было быть достаточно масштабным. На каждый вопрос анкеты было четыре варианта ответов: «Да», «Редко», «Не могу ответить», «Нет». Ответы школьников распределились следующим образом:

№ Высказывания Да Редко Не могу ответить Нет

1 Читаю по Истории России не только учебник 34,3 33,6 4,6 27,5

2 Подписан\или просматриваю по Истории России «паблики», группы, блоги 27,5 27,8 3,8 40,9

3 Хожу в музеи, исторические выставки в Москве 7,3 16,3 2,9 73,5

4. Хожу в музеи, исторические выставки в родном городе 24,7 34,4 3,1 37,8

5. Интересуюсь всем историческим прошлым России, без различий между периодами и эпохами 35,6 31,5 9,3 23,6

6. Горжусь всем историческим прошлым России, без различий между периодами и эпохами 58 12,1 16,4 13,5

7. Слушаю или рассказываю сам по истории не только на уроках 39,7 32,1 3,8 24,4

8. Интересуюсь родословной своей семьи 63,9 17,9 5,3 12,1

9. Интересуюсь историей своего города 54,5 28 2,8 14,7

10 Смотрю исторические фильмы\ сериалы 52,3 33,8 1,9 11,9

_Обсуждение результатов

Побочное распределение ответов учащихся позволяет сделать несколько важных выводов:

Во-первых, несмотря на изучение истории в течение семи лет у практически половины опрошенных школьников устойчивый интерес к истории России так и не сформировался. Только 34,3% опрошенных ответили «Да». Однако, определённые положительные тенденции в формировании интереса к истории скрываются за достаточно высоким процентов ответов «Редко» (33,6%). Уверенно «Нет» - ответили 27,5%. Возможно, что относительно низкий параметр «Да» - связан с осознанным выбором экзаменов для ЕГЭ.

При такой постановке первого вопроса (и при таком распределении ответов) не может не возникнуть уточнения: на какие именно формы получения исторической информации нацелены ученики 5-11-ого классов. Второй вопрос («Подписан\или просматриваю по Истории России «паблики», группы, блоги») специально был сфокусирован на сетевые информационные ресурсы, т.к., согласно многочисленным отзывам и докладам на конференции «Роль книги для начального обучения истории образования и культуры» (Москва, 2014) - и академический, и педагогический, и общественный заказ сводится к учебнику [15]. Дополнительная литература и дополнительная информация, по признанию педагогов-теоретиков, лучше воспринимается средним звеном школы, если представлена в сети и её можно получить в привычном для них электронном формате.

Наш второй вопрос анкеты имел цель выяснить - насколько данные теоретические положения соотносятся с реальным поведением школьников. Лишь 27,5% ответили, что подписаны или просматривают сетевые ресурсы по истории России. Это достаточно любопытный показатель. Напомню, что 34,3% школьников уверенно ответили «Да», т.е. они регулярно читают дополнительную литературу и информацию по истории. А в интернете это делают только 27,5%. Можно предположить, что остальные 6,8% черпают сведения из книг и журналов. Следовательно, востребованность электронного образовательного контента - в 4 раза выше у школьников, чем востребованность книг и статей (за исключением учебника).

На наш взгляд, это один из важнейших статистических показателей доказывающий, что при разработке новой концепции формирования гражданской идентичности значительное и приоритетное внимание должно быть уделено электронным образовательным средствам в самом широком понимании. Во-первых, это создание и поддержка новых Интернет-ресурсов по истории России [10]; во-вторых, создание методических рекомендаций для учителей с перечнем наиболее качественных и эффективных данных ресурсов; в-третьих, работа со школьниками в плане просвещения в области информационной безопасности, в том числе и на примере гражданского долга (отметим, что все указанные задачи напрямую вытекают из тезисов «Доктрины информационной безопасности»).

Теоретические и экспериментальные работы о важности в историческом образовании сайтов, социальных сетей, интернет-библиотек и онлайн музеев выходят в свет регулярно в течение последних 20-25 лет. Однако, в ходе нашего исследования впервые удалось эмпирически доказать не только конкретный процент «потребителей»

данных ресурсов среди школьников, но и высчитать степень востребованности у данных категорий школьников подобных ресурсов.

