Научная статья на тему 'Причины и последствия неадекватной самооценки студентов'

Причины и последствия неадекватной самооценки студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1420
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ / ЗАЩИТНОЕ ИСКАЖЕНИЕ / СТУДЕНТ / САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ / КОРРЕКЦИЯ / AFFECT OF INADEQUACY / PROTECTIVE DISTORTION / STUDENT / SELF-ASSESSMENT / LEVEL OF CLAIMS / SOCIAL DESIRABILITY / CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Е.В.

В последние десятилетия растет число студентов с завышенной самооценкой, сопровождаемой защитными искажениями. Это ведет к трудностям социализации, а в дальнейшем мешает трудоустройству. Причины указанных явлений раскрыты в данном исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS AND CONSEQUENCES OF INADEQUATE SELF-ASSESSMENT OF STUDENTS

In the last decades the number of students with the high self-esteem grows. She is followed by protective distortions. It leads to difficulties of socialization, and further prevents employment. The reasons of the specified phenomena are opened in this research.

Текст научной работы на тему «Причины и последствия неадекватной самооценки студентов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-326-329

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ

Романова Е.В.

ORCID: 0000-0002-0225-6435, НИУ МГСУ, г. Москва, Российская Федерация

В последние десятилетия растет число студентов с завышенной самооценкой, сопровождаемой защитными искажениями. Это ведет к трудностям социализации, а в дальнейшем мешает трудоустройству. Причины указанных явлений раскрыты в данном исследовании.

Ключевые слова: аффект неадекватности; защитное иска-OfCetitiC ; студент; самооценка; уровень притязаний; социальная желательность; коррекция.

REASONS AND CONSEQUENCES

OF INADEQUATE SELF-ASSESSMENT OF STUDENTS

Romanova E. V.

ORCID: 0000-0002-0225-6435, Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russian Federation

In the last decades the number of students with the high self-esteem grows. She is followed by protective distortions. It leads to difficulties of socialization, and further prevents employment. The reasons of the specified phenomena are opened in this research.

Keywords: affect of inadequacy; protective distortion; student; self-assessment; level of claims; social desirability; correction.

Студенческая юность - период профессионального становления личности, в котором существенно изменятся отношение молодых лю-

дей к самим себе и к своему будущему. В фокусе самооценки физические данные уступают место умственным способностям, и изменяют отношение к себе. В 17-18 лет самоконтроль развит не в полной мере, поэтому успешно сданный ЕГЭ и поступление в вуз часто приводит к формированию у студентов завышенной самооценки вплоть до неадекватной. Неадекватная самооценка с трудом поддается коррекции и в дальнейшем способна оказать устойчивое негативное влияние на профессиональное становление молодого специалиста.

Мониторинг самооценки (СО) и уровня притязаний (УП) в НИУ МГСУ (2003—2016 гг.) выявил устойчивый рост числа обучающихся с неадекватно высоким уровнем самооценки. Для многих студентов характерно проявление «защитных самооценочных искажений», которые способны существенно затормозить профессиональное развитие даже одаренных студентов, в то время как менее одаренные, но более адекватные обучающиеся со временем добиваются гораздо большего [4]. Исследование Абрамян A.A., установившей что студенты, успешно определившиеся с будущей профессией, имеют более адекватную самооценку и более низкий уровень притязаний, чем их неопределившиеся однокурсники [1], обозначило проблему исследования.

Актуальность исследования обусловлена объективным противоречием между оценкой молодых специалистов работодателями и их самооценкой личности и профессионализма. Целью исследования стало определение уровня самооценки студентов, установление возможных причин ее неадекватного роста и способов коррекции. В исследовании использованы следующие инструментарий: методика самооценки личности Будасси, проба Шварцландера и EPI (шкала «Достоверность»), Целевая группа - 61 студент 1 курса МГСУ.

В исследовании 2017 г. неадекватно высокая СО выявлена у 22 студентов (36%), высокая у 13 (21,3%), выше среднего у 8 (13,1%), средняя у 12 (19,6%), от «ниже средней» до «неадекватно низкой» у 6 (9,8%). При оценке результатов учитываем мнение С.Ю. Шало-вой, что оценочные способности достаточно развиты всего у 30% испытуемых [5]. E.H. Осин связывает высокие показатели СО с высоким уровнем социальной желательности (СЖ) [3]. СЖ побуждает

респондента необоснованно позитивно оценивать свои качества. Сопоставив приведенные выше данные с результатами EPI (где шкала «Достоверность» измеряет СЖ респондента), обнаружили, что повышенную СЖ демонстрируют 15 студентов с неадекватно высокой СО, по 4 с высокой и выше средней СО, по 1 со средней и низкой СО. Таким образом, неустойчивый образ «идеального Я», желание показать себя в более выгодном свете являются одной из причин неадекватно высокой СО при ее измерении с помощью методики Будасси.

Исследование УП выявило неадекватно высокий уровень у 2 (3,2%) студентов, высокий у 9 (14,8%), средний у 28 (45,9%), низкий у 22 (36%). При этом по 10 студентов сочетают неадекватно высокую СО с низким и средним УП, 5 - высокую СО со средним УП, 4 - высокую СО с низким УП. Данные результаты показывают, что неадекватно высокая СО формируется на фоне пониженных требований к себе и невысокого УП. Для таких студентов характерно проявление аффекта неадекватности [2]. В ситуации неустойчивого успеха они не склонны снижать самооценку: защитная реакция проявляется в снижении УП и вытеснении осознания неуспеха. Ригидность СО вызывает неадекватные поведенческие реакции: обидчивость, агрессивность, упрямство.

Возможность коррекции неадекватной самооценки видится в ранней диагностике, осознании и принятии студентом проблемы, целенаправленной работе по увеличению требовательности к себе. Корректирующие мероприятия следует направить на то, чтобы самооценка отражала действительное положение дел и была, насколько это возможно, устойчивой [5].

Список литературы

1. Абрамян A.A. Влияние самооценки студентов на профессиональное самоопределение // Современная педагогика, 2015. № 6. - URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4371

2. Белоконь М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения. Автореф. дис. канд. психол. наук. Краснодар, 1999. 20 с.

3. Осин E.H. Проблема социальной желательности в исследованиях личностного потенциала. - URL: http://www.academia.edu/3145417

4. Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза // Вестник Московского университета: Научный журнал, 2004. № 1. С. 10-35.

5. Шалова С.Ю. Экспериментальный подход к изучению самооценки знаний студентов // Интернет-журнал «Науковедение», 2012. № 4 (13). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/26pvn412.pdf

ВОТ: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-329-337

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Рябова Т.В.

ОЯСГО: 0000-0002-2199-2251, ФГБОУ ВО Казанский государственный медицинский университет, г. Казань, Российская Федерация

В статье представлена авторская модель формирования психологической готовности студентов принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях. В модели отражены структура и функции будущих работников здравоохранения (медицинская, организационно-управленческая, научно-исследовательская, профилактическая). Представлены результаты проведения психолого-педагогического эксперимента по формированию психологической готовности.

Ключевые слова: информационный; когнитивный; эмоционально-волевой; мотивационной; коммуникативный; креативный и ан-тиципационный компоненты; критерии и уровни сформированно-сти; контрольная и экспериментальная группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.