Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА К РУКОВОДСТВУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ НА КОКЛЮШКАХ)'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА К РУКОВОДСТВУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ НА КОКЛЮШКАХ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / СТУДЕНТ - БАКАЛАВР / КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / READINESS / STUDENT - BACHELOR / LACE MAKING / ARTS AND CRAFTS / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомякова Ирина Викторовна, Матвеева Надежда Васильевна

В статье раскрыты апробированные пути формирования в системе высшего педагогического образования готовности студентов-бакалавров к руководству декоративно-прикладным творчеством обучающихся на примере кружевоплетения на коклюшках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF THE STUDENT-BACHELOR TO THE LEADERSHIP OF DECORATIVE AND APPLIED CREATIVITY OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF FOOTWEAR WITH STAWNS)

The article reveals the proven ways of formation of readiness of bachelor students in the system of higher pedagogical education to guide the decorative and applied creativity of students on the example of lace-making on whooping cough.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА К РУКОВОДСТВУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ НА КОКЛЮШКАХ)»

Я н_ хочу жить в мире, где жизнь одного человека н_чего н_значит.

Н_ причиняй н_боли, н_ страданий другим— и сам н_ будешь отчуждён.

Н_ в чем себе н_ отказывай.

Н_ о чем н_ думает лишь тот, кто н_чего н_ читает.

Нет н_ плохого, н_ хорошего, только мысль делает вещи такими, какими они нам кажутся.

Гипотезы

1. Частица НИ со словами пишется раздельно. Если НИ- является частью слова, то перед нами приставка, в остальных случаях НИ - это частица, которая пишется раздельно. Приставка НИ- в отрицательных местоимениях и наречиях всегда безударная.

2. Частица НИ со словами пишется раздельно. Приставка НИ- является частью слова и поэтому пишется слитно. Лишь в косвенных падежах отрицательных местоимения с предлогом она пишется раздельно. Приставка НИ- в отрицательных местоимениях и наречиях всегда ударная.

3. Частица НИ со словами пишется раздельно. Приставка НИ- является частью слова и поэтому пишется слитно. Лишь в косвенных падежах отрицательных местоимения с предлогом она пишется раздельно. Приставка НИ- в отрицательных местоимениях и наречиях всегда безударная.

Итоги работы (вопросы, на которые обучающиеся готовят ответы по итогам выполнения кейса)

Что потребовалось проанализировать?

Какая гипотеза подтвердилась?

Каков результат работы?

Какие возникли трудности выполнения кейса?

Результатом выполнения данного кейса стали выступления групп обучающихся с презентациями орфографических правил.

Для работы с кейсом на данном уроке использовались следующие приемы: вводное слово о цели и задачах урока, фронтальный опрос по теме «Различение частицы «не» и приставки «не-», инструктирующее слово об алгоритме работы с кейсом, проблемное слово по материалам кейс-задания, беседа об итогах и трудностях в решении кейса, обобщающее и оценочное слово о результатах работы.

В чем особенности модели обучения студентов и учителей-практиков кейс-методу? Какие приемы и типы заданий должны составить основу данной модели? Безусловно, это вводное слово преподавателя о специфике кейс-технологии и месте кейс-метода в профессиональной практике учителя; беседа об особенностях кейс-заданий и лингвометодический анализ образцов уроков (конспектов уроков или видеозаписей). Особое внимание в данной модели обучения необходимо уделить аналитико-конструктивным и творческим заданиям, направленным на редактирование и создание кейс-заданий, разработку фрагментов урока, проведение урока с использованием кейс-метода в реальных условиях, методический самоанализ результатов работы на уроке.

Выводы. Таким образом, кейс-метод является эффективным средством развития образовательных интересов школьников. На уроках русского языка он способствует интеграции знаний по разным лингвистическим темам, позволяет применять исследовательский, эвристический подходы, формирует целостное представление о языке как системе. С точки зрения организации учебно-познавательной деятельности работа с кейс-заданием реализуется поэтапно с помощью ряда приемов. Вопросы, связанные с организацией специального обучения будущих и практикующих педагогов кейс-технологии, нуждаются в детальной разработке. Такое обучение расширит их представление о формах активизации познавательной деятельности, создаст условия для проявления творческого потенциала, сформирует установку на использование разнообразных педагогических технологий в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Абушкин Х.Х. Некоторые психолого-педагогические вопросы организации проблемного обучения // Организация проблемного обучения в школе и в вузе. Саранск, 1999. С. 4-13.