Не менее пристальное внимание следует обратить и на количество школьников, ответивших «Редко» в вопросе о просмотре исторического образовательного контента в сети - 27,8%. Вместе с первой категорией (ответившие «Да») - это даёт более 50% российских школьников интересуются (хотя и в разной степени) отечественной

V 1—1 | и и и

историей. Для формирования гражданской идентичности это важнейший показатель, т.к. именно на исторических примерах в процессе обучения в школе среднего звена закладываются основы самовосприятия как гражданина России; основы понимания гражданского долга; основы патриотического воспитания [19].

Проведенный нами сбор статистических данных позволяет говорить о точно рассчитанном интересе школьников к истории - это 55,3%. Полученные нами данные не совсем согласуются с мнением Г.И. Островской: в 2021 на примере двух 7-ых классов исследователь подсчитала уровень интереса к истории на уроках музыки. Оказалось, что высокий интерес к истории свойственен только 6,25% учащихся, а средний 37,5% [14]. В сумме получается 43,75% заинтересованных учеников, что достаточно сильно отличается от полученных нами результатами. Наши результаты показывают более высокий уровень заинтересованности школьников. Это даёт основания утверждать, что вывод о 55,3% заинтересованных в истории учеников - более репрезентативный.

Третий и четвертый вопрос были посвящены музеям и историческим выставкам. Нас интересовала, прежде всего, региональная специфика формирования гражданской идентичности и патриотизма в сравнении с ситуацией в Москве. На вопрос «Хожу в музеи, исторические выставки в Москве» 7,3% школьников из регионов ответили «Да» и 16,3% - «Редко». Такое распределение процентов свидетельствует о практической недоступности наиболее важных, центральных музейных коллекций и выставок для среднестатистического школьника. Хотя современные исследования показывают чрезвычайно важную роль музеев и «мест памяти» в формировании гражданской идентичности школьников. Это согласуется с результатами исследований К.И. Акуль: «Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанников с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях музея» [4]. В.М. Ватагина при исследовании этно-музеев делает вывод о они «содержат потенциал для оживления духовной жизни страны» [9]. С.Г. Нежеметдинова пишет о «социальной и образовательной функции музеев», что является важным в процессе воспитательной работы в школе [13]. Наше исследование дополняет выводы вышеназванных авторов в практическом плане: получены данные о процентном соотношении возможностей российских школьников посещать музеи Москвы и провинции.

Более того, в официальном документе правительства «Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 года» обозначено, что общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру. Значит, историческое и культурное наследие, представ-

ленное, прежде всего, в различного уровня музеях и выставках - важнейшее средство формирования гражданской идентичности.

Подобная ситуация, в большей степени, объясняется социально-экономическими факторами, при которых становятся очень трудноосуществимыми экскурсии школьников из других регионов в Москву.

Зато ответы школьников о посещении региональных музеев и выставок показывают совершенно иную картину: «Да» ответили 24,7%; «Редко» - 34,4%, а «Нет» - 37,8% школьников. Получается, что 59,1% российских учащихся (в разной степени) вовлечены в процесс формирования гражданской идентичности через местные музей. Определяющим в этой сфере фактором, на наш взгляд, является создание в период 2000 - 2020-х гг. целой системы школьных музеев и обширный комплекс как теоретико-методологических, так и практико-методических работ педагогов, где они делятся опытом по созданию, функционированию и развитию школьных музеев [1; 17].

Материалы опроса оказывают, как именно существует разрыв между школьниками Москвы и Санкт-Петербурга, где сосредоточено наибольшее число музеев, и регионами: из 24,7% школьников, готовых регулярно посещать исторические выставки и музеи - до центральных экспозиций Москвы добираются только 7,3% - более чем в 3 раза меньше. Выход из данного положения в расширении и реформировании системы выездных экскурсий из регионов в столицу (например, во время каникул), при сохранении повышенного внимания к локальным и школьным историческим музеям.

