Научная статья на тему 'Поликультурное образование как необходимое условие результативности педагогического процесса в ЧР'

Поликультурное образование как необходимое условие результативности педагогического процесса в ЧР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ / ПОЛИЛИНГВАЛЬНОСТЬ / MULTICULTURAL EDUCATION / IDENTITY / MULTICULTURAL EDUCATION MODEL / TEACHING KITS / POLYLINGUALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетова Г.А., Султанова Х.З.

В статье автор рассматривает поликультурное образование как необходимое условие результативности педагогического процесса в ЧР в условиях апробирования экспериментальных учебно-методических комплектов серии «Поликультурная образовательная модель» и делает выводы, что интересы социального и культурного развития, потребности модернизации образования Чеченской Республики требуют создания содержательно целостной системы национального образования, дающего ребенку возможность усвоения как родной, так и общероссийской и мировой культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кречетова Г.А., Султанова Х.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поликультурное образование как необходимое условие результативности педагогического процесса в ЧР»

Кречетова Г.А.

ст. преподаватель кафедры методик начального образования. Чеченский государственный педагогический университет

Султанова Х.З.

ст. преподаватель кафедры методик начального образования. Чеченский государственный педагогический университет

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА В ЧР

Аннотация

В статье автор рассматривает поликультурное образование как необходимое условие результативности педагогического процесса в ЧР в условиях апробирования экспериментальных учебно-методических комплектов серии «Поликультурная

образовательная модель» и делает выводы, что интересы социального и культурного развития, потребности модернизации образования Чеченской Республики требуют создания содержательно целостной системы национального образования, дающего ребенку возможность усвоения как родной, так и общероссийской и мировой культур.

Ключевые слова: поликультурное образование, идентичность, поликультурная

образовательная модель, учебно-методические комплекты, полилингвальность.

Keywords: multicultural education, identity, multicultural education model, teaching kits, polylingualism.

На сегодняшний день обеспечение качества образования невозможно представить без реализации современных образовательных программ и технологий. Именно современные программы и технологии дают возможность качественно подготовить достойное образование в школе.

Одним из эффективных средств решения этой задачи является система образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе. Культура народа располагает разнообразными формами своего сохранения и выражения, а также признаками национальной принадлежности (язык,

история, литература, музыка и т.п.) и является средством формирования культуры межнационального общения.

С. И. Гессен подчёркивал, что в образовании должно осуществляться обеспечение двух процессов: воспитание общечеловеческого в национальном содержании и национального - в общечеловеческом.

Современная культурная политика в России - это политика, ориентированная на сохранение национально-культурного своеобразия и разнообразия, и достижение этой цели возможно, в первую очередь, в рамках соответствующей образовательной системы, базирующейся на принципах полилингвальности и поликультурности.

Образование, являясь универсальным социальным механизмом, органично взаимодействующим с культурой, наукой и другими сферами общественной жизни, способно обеспечить одновременно решение многих текущих и перспективных задач формирования гражданского общества, и являться при этом стратегическим компонентом как федеральной, так и региональной политики.

Интересы социального и культурного развития, потребности модернизации образования Чеченской Республики требуют создания содержательно целостной системы национального образования, дающей ребенку возможность усвоения как родной, так и общероссийской и мировой культур.

Модель поликультурного образования Чеченской Республики отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и разработана на основании: Конституции Российской

Федерации; Законов Российской Федерации «Об образовании» «О языках народов РФ» «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в России» Концепции государственной национальной политики Российской Федерации; Концепции развития поликультурного образования в Российской

Федерации; Конституции Чеченской Республики; Закона «Об образовании» Чеченской Республики.

Исполнение Федеральной программы «Поликультурное образование как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» в Чеченской Республике осуществляется в соответствии с приказом МО и Н ЧР от 17.02.2010 185-п. Для решения организационных вопросов по реализации проекта при Министерстве образования и науки ЧР Координационный Совет.

