СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
О. В. Гукаленко
Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 5 (95). С. 22-42 Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 5 (95). P. 22-42.
Научная статья УДК 371
doi: 10.24412/2224-0772-2023-95-22-42
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Ольга Владимировна Гукаленко1, Ирина Владимировна Ускова2
1 2 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия
Аннотация. В статье актуализирован воспитательный потенциал внеурочной деятельности, ориентированной на приобщение обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, условием эффективности которой является обеспечение готовности педагогов к решению этой задачи. Проблема готовности педагогов к приобщению обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям во внеурочной деятельности рассмотрена на методологическом и эмпирическом уровне. Показано, что внеурочная деятельность предоставляет возможность интеграции субъектного потенциала участников образовательных отношений и социальных партнеров образовательных организаций в творческой совместной социально-образовательной деятельности на основе традиционных российских ценностей. Готовность педагога к ценностно ориен-
© Гукаленко О. В., Ускова И.В., 2023
тированной внеурочной деятельности раскрывается через гармоничное единство гражданской позиции педагога, его способности к педагогическому инжинирингу внеурочной деятельности по приобщению обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям и ряда профессиональных компетенций, наличия у педагога знаний о личностных ценностях, ценностных ориентациях общества, возрастных особенностях формирования ценностных установок. Представлены некоторые результаты мониторинга мнения педагогов о процессе приобщения обучающихся к традиционным российским ценностям средствами внеурочной деятельности, проведенного ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» под руководством авторов статьи.
Ключевые слова: готовность педагога к внеурочной деятельности, приобщение обучающихся к традиционным российским ценностям, профессиональная компетентность педагога, гражданская позиция педагога, внеурочная деятельность, общеобразовательная школа, культурологический подход, ценностно-смысловой подход, личностно ориентированный подход
Финансирование: статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ ФГБНУ «ИСРО» № 073-0000823-07 от 28.07.2023 по теме «Научно-педагогический анализ реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Российской Федерации».
Для цитирования: Гукаленко О. В., Ускова И. В. Формирование готовности педагогов к организации ценностно ориентированной внеурочной воспитательной деятельности: методологические подходы и образовательная практика // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 5 (95). С. 22-42. аок 10.24412/2224-0772-2023-95-22-42
Original article
FORMATION OF READINESS OF TEACHERS TO ORGANIZE VALUE-ORIENTED EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL ACTIVITIES: METHODOLOGICAL APPROACHES AND EDUCATIONAL PRACTICE
Olga V. Gukalenko1, Irina V. Uskova2
1 2 Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia
Abstract. The article updates the educational potential of extracurricular activities aimed at introducing students to traditional Russian spiritual and moral values, the condition for the effectiveness of which is ensuring the readiness of teachers to solve this problem. The problem of teachers' readiness to introduce students to traditional Russian spiritual and moral values in extracurricular
activities is considered at the methodological and empirical levels. It is shown that extracurricular activities provide the opportunity to integrate the subject potential of participants in educational relations and social partners of educational organizations in creative joint social and educational activities based on traditional Russian values. The teacher's readiness for value-oriented extracurricular activities is revealed through the harmonious unity of the teacher's civic position, his ability for pedagogical engineering of extracurricular activities to introduce students to traditional Russian spiritual and moral values and a number of professional competencies, the teacher's knowledge of personal values, value orientations of society, age-related characteristics of the formation of value attitudes. Some results of monitoring the opinions of teachers on the process of introducing students to traditional Russian values through extracurricular activities, carried out by the Federal State Budgetary Institution "Institute for Educational Development Strategy of the Russian Academy of Education" under the leadership of the authors of the article are presented.
Keywords: teacher's readiness for extracurricular activities, introducing students to traditional Russian values, professional competence of a teacher, civic position of a teacher, extracurricular activities, secondary school, cultural approach, value-semantic approach, personality-oriented approach
Funding: the article was prepared within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation for the Institute for Strategy of Education Development № 073-00008-23-07 from 28.07.2023 on the topic «Scientific and pedagogical analysis of the implementation of extracurricular activities in general education organisations of the Russian Federation».
For citation: Gukalenko O. V., Uskova I. V. Formation of readiness of teachers to organize value-oriented extracurricular educational activities: methodological approaches and educational practice. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(5):22-42. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-95-22-42
Традиционные духовно-нравственные ценности являют собой «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России» [13, п. 4]; они составляют, по сути, аксиологическую основу государственной системы образования и задают вектор мировоззренческой составляющей общества на десятилетия. Задача приобщения молодого поколения россиян к традиционным российским духовно-нравственным ценностям по своей значимости выходит далеко за сферу образования — на уровень обеспечения национальной безопасности страны, так как она определяет перспективы развития российского общества [1]. Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей является приоритетным направлением современ-
ной государственной политики в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, сохранения культурных традиций, историко-культурного наследия и исторической памяти народов и народностей многонациональной и многоконфессиональной России. Приобщение молодого поколения россиян к традиционным духовно-нравственным ценностям — одно из основных условий позитивной социализации детей и юношества; его выполнение создает основу для самореализации молодежи в социальной практике, созидательной деятельности во благо родной страны.