2. Власова Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Санкт-Петербург: Реноме, 2012. С. 278-280.

3. Габдрахманова Б.Д. Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы // International Scientific Review. 2015. - № 4 (5). С. 49-53.

4. Феоктистова О.В. Приемы использования кейс-технологии на уроках русского языка // Филология в современном мировом образовании: сб. науч. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф., 17 апр. 2019 г. / под науч. ред. Г.Б. Вершининой. Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2019. С. 153-158.

Педагогика

УДК 378(045)

кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования Хомякова Ирина Викторовна

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); старший преподаватель кафедры художественного образования Матвеева Надежда Васильевна

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА К РУКОВОДСТВУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ НА

КОКЛЮШКАХ)

Аннотация. В статье раскрыты апробированные пути формирования в системе высшего педагогического образования готовности студентов-бакалавров к руководству декоративно-прикладным творчеством обучающихся на примере кружевоплетения на коклюшках.

Ключевые слова: готовность, студент - бакалавр, кружевоплетение, декоративно-прикладное искусство, творчество.

Annotation The article reveals the proven ways of formation of readiness of bachelor students in the system of higher pedagogical education to guide the decorative and applied creativity of students on the example of lace-making on whooping cough.

Keywords: readiness, student - bachelor, lace making, arts and crafts, creativity.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по

приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и МГПИ имени М.Е. Евсевьева) по теме «Формирование готовности студента-бакалавра к организации художественно-творческой деятельности обучающихся»

Введение. Декоративно-прикладное искусство как часть народной культуры является исторически первой формой познания и деятельности, которая стимулировала творческие способности человека, выступает как форма передачи общественного опыта, утверждения общечеловеческих ценностей и норм жизни. Оно содержит большой потенциал для формирования эстетических и нравственных идеалов, развития гармонии чувств, понимания прекрасного в окружающем мире, явлениях природы, в человеке и обогащения духовного мира личности. Сейчас, когда материальные потребности преобладают над духовными, снижается интерес к искусству, приобщение подрастающего поколения к декоративно-прикладному искусству особенно актуально.

В современных условиях глобализации актуальным остается использование образовательного, нравственного и эстетического потенциала декоративно-прикладного искусства в профессиональной подготовке педагогических кадров. Говоря о необходимости научить ребенка ценить материальную и духовную культуру, А.Р. Гатина указывает на то, что справиться с ней может педагог, который будет «...наглядным примером этой культуры, постоянно вести исследовательскую и творческую деятельность» [2, с. 4].

Т.И. Шукшина отмечает, что в «.современных условиях решающее значение приобретает подготовка педагога-практика, умеющего самостоятельно решать профессиональные задачи, обладающего практико-ориентированными компетенциями, способного к творческому преобразованию действительности, а также профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию» [6, с. 103].

Изложение основного материала статьи. Изучение, обобщение, осмысление трудов современных педагогов, психологов, социологов и других ученых позволяет сделать вывод о теоретической актуальности проблемы формирования готовности студентов вуза к профессиональной деятельности.

В общетеоретическом рассмотрении готовность является основным условием для успешной реализации деятельности. У С.Н. Чистяковой готовность у человека проявляется независимо от ее формирования, она является устойчивой характеристикой личности [5, с. 25].

Л.Ю. Субботина определяет готовность как «... субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять» [3, с. 296].

В.А. Варданян рассматривает под готовностью будущего педагога-художника «специальную художественно-педагогическую компетенцию студента, освоение которой обеспечивает ориентацию на создание творческого продукта (собственного и руководимого им ученика) и действий по ее реализации» [1, с. 209].

В контексте нашего исследования под готовностью студента будем понимать интегративное качество личности, выражающееся в признании ценности декоративно-прикладного искусства для личностного развития, профессионального становления и будущей педагогической работы, а также в умении обогащать собственный культурный опыт за счет продуктивной деятельности в период обучения.