Следующий вопрос анкеты «Интересуюсь всем историческим прошлым России, без различий между периодами и эпохами», на который «Да» ответили 35,6%; «Редко» - 31,5%; «Не могу ответить» - 9,3%; «Нет» - 23,6%. С одной стороны, эти цифры подтверждают данные по первому вопросу: интерес к истории есть у более чем 60% школьников. Но, с другой стороны, формулировка вопроса «без различий между периодами и эпохами» показывает аморфность, незрелость и неконкретность данного интереса, когда молодым людям любопытно прошлое как таковое.

Седьмой вопрос анкеты: «Горжусь всем историческим прошлым России, без различий между периодами и эпохами» получил наибольшее число ответов в категории «Не могу ответить» - 16,4%, тогда как «Да» ответили 58% школьников; «Нет» - 13,5%. Данный вопросы происходил напрямую из 21-ого пункта «Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года», где задача № 5 подразумевает «формирование чувства гордости за историю России». Именно такое распределение ответов школьников показывает высокую степень осознанности их саморефлексии, т.к. больше всего воздержавшихся выразить четкую позицию оказались на наиболее сложном вопросе, где необходимо было не просто обозначить факт, а уже выразить ценностное

п " ^

отношение к историческому прошлому. В современной теоретической педагогике достаточно узкий спектр исследований, связанных с категорией «гордость» [5; 18].

Именно с периодом Великой отечественной войны и одержанной победой, согласно социологическим опросам (проведены «Левада-центр» в 2017 году - 1600 опрошенных) 83% россиян испытывают чувство гордости; славой российского оружия гордятся 26%; тогда как чувство стыда, по материалам этого же опроса, у 22% вызывают репрессии 1920-х - 1930-х гг.; у 33% - разрушение СССР; у 5% - Военные поражения России. Возможно, что восприятие школьниками указанных исторических событий и повлияли на распределение процентов при нашем опросе, сформировав масштабный комплекс ответов «Не могу ответвить» (16,4%). Это свидетельствует о недостаточном выполнении в школах прямой задачи, выраженной в указе Президента РФ («Страте-

гии государственной национальной политики РФ до 2025 года») - почти 42% опрошенных школьников либо не испытывают гордости за историческое прошлое России, либо это чувство возникает лишь эпизодически. Учитывая масштабы проведенного анкетирования, то можно говорить о выявленных цифрах как общероссийской тенденции. Однако такое распределение ответов не совсем согласуется с теоретическими представлениями И.Б. Тропниковой [18] и Р.Э. Бараш [5]. Отсюда вытекает очевидная и сверх актуальная педагогическая задача: разработать новые приёмы, средства и методы формирования чувства гордости за историческое прошлое России как важнейшее условие выполнения государственной задачи «формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности».

Следующий вопрос «Слушаю или рассказываю сам по истории не только на уроках» получил утвердительных ответов - 38,7%; «Редко» - 32,1%; «Не могу ответвить» - 3,8%; «Нет» - 24,4%. Вопрос был предназначен для выяснения степени «исторического общения» у школьников, особенно в кругу семьи и друзей (на что был и сделан акцент в формулировке вопроса). Это создает общее и единое коммуникативное пространство, необходимое для поэтапного формирования базовых представлений о родной истории, патриотизма и гражданственности. Распределение ответов показывает достаточно большой потенциал неформального общения на исторические темы, а главное: потребность у школьников в нём. Это прямой путь к формированию представлений об особенностях исторического процесса, чувств гражданственности, патриотизма. Количество ответов «Нет» и «Редко» (24,4% и 32,1%) демонстрирует, что не все школы справляются с удовлетворением этой важной потребности учащихся.

Отсюда следует предположение, что необходимо увеличение комплекса средств и приёмов, стимулирующих расширение круга «исторического общения» (без примеров из истории сформировать представления о гражданском долге, патриотизме, гражданственности - чрезвычайно трудно). Традиционное средство здесь, используемое в школе - проектная деятельность, направленная, в том числе, на составление родословных.