Новые вызовы нашего времени чрезвычайно актуализировали проблему ценностного самоопределения молодежи в связи с возросшими социальными рисками и процессами переосмысления, переоценки ценностей обществом, которые всегда характерны для исторических эпох кризисного характера, связанных с особым напряжением человеческих ресурсов страны, необходимостью консолидации общества, его ответа на внешние вызовы.
Ведущую роль в решении задачи приобщения молодого поколения россиян к традиционным духовно-нравственным ценностям играет система образования, школа, воспитательная работа с детьми и молодежью, в том числе внеурочная деятельность учащихся. Значимость внеурочной деятельности в формировании у учащихся ценностных ориентаций обусловлена ее особенностями:
- внеурочная деятельность в большей степени, чем деятельность учащегося на уроке, позволяет учитывать интересы обучающихся в отборе содержания;
- во внеурочной деятельности возможно использовать активно-дея-тельностные формы с применением разнообразных современных средств обучения и воспитания;
- внеурочная деятельность предоставляет школьнику возможность социальных проб, выбора видов, форм деятельности;
- во внеурочной деятельности имеется дополнительное пространство для включения в совместную деятельность родителей и других субъектов социокультурной среды.
Представления об особом воспитательном потенциале внеурочной деятельности в современной педагогике восходят к теоретическим и методическим положениям о внеклассной и внешкольной работе с детьми выдающихся отечественных педагогов С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко,
В. А. Сухомлинского, К. Н. Вентцеля, П. П. Блонского и др., опираются на сформированные в новой России (с 1990-х годов по 2020-е годы) концептуальные подходы, теоретико-методологические основы воспитания, изложенные в работах В. А. Караковского, Н. Е. Щурковой, Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, М. И. Рожкова, Н. Д. Никандрова, Г. Н. Филонова, Б. Т. Лихачева, В. М. Коротова, Г. Н. Волкова, Г. К. Селевко, А. В. Мудрика, Н. М. Борытко, А. М. Кондакова, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова и др., идеи культурологического, аксиологического, гуманистического, средового, личностно ориентированного, системно-деятельностного подходов.
Внеурочная деятельность, которая как самостоятельный вид и сфера реализации образовательного процесса вошла в современную общеобразовательную школу вместе с первым федеральным государственным образовательным стандартом в 2010-е годы, в современных условиях приобретает все большее значение.
Сегодня возможность проектирования и реализации процесса приобщения обучающихся к традиционным российским ценностям во внеурочной деятельности обеспечена рядом нормативно-правовых актов, определяющих содержание государственной политики в сферах национальной безопасности, образования, науки и культуры. Среди них документы, определяющие стратегические ориентиры воспитательной работы (Конституция России; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Указы Президента РФ «О Стратегии научно-технологического развития РФ», «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации», «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года», «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» и др.), а также документы, определяющие механизмы организации воспитательной работы (в том числе во внеурочное время) с учащимися (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Приказ
Минобразования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», Приказы Министерства просвещения РФ об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования, Приказы Министерства просвещения РФ об утверждении федеральных образовательных программ и др.).
Ключевую роль в организации внеурочной деятельности в школе играет педагог — учитель, классный руководитель, администратор школы; готовность педагога к ведению внеурочной деятельности — важнейшее условие эффективности воспитательного процесса в школе и образования в целом. Отметим, что в современной России разработка методологии и методик подготовки педагогов к приобщению школьников к традиционным российским духовно-нравственным ценностям соответствует положениям Раздела 5.7. «Науки и образование» Перечня приоритетных направлений фундаментальных и поисковых исследований на 2021-2030 годы (национальные проекты) [12], является одним из ключевых направлений научных исследований.
Под готовностью педагога к ценностно ориентированной внеурочной деятельности понимается наличие у него в гармоничном единстве гражданской позиции, способности к педагогическому инжинирингу внеурочной деятельности по приобщению обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям и ряда профессиональных компетенций, наличия у педагога знаний о личностных ценностях, ценностных ориен-тациях общества, возрастных особенностях формирования ценностных установок. Проявлением гражданской зрелости педагога является его нацеленность на формирование у учащихся адекватного ценностного отношения к действительности. Педагогический инжиниринг предполагает владение педагогом навыками планирования, разработки и подготовки воспитательного процесса, а также обеспечения эффективности его реализации в контексте соблюдения логики воспитания (знания — убеждения — поведение) и учета условий эффективной социализации молодежи. Рассматриваемая готовность является основой и ключевым компонентом профессиональной компетентности педагогов в сфере внеурочной деятельности, воспитательной и социальной работы в целом, включает в себя психологическую, знаниевую и технологическую составляющие.
Психологическая готовность педагога базируется на его внутренней
настроенности на целенаправленную мобилизацию своих сил и профессиональных навыков на активную профессиональную деятельность по приобщению обучающихся к духовно-нравственным ценностям. Психологическая готовность педагога—это целостное состояние личности, которое включает в себя прежде всего его гражданскую позицию, выражающуюся в принятии педагогом традиционных, проверенных веками духовно-нравственных ценностей россиян как своей личностной основы, своих убеждений и поведения, в убежденности в значимости следования ценностям как императива поступательного качественного развития российского общества, а также мотивацию трансляции воспитанникам ценностного отношения к личностному развитию, к действительности, к прошлому и будущему нашей страны [11]. Гражданская позиция и духовно-нравственная культура являются основой готовности педагога к ценностно ориентированному воспитанию и социализации школьников во внеурочной деятельности.