Научно-методическое сопровождение данного проекта осуществляет филиал кафедры ЮНЕСКО, созданный на базе ГОУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования» с оответствии с соглашением между СОГПИ и ЮНЕСКО и на основании договора между СОГПИ и ЧИПКРО.

Для апробирования экспериментальных учебно-методических

комплектов серии «Поликультурная образовательная модель» определены 47 общеобразовательных учреждений. В эксперименте участвовали

общеобразовательные учреждения разных типов: гимназии, средние

общеобразовательные школы с чеченским и русским языком обучения, начальные общеобразовательные школы с русским языком обучения.

Для разработки экспериментальных учебно-методических комплектов серии «Поликультурная образовательная модель» созданы 14 творческих коллективов, состоящих из опытных педагогов, методистов и ученых.

В ходе подготовки к эксперименту были проведены рабочие семинары

для:

- авторов - разработчиков экспериментальных УМК серии «Поликультурная образовательная модель»;

- директоров образовательных учреждений, участвующих в эксперименте по реализации проекта: «Поликультурное образование

как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы»

- администрации образовательных учреждений, участвующих в эксперименте по плану реализации проекта: «Поликультурное образование как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы»

Так же были проведены Рабочие семинары для авторов-разработчиков экспериментальных учебно-методических комплектов (УМК),

руководителей, их заместителей руководителей образовательных учреждений по учебно - воспитательной работе, авторов-разработчиков экспериментальных учебно-методических комплектов (УМК) серии

«Поликультурная образовательная модель» с обеседования с родителями, чьи дети участвуют в эксперименте по реализации Проекта. Прошли Курсы повышения квалификации учителя, работающие в рамках проекта ПМПО.

В Учебно-методические комплекты для школ, работающих в экспериментальном режиме, были включены программа учебного курса, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя и др. Они разработаны на двух государственных языках - на русском и чеченском (таблица №1).

Таблица №1

№ п/п Наименование Составляющие УМК Авторы УМК

УМК для 2-го класса

1. Русский язык как неродной Программа, Исбахиева Баната Абдурахмановна Науразова Тамара Ибрагимовна

Учебник

Пропись

Рабочие тетради Контрольные и проверочные работы

Методическое пособие для учителя

2. Литературное чтение Программа Арсамерзуева Нура

на русском неродном языке Учебник Бекхановна Исбахиева Баната Абдурахмановна Науразова Тамара Ибрагимовна

Методическое пособие

3. Нохчийн мотт Программа Бушуева Райханат Бетерсултановна Ойбуев Ибрагим Нуридович

Учебник

Рабочие тетради №1, 2

Методическое пособие для учителя

4. Дешаран книга Программа Бушуева Райханат Бетерсултановна Ойбуев Ибрагим Нуридович

Учебник

Рабочая тетрадь

Методическое пособие для учителя

Контрольные и проверочные работы

5. Математика на русском языке как неродном Учебник Султанова Хулимат Зелимхановна

Рабочие тетради №1, 2

Программа

Методическое пособие для учителя

Контрольные и проверочные работы

6. Изобразительное искусство Программа Дендиевна Раиса Умаровна

Ученик

Методическое пособие для учителя

Рабочая тетрадь

7. Музыка Программа Кречетова Г алина Андреевна

Учебник

Методическое пособие для учителя

Рабочая тетрадь

8 Окружающий мир Программа Махмудова Хеда Ахмедовна

Учебник

Рабочая тетрадь

Методическое пособие для учителя

В ходе эксперимента изучалась готовность педагогов республики к

работе в режиме эксперимента, отношение педагогов к введению полилингвального и поликультурного обучения в школах Чеченской

республики, профессиональная компетентность педагогов на уроках по полилингвальному и поликультурному обучению, мнение родителей, дети которых обучались в экспериментальном режиме.

УМК разрабатывались с целью реализации принципа поликультурного образования: формирование российской гражданской идентичности в процессе обучения через осознание причастности к своему народу, к российскому и мировому сообществу, через формирование способностей к интеллектуальному, физическому и духовно-нравственному развитию.

Применен модульный принцип поликультурного образования в системе предметного обучения.