На выявление роль истории семьи в формировании гражданской идентичности школьников был направлен вопрос № 8: «Интересуюсь родословной своей семьи». Ответы распределились следующим образом: «Да» - 63,9%; «Редко» - 17,9%; «Не могу ответить» - 5,3%; «Нет» - 12,1%. Утвердительных ответов (с разной степенью) 81,8%, что можно объяснить использованием данного вида работы (проекты на тему родословной) в современной школе (иногда, с 1-2 класса) и к 10-11 классу общие представления и интерес к истории собственной семьи - в целом уже сформирован. Как указывают современные работы, проектная деятельность по теме родословной, в первую очередь, призвана сформировать исследовательский интерес школьников [16]. В.М. Калябина пишет, что «Существует парадокс: в ХХ1 веке, в информационную эпоху, когда открыто большое количество баз данных, рассекречиваются и становятся доступными в режиме онлайн архивные документы, множество семей не знают своих предков дальше третьего колена, не пытаются разыскать о них информацию, а значит не могут передать знания о родословной своим детям и внукам» [11]. Однако, такое заключение не подкреплено статистическими данными. Проведенный нами опрос показал, что из 60052 школьников 5-11 класса 81,8% - подавляющее большинство -высказались о подобной интересе. А 63,9% ответили полностью утвердительно, что свидетельствует о доминирующем интересе к собственной родословной у школьников, который превосходит интерес к музеям в 2,5 раза; интерес к истории России в целом - почти в 2 раза.

Всё это имеет прямое отношение к изучению Великой Отечественной войны в школе, т.к. при подготовке проекта «Моя Родословная», как правило, в центре исследовательского интереса школьник окажется деятельность его предков в годы войны.

Следовательно, без обращения к тематики Великой Отечественной войны качество решить задачи проекта «Моя родословная» - практически невозможно. В этом плане подобная проектная деятельность фокусирует учащихся сразу на трёх важнейших проблемах: 1) изучении истории России через призму семейной, локальной, устной истории; 2) исследование о деятельности предков в годы войны; 3) понимание закономерностей исторического развития и связи эпох через жизнь и судьбы поколений одной семьи. А всё это в комплексе оказывает прямое воздействие на процесс формирование гражданской идентичности у школьников, т.к. согласно определению «Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 г.»: «общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) - осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества».

Из данного определения хорошо видно, что основополагающая задача граждан (соблюдать права и обязанности) тесно переплетена с «ответственностью за судьбу страны». И как показывает педагогический опыт современной России - темы «История моей семьи в годы войны», «Великая Отечественная война», «Моя родословная» - одно из наиболее оптимальных средств не только для установления «исторической коммуникации», но и для осознания указанной выше ответственности на пример собственной семьи.

Проведённое нами анкетирование доказывает, что это средство активно используется современными педагогами, но продолжает оставаться потенциал для увеличения роль исследований и проектов по теме «Моя родословная» в формировании российской гражданской идентичности («Не могу ответить» - 5,3%; «Нет» - 12,1%, что в сумме даёт 17,4% от все опрошенных школьников).

Близкой к рассмотренной выше проблеме является вопрос о роли локальной или региональной истории в формировании гражданской идентичности. Связь краеведения и воспитания патриотических чувств, гордости за Родину, общероссийской идентичности давно отмечена педагогами [2; 12]. Интерес к истории родного города показали 54,5% школьников, эпизодический интерес 28%. Подчеркнём, что опрос проводился для всей средней и старшей школы, что даёт основания говорить об очень высоких показателях и высоком потенциале краеведения как средства формирования гражданской идентичности - 82,5% всех школьников так или иначе заинтересованы в изучении истории «Малой Родины». Ответ «Нет» продемонстрировало 14,7% школьников. Это на 2,6% выше, чем показатель отрицательных ответов на вопрос о родословной. Объяснить подобную разницу можно большей вовлечённостью учащихся в составлении генеалогий, причём, не только на уроках истории, но и обществозна-ния, иностранного языка. Проведённое анкетирование показывает, что подавляющее большинство учеников российских школ готово к расширению и углублению знаний по истории своей области, города или района.

