Научная статья на тему 'Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами музыкального искусства'

Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетова Г.А.

В данной статье рассмотрена проблема формирования гражданской идентичности младших школьников средствами музыкального искусства. Автором проанализированы роль и значение духовного возвышения и формирования гражданской идентичности развивающейся личности на уроках музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами музыкального искусства»

Удельный вес оценок, полученных с применением дополнительных баллов практически отвечает данной пропорции.

Интегральный подход в оценивании знаний будущих офицеров запаса содержит в себе мотивационную составляющую, по аналогии с той, которая применяется в бизнес-процессах и перекликается с постулатами теории А.Г. Маслоу.

В учебно-воспитательной работе ФПОЗ НАУ, используется опыт организации эффективной обратной связи по результатам оценивания знаний студентов с учетом личностной мотивации, альтернативной стоимости данной образовательной услуги, для достижения основной цели образовательно-воспитательного процесса - роста профессиональной компетенции будущих специалистов.

Формирование профессиональной компетенции должно происходить в тесной взаимосвязи основных постулатов экономической науки и дидактики, в соединении с мотивирующей составляющей учебно-воспитательного процесса. Как следствие этого возможно повышение конкурентоспособности НПС и учебных заведений в целом, формирования сегмента рынка качественных, востребованных образовательных услуг.

Список литературы:

1. Хейне Пол. Экономический образ мышления: пер. с англ. - М.: Изд-во «Каталаксия», 1997. - 704 с.

2. Боднар Л.В. Профеайна тдготовка сощальних педагопв iз застосу-ванням електронних засобiв навчання: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / ПДПУ ш. К.Д. Ушинського. - Одеса, 2006. - 64 с.

3. Maslow A.H. Motivation and Personality. - New York: Harpaer & Row, 1954.

4. Ягупов В.В. Теорiя i методика вшськового навчання: монография. -К.: Тандем, 2000. - 380 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ идентичности МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

© Кречетова Г .А.*

Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный

В данной статье рассмотрена проблема формирования гражданской идентичности младших школьников средствами музыкального искус-

* Старший преподаватель кафедры Музыкального образования.

ства. Автором проанализированы роль и значение духовного возвышения и формирования гражданской идентичности развивающейся личности на уроках музыки.

Ключевые слова искусство, образование, культура, гражданская идентичность, эстетическое воспитание, народное искусство, музыкальный фольклор, национальная музыка.

Брехт Б. утверждал, что все виды искусства служат величайшему из искусств - искусству жить на Земле. Воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. В настоящее время происходит вытеснение духовно-нравственных потребностей, ценностей на последние места в современном обществе. Поэтому сегодня с особой остротой стоит задача духовно-нравственного возрождения общества, формирования гражданских качеств личности обучающегося. Для формирования духовного климата школы особое значение имеют предметы искусства. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков.

Важной составляющей образования является национальное, этнокультурное образование, которое имеет глубокие традиции. Известные педагоги прошлого (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.) считали необходимым опираться в образовании на принцип народности, способствующий воспитанию у детей патриотизма, любви к родному языку, к народной культуре, а также учитывать в содержании образования взаимосвязь общечеловеческого и национального. Другие ученые (М.Н. Кузьмин, В.К. Шаповалов и др.) считают, что национальное, этнокультурное образование направлено на развитие личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к определению в условиях мировой цивилизации.

Полиэтничность, поликультурность населения Российской Федерации ставят перед российской системой образования целый комплекс задач, от решения которых во многом зависит культурно-ценностное и языковое единство общества, культурная и духовная консолидация этносов и отдельных людей, подготовка личности к жизни и культурное обеспечение полноценной самореализации личности [1, с. 34].

Системе образования предстоит решить две взаимосвязанные задачи: «формирование национальной российской идентичности на основе «сограж-данства» и позитивной («нормальной») этнической идентичности, сочетающей в себе положительное восприятие истории и культуры своей этнической группы при уважении и понимании ценности культур других этносов» [2, с. 71]. В современном образовании актуально становление и развитие личности как представителя этноса, стремящегося к сохранению и развитию родной культуры, культуры России и Мира.