«Знаниевая» готовность педагога к организации ценностно ориентированной внеурочной деятельности предполагает: наличие у него необходимых профессионально-педагогических знаний по приобщению школьников к традиционным ценностям; необходимый объем знаний о культуре и истории России, мира, человеческой цивилизации, наличие активного тезауруса в этой области; владение знаниями о личностных ценностях и ценностных ориентациях общества и др.
Технологическая готовность педагога к организации ценностно ориентированной внеурочной деятельности основана на его профессиональном опыте и мастерстве, педагогических способностях и методической подготовленности к педагогическому инжинирингу внеурочной деятельности школьников — проектированию, реализации и диагностике внеурочной воспитательной деятельности с обучаемыми по приобщению их к духовно-нравственным ценностям.
В трудах ученых и социокультурной практике доказано, что готовность педагога к воспитанию школьников определяется во многом его личностными качествами, его гражданской позицией и отношением к духовно-нравственным ценностям. Гражданская позиция педагога как «интегративное качество личности, включающее в себя комплекс знаний, ценности, нравственные качества личности, отражающее социально обусловленное отношение человека к своей стране, гражданскому обществу и самому себе и предполагающее сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном
плане» [6, с. 18] во многом определяет социальную и психологическую готовность учителя к воспитательной внеурочной деятельности по приобщению школьников к традиционным ценностям.
Важность принятия педагогом на личностном уровне духовно-нравственных ценностей как аксиологического императива определяется социальной значимостью педагогической профессии — как исполнителя «социального заказа общества». Педагог, учитель, воспитатель, формируя убеждения современных подростков и юношей на основе тех ценностей, которые близки ему самому, тем самым определяет, по сути, будущее Отечества: «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины» (К. Д. Ушинский) [14].
Востребованность социально-воспитательной работы с молодыми учителями и воспитателями обусловлена рядом факторов, в том числе достаточно большой численностью молодежи в системе образования [7, с. 86-89]. При этом отметим: для современных молодых педагогов взросление пришлось на конец прошлого — начало нынешнего столетия, когда, по сути, в системе формального образования (как и в стране в целом) отсутствовало системное воспитание по приобщению подрастающего поколения к традиционным для России ценностям. Недостатки в организации воспитательной работы с детьми и молодежью в прошлые годы сказываются и на состоянии подготовленности педагогических кадров к ведению воспитательной работы в соответствии с потребностями российского общества, например [9, с. 45, 49, 72].
Личностные ценности включают в себя единство ценностных установок, транслируемых обществом, и ценностных отношений личности к действительности. Гражданская позиция педагога, положительная мотивация качественной трансляции им духовно-нравственных ценностей своим воспитанникам обусловлены как минимум двумя группами факторов:
- принятием педагогом исторически культивируемого в российском обществе почтения к образованию и образованности, убежденности в значимости образования для социокультурного развития российского общества, России, уважения к педагогической профессии, к наставнику, учителю, воспитателю. В этом контексте ценностное отношение педагога к своей профессиональной деятельности основано на ценностях педагогического труда, которые, входя в духовно-нравственные ценности
общества, интегрируют в своем содержании самобытную педагогическую культуру народов России, сложившуюся в ходе тысячелетнего историко-культурного развития нашей страны, являют собой средства духовной связи поколений;
- удовлетворением важнейших для педагога личностных потребностей познания и уважения, сопряженных с профессионально-педагогической компетентностью, познавательной (в том числе образовательной) и педагогической деятельностью, с их результатами. Ценностное отношение педагога к своей профессиональной деятельности, очевидно, предопределено удовлетворением потребностей в достойной жизни, профессионально-педагогической самореализацией, признанием и уважением со стороны коллег, общества, государства [10].
Среди доминант созидательного профессионально-педагогического труда и профессиональной самореализации для современных молодых педагогов, а следовательно, и факторов, определяющих готовность педагогов к ценностно ориентированному воспитанию школьников во внеурочной деятельности, можно выделить следующие:
- реальное признание со стороны общества и государства вклада профессии педагога в развитие общества, значимости его труда, выражающееся в обеспечении достойной жизни, быта учителей, воспитателей, преподавателей, в том числе обеспечение доступного культурного разнообразного по содержанию и форме досуга, реально-индивидуальная (не статистически усредненная) достойная материально-финансовая оценка труда, современная материально-техническая база образования;
- доступное получение качественного педагогического образования, профессиональная деятельность в соответствии с интересами и потенциями, педагогическими традициями, возможность реализации современных отечественных и зарубежных практик образования;
- профессиональная моральная поддержка коллег, созидательное профессионально-педагогическое взаимодействие, комфортные условия профессиональной деятельности, обеспечивающие возможность педагогического творчества, профессионального роста, самореализации;
- результативность педагогического труда — собственная профессиональная успешность, а также успешность и самореализация учеников, воспитанников [11].