Кружевоплетение на коклюшках - увлекательное занятие для детей. Этот вид деятельности располагает большими резервами для приобщения учащихся к народному искусству как источнику духовных эстетических ценностей. Занятия кружевоплетением являются неоценимым средством для эстетического, нравственного и трудового воспитания подрастающего поколения.

Овладеть искусством кружевоплетения на коклюшках - дело сложное, долговременное. К сожалению, данный вид декоративно-прикладного искусства в детских художественных школах не изучается совсем или изучается недостаточно. На наш взгляд, основная причина этого - дефицит квалифицированных кадров, владеющих кружевоплетением на коклюшках и методикой его преподавания в учреждениях дополнительного образования.

Это позволяет сделать вывод о необходимости включения кружевоплетения на коклюшках в систему профессиональной подготовки студентов-бакалавров, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль Изобразительное искусство, 44.03.05 Изобразительное искусство. Дополнительное образование в области дизайна и компьютерной графики.

На факультете педагогического и художественного образования Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева разработана и апробируется дисциплина по выбору «Методика обучения учащихся кружевоплетению на коклюшках». Цель изучения дисциплины -способствовать овладению техникой выполнения кружевоплетения на коклюшках и методикой ее преподавания в учреждениях дополнительного образования.

Содержание дисциплины включает изучения двух взаимосвязанных разделов. Раздел 1 «Теоретические основы обучения кружевоплетению на коклюшках» знакомит студентов с историей возникновения и развития данного вида народного прикладного искусства. Они узнают о материалах и инструментах для кружевоплетения, самостоятельно изготавливают из подручных материалов подушки для плетения - кутузы, строят сколки для выполнения образцов плетения. Активизации интереса студентов к искусству кружевоплетения на коклюшках способствуют демонстрация подлинных изделий, выполненных в данной технике, посещение мастер-классов, проводимых мастерами-прикладниками. На занятиях они узнают о возникновении техники кружевоплетения в Западной Европе, развитии центров промысла в России. Практические занятия посвящены освоению основных приемов создания изделий - «перевить» и «сплести», выполнению базовых элементов - «плетешок», «полотнянка», «сетка», «вилюшка», «насновка».

При изучении раздела 2 «Технология выполнения изделий в технике кружевоплетения на коклюшках»

студенты пробуют свои силы в составлении технического рисунка кружева - сколка. Первоначально они копируют готовые сколки, постигая правила их построения. После на основе стилизации природных форм выполняют небольшой сколок для плетения в технике сцепного кружева. Затем студенты выполняют данное изделие в материале.

При подведении итогов занятий обязательно проводятся промежуточные просмотры, осуществляется оценка каждой студенческой работы, анализируются ее достоинства и недостатки. Таким образом, студент учится объективно оценивать собственные творческие достижения и результаты труда своих однокурсников.

Формой промежуточной аттестации является зачет, который проходит в форме просмотра итоговых творческих работ и их защиты.

Формирование практических навыков создания изделий в технике коклюшечного кружева - не единственная задача занятий. Будущий педагог-художник должен не только обладать техническим мастерством, но овладеть методикой обучения кружевоплетению на коклюшках в образовательных организациях. Освоению дисциплины способствует выполнение студентами заданий для самостоятельной работы:

- знакомство с деятельностью организаций дополнительного образования детей, где реализуются дополнительные общеобразовательные программы по кружевоплетению на коклюшках;

- проектирование технологической карты занятий по кружевоплетению с использованием индивидуальных образовательных маршрутов;

- изучение особенностей взаимодействия субъектов образовательных отношений при проведении занятий по кружевоплетению;

- проведение диагностики интересов и способностей обучающихся с целью последующего проектирования индивидуального образовательного маршрута на основе полученного результата (например, разработка анкеты для выявления и формирования культурных потребностей лиц пенсионного возраста для организации занятий студии кружевоплетения);

- разработка содержания мастер-классов по кружевоплетению для разновозрастной аудитории.

