Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОФИЛАКТИКЕ СКУЛШУТИНГА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОФИЛАКТИКЕ СКУЛШУТИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛШУТИНГ / ПРОФИЛАКТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФИЛАКТИКЕ СКУЛШУТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / СПЕЦИАЛИСТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паатова М. Э., Грунина С. С., Сажина Н. М., Агошкова О. В.

Поднимается проблема формирования готовности будущих специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скулшутинга. Проведено эмпирическое исследование (МБОУ «СОШ №1», а. Кошехабль, Кошехабльский район, Республика Адыгея), направленное на выяснение позиции учителей общеобразовательной школы о необходимости организации процесса профилактики скулшутинга. Результаты опроса показали, что педагогические работники отмечают важность и необходимость профилактики скулшутинга (93%). Большая часть опрошенных говорят, что это зона ответственности специалистов психолого-педагогической службы (65%). Также учителя-предметники отмечают, что не обладают необходимыми компетенциями для профилактики деструктивных явлений в образовательной среде (80%). Готовность специалиста психолого-педагогической службы образовательного учреждения к профилактике скулшутинга мы рассматриваем как личностное новообразование, выражающееся в освоении методологической базы превентивной работы в образовательных учреждениях различных видов и типов; диагностики форм девиантного поведения детей, подростков и молодежи; предупреждения ситуаций риска проявления актов скулшутинга через развитие у всех субъектов образовательного процесса способности к осознанной саморегуляции, социально-безопасного поведения, конвенционального уровня жизнеспособности. В процессе исследования выделены функции готовности будущих специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций (аналитико-диагностическая, прогностическая и профилактическая), уровни сформированности профессиональной готовности (критический, допустимый, оптимальный) и педагогические условия, способствующие эффективной подготовке будущих специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скулшутинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паатова М. Э., Грунина С. С., Сажина Н. М., Агошкова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF FUTURE SPECIALISTS OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SERVICE OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR THE PREVENTION OF SCHOOLSHOOTING

The article raises the problem of forming the readiness of future specialists of the psychological and pedagogical service of educational organizations for the prevention of schoolshooting. An empirical study was conducted (MBOU SOSh No. 1, aul Koshekhabl, Koshekhabl district, the Republic of Adygheya), aimed at clarifying the position of secondary school teachers on the need to organize the process of prevention of schoolshooting. The survey results showed that teachers note the importance and necessity of prevention of schoolshooting (93%). More than half of the respondents say that this is the area of responsibility of specialists of the psychological and pedagogical service (65%). Also, subject teachers note that they do not have the necessary competencies to prevent destructive phenomena in the educational environment (80%). We consider the readiness of a specialist of the psychological and pedagogical service of an educational institution to prevent schoolshooting as a personal neoplasm, expressed in the development of the methodological base of preventive work in educational institutions of various kinds and types; diagnostics of forms of deviant behavior of children, adolescents and youth; prevention of situations of risk of acts of schoolshooting through the development of all subjects of the educational process of the ability to conscious self-regulation, socially safe behavior, conventional level of viability. In the course of the research, the functions of readiness of future specialists of the psychological and pedagogical service of educational organizations (analytical, diagnostic, prognostic and preventive), the levels of formation of professional readiness (critical, acceptable, optimal) and pedagogical conditions that contribute to the effective preparation of future specialists of the psychological and pedagogical service of educational organizations for the prevention of schoolshooting are highlighted.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОФИЛАКТИКЕ СКУЛШУТИНГА»

Научная статья

УДК 371.132:355.58 ББК 74.204.2 Ф 79

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-1-313-100-108

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОФИЛАКТИКЕ СКУЛШУТИНГА

(Рецензирована)

Мария Эдуардовна Паатова1*, Светлана Сергеевна Грунина2, Наталья Михайловна Сажина3, Ольга Владимировна Агошкова4

1,2,4Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия 4Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия 1* [email protected], http:// orcid.org/ 0000-0003-2168-2576 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4044-7304 [email protected], http:// orcid.org/ 0000-0002-3000-4462 [email protected], http:// orcid.org/ 0000-0002-3201-1025