Подобный высокий процент (82,5%) как среди 5-классников, так и среди 10-11 классиков не должен удивлять, ибо основы изучения краеведения вводятся в виде проектной деятельности еще в начальной школе. Кроме того, в 2019 году в Самарской области был реализован масштабный исследовательский проект по созданию комплекса

учебных пособий по истории области и для начальной, и для основной школы. До этого, во многих самарских школах был предмет «Самароведение» или «Краеведение». Центральное место в данном учебном комплексе занимает история г. Куйбышева как военной столицы СССР и развитие области (особенно социально-экономическое) в годы Великой Отечественной войны. В первой части учебника, указанный материал адаптирован для начальной школы, что очень важно для создания непрерывного процесса формирования гражданской идентичности на примере краеведения от начальных до старших классов.

Таким образом, большой процент заинтересованных в изучении истории родного города - результат многолетней целенаправленной работы как педагогов теоретиков, так и практиков по внедрению как в урочной, так и внеурочной деятельности элементов краеведения с 5 по 11 класс.

На финальный вопрос анкеты «Смотрю исторические фильмы\сериалы» ответили «Да» - 52,3%; «Редко» - 33,8%; «Не могу ответить» - 1,9%; «Нет» - 11,9%. Эти показатели существенно превосходят общий интерес к истории, отражённый в первом и втором вопросе анкеты. Можно сделать вывод, что для современных школьников фильмы и сериалы являются более удобным способом получения исторической информации чем сайты, блоги, социальные сети (в 1,9 раза) и чем книги (в 1,52 раза). На наш взгляд, здесь важную роль сыграло значительное количество художественных фильмов по истории Великой Отечественной войны, истории освоения космоса и истории спортивных достижений СССР, вышедших на экраны. Результаты, полученные в ходе нашего исследования, подтверждают мнение исследователей о необходимости более глубокого и всестороннего формирования интереса школьников к историческому прошлому России через учебник, дополнительную литературу, фильмы и сетевые ресурсы. Вместе с тем, результаты исследования позволяют скорректировать, сложившиеся представления о роли истории семьи, социальных сетей, локальной истории в формировании как исторических представлений школьников, так и гражданской идентичности.

Заключение

Подводя итоги результатам анкетирования, можно сделать следующие выводы: Во-первых, опрос позволил представить ситуацию с историческим образованием с позиции самих школьников. И насколько их взгляд и оценки соотносятся или вступают в противоречие с принятыми стандартами и документами.

Во-вторых, вопросы были специально составлены так, чтобы подходили для любого класса с 5 по 11, учитывая, что знакомство с историей начинается еще на уроках «Окружающего мира» в 1-4 классах, а также - существуют различные внеурочные виды изучения исторического материалы (проектная деятельность, классные часы, занятия по краеведению и т.д.).

В-третьих, все вопросы целенаправленно обходили упоминание гражданской идентичности. Но как показал анализ полученных цифровых данных - каждая инфо-графика распределения ответов позволяет сделать выводы о современном состоянии уровня сформированности гражданской идентичности у школьников и роли материалов по истории России в этом процессе.

В-четвертых, специфика распределения ответов и параллельное статистическое исследование в 10-11 классах (9618 опрошенных) показало, что принципиального разли-

чия между ответами старшеклассников и ответами школьников в целом - не существуют (расхождения в 2-4% или даже десятые доли процента). Это подтверждает, что большая часть из 60052 школьников, участвовавших в опросе, ответили сознательно и честно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-пятых, результаты опроса выявили и наиболее, и наиболее успешные проблемные сферы в формировании гражданской идентичности. Именно поэтому, важно было на данном этапе исследования задействовать все классы (от 5 до 11) из как можно большего количества субъектов Российской Федерации.

В-шестых, опрос выявил ряд противоречий в изучении истории в школе, патриотическом воспитании и формировании гражданской идентичности. Между требования «Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года» о сохранении и развитии исторического культурного наследия и возможностями школьников (особенно из регионов) приобщаться к данном наследию. Между государственными задачами по «формированию чувства гордости за историю России» и реальной ситуацией в школах (согласно опросу - почти 42% школьников не испытывают данного чувства). Между высоким уровнем интереса школьников к истории своей семьи, города (более 80% в разной степени заинтересованности) и историей России (чуть более 67%).

