Научная статья на тему 'Формирование готовности принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях у будущих специалистов здравоохранения'

Формирование готовности принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях у будущих специалистов здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
770
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ / МОТИВАЦИОННОЙ / КОММУНИКАТИВНЫЙ / КРЕАТИВНЫЙ И АНТИЦИПАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТЫ / КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / КОНТРОЛЬНАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППЫ / INFORMATIVE / COGNITIVE / EMOTIONAL-VOLITIONAL / MOTIVATIONAL / COMMUNICATIVE / CREATIVE AND ANTICIPATORY COMPONENTS / CRITERIA AND LEVELS OF FORMEDNESS / CONTROL AND EXPERIMENTAL GROUPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябова Т.В.

В статье представлена авторская модель формирования психологической готовности студентов принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях. В модели отражены структура и функции будущих работников здравоохранения (медицинская, организационно-управленческая, научно-исследовательская, профилактическая). Представлены результаты проведения психолого-педагогического эксперимента по формированию психологической готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS TO MAKE DECISION AND ACT IN ABNORMAL SITUATION IN FUTURE HEALTHCARE PROFESSIONAL

The author’s model of forming psychological readiness students to make decision and act in abnormal situation is presented in the article. The model depicts the structure and functions of future healthcare workers (medical, organizational and managerial, scientific and research, preventive ones). The results of carrying out a psychology-pedagogical experiment on formation of psychological readiness are given.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях у будущих специалистов здравоохранения»

4. Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза // Вестник Московского университета: Научный журнал, 2004. № 1. С. 10-35.

5. Шалова С.Ю. Экспериментальный подход к изучению самооценки знаний студентов // Интернет-журнал «Науковедение», 2012. № 4 (13). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/26pvn412.pdf

ВОТ: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-329-337

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Рябова Т.В.

ОЯСГО: 0000-0002-2199-2251, ФГБОУ ВО Казанский государственный медицинский университет, г. Казань, Российская Федерация

В статье представлена авторская модель формирования психологической готовности студентов принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях. В модели отражены структура и функции будущих работников здравоохранения (медицинская, организационно-управленческая, научно-исследовательская, профилактическая). Представлены результаты проведения психолого-педагогического эксперимента по формированию психологической готовности.

Ключевые слова: информационный; когнитивный; эмоционально-волевой; мотивационной; коммуникативный; креативный и ан-тиципационный компоненты; критерии и уровни сформированно-сти; контрольная и экспериментальная группы.

FORMATION OF READINESS ТО MAKE DECISION AND ACT IN ABNORMAL SITUATION IN FUTURE HEALTHCARE PROFESSIONAL

Ryabova T.V.

ORCID: 0000-0002-2199-2251, Kazan State Medical University, Kazan, Russian Federation

The author's model of forming psychological readiness students to make decision and act in abnormal situation is presented in the article. The model depicts the structure andfunctions of future healthcare workers (medical, organizational and managerial, scientific and research, preventive ones). The results of carrying out a psychology-pedagogical experiment on formation of psychological readiness are given.

Keywords: informative; cognitive; emotional-volitional; motivational; communicative; creative and anticipatory components; criteria and levels of formedness; control and experimental groups.

Кардинальные изменения в здравоохранении в условиях современной экономической ситуации требуют от современного высшего медицинского образования практикоориентированной подготовки мыслящего специалиста, готового принимать решения в нестандартных ситуациях.

Сложная современная обстановка связана с повышением вероятности возникновения нестандартных ситуаций в процессе взаимодействия медицинского работника, оказывающего качественные медицинские услуги пациенту («потребительский экстремизм»). К нестандартным ситуациям относятся и экстремальные ситуации, под которыми понимаются любые обстоятельства, которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности. В возникновении нестандартных ситу-

аций, к которым относятся и чрезвычайные ситуации, важен фактор внезапности. A.A. Чурсин, A.A. Желнинская и другие активно внедряют практику реконструкции реальных чрезвычайных ситуаций в ходе занятий в симуляционно-тренинговом центре ВГМУ им. H.H. Бурденко [7, с. 161]. Авторы пишут, что использование фактора неожиданности, внезапности, оказывает мощное эмоциональное воздействие на обучающихся. Д.В. Садчиков считает, что «опыт оказания медицинской помощи в чрезвычайной ситуации указывает на огромное значение обученности медицинского персонала определенным навыкам» [6, с. 44].