Аннотация. Поднимается проблема формирования готовности будущих специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скулшутинга. Проведено эмпирическое исследование (МБОУ «СОШ №1», а. Кошехабль, Кошехабльский район, Республика Адыгея), направленное на выяснение позиции учителей общеобразовательной школы о необходимости организации процесса профилактики скулшутинга. Результаты опроса показали, что педагогические работники отмечают важность и необходимость профилактики скулшутинга (93%). Большая часть опрошенных говорят, что это зона ответственности специалистов психолого-педагогической службы (65%). Также учителя-предметники отмечают, что не обладают необходимыми компетенциями для профилактики деструктивных явлений в образовательной среде (80%). Готовность специалиста психолого-педагогической службы образовательного учреждения к профилактике скулшутинга мы рассматриваем как личностное новообразование, выражающееся в освоении методологической базы превентивной работы в образовательных учреждениях различных видов и типов; диагностики форм девиантного поведения детей, подростков и молодежи; предупреждения ситуаций риска проявления актов скулшутинга через развитие у всех субъектов образовательного процесса способности к осознанной саморегуляции, социально-безопасного поведения, конвенционального уровня жизнеспособности. В процессе исследования выделены функции готовности будущих специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций (аналитико-диагностическая, прогностическая и профилактическая), уровни сформированности профессиональной готовности (критический, допустимый, оптимальный) и педагогические условия, способствующие эффективной подготовке будущих специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скулшутинга.

Ключевые слова: скулшутинг, профилактика, образовательные организации, социальный педагог, психолог, профессиональная готовность к профилактике скулшутинга в образовательном учреждении, специалисты психолого-педагогической службы.

Для цитирования: Формирование готовности специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скулшутинга / М.Э. Паатова, С.С. Грунина, Н.М. Сажина [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2023. Вып. 1(313). С. IOO-IO8.DOI: 10.53598/2410-3004-2023-1-313-100-108

Original Research Paper

FORMATION OF READINESS OF FUTURE SPECIALISTS OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SERVICE OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR THE PREVENTION OF SCHOOLSHOOTING

Mariya E. Paatova1*, Svetlana S. Grunina2, Naatalya M. Sazhina3, Olga V. Agoshkova4

1,2,4Adyghe State University, Maikop, Russia 4Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected], http:// orcid.org/ 0000-0003-2168-2576 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4044-7304 [email protected], http:// orcid.org/ 0000-0002-3000-4462 [email protected], http:// orcid.org/ 0000-0002-3201-1025

Abstract. The article raises the problem of forming the readiness of future specialists of the psychological and pedagogical service of educational organizations for the prevention of schoolshooting. An empirical study was conducted (MBOU SOSh No. 1, aul Koshekhabl, Koshekhabl district, the Republic of Adygheya), aimed at clarifying the position of secondary school teachers on the need to organize the process of prevention of schoolshooting. The survey results showed that teachers note the importance and necessity of prevention of schoolshooting (93%). More than half of the respondents say that this is the area of responsibility of specialists of the psychological and pedagogical service (65%). Also, subject teachers note that they do not have the necessary competencies to prevent destructive phenomena in the educational environment (80%). We consider the readiness of a specialist of the psychological and pedagogical service of an educational institution to prevent schoolshooting as a personal neoplasm, expressed in the development of the methodological base of preventive work in educational institutions of various kinds and types; diagnostics of forms of deviant behavior of children, adolescents and youth; prevention of situations of risk of acts of schoolshooting through the development of all subjects of the educational process of the ability to conscious self-regulation, socially safe behavior, conventional level of viability. In the course of the research, the functions of readiness of future specialists of the psychological and pedagogical service of educational organizations (analytical, diagnostic, prognostic and preventive), the levels of formation of professional readiness (critical, acceptable, optimal) and pedagogical conditions that contribute to the effective preparation of future specialists of the psychological and pedagogical service of educational organizations for the prevention of schoolshooting are highlighted.