1) Лингвистический модуль:

- формирование мотивации изучения родного, государственного (русского) и иностранного языков как способа общения в поликультурном пространстве;

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- овладение культурной составляющей изучаемых языков;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических качеств, способностей к творческой деятельности как основы поликультурной личности.

2. Естественно-математический модуль:

- использование начальных математических знаний для описания и объяснения процессов и явлений окружающего мира;

- воспитание у детей в процессе начального обществоведческого, естественнонаучного и экологического образования, любви и бережного отношения к природе родного края и России;

- развитие интеллектуальных, творческих и компетентностных качеств учащихся и обеспечение их адаптации к жизни в поликультурном обществе;

- формирование в сознании младших школьников научной картины целостного мира через познание природы и общества родного края, обеспечение восприятия окружающей действительности через призму родной культуры, российской и мировой.

3. Художественно-эстетический модуль:

- формирование первоначальных представлений о традициях и культуре своего народа, его месте в культуре России;

- формирование художественно-эстетической и музыкальной культуры младших школьников средствами фольклора, произведений национальных, российских и зарубежных деятелей искусства;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме;

- воспитание способностей к духовному развитию, нравственному совершенствованию.

Учебно-методические комплекты выполнены в соответствии с требованиями:

1) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования II поколения;

2) Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

3) Концепции «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской идентичности обучающихся общеобразовательной школы»

В учебники заложена мотивационная основа, возможность развития познавательных интересов, самоконтроля и самооценки, целенаправленного формирования творческого мышления, реализуется дифференцированный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подход к учащимся в зависимости от их индивидуальных особенностей, например, в математике:

- включены задачи, у которых есть решения несколькими способами;

- включены задания на трех уровнях (на репродуктивном,

конструктивном и творческом) усвоения, что позволяет практически реализовать природные дарования учащихся;

- учебники построены с учетом принципа интеграции знаний, где органически синтезируются сведения из смежных областей;

- в учебниках серьезное внимание обращается на гуманизацию образования.

В период смены образовательной парадигмы существенно возрастает роль искусства, формирующего полихудожественную культуру школьников на уроках музыки.

Так, Учебно-методический комплект «Музыка» разработан автором в соответствии со стандартами второго поколения, примерными требованиями к программам начального общего образования, основными положениями концепций: художественно-педагогической композитора-педагога Д. Б. Кабалевского, поликультурного образования и духовно-нравственного воспитания личности как одного из аспектов компетентности формирования гражданской идентичности младших школьников в условии поликультурного музыкального образования с учетом этнокультурной направленности.

В данной модели определены:

Цели курса:

- формирование музыкальной культуры учащихся как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к

многонациональному искусству.

Система задач курса:

• формирование этномузыкальной культуры в поликультурном образовательном пространстве;

• развитие нравственно-эстетических личностных качеств учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений -фольклора, религиозной музыки, классического «золотого фонда» современного песенного и инструментального творчества родного края, России и Мира;

• воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям музыкального искусства;

• приобщение к основам мировой культуры, воспитание уважения к искусству и культуре других народов.

УМК «Музыка» ориентирован на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур.

Результатом Программы по музыке является формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в поликультурном обществе.

Формирование поликультурной личности младшего школьника в условиях экспериментальной апробации учебно-методических комплектов серии «Поликультурная образовательная модель» осуществляется в рамках трех предметных блоков: лингвистического, естественно-математического, художественно-эстетического в трех концептах «Регион-Россия-Мир». Таким образом, основные этапы формирования поликультурной личности школьника выражаются в освоении этнической идентичности (этнокультурной идентичности) и идентификации с ценностями мировой художественной культуры [3,106].

Педагогами Чеченского института повышения квалификации работников образования проведено мониторинговое обследование апробации эксперимента по полилингвальному и поликультурному обучению. Для его проведения были разработаны показатели и индикаторы исследования. В ходе мониторинга, также были использованы методы социологических исследований:

- Интервьюирование.

- Наблюдение.

- Анкетирование.