Следовательно, масштабный опрос учащихся российских школ показал, что существуют сферы, отвечающие за формирование гражданской идентичности, где на настоящий момент достигнуты серьёзные успехи в плане вовлеченности школьников: просмотр исторических фильмов и сериалов; посещение школьных и региональных музеев; история семьи и краеведение. Но, вместе с тем, существуют и проблемные области: чтение дополнительной литературы; знакомство с историческим образовательным контентом в сети; общение на исторические темы в кругу семьи или друзей; знакомство с экспозициями музеев и выставок в Москве; формирование чувства гордости за историческое прошлое России.

Перечень данных проблемных сфер (и, особенно, распределение процентов, демонстрирующих тот или иной показатель), доказывает, что в современном российском образовании существует значительная потребность в корректировке методов, приёмов и подходов к формированию гражданской идентичности у школьников. Причём, уделяя внимание не только 10-11 классу, но и начальному, и основному общему образованию. Цифры, проведённого нами общероссийского опроса - доказывают актуальность и необходимость подобной корректировки.

_Финансирование

Работа подготовлена в рамках проекта № 073-00065-21-01 от 14.07.2021 государственного задания Министерство просвещения РФ.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Абсалямова А.Д. Школьный музей как эффективное средство формирования гражданской позиции старшеклассников // Юридические клиники и СО НКО в системе оказания бесплатной юридической помощи Российской Федерации: история, реальность и стратегия развития. материалы Всероссийской конференции с международным участием. Шадринский государственный педагогический университет. С. 76 - 82.

2. Абукина Т.В. Роль краеведения в формировании этнической и гражданской идентичности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 61. С. 330 - 334;

3. Ардашева Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания

подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №5. С.24 - 29.

4. Акуль К.И. Организация внеурочной деятельности в военно-историческом музее как условие формирования гражданской идентичности личности обучающегося // Ямальский вестник. № 2 (12). С. 38 - 40.

5. Бараш Р.Э. Национальное самосознание россиян после 2014 года // Социологическая наука и социальная практика. Т. 6. № 4 (24). С. 7 - 18.

6. Белова Л.С. Воспитание патриотизма школьников с использованием информационных технологий // Начальная школа плюс до и после. №1. С. 23 - 25.

7. Борзова Л.П. Дидактические игры. Текст // Преподавание истории в школе. № 1. С. 46.

8. Быков А.К. Воспитательный потенциал Великой Победы и пути его реализации в системе образования // Педагогика. №3. С. 41 - 47.

9. Ватагина М.В. Роль интерактивного музея как этно-объекта в формировании патриотического воспитания в России // Наука и школа. № 3. С. 228 - 235.

10. Володин А.Ю. История онлайн: о применении электронных ресурсов в обучении истории // Преподавание отечественной истории: исторические факты и их интерпретации. М.: Экон-информ. С. 68 - 75.

11. Калябина В.М. Цикл музейных занятий «Свой среди своих: моя родословная» в аспекте гражданско-патриотического воспитания // Социально-культурная деятельность: материалы Международной электронной научно-практической конференции. Казань. С. 274 - 277.

12. Култашева Н.В. Историческое краеведение как инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности // Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы. сборник материалов. С. 78 - 79.

13. Нежеметдинова С.Г. Роль музея в формировании культурной идентичности // Международный туризм и спорт. материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. Ю.В. Жилковой. С. 276 - 280.

14. Островская Г.И. Развитие интереса подростков к отечественной истории на уроках музыки в общеобразовательной школе средства музыкального искусства //

15. Педагогика. Вопросы теории и практики. Т. 6. № 1. С. 90 - 95.

16. Ромашина Е.Ю. Международная конференция «Роль книги для начального обучения истории образования и культуры» // Проблемы современного образования. № 6. С. 236 - 244.

17. Самохвалова Е.И. Организация проектной деятельности во внеклассной работы «Моя родословная» // Учебный год. № 4 (32). С. 54 - 56.