Анализ результатов масштабного мониторинга мнения педагогов о процессе приобщения обучающихся к традиционным российским
ценностям средствами организации внеурочной деятельности (проведен в октябре — ноябре 2022 года в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00058-22-08 от 26.07.2022 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по проекту «Психолого-педагогические основы приобщения учащихся к традиционным российским ценностям на основе внеурочной деятельности») [9] позволил выявить ряд особенностей сформированности психологической готовности педагогов к ценностно ориентированному воспитанию школьников во внеурочной деятельности. В частности, анализ распределения ответов педагогов на вопросы «Какие ценности, на Ваш взгляд, доминируют у современных учащихся?» и «Отличается ли [вышеобозначенный Вами] рейтинг ценностей учащихся от Вашего личного?» позволяет в определенной степени судить о структуре ценностей у самих педагогов-практиков (рис. 1, 2) [9, с. 21-22, 41].
__________1
1II1 11 1 ■ -1-------1
II
соц. успешн., труд, карьера, образование
■ общение, здоровье, семья патриотизм, экология
труд, карьера, образование ) ~ линейная (общение, здоровье,
от 10 до 20 лет
от 20 до 30 лет
>0 лет и более
50
0000
духовные, культурные нравственные кач. лич
45
0000
ость, матер.бл
30
0000
линейная (духовные, культурные, нравственные
5
0000
линейная (патриотизм
0000
от 5 до 10 лет
Рисунок 1. Дифференциация во мнении педагогов-практиков о структуре ценностных ориентаций учащихся
Показательн о, что среди молодых педагогов-практиков около четверти опрошенных (28,5% — стаж до 5 лет, 22,2% — стаж от 5 до 10 лет) считают, что их ценностное отношение к действительности близко или сходно с ценностны ми ориентациями школьников (рис. 2). Анализ данных — линии тренда на рис. 1 — свидетельствует, что молод ые педагоги более оптимистично, чем их старшие коллеги, оценивают наличие у современн ых школьников духовных и культурных ценностей, ценностей значимости нравственных качеств личности, а также; ценностей
социальной успешности, труда, карьеры, образования. В то же время с увеличением стажа работы педагоги в большей степени считают, что для современных учащихся значимы успешность, материальные блага, деньги, общение, здоровье, семья. Значимость для школьников ценностей патриотизма и экологии педагоги оценивают примерно одинаково, независимо от стажа работы.
Оценка педагогами конфликта их жизненных ценностей и ценностных установок, транслируемых учащимся в ходе внеурочной деятельности (дифференциация педагогов по стажу, в % к числу опрошенных в группе)
30 лет и более
60,0
50,0
40,0
30,0
20,0
0,0
0,0
Рисунок2. Различия взависимостиотстажа во мнениях педагогов о соответствии их ценностей ценностям современных учащихся
Анализ ответов навопрос«Существуетли конфликтценностей, которых Вы придерживаетесь в жизни, с теми ценностями, которые Вы транслируете учащимся в ходе внеурочной деятельности?» позволяет косвенно определить, с одной стороны, насколько традиционные ценности приняты самими учителями школ, а с другой — насколько психологическив комфортных/некомфортныхусловиях работает современный педагог (в контексте вопроса: трансляция учителем ценностей и собственных убеждений учащимся). Инфографика, отражающая различия во мнениях педагогов-практиков о конфликте их жизненных ценностейи ценностныхустановок, транслируемыхучащимсяв ходе внеурочнойдеятельности,представленана рис. 3[9, с.45].
Анализируя ответы респондентов,отметим,чтов целомболее четверти (27,6%) педагоговсчитают, чтотакили иначе в ходе внеурочной деятельности транслируют учащимся ценностные установки, которых
сами не придерживаются. При этом различия в транслируемых установках и своем ценностном отношении к жизни в большей степени отмечают молодые педагоги и педагоги со значительным стажем работы: принципиальные и существенные различия в ценностях отмечают 30% педагогов со стажем работы до 5 лет, 34% — со стажем 5-10 лет, 30,6% — со стажем работы в системе образования более 30 лет; среди педагогов-практиков, имеющих стаж работы 10-20 лет, — 22,6% и стаж 20-30 лет — 23,3% говорят о таких различиях. Можно предположить, что данным педагогам не удается установить близкие отношения с учащимися, поскольку подростки всегда чувствуют неискренность, фальшь; ценности данной категории педагогов, возможно, отличаются от традиционных российских ценностей. Почти три четверти (72,4%) педагогов не испытывают такого дискомфорта в общении с учащимися — транслируемые ими обучаемым ценности соответствуют в целом их внутренним убеждениям и взглядам.
Оценка педагогами конфликта их жизненных ценностей и ценностных установок, транслируемых учащимся в ходе внеурочной деятельности (дифференциация педагогов по стажу, в % к числу опрошенных в группе)
30 лет и более
Рисунок 3. Различия в зависимости от стажа во мнениях педагогов о конфликте их жизненныхценностейсценностнымиустановками, транслируемымиучащимсявходе внеурочнойдеятельности
Психологическойподготовкой учителя к ценностноориентированному воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности справедливо считать в первуюочередь развитиеегогражданскойпозиции — процессосвоения и закрепления норм, ценностей и актуальных стереотипов гражданского поведения, которыепозволяют учителюзанимать активную жизненную
60,0
50,0
40,0
30,0
20,0
0,0
0,0
позицию в гражданском обществе и эффективно формировать гражданское самосознание личности учащегося (по Е. А. Казаевой [6, с. 18]). Ключевыми принципами данной подготовки педагога справедливо считать:
- целенаправленность в сочетании со взвешенной наступательностью и системность в формировании у педагогов ценностного отношения к своему профессиональному труду;
- аксиологический подход и объективная оценка условий принятия педагогами ценностных ориентаций в сфере профессиональной занятости и педагогического труда;
- деятельностно-творческий подход к формированию гражданской позиции педагога в трансляции им в педагогической практике ценностей и традиций российской культуры;
- сочетание массовости и адресной направленности культивирования у педагогов ценностного отношения к педагогической деятельности;
- ориентация на формирование у педагогов компетентности эффективной профессиональной социализации [11].
