DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-326-329
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ
Романова Е.В.
ORCID: 0000-0002-0225-6435, НИУ МГСУ, г. Москва, Российская Федерация
В последние десятилетия растет число студентов с завышенной самооценкой, сопровождаемой защитными искажениями. Это ведет к трудностям социализации, а в дальнейшем мешает трудоустройству. Причины указанных явлений раскрыты в данном исследовании.
Ключевые слова: аффект неадекватности; защитное иска-OfCetitiC ; студент; самооценка; уровень притязаний; социальная желательность; коррекция.
REASONS AND CONSEQUENCES
OF INADEQUATE SELF-ASSESSMENT OF STUDENTS
Romanova E. V.
ORCID: 0000-0002-0225-6435, Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russian Federation
In the last decades the number of students with the high self-esteem grows. She is followed by protective distortions. It leads to difficulties of socialization, and further prevents employment. The reasons of the specified phenomena are opened in this research.
Keywords: affect of inadequacy; protective distortion; student; self-assessment; level of claims; social desirability; correction.
Студенческая юность - период профессионального становления личности, в котором существенно изменятся отношение молодых лю-
дей к самим себе и к своему будущему. В фокусе самооценки физические данные уступают место умственным способностям, и изменяют отношение к себе. В 17-18 лет самоконтроль развит не в полной мере, поэтому успешно сданный ЕГЭ и поступление в вуз часто приводит к формированию у студентов завышенной самооценки вплоть до неадекватной. Неадекватная самооценка с трудом поддается коррекции и в дальнейшем способна оказать устойчивое негативное влияние на профессиональное становление молодого специалиста.
Мониторинг самооценки (СО) и уровня притязаний (УП) в НИУ МГСУ (2003—2016 гг.) выявил устойчивый рост числа обучающихся с неадекватно высоким уровнем самооценки. Для многих студентов характерно проявление «защитных самооценочных искажений», которые способны существенно затормозить профессиональное развитие даже одаренных студентов, в то время как менее одаренные, но более адекватные обучающиеся со временем добиваются гораздо большего [4]. Исследование Абрамян A.A., установившей что студенты, успешно определившиеся с будущей профессией, имеют более адекватную самооценку и более низкий уровень притязаний, чем их неопределившиеся однокурсники [1], обозначило проблему исследования.
Актуальность исследования обусловлена объективным противоречием между оценкой молодых специалистов работодателями и их самооценкой личности и профессионализма. Целью исследования стало определение уровня самооценки студентов, установление возможных причин ее неадекватного роста и способов коррекции. В исследовании использованы следующие инструментарий: методика самооценки личности Будасси, проба Шварцландера и EPI (шкала «Достоверность»), Целевая группа - 61 студент 1 курса МГСУ.
В исследовании 2017 г. неадекватно высокая СО выявлена у 22 студентов (36%), высокая у 13 (21,3%), выше среднего у 8 (13,1%), средняя у 12 (19,6%), от «ниже средней» до «неадекватно низкой» у 6 (9,8%). При оценке результатов учитываем мнение С.Ю. Шало-вой, что оценочные способности достаточно развиты всего у 30% испытуемых [5]. E.H. Осин связывает высокие показатели СО с высоким уровнем социальной желательности (СЖ) [3]. СЖ побуждает
респондента необоснованно позитивно оценивать свои качества. Сопоставив приведенные выше данные с результатами EPI (где шкала «Достоверность» измеряет СЖ респондента), обнаружили, что повышенную СЖ демонстрируют 15 студентов с неадекватно высокой СО, по 4 с высокой и выше средней СО, по 1 со средней и низкой СО. Таким образом, неустойчивый образ «идеального Я», желание показать себя в более выгодном свете являются одной из причин неадекватно высокой СО при ее измерении с помощью методики Будасси.
Исследование УП выявило неадекватно высокий уровень у 2 (3,2%) студентов, высокий у 9 (14,8%), средний у 28 (45,9%), низкий у 22 (36%). При этом по 10 студентов сочетают неадекватно высокую СО с низким и средним УП, 5 - высокую СО со средним УП, 4 - высокую СО с низким УП. Данные результаты показывают, что неадекватно высокая СО формируется на фоне пониженных требований к себе и невысокого УП. Для таких студентов характерно проявление аффекта неадекватности [2]. В ситуации неустойчивого успеха они не склонны снижать самооценку: защитная реакция проявляется в снижении УП и вытеснении осознания неуспеха. Ригидность СО вызывает неадекватные поведенческие реакции: обидчивость, агрессивность, упрямство.
Возможность коррекции неадекватной самооценки видится в ранней диагностике, осознании и принятии студентом проблемы, целенаправленной работе по увеличению требовательности к себе. Корректирующие мероприятия следует направить на то, чтобы самооценка отражала действительное положение дел и была, насколько это возможно, устойчивой [5].
Список литературы
1. Абрамян A.A. Влияние самооценки студентов на профессиональное самоопределение // Современная педагогика, 2015. № 6. - URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4371
2. Белоконь М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения. Автореф. дис. канд. психол. наук. Краснодар, 1999. 20 с.
3. Осин E.H. Проблема социальной желательности в исследованиях личностного потенциала. - URL: http://www.academia.edu/3145417
4. Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза // Вестник Московского университета: Научный журнал, 2004. № 1. С. 10-35.
5. Шалова С.Ю. Экспериментальный подход к изучению самооценки знаний студентов // Интернет-журнал «Науковедение», 2012. № 4 (13). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/26pvn412.pdf
ВОТ: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-329-337
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Рябова Т.В.
ОЯСГО: 0000-0002-2199-2251, ФГБОУ ВО Казанский государственный медицинский университет, г. Казань, Российская Федерация
В статье представлена авторская модель формирования психологической готовности студентов принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях. В модели отражены структура и функции будущих работников здравоохранения (медицинская, организационно-управленческая, научно-исследовательская, профилактическая). Представлены результаты проведения психолого-педагогического эксперимента по формированию психологической готовности.
Ключевые слова: информационный; когнитивный; эмоционально-волевой; мотивационной; коммуникативный; креативный и ан-тиципационный компоненты; критерии и уровни сформированно-сти; контрольная и экспериментальная группы.