Научная статья на тему 'Этнокультурный компонент как средство формирования поликультурной личности'

Этнокультурный компонент как средство формирования поликультурной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетова Г.А.

В данной статье рассмотрен этнокультурный компонент в формировании поликультурной личности. Автор раскрывает идею воспитания поликультурной личности на фоне ее этнической идентификации, и через нее стремящейся к идентификации с ценностями мировой культуры. Автором проанализированы система образования, которая решает две взаимосвязанные задачи: «формирование национальной российской идентичности на основе «согражданства» и позитивной («нормальной») этнической идентичности, сочетающей в себе положительное восприятие истории и культуры своей этнической группы при уважении и понимании ценности культур других этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный компонент как средство формирования поликультурной личности»

104 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

4. Миронова Н. Физкультура, спорт и труд нас к здоровью приведут / Н. Миронова // Здоровье детей: прил. к газ. «Первое сентября». - 2009. -№ 19. - С. 30-33.

5. Пашин А.А. Физическая культура - основа формирования ценностей здорового образа жизни / А.А. Пашин // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. -С. 736-741.

6. Смирнова Ю.В. Формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.В. Смирнова. - Челябинск, 2009. - 301 с.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ компонент как средство ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ

© Кречетова Г .А.*

Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный

В данной статье рассмотрен этнокультурный компонент в формировании поликультурной личности. Автор раскрывает идею воспитания поликультурной личности на фоне ее этнической идентификации, и через нее стремящейся к идентификации с ценностями мировой культуры. Автором проанализированы система образования, которая решает две взаимосвязанные задачи: «формирование национальной российской идентичности на основе «согражданства» и позитивной («нормальной») этнической идентичности, сочетающей в себе положительное восприятие истории и культуры своей этнической группы при уважении и понимании ценности культур других этносов.

Ключевые слова: этнокультурный компонент, национально-культурные ценности, поликультурное воспитание, поликультурная личность, этническая идентичность, национально-региональный компонент.

Человек, в современной гуманистической образовательной системе воспитывающийся и развивающийся в поликультурном социуме является наивысшей ценностью в мире. Исторически обусловлено, что у всех народов высшей целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии этнокультурных традиций, народных обычаев. Стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают интерес народов к своей национальной культуре.

Взаимодействие культур порождает общение, диалог, емко охарактеризованный М. Бахтиным. «Единство культуры - писал он - это открытое един-

Старший преподаватель кафедры Музыкального образования.

Инновационные образовательные технологии

105

ство. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже (но не во всей полноте потому, что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше)» [1, с. 332].

Многие десятилетия этнокультурные потребности народов поликультурной России оставались за чертой государственной политики. Национально'-культурные ценности оказались невостребованными педагогической наукой и практикой. Не одно поколение детей оставалось лишенным возможности обучаться на родном языке, проникаться прелестью своей национальной культуры. В результате стала очевидной угроза потери национальной самобытности подрастающего поколения в поликультурном социуме. Таким образом, ответным шагом стала принятая правительством в 2000 году «Национальная доктрина образования в РФ», которая провозгласила усиление этнокультурной направленности в субъектах Федерации.

Приобщение подрастающего поколения XXI века к мировой культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: «Закон об образовании РФ», «Концепция государственной национальной политики», «Концепция модернизации структуры содержания российского образования».

Системе образования предстоит решить две взаимосвязанные задачи: «формирование национальной российской идентичности на основе «согражданства» и позитивной («нормальной») этнической идентичности, сочетающей в себе положительное восприятие истории и культуры своей этнической группы при уважении и понимании ценности культур других этносов» [3, с. 71].

Поликультурное воспитание - это передача подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и опыта народной педагогики, накопленного предшествующими поколениями; составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью диалога культур. Человечный, гуманный подход к личности обучающегося и человеколюбивое, толерантное отношение к окружающим - облагораживает детскую душу средствами национальной и духовной культуры.