Культура по своей природе диалогична (М.М. Бахтин, В.С. Библер), она вовлекает личность в диалог культур, происходящий во времени и простран-

стве, в диалог этнических культур. Именно консолидация этносов, становление российской нации, является сегодня факторами сохранения мира, социальной устойчивости и политической стабильности в условиях функционирования полиэтнического и поликультурного государства. Культура является основой социальной деятельности личности и жизнедеятельности общества. Большое значение в связи с этим должно уделяться использованию народной художественной культуры в образовании школьников (Т.И. Бакланова, Т.К. Солодухина), которая обладает ярко выраженной социальной функцией. Образование влияет на процесс социализации личности (И.В. Кон, М. Мид, А.В. Мудрик), усвоение школьниками социокультурных норм, моделей поведения в обществе.

Музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников и является самым чудодейственным и тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Занятия искусством, в частности музыкой влияют на духовное становление человека, на формирование его культуры межнационального общения. Музыкальное образование обеспечивает формирование этнокультурной и поликультурной личности, любящей свою малую и большую Родину, свой народ, свою культуру, уважительно относящейся к другим народам и их культурам, народным традициям. Общечеловеческую культуру нельзя познать, не зная свою национальную культуру. Музыка разных народов - это отличное средство формирования гражданской идентичности в условиях поликультурного образования. Музыкальную основу уроков музыки составляют произведения чеченских, российских и зарубежных композиторов-классиков, инструментальная и вокальная музыка разных народов, а также репертуар современных композиторов-песенников. Дети легче усваивают и исполняют песни на родном языке.

Органичному сочетанию требований художественности и доступности песенного репертуара в первую очередь отвечает фольклор. Ещё В.Г. Белинский говорил об историческом значении фольклора, его выдающейся роли в понимании характера и самобытности народа. Он считал, что без обращения к народному фольклору, без использования его традиций художник не может постичь дух народа, не может понять его историю, современность и дальнейшее развитие. Фольклор разных народов должен занять достойное место в репертуаре для детей в общеобразовательной школе на уроках музыки и во внеурочное время. При этом опыт детей напрямую связывается с положительными эмоциями, которые они испытывают при пении песен родного края на чеченском языке. Накопление интонационного опыта народной музыки (в том числе и национальной) значительно облегчает усвоение языка классической музыки.

Народное искусство органично сочетает пение, движения под музыку, игру, развивает художественно-творческие способности детей и знакомит их с культурными традициями, духовно--нравственными ценностями своего этноса, народов России и мирового сообщества.

Народная музыкальная культура всегда являлась средством музыкального воспитания и формирования гражданской идентичности личности обучающегося. Асафьев Б.В. писал: «Как эмоционально-ценный и динамически звучный, богатый и не изнеженный материал, народная песня должна войти в общее музыкальное сознание, но войти как непосредственно живое, волнующее и свободным чувством охватываемое явление». Чтобы не утратить ценный источник народной культуры, важно уже с первых уроков музыки сделать фольклор разных народов близким детям.

Одна из главных задач уроков музыки заключается в том, чтобы средствами музыкального искусства обеспечить эффективное становление личности, чтобы огромные духовные богатства десятков наций, выраженные в музыкальном искусстве, с максимальной полнотой служили бы делу духовного возвышения и формирования гражданской идентичности каждой развивающейся личности.

Чеченская республика славится своими богатейшими музыкально-поэтическими традициями, самобытным инструментальным и песенным творчеством народа. Собирание и запись чечено-ингушского фольклора начались ещё в 19 веке. Однако записывались только тексты, а мелодии оставались несобранными и неизученными. Самым первым собирателем чеченских народных мелодий был профессиональный композитор-чеченец Аб-дул-Муслим Магомаев. Влияние его музыкального творчества на искусство России, Закавказья и других государств было велико.

Благодаря собиранию музыкального фольклора сохранялось и совершенствовалось устное народное творчество, передавались из поколения в поколение многочисленные песни, былины, сказания, героико-эпические поэ-мы-илли, в которых находили яркое отражение все явления, сопутствующие жизни народа. Среди местного фольклора, вобравшего в себя художественный дух нации, одним из самобытных пластов является народно-песенная культура. Она развивалась и формировалась в разностороннем духовном и этническом общении с другими живущими рядом народами. Необычайное богатое разнообразное художественное наследие чеченского народа должно найти достойное место в процессе формирования гражданской идентичности подрастающего поколения.