Расширить рамки изучения учебной дисциплины, обогатить содержание учебного предмета позволяет

участие студентов в проведении мастер-классов, проводимых в музеях г. Саранска. Интересен опыт проведения мастер-классов по кружевоплетению на коклюшках в рамках акции «Ночь искусств» в Мордовском республиканском музее изобразительного искусства имени С.Д. Эрьзи. Мастер-классы были адресованы разновозрастной аудитории. Дети младшего возраста, студенты-иностранцы, взрослые и пожилые люди с интересом наблюдали за процессом плетения кружев. Все желающие смогли взять в руки коклюшки и попробовали сплести небольшое изделие - фенечку. Данный опыт был интересен для студентов тем, что позволил попробовать свои силы в работе с аудиторией, которая не имела базовых навыков плетения на коклюшках. Сложность заключалась в том, что необходимо было учитывать большое количество желающих принять участие в работе мастер-класса, их возрастные особенности, а также малое количество времени, отводимое на выполнение изделия.

Рисунок 1. Проведение мастер-класса по кружевоплетению на коклюшках в рамках мероприятия «Ночь искусств - 2019» в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств

имени С.Д. Эрьзи

На выпускном курсе в ходе производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и преддипломной практики студенты впервые выступают в качестве педагогов дополнительного образования в детских художественных школах. В процессе выполнения программ практики происходит окончательное формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Через включение будущего педагога в различные виды деятельности на практике, их контекстное наполнение профессиональным содержанием происходит овладение трудовыми функциями. Студенты проводят занятия, нацеленные на ознакомление обучающихся детских художественных школ с искусством коклюшечного кружевоплетения. Дети знакомятся с историей возникновения и развития данного вида декоративно-прикладного искусства, материалами и инструментами для плетения кружев, осваивают базовые приемы, пробуют свои силы в изготовлении несложных изделий. Как правило, это аксессуары, которые имеют утилитарное значение и выполняются за короткий период времени. Ниже на рисунках 2-3 представлены изделия, выполненные обучающимися детских художественных школ г. Саранска под руководством студентов, проходящих производственную преддипломную практику.

Рисунок 2. Брошь «Стрекоза»

Автор: Чубса Софья, 12 лет, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа №1 имени П.Ф. Рябова», г. Саранск

Рисунок 3. Украшение «Ромашка» Автор: Тятюшкина Алина, 11 лет, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа №2», г. Саранск

В случае если обучающиеся уже владеют базовыми приемами кружевоплетения, возможно выполнение коллективной творческой работы, где каждый ребенок выполняет определенную ее часть, а затем отдельные элементы собираются в общую композицию. Ниже на рисунке 4 представлена коллективная творческая работа обучающихся муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа №1 имени П.Ф. Рябова» г. Саранска, выполненная под руководством студентки профиля «Изобразительное искусство» в период преддипломной практики.

Авторы ■

Рисунок 4. Коллективная творческая работа - панно «Зима». Ситкина И., Волкова В., Сердаева А., Шолохова Н., Аникина В., обучающиеся 5 класса. Педагог - Акаемова М.В., студент - Волгаева Я.И.

Сегодня одним из значимых методов формирования готовности студента-бакалавра к организации художественно-творческой деятельности обучающихся является проектная деятельность. Мы солидарны с мнением Л.Х. Цеевой, Б.Х. Панеш, которые отмечают, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность [4, с. 2]. Участие студентов в проектной деятельности активизирует их познавательную активность при изучении учебного материала, формирует их ценностное отношение к научному знанию, мотивирует к научному поиску, что способствует формированию исследовательских компетенций будущего педагога.

Проектная деятельность студентов включает два основных этапа: формирование идеи и реализация проектной деятельности. Рассмотрим процесс развития проективных умений у студентов путем включения их в проектную деятельность на примере подготовки проекта «Возрождение традиций и технологий ремесленничества (на материале темниковского коклюшечного кружева)». Данный проект был подготовлен студенткой А. Мартыновой для участия во XVII Всероссийском конкурсе авторских проектов и проектов в сфере образования «Моя страна - моя Россия». Он был посвящен исследованию образовательных подходов к сохранению и возрождению художественных традиций. Основные методические идеи были раскрыты на материале реконструкции темниковского кружевоплетения на коклюшках. Данный вид промысла существовал в конце XIX - начале XX века в г. Темников, но постепенно был утрачен, мастериц не осталось, а технология плетения кружев была утеряна. На первом этапе происходило погружение в проблему, выдвигалась гипотеза и пути ее решения, продумывались возможные источники информации для проверки сформулированной гипотезы. Формулировались цели и задачи проекта, планировались этапы работы над ним.