18. Соколова Л.В. Формирование гражданской идентичности обещающихся средствами школьного музея // Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. С. 212 - 221.

19. Тропникова И.Б. Это наша история, наша слава и гордость // Перспективные этапы развития научных исследований: теория и практика. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. С. 27 - 34.

20. Чубарьян А.О. Наш ответ на тот бум, на тот интерес к истории, который сегодня существует в нашей стране и во всем мире // Вестник МГИМО Университета. № 4 (25). С. 23.

21. Шкурат Л.С. Воспитательное значение литературы о Великой Отечественной войне // Литература в школе. 2010. № 5. С. 20 - 24.

22. Gleason B. Digital Citizenship with Social Media: Participatory Practices of Teaching and Learning in Secondary Education // Journal of Educational Technology & Society. 2018. № 1. Р. 212 - 220.

23. Hurtado S. «Now Is the Time»: Civic Learning for a Strong Democracy // Daedalus. 2019. № 4. Р. 94 - 107.

24. Lash C.L. Making Americans: Schooling, Diversity, and Assimilation in the Twenty-First Century // The Russell Sage Foundation Journal of the Social Sciences. 2018. №. 5. Р. 99 - 117.

25. Ramakrishnan А., Kriebel S. Empowering New Immigrant Civic Leaders through Adult Schools // National Civic Review. 2020. №. 3. Р. 46-52.

26. Tishkov V.A., Stepanov V.V. Interethnic relations and ethnocultural education in Russia. Her. Russ. Acad. Sci., 2017, vol. 87, pp. 416-425. DOI: 10.1134/S1019331617050082

27. Vendina O.I., Gritsenko A.A., Zotova M.V. et al. Identity of Kaliningraders: influence of Social Beliefs on the Choice of Self-Identification. Reg. Res. Russ., 2021, vol. 11, pp. 533-542. DOI: 10.1134/S2079970521040195

28. Jaufar S. Shaping of sustainable citizenship among young people of Kulhudhuffushi, Maldives and Hamilton, New Zealand: context, conditions and experiences. Sustain Earth, 2021, vol. 4, no. 1. DOI: 10.1186/s42055-020-00040-3.

REFERENCES_

1. Absalyamova, A.D. School Museum as an Effective Means of Forming the Citizenship of High School Students, Legal clinics and SO NPOs in the system of providing free legal aid to the Russian Federation: history, reality and development strategy. materials of the All-Russian conference with international participation. Shadrinsk State Pedagogical University, 2018, pp. 76 - 82. (In Russian).

2. Abukina, T.V. The role of local history in the formation of ethnic and civil identity. Bulletin of the Gerzen Russian State Pedagogical University, 2009, no. 61, pp. 330 - 334. (In Russian).

3. Ardasheva, L.V. Formation of a system of spiritual, moral and civil-patriotic education of the younger generation based on the traditions and values of national and world culture. Municipal formation: innovation and experiment, 2012, no. 5, pp. 24 - 29. (In Russian).

4. Akul', K.I. Organization of extracurricular activities in the military history museum as a condition for the formation of the civil identity of the student's personality. Yamal Bulletin, 2018, no. 2 (12), pp. 38 - 40. (In Russian).

5. Barash, R.E. National identity of Russians after 2014. Sociological Science and Social Practice, 2018, vol. 6. no. 4 (24), pp. 7 - 18. (In Russian).

6. Belova, L.S. Educating schoolchildren patriotism using information technologies. Primary school plus before and after, 2012, no. 1, pp. 23 - 25. (In Russian).

7. Borzova, L.P. Didactic games. Text. Teaching history at school, 2000, no. 1, pp. 46 - 56. (In Russian).

8. Bykov, A.K. The educational potential of the Great Victory and the ways of its implementation in the education system. Pedagogy, 2010, no. 3, pp. 41 - 47.

9. CHubar'yan, A.O. Our response to the boom, to the interest in history that exists today in our country and around the world. Vestnik of MGIMO University, 2012, no. 4 (25), p. 23.