- Анализ посещенных уроков.

Г отовы ли педагоги республики к работе в режиме эксперимента?

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% -10% -0%

66%

68,50%

-65,50%

48%

1^9%

-45%

28%

135%

-34%

20%

23% 20%

&

<5 <$

<ох <р

лО4 .О4

хр ^ оР

■ ■ BI ■ б

■ ■ ■ ■

1 сГ <Ь' 1 1 Р ,<5° 1 <о /

<о <о

Г У

^ A? Si

° У"

\0 чЬ Q*

<5^

с5^

4?

■ Готовы

■ Сомневаются

■ Затрудняются ответить

Профессиональная компетентность педагогов на уроках по полилингвальному и поликультурному обучению

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

Р

к*

J? J*

^ У ^

^ .<5^ A-S> +о* л°

<У <5* <?

.О лО ,Сг

о -СГ о'

<р о<-°

.у 0

vOS

<5Г

■ Мотивационная обеспеченность урока

■ Работа по развитию речи

Актуальность обучения детей на поликультурной и полилингвальной основе

Педагогический эффект начала апробации эксперимента

■ Мотивация педагогов

■ Успешность обучения

■ Зона проблем

Таким образом, поликультурное образование понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Формирование и развитие личности через язык и культуру, соотношение языка и культуры в процессе формирования личности, личность в билингвальной и поликультурной среде - это та содержательная линия, которая является ключевой в программе музыкального развития детей для экспериментальной апробации проекта Федеральной целевой программы развития образования в Чеченской Республике.

Главная миссия поликультурного образовательного процесса в начальной школе заключается в подготовке младших школьников к осмысленному и реальному восприятию мира, а компетентность является основной характеристикой базиса личностной культуры обучающихся.

Присвоение общечеловеческих ценностей и чувствование себя гражданином мира (вселенной) совсем не означает потери национального чувства долга, любви к своему народу, т.е. единичного. К общечеловеческим

ценностям человек приобщается через ценности своей этнической общности, через жизнь своего народа и страны, через особенное. Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как носитель определенной национальной культуры, а не как «отвлеченный человек» не «чистая доска» в этничности [4,187].

Поликультурное образование должно помочь обучающемуся выбрать свой вариант культурных ценностей, «не противоречащих общечеловеческой нравственности и идеалам национальной культуры» сформировать устойчивое понимание значимости человека в приумножении культурных и духовных ценностей, причастности личности к материальному и духовному миру своего народа, к общечеловеческим ценностям [2,38]

Гениально сформулированная в конце XIX века мысль о вечности, необходимости, священности воспитания приобретает все более

возрастающее значение в XXI веке. Воспитание необходимо потому, что только оно делает ребенка человеком в обычном смысле слова и Человеком в высшем, благородном слове. Оно священно потому, что священна человечность, священна великая историческая миссия Человека. Оно вечно потому, что в вечности воспитания - вечность Человека и человечества; в конечном счете, в этой вечности воспитания - оптимистическая вера многих поколений в торжество разумных, демократических и гуманистических начал в отношениях между народами, вера в счастливое будущее человечества

[1,31].

Литература

1. Г.Н. Волков, Ш.М-Х. Арсалиев - Этнопедагогические ценности, тенденции и прогнозы// Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2009. - № 2. - С. 28-44. - с. 31.

2. Г. А. Кречетова - Формирование гражданской идентичности в ходе музыкально-эстетического воспитания в условиях поликультурного

образования// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 1. - С. 38-41. - с. 38.

3. Г. А. Кречетова - Этнокультурный компонент как средство формирования поликультурной личности // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. - № 8. - С. 104-109. - с. 106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. М.Б. Насырова - Поликультурное образование: факторы

актуализации, сущность феномена, концептуальные идеи и возможные модели реализации содержания [Электронный ресурс] / М.Б. Насырова // Вестник Оренб. гос. пед. ун-та. Электрон. науч. журн. - 2014. - № 4 (12). - С. 186-191. - с. 187.

- Режим доступа: http://www.vestospu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.