Учитывая потребность общества в специалистах, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современности, что связано с активизацией процесса обучения студентов новым коммуникативным и практическим навыкам; усилением мотивации студентов к освоению новых методов взаимодействия с пациентами и коллегами; развитием стремления к непрерывному самообразованию и саморазвитию, нами предпринята попытка воссоздания целостного образа эффективного формирования у будущих специалистов здравоохранение готовности принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях.

Формирование психологической готовности студентов принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях в авторской модели представлено как целенаправленный и последовательный процесс становления значимых личностно-профессиональных качеств, структурно выделенных в информационном, когнитивном, волевом, мотивационном, коммуникативном, креативном и антиципационном компонентах (рисунок 1). А также актуализации мотивационно-цен-ностной сферы студентов готовности к эффективному выполнению профессиональных функций в медицинской деятельности на основе системного привлечения потенциала развивающейся личности студента. Помимо медицинской, научно-исследовательской, организационно-управленческой функций будущего субъекта деятельности в медицинской сфере, в число приоритетных функций выдвигается профилактическая. Эта функция, по мнению Е.Ю. Васильевой, на-

правлена «обеспечить предотвращение хронических заболеваний и мотивировать пациентов на здоровый образ жизни, что требует от врача психолого-педагогической компетентности» [1, с. 134].

Экспериментальное обоснование эффективности модели формирования психологической готовности принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях проводилось на базе КГМУ в г. Казани с 2014 по 2017 учебный год. В выборку экспериментального исследования вошли 350 студентов, обучающихся по специальностям «педиатрия».

Предпосылки

формирования психологической готовности принимать решения и действовать в нестандартной ситуации

внешние внутренние

уденп

- эффективная работа здравоохранения в современной экономической ситуации;

- повышение вероятности возникновения нестандартных ситуаций;

- качество оказания медицинских услуг;

коммуникап-

- активизация процесса обу> и практическим навыкам;

- усиление мотивации студентов к освоению новых методов взаимодействия с пациентами, коллегами;

- стремление к непрерывному образованию и самообразованию, саморазвитию

Задачи

1. Развитие профессионально-важных качеств будущих специалистов здравоохранения

2.Актуализация мотивационно-цсшюстной сферы студентов медицинского вуза

3.Формирование информационного, когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного, коммуникативного, креативного, антиципационного компонентов психологической готовности к принятию решения в нестандартной ситуации

43-

Компоненты структуры психологической готовности принимать решения и действовать в нестандартной ситуации содержательн ый блок

информационный когнитивный эмоционально-волевой мотпвационный коммуникативный креативный антиципацнонный

Функции субъекта деятельности в сфере здравоохранения

медицинская научно-исследовательская органшационио-уиравлснчсскаи профилактическая

43-

формы: методы: средства: подходы: принципы: этапы:

индивидуальная информаци- ошо-развивающий учебно-методическая и научная литература психолого- системный информационно-

групповая проблемно-поисковый в деловых играх учебные дисциплины «Психология и педагогика» творческий деятельностпый мотивационный

командная обучение в трепинге модули тренинга «Принятие решения в профессиональной деятельности» компетептностпый развития коммуникативно-поведенческий

социально-психологический самоактуализации антиципацнонный

— 332 —

Критерии определения уровня сформированное™

эмоциональным

пинационныи

п ицииационныи

уровни сформированное™

низкии - репродуктивный

средним - продуктивным, развитый

Xi

высокии-творческии

Результат: специалист здравоохранения, психологически готовый принимать решения и действовать в нестандартной

ситуации

Специалист, умеющий принимать

шсния и действовать к нестандартна ситуации

специалист с развитым творческим потенциалом и высокой крсативносп

специалист с высокой антиципационной состо и коммуникативными умениями

специалист, имеющим знания о принятии решении в нестандартных, в том числе чрезвычайных ситуациях

специалист, владеющим опытом принятия решения в нестандартной ситуации

Рис. 1 Модель формирования психологической готовности принимать решения и действовать в нестандартной ситуации будущих специалистов здравоохранения

В рамках экспериментальной работы была внедрена комплексная развивающая программа-тренинг «Принятие решения в профессиональной деятельности», состоящая из взаимосвязанных тематических блоков, которые поэтапно реализуются в процессе обучения студентов в вузе. В программе тренинга представлены деловые игры, с помощью которых воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности врача, моделируется система отношений между участниками лечебного процесса. По мнению Д.А. Морозова, Е.И. Алексеева и других, преимущество деловых игр состоит в том, что в них задействованы все виды активности учащегося: мышление, действие, речь и эмоционально-личностное восприятие информации [5, с. 41] .