Сегодня, с точки зрения идеологии в поликультурном образовательном пространстве актуальны такие понятия как гражданственность, патриотизм, долг перед Родиной. Потеря духовно-нравственных ценностей и межкультурных ориентиров нарушает связь между поколениями и приводит к идеологическому вакууму. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В связи с этим решение этой задачи является целенаправленная работа по формированию поликультурной личности гражданина Региона - России - Мира

106 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

на материале культуры родного края, русской и общечеловеческой культуры, которая должна осуществляться педагогическим сообществом осознанно, профессионально, с высокой гражданственной и педагогической позицией.

Исходя из определения понятия «поликультурной личности» видно, что в ее основу положена психолого-педагогическая мысль, раскрывающая идею воспитания личности на фоне ее этнической идентификации, и через нее стремящейся к идентификации с ценностями мировой культуры. Таким образом, основные этапы формирования поликультурной личности школьника выражаются в освоении этнической идентичности (этнокультурной идентичности) и идентификации с ценностями мировой художественной культуры. Под поликультурным воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп.

В настоящее время, в поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:

- национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения (Регион);

- ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов (Россия);

- сообщение знаний об этнической самобытности отдалённых народов и формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты (Мир).

Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности.

Хочется процитировать (часто используемые разными авторами) высказывания Э.К. Сусловой: «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Известный исследователь Л. Гумилёв отмечал, что «отсутствия традиций не достиг ни один этнос, ибо тогда бы он просто перестал существовать, растворившись среди соседей».

Поликультурное образование включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:

Инновационные образовательные технологии

107

1. Материальная культура:

- основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

- одежда (национальный костюм), украшения;

- национальные кушанья;

- транспортные средства;

- орудия труда;

- труд с учетом его специфики.

2. Духовная культура:

- народные обычаи, обряды, праздники;

- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);

- искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).

3. Нормативная культура:

- общечеловеческие нравственные качества;

- правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

Сообщая знания об обычаях, культурных ценностях, нормах поведения

других народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры - лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

Крупнейший психолог Ж. Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа её формирования:

1. В возрасте 6-7 лет ребенок приобретает первые знания (фрагментарные, несистематические) о своей этнической принадлежности.

2. В 8-9 лет у ребенка развиваются национальные чувства, и идёт чёткая идентификация с членами своей этнической группы.

3. В 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других.

Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» -именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного и школьного возраста.

Содержание понятия «этика межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обыча-

108 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

ев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

Воспитание поликультурной личности должно осуществляться в трех направлениях:

- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

- поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Важнейшая закономерность развития современного общества заключается в сближении стран и народов, усиление их взаимодействия. Этот процесс можно рассматривать как бы с двух сторон. С одной стороны, он объединяет народы в хозяйственной деятельности, способствует ускорению научно-технического процесса, разрушает исторические барьеры между народами, психологию провинциализма, узкого национализма; с другой стороны, несет угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов, унификацию жизни по чуждым им стандартам, что вызывает их сопротивление, стремление защитить и сохранить уникальность своей своеобразной культуры.

Национально-региональная политика превращается в важный и самостоятельный фактор общественной жизни страны, вбирая в себя прогрессивные тенденции, ставшие наиболее актуальными в последние десятилетия. Можно утверждать, что национально-региональное образование получило возможности для более четкого определения направлений своего развития в контексте общих перемен Российского общества. Таким образом, процесс регионализации в России является закономерным явлением.

В полиэтнической среде создание национально-регионального компонента образования требует деликатного, мудрого подхода. Здесь должно быть все сбалансировано, основано на приоритетных началах, начиная с долевого участия представителей каждого этноса в разработке этнокультурного компонента учебных дисциплин, входящих в учебно-воспитательные системы.

Список литературы:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 332.

Инновационные образовательные технологии

109

2. Белогуров А.Ю. Фактор поликультурности в контексте этнонацио-нальной стратегии развития российского образования // Проблемы поликультурного образования: Международный сборник научных статей. - Махачкала: ДГУ 2001. - С. 43-51.

3. Мусаев И.М.Социальная идентичность личности и ее этнический компонент // Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и гражданской идентичности. Материалы VIII Международной научно-практической конференции / Под науч. ред. И.Л. Набока. - СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.