УДК 37.017.4:378 ББК Ч448.00
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.01
Семенова Лариса Александровна,
старший преподаватель, Ноябрьский гуманитарно -экологический институт - филиал Тюменского государственного университета; 629807, г. Ноябрьск, ул. Городилова, д. 106; e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: российская национальная идентичность; гражданская самоидентификация; базовые ценности идентичности; нравственные ценности; самопознание; национальные ценности; педагогическая герменевтика; поликультурное общество.
АННОТАТТИЯ. Рассматривается проблема формирования российской национальной идентичности молодого поколения россиян посредством обращения к народному духовно-культурному наследию и приобщению к национальным ценностям для личностного культурного роста, самопознания, самооценки и сплочения на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
Semyonova Larissa Alexandrovna,
Senior Lecturer of Noyabrsk humanitarian-ecological Institute - branch of Tyumen State University, Noyabrsk.
FORMATION OF STUDENTS’ NATIONAL IDENTITY IN THE COURSE OF STUDIES
KEY WORDS: Russian national identity; civic self-identity; basic values of identity; moral values; selfknowledge; national values; teaching hermeneutics; policultural society.
ABSRACT. The article deals with the problem of the formation of Russian national identity and civic selfidentity of the young generation of Russians by appealing to a popular spiritual and cultural heritage and taking up the national cultural values for personal growth, self-knowledge, self-confidence and unity on the basis of universal and national values.
А 1
А. ]
ктуальность выделения российской . национальной идентичности в качестве предмета исследования, познания и осмысления ее как важного исторического феномена и конструкта в системе представлений индивида о самом себе и обществе, к которому он принадлежит, обусловлена современной социокультурной и политической ситуацией, сложившейся в современном обществе. Отметим антиценностные ориентиры в обществе, приведшие к его ослаблению и бесформенности, девальвацию ценностей, рост тенденций прагматизма, определяющие поведение в духовной сфере и разложение нравственности. А между тем категории нравственности, свойственный народам России (доброта, милосердие, порядочность, честность, ответственность, вежливость), трансформируются в безнравственность, агрессивность, равнодушие, эгоизм людей, и это становится нормой.
Поиск ответа на вопрос «Кто Я?» уже давно требует переосмысления - с начала 90-х после крушения Советского Союза и появления всех негативных социальных последствий этого распада. Важно осознание россиянами себя как единой нации в поли-культурном сообществе. В связи с этим полагаем необходимым подчеркнуть тот факт, что самоидентификация россиян выступает действенным инструментом не только сохранения социокультурного равновесия в стране, но и преодоления многочисленных этнических и региональных расколов. Фор-
мирование российской национальной идентичности мы видим посредством консти-туирования доминанты солидаризации (термин Ю. Г. Волкова) на основе базисных ценностей общества, принятия «общей исторической судьбы» (3, с. 14).
Исторический опыт показывает, как важно существование системы координат в конструировании российской национальной самоидентификации россиян и их сплочении вокруг гуманитарной шкалы ценностей, поскольку человека формирует та культурная среда (нормы, ценности, правила), с которой он себя отождествляет и соотносит.
Отметим, что молодое поколение не обладает опытом положительного многовекового совместного исторического существования народов. В ценностной структуре сознания молодежи почти отсутствуют такие понятия, как «равенство», «братство», «справедливость», «коллективность» (чувство общности), «интернационализм», солидарность, толерантность, уважение традиций. Слабо развиты долг, самодисциплина, ответственность, полезность для общества и другие гражданские качества россиян. Полагаем, что поиск общих ценностей в культурах России и их различий на основе взаимного уважения и признания - это один из путей к сплочению поликультурно-го общества.
Мы употребляем в исследовании понятие «российская национальная идентич-
© Семенова Л. А., 2014
ность», которое не вошло пока в научный язык. Рассматривать российскую идентичность вне национальной компоненты нам представляется не вполне корректным исходя из исторического опыта Советского Союза.