Для характеристики уровней сформированное™ психологической готовности принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях как сложного личностного качества целесообразно выделить критерии, детально отражающие содержание каждого компонента.

Лица со сформированным информационным компонентом умеют оценивать надежность источников «внешней» информации и исключать избыточную информацию. Вместе с тем они умело используют свой прошлый опыт, имплицитные и эксплицитные знания.

Формирование когнитивного компонента определяем посредством профессионально-гностического критерия, дающего возможность провести анализ когнитивной сферы будущих специалистов

здравоохранения, выявить уровень знаний, умений и навыков, по-зволяющи хпринимать решения и действовать в нестандартных ситуациях. Например, умение быстро формировать несколько вариантов решений, при этом обдумывать все возможные последствия принимаемых решений [8, с. 540].

Эмоционально-волевой компонент готовности принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях мы определяем посредством эмоционально-оценочного критерия, выявляя у будущих специалистов здравоохранения развитые ответственность при принятии решений, умение сочетать риск с осмотрительностью. Наличие высокого уровня саморегуляции и контроля эмоционального состояния, решительность и готовность к действию. Сформирован-ность мотивационного компонента готовности принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях определяется мотиваци-онно-ценностным критерием, дающим возможность оценить целеустремленность, развитое стремление к успеху. Сформированность содержательных характеристик коммуникативного компонента выявляем с помощью профессионально-коммуникативного критерия, позволяющего провести анализ развития коммуникативных качеств, умений и навыков будущего работника здравоохранения [2, с. 20]. Важным показателем здесь является ориентация будущего врача на «пациент — центрированный подход» (субъект-субъектное взаимодействие), готовность и открытость к сотрудничеству с пациентом при принятии совместного решения, к доверию, уважению, к коммуникации «на равных» [3, с. 240].

Креативный компонент готовности принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях определяем с помощью профессионально-креативного критерия, способствующего выявлению у студентов умения применять креативный подход в решении типовых и нестандартных задач в будущей профессиональной деятельности, склонность использовать новые действия.

Антиципацнонный компонент определяем с помощью профес-сионально-антиципационного компонента, способствующему выявлению у студентов личностную, временную и пространственную

антиципационную состоятельность, склонность к предвосхищению последствий событий, постоянную мобилизованность и готовность к действию [4, с. 102].

Для экспериментального исследования был разработан комплексный мониторинг, который объединил в себя системы сбора, анализа и обработки информации, получаемой в результате психодиагностики (таблица 1).

Таблица 1.

Результаты сравнительного анализа показателей компонентов психологической готовности принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях будущих специалистов здравоохранения до и после реализации экспериментальной программы

Компоненты и элемент ГОТОВНОСТИ До эксперимента (Х±т) После эксперимента (Х±т)

ЭГ КГ t Р ЭГ КГ t Р

Рациональность 54,5±23,3 53,220Д± U >0,05 57,118,3± 54,616,4± 1,2 >0,05

Готовность к риску 58,2±28,2 57,925,3± 0,7 >0,05 58,926,4± 56,125,4± 1,1 >0,05

Креативность вербальная 6,0± 2,9 5,52,3± 1,1 >0,05 9,21,6± 6,13,0± 1,4 >0,05

Креативность невербальная 11,8±4,2 12,36,1± 0,9 >0,05 13,1±4,0 12,75,2± 0,8 >0,05

Антиципационная состоятельность общая 165±12 163,810,3± 1Д >0,05 175,38± 163,58,2± 1,5 >0,05

Информационный компонент 28,5±3,3 28,4±3,0 0,7 >0,05 33,82,3± 27,92,5± 1,2 >0,05

Когнитивный компонент 27,7±3,1 28,7±3,2 0,5 >0,05 31,52,0± 29,42,7± 0,8 >0,05

Волевой компонент 29,1±4,9 30,8±4,4 0,8 >0,05 32,73,4± 30,13,3± 1,1 >0,05

Мотивационный компонент 31,9±2,2 31,4*5,3 1,1 >0,05 33,91,8± 32,04,3± 0,7 >0,05

Коммуникативный компонент 28,1±3,4 26,5±1,8 0,8 >0,05 30,22,3± 27,12,2± 1,1 >0,05