Keywords: schoolshooting, prevention, educational organizations, social pedagogue, psychologist, professional readiness for the prevention of schoolshooting in an educational institution, specialists of the psychological and pedagogical service.

For citation: Paatova M.E., Grunina S.S., Sazhina N.M., Agoshkova O.V. Formation of the readiness of specialists of the psychological and pedagogical service of educational organizations for the prevention of schooling // Bulletin of the Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2023. No. 1(313). P. 100-108. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-1-313-100-108

Актуальность исследования.

Создание эффективной системы профилактики деструктивного поведения в подростково-молодёжной среде на сегодняшний день стало одним из национальных приоритетов Российской Федерации. В Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и плана мероприятий на 2021-2025 годы по её реализации, утверждённых распоряжением Правительства РФ от 22 марта 2017 г. №520-р, а также в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отражены принципы и задачи интенсивного развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, её совершенствования с учётом актуальных потребностей семьи, общества и государства.

Государством предпринимаются различные меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но за последние десятилетия масштабы и формы девиаций стали заметно прогрессировать. На данный момент это увеличение случаев самоубийств в подростковой среде, девиации в сфере межполовых отношений, скул-шутинг (запрещен в Российской Федерации) среди старшего подросткового возраста и молодежи.

Такая форма отклоняющегося поведения, как скулшутинг, рассматривается отечественными и зарубежными исследователями наряду с такими формами девиаций, как агрессия, насилие, же-

стокость, убийство (П. Лэнгман, Ю.А. Клейберг, и др.) [1; 2]. В научном сообществе на данный момент термин «скулшутинг» не имеет точно прописанного значения. Авторы, исследования которых посвящены этому феномену, дают контекстные определения. Например, А.Ю. Карпова и Н.Г. Максимова определили скулшутинг как «планирование, организацию, совершение вооруженного нападения в/на территории образовательного учреждения (любого уровня) одним или несколькими учащимися с целью массового убийства» [3: 93]. Если же исходить из дословного перевода (от англ. school shooting «школьная стрельба»), то можно сформулировать это как вооружённые нападения в учебных учреждениях.

В России официальная статистика по скулшутингу ведётся с 2014 года. По данным МВД России, с 2017 года зафиксировано 70 случаев нападения на образовательные учреждения, сюда вошли как совершённые акты, так и их подготовка. При попытках совершения преступлений и самих преступных действий данной направленности использовалось как огнестрельное и холодное оружие, так и самодельные взрывные устройства. В 2021 году отечественная статистика пополнилась двумя событиями криминального характера: г. Казань и г. Пермь, где участниками выступили молодые люди в возрасте 18-19 лет. В 2022 году в г. Ижевск акт скулшутинга был совершён в школе, преступником оказался выпускник данного учреждения.

Все эти данные говорят о явной необходимости разработки и внедрения в практику современных научных концепций и прак-тико-ориентированных социально-педагогических технологий профилактики скулшутинга в образовательных организациях [4]. Профессиональные стандарты, которые регламентируют деятельность педагогических работников, так или иначе отмечают необходимость проведения профилактики агрессивного поведения среди обучающихся. Так как в последнее время ситуации скулшутинга стали частым явлением в образовательной среде, то возникает необходимость в пересмотре профилактической работы, учитывающей данную девиацию. С данным феноменом работают многие специалисты (правоохранительные органы, криминалисты, медики), но сами акты скулшутинга происходят именно на территории образовательных организаций. Новые подходы в профилактике позволяют переосмыслить роль педагогических работников и специалистов психолого-педагогических служб на новом уровне.

Цель исследования: теоретически обосновать функции, уровни, педагогические условия формирования готовности специалистов психолого-педагогической службы образовательной организации к профилактике скулшутинга.

Теоретическое обоснование исследования. При организации процесса профилактики скулшутинга мы выделяем два стратегических направления: а) работа с педагогами по повышению их профессиональной психолого-педагогической компетентности по проектированию процесса профилактики скулшутинга среди обучающихся; б) работа с группой риска - с обучающимися, склонными к агрессивным формам поведения и «скрытой» агрессии.