Наряду с психологической готовностью педагога к реализации им ценностных основ и традиций российской культуры во внеурочной деятельности важная роль отводится знаниево-технологической подготовке педагога.
Знаниевая и технологическая составляющие готовности педагога к ценностно ориентированной внеурочной воспитательной деятельности базируются на его компетентности в реализации положений (как минимум) культурологического, ценностно-смыслового, системно-деятель-ностного, личностно-развивающего подходов в образовании. В рамках культурологического подхода аксиологической основой образования и социально-воспитательной деятельности, собственно, выступают традиционные российские духовно-нравственные ценности. Реализация концептуальных положений ценностно-смыслового подхода в воспитании предполагает целеполагание и проектирование внеурочной деятельности школьников на аксиологических основаниях [2; 3], разработку такого содержания внеурочной деятельности, которое будет транслировать обучающимся духовно-нравственные идеалы и культурно-исторические традиции российского народа. Системность, опора на активную деятельность воспитанников, учет их индивидуальности — объективные требования к внеурочной воспитательной деятельности педагога по формированию традиционных российских ценностей у учащихся. Реализация системно-деятельностного и личностно-развивающего
подходов предполагает создание воспитателем условий для проявления каждым воспитанником своей субъектности, активной деятельностной позиции на основе учета имеющегося у воспитанника личного опыта ценностного поведения, а также рейтинга ценностей каждого воспитанника, его индивидуальных интересов, особенностей.
Важное место в готовности педагога к проектированию и ведению ценностно ориентированной внеурочной воспитательной деятельности занимает его знаниевая подготовка. Содержательно-знаниевая подготовка педагога в рассматриваемом контексте включает в себя: наличие у воспитателя необходимых профессионально-педагогических знаний по приобщению воспитанников к традиционным ценностям; необходимый объем знаний о культуре и истории России, мира, человеческой цивилизации, наличие активного тезауруса данных знаний; владение знаниями о личностных ценностях и ценностных ориентациях общества — знание педагогом основ аксиологии; осознание значимости традиционных духовно-нравственных ценностей для человека, личности, общества, государства; знание содержательной наполненности духовно-нравственных ценностей россиян [5].
Как следствие, воспитателю важно осознавать содержательную наполненность традиционных российских ценностей [15]. Несмотря на видимую простоту данной задачи, она неоднозначна в своем решении: содержание традиционных для России ценностей сегодня не получает однозначного толкования, а сам процесс их определения достаточно противоречив. Рассмотрение традиционных ценностей как продукта исторически обусловленной трансформации общественного сознания россиян, наличие в ценностях как национальных идеалов народов и народностей многонациональной России, так и общечеловеческих ценностей гуманизма, невозможность консервации ценностей в связи с демократизацией и информатизацией российского общества — эти и другие факторы многократно усложняют задачу определения содержательной наполненности традиционных российских ценностей. Необходимо учитывать, что ценностные установки общества образуют систему с равнозначными компонентами, а традиционные духовно-нравственные ценности имеют ряд особенностей: гуманистичны по своей природе, культивируются не в одном поколении россиян, определяют идеалы и убеждения большинства граждан российского общества, сформированы в ходе многовекового культурно-исторического развития России, имеют развитые
внутренние взаимосвязи, связаны с общечеловеческими ценностями. Представляется обоснованным рекомендовать педагогам в определении традиционных российских ценностей ориентироваться на их сущность, содержание, которые определены многовековыми морально-нравственными устоями российского общества, культурно-историческим развитием Отечества, поликультурностью и многоконфессиональностью России. Ценностные доминанты — базовое ядро групп традиционных российских ценностей — определены, в частности, группой исследователей ИСРО в рамках выполнения проекта «Психолого-педагогические основы приобщения учащихся к традиционным российским ценностям на основе внеурочной деятельности» [5; 8; 9].
Владение педагогом теорией и методикой воспитательной работы со школьниками входит в базу знаниево-технологической готовности педагога к ценностно ориентированному воспитанию школьников во внеурочной деятельности.
Отбор форм воспитательной работы по приобщению учащихся к духовно-нравственным ценностям во внеурочной деятельности должен строиться в соответствии с логикой и этапами воспитательного процесса; важно использовать интересные для школьников формы воспитания, наполненные современным педагогическим инструментарием. В практике воспитательной работы могут быть организованы: диспуты, беседы, встречи, гостиные; экскурсии; конкурсы, творческие лаборатории; проекты. Интерес учащихся к современным ИК-технологиям, возможности данных технологий позволяют широко использовать в ценностно ориентированном воспитании школьников телекоммуникационные марафоны, виртуальные флешмобы, цифровые социально-образовательные платформы, социальные сети, возможности искусственного интеллекта и др.