Акцентируем внимание на том, что формирование российской национальной идентичности мы рассматриваем как становление мировоззрения и закрепление образа «мы — россияне» для объединения независимо от национальности всех людей, проживающих на территории России, тех, кто связан своей судьбой со страной и любит Россию, и возвращения к национальным традиционным для россиян ценностям. И. А. Ильин понимал нацию как объединение людей с единым национальным актом (духом) и культурой, которое не определяется принадлежностью к единой церкви, но включает в себя людей разной веры, и разных исповеданий, и разных церквей (6, с. 272). Мы употребляем в исследовании понятие «российская национальная идентичность» исходя из определения нации как «совокупности граждан одного государства России (согражданства), обладающей при сохранении этнического и религиозного разнообразия - общностью языка, культуры с присущей ей самостоятельной системой ценностей, общностью самосознания, включающего в себя чувство общей исторической судьбы, сознание своей самостоятельной субъектности в геополитическом пространстве нового времени» (8, с. 9).
Понятие идентичности тесно связано с жизненными ценностями. Ряд отечественных исследователей (М. В. Заковоротная, Н. М. Лебедева, Е. П. Белинская, П. И. Гнатенко, А. Р. Аклаев, С. А. Баклушинская) указывают на связь идентичности и ценностей. Работы Н. А. Бердяева и И. А. Ильина объединяет важная мысль о распространении ценностей через диалог с разнообразными культурами и общение с другими людьми. Культура страны представляет собой систему множества существующих культур, и каждая из них участвует в диалоге. С. В. Кортунов пишет о том, что, как многократно показывала всемирная история, национальная идентификация происходит тогда, когда народ начинает взаимодействовать с другими народами, обладающими иными ценностями («мы» - «другие»). Автор проводит мысль о том, что вопрос об идентичности встает именно тогда, когда происходит давление «чужих» ценностей. Именно столкновение ценностей, как правило, и приводит к самоидентификации личности, и чем интенсивнее данный процесс, тем более болезненно (но вместе с тем и более определенно) он протекает (7, с. 44-45).
Ценности, как отмечает Н. А. Асташова, «элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе» (1, с. 8). Под национальными ценностями обычно понимают совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие, которые выступают в роли нормативнокультурных аксиом поведения этноса. Общепризнанным является тот факт, что общечеловеческие ценности способны объединить людей разных стран и разных слоев общества, не умаляя при этом их национального своеобразия.
О приобщении к общечеловеческим и этнокультурным ценностям в процессе образования и воспитания, об освоении этнокультурных ценностей одного народа другим в процессе межэтнического взаимодействия, их творческой переработке и переосмыслении пишет А. Б. Багдасарова. Автор подчеркивает, что диалог этнических культур - позитивный фактор, необходимое условие достижения межнационального согласия и стабильности в условиях полиэт-ничности, и только так может быть реализован проект сохранения Россией цивилизационно-культурной самобытности, традиционных духовно-нравственных ценностей (2, с. 46).
Мы разделяем данное мнение и полагаем, что в поликультурной образовательной среде актуализируется педагогическая проблема воспитания личности, признающей этнокультурные и общечеловеческие ценности, культурные достижения других народов с развитыми навыками межкуль-турного, межнационального общения.