Соответственно вопросы предупреждения ситуаций скулшутин-

га выходят на первое место по части обеспечения безопасности среды в образовательных организациях. Среди педагогов отношение к проведению профилактической работы неоднозначно. Часть из них не отделяет такую работу от основной (ведение предмета), другая же часть сама обозначает своё неумение работать с агрессивными и/или замкнутыми обучающимися. Известны и такие случаи, когда буллинг со стороны обучающихся направлен и на учителей, что непосредственно сказывается на образовательном процессе. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо выяснить позицию учителей массовой общеобразовательной школы относительно необходимости профилактики скулшутинга в образовательных организациях. Для этого мы провели опрос среди педагогических работников МБОУ «СОШ № 1» а. Кошехабль Кошехабльского района Республики Адыгея.

В исследовании приняли участие 57 учителей, в том числе два заместителя по учебно-воспитательной работе, два социальных педагога и психолог. Опрос показал, что большинство педагогов отмечают важность и необходимость профилактики скулшутинга в образовательных организациях (93%). Почти половина опрошенных (48%) отмечают, что учитель в большей степени должен уделять внимание именно своей предметной области, так как при огромной загруженности учебным материалом на остальное просто не хватает времени. Большая часть (65%) отмечает, что это зона ответственности специалистов психолого-педагогической службы. При этом стоит отметить, что многие педагогические работники (80%) говорят о том, что не обладают компетенциями, необходимыми для профилактики деструктивных явлений в образовательной среде.

Современные социокультурные требования, которые предъявляются к профилактическим

мероприятиям в образовательных организациях, на сегодняшний день малоэффективно справляются с таким новым деструктивным явлением, как скулшутинг. В этом случае необходимо формировать готовность будущих специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скулшутинга. Для начала нужно проанализировать уже имеющийся опыт предупреждения девиаций в образовательной среде.

Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что феномен скулшутинга, его профилактика в образовательных организациях изучены не в полной мере. Безусловно, актуальным остаётся поиск эффективных технологий и методов профилактики скулшутин-га в образовательной среде, что требует, в первую очередь, системной организации специалистов психолого-педагогической службы в высших учебных заведениях в отношении данного вида деятельности, формирование у них готовности к профилактике скулшутинга в образовательных организациях.

По нашему мнению, профилактика скулшутинга среди обучающихся общеобразовательных организаций методологически и технологически должна базироваться на концепции формирования социально-личностной жизнеспособности подростков [5]. Опираясь на теоретико-методологические положения данной концепции, системообразующей идеей профилактики скулшутинга является формирование у подростков социально-личностной жизнеспособности - личностного ресурса совладания с трудностями в процессе школьной социализации. Для успешной школьной социализации необходимы личностные качества, способствующие преодолению различного рода трудностей в неопределенной ситуации, помогающие разрешить проблемы, возникающие с ровесниками, учителями, родите-

лями, способствующие позитивному взаимодействию с окружающими людьми [6]. Профилактика скулшу-тинга среди детей и подростков подразумевает полное или частичное устранение проблем и трудностей (одиночество, чувство тревожности, неумение общаться, асоциальный образ жизни, депрессивные переживания), возникающих в процессе социализации. Такая работа представляет собой комплекс мер, направленный на оказание помощи и поддержки детей и подростков средствами организации обучающих мероприятий по преодолению своих страхов, комплексов; оказанию социально-психологической, правовой и медицинской помощи.

В основе теоретического обоснования лежат идеи волгоградской научной школы. Готовность специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скулшутин-га представляет собой «личностное новообразование, выражающееся в освоении методологической базы превентивной работы в образовательных учреждениях различных видов и типов; диагностики форм девиантного поведения детей, подростков и молодежи; предупреждения ситуаций риска проявления актов скулшутинга через развитие у всех субъектов образовательного процесса способности к осознанной саморегуляции, социально-безопасного поведения, конвенционального уровня жизнеспособности» [7: 33].