Креативный компонент 27,0±3,2 28,1±3,0 0,9 >0,05 32,12,5± 28,52,5± 1,2 >0,05

Антиципационный компонент 29,3±3,1 29,7±3,1 0,4 >0,05 32,82,8± 30,23,6± 1,1 >0,05

Таким образом, впервые показано, что психологическая готовность будущих работников здравоохранения принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях представляет собой особое психическое новообразование их личности, выражающееся через совокупность профессионально важных и необходимых качеств, умений и навыков. Это обеспечивает успешность принятия ре— 335 —

шения и действий в нестандартных ситуациях через оптимальное выполнение профессиональных функций (медицинской, организационно-управленческой, научно-исследовательской, профилактической). Сущность и особенности психологической готовности проявляются в сформированное™ основных психических сфер и образований, которое обеспечивают профессиональное развитие в главном — соответствии субъекта деятельности предъявляемым к нему этой деятельностью требованиям. Содержательно-статические характеристики психологической готовности принимать решения и действовать в нестандартной ситуации и нести ответственность у будущих работников здравоохранения раскрывает ее структура, которая представляет собой взаимосвязь и взаимообусловленность в информационном, когнитивном, волевом, мотивационном, коммуникативном, креативном и антиципационном компонентах, которые во взаимосвязи детерминируют сущность, содержание и технологию деятельности будущих работников здравоохранения.

Проведенное нами исследование дает возможность оптимизировать процесс психологической подготовки будущих специалистов здравоохранения принимать решения и действовать в нестандартной ситуации. В рамках разработанной авторской модели представляется возможность более эффективно формировать полноценную личность и психологическую готовность работника здравоохранения принимать решения и действовать в нестандартной ситуации. В ходе исследования предложена и успешно проведена развивающая программа-тренинг «Принятие решения в профессиональной деятельности». В целом результаты экспериментального исследования показывают, что привлеченный потенциал разработанной модели, алгоритма и технологии совершенствует организационные, содержательные, технологические основы образовательного процесса.

Список литературы

1. Васильева Е.Ю. Модель психолого-педагогической компетентности врача / Е.Ю. Васильева // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. N3. С. 134-136.

2. Гринберг М.П., Архипов A.H. Кузнецова T.A. Коммуникативная компетентность врача / М.П. Гринберг, А.Н. Архипов, Т.А. Кузнецова. М.: Литтера, 2015. 176 с.

3. Ларенцова Л.И., Смирнова Н.Б. Психология взаимоотношений врача и пациента / Л.И. Ларенцова, Н.Б. Смирнова. ГОЭТАР Медиа, 2014. 348 с.

4. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза / В.Д. Менделевич. Казань: КГМУ, 2012. 185 с.

5. Морозов Д.А., Алексеева Е.И., Аверьянов А.П., Горемыкин И.В., Филиппов Ю.В., Городков С.Ю., Пименова Е.С., Чистякова Е.Г. Деловые игры в формировании профессиональной компетенции врача-педиатра / Д.А. Морозов, Е.И. Алексеева, А.П. Аверьянов, И.В. Горемыкин, Ю.В. Филиппов, С.Ю. Городков, Е.С. Пименова, Е.Г. Чистякова//Медицинское образование и вузовская наука. 2016. N 1(8). С. 40-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Садчиков Д.В. Тренинг в высшем медицинском образовании / Д.В. Садчиков // Медицинское образование и вузовская наука. 2016. N 1(8). С. 44-46.

7. Чурсин A.A., Желнинская A.A., Жуков A.A., Мошуров Р.И., Ми-рошник К.Д., Слюсарев A.C., Неверов A.B. Использование фактора внезапности при решении ситуационных задач / A.A. Чурсин, A.A. Желнинская, A.A. Жуков, Р.И. Мошуров, К.Д. Мирошник, A.C. Слюсарев, A.B. Неверов // Тезисы VII Международной конференции «Росмедобр - 2016. Инновационные обучающие технологии в медицине» // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. N3. С. 161-164.

8. Ryabova T.V., Pyrkova K.V. Imitation Methods in Teaching Decision -Making to Students of Medical Faculties// IEJME - Mathematics education, 2016, Vol. ll,No.4,539-548. Article number: mathedu.2016.051. http:// iejme.com/arsiv.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.