Реализация проектной деятельности предполагала активную практическую деятельность исследователя, сбор и обработку материалов, интерпретацию полученных данных. Автором проекта была проделана кропотливая работа по изучению старинных образцов темниковского кружева - изучались сколки изделий, немногие сохранившиеся образцы плетения. Была осуществлена работа с музейными фондами Темниковского историко-краеведческого музея имени Ф.Ф. Ушакова. Студенткой была выполнена

реконструкция сохранившихся экземпляров и на этой основе сделана результативная попытка возрождения темниковского кружева.

В процессе исследования проведена опытно-экспериментальная работа на базе Мордовского краеведческого музея имени И.Д. Воронина, Темниковского историко-краеведческого музея имени Ф.Ф. Ушакова. Студенткой было разработано содержание занятий по выполнению плетеных изделий в технике темниковского кружева, которые были проведены в школе кружевоплетения "Волшебная нить". Так же автором проекта был разработан экспресс-курс по основам кружевоплетения на коклюшках для руководителей коллектива детского художественного творчества. В реализации проекта приняло участие 18 детей и взрослых в возрасте от 7 до 62 лет. Проведенные занятия в школе кружевоплетения и экспресс-курса «Темниковское кружево» способствовали формированию базовых приемов коклюшечного кружевоплетения у слушателей (18 чел.), которые ранее не владели технологией плетения изделий. Результаты проекта были презентованы на заочном туре XVII Всероссийского конкурса авторских проектов и проектов в сфере образования «Моя страна - моя Россия».

Таким образом, участие студентов в проектной деятельности способствует самореализации их творческого потенциала, повышает уровень мотивации к профессиональной деятельности, способствует приращению опыта исследовательской деятельности.

Студенты, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль Изобразительное искусство при выполнении выпускных квалификационных работ не только осуществляют теоретический анализ источников по темам исследования, но и выполняют творческую работу. Творческая часть выпускной квалификационной (бакалаврской) работы представляет собой художественно-творческую работу студента, которая по технике и технологии должна соответствовать избранному виду и жанру изобразительного искусства и отражать высокое исполнительское мастерство. В ходе защиты студенты характеризуют результаты своей педагогической деятельности по формированию у обучающихся навыков художественного творчества по проблеме, обозначенной в выпускной квалификационной работе. Затем представляют творческую часть выпускной квалификационной работы, обосновывая весь процесс выполнения: от зарождения замысла, разработки эскизов, выбора окончательного варианта композиции до завершения художественного произведения. Представляя на защите выпускных квалификационных работ свои творения - воротники, подзоры для полотенца, отделочные элементы для украшения платья, студенты получают возможность продемонстрировать талант художника и профессионализм исполнителя перед опытными специалистами в области художественного образования, преподавателями вуза, сокурсниками.

Ниже на рисунках 5-6 представлены творческие работы студентов, выполненные в технике кружевоплетения на коклюшках.

Рисунок 5. Оплечье «Грация». Автор: Третьякова П.В. 2019

Рисунок 6. Вставка для украшения платья. Автор: Волгаева Я.И. 2017

Развитию творческой активности студентов способствует их включение в выставочную деятельность. На выставках представляются работы, выполненные на практических занятиях, в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. Творческие работы студентов, выполненные в технике коклюшечного кружевоплетения, становились участниками республиканских, всероссийских и международных выставок-конкурсов художественного творчества - ежегодной городской выставки мастеров декоративно-прикладного искусства г. Саранска «Мастер года», Республиканского фестиваля народного художественного творчества «Шумбрат, Мордовия!», Приволжского студенческого фестиваля народного творчества «Национальное достояние» и др. Участие в подобных мероприятиях помогает молодым авторам критически оценить результаты собственного труда, получить объективную экспертную оценку качества выполняемых работ, мотивирует к дальнейшему творческому росту.