10. Kalyabin, V.M. The cycle of museum studies "One among our own: my pedigree" in the aspect of civic-patriotic education. Socio-cultural activities: materials of the International Electronic Scientific and Practical Conference. Kazan', 2020, pp. 274 - 277.

11. Kultasheva, N.V. Historical study of local lore as a tool for the formation of an all-Russian civic identity. Mission of Anthropology and Ethnology: Scientific Traditions and Contemporary Challenges: collection of materials, 2017, pp. 78 - 79.

12. Nezhemetdinova, S.G. The role of the museum in the formation of cultural identity, International tourism and sports. Materials of the II All-Russian scientific-practical conference with international participation, 2014, pp. 276 - 280.

13. Ostrovskaya, G.I. The development of adolescents' interest in Russian history at music lessons in a comprehensive school means of musical art. Pedagogy. Questions of theory and practice, 2021, vol. 6. no. 1, pp. 90 - 95.

14. Romashina, E.Y. International conference "The role of books for primary education in the history of education and culture". Problems of modern education, 2014, no. 6, pp. 236 - 244.

15. Samohvalova, E.I. Organization of project activities in extracurricular activities "My pedigree". Academic year, 2008, no. 4 (32), pp. 54 - 56.

16. SHkurat, L.S. The educational value of literature about the Great Patriotic War. Literature at school, 2010, no. 5, pp. 20 - 24.

17. Sokolova, L.V. Formation of civic identity promised by means of the school museum, Pedagogical experience: from theory to practice. Collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference, 2018, pp. 212 - 221.

18. Tropnikova, I.B. This is our history, our glory and pride, Prospective stages in the development of scientific research: theory and practice. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference, 2018, pp. 27 - 34.

19. Vatagina, M.V. The role of the interactive museum as an ethno-object in the formation of patriotic education in Russia. Science and school, 2019, no. 3, pp. 228 - 235.

20. Volodin, A.Y. Online history: on the use of electronic resources in teaching history. Teaching Russian History: Historical Facts and Their Interpretations, 2014, Moscow, Ekon-inform Publ., pp. 68 - 75.

21. Gleason, B. Digital Citizenship with Social Media: Participatory Practices of Teaching and Learning in Secondary Education. Journal of Educational Technology & Society, 2018, no. 1, pp. 212 - 220.

22. Hurtado, S. «Now Is the Time»: Civic Learning for a Strong Democracy. Daedalus, 2019, no. 4, pp. 94 - 107.

23. Lash, C.L. Making Americans: Schooling, Diversity, and Assimilation in the Twenty-First Century. The Russell Sage Foundation Journal of the Social Sciences, 2018, no. 5, pp. 99 - 117.

24. Ramakrishnan, A., Kriebel, S. Empowering New Immigrant Civic Leaders through Adult Schools. National Civic Review, 2020, no. 3, pp. 46 - 52.

25. Tishkov V.A., Stepanov V.V. Interethnic relations and ethnocultural education in Russia. Her. Russ. Acad. Sci., 2017, vol. 87, pp. 416-425. DOI: 10.1134/S1019331617050082

26. Vendina O.I., Gritsenko A.A., Zotova M.V. et al. Identity of Kaliningraders: influence of Social Beliefs on the Choice of Self-Identification. Reg. Res. Russ., 2021, vol. 11, pp. 533-542. DOI: 10.1134/S2079970521040195

27. Jaufar S. Shaping of sustainable citizenship among young people of Kulhudhuffushi, Maldives and Hamilton, New Zealand: context, conditions and experiences. Sustain Earth, 2021, vol. 4, no. 1. DOI: 10.1186/s42055-020-00040-3

Информация об авторе Буранок Сергей Олегович

Information about the author

Sergey O. Buranok

(Russia, Samara) Associate Professor, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of World History, Law and

Teaching Methods Samara State University of Social Sciences and Education E-mail: witch-king-1@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-8307-9428 Scopus Author ID: 56682866300 ResearcherID: F-1496-2016

(Россия, Самара) Доцент, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, права и методики обучения

Самарский государственный социально-

педагогического университет E-mail: witch-king-1@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-8307-9428 Scopus Author ID: 56682866300

ReseacherlD: F-1496-2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.