Изучение отечественного и зарубежного опыта по данной проблеме - идей Э. Эриксона, Ж. Пиаже, И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, Э. Фромма, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина, М. Н. Губогло, Ю. Хабермаса, Л. М. Дробижевой, Н. М. Лебедевой, Д. Г. Ко-гатько и В. Х. Тхакахова и др. - позволил сформулировать рабочую гипотезу, одно из положений которой состоит в том, что формирование российской национальной идентичности будущего специалиста в процессе обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- целевая ориентация образования предусматривает направленность образовательного процесса на национальные ценности народов России;
- содержание обучения включает в себя обращение к культурным традициям наро-
дов России, отраженном в устном народном творчестве, в котором образы «Я» и «Другой» предстают в учебно-организованном смысловом поле как взаимное отражение образов друг друга;
- обучаемые мотивированы на уважение к историческому и культурному наследию страны и культурным традициям народов, на культурный взаимообмен, диалогическое взаимодействие и толерантное восприятие социокультурных различий;
- механизм формирования российской национальной идентичности студентов активизируется включением студентов в деятельность, связанную с осмыслением, эмоционально-чувственным восприятием, интерпретацией текстов и ценностей, самоидентификацией и личностной интериори-зацией;
- разработана критериально-оценочная шкала сформированности российской национальной идентичности студентов.
Психолого-педагогическим механизмом формирования российской национальной идентичности является интеграция множества культур России в учебном процессе как инструмент защиты интересов представителей различных культур, главной функцией которого является поощрение и укрепление равенства между представителями разных культур и реализация принципа «Россия -историческое многонациональное государство». Главная задача учебно-воспитательного процесса - донести до сознания обучающихся, что государственная монолитность и единство возможны через разнообразие, взаимодействие и взаимообогащение этносов России. Механизмом формирования российской национальной идентичности студентов выступает также деятельность, связанная с осмыслением, эмоциональночувственным восприятием, интерпретацией текстов и ценностей, самоидентификацией и личностной интериоризацией, качественным изменением сознания обучаемого. Содержание обучения включает в себя обращение к культурным традициям народов России, отраженных в устном народном творчестве, в котором образы «Я» и «Другой» предстают как взаимное отражение образов друг друга.
Раскроем содержание одного из этапов формирования российской национальной идентичности - ценностного отношения к культурному народному наследию и духовной культуре этносов и формирования эмоционально-оценочной составляющей идентичности. Опытно-экспериментальной базой исследования стал Ноябрьский гуманитарно-экологический институт (филиал Тюменского государственного университета). Одним из средств обучения в эксперимен-
тальных группах стали виды устного народного творчества (легенды, былины, мифы, предания, сказки), поскольку устное народное творчество - это кладезь мудрости народа, оно несет ценности духовной жизни народов. Устное народное творчество не только транслирует культуру, но и обращается к эмоциональной сфере, вызывая переживания и эмоции, текст как знак опосредованно воздействует на сознание личности. Самостоятельная работа предполагала включение студентов в поисковую деятельность, целью которой явилось изучение приоритетных национальных ценностей народов России. Результаты поисковой деятельности представлены студентами в виде электронного портфолио как варианта систематизации информации.
В работе с учебными текстами был использован герменевтический подход, основным объектом которого является «текст как феномен культуры» (А. Ф. Закирова) и методы: поисковый, метод компаративистики (сравнения), контент-анализ учебного текста, метод ранжирования ценностей, диалоговый метод. Педагогическая герменевтика в качестве искусства, теории и практики понимания и интерпретации текста как знаковой системы помогает осмыслению общечеловеческих ценностей. Размышляя над проблемами современной педагогики, А. Ф. Закирова отмечает, что «герменевтика в целом в гуманитарном знании и культуре является одной из фундаментальных форм осмысления человеческого духовного опыта, способа его бытия как понимания, как науки о порождении и понимании гуманитарных смыслов и ценностей» (4, с. 20). Автор акцентирует наше внимание на активной роли вос-питуемого в постижении процессов его саморазвития и образования, то есть диалогичный характер субъект-субъектного взаимодействия (5, с. 11).
Опытно-экспериментальная работа
проходила на занятиях иностранного и русского языков в течение одного семестра 2012-2013 гг. на 1 курсе в экспериментальных группах направления «Экономика» (42 человека), а также при организации вне-учебной самостоятельной работы со студентами. Количество человек в контрольной группе - 22 человека. Эксперимент стал вторым этапом в исследовательской работе. В процессе эксперимента студентами было проанализировано свыше 300 народных легенд, мифов, сказок, былин и преданий народов России.