При этом необходимо подчеркнуть, что данная готовность специалистов представляет собой как теоретическую составляющую, так и практическую. Специалист должен уметь реализовывать педагогический проект, направленный на профилактику скулшутинга как в общем виде, так и в частном - в среде конкретной образовательной организации [7].

Поэтому мы рассматриваем готовность будущих специалистов

психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скулшутинга как частное проявление более сложного профессионально-личностного новообразования по формированию социально-личностной жизнеспособности у подростков, которое необходимо:

а) для психолого-педагогической поддержки профилактической работы педагогов и повышения их профессиональной психолого-педагогической компетентности по профилактике скулшутинга;

б) для организации индивидуальной работы с обучающимися «группы риска» по возможному проявлению скулшутинга.

Для того чтобы говорить о профессиональной компетентности специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций в вопросах профилактики скулшутинга, необходимо выделить функции готовности специалистов психолого-педагогической службы. В процессе исследования нами определены следующие функции специалистов психолого-педагогической службы образовательного учреждения к профилактике скул-шутинга: аналитико-диагностиче-ская, прогностическая и предупредительно-профилактическая.

Аналитико-диагностическая функция представляет собой определение возрастных и психологических особенностей подростков и молодёжи, условий их жизни, исследование их потребностно-мотивационной сферы, своевременное выявление негативных социально-психологических воздействий и причин деструктивного поведения.

Прогностическая функция. Выстраивание процесса формирования микросоциума посредством анализа социально-педагогической ситуации. С помощью данной функции специалисты смогут выяснить условия проявления и степень влияния скулшутинга в образовательных

организациях, а также готовность (личностный потенциал) субъектов образовательного процесса к профилактике скулшутинга в образовательных организациях.

Предупредительно-профилактическая функция специалистов психолого-педагогической службы заключается в непосредственном проектировании средств, методов и форм профилактики скулшутинга с учётом особенностей образовательной организации, а также составление плана совместных действий (выработка психологических и социально-правовых мер предупреждения и ослабления негативных влияний, в том числе поддержка в организации социально-терапевтической помощи) с учителями/преподавателями, с администрацией образовательной организации, органами управления образованием по профилактике скулшутинга в образовательных организациях.

Выделенные функции возможно реализовать при оптимальном сочетании как теоретической, так и практической составляющей готовности специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скул-шутинга. Готовность специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скулшутинга является динамичной личностной характеристикой, для которой можно выделить уровни сформированности. Уровни сформированности профессиональной готовности представляют собой определённые требования, предъявляемые к специалистам. При этом они объединяют в себе теоретическую и практическую составляющие профессиональной готовности, которая соответствует субъектному развитию личности специалиста.

В целях выявления степени готовности специалистов психолого-педагогической службы к профилактике скулшутинга, соответствия

Таблица 1. Уровни готовности специалистов психолого-педагогической службы к профилактике скулшутинга

Table 1. Levels of readiness of specialists of the psychological and pedagogical service for the prevention of school-shooting

Критический уровень На этом уровне теоретическая и практическая готовность как элементы системы находятся на стадии развития.

Допустимый уровень Данный уровень позволяет оценить, насколько уже сформированы теоретическая и практическая готовность, которая достигла уровня системы, но ещё не объединена в единое целое.

Оптимальный уровень Этот уровень показывает объединение теоретической и практической готовности в комплексную систему сформированности профессиональной готовности специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скулшутинга.

необходимому уровню общетеоретических знаний и операциональных умений возникла необходимость чёткого представления последовательности освоения теоретических и практических знаний в виде уровней (см. табл. 1).

Важной составляющей образовательной среды при формировании готовности будущих специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скулшутинга является наличие педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса. К педагогическим условиям, способствующим формированию готовности специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скул-шутинга, мы относим педагогическую и психологическую подготовку специалистов к реализации профилактических мер с опорой на накопленный учебно-воспитательный, психологический и иной опыт; применение технологий контекстного обучения; устранение причин возникновения девиаций; создание действенной системы по воспитательной работе в образовательной организации; обеспечение межведомственного взаимодействия; повышение психолого-педагогической грамотности как учащихся, так и их

родителей, повышение воспитательного потенциала семьи; сопровождение детей с отклоняющимся поведением; готовность специалистов создавать педагогические проекты, направленные на профилактику скулшутинга в образовательных организациях.