В реализации педагогического инжиниринга ценностно ориентированной внеурочной воспитательной деятельности целесообразно учитывать следующие условия:
- проектирование концептуальной базы технологий ценностно ориентированной воспитательной деятельности на основе актуализации в системе традиционных российских ценностей перспектив развития общественных институтов, являющихся носителями духовных ценностей российского общества, государства;
- разработка и реализация содержательного компонента технологий воспитания учащихся во внеурочной деятельности предусматривает
эффективную социализацию, ориентацию на действенные условия построения гражданами России успешной жизненной и профессиональной карьеры в различных сферах российской экономики и жизни общества;
- процессуальный компонент технологий воспитания предусматривает формирование эффективной системы продуктивного взаимодействия всех субъектов системы воспитания учащихся: семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ и др.;
- диагностический компонент технологий ценностно ориентированного воспитания включает в себя систему диагностических методик и критерии оценивания сформированности у воспитанников ценностного отношения к историко-культурному наследию страны, следования в поведении ценностным установкам российского общества.
Оценка уровня знаниево-технологической готовности педагогов к ценностно ориентированному воспитанию школьников во внеурочной деятельности осуществлялась в ходе мониторинга [9].
Обработка ответов педагогов на вопрос «Отметьте те группы ценностей, работа по формированию которых не вызывает у Вас затруднений» представлена на рис. 4.
Распределение мнения педагогов об отсутствии у них затруднений в приобщении учащихся к группам ценностей (в % к числу опрошенных)
Рисунок 4. Мнение педагогов об отсутствии у них затруднений в приобщении учащихся к отдельным группам ценностей [9, с. 48]
Анализ полученных результатов показывает, что педагоги достаточ-
но уверенно оценивают свои возможности и результаты педагогической деятельности по приобщению учащихся к духовно-нравственным ценностям, ценностям нравственно-этического характера (более 58% опрошенных) и к ценностям патриотизма (более 44% респондентов). Формирование ценностного отношения у учащихся к образованию в целом, формирование у них мотивации к познавательной деятельности, интеллектуальное развитие школьников не вызывает затруднений у четверти (24,8%) опрошенных педагогов. В то же время такие направления воспитательной работы, как привитие экологических ценностей, формирование у учащихся ценностного отношения к труду, ценностей культуры, ценностного отношения к историческому и культурному наследию, а также ценностей здорового образа жизни и физического развития, не вызывают трудностей только у 11-17% педагогов.
Оценка педагогами актуальных направлений повышения квалификации и самообразования по проблемам организации внеурочной деятельности с учащимися (дифференциация педагогов по стажу, в % к числу опрошенных в группе) разработка
программы внеуроч.деят.
Рисунок5. Дифференциацияв зависимостиотстажа работывомнениях педагоговонаиболееактуальныхнаправленияхповышенияквалификации и самообразованияпопроблемам организации внеурочной деятельности
с учащимися
Анализ ответов педагогов-практиков на вопрос мониторинга «Какие из представленных ниже направлений Вы считаете наиболее актуальными в повышенииквалификациии самообразования педагогов по организации внеурочнойвоспитательнойдеятельности с учащимися?» (рис. 5) [9, с. 48, 49] не только позволяетвыявить актуальные направления повышенияквалификациии самообразованияучителей,воспита-
телей и членов администраций образовательных организаций общего образования, но и дает возможность судить о структуре трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в приобщении школьников к духовно-нравственным ценностям во внеурочной деятельности.
Анализ полученных данных позволяет отметить актуальность всех предлагаемых в качестве ответов в вопросе направлений повышения квалификации и самообразования педагогов общего образования: выбор направлений респондентами в целом составил от 38 до 54%; в каждой группе педагогов (по стажу работы) нуждаются в повышении квалификации по всем этапам педагогического инжиниринга внеурочной воспитательной деятельности 18-22% опрошенных; конструирование содержания внеурочной деятельности — 12-17% респондентов.
Учителям необходимы современные технологии ценностно ориентированного воспитания школьников во внеурочной деятельности, основанные на интерактивном общении, сотворчестве и межкультурном диалоге, учитывающие не только возрастные и индивидуальные особенности учащихся, но и их ценностное отношение к действительности. Педагоги-практики нуждаются в современных методиках разработки программ воспитания, реализации принципов и конструирования содержания воспитательной работы, отбора методов и форм организации внеурочной воспитательной деятельности с учащимися.
Проведенное исследование и результаты мониторинга позволяют говорить о целесообразности формирования готовности педагогов к ценностно ориентированному воспитанию во внеурочной деятельности на трех взаимосвязанных уровнях: на общественно-государственном уровне, на уровне системы непрерывного профессионально-педагогического образования, на личностном уровне [4].
На общественно-государственном уровне необходимо создание условий для принятия педагогами, учителями, воспитателями своей значимости как ключевых трансляторов и проводников ценностных установок российского общества. На уровне системы непрерывного профессионально-педагогического образования целесообразно рассматривать готовность педагога к ценностно ориентированному воспитанию школьников во внеурочной деятельности как компонент его профессиональной компетентности (с внесением соответствующих изменений в федеральные государственные образовательные стандарты подготовки педагогических кадров). На личностном уровне функционирование данной системы направлено
на формирование гражданской позиции педагогов, саморазвитие у них качеств высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, высококомпетентной личности, способной реализовать свой профессионально-педагогический потенциал в условиях современного российского общества.