Алгоритм самостоятельной работы студентов по освоению устного народного творчества представлял собой следующее: самостоятельный поиск учебного текста, работа с текстом (изучение и рефлексивное
осмысление сути текста), выделение основной идеи текста, вывод и интерпретация национальных ценностей, анализ языковых средств в тексте, передающих содержание (метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты, олицетворения и др.), представление результатов в виде оформленных электронных таблиц (портфолио), обсуждение результатов поисковой деятельности с преподавателем, их ранжирование по признаку повторяемости в литературных источниках. Студенты транслировали национальные ценности через диалогическую речь, инсценировки, рассказы-монологи, кукольный театр, театр одного актера, слайд-презентации с комментарием), «примеривание» ценностей в процессе реализации замысла и интериоризация ценностей как конечный результат в процессе жизни. Критериями оценки результативности и эффективности самостоятельной работы студентов по освоению устного народного творчества выступали навыки поисковой работы, умения анализировать учебный текст, делать логические выводы, выделять существенное, корректно интерпретировать культурнонациональные ценности в содержании текстов, проявление личностного творческого подхода к осмыслению учебного текста и подаче учебного материала: креативности в реализации творческого замысла, умения держаться перед аудиторией, актерские способности, ораторское искусство, дикция.
После аналитической работы с содержанием текстов устного народного творчества была организована работа студентов по их обсуждению в малых группах. В ходе обсуждения задавались проективные вопросы, например: «Какую пословицу ты можешь использовать применительно к народной мудрости, выраженной в данном произведении?» или «Я правильно тебя понял(а), что национальной ценностью выступает...?» Следует подтверждение, либо опровержение, либо уточнение или дополнение к сказанному студентами. Ключевыми словами текстов выступают метафоры, выделенные студентами, - это фиксация смысловых «точек» содержания, они позволяют зафикси-
ровать отношение народа к тому или иному явлению. Последним этапом в обсуждении студентов является резюме обучаемого: «Я ознакомился...», «Я пришел к выводу.», «Я узнал для себя, что.». Было отмечено, что если в начале эксперимента обучаемые затруднялись в выделении главного в содержании и в умении выразить основную идею кратко, своими словами, были сложности в идентификации народных ценностей, то в конце эксперимента студенты справлялись с этим успешнее.
До начала эксперимента в экспериментальных группах (42 чел.) мы выявили (методика М. Рокича), что наименее значимыми ценностями у испытуемых на уровне нормативных идеалов являются такие ценности (приводим выборочное среднее), как терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) - 0.1, дисциплинирован-
ность - 0.2, широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные обычаи, традиции, привычки, вкусы) - 0.3, чуткость (заботливость) - 0.2, ответственность (чувство долга) - 0.3, образованность (общая культура) - 0.4, самоконтроль (самодисциплина) - 0.3, независимость (способность действовать самостоятельно) - 0.2.
По окончании эксперимента для измерения ценностных ориентаций обучаемых была использована методика (ценностный опросник) Ш. Шварца. В формировании национальной идентичности приоритетными для нас являются следующие коллективные ценности: чувство общности, безопасность нации, стабильность общества (общественный порядок), уважение традиций, социальная справедливость, мир во всем мире, равенство, духовная жизнь, полезность для других, ответственность, вежливость, толерантность. Предложенные 57 ценностей мы попросили оценить по семибалльной шкале: 7 - исключительно важная, 6 - очень важная, 5 - достаточно важная, 4 - важная, 3 - не очень важная, 2 -маловажная, 1 - не важная.
Таблица 1.