Выводы. Формирование готовности студентов-бакалавров к руководству декоративно-прикладным творчеством обучающихся будет проходить наиболее эффективно, если в образовательном пространстве созданы условия, способствующие активизации творческих ресурсов личности: 1) актуализация положительной мотивации к самообразованию в непосредственно продуктивной деятельности студентов; 2) ориентация студентов на овладение опытом творческой деятельности; 3) вовлечение студентов в создание творческого продукта в собственном творческом опыте и в его реализацию; 4) осуществление опыта эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ценностных ориентаций.

Литература:

1. Варданян Валерий Амбарцумович Формирование готовности будущего педагога-художника к выставочной деятельности // Перпективы науки и образования. 2018. №5 (35). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-buduschego-pedagoga-hudozhnika-k-vystavochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.05.2020).

2. Гатина, А.Р. Формирование готовности студентов художественно-графических факультетов к художественному образованию учащихся (на материале татарского декоративно-прикладного искусства) :автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гатина Альбина Ростямовна; НГАСУ. - Н. Новгород, 2008. - 24 с.

3. Субботина Лариса Юрьевна Формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-gotovnosti studentov-k-samostoyatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.05.2020).

4. Цеева Лидия Хусеновна, Панеш Белла Хамзетовна Формирование готовности будущего педагога к проектной деятельности в дошкольной образовательной практике // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. №3 (143). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-buduschego-pedagoga-k-proektnoy-deyatelnosti-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-praktike (дата обращения: 24.05.2020).

5. Чистякова, С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению [Текст]: методич. пособие / Авт.-сост.: С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская и др. - М.: ИОСО РАО, 1997. - 80 с.

6. Шукшина Татьяна Ивановна, Буянова Ирина Борисовна, Горшенина Светлана Николаевна, Неясова Ирина Александровна Педагогические условия практико-ориентированной подготовки магистрантов педагогического образования // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-praktiko-orientirovannoy-podgotovki-magistrantov-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.04.2020).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степановна

Лесосибирский педагогический институт - Филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); кандидат филологических наук, доцент Мамаева Светлана Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - Филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме организации групповй работы студентов с использованием платформы электронного обучения Moodle на примере дисциплины «Общее языкознание». Представлен вариант групповой работы по теме «Гендерные стереотипы», описаны способы оценивания процесса групповой работы и продукта деятельности группы.

Ключевые слова: электронное обучение, Moodle, групповая работа, критерии оценивания групповой работы.

An^tatton. The article is devoted to the actual problem of organizing the work of students using the e-learning platform Moodle on the example of the discipline " General linguistics". A variant of group work on the topic "Gender stereotypes" is presented, and methods for evaluating the process of group work and the product of group activity are described.

Keywords: e-learning, Moodle, group work, evaluation criteria for group work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Информатизация является одним из приоритетных направлений развития российского образовательного пространства, что указано в Национальной доктрине образования в Российской Федерации. Информатизация образовательного пространства может рассматриваться в узком и широком смысле. Широкое понимание данного понятие предполагает целый ряд социально-педагогических изменений, связанных с наполнением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями. Информатизация в узком смысле - это внедрение в образовательные организации информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах [4].

Исследователи выделяют следующие условия, которые необходимы для качественного внедрения информатизации в современное образовательное пространство:

- создание методики применения информационно-коммуникационной технологии;

- разработка электронных учебных материалов;

- разработка образовательных программных приложений, образовательных сайтов [1; 2].

Кроме того, стоит отметить, что подготовка бакалавров педагогического образования в условиях информатизации образования предполагает поиск новых современных подходов методов и форм обучения. В педагогической литературе отмечается, что изменились требования к умениям студентов и школьников, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию [5].

В современных высших учебных заведениях цифровизация реализуется в электронном обучении, которое стало важным компонентом учебного процесса. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [7]. Практика применения в обучении виртуальных технологий позволяет говорить о значительном повышении качества образования. Цифровизация дает возможность интернет-доступа к российским и зарубежным образовательным ресурсам, кроме того виртуальная среда активно вовлекает студентов в процесс получения знаний. Электронное обучение в разных его форматах (смешанное обучение, дистанционное обучение и т.д.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.