Подводя итог сказанному, отметим: готовность педагогов к ценностно ориентированной внеурочной деятельности необходимо рассматривать как компонент профессионально-педагогической компетентности и граж-данско-профессиональной позиции педагога. Именно школьный учитель, педагог может и должен сыграть главную роль в приобщении молодого поколения россиян к традиционным духовно-нравственным ценностям. Внеурочная деятельность обладает особым воспитательным потенциалом в приобщении школьников к традиционным российским ценностям, предоставляет возможности интеграции субъектного потенциала участников образовательных отношений и социальных партнеров образовательных организаций в творческой совместной социально-образовательной деятельности на основе традиционных российских ценностей.
Список источников
1. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Пустовойтов В. Н. и др. Безопасность молодежи в информационном поликультурном образовательном пространстве: социально-педагогические аспекты // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference "Education Environment for the Information Age") (EEIA-2018) / под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. С. 220-227.
2. Вершинина Л. В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя: монография. Самара: СГПУ, 2003. 148 с.
3. Воспитание в современной школе: от программы к действиям: методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов и др. / под ред. П. В. Степанова. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2020. 119 с. [Электронный ресурс]. URL: https://instrao.ru/index.php/content-page/49-izdaniya-instituta/3685-vospitanie-v-sovremennoy-shkole-ot-programmy-k-deystviyam-metodicheskoe-posobie (дата обращения: 10.06.2023).
4. Гукалеко О. В., Бермус А. Г., Пустовойтов В. Н. и др. Модель деятельности советника руководителя образовательной организации по воспитанию в условиях России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2021. № 6. С. 8-13.
5. Гукаленко О. В., Сериков В. В., Бермус А. Г. и др. Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям во внеурочной деятельности: от теории к практике // The world of academia: culture & education (Мир университетской науки: культура и образование). 2022. № 8. С. 30-42.
6. Казаева Е. А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2010. 41 с.
7. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, Л. Б. Кузьмичева, О. К. Озерова и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. 132 с. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/749756927.pdf (дата обращения: 25.11.2022).
8. Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в ходе внеурочной де-
ятельности: методология и практика: сборник докладов и тезисов участников круглых столов на тему «Психолого-педагогические технологии внеурочной и просветительской деятельности в общеобразовательной школе» в рамках IV Всероссийского научно-образовательного форума с международным участием «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» (Ростов-на-Дону 2022) и на тему «Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям во внеурочной деятельности: современные подходы и технологии» (Москва, 17.11.2022, ИСРО РАО) / под ред. О. В. Гукаленко. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 242 с.
9. Приобщение школьников к традиционным российским ценностям средствами внеурочной деятельности: Аналит. отчет по результатам мониторинга / под ред. О. В. Гукаленко, А. Г. Бермус, И. В. Вагнер и др. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 94 с.
10. Пустовойтов В. Н. Содержание ценностного отношения молодежи к труду и профессиональной самореализации // Современные проблемы науки и образования. 2022. № б [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32127 (дата обращения: 23.0б.2023). doi: 10.17513/spno.32127
11. Пустовойтов В. Н. Социально-педагогические принципы культивирования у будущих и молодых педагогов ценностей профессиональной деятельности // Социальная педагогика в России. 2023. № 2. С. 38-48 [Электронный ресурс]. URL: https://vnpnov.wixsite.com/pedagogy (дата обращения: 25.0б.2023).
12. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3б84-р (ред. от 21.04.2022) «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202101090048 (дата обращения: 12.05.2023).
13. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 12.05.2023).
14. Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола. Письмо первое / К. Д. Ушинский. СПб.: Лань, 2013. 19 с. [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/ book/30550 (дата обращения: 17.05.2023).
15. Borisenkov V., Gukalenko O., Pustovoitov V. Digitalization of education: trends in teacher training // E3S Web of Conferences: 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don: EDP Sciences, 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.e3sconferences.org/articles/e3sconf/abs/2021/49/e3sconf_ interagromash2021_12075/e3sconf_interagromash2021_12075.html (дата обращения: 05.05.2023). doi: 10.1051/e3sconf/202127312075
References
1. Borisenkov V. P., Gukalenko O. V., Pustovojtov V. N. i dr. Bezopasnost' molodezhi v informacionnom polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve: social'no-pedagogicheskie aspekty // Sbornik nauch-nyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuju jepohu» (International conference "Education Environment for the Information Age") (EEIA-2018) / pod red. S. V. Ivanovoj. M.: FGBNU «Institut strategii razvitija obrazovanija RAO», 2018. S. 220-227. [In Rus].
2. Vershinina L. V. Aksiologicheskoe prostranstvo obrazovanija: cennostnoe soznanie uchitelja: mono-grafija. Samara: SGPU, 2003. 148 s. [In Rus].