Выводы. Профилактика скул-шутинга - необходимая мера по созданию безопасной образовательной среды. В связи с этим актуальными остаются вопросы содержательной характеристики готовности специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций (социальных педагогов, психологов) к данному виду деятельности. Опираясь на идеи волгоградской научной школы, профессиональную готовность специалиста психолого-педагогической службы образовательного учреждения к профилактике скулшутинга мы рассматриваем как личностное новообразование, которое проявляется в интеграции теоретической готовности (проявляется в обобщенном умении реализации педагогического проекта профилактики скулшутинга) и практической готовности (проявляется в обобщенном умении педагогического проектирования профилактики скулшутинга в среде конкретного образовательного учреждения).

Примечания:

1. Langman P. School Shooters: Understanding High School, College, and Adult Perpetrators. Lanham: Rowman & Littlefield, 2015. 272 p.

2. Клейберг Ю.А. Девиантология амока и шуттинга: феноменология, актуализация и профилактика // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф. Симферополь. 2020. С. 341-346.

3. Карпова А.Ю. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. Т. 29, № 1. С. 93-108.

4. Паатова М.Э. Реабилитационно-воспитательные ситуации как средство формирования социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков: принципы проектирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2019. Вып. 3 (243). С. 88-94.

5. Паатова М.Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа: дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2018. 429 c.

6. Технология профилактики суицидального поведения в среде одаренных подростков / М.Э. Паатова, О.С. Тимонова, Е.В. Демкина [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2022. Вып. 3(303). С. 48-58.

7. Профилактика скулшутинга как основное направление профессиональной деятельности специалистов психолого-педагогической службы образовательного учреждения / С.С. Грунина, М.Э. Паатова, Е.В. Демкина // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2022. Вып. 3(303). С. 27-36.

8. Шульга Н.Ю. Подготовка будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2011. 29 с.

References:

1. Langman P. School Shooters: Understanding High School, College, and Adult Perpetrators. Rowman & Littlefield Publishers, 2015. 272 pp.

2. Kleiberg Yu.A. Deviantology of amok and shooting: phenomenology, actualization and prevention // Prevention of deviant behavior of children and youth: regional models and technologies. Collection of materials of the 2nd international scient. and pract. conference. Simferopol. 2020. P. 341-346.

3. Karpova A.Yu. Schoolshooting in Russia: what matters? // Vlast. 2021. Vol. 29. No. 1. P. 93-108.

4. Paatova M.E. Rehabilitation and educational situations as a means of shaping social and personal viability of deviant adolescents: design principles // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2019. No. 3 (243). P. 88-94.

5. Paatova M.E. The concept of the formation of social and personal viability of adolescents with deviant behavior in special educational organizations of a closed type: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. Maikop, 2018. 429 pp.

6. Paatova M.E., Timonova O.S., Dyomkina E.V., Shebanets E.Yu. Technology of prevention of suicidal behavior among gifted adolescents // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology. 2022. No. 3(303). P. 48-58.

7. Grunina S.S., Paatova M.E., Dyomkina E.V., Sazhina N.M. Prevention of school-shooting in educational institution as the main area of professional activity of psychological and pedagogical service specialists // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2022. No. 3(303). P. 27-36.

8. Shulga N.Yu. Training of a future social pedagogue for violence prevention in school environment: Diss. abstract for the Candidate of Pedagogy degree. Volgograd, 2011. 29 pp.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 08.02.2023; одобрена после рецензирования 22.02.2023; принята к публикации 07.03.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 08.02.2023; approved after reviewing22.02.2023; accepted for publication 07.03.2023.

© Паатова М.Э., Грунина С.С., Сажина Н.М., Агошкова О.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.