Сравнение приоритетных ценностей в экспериментальной и контрольной группе после проведения эксперимента в специально ориентированном образовательном процессе
№ Ценности Шкала Выборочное среднее значение ^критерий Стьюдента (отклонения от среднего)
ЭГ КГ ЭГ КГ
1. Почитание родителей 7 (исключительно важная) 3,3 0,5 0.43 -1.09
2. Ответственный 6 (очень важная) 3,0 0,5 0.43 -1.09
3. Национальная безопасность 6 1,6 0,3 -1.57 -1.09
4. Вежливость 5 (достаточно важная) 3,2 1,6 0.43 -0.09
5. Уважение к традициям 5 3,0 1,6 0.43 -0.09
6. Национальная безопасность 5 2,8 0,6 -0.57 -1.09
7. Духовная жизнь 5 2,8 0,6 -0.57 -1.09
8. Ответственность 5 2,4 1,6 -0.57 -0.09
9. Полезный 5 2,4 0,6 -0.57 -1.09
10. Мир во всем мире 5 2,4 1,3 -0.57 -0.09
11. Чувство принадлежности 5 2,0 1,6 -0.57 -0.09
12. Равенство для всех 4 (важная) 4,5 0,6 1.43 -1.09
13. Уважение к традициям 4 4,5 1,6 1.43 -0.09
14. Мир во всем мире 4 4,3 2,5 1.43 0.91
15. Духовная жизнь 4 4,0 2,0 1.43 0.91
16. Вежливость 4 3,5 2,0 0.43 0.91
17. Стабильность общества 4 3,0 1,5 0.43 -0.09
18. Национальная безопасность 4 3,0 1,5 0.43 -0.09
19. Чувство принадлежности 4 3,0 2,0 0.43 0.91
20. Т олерантность 4 3,0 1,5 0.43 -0.09
20. Полезный 4 2,5 0,6 -0.57 -1.09
21. Социальная справедливость 3 (не очень важная) 1,0 2,0 -1.57 0.91
22 Самодисциплина 2 (мало важная) 1,0 4,0 -1.57 2.91
23. Равенство 1 (не важная) 1,0 3,0 -0.11 -0.07
Примечания: і) автоматический расчет ї-критерия Стьюдента; 2) п=42 (экспериментальная группа); п=22 (контрольная группа); з) їкрит=2.оі при р<0.05; їкрит=2.6д при р<о.оі; 4) результат: іомп=5.5. Полученное эмпирическое значение ї (5.1) находится в зоне значимости.
Таким образом, в ходе эксперимента была подтверждена наша гипотеза о том, что при соблюдении педагогического условия создания целостной образовательной среды, учитывающей этническую, поли-культурную, региональную и историкокультурную специфику страны, возможно становление российской национальной
идентичности. Формирование российской национальной идентичности будет успешным, если содержание обучения будет ориентировано на приобщение студентов к культурным ценностям этносов и культурным традициям народов, на принцип взаи-мообогащения обучаемых национальными ценностями и культурный взаимообмен.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асташова Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / / Педагогика. 2002. №8.
2. Багдасарова А. Б. Инкорпорация этнокультурных ценностей в контекст современного образовательного процесса / / Социально-гуманитарные знания. 2007. №6.
3. Волков Ю. Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявле-
ния^Социологические исследования. 2006. № 7 (267).
4. Закирова А. Ф., Буйко Н. С. Герменевтика педагогического текста: теория и практика : моногр. Тюмень : Тюмен. гос. ун-т, 2008.
5. Закирова А. Ф. О роли гуманитарных методов в научно-исследовательской деятельности педагога / / Специфика педагогического образования в регионах России. Тюмень : Тюмен. обл. гос. ин-т развития рег. обр-я. 2012. №1.
6. Ильин И. А. О грядущей России : избр. ст. / Под ред. Н. П. Полторацкого. М. : Воениздат, 1993.
7. Кортунов С. В. Национальная идентичность: постижение смысла. М. : Аспект Пресс, 2009.
8. Концепция национальной образовательной политики РФ (одобрена приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. № 201) // Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант». иИЬ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. Ф. Закирова.