3. Vospitanie v sovremennoj shkole: ot programmy k dejstvijam: metodicheskoe posobie / P. V. Stepanov, N. L. Selivanova, V. V. Kruglov i dr. / pod red. P. V. Stepanova. M.: FGBNU «Institut strategii razvitija obrazovanija RAO», 2020. 119 s. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://instrao.ru/index.php/content-page/49-izdaniya-instituta/3685-vospitanie-v-sovremennoy-shkole-ot-programmy-k-deystviyam-metodicheskoe-posobie (data obrashhenija: 10.0б.2023). [In Rus].
4. Gukaleko O. V., Bermus A. G., Pustovojtov V. N. i dr. Model' dejatel'nosti sovetnika rukovoditelja obrazovatel'noj organizacii po vospitaniju v uslovijah Rossii // Social'naja pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2021. № 6. S. 8-13. [In Rus].
5. Gukalenko O. V., Serikov V. V., Bermus A. G. i dr. Priobshhenie uchashhihsja k tradicionnym rossijs-kim cennostjam vo vneurochnoj dejatel'nosti: ot teorii k praktike // The world of academia: culture & education (Mir universitetskoj nauki: kul'tura i obrazovanie). 2022. № 8. S. 30-42. [In Rus].
6. Kazaeva E. A. Pedagogicheskaja koncepcija razvitija grazhdanskoj pozicii budushhego uchitelja: av-toref. dis. ... dokt. ped. nauk: 13.00.08. Cheljabinsk, 2010. 41 s. [In Rus].
7. Obrazovanie v cifrah: 2022: kratkij statisticheskij sbornik / L. M. Gohberg, L. B. Kuz'micheva, O. K. Ozerova i dr. Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». M.: NIU VShJe, 2022. 132 s. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/749756927.pdf (data obrashheni-ja: 25.11.2022). [In Rus].
8. Priobshhenie uchashhihsja k tradicionnym rossijskim cennostjam v hode vneurochnoj dejatel'nosti: metodologija i praktika: sbornik dokladov i tezisov uchastnikov kruglyh stolov na temu «Psihologo-pedagogicheskie tehnologii vneurochnoj i prosvetitel'skoj dejatel'nosti v obshheobrazovatel'noj shkole» v ramkah IV Vserossijskogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma s mezhdunarodnym uchas-tiem «Missija universitetskogo pedagogicheskogo obrazovanija v XXI veke» (Rostov-na-Donu 2022) i na temu «Priobshhenie uchashhihsja k tradicionnym rossijskim cennostjam vo vneurochnoj dejatel'nosti: sovremennye podhody i tehnologii» (Moskva, 17.11.2022, ISRO RAO) / pod red. O. V. Gukalenko. M.: FGBNU «Institut strategii razvitija obrazovanija RAO», 2022. 242 s. [In Rus].
9. Priobshhenie shkol'nikov k tradicionnym rossijskim cennostjam sredstvami vneurochnoj dejatel'nosti: Analit. otchet po rezul'tatam monitoringa / pod red. O. V. Gukalenko, A. G. Bermus, I. V. Vagner i dr. M.: FGBNU «Institut strategii razvitija obrazovanija RAO», 2022. 94 s. [In Rus].
10. Pustovojtov V. N. Soderzhanie cennostnogo otnoshenija molodezhi k trudu i professional'noj sa-morealizacii // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2022. № 6 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32127 (data obrashhenija: 23.06.2023). doi: 10.17513/spno.32127 [In Rus].
11. Pustovojtov V. N. Social'no-pedagogicheskie principy kul'tivirovanija u budushhih i molodyh pedagogov cennostej professional'noj dejatel'nosti // Social'naja pedagogika v Rossii. 2023. № 2. S. 38-48 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://vnpnov.wixsite.com/pedagogy (data obrashhenija: 25.06.2023). [In Rus].
12. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 31.12.2020 № 3684-r (red. ot 21.04.2022) «Ob utverzhdenii Programmy fundamental'nyh nauchnyh issledovanij v Rossijskoj Federacii na dolgosrochnyj period (2021-2030 gody)» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202101090048 (data obrashhenija: 12.05.2023). [In Rus].
13. Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (data obrashhenija: 12.05.2023). [In Rus].
14. Ushinskij K D. Pis'ma o vospitanii naslednika russkogo prestola. Pis'mo pervoe / K. D. Ushinskij. SPb.: Lan', 2013. 19 s. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://e.lanbook.com/book/30550 (data obrashhenija: 17.05.2023). [In Rus].
15. Borisenkov V., Gukalenko O., Pustovoitov V. Digitalization of education: trends in teacher training // E3S Web of Conferences: 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don: EDP Sciences, 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.e3sconferences.org/articles/e3sconf/ abs/2021/49/e3sconf_interagromash2021_12075/e3sconf_interagromash2021_12075.html (data obrashhenija: 05.05.2023). doi: 10.1051/e3sconf/202127312075
Информация об авторах
О. В. Гукаленко — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования
И. В. Ускова — кандидат педагогических наук, начальник управления научно-исследовательской деятельности — ученый секретарь
Information about the authors
0. V. Gukalenko — Dr. Sc. (Education), Professor, Corresponding member RAO, Chief researcher of ISRO RAO
1. V. Uskova — PhD (Education), Scientific secretary Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education"
Статья поступила в редакцию 08.08.2023; одобрена после рецензирования 28.08.2023; принята к публикации 08.09.2023. The article was submitted 08.08.2023; approved after reviewing 28.08.2023; accepted for publication 08.09.2023.