Занятия искусством, в частности музыкой влияют на духовное становление человека, на формирование его культуры, выявления художественной одарённости и могут служить механизмом развития культурного потенциала общества, его художественно-творческой элиты.

Главным предметом искусства является человек с его связями и отношениями, с его общением и деятельностью. Для музыканта и художника важно все, что окружает человека, так или иначе, влияет на его поступки, поведение. В каждом произведении искусства чётко проступает ценностная ориентация автора, который своим творчеством стремится утвердить эту систему ценностей в жизни.

Произведения искусства расширяют кругозор человека, дают ему широкие знания истории жизни общества в разные периоды и эпохи, раскрывают сущность явлений, идейную направленность и политические взгляды, раскрывают сущность социума, заключающуюся в реальной заботе о человеке, учат жить и работать честно, делая это легко и уверенно благодаря своим художественно-эмоциональным особенностям.

Задача искусства - воспитать высоконравственную личность, сформировать гражданскую идентичность в условиях поликультурного музыкально-эстетического образования.

Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его личность. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию и осмыслению жизни. Песни о родном крае пробуждают чувство любви к Родине, патриотизму, гражданским качествам. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, формируют их духовный мир, гражданскую позицию.

Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования гражданской идентичности личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека в трёхуровневой системе поликультурности Регион - Россия - Мир.

Сегодня, когда развиваются национальное самосознание и межнациональная терпимость, возможности музыкального воспитания должны быть направлены на утверждение качественно новой - межнациональной формы социального бытия развивающейся личности ребёнка, включающей и углубление в собственную национальную музыкальную культуру. Эта проблема, требующая эффективного разрешения, стоит сейчас перед педагогами, работниками культуры и образования.

Формирование гражданской идентичности школьников средствами музыкального искусства в условиях поликультурного образования призвано создать условия для духовной самореализации личности и сформировать человека и гражданина средствами искусства, обеспечить адекватный мировому уровень музыкального образования, интегрировать личность школьника в национальную и мировую культуру.

Художественные дисциплины обладают тем огромным воспитательным потенциалом, который необходим для формирования поликультурной личности, так как усвоение национальной художественной культуры переходит в практику создания художественных произведений, что позволяет индивиду ощутить личную причастность к культуре народа, национальная идентификация получает индивидуальную окраску.

Лучшие произведения национальной музьгки имеют большую ценность и для других народов, становятся интернациональными. Интернациональ-

ное не существует вне национального. Произведения, не имеющие национального колорита, теряют свою конкретность, человечность, они не могут быть и общечеловеческими, интернациональными. Национальный колорит не мешает произведению быть интернациональным, и наоборот, интернациональное - это высший уровень и результат национального.

Одна из главных задач занятий музыкой заключается в том, чтобы средствами музыкального искусства обеспечить эффективное становление личности, чтобы огромные духовные богатства десятков наций, выраженные в музыкальном искусстве, с максимальной полнотой служили бы делу духовного возвышения каждой развивающейся личности. Отсюда возникает серьёзная задача, решением которой должны заниматься вся научная и педагогическая общественность.

Список литературы:

1. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Идеи воспитания в русской философии. XIX - начало XX века. - М., 2004.

2. Мусаев И.М. Социальная идентичность личности и ее этнический компонент // Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности. Материалы УШ Международной научно-практической конференции / Под научн. ред. И.Л. Набока. - СПб., 2006.

3. Русская художественная культура и вопросы духовного наследия чеченцев и ингушей. - Грозный, 1982.

4. Ильясов Л. Культура чеченского народа. - М., 2009. - 264 с.: ил.

5. История и культура чеченского народа. - М., 2002.

ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН»

© Неженцев М.М.

Орловский государственный университет, г. Орел

Для повышения уровня подготовки специалистов, в том числе и различных направлениях в дизайне, была проведена исследовательская работа, которая выявила причины недостаточной подготовки студентов художественно-графических факультетов, и на основе полученных данных позволила разработать новый метод использования программирования при повышении профессиональных навыков учащихся. Исследования были проведены в области графического дизайна, компьютерной графики и анимации. Полученные результаты могут применять-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.